интернет-проект "Новый дом"
- профессиональные
консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания,
анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по
строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и
инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и
потребителя в сфере строительных услуг.
В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует
Электронный журнал
"Обозреватель
Строительства"
номер
8
Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования
градостроительного и архитектурно-художественного облика города 19 мая на
своем заседании одобрил архитектурно-градостроительную концепцию
строительства многофункционального Российско-корейского культурного центра и
торгового комплекса "Центр фирменной торговли" Московской конфедерации
промышленников и предпринимателей на Профсоюзной улице (Юго-Западный
административный округ). Вел заседание Общественного совета первый
заместитель мэра в Правительстве Москвы, руководитель столичного
стройкомплекса Владимир Ресин. Как сообщил на заседании главный архитектор Москвы Александр Кузьмин,
участок строительства расположен в производственной зоне №35 "Воронцово"
(район Коньково ЮЗАО) в зоне пешеходной доступности от станции метро
"Калужская". Организация подъездов к проектируемому комплексу выполнена с
учетом расширения в перспективе Профсоюзной улицы и строительства дорожной
развязки на пересечении улиц Профсоюзная и Обручева. Общая площадь многофункционального Российско-корейского культурного
центра составит 60 тыс. м2. Предполагается, что объект будет
построен в виде 17-этажной башни, стоящей на 2-х этажной стилобатной части,
с трехуровневой подземной стоянкой. В стилобатной части центра разместятся
ресторан, кафе, мини-бары, конференц-зал. В надземной части культурного
центра планируется разместить офисные помещения класса "А", офис-отель,
фитнес-центр, представительства российско-корейских общественных
организаций, центр изучения корейского языка, представительства корейских
СМИ. На смежном участке планируется построить многофункциональный комплекс
"Центр фирменной торговли" Московской конфедерации промышленников и
предпринимателей (МКПП) общей площадью более 87 тыс. м2. В здании
высотой 27 этажей будут располагаться методические и учебные помещения,
конференц-зал, помещения для размещения образцов товаров московских
производителей и центров оптовой торговли МКПП, офисы. На совещании Общественного совета было отмечено, что
Российско-корейский культурный центр разместится непосредственно вдоль
Профсоюзной улицы, а Центр фирменной торговли МКПП – за ним - в глубине
улицы. По замыслу архитекторов, вместе они должны составить единый
архитектурный комплекс.
ВОСЕМЬ ВАРИАНТОВ О существовании на северной Аляске нефти ученые заговорили еще в
конце XIX века, однако месторождение «черного золота» на арктическом
побережье в заливе Прудхоу-Бей было открыто только в 1968 году. Оставалось
решить проблему транспортировки сырья, и вскоре мировая пресса возвестила:
американцы намерены построить уникальный нефтепровод протяженностью 1280 км,
пересекающий Аляску с севера на юг - до порта Валдиз. В 1970 году Atlantic Richfield Company (ARCO), владеющая правами на
разработку месторождения Прудхоу-Бей, совместно с ВР Oil и Humble Oil начала
подготовку к строительству нефтепровода. Была образована Alyeska Pipeline
Service Company с центральным офисом в
Анкоридже. Несколько лет ушло на проектирование и исследовательские работы.
Сразу пришлось констатировать: хотя человечество уже накопило богатый опыт
строительства подобных сооружений, по сложности реализации у
Трансаляскинского нефтепровода нет аналогов. Суровый
климат, отсутствие развитой сети коммуникаций, зоны сейсмической активности
и вечной мерзлоты, огромные расстояния, три скалистых горных хребта,
пересечение свыше 800 водных преград. Проектировщики рассматривали восемь
вероятных маршрутов транспортировки нефти, учитывая особенности почв,
климатические и другие факторы (даже пути миграций диких животных!), искали
технические решения и выбирали необходимое оборудование. После того как все
эти работы были завершены, Белый дом, рассмотрев проект, разрешил
строительство магистрали. Произошло это историческое событие 16 ноября 1973
года. Всю следующую зиму строители перебрасывали технику и материалы,
готовили площадки и прокладывали дороги. Весной 1974 года началось
возведение насосных станций, линейной части и морского терминала. К концу
1975 года, когда подрядчики отрапортовали о завершении строительства моста
через самую широкую реку Аляски Юкон и почти половины линейной части, на 29
площадках трудилась почти 21 тыс. рабочих, а всего в строительстве
нефтепровода приняло участие около 2 тыс. подрядных и субподрядных
организаций и свыше 70 тыс. рабочих различных специальностей. В 1976 году
строители доделали оставшиеся 600 км магистрали, которые включали в себя три
наиболее сложных для прокладки труб участка: самую высокую точку
нефтепровода — перевал Атигун через хребет Брукс, крутые склоны перевала
Томпсон и каньон в горах Чугач близ порта Валдиз. К концу года подрядчики
доложили о 91 % готовности насосных станций и 83 % выполненных работ на
терминале. К началу 1977 года был построен 240-километровый газопровод,
необходимый для снабжения турбин четырех самых северных насосных станций,
проведены гидроиспытания линейной части, протестировано вводимое в
эксплуатацию оборудование. Отметим, что большая часть работ проводилась
именно в зимнее время, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на
природу тундры.
И НЕФТЬ ПОШЛА... Официальной датой пуска нефтепровода стало 20 июня 1977 года. Месяц
спустя первая аляскинскаянефть достигла морского
терминала на берегу залива Принс-Уильям и 1 августа в торжественной
обстановке была погружена в танкер Arco Juneau. Так был реализован
крупнейший в мире нефтепроводный проект, выполненный на средства частного
капитала. Всего на строительство было потрачено около 8 млрд долл. (в ценах
1977 года). В 1978 году на двух НПС установили агрегаты по вводу
противотурбулентной присадки, а в середине 1979 года персонал морского
терминала загрузил тысячный танкер. В январе 1980 года на терминале
отпраздновали перевалку первого миллиарда баррелей нефти.
Так что же представляет собой Трансаляскинский нефтепровод? Стартовая точка
системы - НПС № 1 (близ залива Прудхоу-Бей), куда сырье из скважин попадает
по промысловым нефтепроводам. Затем около 160 км трассы проходит по
холмистой тундре до подножия хребта Брукс. Здесь
магистраль пересекает перевал Атигун, достигая своей высшей точки - 1,6 км
над уровнем моря. Далее нефтепровод спускается по длинному крутому склону,
поросшему хвойными и лиственными лесами, приближаясь к р. Юкон. Преодолев
водную преграду и пройдя мимо г. Фэрбенкс, крупного торгово-финансового
центра и транспортного узла центральной части полуострова, магистраль
начинает подниматься на Аляскинский горный хребет - второй из трех,
встречающихся на его пути, достигая высоты 1,15 км. Затем по пересеченной
местности трасса доходит до гор Чугач, с которых спускается к конечной точке
- морскому терминалу Валдиз. При проектировании Трансаляскинской нефтепроводной системы
планировалось строительство 12 НПС, расположенных в интервале от 80 до 160
км. Однако внедрение противотурбулентного реагента еще на начальном этапе
позволило сократить их число до 11, из которых сейчас в эксплуатации
находятся 7. Большинство НПС оборудовано тремя магистральными насосами. На
одной станции два магистральных насоса, а на НПС № 5 их вообще не
предусмотрено, так как последняя (расположена южнее хребта Брукс) служит для
снижения давления в системе. В случае, если транспортировка сырья по
нефтепроводу приостанавливается и давление в лежащей на горном склоне трубе
превышает установленные пределы, автоматически срабатывают задвижки,
открывая дорогу нефти в резервуары НПС.
АРКТИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ Станции Трансаляскинской нефтепроводной системы построены с учетом
суровых арктических условий. Их помещения лишены окон и соединены
переходами. Здания способны выдержать ураганные ветры свыше 160 км/ч. Даже
при температуре воздуха на улице -50 °С внутри помещения - не ниже + 18 °С.
Станции оборудованы системами отопления, водоснабжения, пожаротушения,
канализации и очистки сточных вод. Комплекс строений НПС включает в себя
операторную, насосную, гараж, ремонтную мастерскую, склады, хранилища для
топлива и газа, емкость для воды, жилые помещения. Резервуары на станциях
имеют защитный вал и снабжены дренажной системой. В операторной НПС находятся компьютерная система управления всеми
процессами на станции, источники бесперебойного питания, средства связи и
оборудование для выработки электроэнергии. Мощность магистральных насосов
НПС, которые приводятся в действие турбинами, составляет 850 тыс. барр./сут.
Природный газ, предназначенный для приведения в движение турбин, по
трубопроводам поставляется на четыре станции, расположенные к северу от
хребта Брукс. Еще три НПС оборудованы устройствами для отгонки легких
фракций нефти - это топливо используется для нужд остальных станций и
морского терминала Валдиз. Электроэнергия вырабатывается на всех станциях трубопроводной
системы, три НПС дополнительно подключены к коммерческим источникам энергии.
Любопытно, что даже в случае кратковременных перебоев с подачей
электричества это не сказывается на работе магистральных насосов — их
турбины производят собственный электрический ток. Аварийные системы и
средства связи, используя источники бесперебойного питания, способны
автономно работать еще восемь часов после полной остановки станции. Датчики задымленности и загазованности установлены во всех помещениях
станций. Если содержание углеводорода в воздухе достигает 20 % от
пожароопасного уровня, включаются мощные системы вентиляции и звуковые
сигналы тревоги. При превышении порога 70 % от пожароопасного уровня все
оборудование в помещении автоматически отключается. Информация с датчиков
температуры, задымленности и загазованности выведена на пульт оператора. При
получении сигнала о возгорании останавливаются системы вентиляции, отопления
и закрываются задвижки. Нефтепровод проходит по трем сейсмоопасным зонам, поэтому на
станциях, расположенных к югу от перевала Атигун, установлено оборудование,
фиксирующее колебания земной коры. Соответствующая информация в режиме
реального времени поступает в центральную
диспетчерскую нефтепроводной
системы.
ЗИГЗАГ Линейная часть состоит из труб диаметром 1220 мм, рабочее давление в
системе - 7 МПа. Поскольку 75 % трассы проходит в зоне вечной мерзлоты, а
температура транспортируемой нефти достигает 62 °С, необходимо было
предусмотреть особые конструктивные решения линейной части: чтобы исключить
таяние льда, около 670 км магистрали приподнято на специальных опорах над
поверхностью земли, стоящих через каждые 18 м. Однако подняв трубы над
землей, инженерам пришлось решать другую задачу -минимизировать негативное
воздействие физических явлений на магистраль (температурное
расширение-сжатие металла). С этой целью трассу пустили зигзагом. В
результате, изменения длины трубы компенсируются за счет боковых отклонений,
то есть трубопровод скользит на перекладинах, как на рельсах, перемещаясь из
стороны в сторону. Таким же образом была решена и проблема воздействия
сейсмической активности почв. На Денальском тектоническом разломе
конструкция может отклоняться до 6 м в обе стороны и до 1,5 м вверх и вниз.
Максимально нефтепровод способен выдержать землетрясение до 8,5 баллов по
шкале Рихтера. В 70-е годы на Трансаляскинском нефтепроводе не проектировали
подводных переходов методом наклонно направленного бурения (ННБ). Тогда эта
технология еще не была достаточно разработана, и от ее применения в зонах
вечной мерзлоты отказались. Первый переход способом ННБ в арктических
условиях Аляски был построен через р. Колвилл лишь в 1998 году. Восемьсот водных преград строители проходили при помощи воздушных
переходов или траншейным методом. Через малые реки трубу перебрасывали на
опорах. В 14 местах были построены специальные мосты, а р. Юкон нефтепровод
пересекает прикрепленным к автомобильному мосту. На путях миграции диких животных (почти 600 таких участков)
магистраль приподнята над землей на высоту около 3 м либо проходит под
землей.
МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ Путешествие аляскинской нефти по трубопроводной системе завершается
на морском терминале Валдиз. Это самый северный незамерзающий порт в
Соединенных Штатах с удобным фарватером глубиной 900 м. На терминале —
четыре причала, один из которых из-за особенностей дна установлен на
понтонах. На нем осуществляется погрузка танкеров дейдвейтом до 120 тыс. т и
прием топлива для нужд терминала. Остальные причалы приспособлены для
погрузки судов максимальным водоизмещением до 265 тыс. т. Резервуарный парк состоит из 18 резервуаров с коническими крышами,
его сейсмоустойчивость - до 8,5 баллов по шкале Рихтера. Общая вместимость
парка - 9,18 млн барр. Такого объема хватит для бесперебойной работы
трубопроводной системы минимум на 4,5 суток в случае приостановки погрузки в
порту. Резервуары расположены попарно на одном уровне, каждую пару окружает
защитный вал, который способен удержать ПО % содержащейся в обоих
резервуарах нефти плюс атмосферные осадки. Система технологических
трубопроводов позволяет оперативно перебрасывать сырье из каждого резервуара
в любой другой на территории парка. Поступающая на терминал нефть проходит через узлы учета. Кроме ее
объема измеряются температура, плотность, давление сопутствующего газа и
другие параметры. Узлы учета установлены и на погрузке танкеров. Терминал оборудован системами очистки хозбытовых и балластных вод,
средствами для ликвидации последствий аварийных разливов нефти, есть
аналитическая лаборатория. Работу всего оборудования обеспечивает
собственный электрогенератор. Здесь же, в Валдизе, находится Центральный диспетчерский пункт,
отвечающий за функционирование всей Трансаляскинской нефтепроводной системы.
На мониторы компьютеров выведена текущая информация о состоянии насосных
станции и линейной части. Со своего рабочего места диспетчер может включать
и останавливать магистральные насосы, изменять положение задвижек, запускать
и останавливать всюсистему. В Центральной
диспетчерской контролируются и регулируются основные процессы на морском
терминале: распределение нефти по резервуарам, измерение ее уровня в них,
погрузка танкеров и работа узлов учета нефти. Диспетчер может принимать
решения о противоаварийных мероприятиях в случае чрезвычайных ситуаций на
линейной части, НПС или терминале. Сегодня оператор нефтепровода -Alyeska Pipeline Service Company —
транспортирует по системе 1 млн барр./ сут. и действует от имени шести
нефтяных компаний: ВР Pipelines (Alaska) Inc.; Phillips Transportation
Alaska, Inc.; ExxonMobil Pipeline Company; Williams Alaska Pipeline Company,
L.L.C.; Amerada Hess Corporation; Unocal Pipeline Company. Нефть из Валдиза
танкерами доставляется на западное побережье США, на Гавайи и в страны
Азиатско-Тихоокеанского региона. В наши дни туристы, путешествующие по Аляске, обязательно посещают
объекты арктической трубопроводной системы, где им рассказывают об этом чуде
инженерной мысли начала 70-х годов. И если его удалось воплотить тогда, то
по прошествии 30 лет с учетом более современных технологий проект
нефтепровода ВСТО не выглядит таким уж фантастическим.
Так
уж водится среди биржевых оракулов и приближенной к фондовому рынку публики,
что, когда цены на нефть "внизу", никто не верит в их бурный рост, а когда
"вверху", - в их стремительное падение. В то же время нестабильность на
нефтяном рынке по-прежнему - серьезный фактор, а то, что низкие цены на
нефть в свое время стали одной из причин распада СССР в 1991 году и
российского дефолта в 1998 г., не выглядит фантастической гипотезой, с нашей
точки зрения.
Законы экономических и товарных циклов никто не отменял, хотя их
продолжительность нельзя загнать в некое "прокрустово ложе" из-за
динамичного характера влияющих на них факторов в быстро меняющейся
действительности.
Вероятно, высокие цены на нефть еще продержатся некоторое время из-за
инерции рынков, падения доллара и политики, но вряд ли стоимость "черного
золота" будет $100 за баррель, а тем более выше. Дело как в росте
предложения (из Африки, Ирака, Казахстана и т. д.), так и фокусе на
альтернативных способах производства энергии, прежде всего ренессансе
ядерной энергетики, которую хочет массово развивать, например, Китай.
С Европой и США дело обстоит не так просто, из-за прессинга влиятельных
"зеленых", но и они не намерены пассивно наблюдать за ростом стоимости
горючего, чего им могут не простить на выборах чувствительные к ценовым
колебаниям потребители. К тому же рост цен на нефть грозит затормозить
динамичный рост азиатских экономик, стать ощутимой преградой на пути ново- и
староиспеченных азиатских "тигров" и "драконов".
Так что, по всей видимости, цены на нефть все же обязаны сходить в район $50
за баррель, о чем неустанно глаголят искушенные аналитики, и дело лишь во
времени. По мере разрешения ситуации с ядерной программой Ирана и инвестиций
в нефтедобывающую промышленность Ирака такой момент скорее всего возникнет,
и он не за горами.
Для российского рынка акций такой сценарий - вовсе не катастрофа. Но страсти
скорее всего утихомирятся и цены на отечественные акции будут складываться
на основе факторов справедливой оценки и без не всегда уместной
спекулятивной составляющей. Это не значит, что российские акции будут
падать: население найдет в них надежное укрытие от обесценивающегося
доллара, а финансовые институты - средство для инвестирования избыточной
денежной ликвидности, которая будет высокой, если цены на нефть будут и $50
за баррель. Просто рынок станет более скучным и менее доходным, и это, к
сожалению, должно рано или поздно произойти.