Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пространство инноваций

  Все выпуски  

Пространство инноваций Основы бюджетирования инновационного проекта


Пространство инноваций продолжает публикации для авторов  инновационных проектов. Мы уже писали о том, что два основных документа, над которыми должен работать стартап, это план развития и финансовая модель. Вместе они заменяют  такую вещь как бизнес-план, который во всем мире заслужил репутацию бесполезного документа, отнимающего много времени, но при этом не выдерживающего столкновения с реальным рынком и реальными потребителями. Но если бизнес-план действительно скорее бесполезен, то вот планирование – вещь абсолютно незаменимая.

Когда стоит заниматься планированием? Самое глубокое заблуждение в том, что планирование – это то, с чего должен начинаться проект.  Это одна из самых страшных форм проскрастинации основателей проекта. Вместо того, чтобы общаться с клиентами, завязывать полезные связи на будущем рынке или хотя бы строить продукт  - они тратят время на бесполезную проработку мельчайших деталей будущего развития. Строятся масштабные планы, когда и кого стоит нанимать, рассчитываются будущие доли рынка и расписывается подробный график разработки технологии. Но, дело в том, что на самой ранней стадии для построения такого плана у основателей еще нет достаточно информации. Поэтому большая часть необходимых данных берется из головы просто на основе того, что «это логично».  Но это как раз и есть тот самый план, который рушится при первом же соприкосновении с реальностью.

Поэтому именно финансовая модель и дорожная карта являются теми документами, которые нужны основателю. Дорожная карта – это очень крупные мазки будущего развития проекта и на нее не тратится много времени. Она ни к чему не обязывает основателя, если только под нее не поднимался раунд инвестиций. В отличие от дорожной карты, финансовая модель – это очень трудоемкий документ. Но финансовую модель невозможно построить на предположениях. Жесткий язык цифр и формул волей неволей заставляет основателей думать, откуда они берут данные и приниматься за реальные задачи: тестирование рекламных каналов, разработку продукта и поиск партнеров.

Основой для составления финансовой модели являются две вещи: бюджет проекта и планируемая выручка. Расчет планируемой выручки очень сильно зависит от специфики проекта и для разных бизнес-моделей он будет на сто процентов различен. А вот бюджетирование проекта вещь достаточно стандартная и ее составление обычно работает по одной и той же схеме:

1)      Подсчитайте все ресурсы, которые будут необходимы проекту

Каждая инициатива, даже просто студенческий кружок по интересам требует определенных ресурсов. Для инновационного проекта это будет, прежде всего, оборудование и  расходные материалы, если они будут для исследований. Если необходимые ресурсы будут выходить за рамки имеющегося бюджета, стоит подумать так ли они необходимы и нельзя ли достигнуть этой же цели другим способом. Например, вместо проведения дорогостоящего исследования, можно поискать уже имеющиеся публикации о подобных опытах и использовать их.

На этой стадии очень легко совершить ошибку, перечислив наиболее необходимые и напрямую относящиеся к проекту ресурсы, но при этом забыв об абсолютно рутинных и скучных вещах как офисные расходы. Которые, в дальнейшем вполне могут вырасти настолько, что похоронят под собой все остальные потребности.

Так или иначе, вы не сможете предусмотреть абсолютно все расходы. И уже тем более не сможете точно предсказать их размеры. Поэтому, всегда делайте небольшой запас сверху, на случай если вы где-то просчитались, и никогда не считайте что этот список полностью закончен, всегда будьте готовы пересмотреть его, если возникнет необходимость.

 

2)      Составьте отдельно список переменных расходов

Помимо таких постоянных вещей как помещения, расходные материалы и заработная плата всегда будут возникать так называемые переменные расходы. Например, необходимость лететь в другой город для проведения переговоров. Или оплата услуг юристов на открытие юридического лица. Или же разработка веб-сайта или закупка оборудования и мебели для нового офиса.

 

3)      Разбейте получившиеся списки на следующие категории:

a.       Технологические расходы

Сюда входят, прежде всего, расходы на разработку технологии. Не стоит думать, что эти расходы одномоментны. Разработка технологии в инновационном проекте – это основная активность и она прекращается только в момент продажи проекта. И то только в половине случаев.

 

b.      Административные расходы

В эту категорию включаются все расходы на повседневное функционирование бизнеса: аренда офиса и его содержание, коммунальные услуги и интернет, мебель и необходимая оргтехника, а также вся другая мелочь без которой любая компания становится просто кучкой людей.

 

c.       Себестоимость продукции

Помимо разработки технологий,  у каждой единицы продукции будет своя собственная себестоимость. Если только вы не работаете на рынке информационных технологий, но тогда для вас становится принципиально важными расходы на поддержку и развитие разработанного продукта.

Если же вы работаете в реальном секторе и у ваших товаров есть материальное воплощение, то не забудьте включить в себестоимость расходы на хранение и транспортировку.

 

d.      Расходы на персонал

Люди, любой бизнес ¾ это прежде всего люди. Поэтому не забывайте вовремя платить им зарплату. И для расчета конечной стоимости содержания каждого сотрудника не забудьте посчитать налоги и отчисления в государственные фонды согласно вашей системе налогообложения.

 

e.      Коммерческие расходы

Во-первых, это расходы на рекламу. Потому что то, что вы сделали, надо еще кому то продать. В дальнейшем ваши планируемые расходы на рекламу будут сильно меняться в зависимости от того CAC (customer acquisition cost – расход на 1 нового клиента), который вы получите, поэтому не пытайтесь рассчитать коммерческие расходы  точно, пока не получите конкретных показателей.

 

4)      Покажите получившийся бюджет какому-либо эксперту рынка

Эксперта проще всего найти на какой-либо публичной платформе, наподобие «Пространства инноваций».  Этот шаг необходим для того, чтобы узнать, нет ли у выбранной вами отрасли какой-либо специфики касательно затрат, которые вы могли не учесть. Такая специфика может касаться себестоимости продукции или рекламных расходов.

Подобная крупная ошибка может стоить вам многих часов работы, в то время как знающий человек укажет вам на нее сразу же.

 

Удачи в вашем начинании!


В избранное