интернет-проект "Новый дом"
- профессиональные
консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания,
анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по
строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и
инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и
потребителя в сфере строительных услуг.
В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует
Электронный журнал
"Обозреватель
Строительства"
номер
8
ОАО "Информационно-вычислительный центр Мосстрой" завершил создание
тиражного программного продукта для строительной отрасли "Бухгалтерия
строительного предприятия" (БСП) и объявил о начале его массового внедрения. БСП создан на основе типовой конфигурации "1С: Бухгалтерия 8.0" путем
добавления необходимого функционала, соответствующего специфике строительной
отрасли и предназначен для автоматизации ведения бухгалтерского и
управленческого учета в подрядных (генподрядных, субподрядных) строительных
организациях. Кроме того, в решение внедрены элементы управленческого учета,
обеспечивающие: планирование выполнения этапов СМР по срокам и стоимости; анализ планового и фактического выполнения СМР; создание и ведение каталогов строящихся объектов по различным
измерениям, задаваемым пользователями, и характеристикам, а также получение
реестров КС в задаваемых пользователем параметрах. Организована линия консультаций и абонементное сопровождение
пользователей. Обновления конфигураций и отчетности выходят синхронно с 1С. БСП будет непрерывно развиваться. В последующих версиях будут, в
частности, реализованы: импорт данных из сметных программ на основе стандарта обмена между
сметными программами; механизмы хранения технологий строительства и потребностей в
ресурсах; автоматизация планирования СМР; автоматизация функций, необходимых для обеспечения функций инвестора
и заказчика строительства. Для ознакомления с решением проводятся регулярные
семинары-презентации в офисе ИВЦ Мосстрой.
Зима
2005/06 года выдалась необыкновенно холодной. Несмотря на все разговоры о
глобальном потеплении, во многих регионах России, в том числе и в тех, по
территории которых проходят нефтепроводы АК «Транснефть», минусовая
температура била один рекорд за другим. Например, в середине января в
Новосибирске столбик термометра опустился до самой низкой отметки за
последние 100 лет, был побит температурный рекорд в Омской области,
державшийся с 1968 года. Сильнейшие холода стояли и в Сибири, и на Урале, и
в центральной полосе, и даже на юге России. Причем уникальной оказалась не
только крепость мороза, но и его продолжительность. Из-за небывалой стужи
стали выходить из строя системы тепло- и электроснабжения. Однако все это не
коснулось системы магистральных нефтепроводов «Транснефти» - самой
протяженной в мире, которая продолжала бесперебойную работу. Даже при
температуре воздуха -60 °С объекты Компании функционировали бы в нормальном
режиме. Достигается это постоянной целенаправленной работой по поддержанию
технической готовности и обеспечению надежной работы объектов, строгим
выполнением регламентных требований по эксплуатации оборудования и
сооружений. Уже в феврале в АК «Транснефть» ежегодно издается приказ о
подготовке объектов нефтепроводного транспорта к устойчивой работе в
осенне-зимний период. В соответствии с этим документом все дочерние
общества, на основании анализа технического состояния сооружений,
оборудования и помещений, разрабатывают комплекс подготовительных
мероприятий. В начале марта эти сведения поступают в
головной офис Компании, где специалисты анализируют их, при необходимости
корректируют сроки выполнения работ и составляют сводный график мероприятий
для всей « Транснефти ». В перечень работ по подготовке объектов к осенне-зимнему периоду не
входят те, которые требуют капитальных затрат и привлечения подрядных
организаций. Подлежащие техперевооружению и реконструкции объекты за два
года вперед вносятся в соответствующие планы. Так, мероприятия,
проводившиеся в 2005 году, разрабатывались еще в 2003-м. Для контроля за ходом подготовки к осенне-зимнему периоду ежегодно
организуется рабочая группа, которую возглавляет первый вице-президент
Компании. В нее входят вице-президенты, курирующие вопросы технической
политики и капитального строительства, директора трех департаментов
(информационных технологий, технического развития и эксплуатации
трубопроводного транспорта, строительства и стратегического развития),
начальники производственного отдела и отдела промышленной, пожарной
безопасности и охраны труда, главный механик и главный энергетик АК «Транснефть». Поскольку объекты Компании расположены в различных климатических
зонах (в одних отопительный сезон начинается 15 сентября, в других - 15
октября), подготовку к осенне-зимнему периоду завершают до 1 сентября.
Дочерние общества еженедельно докладывают в Компанию о выполненных
мероприятиях, информация анализируется департаментами и отделами Компании,
ход подготовки к зиме рассматривается на оперативных и технических
совещаниях. При выявлении отставаний, невыполнения мероприятий оперативно
принимаются меры. Для повышения ответственности руководителей дочерних
обществ работы завершает составление технического паспорта полной готовности
объектов ОАО МН к зиме. К этому документу прилагаются акты по проведенным
работам на всех объектах: в котельных, на тепловых сетях, оборудовании
автоматики и телемеханики, кабельных линиях и т. д. В течение подготовительного периода не реже одного раза в квартал
проводится проверка выполнения мероприятий с выездом на объекты акционерных
обществ. Проверяются качество и сроки выполнения работ, соблюдение
нормативных требований при производстве работ по ремонту и техническому
обслуживанию и оформление их результатов. Для обеспечения устойчивой работы системы МН в осенне-зимний период
2005/06 года было подготовлено 296 котельных и 790 резервных электростанций,
выполнен ремонт более 670 км теплотрасс. Проведена сезонная ревизия свыше 30
тыс. линейных задвижек и запорной арматуры технологических трубопроводов,
промыты нефтью свыше 1,5 тыс. тупиковых участков, проверены почти 500
автоматических установок пожаротушения. В дочерних обществах Компании
проводился ремонт теплоизоляции гаражей, складов и домов жилых поселков. На
станциях был выполнен анализ масла маслосистем, проверены системы обогрева
подшипниковых узлов вертикальных подпорных агрегатов, проведена ревизия
фильтров-грязеуловителей с промывкой нефтью дренажных линий. На линейной
части МН обследовали и отремонтировали защитные сооружения и водопропуски,
провелиревизию и ремонт указательных и
предупреждающих знаков, утеплили блок-боксы пунктов контроля и управления (ПКУ),
проверили схемы их отопления. Импульсные линии отборов давления были
заполнены незамерзающей жидкостью. Поскольку в холодное время года
увеличивается вязкость нефти, там, где это требуется, создавались запасы
специальных депрессорных присадок. С 2000 года в АК «Транснефть» действует руководящий документ,
регламентирующий все мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду. По
мере необходимости в него вносятся изменения и дополнения. Например,
первоначальный текст документа предусматривал сезонные проверки систем
телемеханики, но сейчас этот пункт исключен из обязательных мероприятий по
подготовке к осенне-зимнему периоду, поскольку эта работа проводится
ежеквартально вне зависимости от времени года. Кроме того, предыдущая версия
регламента требовала снимать с дыхательной арматуры резервуаров
огнепреградители до 1 сентября, что не всегда выполнялось, поскольку к этому
сроку еще не во всех регионах страны заканчивался грозовой период. Новый
документ стал более конкретным. Если раньше отчетность в Компанию предоставлялась по объектам, то теперь детализируются все
выполненные работы. Благодаря четкому планированию и проведению подготовительных работ к
осенне-зимнему периоду АК «Транснефть» и в холодное время года осуществляет
безопасную и бесперебойную транспортировку сырья, причем с большим резервом
прочности. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в арсенале Компании
имеется специализированное аварийное оборудование. Неудивительно, что именно
к «Транснефти» обратилось Правительство РФ в кризисном 2001 году с просьбой
оказать помощь замерзающему Приморью. Напомним, что тогда транспортными
самолетами Ил-7 6 Компания направила в г. Артем и пос. Угловое несколько
аварийных бригад общей численностью 200 человек. На приморскую землю
высадились теплотехники, газоэлектросварщики, слесари, которые привезли с
собой технику, трубы, отопительные батареи и запорную арматуру. Уже за
первые три дня работы была восстановлена подача тепла в несколько
многоквартирных домов. В феврале, еще до окончания зимы, специалисты «Транснефти»
традиционно начинают готовиться к возможным наводнениям. Проводятсяпротивопаводковые мероприятия: в местах возможных подтоплений
строятся защитные дамбы и обвалования, проверяются откачивающие средства,
резервируется оборудование, укрепляются берега, заглубляются коммуникации,
устанавливаются защитные кожухи, контролируется техническое состояние
подводных и воздушных переходов и т. д. Поскольку с отдельными объектами
транспортное сообщение в паводковый период затруднено, ежегодно заранее
создаются запасы деталей, материалов и горюче-смазочных веществ. Завершение работ по подготовке к паводку дочерние общества также
подтверждают паспортом технической готовности. В течение всего паводкого
периода они оперативно сообщают о количестве вскрывшихся рек и о водных
артериях, уровень в которых превысил среднегодовые значения, указывают
подверженные подтоплению объекты и информируют о проведенных в связи с этим
дополнительных мероприятиях. Заблаговременная подготовка ко всем сезонным изменениям, четкая
регламентированность работ позволяют персоналу Компании из года в год
успешно противостоять капризам суровой русской природы.
Общеизвестно,
что с 2001 г. авиакомпании всего мира потеряли $42 млрд из-за увеличения цен
на топливо. В результате этого, а также из-за роста затрат на поддержание
летной годности, модернизацию парка и обеспечение авиационной безопасности
спрос на авиаперевозки заметно упал, а многие аналитики продолжают
утверждать, что гражданской авиации грозит очередной кризис.
Все это в
полной мере можно отнести и к России. Расходы отечественных авиакомпаний
только на закупку горючего увеличились на 55-65%. При таких затратах на
топливо и неизменных ценах на билеты они несут убытки, а финансовое
состояние многих компаний начинает приближаться к критическому. Российские
авиаперевозчики не только не развиваются и не наращивают обороты – они
балансируют на грани банкротства.
Рост расходов на топливо связан не только с ростом цен на нефть, но и с
несовершенством существующей системы обеспечения аэропортов горючим. В
настоящее время товарная емкость этого рынка оценивается примерно в 5 млн т
авиационного керосина в год. Основная составляющая цены на авиакеросин (от
80 до 90%) формируется нефтяными компаниями. Оптовые операторы и посредники,
топливно-заправочные комплексы (ТЗК) и службы горюче-смазочных материалов
(ГСМ) добавляют еще 15-20% к стоимости.
В крупнейшем аэропорту Западной Европы, Франкфурте-на-Майне, стоимость
заправки самолета керосином на 25% ниже, чем в России. Почему это
происходит? По утверждению Федеральной антимонопольной службы, налицо
злоупотребления нефтяных компаний и картельный сговор. В прошлом году ФАС
возбудила 15 дел по этим фактам. Но штрафы, не превышающие 5 тыс.
минимальных оплат труда, монополистов не пугают, и 60% нефтяных компаний
нарушают законы повторно.
Как с этим бороться? Прежде всего, необходимо устранить монополию
нефтеперерабатывающих заводов, например, посредством учреждения биржевой
торговли авиакеросином. Следует произвести нормирование предельной
рентабельности производства керосина на российских НПЗ, а также нормирование
процента его выхода при переработке нефти. В сфере транспорта предлагается
установление специальных (сниженных) тарифов на перевозку авиакеросина и
отмена НДС на его перевозку.
Для
исключения посредников нужно осуществить допуск нефтяных компаний в
аэропорты, обеспечить свободный доступ к ним всем желающим
операторам-поставщикам и создать в аэропортах новые ТЗК, что резко увеличит
их конкуренцию. Основным механизмом создания новых топливозаправочных
комплексов является механизм государственно-частного партнерства, при
котором за счет средств заинтересованных частных инвесторов осуществляется
строительство и последующая эксплуатация новых ТЗК. Государство же
обеспечивает необходимые для этого условия: нормативно-правовые основы,
устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров,
выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий
недискриминационного доступа к инфраструктуре, выработка и реализация
эффективной тарифно-ценовой политики. Совокупный эффект в реализации этих
решений оценивается в $230 миллионов. Однако у строительства альтернативных
ТЗК есть и свои противники. Стоимость постройки одного такого комплекса
составляет от $2 до $14 миллионов. Кто будет вкладывать такие средства для
того, чтобы у себя же отнять прибыль?..
И
это не единственная серьезная опасность для отечественной гражданской
авиации. На начальном этапе рыночных реформ ТЗК стали независимыми
организациями различной формы собственности с собственной маркетинговой и
инвестиционной политикой. Вопросы ценообразования, условий коммерческой
деятельности, безопасности, а, главное, состояния производственной базы
целиком перешли в компетенцию местных руководителей. Те, в целях скорейшей
коммерческой выгоды, нещадно эксплуатировали доставшиеся им ТЗК в ущерб их
технологическому и инфраструктурному развитию. Поэтому состояние
материально-технической базы подавляющего числа топливно-заправочных
комплексов катастрофическое или приближается к таковому.
За последние 15 лет только в двух аэропортах были построены новые склады
ГСМ. В 18 аэропортах федерального значения более 50% объема резервуарного
парка, используемого для хранения авиакеросина, эксплуатируется более 26
лет; в 7 аэропортах срок службы этого парка составляет почти 30 лет. За
последние 10 лет частичная замена трубопроводов складов ГСМ была проведена
только в 12 аэропортах. Средства заправки, полностью соответствующие
современным требованиям, эксплуатируются лишь в 13 аэропортах федерального
значения.
Контроль за техническим состоянием топливно-заправочных комплексов России
почти не ведется, поскольку в Росавиации осталось лишь 2 (два!) инженера,
которые проводят инспекции ТЗК и их сертификацию. Так что если нашу
гражданскую авиацию не погубят высокие цены на горючее, это сделают ржавые
трубы, цистерны резервуары.