Психологическая
помощь - область практического применения психологии, ориентированная на
повышение социально-психологической компетентности людей и оказания
психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации.
Принципы
психологической помощи (этические)
Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при
оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования,
реализация которых является обязательной. Существование различных этических
кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и
психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и
простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в
психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание
психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием,
но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются
различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту,
если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный
поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка,
если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также
многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение
профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога
диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.
Среди наиболее важных этических принципов психологической
помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту,
подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного
на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту
необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного
слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать
психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента,
а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту
быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение
являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют
повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе
консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на
свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный
совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания
уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей
собственной жизни, в то время как психолог - обычно выступает как эксперт
в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а
также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять
ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не
способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная
позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может
измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного
отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета
клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что
мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с
ним событиях.
4. Анонимность, означающая что никакая информация,
сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в
какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе
с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать
клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с
законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений -
это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических
феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что
на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в
частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс
психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут
препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют
различные исследования этих влияний. В конце XX века происходили дискуссии по
этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и
клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из
этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом
профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать.
Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться
действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс
психологической помощи.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.