Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Банковское обозрение №6/2007



Банковское обозрение №5
   
Читайте на сайте:


Грозит ли банкам потребительский терроризм?

Запутанная структура кредитного платежа провоцирует клиентов судиться ради денег, «за идею» или просто для создания прецедента

Главной защитой банка от потребительского экстремизма станет та самая прозрачная эффективная ставка, которую банкирам так не хочется высчитывать и показывать. Основной предмет недовольства клиентов — необходимость платить ежемесячные комиссии — будет устранен. Все комиссии будут переплавлены в некий единый показатель, тариф. Это не комиссия — это цена продукта. Хочешь — покупай. Не хочешь — проходи мимо. Банкам осталось немного посудиться с теми заемщиками, которых они успели «облагодетельствовать» ранее. Срок исковой давности — три года с момента подписания кредитного договора.

Страшные сказки о клиентах

Разговор о возможности потребительского терроризма заемщиков в отношении своих кредитных организаций лучше всего начать с реальной истории из банковской практики, которая похожа то ли на притчу, то ли на страшную сказку. Эту историю рассказала Юлия Зайцева, руководитель службы внутреннего контроля GE Money Bank, на одной из частых в последнее время конференций, посвященных проблемам розничного банковского обслуживания и кредитования.

Сюжет развивался в Азии, во время финансового кризиса 2002–2003 годов. Как водится, на период, непосредственно предшествовавший кризису, пришелся пик кредитования. Практически на каждого жителя азиатской страны, в которой разворачивались события, приходилось два-три кредита, в том числе и крупных (квартира, машина и т.д.). «Грянул кризис, — рассказывала Юлия Зайцева (GE Money Bank), — и просрочки по кредитам физлиц выросли в разы». При этом с изменением ситуации на рынке изменилось положение, статус и доходы различных структурных подразделений банков. Если на растущем рынке «на коне» были продавцы, обласканные руководством и привыкшие к премиям, то во время кризиса на первые позиции вышли коллекторы. На них смотрели с надеждой, они стали получать бонусы, о которых ранее могли только мечтать. Это подхлестывало служебное рвение, и коллекторы стали агрессивны.

На фоне кризиса и растущей агрессии коллекторов произошла беда. Один заемщик четыре раза обещал заплатить. Три раза к нему выезжал коллектор в условленное время и не заставал должника дома. На четвертый раз коллектор не вернулся. Его искали, но через несколько дней на рецепцию банка пришла по почте коробка с головой несчастного клерка.

Доказать вину этого конкретного должника так и не смогли. Но GE Money Bank усвоил этот урок, а также ряд других уроков, не столь драматического свойства, и разработал свод из 30 стандартов «Ответственного кредитования». По сути, GE Money Bank добровольно придерживается принципов, которые сегодня являются предметом дискуссии регулятора, банковских ассоциаций и банков в России и пренебрежение которыми уже становится причиной судебных исков со стороны российских клиентов к кредитным организациям по всей стране.

В частности, Юлия Зайцева в процессе выступления на конференции утверждала, что GE Money Bank дает возможность клиенту остыть от общения с банковскими продавцами. Они сильные специалисты и умеют убеждать, но заемщик должен принять взвешенное решение, и потому клиент получает некоторое время после подписания кредитного договора, которое называется «периодом охлаждения». «Мы даем клиенту время подумать, перед тем как активировать карту: нужны ли ему на самом деле заемные средства? GE Money Bank не взимает никаких процентов, никаких комиссий, если клиент решит не пользоваться картой», — пояснила Ю. Зайцева позицию банка для «БО».

Кроме того, один из стандартов требует предоставления заемщику всей информации о банковском продукте в «дружественной» форме. То есть существует комплект документов в традиционной форме, корректный с юридической и «бизнесовой» точек зрения. А к нему прилагается документ, в котором то же самое написано простым и понятным человеческим языком, и из этой «памятки» клиенту проще извлечь все существенные условия кредитования.

Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2007/6/potreb_terror.htm


Кредитные ноты регионального банка разошлись в Лондоне на ура

Спрос кредиторов превысил предложение в 6 раз

Второй по величине банк Ростовской области «Центр-инвест» выпустил кредитные ноты (CLN) на 175 млн долларов. Это один из крупнейших выпусков CLN среди российских банков.

Ольга Высокова, дочь руководителя банка и глава лондонского офиса «Центр-инвеста», организовала роуд-шоу в шести мировых финансовых центрах
Ростовский банк «Центр-инвест» имеет довольно необычную в российских реалиях историю. Начав в 1992 году с кредитования малого бизнеса, он дорос до второго по величине чистых активов банка в Ростовской области и Южном федеарльном округе (ЮФО). Больше только у Юго-Западного банка Сбербанка России. Сегодня «Центр-инвест», 68% акций которого принадлежат трем зарубежным и одному российскому институциональным инвесторам, довольно близко подошел к тому, чтобы начать переход в руки крупного зарубежного банка. Не исключено, что в будущем им станет Райффайзенбанк, который уже владеет 3,6% акций «Центр-инвеста».

Ситуация в банковской сфере на Юге России следующая. Если оставить за скобками государственные Сбербанк (свыше 2000 офисов в ЮФО) и Россельхозбанк (190 офисов), то явно обращает на себя внимание «Центр-инвест» (50 филиалов и доп-офисов). По данным журнала «Эксперт», чистые активы «Центр-инвеста» на 01.01.2007 г. составляли 23 млрд рублей, а ближайшего конкурента — банка «Уралсиб-Юг» 19,2 млрд рублей (28 филиалов и доп-офисов).

В этом году «Центр-инвесту» удалось выйти на международный финансовый рынок с беспрецедентным, по крайней мере для региональных российских банков, выпуском кредитных нот — CLN (175 млн долларов). Как известно, этот внебиржевой инструмент обычно является подготовкой эмитента к выходу на открытый международный рынок капитала с более крупными заявками — облигациями или IPO.

Самое интересное то, что спрос на ноты регионального российского банка превысил предложение в 6 раз, составив 600 млн долларов. За месяц до этого, когда «Центр-инвест» подписывал в Лондоне международную синдикацию с 37 иностранными банками на 80 млн долларов, ситуация была похожей.

В подготовке выпуска нот принимала участие глава лондонского офиса «Центр-инвеста» Ольга Высокова, дочь основателей и держателей крупного пакета акций банка Василия и Татьяны Высоковых.

«Выпуск размещался в сложный период, — делится впечатлениями Ольга Высокова. — На мировых финансовых рынках как раз начался спад (конец марта). Аналитики спорили о том, было ли это коррекцией рынка или началом цикличного спада. Мы начали роуд-шоу именно в такой волатильный период, но мы верили в свой проект и в свою удачу. Презентация проходила в течение недели. Вместе с Григорием Чораяном, начальником казначейства и финансовых рынков «Центр-инвеста», Артемом Андреевым и Анатолием Иофе (организаторы, банк «Траст») мы представили наш выпуск в Москве, Гонконге, Сингапуре, Лондоне, Цюрихе и Женеве.

Ростовчане обнаружили довольно большой интерес инвесторов и к банку, и к региону, где он работает. Все-таки в ЮФО проживают 23 млн человек (четыре Австрии), да и в сводках мировых новостей ведущая территория округа — Краснодарский край мелькает как возможное место проведения зимней Олимпиады 2014 года. Развитие «Центр-инвеста», чьи позиции в Ростовской области, вероятно, есть смысл лишь удерживать, в последние годы как раз связано с довольно агрессивной стратегией по продвижению бизнеса в Краснодарском и Ставропольском краях. В частности, одной из целевых программ банка является кредитование проектов в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса.

Очевидно, все это понравилось аналитикам Morgan Stanley, Royal Bank of Scotland, Fidelity и еще целому ряду известных банков и компаний, купивших ноты «Центр-инвеста». Разумеется, они приняли во внимание и довольно представительный состав акционеров банка, благодаря которому у донского банка за плечами обширный опыт по привлечению прямых и синдицированных межбанковских кредитов от западных банков и финансовых институтов.

Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2007/6/cln.htm



Также на сайте открыт в полный доступ 5(майский) номер банковского обозрения

Артемий Лебедев

Артемий Лебедев оценивает дизайн банковских карт

Бум кредитных карт логичным образом ведет к увеличению их числа. Перед банками стоит задача сделать свои карты оригинальными. И каждая попытка выбиться из пестрого ряда увеличивает пестроту и усложняет последующую жизнь дизайнерам, банкирам и потребителям.
«Банковское обозрение» собрало коллекцию из 60 банковских карт и предложило Артемию Лебедеву оценить дизайнерские решения. «БО» не разделяет резкость некоторых оценок — это частное мнение одного из самых авторитетных экспертов. Но стоит отметить, что авторам карт и эмитентам, удостоившимся критических комментариев, еще повезло; на своем сайте Артемий разносит заслуживающие того образцы дизайна в пух и прах. Что не уменьшает потока желающих получить его рецензию на свои художества. Теперь усилиями «БО» эту рецензию получили и банковские карты.

Красная карточка для банкиров. Срок действия — 10 лет

Банкиры гадают, чем может обернуться для них официальное введение запрета на профессию
«Похороненный» в Госдуме законопроект о запрете на профессию может быть принят в ближайшее время. Банкиров подобная перспектива и радует, и огорчает. Радует потому, что после принятия законопроекта и рынок станет «чище», и «черные списки», которыми руководствуются работодатели, прикажут долго жить. А огорчает то, что «отмывателям» будет грозить фактически пожизненное удаление с рынка.

а также другие статьи...

05.06.2007
03.06.2007
03.06.2007
03.06.2007
03.06.2007
01.06.2007
31.05.2007
31.05.2007
30.05.2007
29.05.2007
29.05.2007
23.05.2007
18.05.2007
16.05.2007
07.05.2007
05.05.2007
04.05.2007
Полное содержание номера: содержание БО №5 май 2007



Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml

Или через интернет-магазин Издательского дома "Регламент" http://reglament.net/items.htm


В избранное