Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 123


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №123

 

 

 

Содержание:

   статьи

             1.  Из сотен захватов только один завершился тюремным заключением рейдеров – Александр Корсак

          2.  Стабилизационный фонд: деньги должны работать

       А это на общетрепещущие темы:

             3 ОБРАЩЕНИЕ к избирателям Украины и Грузии

        

      

 

Из сотен захватов только один завершился тюремным заключением рейдеров – Александр Корсак
              Интервью с начальником Управления по экономической безопасности Правительства Москвы

 


           Недружественные поглощения предприятий успешно практикуются последние несколько лет рядом российских компаний. Успеху захватчиков – рейдеров – способствует несовершенное законодательство РФ, коррупция среди чиновников и слабая бдительность самих владельцев захватываемых предприятий. Защищаться от атак специалистов по недружественным поглощниям московским предпринимателям безвозмездно помогает столичное Управление по экономической безопасности. Его начальник, Александр Корсак, рассказал о ситуации на московском рынке слияний и поглощений.
           Александр Борисович, известно, что проблемы смены собственника, корпоративных конфликтов и споров находятся в центре внимания вашего управления. Каковы тенденции в этой сфере?
           – Давайте обратимся к статистике. В 2003 г. к нам поступило 151 обращение, связанное с корпоративными конфликтами. В 2004 г. – 177. 2005 г. можно считать переломным – поступило 106 таких обращений. Так что есть тенденция к снижению.
            Назовите наиболее активных участников рынка слияний и поглощений.
           – Это группы компаний «Росбилдинг», «Сфера», «Системный проект», «Нерль», «Московское речное пароходство», «Вектор», «Сигма», «Милком-Инвест», а также ЗАО «Ваш финансовый попечитель», ООО «АНТИ», ИК «ОЛМА», Минфин, Роскомнедвижимость.
             Какие предприятия по форме собственности (ОАО, ООО, другие) захватывают?
              – Захватить путем скупки акций или долей можно предприятие любой организационно-правовой формы – и открытые акционерные общества, и закрытые, и общества с ограниченной ответственностью. Например, в случае с ЗАО достаточно оформить дарение, чтобы акции достались лицу, не входящему в ЗАО. Затем можно начать скупку акций. В Москве и других городах России методы захвата абсолютно одинаковы, так как законы одни и те же.
              Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с недружественными поглощениями в Москве?
              – Ситуацию с недружественными поглощениями в городе удалось нормализовать. Принят целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих процессы изменения профиля предприятия при смене собственника. Особенно необходимо отметить Закон г. Москвы № 35 от 26.05.04 «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы», предусматривающий мероприятия по сохранению научных и промышленных предприятий и установление контроля за их перепрофилированием.
             В 2004 г. впервые прозвучал термин «экономический терроризм». Известно, что Ваше управление принимает активное участие в борьбе с этим явлением. Что было сделано для решения этой проблемы, и какова ситуация сегодня?
              – Действительно, так мэр Москвы назвал очень опасное явление – криминальные силовые захваты, основанные на мошеннических действиях и пробелах в законодательстве. При этом потерпевшим может оказаться любой. Дело в том, что сам механизм силового захвата предприятия не сложен. На основе фальшивых документов налоговая инспекция или служба государственной регистрации выдает легитимные государственные документы. По закону, никто не обязан проверять подлинность предоставляемых документов. После чего «новый генеральный директор» или «новый собственник» силовыми методами захватывает объект и берет его под контроль.
              Анализ причин силовых захватов показывает, что они стали возможны прежде всего потому, что деятельность преступников была очень хорошо организована, они имели отработанные механизмы нападения и высокую квалификацию исполнителей. Кроме того, отсутствовала эффективная система защиты. По существу, собственник остался один на один с захватчиками. Органы внутренних дел, прокуратура, органы исполнительной власти – все эти структуры действовали разрозненно. Сыграло свою роль и отсутствие должной реакции со стороны правоохранительных органов, которые не вмешивались в такие ситуации, рассматривавшиеся ими как «споры хозяйствующих субъектов» или «корпоративные конфликты».
               В сентябре 2004 г. была создана временная межведомственная рабочая группа по предупреждению и пресечению силовых захватов. В нее вошли представители Московской городской Думы, всех силовых структур, налоговых и регистрационных органов, общественных организаций и бизнеса. Координировать работу группы было поручено нашему управлению. В результате совместных действий удалось пресечь это опаснейшее явление. По материалам, направленным управлением в правоохранительные органы, по выявленным фактам силовых захватов и недружественных поглощений предприятий было возбуждено 45 уголовных дел (в основном по статьям 159 (мошенничество) и 330 (самоуправство)); пресечено 25 попыток захвата предприятий и 10 предприятий возвращены истинным собственникам. В УБЭП ГУВД Москвы создано отделение по предупреждению и выявлению преступлений, защите прав акционеров при корпоративных конфликтах, в прокуратуре города созданы специализированные следственные группы.
               Был ли кто-либо из захватчиков осужден?
               – По имеющейся у нас информации, в России создан прецедент, когда по факту силового захвата дана оценка в судебном порядке. Летом этого года по уголовному делу, возбужденному по факту попытки захвата ОАО «НИИ «Зенит», Зеленоградским окружным районным судом г. Москвы был вынесен приговор. Лица, участвовавшие в захвате, осуждены к трем с половиной годам лишения свободы. Конечно, проблемы недружественных поглощений и силовых захватов остаются актуальными. В 2005 г. было пять случаев силовых захватов.
               Как обстоят дела с захватами, которые в этом году получили огласку на страницах прессы, – институтов «Гипромез» и «Эластомер»?
               – В рамках возбужденного по факту захвата уголовного дела здание ОАО «Гипромез» было признано вещественным доказательством и передано под контроль прежних владельцев. Что касается ОАО «НИИЭМИ», то в отношении захватчиков возбуждены и расследуются уголовные дела. В связи с тем, что не все однозначно с точки зрения роли и места бывшего менеджмента, ведутся арбитражные разбирательства по вопросу определения надлежащего собственника.
              Обращалось ли к Вам руководство СПК «Развитие», которое этим летом дважды сменило собственника?
               – У нас было обращение от СПК «Развитие». Мы попросили конфликтующие стороны предоставить документы, подтверждающие их права собственности. Такие документы были представлены только одной стороной. По этим документам, новые собственники выкупили большую часть акций СПК у нескольких структур. Другая сторона по каким-то причинам документы представить не смогла.
               Если к Вам поступает обращение о силовом захвате, каковы Ваши действия?
               – Заявитель приглашается в управление, где наши специалисты проводят первичную правовую оценку и дают консультации. Если имеются признаки готовящегося силового захвата, то сразу информация направляется в прокуратуру города и в ГУВД Москвы для принятия мер. Одновременно об этом сообщается в регистрационные и налоговые органы, главному судебному приставу и в Арбитражный суд Москвы: есть опасность совершения мошеннических действий в отношении того или иного предприятия, находящегося по тому или иному конкретному адресу. И если будут какие-либо обращения, то должны проверяться на истинность представленные документы. Таким образом, ставятся своего рода предупредительные флажки.
                Как долго, по вашему мнению, будут продолжаться эти процессы?
                – Пока проблема остается, и, думаю, она будет существовать еще около пяти лет. Ситуация постепенно становится лучше. Ведь рейдеры захватывают бизнес не для себя, а на продажу. В настоящее время ни один нормальный бизнесмен не купит проблемный проект. Это то же самое, что купить угнанный автомобиль. Поэтому рейдерский бизнес начинает становиться невыгодным.
                 Как окончательно решить проблему захватов предприятий?
                 – Необходимо скорейшее совершенствование действующего законодательства. В конце прошлого года в Государственной Думе была создана рабочая группа, которую возглавил депутат Геннадий Гудков. Группа работает над поправками в целый ряд законов, которые действительно должны выстроить правовые заслоны на пути этого опаснейшего явления. Это законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О регистрации юридических лиц», Гражданский кодекс и др. Силовыми структурами города было подготовлено и направлено в Государственную Думу более 40 поправок.

 

вверх страницы

 

 

 Стабилизационный фонд: деньги должны работать

 

                       В Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть был сформирован Стабилизационный фонд, который представляет собой часть средств федерального бюджета.
                 В качестве источников его формирования были определены дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения цены на нефть марки "Юралс" над базовой ценой, и остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года.
                Средства Стабилизационного фонда, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд руб. При этом уже на конец 2005 г. объем фонда составил 1237,03 млрд руб.
                Кроме того, в рамках подготовки перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006-2008 гг. осуществлен расчет прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на среднесрочный период, в соответствии с которым остатки средств фонда на конец 2006-2008 гг. составят соответственно 2099,21 млрд, 3067,04 млрд, 4060,43 млрд руб.
                 В целом Стабилизационный фонд играет существенную роль, стерилизуя значительную часть избыточных доходов, полученных в результате установления высоких мировых цен на нефть и снижая тем самым инфляционное давление на экономику.
                 Вместе с тем бюджетным законодательством предусмотрена возможность размещения средств Стабилизационного фонда и получение соответствующих доходов. Так, эти средства могут быть направлены на формирование инвестиционного портфеля, включающего в себя денежные средства в иностранной валюте, к которой относятся доллары США, евро, фунты стерлингов, и долговые обязательства иностранных государств в форме ценных бумаг правительств ряда стран Западной Европы и США. В развитие указанных положений законодательства правительством Российской Федерации были приняты соответствующие правовые акты.
                  Однако по итогам 2004-2005 гг. операции по размещению средств Стабилизационного фонда в иностранные долговые обязательства не проводились. Это связано с тем, что, по мнению Минфина России, схема размещения средств Стабилизационного фонда, предусмотренная в соответствующих решениях правительства Российской Федерации, не обеспечивала юридическую безопасность средств федерального бюджета, которые могли быть вложены в долговые обязательства иностранных государств и размещены на зарубежных финансовых рынках, и, соответственно, не исключала возможность наложения на них ареста.
                    При этом следует подчеркнуть, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации" (п. 2) Минфину России поручалось от имени правительства Российской Федерации заключить с Банком России договор об управлении средствами Стабилизационного фонда, в котором должны быть отражены условия размещения указанных средств. Однако до настоящего времени данный договор не заключен, а условия, на основании которых средства Стабилизационного фонда переданы Банку России, в правительство Российской Федерации не представлялись. Впрочем, как и соответствующие расчеты и обоснования по уровню доходности от возможного размещения средств за этот период.
                    Внесенная в правительство Российской Федерации новая редакция проекта постановления правительства Российской Федерации о порядке управления средствами Стабилизационного фонда не решает задачи повышения эффективности использования средств, обеспечения транспарентности проведения операций, а также существенно не отличается от действующего порядка управления средствами Стабилизационного фонда. Кроме того, отсутствует юридическое заключение, в котором должны были быть отражены вопросы, каким образом и в какой степени будут защищены средства Стабилизационного фонда в случае их размещения в иностранные активы.
                    По этим причинам председателем правительства Российской Федерации упомянутый проект постановления был возвращен в Минфин России на доработку.
                   Таким образом, средства Стабилизационного фонда фактически до настоящего времени лежат "мертвым грузом". Это подтверждается тем, что Минфин России в отчетах и за 2004 г., и 2005 г. указывает доход от размещения средств Стабилизационного фонда равным нулю.
                  Следует подчеркнуть, что в среднесрочной перспективе Минфином России также не предусматривается поступлений в федеральный бюджет средств от размещения Стабилизационного фонда.
                  В этой связи возникает вопрос о том, в какой степени средства Стабилизационного фонда обесцениваются в результате инфляции. Напомню, что 2004 и 2005 годы характеризовались высоким уровнем инфляции, которая составляла 11,7% и 10,9% соответственно.
                   По данным специалистов Счетной палаты Российской Федерации, инфляция "съела" за этот период около 60 млрд руб., Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) - 99,6 млрд руб., аудиторско-консалтинговой компанией ФБК эти потери оцениваются в 132,2 млрд руб. Имеются сходные оценки и других исследовательских центров.
                  Таким образом, размер потерь может быть сопоставим с объемом средств, выделяемых на реализацию ряда национальных проектов. При этом вполне вероятно, что объем потерь от инфляции в последующие годы будет только возрастать прямо пропорционально общему увеличению средств в Стабилизационном фонде.
                   Кроме того, следует иметь в виду, что в случае снижения мировой цены на нефть и, соответственно, ослабления реального курса рубля к доллару США в условиях высокой инфляции значительно повышаются риски, связанные с обеспечением сохранности средств Стабилизационного фонда.
                 Очевидно, что необходимо подготовить комплекс мер, направленных на сохранение средств Стабилизационного фонда и повышение доходности операций с ними.
                 В этих целях, на наш взгляд, можно было бы предусмотреть возможность направления средств Стабилизационного фонда на приобретение акций иностранных компаний, имеющих высокий инвестиционный рейтинг.
                  В этом случае из средств Стабилизационного фонда можно сформировать инвестиционный портфель, который бы включал в себя три вида активов: долговые обязательства иностранных государств, денежные средства в иностранной валюте и акции надежных иностранных компаний.
                     Средства Стабилизационного фонда могут быть разделены на две части. Первую часть (2/3 от суммы средств Стабилизационного фонда) предлагается размещать в долговые обязательства иностранных государств и денежные средства в иностранной валюте. В соответствии с законодательством операции по размещению этой части средств Стабилизационного фонда осуществляются Банком России. Вместе с тем можно также рассмотреть возможность передачи, например, 10% этого пакета на конкурсной основе соответствующей управляющей компании, имеющей высокий рейтинг, для вложения в индексные фьючерсы и опционы. В случае положительного опыта по данному виду размещения средств эта доля может быть постепенно увеличена.
                Вторую часть (1/3 от суммы средств Стабилизационного фонда) следовало бы разместить в акции иностранных компаний. Это могут быть акции нескольких сотен надежных и устойчивых иностранных компаний, относящихся к категории "голубых фишек", не связанных с нефтяным бизнесом, функционирующих в различных отраслях и сферах экономики и расположенных в разных странах, что позволит диверсифицировать портфель и повысить его надежность. При этом с целью минимизации рисков необходимо при формировании пакетов акций предусматривать, что они вкладываются на достаточно длительные сроки.
                   Для управления портфелем акций представляется целесообразным привлечь на конкурсной основе надежную профессиональную управляющую компанию. При проведении конкурса в качестве основных условий выбора компании и передачи акций ей в управление в том числе должно быть обеспечение приемлемого уровня доходности при минимизации рисков и гарантии возврата средств с учетом их страхования.
                        Для выработки стратегии инвестирования средств Стабилизационного фонда было бы целесообразно сформировать наблюдательный совет с участием представителей администрации президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, Минфина России, Банка России, Минэкономразвития России, ФСФР России. Кроме представителей от указанных органов государственной власти в состав совета целесообразно было бы включить экспертов с мировым именем.
                 Совет будет осуществлять контроль за действиями управляющей компании, принимать решения об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности, определять аудиторскую организацию, а также устанавливать размер вознаграждения управляющей компании в соответствии с имеющимся мировым опытом. Было бы целесообразно, чтобы при наблюдательном совете работал финансовый консультант из числа признанных, авторитетных компаний.
                  Использование указанной схемы предполагает минимальное участие чиновников, что снижает субъективность при принятии соответствующих решений и таким образом в целом повысит эффективность управления средствами Стабилизационного фонда.
                 Следует отметить, что определенный опыт по использованию средств стабилизационных фондов имеется в ряде стран. В частности, Норвежский государственный нефтяной фонд размещен в иностранных финансовых активах, в том числе в государственных облигациях и ценных бумагах различных компаний. Текущее управление активами фонда осуществляется норвежским Центральным банком. При этом в 2005 г. частью облигационного портфеля управляли Barclays Global Investors и PanAgora Asset Management, а акциями - APS Asset Management, Fidelity Pensions Management и Schroder Investment Management. Доходность по акциям и облигациям составила, по оценкам экспертов мировых управляющих компаний, около 8% по итогам работы за 2005 г.
                 Доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда в соответствии с бюджетным законодательством, зачисляются в федеральный бюджет. Вместе с тем было бы целесообразно рассмотреть возможность направления указанных дополнительных доходов на пополнение самого Стабилизационного фонда.
                   Таким образом, по оценкам экспертов, доходность от вложения части средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в акции иностранных компаний может составить около 5% годовых. Тогда при увеличивающихся объемах Стабилизационного фонда, который к концу 2008 г. может достичь 140 млрд долларов США, сумма дополнительных доходов от размещения средств фонда в корпоративные ценные бумаги может составить до 2 млрд долларов США, что сопоставимо с объемом инвестиционного фонда Российской Федерации.
                 Средства Стабилизационного фонда должны прежде всего работать на развитие экономики страны.

 

Михаил Копейкин,

доктор экономических наук
 

 вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:

                          

            ОБРАЩЕНИЕ к избирателям Украины и Грузии

 

             Мы обращаемся к избирателям Украины и Грузии, к избирателям стран, с которыми нас - россиян - объединяют общая вера, давние общие культурные и исторические традиции, с предложением объединиться для формирования широкого демократического движения, целью которого должны стать совместное: сотрудничество в области развития и совершенствование институтов гражданского общества в наших странах;
          - содействие развитию в наших странах социально-ориентированных государств, основанных на конституционных принципах свободы, равенства и справедливости;
           - содействие снижению возможной социально - политической напряженности, в ходе проведения экономических, политических и
социальных реформ в наших странах;
            - формирование механизмов постоянного общественного диалога всех участников движения по важнейшим внешнеполитическим вопросам жизни наших стран;
            - содействие выявлению, учету мнения и согласованию интересов населения, представляющего различные социально демографические группы населения; повышение политической культуры и активности избирателей в ходе проведения избирательных кампаний;
            - обеспечение общественной поддержки соблюдения законности в проведении избирательных компаний различных уровней в странах
-участницах движения;
           - содействие нераспространению идеологии сепаратизма, укрепление государственной целостности; Только вместе, мы можем создать и
заставить эффективно работать механизмы согласования общественно  — властных интересов в области внутренней и внешней политики, активно применяя методы «народной дипломатии» содействовать дальнейшему развитию демократии и укреплению дружбы между народами наших стран!

«10» марта 2006 г.
г. Москва

             Председатели Клубов избирателей:
              Брянской области, Волгоградской области, Воронежской области, Ивановской области, Калининградской области, Калужской области,
Костромской области, Краснодарского края, Липецкой области, Московский Клуб избирателей, г. Дубна, Моск. обл., г. Химки Моск. обл., Пермской области, Республики Северная Осетия — Алания, Саратовской области, Смоленской области, Ставропольского края, Тверской области, Тульской области, Чеченской Республики, Ярославской области

 

вверх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Март 16, 2006

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное