Продолжаем изучение
книги Константина Дмитриевича Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии».
Предисловие
Но не только для того, чтобы основательно обсудить
предпринимаемую или уже предпринятую педагогическую меру и понимать основание
правил педагогики, нужно научное знакомство с психическими явлениями: столько
же нужна психология и для того, чтобы оценить результаты, данные тою или другою
педагогическою мерою, т. о., другими словами, оценить педагогический опыт.
Педагогический опыт имеет, конечно, такое же важное значение, как и
педагогический такт; но не следует слишком преувеличивать этого значения.
Результаты большей части воспитательных опытов, как справедливо заметил Бенеке,
отстоят слишком далеко по времени от тех мер, результатами которых мы их
считаем, чтобы мы могли назвать данные меры причиною, а данные результаты следствием
этих мер; тем более что эти результаты приходят уже тогда, когда воспитатель не
может наблюдать над воспитанником. Поясняя свою мысль примером, Бенеке говорит:
«Мальчик, который на всех экзаменах отличается первым, может оказаться
впоследствии ограниченнейшим педантом, тупым, невосприимчивым для всего, что
лежит вне тесного круга его науки, и никуда не годным в жизни». Мало этого, мы
сами знаем из практики, что часто последние ученики наших гимназий делаются уже
в университете лучшими студентами, и наоборот,— оправдывая на себе евангельское
изречение о «последних» и «первых».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.