Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Креативные решения в проектировании, бизнесе и частной жизни - карты Проппа


Карты Проппа

Сегодня мы расскажем вам об удивительной технике, основанной на работах известного исследователя Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970).

В.Я. Пропп

В.Я. Пропп на основании проведенных исследований русских сказок выделил последовательность похожих структурных элементов (функций), которые встречаются во всех сказках. Всего таких элементов Пропп выделил 30. Его последователи (ученики) сократили количество элементов до 28, а потом и до 24. Разумеется, в сказке не обязательно должны присутствовать все эти элементы.

Для чего могут быть полезны карты Проппа?

Если вы занимаетесь с детьми, то детям карты Проппа помогут хорошо запомнить сказку и облегчат её пересказ.

Также самостоятельное сочинительство сказок является превосходной терапевтической техникой, так как позволяют:
1) объективировать проблему;
2) снять эмоциональное напряжение;
3) построить позитивный вариант развития событий;
4) проиграть этот вариант, что в итоге сильно помогает «настроиться на победу»!

Итак, что это за элементы?

Перечислим часть их: (полный список вы найдете в описании метода: http://www.planerka.info/item/Karty-Proppa)

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

Для каждой функции подготовьте карточку, с нарисованной на ней графической подсказкой:

Карты Проппа скачать  Карты Проппа скачать Карты Проппа скачать

(Полный список функций и картинок  смотрите в описании техники: http://www.planerka.info/item/Karty-Proppa, скачать картинки можно там же)

Как работать с техникой "Карты Проппа"?

1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается - кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Это ко всему прочему и отличная игра! И кто знает, может быть ваш ребенок станет превосходным писателем, как Агата Кристи.

Кстати, вы знаете, что Мисс Марпл, когда у неё спросили - каким образом та раскрывает преступления, то она ответила примерно так: Сюжеты человеческих поступков одинаковы. Поэтому достаточно досконально изучить эти поступки на примере хотя бы того маленького городишка, в котором она жила, чтобы затем с успехом применять эти навыки в любой ситуации.

Ваши комментарии по методам как обычно вы можете добавлять здесь: http://www.planerka.info/forum/Board/ViewThread?ThreadID=135

Успехов Вам в проектировании!


В избранное