Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 177


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №177

 

 

 

Содержание:

    события

             1.    «Кодекс» выставил ГОСТы на продажу

         статьи

             2 Материалы для тишины

       А это на общетрепещущие темы:

             3 Секретное метро Сталина откроют для всех?

        

      

 

 

 «Кодекс» выставил ГОСТы на продажу 
 

В рамках реформы технического регулирования в Санкт-Петербурге состоялась презентация проекта обновленного правового портала Центра нормативно-технической документации (ЦНТД). Разработчики сайта и чиновники считают запуск портала новым этапом в развитии правовой культуры технического регулирования различных аспектов производства, строительства и энергоиндустрии.
        На веб-портале по адресу www.cntd.ru  открылся доступ к электронным справочным системам нормативно-технической информации семейства «Техэксперт». Пользователям предлагается услуга по составлению (согласно индивидуальному заказу) электронных сборников технических ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, ВСНов, СП и других нормативно-технических документов. Помимо этого, на сайте анонсированы подборка печатных официальных изданий, поиск и обновление конкретных документов.
         Основным разработчиком проекта выступила группа компаний «Кодекс», занимающаяся созданием электронных систем информации. Консорциум взял на себя все работы по запуску и обновлению сайта, а также профинансировал все необходимые для этого работы. Этот проект реализуется «Кодексом», как часть более общего начинания — сети центров нормативно-технической документации. Как рассказали CNews в компании, «проект опирается на весь предыдущий опыт наработок компании в создании электронных БД стандартов в различных технических отраслях».
          Портал ЦНТД был открыт год назад, но с марта этого года заработал в новом режиме и с новым контентом. По словам редактора портала Игоря Мелешкина, сайт предоставит новые возможности для обеспечения всех заинтересованных лиц необходимой информацией. Появилась возможность задать вопрос эксперту в режиме on-line, открыт доступ к архиву бюллетеня ЦНТД в бесплатном режиме. В рамках портала ЦНТД наладил сотрудничество с такими организациями, как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), Российский строительный союз, которые окажут порталу помощь в формировании его контента, предоставляя эксклюзивные информационные материалы.
             Заместитель руководителя Комитета Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов заявил: «Я уверен, что подобный проект работы поможет нашей промышленности влиться в международную экономическую систему, и особенно этот вопрос важен в преддверии вступления нашей страны в ВТО. Необходимо обеспечить участие промышленности в разработке международных стандартов и этому могут помочь и информационные системы, подобные той, что создана ЦНТД». Начальник отдела юридического управления комитета по строительству администрации Петербурга Игорь Шикалов уверен, что открытие такого сайта значительно улучшит обмен информацией.
            Окупаемость проекта, как полагают в «Кодексе», обеспечит интернет-магазин, интегрированный в портал. «Через магазин будет продаваться оn-line доступ к системам «Техэксперт» и свежим номерам «Бюллетеня ЦНТД», — объясняет г-н Мелешкин. Кроме того, в течение года компания предполагает начать продажи международных стандартов и стандартов ЕС. «Финансовые ожидания от портала у нас очень серьезные, поскольку он является нашим главным маркетинговым проектом, над которым проделана долгая и упорная работа, к тому же запросы клиентов на документацию растут, что и показал прошедший год, когда был отмечен рост посещаемости сайта ЦНТД в 10 раз», — сообщил CNews Игорь Мелешкин. Вскоре на сайте появится возможность оплаты покупок через системы электронной оплаты «Яндекс-деньги» и WebMoney. На данный момент магазин насчитывает около 130 тыс. документов, в числе которых нормативно-технические документы, ГОСТы, СанПиНы, СНиПы.
         Напомним, что ранее CNews сообщал о связанном с продажей ГОСТов конфликте, когда Институт развития свободы информации судился с Ростехрегулированием. Однако, как сообщил нашему изданию директор института Иван Павлов, деятельность ЦНТД с юридической точки зрения прозрачна. «Дело в том, что «Кодекс» продает не сами тексты ГОСТов и СНиПов, а информационную оболочку и поисковые механизмы к ним, - заявил г-н Павлов. - Ведь законы и стандарты обладают свойством очень быстро прирастать большим количеством поправок, дополнений, исправлений и прочих доработок. И можно только поприветствовать то, что некоторые коммерческие фирмы берут на себя труд делать сводные редакции подобной регулирующей документации, осуществлять их оцифровку и предлагать подобные продукты заинтересованным специалистам. Не следует путать продажу информационных услуг с продажей исходных текстов стандартов тем же Ростехрегулированием».

 

вверх страницы

 

Материалы для тишины
 

Каждый горожанин мечтает не слышать раздражающего топота соседей сверху, пения соседа слева и вечных скандалов соседей справа. И почти каждый обладатель частного дома мечтает не слышать бесконечного лая соседского Шарика или хрипения все их же приемника. А проще говоря, и те и другие мечтают о тишине. Получить такой дефицит, как отсутствие каких-либо шумов, можно с помощью звукоизоляции.

Прежде чем приступить к звукоизоляции комнаты, квартиры или всего дома, необходимо учесть некоторые тонкости. Звукоизоляционные материалы бывают шумопоглощающими и шумоотражающими. Первые впитывают звук, а энергию звуковых колебаний преобразуют в тепловую. Вторые (бетон, стекло и другие) просто блокируют путь звуковым волнам (отражают их). Часто применяют оба вида материала для достижения нужного эффекта. Следующий нюанс, на который стоит обратить внимание, — шумы делят на воздушные и структурные. Звуки, доносящиеся из колонок стереосистемы, — воздушные, а стук каблуков по полу — структурный, то есть произведен механическим действием. Кроме того, изолирующие материалы подразделяют на натуральные и синтетические.

Казалось бы, не так уж все это и важно, но при выборе подобные тонкости играют ведущую роль. Например, пробковое покрытие подходит для помещений, в которых преобладают структурные шумы. Данное покрытие представляет собой довольно плотный, но все же упругий и эластичный натуральный материал, состоящий из ячеек, заполненных воздухом. Помимо шумоизоляционных свойств обладает также гидро­ и теплоизоляционными. Все это делает его идеальным в качестве подложки под «плавающие» полы. Стелить пробку можно в несколько слоев, улучшая тем самым качества изоляции. Однако не стоит забывать об упругости пробки: она проминается под тяжестью слоя. И чем он толще, тем больше прогиб. Сама пробка вернется в свое нормальное состояние, но вот восстановится ли половое покрытие, уложенное сверху, — остается только гадать.

Для шумоизоляции, например, спортивного зала в собственном доме лучше использовать покрытие из вспученной агломерированной пробки. Звукопоглощение у такой пробки в два-три раза больше, чем у пробки простой. Материал этот плотнее и прослужит дольше. Такая изоляция защитит слух домочадцев от механического шума: грохота падающих гантелей, лязганья металлических грузов и прочих звуков, характерных для спортивного зала. Тем более что применять подобную изоляцию можно не только на полу, но также на стенах, как внутри, так и снаружи здания, и на потолке. Цена материала толщиной 2 мм начинается примерно от 80 руб. за рулон или лист (915х610).

Чаще встречаются пробковые покрытия фирм IPOKORK, CORKSTYLE, AMORIM GROUP и CORKART. Среди производителей агломерированной пробки наиболее известна фирма IBERCORK.

Пробковое покрытие не обязательно прятать под «плавающий» пол (ламинат, паркет и др.). Материал и сам может служить им, поскольку является экологически чистым продуктом и не впитывает ни влагу, ни пыль, ни запахи. Это важно для людей, страдающих аллергией или имеющих маленьких детей.

Стеклохолст (минеральная вата на основе стекловолокна) также предназначен для изоляции от структурных звуков. Он тоже хорошо подходит для подложки под «плавающие» полы. Естественно, звукопоглощение у такого материала меньше, чем у пробкового покрытия. Коэффициент зависит от толщины и плотности стеклохолста. И конечно, звукопоглощение улучшается, если минералватная изоляция дополнена еще каким-нибудь материалом. Есть варианты с односторонним полимерно­битумным покрытием. Толщина материала составляет 3–4 мм, продают его в рулонах. Монтировать такое полотно совсем несложно: оно легко режется, а стыки склеиваются скотчем. На 1 кв. м изоляции придется потратить всего около 10 руб. Среди производителей звукоизоляционных стеклохолстов наиболее популярны отечественные «Новгородский завод стекловолокна», «Мостермостекло», «Техно НИКОЛЬ» и «Тверь стеклопластик» и немецкие Stockelsdorf и Hilbersdorf.

Также натуральными звукопоглощающими материалами являются изделия из минеральных ват. Например, минвата на базальтовой основе. По показателям звукопоглощения минеральная вата превосходит вату на основе стекловолокна. Ее применяют как один из слоев звукоизоляционных конструкций. Если необходимо разделить помещение на несколько зон, обычно устанавливают перегородки. В качестве строительного материала для них подходит и фанера, но ни о какой звукоизоляции в таком случае и речи быть не может. Поэтому чаще подобные конструкции делают многослойными, где слой минеральной ваты служит звукоизолятором. Также минваты используют в системах подвесных потолков. Среди производителей выделяются такие фирмы, как Rockwool, Izomat, Paroc и отечественная «АКСИ». Стоимость за 1 кв. м около 250 руб.

Строительный войлок, в отличие от пробки и минеральных ват, лучше подходит для изоляции помещения от воздушного шума — им обычно проклеивают потолок. Перед монтажом войлок необходимо обработать раствором фтористого трехпроцентного натрия и хорошо просушить. Если этого не сделать, в доме может завестись моль. Войлок является волокнистым материалом и по сравнению с материалами пористыми (пробка, пенополиуретан и др.) имеет больший коэффициент звукопоглощения. Стоимость погонного метра 10 руб. при ширине 210 см. Чаще встречается продукция таких производителей, как «Битца», «Арзамасская войлочная фабрика» и Filzfabrik Fulda (Германия).

К натуральным звукопоглощающим материалам относятся и древесно­волокнистые акустические плиты. Их располагают между плотными перфорированными плитами или используют для подвесных потолков. Размер одной плиты 100х50 или 50х50 см. Подобный вариант не является огнестойким, поэтому его необходимо обработать специальным огнеупорным составом, например огнезащитной краской. Но все равно он уступает минеральным ватам и по огнестойкости, и по сроку эксплуатации. Этим и обусловлена невысокая цена (от 10 руб. за лист). Производители: «Ляминский завод ДВП», «Петпрофиль» и Classen.

Звукопоглощающий материал фибролит тоже включает в свой состав древесное волокно, а точнее, древесную шерсть, но превосходит древесно­волокнистые плиты не только по долговечности, но и еще по ряду свойств: он не горюч и не подвержен гниению. При покупке таких акустических плит нужно учитывать, что фибролит может быть предназначен и для теплоизоляции. Отличается теплоизоляционный фибролит шириной древесного волокна (у акустического она меньше) и количеством вяжущего составляющего. Естественно, разницу между звукоизоляционным и теплоизоляционным вариантами увидит только знающий человек, поэтому, приобретая такой товар, будьте внимательны. Стоимость фибролитовой плиты зависит от толщины материала. Плита размером 260х60 см толщиной 2,5 см стоит примерно 300 руб., а такая же толщиной 5 см — около 500 руб.

Цементно‑стружечные плиты (ЦСП) помимо хорошей звукоизоляции обладают еще одним несомненным достоинством. Их можно использовать не только как слой звукоизоляционной конструкции или как обшивку, но и непосредственно как строительный материал, например, для межкомнатных перегородок, ангаров и др. В состав ЦСП входят древесная стружка, вещества, которые ее минерализуют, и цемент. Благодаря этому, а также технологии производства подобные плиты отличаются прочностью, не горючи и влагостойки. Но прогрунтовать и покрасить их все же необходимо, особенно кромки нуждаются в обработке водоотталкивающими веществами. Такому материалу не страшны грызуны. Цена будет зависеть от толщины — от 300 руб. за лист.

Древесно­волокнистые плиты, ЦСП и фибролит уступают в звукопоглощении мягким материалам, что обусловлено их структурой.

Звукопоглощающее покрытие не обязательно должно иметь какую-либо форму. Например, существует напыляемая звукоизоляция — обычно это жидкое вещество, в состав которого входят волокна целлюлозы. Такой акустический вариант подходит почти для любого материала, кроме пластика, так как у последнего слишком гладкая поверхность, создающая плохую адгезию с напылением. Подобный метод применяют для звукоизоляции помещений с большими объемами, так как именно в данных условиях он наиболее эффективен.

С помощью напыления можно нанести и специальную пасту. Если мешают не окружающие шумы, а вполне конкретный стук, например, в вентиляционном трубопроводе (мало ли что могут оставить после себя недобросовестные строители), нет необходимости обшивать звукоизоляцией все помещение. Достаточно обработать водным раствором такой пасты нужную конструкцию (в данном случае трубопровод) слоем толщиной до 6 мм. Это позволит «перекрыть» технические шумы, произведенные механическим путем: удары, скрежет и т. п. Поверхности, подверженные коррозии, перед нанесением звукоизоляционного состава необходимо покрыть антикоррозийными веществами.

Также существует звукопоглощающая штукатурка. В ее состав входят вяжущие вещества и легкие заполнители, такие как пемза, керамзит и др. Наносят ее так же, как обычную, и стоимость товара практически не отличается. Ее можно покрасить или оклеить обоями. Но не стоит надеяться, что данные способы изоляции (напыление, штукатурка) высокоэффективны и избавят от окружающих вас шумов. Коэффициент звукопоглощения такой изоляции довольно мал.

На рынке представлены самоклеящиеся акустические материалы, которые поглощают как воздушные, так и структурные шумы. Некоторые из них можно смело назвать универсальными. Есть довольно много видов подобной звукоизоляции, которые различаются по составу. Наиболее распространены материалы на основе битумосодержащих холстов (войлока). Но войлок хорошо поглощает лишь воздушные шумы. Поэтому, для того чтобы звукоизоляция справлялась и со структурными шумами, добавляют слой пенополиуретана. Такие плиты обладают не только звукоизоляционными свойствами, но и тепло­ и гидроизолирующими. Из-за многослойности (самоклеящаяся поверхность, защитная пленка и несколько звукопоглощающих слоев) материал довольно тяжелый, поэтому для лучшего сцепления с поверхностью рекомендуется применять пресс. Для декоративности его можно покрыть краской, пригодной для работы именно с этим материалом. Коэффициент звукопоглощения подобной изоляции будет зависеть от количества слоев, состава материалов, их плотности и толщины.

Задуматься о звукоизоляции дома стоит уже на стадии его проектирования. Дело в том, что некоторые ее виды используют как полноценный строительный материал. Например, ячеистый бетон. Его звукоизоляция при толщине 20 см достигает 20 дБ. Продается он в виде блоков или сухой смеси (около 300 руб. за упаковку). Для изготовления одного кубического метра материала понадобится 5 кг смеси. Строения из него без каких-либо дополнительных обработок обладают хорошей звуко­ и теплоизоляцией. Материал сам по себе легкий, так как на 80 % состоит из воздушных ячеек, поэтому при строительстве не понадобится тяжелая техника. Ячеистый бетон обладает уникальными свойствами: он прочен, как камень, но прост в обработке, как дерево, — его легко пилить, строгать и сверлить. Но, обладая свойствами, присущими дереву, он не горюч и не подвержен гниению, к тому же экологически чист. Минус материала в том, что конструкции из него не должны превышать трех этажей.

Правильно подобрав и смонтировав звукоизоляционные материалы, можно добиться желаемого результата — тишины и спокойствия для себя и окружающих, ведь звукоизоляция не только не впускает шум в дом, но и не выпускает его.

 

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:

                          

           

Секретное метро Сталина откроют для всех?

 

        Недавно правительство Москвы одобрило концепцию подземного освоения города - места под дороги, паркинги, торговые центры на поверхности, особенно в центре, давно не хватает. Кроме того, летом будет принято решение о целесообразности строительства так называемого второго контура московской подземки - новой Кольцевой линии, которую хотят проложить в 2-3 перегонах от существующей Кольцевой. Освоение всех этих гигантских замыслов неизбежно натолкнется на общение со спецслужбами, отвечающими за тайную многокилометровую систему метротоннелей, шахт и бункеров, которая была проложена под землей для особо важных персон советского времени.

Сегодня как защита от ядерного удара эти подземелья уже явно не нужны. Так, может, настала пора использовать их для мирной жизни? Пустить по секретным линиям так называемого "Метро-2" обычные метросоставы, приспособить бункеры под паркинги, мини-электростанции или склады магазинов? С этими вопросами обратились к писателю Владимиру Гонику. Именно он, четверть века исследуя городские подземелья, еще в 90-х придумал термин "Метро-2" и написал роман "Преисподняя", в котором описал подземную столицу так точно, что имел долгие неприятные разговоры с людьми в погонах.

вопрос: Сегодня уже мало кто отрицает, что под Кремлем и всей Москвой проложена многокилометровая паутина тоннелей, коридоров и шахт. Это все сделано в советские годы?

ответ: Не только. Сегодня подземные системы Москвы представляют собой пересечение исторических и современных подземелий. Библиография упоминаний о подземной Москве начиная с 80-х годов XVIII века насчитывает приблизительно 600 источников, включая подробные карты и атласы. Большей частью это дореволюционные издания. В них подробно описываются подземные переходы, подвалы, колодцы, русла рек и ручьев, крепостные погреба и казематы. Даже в наше время почти в любой дом в центре можно попасть из-под земли, имея сноровку в земляных работах: достаточно из ближайшего коллектора или колодца вывести ход под фундамент или взрезать его с помощью специальных буров.

в: А вы откуда все это знаете?

о: Будучи военным врачом, я работал в особом подразделении Министерства обороны. Среди моих пациентов были и сотрудники, работающие на большой глубине. Что-то они мне рассказывали, что-то я уже увидел сам, спускаясь под землю. В каждом старом доме в пределах Садового кольца есть черный ход. Через него можно попасть в подвал, а из него - пройти куда угодно, хоть в московское метро. Тут главное - понимать, что не бывает подземных объектов, не имеющих каких-то признаков на поверхности. Они могут быть замаскированы или вынесены на значительное расстояние.

ответ: В одном из дворов Таганки стоит маленькое сооружение, с метр высотой. Прохожие не замечают его, но оно является шахтой старого тоннеля, который соединял легендарную Таганскую тюрьму с Новоспасским монастырем. По нему, на глубине 12 метров, когда-то водили заключенных в баню, которая располагалась в монастыре. И этот тоннель - один из тысяч, что существуют в Москве. В городе издавна существовала сеть монастырей, которые образовывали защитные пояса вокруг Москвы. Монастырь - это крепость, оборонительное сооружение. Любая крепость имеет подземные ходы: во-первых, для хранения запасов, во-вторых, для вылазок в тыл врага или за провиантом. К примеру, в Новоспасском монастыре был выход к Москве-реке длиной около 250 метров. Существуют и иные подземные системы. Под Ивановским монастырем находилась двухъярусная женская тюрьма, где в свое время содержалась знаменитая помещица Салтычиха. И так почти в каждом храме или монастыре.

в: А вы в этих тоннелях бывали?

о: Бывал. Под землей Москва была причудлива и разнообразна, как на поверхности. Есть узкие и широкие тоннели, длинные и короткие, с низким потолком и с высоким. Мало кто знает, что под Новой площадью еще в позапрошлом веке существовали колоссальные подземные склады. Там можно отыскать многоуровневые подземные улицы и переулки. Правда, не стоит думать, что это чисто русское изобретение. Такие ходы есть и в других странах. Скажем, под Храмовой горой в Иерусалиме, куда временами устраивают экскурсии. В катакомбах первых христиан на Сицилии и под Римом. В российских городах тоже есть такие помещения. В Александрове, например.

в: Кем и для чего они строились?

о: Самыми разными людьми - предпринимателями, купцами, монахами, царями. Небольшие подземные помещения строились даже под обычными домами. Это не было редкостью. Там находились склады или подсобные помещения. Однако с приходом советской власти любое упоминание о подземельях попадало в разряд "гостайна". Тогда же начали замуровывать тоннели или ставить при входе двери и решетки. С тех пор обычному человеку туда было не пройти. В старых подземных амбарах появились тюрьмы, темницы, там же порой проходили и расстрелы. Фактически подземелья XX века служили для узкого круга людей во главе с ЦК КПСС и Политбюро. Перед войной и после нее в Москве велось большое подземное строительство. Под землей возникли бункеры, склады, электростанции. Особый размах строительство получило с развитием атомного и термоядерного оружия: на большой глубине появились хорошо оборудованные убежища, не говоря уже о целой системе транспортных тоннелей, ведущих из центра Москвы на окраины и дальше, за город. Каждый член Политбюро имел апартаменты в основном бункере. Это были отнюдь не маленькие каморки. Речь шла о солидной площади: около 180 квадратных метров. Были предусмотрены кабинет, комната отдыха, санитарные помещения, пищеблок... Кабинет Брежнева по интерьеру мало отличался от его рабочего кабинета на поверхности. Проектировщики делали все возможное для того, чтобы, спустившись на большую глубину, он не испытывал психологического дискомфорта. Схожая мебель, картины, ковер. У некоторых членов Политбюро была даже фотоимитация вида из окна. Кандидаты Политбюро тоже имели помещения, но они были меньше и менее комфортабельны. Челядь же, обслуживающий персонал, должна была обитать в небольших шестиместных помещениях, напоминающих вагонное купе.

в: Пользовались ли члены Политбюро когда-нибудь этими бункерами?

о: Фактически нет. Большинство даже и не видело их. Но первые лица государства, конечно же, спускались. В начале 70-х в основной бункер спустился Леонид Брежнев (глава СССР, генеральный секретарь ЦК КПСС. - "Известия"). Он пришел в полный восторг и, насколько мне известно, наградил Юрия Андропова (в те годы глава КГБ. - "Известия") золотой медалью Героя Социалистического Труда именно после этого спуска. Несмотря на то что помещения предназначались для относительно короткого пребывания, строилось все с нескрываемым размахом. Задумывалось, что особо важные персоны должны были переждать там первую атаку, заражение и где-то через месяц оттуда эвакуироваться. Хотя, по правде сказать, для Политбюро это была мифологическая защита. Время подлета ракет с баз НАТО в Норвегии - 11-12 минут. Человек даже спуститься не успеет. Зачем, спрашивается, строили? Чтоб спокойней было. Чтобы была хоть не очень убедительная, но надежда на спасение.

в: Сколько времени ушло на строительство?

о: Многие десятилетия. Но вся система так и не была достроена. К моменту распада Советского Союза она была возведена процентов на 80. Все коридоры, тоннели, многочисленные бункеры - все это было. Не было достаточного количества оборудования. Систему нужно было доводить до ума. Так, в главном бункере при включении автономной системы регенерации воздуха наступала дикая жара - градусов до 45. Таких "мелочей" было множество. Но главное - сохранилась тайная транспортная система.

в: Вы говорите о "Мет­ро-2"?

о: Да. Наряду с общей системой метро прокладывались закрытые линии, тайные ветки. И в отличие от бункеров ими время от времени пользовались. Есть факт, известный многим. В 41-м году на ноябрьские праздники торжественное собрание проходило в метро на станции "Маяковская". И Сталин приехал на поезде вместе с охраной. Притом из здания Ставки Верховного главнокомандования на Мясницкой он не вышел, а из подвала спустился в спецтоннель, который вел в метро. Существовали и ветки, по которым можно было попасть в аэропорт. Больше всего тоннелей строили в пределах Садового кольца. Весь центр изрыт на разной глубине - Лубянка, Мясницкая, Старая и Новая площади, Китай-город, широкие ухоженные тоннели вели в Кремль и на соседние ветки метро.

в: Сейчас активно обсуждается перегруженность столичной подземки. Можно ли использовать секретные линии и пустить по ним обычные метросоставы?

о: Можно. Даже нужно. Внешне эти тоннели совершенно одинаковые. Тот же диаметр, та же инфраструктура. Разве что рельсы на линиях "Метро-2" не выступают, а утоплены в пол, дабы по тоннелю мог передвигаться автотранспорт. Да чего скрывать, в Москве уже открыли некоторые секретные ветки. К примеру, подземную часть Филевской ветки. Изначально она должна была вести на ближнюю дачу Сталина. Ее частично построили, но потом по какой-то причине стройка остановилась. К тому же на благо города можно использовать не только тоннели. Существуют станции, которые так и не были открыты. Между "Маяковской" и "Театральной", еще до появления "Тверской", началось строительство "Советской", которая располагается напротив столичной мэрии. Станция эта есть. Но она, сами понимаете, не действует. Ее перестроили. Ныне там находится закрытый объект - пункт гражданской обороны. По Москве разбросаны десятки пустот, выработок, образованных при строительстве обычного метро. Такие, к примеру, есть на Петровке около Бульварного кольца. Таких выработок было много на старых ветках метро. В 30-е годы и после войны примитивная техника строительства требовала большого числа вспомогательных сооружений: подъездных штолен, дополнительных тоннелей, штреков и забоев. В этих пустотах можно разместить, к примеру, подземные автостоянки. Или сделать подземные подъезды к магазинам для грузовых машин, как сделали под Новым Арбатом. Такое применение во многом поможет решить проблему с пробками. Но если не захотят власти делать так, то пусть хоть сделают музей. За границей все эти помещения давно открыли. В США тоже были бункеры - президентский бункер в Вирджинии, бункер конгресса в Западной Вирджинии. Сейчас там музеи. Спокойно можно спуститься и в бункер премьер-министра Англии.

в: А у нас подобные объекты открывались?

о: Открыт сталинский бункер в Самаре, который построили перед войной. Он напоминает бомбоубежище ЦК КПСС под Старой площадью. Даже заложен на той же глубине - около 40 метров. Но это пока единственный пример.

Подземные ветки уходят даже в Подмосковье

Дмитрий Гаев,
начальник Московского метрополитена:


- Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можно ли их использовать для перевозки пассажиров? Решать это не мне, а тем организациям, на чьем балансе находятся эти объекты. Я такой возможности не исключаю.

Михаил Полторанин,
вице-премьер правительства России в 1990-1992 годах:


- В свое время я занимался "Метро-2" и много там лазил. Это и разветвленная сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек - это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в "Метро-2" есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара. Но я там давно не был, поэтому не знаю, в каком состоянии все это хозяйство. Не удивлюсь, если в запустении. В последние годы у нас все только уничтожалось. Впрочем, зачем сейчас нам "Метро-2", я не знаю. Сегодня пересидеть войну под землей уже не получится. Может, пора использовать его для мирной жизни?

Владимир Шевченко,
шеф протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина:


"В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для ее дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь помимо прочего там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают. При Сталине в Кремле было построено и бомбоубежище, расположенное под его квартирой и имевшее два выхода. Рассказывают, что осенью 1941 года во время воздушной тревоги Сталин туда спускался и даже принимал там некоторых военачальников".


верх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Март 27, 2007

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное