Автомобильная промышленность (автомобилестроение) — отрасль промышленности,
осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей),
преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
В России/СССР
До революции:
Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично
продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился
ряд частных автофирм, из которых наиболее крупными и оснащёнными были
Руссо-балт (Русско-Балтийский, РБВЗ) (1909—1918) и Пузырёв (РАЗИПП)
(1911—1914).
Однако, первые серьёзные усилия по созданию национального
автомобилестроения русское правительство предприняло уже в разгар Первой
мировой войны, когда в 1916 году были выделены казённые средства для
строительства шести автомобильных заводов.
Советские годы:
Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был
произведён заводом АМО в 1924. С этого момента начинается развитие советского
автомобилестроения. В 1931—1933 гг. предприятие АМО было реконструировано и,
переименованное в ЗИС, выпускало грузовики по лицензии американской фирмы
Autocar, а в Нижнем Новгороде (позже Горький) в 1930—1932 было построено
предприятие НАЗ (ГАЗ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии
фирмы Ford Motor. Оба предприятия, построенные в ходе индустриализации, стали
основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными
предприятиями обеспечили к 1938 году выход СССР на первое место в Европе и
второе в мире по выпуску грузовиков. До Великой Отечественной войны
автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн автомобилей,
значительная часть которых поступила в РККА.
Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был
эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые
автомобилестроительные предприятия УльЗИС и УралЗИС (ныне УАЗ и АЗ Урал). В
годы войны получила распространение сборка автомобилей из машино-комплектов,
поставлявшихся по ленд-лизу.
В 1950-70-х развитие советского автомобилестроения
продолжалось экстенсивными методами, причём до начала 70-х основной приоритет
отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и
полноприводным грузовикам двойного назначения.
Массовая автомобилизация СССР началась со строительством
Италией под ключ в 1966—1970 гг. Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в
Тольятти и развёртыванием массового выпуска на его мощностях (660—730 тыс.)
легковых автомобилей марок Жигули и Нива (первых массовых комфортабельных
полноприводных джипов, что стало достаточно передовым и для Европы). Также с
нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей ИжАвто
преимущественно с новым типом кузова хэтчбек.
В 1976 году в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых
автомобилей КамАЗ, строительство которого было начато в 1969 году. С его вводом
доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7-8 % до 25 %. Было
положено начало дизелизации ряда других советских автомарок.
К 1980-м гг. советское автомобилестроение добилось очевидных
успехов в массовом производстве: по общему автопроизводству (по 2,2 млн в 1985
и 1986 годах) СССР занял пятое место в мире (уступая только Японии, США, ФРГ,
Франции), по производству грузовиков — третье место, по производству автобусов
— первое место. В это десятилетие были освоены принципиально новые
переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек и подготовлено массовое
производство дизельных среднетоннажных грузовиков и автобусов. Однако,
одновременно стали проявляться кризисные явления, типичные для эпохи застоя:
фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался
на 1,3 млн в год), при этом их доля составила немного более половины от всего
автопроизводства (что намного меньше чем в развитых странах), чрезмерно
затягивались НИОКР, оставалось низким качество комплектующих и сборки,
сохранялся устойчивый дефицит запчастей.
С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение,
сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и Украине, распалось на
национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.