Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 162


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №162

 

 

 

Содержание:

    события

             1.   Московские новостройки оборудуют подъемными платформами для инвалидов   

       статьи

             2.  Вдоль Лены к Талакану

          3В. Язев: «Я противник ратификации Энергетической хартии»

       А это на общетрепещущие темы:

             4 Штатное списание

        

      

 

 

 Московские новостройки оборудуют подъемными платформами для инвалидов
 

 

         До 1 февраля 2007 года в Москве будут подготовлены предложения об установке в подъездах строящихся жилых домов подъемных платформ для инвалидов. Соответствующее постановление подписал мэр столицы Юрий Лужков.
           Подъемные механизмы будут устанавливаться за счет средств столичного бюджета в подъездах новостроек, а также реконструируемых жилых домов.
            В первом полугодии текущего года намечено создать и централизованную систему технического обслуживания и ремонта платформ подъемных механизмов и другого специального стационарного оборудования для инвалидов.
            Городские власти намерены усилить контроль за предоставлением инвалидам специализированных жилых помещений и их целевым использованием. До 1 марта 2007 года в городе будет проведена проверка использования всех специализированных жилых помещений, которые предоставлены инвалидам и членам их семей.

 

вверх страницы

 

Вдоль Лены к Талакану

      

              Президент России В.В. Путин распорядился перенести трассу строящегося нефтепровода ВСТО за пределы водосборной зоны озера Байкал. А  три субъекта РФ, по территории которых пройдет новый маршрут нефтепровода (Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), одобрили представленную АК «Транснефть» Декларацию о намерениях строительства объекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».Компания вынесла на суд общественности материалы по разделу ОВОС в составе ТЭО (проекта) «Расширение трубо-проводной системы «ВСТО» (участок Усть-Кут – Талаканское месторождение).
 

НОВЫЙ МАРШРУТ

При подготовке ТЭО проекта нового маршрута проектировщики рассмотрели различные варианты прохождения трассы нефтепровода. При этом учитывались данные инженерно-геологических изысканий, особенности переходов нефтепровода через реки, сейсмическая активность регионов, возможности транспортной
инфраструктуры, наличие природных резерваций и особо охраняемых зон, территориальное размещение разведанных и перспективных месторождений нефти и т. д.
В результате детального анализа был предварительно выбран следующий маршрут перепроектируемого участка. Планируется, что из района Усть-Кута Иркутской области трасса пройдет вдоль левого берега Лены до Талаканского месторождения, далее также по левому берегу Лены до Олекминска и после перехода через Лену по Алданскому нагорью до пос. Тында, где присоединится к ранее запроектированной трубопроводной системе ВСТО (см. схему).
По мнению специалистов, этот маршрут характеризуется приемлемыми для строительства и эксплуатации уклонами местности (до 20 град.), отсутствием сплошной вечной мерзлоты и наледей, меньшей водонасыщенностью грунтов. Трасса 50 раз пересекает водные преграды, но среди них лишь одна крупная – р. Лена, для перехода которой планируется строительство микротоннеля протяженностью 800 м. Важно отметить, что будущий нефтепровод не затронет территорий федеральных и республиканских заповедников.
Как предполагается, протяженность магистрали ВСТО от Тайшета до Сковородино составит примерно 2,8 тыс. км, а перепроектируемого участка – около 2 тыс. км. Напомним, что об окончательной привязке трассы нефтепровода к местности можно будет говорить лишь после разработки ТЭО проекта. Предварительные расчеты показали, что в рамках
первого пускового комплекса (он предусматривает транспортировку 30 млн т нефти в год) на отрезке расширения нефтепроводной системы помимо нефтеперекачивающих станций потребуются и станции дросселирования. В последующем при выходе на проектную мощность (до 80 млн т) здесь будет построено еще несколько НПС. Доставлять материально-технические ресурсы и строительную технику в районы от Усть-Кута до Олекминска можно будет во время навигации по Лене, а зимой – по имеющимся зимникам; от Олекминска до Алдана – также по зимникам, а на участок Тында – Алдан – по железной и автомобильной дорогам.
Немаловажно, что на отрезке от Усть-Кута до Талаканского месторождения в основном уже проведены инженерные изыскания под планируемую трассу промыслового нефтепровода по заказу ОАО «Сургутнефтегаз». Проектировщики активно опирались на их результаты, что позволило ускорить подготовку ТЭО проекта по данному отрезку. При этом, говорят эксперты, возможно реверсивное движение нефти: до завершения строительства остальных участков Восточного нефтепровода нефть с Талакана можно перекачивать до Усть-Кута, откуда уже по БАМу ее будут транспортировать в восточном направлении.
Наименее изучена трасса от Олекминска до Алдана, где необходимо провести опережающие изыскания. Поскольку сроки окончания строительства нефтепроводной системы от Тайшета до Сковородино остались неизменными (объект планируется сдать в эксплуатацию в конце 2008 года), изыскательские работы ведутся в форсированном режиме. Учитывая крайне сжатые сроки строительства и возможность опережающей подачи нефти с Талаканского месторождения, проектирование нового участка осуществляется в три этапа: от Усть-Кута до Талаканского месторождения, от Тынды до Алдана, от Талакана до Алданского нагорья.
 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ  И ТРЕБОВАНИЯ

Восточный нефтепровод во многих отношениях не имеет аналогов в мировой практике. Поскольку параметры системы ВСТО выходят за рамки действующих ГОСТов и СНиПов, ВНИИСТ разработал в общей сложности 54 нормативно-технических документа.
Это Специальные нормы проектирования и строительства, содержащие целый ряд положений, обусловленных беспрецедентной сложностью трассы Восточной магистрали. В частности, регламентированы требования к строительству нефтепровода на участках пересечений курумов, селей, оползней, активных тектонических разломов, крупных включений подземных льдов. Так как часть трассы пройдет в местах очагового распространения многолетнемерзлых грунтов (ММГ), проектанты впервые разработали нормы для типов прокладки нефтепровода (подземный, надземный) в зависимости от характеристик ММГ. Так, для подземной прокладки при очаговом распространении ММГ будут применяться подземные опоры. Для нефтеперекачивающих станций и резервуарных парков, расположенных в районах с многолетнемерзлыми грунтами, планируется надземная прокладка технологических трубопроводов с теплоизоляцией и электроподогревом. Также сформулированы требования к способам строительства переходов нефтепровода через водные преграды: будут применяться наклонно направленное бурение и микротоннелирование.
В Специальных нормах содержатся положения по аттестации основных технологических процессов перед началом строительно-монтажных работ, принципиально новые требования к монтажу и укладке нефтепровода и др.
Поскольку нефтепровод ВСТО будет прокладываться в сложных природно-климатических условиях, продукция, которая пойдет на его строительство, должна иметь особые характеристики. В этой связи разработаны специальные технические требования к высокопрочным трубам, соединительным деталям для трубопроводов с давлением до
14 МПа, датчикам КИПиА, запорной, предохранительной и регулирующей арматуре, насосам для магистральных нефтепроводов с предельным давлением до 10 МПа, фильтрам-грязеуловителям, фильтрам-решеткам и другому оборудованию.
Разумеется, очень важно, чтобы все параметры строго выдерживались как при строительстве нефтепровода, так и при его эксплуатации. Поэтому изготовление продукции для системы ВСТО находится под самым жестким контролем. В последние годы на заводах-изготовителях представители заказчика ведут технический надзор за производством труб, соединительных деталей, запорной арматуры, резервуаров, поступающих на объекты «Транснефти». Секторы технадзора действуют на ведущих отечественных предприятиях, поставляющих трубы для строительства Восточной магистрали. Инспектируются все основные технологические этапы и операции, определяющие качество продукции: от входного контроля стального листа до отгрузки готовых труб заказчику. Если какой-либо параметр не соответствует требованиям «Транснефти», трубу отбраковывают. На каждую отгруженную заказчику трубу заполняется паспорт с указанием ее геометрических параметров, завода-изготовителя штрипса, марки стали, типа и толщины изоляционного покрытия и т. д. Все это практически исключает возможность поставки на строящийся объект некондиционной продукции.
 

НАДЕЖНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Обеспечение экологической безопасности при строительстве и эксплуатации столь сложного объекта, как нефтепровод ВСТО, – одна из главных задач, которая была поставлена перед проектировщиками. Ими предусмотрен комплекс мер, позволяющих снизить до минимума вероятность негативного воздействия нефтепровода на окружающую среду. Так, на протяжении всей трассы будут использоваться трубы в хладостойком исполнении, изготовленные по специальным техническим требованиям. Такие трубы отличаются
от традиционно выпускаемых по ГОСТам или ТУ особым химическим составом, повышенной свариваемостью при низких температурах, улучшенными вязкопластическими свойствами и трещиностойкостью, стабильностью физико-механических свойств. Трубы, соединительные детали, запорная арматура будут исключительно в заводской изоляции.
При сварочно-монтажных работах в основном предусмотрена полуавтоматическая и автоматическая сварка в сочетании с двойным, а на наиболее нагруженных участках нефтепровода тройным контролем качества сварных соединений, например, такими методами как рентгенографический и ультразвуковой.
Планируются применение технологии перекачки нефти по схеме «из насоса в насос» (что позволит на первом этапе сократить число резервуарных парков на промежуточных НПС), автоматизированное управление линейными и береговыми задвижками, использование насосных агрегатов с регулируемым приводом. Управление нефтепроводной системой будет вестись в автоматизированном режиме как единым технологическим объектом.
Для проекта ВСТО разрабатывается специальная программа мониторинга окружающей среды. На основе данных, полученных в результате мониторинга, планируется оценивать воздействие, которое оказывают строительство нефтепровода и его эксплуатация на состояние различных компонентов окружающей природной среды, определять соответствие фактического уровня воздействия допустимому, установленному в проектных и нормативных документах.
 

СТИМУЛ ДЛЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ
В 2006 году Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) планирует передать недропользователям 47 углеводородных участков в Восточной Сибири. (Для сравнения, в прошлом году число таких участков составило только 15.) Это значительные территории, которые прилегают к маршрутам будущих магистральных и промысловых нефтепроводов. Помимо этого, за счет средств федерального бюджета в рамках программы геологического изучения месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) планируется направить на геологоразведочные работы 2,5 млрд руб. (в 2005 году – 1,3 млрд руб.).
Отметим, что сегодня запасов нефти освоенных нефтегазоносных территорий Восточной Сибири и Якутии недостаточно для загрузки строящихся трубопроводных мощностей. Поэтому на первых этапах эксплуатации нефтепровода ВСТО предусмотрено наполнение его за счет месторождений Западной Сибири. Чтобы загрузить нефтепровод в полной мере, ежегодная добыча нефти в данном регионе к 2020–2025 году должна составлять 50–80 млн т. Такие объемы намечено реализовать благодаря вовлечению и освоению запасов уже открытых месторождений, а также перспективных и прогнозных ресурсов.
В 2006 году геологоразведочные работы в 200-километровой зоне новой перепроектируемой трассы магистрального нефтепровода ВСТО в основном будут проводиться в целях изучения земель, перспективных в отношении нефти и газа, подготовки новых участков для лицензирования. Кроме того, руководство Роснедр считает необходимым определить оптимальный комплекс геологоразведочных работ, провести комплексное геолого-геофизическое обоснование перспективных нефте-газоносных участков для подготовки площадей под параметрическое бурение, интерпретировать результаты геофизических работ на основе прогрессивных технологий.
 

ОСВОЕНИЕ НЕДР
Говоря о проблемах, связанных с реализацией проекта ВСТО, некоторые эксперты выражали сомнение в наличии достаточных объемов сырья для заполнения нефтепровода. Между тем одно из важных преимуществ нового маршрута перепроектируемого участка состоит как раз в том, что он ускорит промышленное освоение восточносибирских месторождений нефти. При этом недропользователи смогут избежать значительных затрат на строительство промысловых трубопроводов. Так, «Сургутнефтегазу» не придется прокладывать 700-километровый нефтепровод от Талакана до Усть-Кута.
В ближайшей перспективе в систему ВСТО будет поступать нефть крупных якутских месторождений: Талаканского (геологические запасы нефти – свыше 400 млн т, извлекаемые запасы – 113 млн т), Среднеботуобинского, Чаяндинского. В среднесрочной перспективе сырьевая база нефтепровода увеличится за счет ресурсов Тас-Юряхского, Верхневилючанского, Иреляхского, Алинского и других месторождений, суммарные прогнозные запасы которых составляют 463 млн т. Что касается более отдаленной перспективы, то с 2030 года ресурсной базой нефтепровода могут стать новые месторождения в Байкитской, Катангской, Непско-Ботуобинской и Ангаро-Ленской нефтегазовых провинциях, суммарные запасы нефти в которых оцениваются в 1,1–1,2 млрд т.
Реализуя современный инфраструктурный проект, «Транснефть» подстегивает крупнейшие хозяйствующие субъекты (в первую очередь нефтяные компании) не только осваивать известные месторождения, но и готовить и оформлять новые лицензионные участки, проводить аукционы, стимулировать деятельность субъектов РФ по реализации программ воспроизводства минерально-сырьевой базы и поиску новых крупных месторождений. Изменение маршрута нефтепровода уже сейчас вызвало всплеск интереса нефтяных компаний к месторождениям Якутии и Иркутской области. Так, недавно в Иркутской области состоялся аукцион по продаже лицензий на нефтегазоносные участки в пределах Непско-Ботуобинской нефтегазоносной провинции. За лицензии на три из них (Могдинский, Санарский и Нижненепский) активно боролись «Сургутнефтегаз» и «Роснефть». Сумма вырученных на торгах средств достигла 3,78 млрд руб., превысив первоначальную в 15,5 раза.
В июне в прессе прозвучало заявление генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданова, о том, что компания планирует инвестировать часть накопленных свободных денежных средств в разработку месторождений Восточной Сибири. По его словам, затраты на освоение региона включают развитие инфраструктуры, дальнейшую разработку Талаканского и Верхне-Пеледуйского месторождений, покупку новых участков. Например, в нынешнем году только на освоение Талаканского месторождения ОАО «Сургутнефтегаз» планирует вложить более 11 млрд руб.
 

TERRA INCOGNITA
Несомненно, успех строительства Восточной магистрали в немалой степени будет зависеть от взаимодействия нефтепроводчиков с региональными и местными властями.
Помимо прямых выгод (налоги, новые рабочие места) строительство нефтепровода стимулирует поиск новых и ввод в эксплуатацию существующих нефтяных месторождений, что станет мощным импульсом для развития ТЭКа и других отраслей народного хозяйства Якутии, Иркутской и Амурской областей и страны в целом. В администрациях регионов, где ведется и будет вестись строительство нефтепровода ВСТО, прекрасно это понимают.
Если Иркутская и Амурская области уже находятся в орбите «Транснефти», то Якутия для Компании – это terra incognita. Между тем ей прочат такое же будущее, как в 70-е годы Тюменскому Северу (Среднему Приобью), где среди болот и тайги за несколько лет выросли современные города Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и др.
Прямые выгоды от нефтепровода для республики – это доходы от налогов (они составят около 10 % поступлений республиканского бюджета), дополнительные рабочие места, программы обучения местных кадров для последующей работы на нефтепроводе. Но главное, что дает Восточный нефтепровод, – стимул к освоению многочисленных месторождений Якутии.
А это строительство дорог, поселков и городов. Неслучайно Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров поддержал планируемое строительство нефтепровода по ее территории и выразил готовность оказывать всестороннее содействие в реализации проекта.
Знаменательным событием в этой связи стал облет главой республики совместно с представителями АК «Транснефть» предполагаемой трассы нефтепровода ВСТО, где велись проектно-изыскательские работы. В районных центрах Ленске, Олекминске, Алдане и Нерюнгри В.А. Штыров провел совещания с членами правительства Якутии, руководителями муниципальных образований. Там же проходили встречи с главами федеральных органов контроля и надзора, руководителями якутских предприятий, учеными, проектировщиками, представителями нефтяных компаний и общественности. На этих меро-приятиях специалисты «Транснефти» проинформировали присутствующих не только о проекте нефтепроводной системы ВСТО, но и о достижениях «Транснефти» в области строительства объектов МН и транспортировки нефти, обеспе-чения экологической безопасности.
По итогам совещаний проект был поддержан во всех районах Якутии.

 

вверх страницы

 

В. Язев: «Я противник ратификации Энергетической хартии»

 

Глава комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи ВАЛЕРИЙ ЯЗЕВ рассказал, почему Россия не желает ратифицировать Энергетическую хартию.


GUIDE: Как в России понимают энергобезопасность? Совпадает ли в этом смысле точка зрения с Европой?
Валерий Язев: Энергобезопасность – это защищенность страны от угроз надежного топливного и энергетического обеспечения. Угрозы существуют различные. Они определяются внешними, внутренними, геополитическими, макроэкономическими и конъюнктурными факторами, а также состоянием энергетического сектора страны. Если говорить о международных определениях, то уместно привести определение энергобезопасности, которое было дано на саммите G8 в Петербурге.
Там четко определили шесть моментов. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков. Улучшение инвестиционного климата в энергетической сфере. Повышение энергоэффективности и энергосбережения. Диверсификация видов энергии, обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, сокращение масштаба энергетической бедности. И наконец, решение проблем изменения климата.
Если проанализировать наше определение энергобезопасности и то, которое дает европейский подход, отличие состоит в том, что у европейцев более сильный акцент на процессе глобализации. Впрочем, когда мы ратифицировали Киотский протокол, то, по сути, различий принципиальных у нас не осталось. Просто к практике достижения энергобезопасности Европы мы, конечно же, подходим немного по-разному. Каждый хотел бы найти в определениях энергетической безопасности что-то свое. Сближение позиции есть, но мы считаем неправильным подход Европейского союза, выраженный в том, чтобы добиться гарантий поставок энергоресурсов со стороны России. По сути, их единственная задача – это гарантии на долгую перспективу, раскрытие российского энергорынка и развитие транспортной инфраструктуры. Мы же говорим и об их ответственности как потребителей. Другими словами, должна быть система договоров, подтверждающая взаимную ответственность как поставщика, так и потребителя и транзитных стран между нами. Вот когда будет создана устойчивая система в виде договоров, появятся координаты, в которых можно добиться энергетической безопасности.
А сейчас что происходит? Европа хочет иметь в лице России гарантированного поставщика энергоресурсов, плюс к этому она хотела бы еще и диверсифицировать для себя поставки географически. Скажем, получать энергоресурсы из Норвегии, из Алжира. Но когда Россия заявляет, что она тоже имеет право диверсифицировать потребителей, например, ориентируясь на азиатский регион – Китай, Южную Корею, Японию, то Европа сразу начинает подсчет и говорит, что у вас к 2015 году уже не хватит газа, чтобы обеспечить наши потребности, и в 2020 году тоже не хватит. То есть они ревниво относятся к поискам Россией альтернативных потребителей. Поэтому мы говорим: в таком случае закрепляйте свое преимущественное положение долгосрочными договорами. Мы говорим, что невозможно развивать газовый бизнес в мире и в России, не имея долгосрочных договоренностей. Они это понимают и признают, что долгосрочные договоры нужны. Насколько я знаю, E.ON продлил контракты на поставку газа до 2036 года. А, например, Gaz de France имеет пока не продленный договор до 2015 года, но идут переговоры на долгосрочную перспективу. Это дает нам мотивацию на разработку месторождений, позволяет подсчитать наши трубопроводные возможности, строить новые технологические коридоры. Если не будет взаимной ответственности и покупателя, и продавца энергии, не будет и энергобезопасности.
G: Сейчас много споров вокруг Энергетической хартии. Европейцы говорят – ратифицируйте, а Москва не хочет. Что же в этом документе так раздражает Россию?
В. Я.: Договор действительно передан на ратификацию в Госдуму и лежит в моем комитете. Я противник его ратификации уже семь лет.
G: Почему?
В. Я.: Там есть много тонкостей, но я назову три ключевых момента. Историю Хартии вы знаете. Ее подписали в 1991 году как протокол о намерениях. В 1994 году Россия подписала договор к Хартии. После этого много стран ее ратифицировали, но ряд ключевых игроков этого не сделал. В том числе Норвегия и Алжир. Америка тоже не рассматривает свое в ней участие. По мнению европейцев – наверное, обоснованному, пока Россия не ратифицирует Хартию, считать ее полноценным документом, создающим предсказуемые правила игры и гармонизирующим энергетический рынок Европы, нельзя.
Мы не ратифицируем ее, по крайней мере, по трем моментам. Первое – в ходе работы над Хартией ЕС ввел положение об организации региональной экономической интеграции. То есть они рассматривают ЕС как один субъект, где нет границ, то есть входят в Хартию как единый субъект. Получается, что положения транзитного протокола и еще ряд моментов на территории Европейского союза не действуют. Транзитной признается та страна, у которой энергоресурсы пересекают две границы. И получается, что Россия – это транзитная страна по отношению к среднеазиатскому газу, Украина, Белоруссия, Молдавия – тоже транзитные. И получается парадокс: ЕС призывает нас, понуждая всякими политическими методами, ратифицировать договор к Энергетической хартии, требования которого они на себя в полной мере не относят.
Второй момент – это право первого отказа при доступе к транзитным мощностям. Их очень интересует российская трубопроводная система и доступ к ней. Это стоит во главе угла. Наша же позиция в том, что долгосрочные договоры, тем более в теме права первого отказа, не имеют права на жизнь. Ты вроде бы разрабатываешь месторождение, строишь трубопровод, а потом не можешь попасть на него в соответствии с правом первого отказа. Это нас не устраивает.
Критерии и механизмы формирования тарифов на транзит нас тоже не устраивают. Потому что встает проблема равности тарифов на прокачку газа по России и для российских потребителей, и для транзитных. А мы поддерживаем низкие цены на транзит у себя в стране, потому что если бы транзит у нас стоил, как по Украине, $1,6, то цена на газ удвоилась бы для европейских потребителей. Вот три очень серьезных момента которые для нас неприемлемы. Их нельзя исправить никакими дополнительными документами к Хартии, потому что они заложены в базовое положение. То есть нужно менять базовые положения.
G: Другими словами, переписывать Хартию?
В. Я.: Моя позиция, что для энергобезопасности Европы нужны международно-правовые документы, которые определяют правила игры, но никак не Хартия в ее нынешнем виде. Потому что ее основные документы, по крайней мере, по названным мною трем позициям должны быть пересмотрены с учетом интересов России, как крупнейшего производителя энергоресурсов и крупнейшей транзитной страны. Вот в чем состоят наши разногласия…
 

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:

                          

           

Штатное списание
 


           Президент Владимир Путин сделал федеральным чиновникам, самым высокооплачиваемым в России государственным служащим, подарок, с последствиями которого им предстоит разбираться весь 2007 год. Правительственным ведомствам с 1 января разрешается увеличивать зарплаты своим сотрудникам за счет сокращаемых коллег. Таким образом, будущий год в министерствах обещает пройти в борьбе за выживание.
           Президент России посетил Белый дом и поздравил его сотрудников с наступающими праздниками. А накануне он сделал чиновникам федеральных министерств и ведомств весьма необычный подарок – подписал указ "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти". Документ разрешает руководителям федеральных ведомств в 2007 году самостоятельно сокращать численность своих подчиненных без соответствующего сокращения фонда заработной платы.
           Этот указ президента – первый с 2003 года шаг, призванный ограничить рост числа государственных служащих, расходов государства на оплату их труда и одновременно обеспечить оставшимся рост зарплаты. Указ касается прежде всего сотрудников федеральных ведомств; по данным Росстата, в 2006 году их было около 590 тыс. человек. Всего в России около 1,46 млн сотрудников госаппарата без учета 1,13 млн кадровых военнослужащих и 800 тыс. человек гражданского персонала вооруженных сил. С 2002 года численность госаппарата растет – только на начало 2006 года она выросла в сравнении с 2005 годом по всем уровням власти на 8%.
              Особенно быстро росло число чиновников федеральной власти – плюс 20% за 2005 год, в 2006 году (официальных цифр Росстата пока нет) рост сохранился на уровне 20-25%. Отметим, что чиновников федеральной власти в Москве не так много, около 12 тыс. человек, большая их часть приходится на регионы. На 2007 год запланирован рост ставок федеральных чиновников: с 1 января – на 10%, с 1 декабря – еще на 15%. На первый квартал 2006 года средняя зарплата в исполнительной власти федерального уровня составляла около 18 тыс. руб.
             Впрочем, несмотря на опережающий и потребительскую инфляцию в России, и рост средних зарплат в экономике темп увеличения благосостояния госслужащих, кадровый голод в госорганах обостряется. В среду это подтвердил Ъ и премьер Михаил Фрадков, подчеркнувший, что в 2007 году кадровые проблемы обещают стать помехой в работе правительства.
             Расходы на содержание федерального госаппарата не так уж велики, в бюджете-2007 они составят около 11 млрд руб. Речь идет только об окладах чиновников, военнослужащие не учитываются, расходы на их содержание не публикуются и проходят по закрытым статьям бюджета. С 2003 году технология "естественного отбора" тестируется в Министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Президент в особом порядке разрешил Сергею Шойгу по необходимости сокращать штат без сокращения фонда зарплат. В итоге численность МЧС сократилась на 25%. Отметим, в Кремле не скрывают того, что указ Владимира Путина – не столько способ повысить зарплаты чиновникам и достойно оплачивать лучших из них, сколько "сократить бюрократический аппарат".
            Эксперты считают, что заложенные в указе механизмы действительно позволят за несколько лет сократить численность чиновников на 25-35%. Так, замглавы Роструда Андрей Селиванов прогнозирует, что в ходе исполнения указа "повысится профессионализм и активизируется заинтересованность чиновников", их численность сократится на 20-25% и "произойдет омоложение их состава: многие уйдут на досрочную пенсию". Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер считает, что найден "лучший способ добиться оптимизации численности" – аппарат, по его прогнозам, сократится на треть.
            Ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков полагает, что "поменяются низшие слои чиновничества, а зарплата чиновника среднего ранга повысится на 20%, не больше". А директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, напротив, уверен, что эффективности работы госаппарата указ не улучшит. "Россия по численности чиновников даже отстает от других стран,– говорит он.– Проблема в другом – наши чиновники в основной массе некомпетентны, встроены в коррупционные связи".
               В середине 2007 года правительство проанализирует практику применения указа и внесет предложения, "направленные на дальнейшее совершенствование оплаты труда". Тогда и станет ясно, в чем будет состоять выигрыш руководителей федеральных ведомств, рискнувших воспользоваться новыми возможностями.




верх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Январь 9, 2007

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное