Продолжаем изучение книги Френка Фаррелли и Джеффри
Брандсма «ПРОВОКАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ»
Глава 4. ЮМОР И ПРОВОКАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ
Каким образом юмор
влияет на восприятие и концептуализацию реального, более детально можно
проиллюстрировать на примере рассмотрения анекдота. Чтобы не быть чрезмерно
упрощенным, анекдот, как правило, состоит из двух частей: начало фабулы и
кульминации. Только вместе с зачином кульминационная часть обладает эффектом
неожиданного превращения его в совершенно новое понимание, в новую фигуру. Это
быстрое неконгруэнтное восприятие потрясает и доводит нормальное восприятие до
предела. Реальное и нереальное противопоставляются; фантазия и метафора тесно
переплетаются с новым набором данных. И именно смех сигнализирует, что анекдот
понят. Временами правила реальности отступают в кульминационной точке, и
анекдот комментируется одним из многих уровней абстракции, всегда сопутствующих
ему.
У реальности всегда
достаточное количество уровней абстракции, которые можно совместить и, «загоняя
в мозг», увеличить их осознание, создав тем самым у человека временную неуверенность.
Момент неуверенности может оказаться очень полезным, поскольку заставляет
человека оценить свое поведение или же выстроить реальность с учетом разных
преимуществ более осторожно. В терапии это происходит функционально в виде
конфронтации, когда пациент осознает, что он одновременно и слушатель, и мишень
анекдота шутки. Посредством преобразования имплицитных и эксплицитных значений,
контекстов и уровней абстракции кульминация вскрывает многоуровневую природу
реального. Врачебное чутье играет очень большую роль в терапевтическом
использовании юмора. Использование юмора только тогда достигает цели, когда
скрытое предполагаемое значение глубоко задевает больного. Юмор используется в
терапии также для приведения больного к быстрому чувственному переживанию и с
целью освободить творческое воображение больного при решении проблем, когда ему
приходится «ломать голову».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные
в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.