Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пространство инноваций

  Все выпуски  

Пространство инноваций Инвестор – это не только деньги. Или что такое smart money.


Инвестор – это не просто источник денег, на которые основатель будет развивать свой проект. Это партнер, с которым основателю придется работать на протяжении следующих нескольких лет. Поэтому к выбору этого партнера нужно подходить очень тщательно, а не хватать первые же инвестиции, которые вам протянули.

Итак, вы твердо намерены привлечь инвестиции. Для начала давайте повторим, что вам необходимо для этого подготовить:

1.       Пакет документов, который состоит из

a.       Финансовой модели

b.      Инвестиционной презентации

c.       Road map (дорожная карта, она же план действий)

2.       Понимание того, на что эти деньги будут тратиться

3.       Непоколебимая уверенность в собственных силах

4.       Хорошая команда

5.       Понимание стратегии выхода для инвестора

Этого набора вам хватит для того чтобы квалифицированно общаться с большинством бизнес-ангелов и инвестиционных фондов. Для этого прежде всего стоит позаботиться о публичном освещении своего проекта. Опубликуйте видение и описание проекта на публичных порталах, таких как «Зворыкинский проект», «Пространство инноваций», «RusBase», «CrunchBase» и «StartupPoint». Если есть возможность получить несколько публикаций в СМИ, то тоже стоит это сделать. Причем сделать все эти вещи необходимо заранее, чтобы человек, который начал искать информацию о вашем проекте видел, что проект был выдуман не только что и у него есть история.  Так, например, в «Пространстве инноваций» вы сможете получить еще и отзыв на ваш проект, что будет дополнительным бонусом для инвесторов.

Но эта статья не о том, как привлечь инвестиции, она о том, как выбрать правильного инвестора, который действительно будет полезен для проекта.

Представим ситуацию что проект действительно хорош и у вас отличная команда. В этом случае инвестиционные предложения будут сыпаться на вас как снег на голову. Эта правда, поэтому сразу вытравите пожалуйста из головы мышление просителя. Если ваш проект действительно выгодная инвестиция, то деньги не заставят себя ждать. Ведь инвестор не меньше вашего заинтересован в том, чтоб зарабатывать деньги. И вложиться в проект наподобие вашего, который вырастет в десятки раз за следующие пару лет и обеспечить сотни процентов прибыли – это отличная возможность купить себе домик на Гаваях.

 Итак, у вас полдесятка предложений об инвестициях от самых разных инвесторов. На какие же факторы опираться принимая решение?

1) Размер фонда

Хороший инвестиционный фонд имеет стратегию. Потому что вообще любая компания, которая собирается зарабатывать имеет стратегию того, как она это будет делать. В этой стратегии обычно написано какого размера инвестиции будет делать фонд, на каких рынках и т.д. Вас интересуют все факторы стратегии фонда.

Во-первых, размер инвестиций. Есть инвесторы, которые вкладываются в проекты только от одного миллиона долларов. Есть такие, которые начинают разговор только когда вы попросите десять миллионов. А есть небольшие, которые вполне могут выдать вам сумму в двести-триста тысяч долларов. Прежде всего эти цифры обусловлены размерами самого фонда и, соответственно, прибылями, которые он должен обеспечивать. Потому что управленческие ресурсы инвестиционного фонда тоже ограничены и им гораздо проще и надежнее управлять портфелем из двадцати проектов в десять миллионов каждый, чем двумя сотнями по одному миллиону. Кроме того, если проект просит немного денег, значит он не собирается вырасти настолько большим, чтобы выручка от инвестиций действительно вызывала аппетит людей, вложившихся в фонд (да-да, фонды тоже имеют своих инвесторов).

2) Профильность

Вторым элементов стратегии, как мы уже писали выше являются рынки, на которых фонд работает. Для начала, рынки географические. Потому что у вас могут возникнуть серьезные разногласия с инвестором, если вы рассчитываете продавать свои станки в Китай, а он ожидает, когда вы начнете поставки в Северную Америку. Впрочем, эти разногласия разрешимы, если вы сумеете внятно объяснить инвестору что поставками в Китай вы заработаете для него больше денег.

Гораздо более важным фактором для вас, и вообще, самым важным фактором при выборе инвестора, является отраслевой рынок, на котором он работает. Потому что все сверхуспешные стартапы делаются с помощью unfair advantages, нечестных преимуществ, которые есть у основателей проекта. Чаще всего эти преимущества находятся и зарабатываются самими основателями. И сильный отраслевой инвестор, которые имеет весь на рынке это один из видов таких преимуществ. Представьте, что вы делаете технологию для очистных сооружений, а ваш инвестор запускает уже второй свой фонд на рынке зеленых технологий. Он может всего лишь несколькими звонками обеспечить вам встречи со многими производителями, которые могут стать вашими клиентами. И можете быть уверены, что он сделает это, потому что он заинтересован в успехе проекта не меньше вашего после того, как вложил в него свои деньги.

Поэтому, когда вы рассматриваете предложение об инвестициях, даже если оно очень сладкое подумайте сначала какие unfair advantages принесет этот инвестор в проект. Без них вы можете просто проесть все деньги и ничего не сделать, а всего один нужный контакт инвесторы может обеспечить проекту успех и процветание.

3) Опыт

Помимо профильности, важен и инвестиционный опыт самого инвестора. Потому что инвестиции – это не менее сложная, а где и даже более тяжелая вещь, чем предпринимательство. Опытный инвестор видел уже не один проект наподобие вашего и он точно знает, как они выглядели вначале и что они делали для того, чтобы достичь успеха. В то же время как человек, который никогда раньше не имел дело с инвестициями может запаниковать, если что-то пойдет не так, требовать от вас скоропостижных решений и погубить проект. Инвестор, это еще один партнер вашего бизнеса, поэтому предусматривайте что вы будете общаться с ним долго и часто. Даже банальная личная симпатия играет тут роль.

4) Оценка компании

Самый простой фактор среди прочих, потому что может быть выражен в цифрах. Какую именно долю проекта требует инвестор за свои деньги? Помимо банальной выгодности или невыгодности предложения вы можете извлечь из этих предложений информацию насколько перспективным видит ваш проект тот или иной предполагаемый инвестор. Возможно, стоит понять почему это так и как это повлияет на дальнейшую работу.

5) Стратегия работы с основателями

Отношения основателей и инвесторов эта тема не для одного психологического романа. И о многих вещах стоит договариваться еще «на берегу» и закреплять их соответствующими документами. Например, до какой степени инвестор может вмешиваться в оперативную работу компании? Может ли он ограничивать принятие стратегических решений основателями? Насколько для вас лично приемлема та, или иная, степень вмешательства в дела компании со стороны инвестора решать только вам.


В избранное