Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Креативные решения в проектировании, бизнесе и частной жизни - креативность и агрессия


Креативность и агрессия

креативность и агрессия
Довольно часто мы встречаемся в жизни с проявлениями агрессии.

Агрессия проявляется в обществе и обществом регулируется. История, как вы наверняка догадались, начинается с детства. Когда ребенок начинает проявлять повышенную агрессивность по отношению к сверстникам или братьям меньшим – животным (а такое, как это ни печально, тоже случается), то родители, скорее всего, окажут воспитательное воздействие.

Иногда даже родителям сложно помочь ребенку научить разбираться – когда применение агрессии допустимо, а когда нет. А по факту получается, что и сами взрослые не всегда способны дать адекватный ответ.

Примеров много, и упоминать их здесь не видим особого смысла. Хотя участившиеся случаи применения травматического оружия для личных разборок в последнее время привлекли достаточно много внимания.

В итоге у человека могут быть сформированы например такие позиции по отношению к агрессии:
А) агрессия – это однозначно плохо. То есть здесь – полное отрицание агрессии. Как следствие (отрицание объективного явления) – агрессия, не получив выхода наружу, загоняется внутрь и проявляется как аутоагрессия, то есть агрессивное поведение в отношении себя.
Б) проявления агрессии либо не регулируются человеком, либо проявляются неадекватно – вспышки аффекта, гнева (в таком состоянии человек может не помнить, что совершил), может проявлять явно повышенный уровень агрессии, либо проявлять немотивированную агрессии (то есть без причины).


Психология начала с того, что попыталась ответить на вопрос: «Агрессия – инстинктивное поведение (доставшееся нам от животных) или приобретенное (полученное в процессе научения)». Как и положено по сюжету, ученые разделились на два лагеря. Одно утверждают – что это инстинкты, другие – что продукт культуры.

Синтез этих двух позиций позволяет нам прийти к пониманию того что агрессия – объективное явление (его стоит и надо принимать), а если мы научились его принимать – надо учиться контролировать.

На следующем шаге анализа в агрессии выделяются такие характеристики как позитивная и негативная агрессия. Такое разделение используется в первую очередь в науке конфликтологии.

Если вы рассмотрите стратегии поведения в конфликте (схема К. Томаса – Р. Киллмена, рисунок), то обнаружите, что наиболее выгодной является такая стратегия, когда учитываются в равной степени как собственные интересы, так и интересы другого человека.

Стратегии поведения в конфликте

                                          Рисунок – Стратегии поведения в конфликте.


Далее, мы обнаруживаем еще один интересный феномен. Так, уровень агрессии косвенно указывает на уровень жизненных сил индивида.

Творчество, то есть способность творить новое, возможно только при наличии этих жизненных сил.

Творчество всегда проходит этапы: создания, созидания (культивирования) и разрушения, чтобы потом снова начать с создания на новом витке с учетом предыдущего опыта. Нельзя сказать, что творчество – это только этап создания.

Какой вывод важно сделать – если агрессия направляется к полюсу негативной агрессии и выражается с позиции максимального эгоизма, то креативность человека снижается (что кстати, наблюдается сейчас в российской эстраде и кино, за крайне редким исключением).

Или вы учитесь использовать агрессию в креативном русле, с учетом интересов окружающих. Почему мы не написали «научились»? Потому что, на самом деле – агрессия, хотя и объективный компонент нашей жизни, вещь объективно опасная и весьма «урожайная» на последствия.

Вам придется принять факт, что вы живой.
Чтобы научиться быть сознательным.


Этот же материал немного в другом ключе изложен на сайте:
http://www.planerka.info/item/Agressiya-i-kreativnost

Отдельно хотим порекомендовать маленькую замечательную книгу:
Ландау Эрика. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 144 с.


В избранное