Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Банковское обозрение 7/2007



Банковское обозрение №7
   
Читайте на сайте:


Двухсторонняя дорога банковских «звезд»

Илкка Салонен: «Исход иностранных топ-менеджеров из российских банков — не драматическая тенденция. Это частное решение частных людей»

Президент управляющей компании «Ренессанс Управление инвестициями» Илкка Салонен ушел из банковского бизнеса полгода назад, однако продолжает пристально наблюдать и за судьбой своего родного Международного московского банка, и за развитием ситуации на финансовом рынке в целом. О том, насколько сильно отличается его деятельность в качестве руководителя управляющей компании от прежней деятельности на посту главы ММБ; о том, как он оценивает перспективы российских банков выйти на IPO и (или) привлечь стратегических инвесторов, г-н Салонен рассказал в интервью «БО».

— С тех пор, как вы ушли из Международного московского банка и возглавили управляющую компанию «Ренессанс Управление инвестициями», прошло почти полгода. Оправдались ли ожидания, которые вы возлагали на новую работу?

Илкка Салонен — В принципе, да. Хотя я всегда стараюсь держать свои ожидания, что называется, под контролем и уж во всяком случае «не завышать» их. Преимущества такой стратегии очевидны: с одной стороны, не испытываешь разочарования в случае, если действительность не соответствует твоим слишком оптимистичным надеждам, а с другой — если жизнь и преподносит тебе сюрпризы, то они оказываются приятными для тебя.
— Вы почти всю жизнь посвятили банкам, а теперь занимаетесь управлением инвестициями. Насколько велика разница между двумя этими бизнесами?

— Между ними есть сходство, есть и различия. Фундаментальным различием, на мой взгляд, является следующее: на сегодняшний день банковская культура в России такова, что банки пока стремятся в основном продавать свой баланс — либо привлекать депозиты, либо продавать кредиты и другие банковские продукты. То есть главная задача любой российской финансово-кредитной структуры, независимо от ее величины и положения во всевозможных рейтингах, заключается в том, чтобы добиваться роста баланса. Перед управляющими компаниями такой задачи не стоит: у нас баланса нет вообще. Наша цель — добиться увеличения объемов тех средств, которые клиенты передают нам под управление. Юридически они не являются собственностью УК, а остаются активами клиентов. Именно это, на мой взгляд, и формирует различную философию деятельности для банков и управляющих компаний.
— Тем не менее эти бизнесы считаются смежными.

— Что и неудивительно, если учесть, сколько между ними общего. Прежде всего, то, что и банковский бизнес, и бизнес, связанный с управлением активами, построены на доверии клиента. Поэтому и от того, и от другого требуется высокая степень «прозрачности» и открытости. И банк, и управляющая компания должны говорить клиенту правду, особенно в тех случаях, когда делать этого совсем не хочется.
— Не скучно ли работать в УК после того, как вы возглавляли один из крупнейших российских банков? Все-таки банковский бизнес является более диверсифицированным.

— На мой взгляд, это заблуждение. Если говорить о том, какой из бизнесов является более «живым» и разнообразным, то я скажу — управление активами ничуть не отстает ни по одному из этих критериев от банковского бизнеса. Может быть, при управлении банком приходится решать больше хозяйственных моментов. Это неудивительно, если учесть, что банковская структура намного больше, и число людей, обеспечивающих деятельность банка, намного превышает число людей, необходимых для функционирования управляющей компании. Однако во всем остальном существенной разницы я не вижу: планы у нас в «Ренессанс Управление инвестициями» не менее амбициозны, чем планы в ММБ, продуктовая линейка, которую мы предлагаем своим клиентам, не уже, чем в банке. Я бы даже сказал, что бизнес УК более требователен к управляющему, чем банковский бизнес, — здесь все происходит намного быстрее: хорошие идеи быстрее копируются конкурентами, а инструменты, с которыми мы работаем, с технической точки зрения являются куда более требовательными, чем стандартные банковские продукты. Я думаю, что со временем банки также возьмут наши финансовые инструменты на вооружение, но пока они в большинстве своем отдают предпочтение традиционным продуктам — автокредитованию, потребительскому кредитованию, ипотеке, кредитным картам и т.д. Так что перед ними стоит вопрос, как построить производство этих продуктов максимально эффективно, а перед нами — как предложить клиентам новые, более высокотехнологичные инструменты, обогнав при этом своих конкурентов...


Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2007/7/starway.htm

ФАС изобретает формулу общения с рынком

Андрей Кашеваров: «Штраф за нарушение нового закона о конкуренции может составить 4% от прошлогоднего оборота»

У Федеральной антимонопольной службы (ФАС) есть две новости для финансового рынка — как водится, хорошая и плохая. Хорошая состоит в том, что ФАС уже не считает нарушением закона о конкуренции сам факт соглашений между участниками финансового рынка (например, факт аккредитации страховщиков при банках). Но есть и плохая новость. Если условия этих соглашений противоречат закону, участникам грозит суровое наказание — штраф до 4% прошлогоднего оборота либо до 15% оборота компании на рынке, где было совершено нарушение. При этом ФАС готова выработать «общественный договор» с рынком и тестировать условия соглашений между участниками рынка еще до подписания. О том, что ждет участников соглашений, банкиров, страховщиков и прочих партнеров, «Банковскому обозрению» рассказывает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров.

— Андрей Борисович, что изменилось в порядке антимонопольного регулирования на финансовых рынках?

— Формально изменилось немногое. Новая версия закона о конкуренции требует от финансовых организаций уведомления ФАС о достигнутых соглашениях с другими финансовыми организациями и вообще с любыми юридическими лицами — ну так и в прошлой версии закона содержалось такое требование. По-прежнему следует уведомлять о любых соглашениях, кроме хозяйственных и финансовых. То есть если один банк взял в другом кредит или договорился о поставке канцелярских принадлежностей, то ФАС это не интересует.

Изменение коснулось долей рынка, которые занимают финансовые организации, заключившие соглашение. Месяц назад, 30 мая, Правительство РФ подписало постановления № 334 и № 335, которые устанавливают норматив долей рынка для финансовых организаций, которые заключают соглашение друг с другом. При превышении этого норматива требуется уведомление антимонопольного органа о соглашениях между финансовыми организациями. Норматив установлен в размере 10 % на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, где действует указанное соглашение и обращающийся на котором товар обращается также на иных рынках в Российской Федерации.

Иными словами, ранее закон требовал уведомления ФАС о соглашениях от финансовых организаций, занимающих 10% рынка, федерального или регионального. Теперь же норматив для регионального рынка поднят до 20%.

— Как вы оцениваете исполнительность финансовых организаций в деле предоставления информации о соглашениях друг с другом?

— Это сложный вопрос. Те, кого мы не нашли, нам и неизвестны. Мы не можем оценить количество возможных нарушителей этого положения закона. Но все тайное рано или поздно становится явным.

И если говорить серьезно, то основной проблемой правоприменительной практики, единственным фактом, который мы можем достоверно регистрировать, является нарушение сроков подачи уведомлений о заключенных соглашениях. Речь идет о случаях, когда уведомление представлено, но сроки (15 дней с момента заключения соглашения) нарушены. При этом определенный процент непредставления уведомлений в сроки мы выявляем самостоятельно.

— А каковы наиболее частые «содержательные» нарушения закона о защите конкуренции?

— Есть три основных сюжета, которые могут квалифицироваться ФАС как нарушения ст. 11 закона о конкуренции. Речь идет о первом, пятом и шестом пунктах первой части закона.

Соглашение признается противоречащим нормам закона, если оно приводит к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок, тарифов — например, если банк влияет на формирование тарифов страховщика, так или иначе управляет ценообразованием партнера.

Второй ключевой момент — навязывание контрагенту (клиенту финансовой организации) условий договора, невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора. Допустим, банк указывает заемщику, в какой страховой компании следует застраховать залоговое имущество, а условия в этой страховой компании для заемщика невыгодны.

ФАС сейчас рассматривает дело в отношении банка «Авангард» и страховой организации «Авангард-Гарант». У банка есть два типа кредитных договоров, которые невозможно заключить, не застраховав имущество в страховой организации, которой, как правило, выступает «Авангард-Гарант». Мы рассматриваем случай с выдачей автокредита и условия страхования, в соответствии с которыми страховое возмещение заемщику, виновному в ДТП, выплачивается в объеме всего 50%. А до октября 2006 года таким страхователям страховое возмещение не выплачивалось вовсе.

— Речь идет о полисе КАСКО? По его условиям, вроде бы, не имеет значения, виновен страхователь в ДТП или нет.

— Вот именно. И потому ФАС готовится к проведению двух исследований. Первое должно ответить на вопрос, являются ли представленные условия договора выгодными или невыгодными. В связи с этим мы будем изучать правила страхования других страховых организаций по аналогичному продукту. А второе исследование, по сути, станет изучением мнения потребителей о том, как они воспринимают понятие «полис КАСКО», что, по мнению потребителей, входит в этот полис...


Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2007/7/fas.htm

Также читайте статьи из номера 6/2007

Стратегическая революция

«Банковское обозрение» провело опрос среди банкиров, пытаясь узнать: для чего все-таки нужна и используется стратегия? Не все банки согласились отвечать на эти вопросы, поэтому, оценивая ответы, следует иметь в виду, что имеет место своего рода выборка: охотнее отвечали те, кому есть чем гордиться, для кого тема стратегии актуальна и, самое главное — охотнее всего те, кто стратегию разрабатывал сам, а не на аутсорсинге. Хотя, по данным «БО», 40–50% банков заказывают стратегию именно профессиональным консультантам. Банки используют эту возможность еще и как своего рода аудит — сторонний консультант оценит бизнес-процессы банка и представит свой, внешний взгляд. В общем, в выборку попали преимущественно те, кто делал стратегии сам и недавно.

Кто и как пишет банковские стратегии

Какие цели ставят перед собой банки при написании стратегии развития — отчитаться перед акционерами, привлечь инвесторов, запланировать развитие, перестроить бизнес?
Стоит ли банкам отдавать написание стратегий развития на аутсорсинг или лучше формулировать цели и задачи самостоятельно? Сколько стоят стратегии, написанные внешними консультантами, и окупаются ли затраты банков на их привлечение? Готовы ли банки предоставлять «людям со стороны» конфиденциальную информацию о своих финансовых итогах, своих достижениях и «провалах»? Как складываются отношения между независимыми экспертами, нанятыми для создания стратегии развития, с одной стороны, и топ-менеджерами и собственниками банков — с другой? На эти вопросы «БО» ответили руководители ведущих российских и международных консалтинговых фирм.

Эксперты «БО» оценивают рекламу ипотеки

Экспертам понравилась ипотечная реклама, апеллирующая к семейным ценностям
Первое место досталось щиту Райффайзенбанка, последнее — щиту Номос-Банка



Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml

Или через интернет-магазин Издательского дома "Регламент" http://reglament.net/items.htm


В избранное