Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальные вопросы профессионального образования


Выпуск №5.

06.04.2011г.

Дискуссионный клуб

Предлагаем для обсуждения статью Уваровой Натальи Михайловны, к.фил.н.

Статья размещена по адресу http://pe777.mypage.ru . Там можно изложить свое мнение, суждение.

Сюжет с идеалом

   Если вслушаться в язык современной педагогики, то ее вербальный портрет 2010-2011гг составит следующая «потребительская корзина»: стандарт, модуль, проект, инновация, реформа – плюс когорта экономических терминов во главе с «человеческим капиталом» и, конечно, абривиатуры педагогического новояза  - ВТК, ВНИК, ФГОС, ЕГЭ, МИОО, Ц(П)МК и т.д. М.В.Ломоносов назвал бы этот бытовой пласт –«низким стилем». Потребность в «высоком стиле» сегодня явно опредмечена и заявлена, но воспринимается многими как декларация и «размышлизмы», отвлекающие от главного. Что же сегодня для нас «главное»? Все зависит здесь от центрации – если она на педагогически-административно-командной вертикали, то главное – это «заточить» молодежь под… (далее могут следовать разные задачки социума).

   Если молодежь воспринимается не как карандаши под заточку, а как «единство разнообразия» (К.Леонтьев) с правом выбора своего пути, то главным становятся диалог, понимание, выращивание, прояснение нравственных ценностей, идеалы. Вспоминается М.Е.Щедрин с его возгласом «да разве наш народ присогласишь?». Действительно, трудности начинаются с выбора направления движения. Об этом можно прочитать в статье доктора педагогических наук А.А.Остапенко «Тупики национального воспитания. Как их преодолеть?» («Народное образование», N1- 2011).

   Разновекторные воспитательные установки государственных руководителей создают поле высшего напряжения, когда выбирать приходится между просоветским патриотизмом и проамериканской толерантностью.

   «Есть только одно, что может заменить - заменить то, что неплохо работало раньше, - это общероссийский патриотизм. Просто мы его не используем и не развиваем, а подчас даже стесняемся. А здесь нечему стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот. Но для того, чтобы это понимание пришло, над этим все должны работать....» (В.Путин, http://www.vz.ru/news/2010/12/27/457947.html).

   "Вспомним, что еще 40 лет назад в Соединенных Штатах Америки представители разных рас и национальностей зачастую сидели на разных лавках. А сейчас это весьма толерантное общество. И нам не нужно стесняться учиться" (Д.Медведев, http://top.rbc.ru/society/28/12/2010/522517.shtml).

   Эти два предельно ясных высказывания содержат и общую установку – не надо стесняться - быть патриотом и постоянно учиться. Эту мысль можно понять как призыв к действию, к выстраиванию собственного пути. Большой интерес для тех, кто хочет стать спутниками молодежи на этом пути, претендует на роль проводников или конструкторов «индивидуальных траекторий развития» могут представлять исследования о предпочтениях идеалах и представлениях современной молодежи. Институт социологии образования РАО цифрами подтверждает озабоченность педагогов в сужении спектра значимых для молодежи образцов и в их западном происхождении (В.Собкин, А.Буреломова, М.Смыслова. Идеалы современного российского подростка. Образовательная политика, N9-10, 2010).

   Каждый десятый подросток заявляет, что пример брать не с кого, а среди выбравших киногероев 97,6% отдают предпочтение зарубежным образцам. Любопытно, что среди значимых для молодежи лиц педагоги занимают самую низкую ранговую позицию в ближайшем социальном окружении (всего 5.4%), а это уже парадокс. Ведь именно эта часть взрослого мира призвана по долгу службы «влиять», формировать, направлять, проектировать воздействия, т.е. воспитывать молодое поколение. На этот факт еще в 2004 г. обратил внимание один из интереснейших исследователей современного педагогического процесса Анатолий Цирульников. В книге «Неопознанная педагогика» (М.,2004) он показывает как дети и подростки прямо намагничиваются «на людей», не имеющих прямого отношения к педагогике. Среди них бывший летчик, создавший народную библиотеку, исследователи дельфинов, геологи, представители службы экологической реставрации деградированных ландшафтов, якутские шаманы и т.д. Глубинное объяснение отторжения специально организованного воспитания можно найти у Мераба Мамардашвили: «Взросление не может быть без открытого и граждански защищенного поля свободного движения, о котором никто заранее или извне не может знать, для чего оно и к чему. Без свободного прохождения человеком этого оставляемого ему люфта не может быть личности. Это очевидно. Ведь личность – это форма и способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность – это крупная мысль природы». (Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам. Антология классических и неклассических текстов о педагогике. М.: «Первое сентября», 2008, с.28).

   Сегодня, когда в системах воспитания почти все решено за подростков – кем им быть и как им быть (списки компетенций +технологии), а результаты уловить не удается, понимаешь, что «ответственное поле деятельности, где к человеку возвращаются последствия его действий и поступков в этих системах просто отсутствует. А те специально сконструированные кейс-ситуации как развилки для выбора никакого подлинного выбора не предполагают, т.к. не имеют ни малейшего отношения к внутренней жизни человека. В этой связи интересные результаты представляют социологические исследования. Одно из них – Всероссийское социологическое исследование социального портрета обучающихся системы НПО и СПО (соруководители проекта Е.В.Ткаченко – академик РАО, И.П.Смирнов, член-корреспондент РАО, А.С.Бурмистрова, к.п.н., Профессиональное образование N1-2011 г.) прослеживает усиление прагматических мотивов выбора профессии молодежью. Почти 42,2% участников опроса на первое место ставят стремление стать самостоятельным и материально независимым. Почти  на 10% выросло число наших молодых современников с оптимизмом и надеждой смотрящих в завтрашний день (58,1% - в 2010 г., 48.8% - в 2000 г.). Что ими движет?

   Тенденции внутренней жизни нашей молодежи пытаются уловить психологи Е.Гобова и О.Игнатова, которые осуществили уникальный исследовательский проект «Психологический портрет поколения». Авторы в течение 10 лет изучали представления, мечты, идеалы молодежи 35 городов России. Результатом стала книга «Цель, дело, мечта. Психологический  портрет поколения. – М.,2009. И главный вывод – «Нет больше типичных! Слава Богу, мы уже доросли до разнообразия. Тотального разнообразия. Причем не зависящего от места проживания, учебного заведения, величины города или уровня интеллекта. Невероятное разнообразие обнаруживается внутри каждого класса, каждой школы, каждого населенного пункта России. «Психологический портрет поколения» - это не средне-типичный (усредненный) профиль, абрис. Это сложное мозаичное панно, состоящее из огромного множества кусочков самых разных конфигураций, размеров, тонов и оттенков. (с.222). Со своими мечтами, планами, надеждами со страниц книги-исследования предстают цельные личности, эффективные функционеры, деловые люди, фрилансеры, общественные деятели, домохозяйки и светские дамы, потенциальные эмигранты, несамоопределившиеся и просто «выпавшие из гнезда. И это все подростки, из которых «созидаются поколения» (Ф.Достоевский). Лет через десять их идеалы и мечты воплотятся в вполне оформленные образы жизни, которая будет нашей действительностью.

 

P.S. Вы можете связаться с нами, отправив письмо по адресу center_idc@mail.ru.


В избранное