«Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) —
чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.
История
Корни Формулы-1
лежат в чемпионате Европы по автогонкам Гран-при, который проводился в 1920-е и
1930-е годы. Организации, участвующие в Гран-при, сформулировали первый
регламент проведения чемпионата мира перед Второй мировой войной и
запланировали его введение в действие на 1941 год, но вплоть до 1946 года эти
правила не были формализованы окончательно. В 1946 году недавно образованная
ФИА представила правила так называемой «Формулы-1», которые вступали в действие
с 1947 года. Технический регламент основывался на нескольких идеях: немецкие
гонщики были на 10 лет исключены из гонок ввиду поражения Германии, но это не
касалось итальянцев, т. к. капитуляция в 1943 году и участие итальянцев в
борьбе с Третьим Рейхом сняло многие обвинения со страны. Перед войной, в
попытке хоть как-то взять верх в борьбе с немецкими машинами, автоклуб Италии
провел Гран-При Триполи по правилам «младшей формулы» или voiturette,
ограничивающим рабочий объём двигателя цифрой 1,5 л. И хотя это не спасло
итальянцев от разгрома, после войны именно эти машины были взяты за образец при
подготовке регламента Формулы-1. Кроме того, были допущены старые французские
машины Гран-При с безнаддувными двигателями 4,5 л, неспособные конкурировать
с современными им немецкими машинами. Вместе с тем, ещё в том же году
организаторы трёх Гран-при провели гонки по регламенту «Формулы-1». В 1948 году
к «Формуле-1» добавился класс «Формулы-2». Ещё более младший класс «Формула-3»
был введён в 1950 году. По первоначальной схеме предполагалось, что класс
«Формула-1» предназначался исключительно для проведения мирового первенства,
класс «Формула-2» — для проведения первенства континента, «Формула-3» — для
национальных чемпионатов и так далее.
В 1950 году ФИА было
решено занести результаты отдельных гонок в классе «Формула-1» в общий протокол
чемпионата мира. Первый такой Гран-при прошёл на английской земле на автодроме
Сильверстоун. До 1958 года чемпионат мира был исключительно личным, затем очки
стали начисляться и конструкторам болидов (так называемый Кубок конструкторов).
Не следует однако
полностью отождествлять класс «Формула-1» и чемпионат мира ФИА. Зачастую в мире
проводилось на порядок больше крупных гонок (в том числе и в наивысшем гоночном
классе), нежели входило в чемпионат мира. Немногие гонщики выбирали для участия
исключительно этапы чемпионата мира: они принимали участие в самых разных
гонках, в том числе и необязательно на машинах с открытыми колёсами. Автомобили
Формулы-1 выступали не только в чемпионате мира, но и в других, внезачетных
гонках, как правило, имевших самостоятельный статус. Так, из 22 гонок,
проведённых в 1950 году с участием автомобилей Формулы-1, только 5 шли в зачёт
чемпионата мира. Кроме чемпионата мира автомобили Формулы-1 применялись также в
южноафриканском чемпионате Формулы-1 (1960—1975) и британском чемпионате
Формулы-1 (1977—1980, 1982).
В то же время и сам
чемпионат мира не всегда проводился по правилам Формулы-1. Так, входившая в
зачёт чемпионата американская гонка Инди-500 проходила по собственному
регламенту, на машинах, именуемых «индикарами». Когда в 1951 году ФИСА объявила
новые правила Формулы-1, вступающие с 1954 года, никто не хотел готовить
автомобиль на сезоны 1952—1953 годов по старым правилам, и, из-за отсутствия
достаточного числа участников, чемпионат мира был проведён по правилам Формулы
2.
Ситуация полностью
изменилась в начале 1980-х, когда после «войны FISA-FOCA» был принят Договор
Cогласия. С этого момента гонки в классе «Формула-1» проходят только в рамках
чемпионата мира. Фактически исчезло само понятие класса «Формула-1» и появилась
гоночная серия Формула-1, коммерческие права на которую отделены от спортивных,
относящихся к ведению ФИА.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 63 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.