Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Аудит. Бухучет. Налоги.

  Все выпуски  

Аудит. Бухучет. Налоги. от 19.10.2004 г


Информационный Канал Subscribe.Ru


 Аудит. Бухучет. Налоги.

Выпуск 1

 Аудиторская фирма "Лекс Аудит" (лицензия N Е 002100) предлагает:
- Аудит - проведение аудиторских проверок;
- Ведение бухгалтерского учета Вашего предприятия;
- Восстановлениебухгалтерского учёта;
- Cоставление и сдача квартальной (годовой) отчётности в ГНИ;
- Консалтинг  - налоговый, управленческий, правовой.
Наш тел.: 915-38-53, http://www.lexaudit.ru, mailto: mail@lexaudit.ru

2004-10-15 - cеминар "Открой свой бизнес в сфере образования". Заявки и дополнительная информация по тел. (095) 509-3472, 783-9720, 783-9721.



Архив

НОВОСТИ РЫНКА АУДИТА
  • В результате введения экологического аудита предприятиям будет выгодно осуществлять плату за ...
    Источник: "BN", 2004-10-19
  • Минфин поделится полномочиями с аудиторскими объединениями
    Источник: "BN", 2004-10-19
  • Применение нестандартного договора хранения для споров с налоговыми органами
    Источник: "BN", 2004-10-19

  • НОВОСТИ РЫНКА АУДИТА
    В результате введения экологического аудита предприятиям будет выгодно осуществлять плату за ...
    Источник: "BN",
    Дата: 2004-10-19

    18 октября в Госдуме прошли парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении экологического аудита в Российской Федерации", организованные Комитетом Государственной Думы по экологии. В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, представители министерств и ведомств. В обсуждении также приняли участие представители ТПП РФ и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. Председатель комитета ГД по экологии В. Грачев в своем выступлении остановился на законодательном обеспечении экологического аудита, а также на вопросах изменения системы платежей за негативное влияние на окружающую среду и декларирования выбросов. По его мнению, в результате введения экологического аудита предприятиям будет выгодно осуществлять плату за загрязнение по результатам аудита. Кроме того, считает В. Грачев, следует обратить пристальное внимание на развитие системы экологического менеджмента в России, проводить сертификацию предприятий по международным стандартам. Он также подчеркнул, что следует широко использовать экологический аудит в арбитражных судах и страховыми компаниями. В России, по словам председателя комитета, в последнии годы уже появился такой вид страхования как экологичекое страхование. В ходе слушаний выступавшими было отмечено, что экологическая аудиторская деятельность как вид предпринимательской деятельности начала развиваться в России с начала 90-х годов ХХ века. Однако к настоящему времени экологический аудит как механизм контроля за выполнением природоохранных требований применялся на ограниченном числе объектов. Прежде всего экологический аудит осуществлялся только на предприятиях, поставляющих свою продукцию зарубежным партнерам. Причем аудиторские проверки проводили зарубежные компании, занимающиеся экологическим аудитом. По результатам слушаний были принято решении о необходимости развития экологического аудита и выделения вида предпринимательской деятельности в сфере экоаудита. Также было предложено включить экоаудит в число лицензируемых видов деятельности. Главным государственным инспектором Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы было предложено начать внедрение экоаудита с Москвы как экспериментальной площадки.

    Содержание

    Минфин поделится полномочиями с аудиторскими объединениями
    Источник: "BN",
    Дата: 2004-10-19

    Аудиторов ждут большие перемены. С 1 января 2006 года Минфин России готов отказаться от потенциально избыточных функций контроля в этой сфере и частично передать регулирование аудиторской деятельности в руки профессиональных объединений. Соответствующие законопроекты планируется передать в Госудуму в осеннюю сессию. Ну а как это будет выглядеть на практике? Самим аудиторам пока приходится довольствоваться лишь слухами. Поэтому мы решили прояснить ситуацию прямо в министерстве. На вопросы отвечал Андрей Васильевич КРИКУНОВ, заместитель директора департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России.

    - Какие требования будут предъявляться к аудиторским компаниям?

    - Таковой признается коммерческая организация, созданная для проведения аудита и оказания сопутствующих услуг. Она может иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества и унитарного предприятия. В штате фирмы должны состоять хотя бы пять аттестованных аудиторов. Кроме того, как минимум 51 процент уставного капитала должен принадлежать аудиторам или аудиторским организациям. Также этой организации стоит утвердить внутренние стандарты аудиторской деятельности, разработав их на основе стандартов федеральных. Но, конечно, главные условия - компания должна быть включена в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций, который планируется создать к 2006 году, и являться членом одного из саморегулируемых аудиторских объединений. Не менее 50 процентов членов исполнительного органа фирмы (например, правления) должны быть аудиторами.

    - С 2006 года Минэкономразвития собирается отменить лицензирование аудиторских компаний. Но стоит ли делать это? Ведь тогда любая фирма сможет удостоверять бухгалтерскую отчетность другой организации и качество аудита снизится.

    - Отсутствие лицензирования будет компенсироваться обязательным страхованием гражданской ответственности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которое планируется ввести с 2005 года. И во-вторых, как я уже сказал, каждая компания будет входить в какое-либо саморегулируемое аудиторское объединение. А оно в свою очередь станет строго контролировать качество работы своих членов. Соответствующие поправки планируется внести в Федеральные законы "Об аудиторской деятельности" и "О лицензировании отдельных видов деятельности". Поэтому, на мой взгляд, качество аудиторских услуг не снизится.

    - На каких условиях можно будет вступить в профессиональное объединение?

    - Конкретные условия саморегулируемое аудиторское объединение определит в своем уставе. Тем не менее уже можно назвать некоторые общие положения, которые необходимо будет соблюдать всем кандидатам. Отметим, что в объединение может вступить не только фирма, но и аудитор - индивидуальный предприниматель. Для этого он должен будет представить в объединение нотариально заверенные копии квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Помимо этого понадобятся рекомендации не менее трех специалистов, включенных в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций, которые подтверждают безупречную деловую репутацию претендента. От аудиторской организации потребуют нотариально заверенные копии учредительных документов и справки, подтверждающей внесение записи в Единый реестр юридических лиц. Кроме того, компания должна предоставить письменное обязательство осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с федеральными стандартами и соблюдать нормы профессиональной этики. И наконец, у организации попросят документы, регламентирующие контроль за работой ее сотрудников.

    - Сейчас при Минфине России вправе аккредитоваться только то профессиональное объединение, в которое входят не менее 1000 аттестованных аудиторов или 100 организаций с лицензией. Что-то изменится?

    - Требования будут ужесточены. В составе профессионального объединения должны будут состоять не менее 3000 индивидуальных аудиторов или 1500 аудиторских компаний. Но это не единственное условие. Саморегулируемым аудиторским объединением станут признавать некоммерческую организацию. Причем сведения о ней обязательно должны быть внесены в Государственный реестр саморегулируемых аудиторских объединений. Учтите: организация, информация о которой в реестре не значится, не сможет использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные от него слова.

    - Какие функции будут выполнять профессиональные объединения аудиторов?

    - Планируется, что саморегулируемые объединения будут устанавливать суммы компенсаций по договорам страхования гражданской ответственности аудиторов. Еще их обязанностью станет привлекать к ответственности членов объединения за различные нарушения, образовывать третейские суды для разрешения споров. Кроме того, они будут анализировать отчеты о деятельности своих подопечных, представлять их интересы, организовывать профессиональное обучение.

    - А разъяснение законодательства войдет в круг обязанностей объединения?

    - Нет. Но объединение получит право участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и отчетностью. Профессиональное объединение сможет направлять в органы государственной власти заключения по результатам независимых экспертиз, вносить свои предложения...

    - Каким образом объединения будут контролировать качество работы аудиторов?

    - Саморегулируемая аудиторская организация самостоятельно определяет формы контроля, сроки и периодичность проверок. Общие же условия таковы: качество работы каждой компании и каждого индивидуального аудитора будут проверять не реже одного раза в три года, но и не чаще одного раза в год. Впрочем, возможны еще и внеплановые проверки. Основанием для них послужат поданные в объединение жалобы на то, что конкретный аудитор или определенная организация нарушают законодательство, федеральные стандарты аудиторской деятельности.

    - Кстати, о стандартах аудиторской деятельности: все ли они разработаны?

    - Нет, работа над ними еще ведется. Так, в ближайшее время появится пять стандартов. Это "Согласование условий проведения аудита", "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита", "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита", "Понимание деятельности аудируемого лица", "Аудиторская выборка". Всего же постепенно планируется утвердить более 30 федеральных стандартов аудиторской деятельности на основе Международных стандартов аудита, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров.

    - Еще есть вопрос о проверке ГУПов. Чиновники требуют, чтобы аудиторы составляли заключение по специальной форме, с кучей таблиц, которые к аудиту никак не относятся. На заполнение этого отчета приходится тратить много времени. И получается двойная работа: спецотчет для чиновников и собственно аудит. Что вы думаете по этому поводу?

    - Чиновники как представители собственника государственных унитарных предприятий вправе давать аудиторской организации, проверяющей ГУП, дополнительные задания. Но при этом, конечно, нужно соответственно увеличивать стоимость услуг.

    - И в заключение хотим задать вопрос, который касается предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Правда ли, что ответственность за отсутствие аудиторского заключения для них усилится?

    - Да, скоро ответственность за это нарушение будет ужесточена. Госдума собирается уже во втором чтении рассмотреть проект федерального закона "О внесении дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях". Если поправки будут приняты, то организацию, которая вовремя не провела обязательный аудит, оштрафуют на крупную сумму. А именно юридическое лицо заплатит 1000 минимальных размеров оплаты труда, а должностное - 50.

    Содержание

    Применение нестандартного договора хранения для споров с налоговыми органами
    Источник: "BN",
    Дата: 2004-10-19

    Договор хранения между юридическими лицами должен быть заключен в письменной форме. Это является общим требованием к договорной дисциплине любых организаций, что закреплено в ст. 161 ГК РФ. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания (ст. 162 ГК РФ). Если договор поставки заключен в устной форме, подтверждением такого договора могут стать учетные документы – накладные, счета-фактуры, счета, платежные поручения и т.п. По договору хранения такие документы, как правило, могут быть составлены только после возврата имущества. Поэтому подтвердить договор можно только в том случае, когда имеется его текст, подписанный контрагентами.

    Например, ФАС Волго-Вятского округа вынес постановление по делу № А29-1668/00Э от 23 февраля 2001 г . о непризнании договора хранения партии сахарного песка. В данном постановлении указано, что в соответствии со ст. 161, 887 ГК РФ договор хранения между юридическими лицами и гражданами должен быть заключен в письменной форме. Данный договор хранения, предусматривающий обязанность хранителя принять вещь на хранение, должен был быть заключен в письменной форме независимо от состава участников этого договора, а также стоимости вещи, передаваемой на хранение. Так как такого договора хранения заключено не было, суд не признает наличие данного договора.

    Следует отметить, что согласно ст. 160 ГК РФ договор между организациями может быть получен по факсу, а контрагенты могут вообще не иметь документа, где будут стоять «живые» печать и подписи. Однако это возможно только в том случае, когда такое положение закреплено в самом договоре. Таким образом, в случае проверок контролирующими органами и необходимости подтверждения наличия договора организация может оперативно созвониться с контрагентом, составить договор, подписать его со своей стороны, переслать договор контрагенту по факсу и получить от контрагента по факсу подписанный им договор.

    В соответствии со ст. 887 ГК РФ простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если при передаче вещи на хранение были оставлены:

    сохранная расписка;

    квитанция;

    свидетельство;

    номерной жетона;

    иной документ, подписанный хранителем, или иной знак, удостоверяющий прием вещей на хранение.

    Если же таких документов нет, трудно доказать, что имущество действительно передавалось на хранение.

    Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа по делу № А11-238/2000-К1-10/44 от 5 сентября 2000 г . рассматривались требования поклажедателя к хранителю. В суд были предоставлены договоры хранения. Однако накладные на передачу имущества на хранение и инвентаризационная опись не были подписаны со стороны хранителя. Поэтому суд вынес свое решение в пользу хранителя (ответчика), основываясь на том, что нет документов, подтверждающих факт передачи вещей от поклажедателя к хранителю.

    Если отношения между организациями не оформлены документально, то в случае проведения налоговыми органами инвентаризации (в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ) образуется скрытый доход, облагаемый налогом на прибыль.

    Например, проводя проверку, налоговые органы выявили наличие нескольких неучтенных компьютеров, которые находились в подсобном помещении. Если нет договора хранения, данные компьютеры должны быть оприходованы, а их стоимость включаться в доход:

    Дебет 01 Кредит 91 - оприходованы компьютеры во время инвентаризации

    Данная операция приводит к доначислению налога на прибыль без образования расходной части. Однако работники организации, пересмотрев свои рабочие папки, обнаружили затерявшийся договор хранения этих компьютеров, заключенных с контрагентом. По этому договору данное предприятие получило на ответственное хранение эти компьютеры несколько месяцев назад. Возврат компьютеров предполагается еще через несколько месяцев. Расчет по данной операции в соответствии с условиями договора должен происходить после возврата компьютеров. Поэтому налоговые органы не смогли предъявить претензию к данной организации.

    По общему правилу договоров хранения (ст. 892 ГК РФ) хранитель не вправе пользоваться переданной на хранение вещью. Однако такое правило действует только в том случае, когда ничего другого не указано в самом договоре хранения. Поэтому договор хранения будет оставаться действующим даже в том случае, если в нем указать, что хранитель имеет право пользоваться вещами, переданными на хранение, обеспечивая при этом сохранность хранимых вещей.

    Таким образом, хранитель может пользоваться вещами, переданными ему на хранение, если такое положение закреплено в договоре хранения. Например, хранитель может пользоваться компьютерами, переданными ему на ответственное хранение, или использовать автомашины, переданные на хранение. Если хранителю предоставлено право пользования вещью, содержание такого договора имеет много общего с договором безвозмездного пользования (гл. 36 ГК РФ) или с договором аренды.

    Без сомнения, такие операции по договору хранения вызовут споры с налоговыми органами, которые могут расценивать такой договор как договор безвозмездного пользования или аренды. Но к таким спорам можно подготовиться, аргументируя свои действия. Полученные по договору хранения компьютеры или автомашины передаются хранителю во временное владение, а не в пользование. Поэтому договоры хранения и безвозмездного пользования не являются тождественными. Это является основным аргументом в спорах с контролирующими органами.

    Основные различия в таких договорах – цель передачи вещи, что и определяет многие правоотношения сторон. Договор хранения заключается в интересах поклажедателя. Именно он несет необходимые расходы для обеспечения сохранности вещи, риск ее случайного повреждения. Договор безвозмездного пользования заключается в интересах ссудополучателя. Но различие между такими договорами можно определить только по тексту договора: кто несет расходы и кто кому оказывает услуги. Сам процесс пользования вещами будет идентичен. И в случае хранения, и в случае аренды (в том числе безвозмездного пользования), как правило, пользователь вещи несет расходы по ее ремонту. В обоих договорах пользователь вещи несет ответственность за ее сохранность.

    Укажем различия в таких договорах:

    1 передать вещи в безвозмездное пользование может только собственник или уполномоченные им лица. Передать вещь на хранение могут любые лица;

    2 досрочное расторжение договора безвозмездного пользования предусмотрено только в редких случаях (ст. 698 и 699 ГК РФ), а по договору хранения поклажедатель может в любое время и без объяснения причин прекратить действие договора.

    Если одним из принципов бухгалтерского учета является приоритет содержания перед формой (ПБУ 1), то в юридической практике такого принципа нет. Поэтому в судебных органах характеристика договоров происходит по различным классификационным признакам, указанным в самих договорах. Один из основных нормообразующих факторов – направленность обязательства по договору. Под этим понимается экономический результат выполнения договора,

    Юридическая квалификация любого договора начинается с определения цели заключения договора. Все иные юридические факторы рассматриваются только после установления принадлежности обязательства к конкретной группе сделок в соответствии с гражданским законодательством. В частности, при составлении догора хранения в первую очередь решается вопрос об отнесении его к группе договоров по обеспечению сохранности имущества. Суть договора хранения – оказание услуг по обеспечению сохранности имущества. Если из договора такой вывод можно сделать, то договор обязан быть расценен как договор хранения.

    Любые вторичные системные признаки, в том числе фактор передачи вещи в пользование хранителю, не являются причиной иной классификации договора, а только отражают характер деятельности хранителя по обеспечению сохранности имущества как таковой.

    По договору хранения поклажедатель передает хранителю вещи. В соответствии с гражданским законодательством под вещами понимаются предметы, имеющие материально-телесную субстанцию (тела в твердом, жидком и газообразном состоянии). Это – объекты живой и неживой природы.

    Существует мнение, что недвижимое имущество не может быть передано на хранение, а его сохранность обеспечивается иными способами, в частности трудовыми отношениями или договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). Делается вывод о том, что предметом хранения являются вещи, позволяющие по своим физическим свойствам перемещать их, т.е. движимые. Данная точка зрения имеет законодательную основу: в ст. 886 ГК РФ сказано, что хранитель обязуется хранить вещь, переданную ему другой стороной.

    Однако объекты недвижимости прямо не исключены из объектов договора хранения. Более того, в ст. 926 ГК РФ указано, что по особому договору хранения (секвестру) на хранение передается недвижимое имущество. Следовательно, организация может передать или получить на хранение объект недвижимости. Каким именно образом будет происходить процесс передачи имущества на хранение, в кодексе не указано. Поэтому стороны имеют полное право определить этот процесс в самом договоре хранения.

    В этом случае договор хранения становится похожим на договор аренды здания (или отдельного помещения). Только в случае аренды арендную плату платит тот, кто пользуется имуществом, а по договору хранения – тот, кто пользуется помещением, сам получает денежные средства.

    Особо следует отметить, что аренда – это обременение прав арендодателя на пользование имуществом, в том числе на пользование зданием и помещением. Поэтому договор аренды недвижимого имущества должен быть зарегистрирован (если его срок более 1 года). Договор же хранения не является обременением прав, и, следовательно, его регистрировать не надо (независимо от срока действия договора). Регистрация сделок с недвижимостью происходит в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г . № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» . В ст. 2 данного закона указано:

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

    Ограничения (обременения) – это запрещение стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). При договоре хранения никаких ограничений прав не возникает, поэтому и регистрировать этот договор необязательно.

    Договор хранения может выступать составляющей частью другого договора – перевозки, транспортной экспедиции, поставки, комиссии и пр. В этом случае хранение имущества является неотъемлемой частью такого договора. Например, издательство поручило типографии напечатать книгу. Для выполнения заказа издательство закупило у поставщика бумагу и передало ее на переработку в типографию. После выпуска всего тиража книг в типографии осталась бумага, но ее не передают в издательство (так как в самом издательстве нет помещения для хранения), а оставляют в типографии, чтобы потом на ней распечатать книги новых заказов.

    Как правило, отношения между типографией и издательством оформляются договором, но в договоре ничего не сказано о хранении остатка бумаги. Поэтому в типографии по результатам инвентаризации будет выявлена неучтенная бумага (которую необходимо оприходовать и обложить налогом на прибыль), а в издательстве будет выявлен недостаток бумаги (что рассматривается как неправомерный убыток и обязывает начислить НДС). Все эти нарушения приводят к спорам с любыми проверяющими и контролирующими органами.

    Вопросу происхождения неучтенной продукции было посвящено постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 января 2001 г . № А33-8647/00-С3/ФО2-2832/00-С1 . В ОАО при проведении инвентаризации была выявлена неучтенная продукция, которая, по утверждению руководства, была получена для переработки на давальческих условиях. В связи с тем что давальческий договор закончил свое действие, а договор хранения составлен не был, выявить фактического собственника имущества не представилось возможным. Поэтому весь выявленный по инвентаризации излишек, по мнению налоговых органов, должен принадлежать ОАО (в соответствии с гл. 25 НК РФ он облагается налогом на прибыль). Отметим, что решение суда было принято в пользу налогоплательщика, но оно обосновывалось не на фактических документах, а на формальных признаках.

    Срок договора хранения не является обязательным условием договора. В ст. 889 ГК РФ указано, что если срок не определен, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.

    В общих правилах договора хранения определено, что при передаче имущества на хранение поклажедатель получает от хранителя один-единственный документ, подтверждающий факт принятия имущества. Это может быть акт, простое или двойное складское свидетельство. По данному документу поклажедатель имеет право получить свои вещи. Но получение вещей происходит единовременно. Для сравнения можно привести пример с номерком в гардеробе. По номерку человек имеет право получить свою одежду. Если он хочет взять только шапку, а пальто оставить, то он должен взять всю свою одежду, а потом заново отдать только пальто, без шапки.

    Так и по договору хранения – по документу поклажедатель должен получить свое имущество полностью. Если он хочет взять только часть имущества, то необходимо полностью все получить, взять необходимое, а оставшуюся часть отдать на новое хранение. Однако во многих организациях заключаются договоры хранения, когда поклажедатель может брать часть своего имущество сколько угодно раз. Это может быть хранилище зерна с договором хранения зерна, нефтебаза с договором хранения ГСМ или иное место хранения.

    Например, на нефтебазе покупатель приобретает бензин в оптовом количестве и заправляет свои машины на самой нефтебазе. Поэтому нефтебаза занимается хранением чужого бензина и выдает его поклажедателю в любом количестве по мере необходимости, пока лимит оплаченного бензина не будет полностью исчерпан.

    В практической деятельности такое встречается достаточно часто, но, как правило, возникшие между партнерами отношения не регулируются договорами, и операции не отражаются на счетах бухгалтерского учета, что приводит к неверному определению выручки и нарушению правил налогообложения. Такие операции могут происходить:

    на нефтебазе, где сторонние организации держат свой оплаченный ГСМ и где они могут заправляться;

    в строительстве, когда подрядчик использует материалы заказчика;

    на базах хранения овощей, фруктов, зерна;

    на заводах, осуществляющих переработку на давальческих условиях;

    в типографиях, куда самостоятельно поступает бумага, закупленная издательствами;

    в других отраслях хозяйства.

    По своим характеристикам такой договор необходимо расценивать как договор хранения с особыми условиями. Эти условия в обязательном порядке необходимо утвердить в договоре, чтобы не было претензий ни между контрагентами, ни с проверяющими органами.

    В договоре рекомендуется указать следующее условие по возврату товара:

    Возврат товара осуществляется по письменному требованию, подписанному уполномоченным представителем поклажедателя и заверенное печатью поклажедателя. В требовании указываются:

    наименование и местонахождение склада;

    номер накладной, по какой товар был передан на хранение;

    наименование, количество и стоимость товара;

    дата выдачи;

    подписи уполномоченных лиц и печать организации поклажедателя.

    Может осуществляться передача как всего товара, принятого на хранение, так и его части. Передача товара осуществляется непосредственно лицу, указанному в доверенности, выписанной поклажедателем.

    В ряде случаев хранение осуществляется таким образом, что вещи одного поклажедателя могут смешиваться с вещами того же рода и качества других поклажедателей, так как сами вещи определяются только родовыми признаками. Тогда само имущество не выделяется из массы однородных вещей, а определяется только весом, мерой, числом. Такое имущество является заменимым. Имущество становится родовым в связи с обезличением его хранителем, помещающим вещи среди имущества того же рода и качества. Такой договор является договором хранения с обезличиванием (ст. 890 ГК РФ), или иррегулярного (неправильного) хранения. В таком договоре хранитель не несет типичной для договора хранения обязанности обеспечить сохранность и возврат именно той вещи, которая передана ему на хранение и может применяться только в случаях, прямо предусмотренных договором хранения.

    Такие отношения применяются при хранении вещей на элеваторах, в холодильниках, овощехранилищах общего пользования и других складах. В практике такой договор встречается чаще всего в виде хранения несколькими организациями жидкого топлива в специальном хранилище.

    Осуществляя хранение нефтепродуктов, работники нефтебазы сталкиваются с вопросом организации учета ГСМ разного права собственности, хранящихся в одной емкости. Так, один и тот же вид нефтепродуктов, находящийся в одной емкости, может учитываться нефтебазой следующим способом:

    купленный нефтебазой для дальнейшей перепродажи;

    полученный нефтебазой на комиссионную торговлю;

    полученный нефтебазой по договору хранения.

    Весь бензин таких видов хранится в одной емкости. Поэтому при отпуске нефтепродуктов встает вопрос: кому принадлежал отпущенный бензин?

    В бухгалтерском учете бензин, находящийся в такой емкости, учитывается на разных счетах бухгалтерского учета:

    Счет 41 – собственный ГСМ на продажу;

    Счет 002 – ГСМ, принятые на ответственное хранение;

    Счет 004 – ГСМ, принятые на комиссию.

    Если отпуск произведен сторонней организации, то нефтепродукты могут быть как собственные, так и комиссионные. По таким договорам хранения хранитель, как правило, может осуществлять продажу товара, принятого на хранение. При этом в договоре необходимо указать следующее условие:

    Хранитель имеет право реализовать товар третьим лицам, только предварительно согласовав такую возможность с поклажедателем. В этом случае хранитель выступает как комиссионер поклажедателя. Условия такой сделки оговариваются в отдельном дополнительном письменном соглашении сторон к данному договору.

    Если организация передала на нефтебазу ГСМ на хранение, то первоначально отпуск ГСМ такой организации может происходить только тех нефтепродуктов, которые были получены по договору хранения, а уже потом – по договору комиссии или собственных. Однако ни в бухгалтерском, ни в налоговом законодательстве не определен порядок организации учета выбытия между собственными товарами, комиссионными товарами и товарами, принятыми на хранение. Поэтому правила организации такого учета должны быть определены в организационно-распорядительном документе самой нефтебазы. Документом может являться учетная политика, приказ или положение «Об организации учета хранения и реализации нефтепродуктов».

    Учет может быть организован в различном порядке. Приведем несколько возможных вариантов.

    Вариант 1

    Сначала отпускаются нефтепродукты, принятые по договору хранения, потом – по договору комиссии и в конце – собственные нефтепродукты.

    Вариант 2

    Первоначально отпускаются собственные нефтепродукты, затем – по договору хранения и в конце – по договору комиссии.

    Вариант 3

    Все нефтепродукты отпускаются одновременно, в объеме, пропорциональном фактическому наличию нефтепродуктов.

    Вариант 4

    Все нефтепродукты отпускаются одновременно, в равных частях – по договору комиссии, собственные и по договору хранения.

    В таком особом договоре хранения могут возникнуть своеобразные отношения между контрагентами, когда поклажедатель забирает на конец месяца имущества больше, чем он передал на хранение. В следующем месяце он погашает свои долги, но на конец текущего месяца в учете хранителя по такому контрагенту образуется «краснота», которая легко выявляется при налоговой или аудиторской проверке.

    Такие отношения возможны, когда контрагенты уверены в честности друг друга и имеют длительные деловые отношения. Однако это является нарушением, которое может повлечь за собой налоговые последствия.

    Данное нарушение можно трактовать по-разному. Все будет зависеть от того, кто раньше заявит о своей правоте – хранитель или проверяющие органы. Проверяющие органы могут рассмотреть такие отношения как реализацию, как товарный кредит или как товарный заем.

    Рассмотрим наиболее негативный вариант : характеристика данного нарушения как операция по реализации ГСМ. Поклажедатель получает не свой товар, а товар, принадлежащий хранителю. В этом случае на товар переходит право собственности, и данная операция рассматривается как безвозмездная реализация товара (по сумме, равной «красноте»). Такая операция облагается НДС по общей ставке 18% (сверху). К расходам по налогу на прибыль стоимость бензина не принимается.

    Затем поклажедатель возвращает товар хранителю. Но эта операция рассматривается как безвозмездное получение бензина самим хранителем. Стоимость такого товара является объектом обложения по налогу на прибыль. После этого хранитель может реализовать такой товар, но его стоимость не принимается в состав расходов по налогу на прибыль как безвозмездно полученное имущество.

    По данным учета «красным» проходит сумма бензина 10 000 руб.

    Рассчитаем налоги:

    НДС по безвозмездной реализации: 10 000 х 18% = 1800 руб.;

    налог на прибыль при возврате бензина от контрагента: 10 000 х 24% = 2400 руб.;

    непринятие расходов по налогу на прибыль при реализации безвозмездно полученного бензина: 10 000 х 24% = 2400 руб.

    Итого: 1800 + 2400 + 2400 = 6600 руб.

    Обратите внимание: при применении налогоплательщиком и метода начисления, и кассового метода будут действовать одинаковые правила определения даты признания доходов по безвозмездно полученному имуществу:

    при получении безвозмездно денежных средств на расчетный счет (в кассу) – дата поступления таких денежных средств;

    при получении безвозмездно иного имущества – дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества.

    Далее можно утверждать, что реализация бензина хранителем произошла не безвозмездно, а на возмездной основе, и контрагент закрыл перед хранителем свой долг путем поставки аналогичного бензина. В этом случае хранителю необходимо заплатить НДС, показать реализацию бензина и сумму реализации уменьшить на стоимость бензина. Итого к доплате в бюджет примется только НДС. Однако, так как заявить о расходе можно только путем подачи исправительной декларации, а на момент проведения проверки такая декларация, как правило, отсутствует, расходы по налогу на прибыль не будут приняты. Тогда в бюджет придется заплатить сумму в размере:

    НДС по безвозмездной реализации: 10 000 х 18% = 1800 руб.;

    непринятие расходов по налогу на прибыль при реализации безвозмездно полученного бензина: 10 000 х 24% = 2400 руб.

    Итого: 1800 + 2400 = 4200 руб.

    Однако у хранителя есть возможность оформить «красноту» как передачу бензина самому поклажедателю на ответственное хранение либо оформить как передачу по договору займа. Такие операции рассматриваются как оказание услуг. Но если поклажедатель для хранителя является лицом невзаимозависимым, то такие услуги могут быть реализованы по низкой цене. Причем, по договору займа хранитель оказывает контрагенту услуги, а по дополнительному договору хранения – поклажедатель оказывает хранителю услуги.

    Наиболее предпочтительным будет заключение договора займа, так как фактически именно такая операция и проводится. Этот договор на момент образования «красноты» может заключаться в устной форме. Однако в случае налоговой проверки такой договор должен быть оформлен письменно. Этот договор можно сделать платным, поставив условную стоимость – 10 руб. и 1,8 руб. НДС. Применить для налогообложения рыночные цены, если такие договоры у хранителя не встречаются и поклажедатель не является взаимозависимым лицом, невозможно. Таким образом, при налоговой проверке у хранителя может образоваться недоплата по налогам с реализации:

    недоплата по НДС в размере 1,8 руб.;

    недоплата по налогу на прибыль в размере: 10 руб. х 24% = 2,4 руб.

    Итого 2,4 руб. + 1,8 руб. = 4,2 руб.

    Если хранитель до налоговой проверки сделает переплату в бюджет на

    Содержание

    Со всеми идеями и предложениями о сотрудничестве и размещении материалов обращайтесь к ведущему рассылки по адресу mail@lexaudit.ru


    © ООО "ЛЕКС Аудит" www.lexaudit.ru


    RB2


    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: business.audit
    Отписаться

    В избранное