«Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) —
чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.
Золотой век (1980—2000)
1981 год
ознаменовался подписанием первого Договора Согласия — документа,
регламентирующего отношения между командами Формулы-1 и FIA. Согласно Договору
все права на телевизионные трансляции гонок Формулы-1 были переданы
новообразованной компании «Управление и продвижение Формулы-1» (FOPA) (позже
известна как Formula One Management), директором которой стал Берни Экклстоун.
Эта же компания позже распределяла доходы от трансляций. С тех пор Экклстоуна
не без оснований называют «боссом Формулы-1».
1980-е годы были
эрой турбомоторов. Первый двигатель с турбонаддувом был применён командой Рено
в 1977 году. В 1986 году мощность моторов в квалификационных версиях превышала 1300 л. с., что и по сей
день является рекордом для автомобилей с открытыми колёсами. В целях снижения
скоростей в 1984 году FIA ограничила размер топливного бака. В 1988 году было
введено ограничение на допустимое давление наддува, а в 1989 году
турбодвигатели вообще были запрещены.
В начале 1990-х
годов команды начали широко использовать электронику в конструкции болидов. Она
применялась, прежде всего, для рулевого усиления, системы управления тягой,
полуавтоматической коробки передач, системы активной подвески. В результате
расцвета электроники, всё больше функций по управлению болидом брал на себя
компьютер, уменьшая тем самым значение пилота. В 1994 году FIA запретила многие
из электронных нововведений.
В 1992-м и 1997-м
годах были заключены второй и третий Договоры Согласия. Срок действия
последнего истёк в 2007 году.
В 1980-е годы в
чемпионате образовалась группа так называемых топ-команд: Феррари, МакЛарен,
Уильямс, Лотус. Сезоны 1988—1990 годов прошли под знаком легендарного
противостояния Айртона Сенны и Алена Проста. Именно из-за него сезон 1988
многими признается лучшим в истории чемпионатов мира: пара Прост—Сенна,
выступавшая вместе в команде McLaren, одержала 15 побед на 16 Гран-при (16-я
победа досталась Герхарду Бергеру, который закончил гонку лидером на первом для
Ferrari Гран-при Италии без «Комендаторе» Энцо Феррари). Точка в соперничестве
была поставлена в 1994 году, когда Ален Прост завершил свою карьеру, а Сенна
попал в смертельную аварию на Гран-при Сан-Марино 1994 года. Смерть одного из
величайших гонщиков потрясла весь мир и сильно повлияла на стандарты
безопасности. После гибели Сенны ни один пилот не погибал на трассе Формулы-1.
Стремительный
прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в Формулу-1 привели к
огромному росту затрат. На начало XXI века бюджет многих команд Формулы-1
составлял несколько сотен миллионов долларов в год. Это привело к тому, что с
1990 года 28 команд покинуло Формулу-1 из-за нехватки средств для конкуренции с
лидерами чемпионата.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.