«Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) —
чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.
Рождение Формулы-1 (1950—1980)
Первый чемпионат
мира Формулы-1 прошёл в 1950 году, его выиграл итальянец Джузеппе Фарина на
Альфа Ромео. Фарина лишь ненамного опередил своего партнёра по команде
аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие 7 лет 5 раз становился
чемпионом мира. Фанхио запомнился одним из величайших гонщиков Формулы-1 и
долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов.
После первых побед,
Альфа-Ромео решила свернуть свою гоночную программу. Одновременно ФИСА выпустила
новые правила, вступающие в действие в 1954 году и призванные уменьшить
скорости и увеличить безопасность. В итоге, к началу сезона 1952 года желающих
выступить на машинах Ф-1 не нашлось в достаточном количестве и было решено
вести зачет по машинам Ф-2.
Первым
технологическим новшеством в Формуле-1 стали заднемоторные болиды компании
Купер. До этого в гонках Гран При 1934—1939 команда Auto Union уже использовала
заднемоторные болиды конструкции Фердинанда Порше, но эти болиды отличались очень
сложным поведением на трассе, в то время как Купер T43/T51 славились очень
хорошей управляемостью, но слабым мотором. Джек Брэбем (команда «Купер»)
выиграл чемпионские титулы 1959 и 1960 годов, а в 1961 году уже все участники
чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей. Отчасти этому
способствовали новые изменения в регламенте. Введенные в 1954 году безнаддувные
двигатели 2,5 л
рабочего объёма уже превысили 300
л. с. и ФИСА вновь озаботилась безопасностью. И на этот
раз было решено ввести двигатели меньшего объёма. Формулу-1 не стали отменять в
угоду Формуле-2, но довели её до того же уровня — 1,5-литровые безнаддувные
двигатели породили т. н. Формулу-Джуниор. Также дистанция гонок была сокращена
с 500 км
до 300 км,
так как не все гонщики выдерживали изматывающие 3-часовые гонки на мощных
машинах без усилителей руля. Новые слабосильные двигатели (менее 200 л.с. изначально)
потребовали увеличить внимание к аэродинамике — двигатели располагались сзади,
а сами гонщики буквально лежали в тесных кокпитах.
Начиная с 1958 года
в Формуле-1 началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года
чемпионами становились британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон
Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбем, новозеландец Дэнни Хьюм и американец
Фил Хилл.
В 1962 году команда
Лотус (одна из ведущих команд Формулы-1 в 60-е и 70-е годы) впервые
использовала в конструкции автомобилей монокок, позаимствовав такую конструкцию
из авиационной промышленности. Тогда же появились первые дуги безопасности,
предохраняющие голову гонщика при переворотах. В 1966 году ФИСА вновь вернула
двигатели большого объёма, убедившись, что уменьшение мощности не решает
проблему безопасности. Новые двигатели должны были быть не более 3 литров рабочего объёма
без наддува и 1,5 литра — с наддувом. Под новые правила компания Косворт в 1968
году подготовила 8-цилиндровый 3-литровый мотор DFV, доступный, надежный, но в
то же время эффективный, что давало возможность выступить в чемпионате мира
небольшим командам, не могущим строить свои двигатели. В 1968 году Лотус
выступила с ещё одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании
«Империал Тобакко». Это положило начало спонсорству в Формуле-1.
С ростом мощностей и
скоростей увеличивалось значение прижимной силы, это заставляло команды
экспериментировать в конструкции антикрыльев и других аэродинамических
элементов. В конце 1970-х годов Лотус впервые применила граунд-эффект (англ.
ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счёт разреженного
воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного
быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году
граунд-эффект был запрещён FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.