Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Паркет появился в царских и княжеских дворцах, а затем в домах русской знати в XVIII в. во времена шведских войн и строительства Петром I Северной столицы. Со временем – в XIX и XX вв. – он нашел себе место и в домах простолюдинов. Дерево – традиционный для России материал. Отечественные мастера строили из него дома и церкви, создавали корабли, составившие славу русского военного и торгового флотов. Этот красивый натуральный материал приносит тепло в наш дом, он пластичен и разнообразен под рукой резчика, из него формируется основная триада оформления любого интерьера – двери, мебель, полы.


Информационная система по строительству
 Ноу-Хаус

Строительные материалы и технологии
Выпуск от 03.09.2008

Исторические памятники и историческая память

Конструктивные системы и технологии возведения зданий

Части зданий: конструкции и материалы

Строительные материалы и технологии

Инженерные системы

По материалам сайта parket.ru
автор - М.Сорочкин

Ах, какие прежде были паркеты! Про царские дворцы все равно лучше К.А.Соловьева не расскажешь, недаром его знаменитую книгу «Русский художественный паркет» по цитатам с кавычками и без растащили по бесчисленному множеству публикаций. Но многим из нас довелось, подвязав тесемки тряпочных тапочек, вступать на паркеты Петергофа и Гатчины, Павловского и Останкинского дворцов. И это прикосновение к вечному искусству и истории осталось с каждым испытавшим на всю жизнь.

Ведь были паркеты в одном из залов в Царском Селе, где под руководством архитектора Чарльза Камерона «был набран штучный пол из 12 разных дерев со вставливанием в них жемчужных раковин или перламутра». И были времена, когда за час театральный зал в родовом поместье Шереметевых в Останкино превращался в бальный. И дамы и кавалеры танцевали на паркетах, один из рисунков которых до сих пор называют «шереметьевским». И времена, когда после пожара в Екатерининском дворце архитектору Стасову было высочайшее повеление восстановить цветные полы, по возможности близкие к пострадавшему от бедствия оригиналу, и делать это «казенным мастеровым людям, кои лучшее в этом искусство имеют».

Паркет появился в царских и княжеских дворцах, а затем в домах русской знати в XVIII в. во времена шведских войн и строительства Петром I Северной столицы. Со временем – в XIX и XX вв. – он нашел себе место и в домах простолюдинов. Дерево – традиционный для России материал. Отечественные мастера строили из него дома и церкви, создавали корабли, составившие славу русского военного и торгового флотов. Этот красивый натуральный материал приносит тепло в наш дом, он пластичен и разнообразен под рукой резчика, из него формируется основная триада оформления любого интерьера – двери, мебель, полы.

В XVIII в. мастера–паркетчики варили знаменитый «рыбий» клей из кожи осетровых рыб, работали самодельным инструментом и натирали полы воском. За год крепостной или вольнонаемный мастер из знаменитой охтенской бригады укладывал несколько десятков квадратных аршин «цветных паркетов», нарезая паркетные планки и собирая их на щитах, изготавливая для себя инструмент и оснастку. Рисунки художественных паркетных полов вначале создавались приезжими европейскими архитекторами, а затем и отечественными зодчими, разрабатывавшими проекты убранства дворцовых интерьеров. Поскольку все элементы оформления сосредотачивались в одних руках, рождались до сегодняшнего дня восхищающие шедевры, сочетавшие роспись потолочных плафонов, лепнину, резьбу по заказной мебели, оформление стен и стеновых панелей-буазери, украшенные золочением и накладной бронзой узорчатые полотна дверей и многоцветные орнаменты художественного паркета в едином ансамбле. Правда, стоило это все очень дорого и делалось небыстро.

Цветовой спектр доступных пород древесины не соответствовал колористическому богатству старых интерьеров с их тканевым и живописным разнообразием, художественной мебелью. Для создания необходимой живописной палитры деревянной напольной мозаики старые мастера применяли красящие протравы, подкуривание (обжиг в горячем песке) и подкрашивание. В качестве красящих агентов использовались вытяжки из экзотических пород дерева и других растений и соли металлов. К сожалению, большая часть этих красителей со временем под действием ультрафиолета и окисления обесцветилась, и мы можем судить об ушедшей красоте по редким случайно сохранившимся фрагментам. Рецепты и методики этих процессов в значительной части утеряны и лишь упоминаются современными экспертами, в числе которых прежде всего Ю.В.Фомин. Образцы рождавшего такие шедевры уникального сочетания ремесла и искусства сохранились в единичных примерах, пострадав от пожаров, войн и революций. Были, конечно, памятники старого зодчества с менее роскошной и мастеровитой отделкой, которая оказывалась по карману владельцам строений и связана была с не самым высоким уровнем мастерства изготовителей и укладчиков паркета.

Похожая ситуация характеризует также совсем другую эпоху. Стиль арт деко в 20-40-х годах XX-ого столетия объединил разочарование и бесшабашность двадцатилетия между двумя мировыми войнами, орнаменты и узелковое письмо южно-американских индейцев, воздух пространства Фрэнка Ллойда Райта, изысканную пестроту фарфоровой посуды Сьюзи Купер и Кларисы Клифф и рапсодию в стиле блюз в интерьерах голливудских фильмов 30-х годов и кают и залов «Нормандии». Абсолютное большинство, как частных, так и публичных исторических интерьеров деко при многоярусной объемности сложных потолочных систем со встроенными в решетчатые структуры светильниками или свисающими каскадными люстрами, при необъятной по творческому разнообразию и средствам выразительной отделки конструкции стен, при стильной мебели, составившей узнаваемый раздел мировой истории мебели, в части декора напольных покрытий выглядит достаточно скромно. Авторские ковры сплошной окраски или с характерными для деко геометрическими или этническими мотивами, стильные, но довольно скучные покрытия из натурального камня или керамической плитки, как правило, однотонные или контрастно расчерченные, - все это призвано было играть роль фона, оттеняющего изысканность и сложность всего остального в интерьере. В дереве делать полы, отвечающие стилистическому вызову эпохи деко, тогдашние мастера не умели.

В обоих описанных случаях современному реставратору, сталкивающемуся с задачей воссоздания напольных покрытий в стилях минувших эпох, приходится решать дилемму: адекватно воспроизвести технологический уровень, достигнутый мастерами прошлого, в ущерб существовавшим уже тогда художественному уровню и стилю или добиваться соответствия высокому уровню художественных идей прошлого на основе современных технологических достижений.

Получившие за последние полвека невероятное развитие средства и технологические методы обработки, защиты и сращивания древесины позволяют в проекциях стилей предшествующих эпох в современный интерьер искусству со стен и потолков, с барельефов и резных панелей распространиться на паркетные полы. Вся палитра образов предшествующих эпох и стилей стала доступной в эстетике современных паркетных полов. Сегодня в распоряжении паркетчиков более 60 традиционных и экзотических пород древесины от почти белых до практически черных, а также возможности разнообразного и стойкого во времени тонирования. Элементы рисунков в паркетных полах, прямоугольные и криволинейные, изготавливаются на всю глубину или на глубину слоя износа в технике маркетри, чтобы обеспечить долгую жизнь достаточно дорогому, роскошному паркетному полу. Разработаны процессы искусственного старения древесины, включающие механические, химические и термические методы обработки. В наше время паркетчики используют самое современное отечественное и импортное оборудование и химические материалы из Германии, Франции, США и скандинавских стран. Традиционная древесина: дуб, клен, ясень, бук, лиственница выращивается и обрабатывается в России, а десятки видов экзотических пород поступают из расположенных по всему миру мест произрастания.

Современные производства, технологии и технические средства, использование традиционных пород дерева, с успехом применявшихся нашими предшественниками на ниве русского художественного паркета, в сочетании со значительной долей высококвалифицированного ручного труда позволяют при реконструкции и воссоздании исторических зданий, являющихся памятниками культуры и архитектуры, воспроизводить напольные покрытия, наиболее точно соответствующие духу и стилю соответствующих эпох. И делать это с приемлемыми затратами и в необходимые сроки.

Вместе с тем концептуальный подход, выразившийся, например, в концепт-паркетах, разрабатываемых художниками-прикладниками компании «Ковчег-паркет» (В.Новичков, Е.Чистякова, В.Голубев, Н.Гайчук, А.Зейтунян), позволяет разнообразить эстетику современных интерьеров креативными находками, принадлежащими нашим великим предшественникам. Это и находки арт деко, которые сегодня стали доступны и в технике паркета и неоднократно представлялись посетителям выставок в концепте «Окно в деко». Это паркетная декомпозиция мотоцикла «Харлей Дэвидсон», опровергающая утверждение о том, что хай-тек и художественный паркет – «две вещи несовместные». Это история Великих географических открытий, представленная картами неизведанных земель, многопушечными фрегатами и гребными галерами. Это композиция Yellow submarine, воскрешающая в интерьерном пространстве домашнего телетеатра неувядаемую музыкальную ауру конца 60-х с юбилейного, десятого альбома великой четверки. Это супрематический концепт-паркет, посвященный памяти Казимира Малевича и Николая Суэтина. Это может быть все, что угодно, включая реализованный в цветных паркетах сон художника, «вызванный полетом пчелы вокруг граната» или о времени, тающем, как камамбер, под солнцем на краю стола.

Русский художественный паркет вне времени и пространства и в любом времени и интерьерном пространстве.




Техническая Инфотека

В избранное