Схемы бизнеса, реально работающих в СНГ и на западе.
Бизнес на мороженом: от идеи до покупки
Лето, сезон отпусков и необычайная жара —
самое время заработать на чем-нибудь холодном или мокром. Как это
сделать правильно?
В теплое (и о-очень теплое) время года
мороженое по праву занимает одно из лидирующих мест по объему продаж
после минеральной воды, пива и соков. При этом рынок
этой продукции весьма чувствителен как к объективным (температурному
режиму, продолжительностью сезона высоких температур и т.п.) так и к
субъективным факторам (например, непродуманное повышению торговых
наценок, колебаниям платежеспособного спроса населения и др.)
Например, из-за затянувшейся достаточно
прохладной весны в апреле-мае 2008 г., по сравнению с аналогичным
периодом 2007 г., продажи мороженого в среднем сократились на 10-15%, а
по итогам кризисного 2009-го,по сравнению с предыдущим, объем продаж
этой продукции сократился почти 15% в натуральной форме и на 18% - в
денежном, составив, по данным Госкомстата
105,6 тыс. тонн на сумму 285,2 млн. долларов.
Тем не менее, учитывая долговременную
тенденцию к постепенному расширению объемов продаж - с 98,099 тыс тонн в
2000-м до 110-115 тыс. тонн (предварительны прогнозы на 2010 г.) и еще
более заметному росту рынка в денежном эквиваленте, этот бизнес остается
востребованным как среди начинающих предпринимателей (отдельные точки
продаже мороженого и сопутствующей продукции), так серьезных инвесторов
(производство и крупные сети дистрибьюции).
Итак, несколько полезных советов для
тех, кто решил связать свое предпринимательское будущее с мороженым и
решил приобрести уже готовый бизнес в этом сегменте.
Определитесь с месторасположением.
Постарайтесь выбрать место поближе к паркам, школам, офисным комплексам,
другим местам значительного скопления людей, для того, чтобы обеспечить
значительный поток клиентов.
Тщательно исследуйте ближайшие
окрестности выбранного вами района: возможно впоследствии вы сможете
расширить свой бизнес посредством создание сети мобильных торговых точек
(на базе велосипедного транспорта, мотороллеров, скутеров и т. п.), что
позволит вам расширить охват территории при минимальных дополнительных
инвестициях.
Рассмотрите все возможности
использования персонала выносных (как стационарных, так и мобильных)
торговых точек в качестве частных предпринимателей - "единоналожников".
Это, во -первых, позволит вам в перспективе вполне законно
оптимизировать налогообложение, а во-вторых, послужит дополнительным
стимулом в работе ваших сотрудников. При этом соблюдайте осторожность —
не за горами вступит в действие новый Налоговый кодекс.
Подумайте над вероятной (в перспективе)
сменой названия вашей торговой точки (если , конечно, вы не собираетесь
покупать предприятие с франшизой) Учтите, что во многих случаях
покупатели быстрее привыкают к "неформальным" названиям, связанным с
примечательными ориентирами на местности или городскими
достопримечательностями.
Внимательно отнеситесь к оформлению и
оборудованию основного торгового помещения и вспомогательных ("летних"
площадок). Не забывайте про уроки, которые дает нам погода: если еще
год-два назад в теплое врем ягода мороженое охотнее ели под открытым
небом, то теперь, в 30-40 градусную жару, это предпочитают делать в
помещении, оборудованном кондиционером.
Конструктивно пообщайтесь с владельцами
наиболее приглянувшихся вам магазинов — вне зависимости, какой из
бизнес-объектов вы, в конце-концов, выберете для приобретения, вы
сможете обобщить наработанный ими опыт и, к том уже, почерпнуть
пару-тройку интересных бизнес-идей на перспективу.
Если вы лично не обладаете опытом работы
в "мороженом" бизнесе, полезно будет приобрести хотя бы немного навыков
в так сказать "полевых" условиях. Опыт ведения повседневных операций
(как на самой торговой точке, так и во взаимоотношениях с поставщиками
продукции и оборудования) пригодится вам после покупки предприятия, для
контроля за действиями персонала и менеджеров.
Обратите внимание на техническое
состояние торгового и вспомогательного оборудования, в первую очередь —
холодильных установок. В связи с тем, что климат становится все более
жарким, а энергообеспечение предприятий в Украине — все более
непредсказуемым, представляется целесообразным предусмотреть резервные
линии питания и мощности (помещения и оборудование) для обеспечения
сохранности товара.
Изучите ассортимент как вашего будущего
предприятия, так и основных конкурентов (в том числе — потенциальных) и
подумайте о возможностях его расширения. Помимо традиционного
мороженного и прохладительных напитков, стоит рассмотреть варианты
изготовления и реализации коктейлей на основе мороженного, фруктовых,
овощных смесей и пр.
И, наконец, подумайте — может вам стоит
дебютировать в мороженом бизнеса не с точки дистрибьюции, а
непосредственно с производства? Сегодня действующий бизнес по
производству мороженого даже в столичном, Киевском регионе, можно
приобрести по весьма умеренной цене — от 450 тыс. долл., а на периферии
попадаются еще более скромные цены...
Так что пока летняя жара не спешит
покидать Украину, а на смену ей готовится прийти долгая и теплая (по
предварительным прогнозам - до конца октября) осень, можно успеть
воспользоваться преимуществами мороженого бизнеса еще в этом году.
Впрочем, судя по данным последних исследований, климат на Земле в
ближайшие пятьдесят лет будет только теплеть, а значит перспектив у
предприятий по изготовлению и продаже "сладкого и холодного" только
прибавится.