← Май 2014 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
7
|
8
|
10
|
11
|
||
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Ищите корни в ЗАГСе Как вы
думаете, зачем народ идёт в ЗАГС? Жениться, разводиться, детей
зарегистрировать. Всё так. Но зачастую людей интересует здешний архив. Почему?
Вот об этом и идёт разговор с заведующей Серпуховским районным отделом ЗАГС
Надеждой Федотовой. - Мне всегда казалось, что
архив - это где-то за пределами ЗАГСа. - Почему же?
Мы имеем дело с документами, которые должны сберегаться, не побоюсь этого слова
- веками. Тут только стоит знать некоторые детали. В ЗАГСе хранятся лишь
личностные данные. Они собраны в книгах записей актов гражданского состояния, в
метрических книгах. У нас они должны находиться сто лет, потом передаются в
муниципальный архив. До 1997 года
срок хранения книг в ЗАГСе был иной - 75 лет. На сегодня в нашем архиве находятся
документальные записи, сделанные, начиная с 1929 года. То есть, если вы вдруг
потеряли свидетельство о рождении, или не уверены в правильности написания
имени, фамилии, отчества, с иной ли проблемой обратитесь, мы поможем
разобраться. Любые записи
актов гражданского состояния всегда делались в двух экземплярах, церковные
книги, кстати, велись по тому же принципу. Так вот, один экземпляр остаётся у
нас, в ЗАГСе, другой отправляем в Москву, в главное управление ЗАГСов
Московской области. - И вот у человека возникла
какая-то проблема с документами… - Почему
только с ними? Вы давно не были на могиле родственников, а там, на памятнике,
стёрлись даты рождения и смерти, где их узнать? Или решили, наконец, докопаться
до своих родовых корней… Словом, вам
надо идти в ЗАГС, чтобы написать заявление. Мы поднимем свои архивные
документы, в область запрос пошлём, поможем сориентироваться, куда дальше
писать, если понадобится. Хотя, если
человек живёт далековато, то вполне можно обойтись и письмом, в которое он
вложит заявление. В таком случае надо указать свои личные данные, паспортные,
уточнить, что конкретно интересует. Письмо направить по адресу: Серпухов, улица
Красный текстильщик, 6/1, районный отдел ЗАГС, можно предварительно позвонить
по телефону 75-84- 23. При нынешнем
уровне компьютеризации ещё проще сделать это в электронном виде. Зайти на сайт
главного управления ЗАГС Московской области (zags.mosreg.ru), найти раздел
«Выдача повторных документов», выбрать из списка ЗАГС Серпуховского района и
написать в произвольной форме заявление, но опять же, указав личные данные. - Всё довольно просто. - Все, да не
всё. Иной раз приходится долго разбираться. В пятидесятые годы и позднее, до
1963-го, в бланках регистрации детей отсутствовали такие графы, как «отчество»
и «место рождения». Но в свидетельстве о рождении эти данные указывались. А вы
этот документ потеряли, просите восстановить… Или достаём из архива бланк,
который в своё время в сельсовете заполняли, а на нём толком ничего не
разобрать, кто-то умудрился записать здесь телефонограмму из района… Ещё чуднее
бывает: на одной бумаге все данные верно записаны, а на втором экземпляре
мужскую фамилию, скажем «Петров», сделали женской «Петрова». Так и написано:
Петрова Михаил Иванович, а рядом в графе чётко указано: пол - мужской. В таких
случаях заводим дело и начинаем разбираться. - Да, целый детектив
получается, а, казалось бы, обычные документы. - В том-то и
дело, что не обычные. Они нас всю жизнь сопровождают. Без них, как говорится,
не родиться, не умереть. К документам в наше время вообще внимание особое. Не
пройдёт вариант, если у вас в паспорте записана фамилия «Чернышев», через «е»,
а у родителей в документах она же, но через «ё», или вообще через «о». Вы
получите проблемы если не в одной конторе, то в другой уж точно. Самый расхожий
пример: попробуйте вступить в наследство с таким разночтением в паспортах. Повторяю,
личные документы - вещь крайне серьёзная. Они и внутри должны быть правильными
до последней буквы, и снаружи не терпят изменений. Помните моду девяностых на
сплошное ламинирование. Ему подвергались и свидетельства о рождении, и
свидетельства о браке, да чуть ли не любую бумагу народ норовил в пластик
одеть. И что теперь? УФМС, при оформлении загранпаспартов, например, не берёт
такие документы, им же надо печать на них ставить. И сразу к нам вырос поток
людей за повторными свидетельствами. А это опять архивные запросы. Хотите
цифры? В прошлом году районным ЗАГСом зарегистрированы 1493 первичных записи.
За этот же период мы выдали 574 повторных свидетельства, 240 своих справок и
почти пятьдесят, присланных из других архивов. - Так вы и в соседние
регионы шлете запросы? - Нет, это
вы должны сами делать. Хотите с документами разобраться или понять, откуда ваши
корни, шлёте заявление в ту местность, где вы свои свидетельства получали. Но
не в сельсоветы, их нет уже давно. В архивы городских, районных ЗАГСов. Туда
стекались в итоге все данные. Или в областные, где хранятся, как я уже
говорила, вторые экземпляры записей. Вы спросите, а как сегодня узнать, какие сельсоветы
по каким адресам бумаги отправляли, если границы областей, районов не раз
менялись. С этим мы разобраться поможем. У нас есть архивные описи дел, начиная
с 1929 года, где и расписаны границы ЗАГСов. - И дорого ваши услуги, с
архивными запросами связанные, стоят? - Речь идёт
только о госпошлине. Платных услуг ЗАГС не оказывает. Так вот, госпошлина за
архивную справку - 100 рублей, за повторное свидетельство - 200 рублей. Самый
дорогой вариант, это когда речь об исправлениях, изменениях в документе - 400
рублей. Все разъяснения, само собой, бесплатно даём. Источник: http://oka-info.ru/news/article/20232/
Неведомый избранник с русскою душой Не только скудость
исторических сведений о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова влечет исследователей
на новые и новые поиски. Привлекает в первую очередь сама загадочная личность
поэта. Эпитеты «таинственная, мистическая, пророческая», которыми пытаются охарактеризовать
необычность судьбы и творчества Лермонтова, неизменно присутствуют в различных
исследованиях. Познание феномена гения продолжается. Нам,
липчанам, следует обратить серьезное внимание на то, что род Лермонтова (по
отцовской и материнской линиям) укоренен на нашей земле. Центральная Россия,
куда входит сегодняшняя Липецкая область, — территория особая. Именно отсюда,
по определению философа Георгия Федотова, вышла вся русская литература, здесь
исторически формировался неповторимой красоты, богатства, образности русский
язык. Здесь сталкивались Русь и Степь, определялось будущее русского народа. А
русская литература — философия этого исторического пути. Из глубинных
«тектонических» процессов, протекавших не одно столетие, и вышли наши гении —
Пушкин, Лермонтов, Толстой. Как всякие
дворянские рода России, Лермонтовы (отцовская линия) и Арсеньевы (материнская
линия) имели свою родословную. Мы не будем здесь касаться еще одного рода,
имеющего непосредственное отношение к Лермонтову, — Столыпиных (это линия
бабушки поэта), а вкратце расскажем о Лермонтовых и Арсеньевых, живших на
территории нынешней Липецкой области. Родословные их тщательно изучены,
подтверждены документально. Интерес тут не случаен — это одна из важных задач,
решение которой помогает приблизиться к «тайне Поэта». Лермонтовы Одно из
наиболее подробных исследований родового древа Лермонтовых проделал костромской
краевед А. Григоров в капитальном труде «Из истории Костромского дворянства».
Дворянский род Лермонтовых — костромской, появление его на землях Ефремовского
уезда Тульской губернии состоялось позже. Родоначальником фамилии, как это
документально установлено, стал уроженец Шотландии Джордж (Георг) Лермонт. В
Россию он попал в качестве наемного солдата польского войска, когда завершалось
Смутное время. Шел семнадцатый век. Летом 1613 года русские войска осадили
крепость Белую (Тверская земля) и выбили оттуда поляков. В плен сдались две
роты наемников из Ирландии и Шотландии. Тогда-то рядовой Георг Лермонт и
изъявил желание перейти на русскую службу. Юшко Лермонт (так именовался он в
документах тех лет) впоследствии участвовал во многих сражениях, за что был
пожалован царем Михаилом Федоровичем поместьями в Галичском уезде костромского
края. На «кормление» ему досталось восемь деревень. Погиб Георг в 1634 году под
Смоленском, в годы второй войны России с Польшей. А род укреплялся,
разрастался. Исследователи выделяют четыре его ветви —по расположению усадеб:
«Кузнецовская», «Острожниковская», «Измайловская» и «Колотиловская». Михаил Лермонтов
вышел из «Измайловской» линии рода. Здесь, в деревне Измайлово Чухломского
уезда, предки поэта жили до 1791 года, когда дед, артиллерии поручик Петр
Юрьевич Лермонтов, предводитель уездного дворянства, продал свои костромские
имения и перебрался в Ефремовский уезд, приобретя Кропотовку (ныне исчезнувшая
деревня Становлянского района). Сельцо
Кропотовка, или Любашевка, Каменный Верх тоже (это название связано с выходами
песчаника на холме, что недалеко от усадьбы Лермонтовых), населяло более
трехсот жителей, земли было 1150 десятин. Господский дом с мезонином, красивая
аллея вниз по склону к речке Любашевке, струящейся по дну глубокого оврага,
сад. В новом
поместье Петр Юрьевич поселился, имея пятерых дочерей и продолжателя рода, сына
Юрия, будущего отца поэта. Юрий Петрович считался уже не костромским, а
тульским дворянином, хотя родился в декабре 1787 года в Галичском уезде
Костромской губернии, в селе Никольское — это одно из имений братьев
Лермонтовых. По приезде в Кропотово (это еще одно наименование деревни) ему
было четыре года. В 1798-м, то есть одиннадцати лет от роду, он был принят в
Первый кадетский корпус в Петербурге, а в 1804 году в семнадцатилетнем возрасте
выпущен в лейб-гвардии Кексгольмский мушкетерский полк прапорщиком. Через год
его вернули в корпус воспитателем. Спустя пять лет он вышел в отставку в чине
капитана — по документам из-за болезни, но скорее для того, чтобы поправить
дела в имении; где оставались лишь сестры. В 1812 году, как и все дворяне, он
записался в Тульское народное ополчение; в 1813 году излечивался в госпитале в
Витебске, уволен со службы по болезни, после чего вернулся в Кропотово. По
воспоминаниям современников, 26-летний капитан был «среднего роста, редкий
красавец и прекрасно сложен, в полном смысле изящный мужчина, вполне светский и
современный, но ужасно вспыльчив». Горячность и вспыльчивость, впрочем, не были
долгими: крестьяне отзывались о нем как об «очень добром барине». Умер он рано
— в 41 год. «Крестьяне Кропотова всей деревней... принесли его тело в Шиповскую
церковь. Здесь и похоронили его под амвоном». Шипово сегодня исчезло с лица
земли, руины храма —всё, что осталось. Арсеньевы Верстах в
сорока от кропотовского имения располагалась усадьба дворян Арсеньевых — в селе
Васильевском (ныне Краснинского района). Это была культурная и
высокообразованная семья. В дом к Арсеньевым погостить тянулось все окрестное
дворянство. Здесь родился дед Лермонтова, Михаил Васильевич Арсеньев, до
середины 90-х годов (когда Лермонтовы уже перебрались в Кропотово) жила его жена,
будущая бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева (Столыпина). Затем они
переехали в село Тарханы Пензенской губернии. Васильевское
— собое место в родовой биографии Лермонтова: в усадебном доме Арсеньевых
познакомились его родители — отец, Юрий Петрович, и мать, Мария Михайловна. Представители
рода Арсеньевых также отличались на военном поприще, многие из них дослужились
до высоких чинов и удостоились заслуженных наград. Исследованием рода
занимались разные ученые прошлого века и начала нашего — Модзалевский,
Висковатов, Лонгвинов. Наиболее же полную поколенную роспись рода Арсеньевых
составил на начало двадцатого века один из его представителей — Василий
Сергеевич Арсеньев. (К тому времени род насчитывал 851 человека). Здешние земли
были, вероятно, пожалованы прадеду поэта по материнской линии капитану Василию
Васильевичу Арсеньеву, имевшему со своей супругой Анфимьей Никитичной
одиннадцать детей. Все они провели свою молодость в родительском доме в
Васильевском. Восемь
братьев Арсеньевых стали военными, дослужились до чинов капитана,
штабс-капитана, майора, подполковника. А один, Никита Васильевич, — до
генерал-майора, по «Табелю о рангах» — тайного советника. Все имели
наследственную долю из родовых родительских земель, хотя и занимали высокие служебные
посты — кто в Москве, кто в Петербурге, кто в губернских городах. Это в
значительной мере определяло и притягательность Васильевского для окрестных
дворян: здесь, в дружной и гостеприимной семье, непринужденно общались,
заводили связи, а главное — узнавали от молодых Арсеньевых свежие новости из
обеих столиц. Получил свою часть земель и крепостных и Михайло Арсеньев,
капитан лейб-гвардии Преображенского полка, будущий дед поэта. Человек он
был, по-видимому, страстей сильных и качеств неординарных. Не случайно внуку
дали имя в память о нем, словно бы предрекая тем самым и трагизм судьбы.
Бабушка Миши в одном из частных писем родственнице обмолвилась: «Нрав его и
свойство совершенно Михаилы Васильевича». В 1794 году
Михаил Васильевич сочетался браком с Елизаветой Алексеевной Столыпиной, в том
же году приобрел на приданое жены имение Тарханы, куда они вскоре переселились.
В Пензенской губернии Михаил Васильевич занялся хозяйством, обрел авторитет
среди местных помещиков, исполняя обязанности предводителя дворянства
Чембарского уезда. Спустя год
родилась дочь Маша. Однако семейное счастье оказалось недолгим. «Нрав» Михаила
Васильевича вскоре сказался очень резко: он увлекся соседкой по имению Л.M.
Мансуровой. Страстный по натуре, новой любви он отдался сполна. Гордой, умной и
властной Елизаветой Алексеевной увлечение мужа было воспринято болезненно, но
твердо — тут тоже сказался ее характер. Наступил неизбежный разрыв. И Михаил
Васильевич, опять же по «нраву» своему, нашел единственный выход из клубка противоречивых
страстей. В ночь с 1 на 2 января 1810 года, после домашнего спектакля, где он
исполнял роль могильщика в трагедии «Гамлет», принял яд. Было ему к тому
времени 42 года. Дочери Машеньке — 15 лет... Связей с
Арсеньевыми Елизавета Алексеевна не прерывала, часто наезжала в Васильевское
вместе с дочерью. Здесь-то восемнадцатилетняя девушка, глядевшаяся «хрупким и
нервным созданием, одаренная душою музыкальною» (П. Висковатов) и познакомилась
с соседом Арсеньевых, капитаном в отставке Юрием Петровичем Лермонтовым.
Знакомство перешло, вопреки неодобрению матери, в любовь, и вскоре Маша
получила предложение. Где
состоялась свадьба? Возможно, в Кропотово, имении жениха, а может, в Тарханах,
что более вероятно. Но вот помолвка могла быть и в Васильевском, в доме
Арсеньевых, благословение же получено в Казанской усадебной церкви. Часть земель
после смерти Михаила Васильевича перешла во владение дочери, Марии Михайловны —
как единственной наследницы его доли. Раздел Васильевского имения Арсеньевых
произошел в 1811 году. За «племянницей Марьею, по мужу Лермонтовою» по текущей
седьмой ревизской сказке значилось: «в том сельце Васильевском, в деревнях
Михайловке, Дмитриевке и Масловой (и других)... всего 634 души с принадлежащими
землями, лесными и всякими заведениями...» (П. Вырыпаев). Мария
Михайловна по обоюдному согласию с дядьями и тетками взяла деньги, а «получив
от нас денежное награждение, предоставила по записи ту часть нам в навсегдашнее
владение...». Крепостные крестьяне из Масловки в том же году были переведены в
Тарханы. Некоторые из них служили и Михаилу Юрьевичу. В частности, дядька поэта
— Андрей Иванович Соколов. То, что
Михаил Юрьевич бывал в Васильевском, сомнений не вызывает. Дорога через село —
кратчайший путь из Тархан в Кропотово и далее в Москву. В ефремовской деревне
отца он гостил, в частности, в 1827 году, затем приезжал на его похороны.
Последней, перед революцией 1917 года, владелицей родового имения Арсеньевых
Васильевского была Елизавета Григорьевна Арсеньева (1825—1916), дочь Григория Васильевича
Арсеньева. Сохранилась опись ее имения на 1916 год. Это скорее всего было
последнее описание старинного дворянского гнезда. Последующие десятилетия
превратили некогда благословенное место в пустыню. «По описи
1916 года в имении было 676 десятин земли, фруктовый сад, лес. Сам дом был
деревянный, оштукатуренный, крыт железом, длиной 30 аршин (21 м), шириной 30
аршин, высотой 6,5 аршина (5 м). В доме было 10 комнат... Территория усадьбы
обнесена канавой» — так свидетельствует «Лермонтовская энциклопедия». Ныне
Васильевское оскудевает, и конец его, похоже, предрешен: здесь нет и двух
десятков домов. В том месте, где стояла церковь, — полуразрушенные стены,
кирпич которых образовал вокруг холм, поросший бурьяном. Внутри — проломы
подвала, кусок алтарной арки, обломки, мусор и купол синего неба над головой.
Справа алтарной апсиды — вход в крипт, нижнюю часть храма, где хоронили, как
правило, помещиков-строителей и жертвователей церкви. Здесь и были похоронены
многие из Арсеньевых, в первую очередь — Василий Васильевич и Анфимья
Никитична... Одна
маленькая весточка из былого сохранилась средь руин и разора. Это кусок
надмогильной мраморной плиты с захоронения одного из Арсеньевых с надписью:
«Здесь покоится прах Василия Григорьевича Арсеньева, скончавшегося 14-го
сентября 1871 года на 49 году от рождения. Блажен милостливый, яко тии
помилован будет». Из «Родословной росписи» Арсеньевых видно — плита с
захоронения сына Григория Васильевича Арсеньева, брата последней владелицы
имения Елизаветы Григорьевны. «Таинственный великий
человек» Философ
Владимир Соловьев назвал Лермонтова «поэтом сверхчеловечества», одолеваемого
демоном гордыни. Да и то, над поэмой «Демон» Лермонтов работал (поправлял,
дополнял) едва ли не до конца дней. Чем-то ведь привлекал его «печальный Демон,
дух изгнанья»? Внеземная мощь в этом произведении ощущается сильно, будто поэт
прикоснулся к одной из тайных сущностей мирозданья. Но гордыня ли тут его
самого? Эта ли страсть владела поэтом? Он пронес через всю свою трагическую
жизнь другое чувство, почти космическое — одиночества. Воспринятое или
ощущавшееся им почти как демоническая отверженность: Ужасно
стариком быть без седин; Он равных не
находит; за толпою Идет, хоть с
ней не делится душою; Он меж
людьми ни раб, ни властелин, И все, что
чувствует, он чувствует один! Его Демон,
«изгнанник небес», также трагически одинок. Одинок, выпавший из своего времени,
Печорин, одинок Мцыри. Но одиночество поэта особого рода: от острого ощущения
Вечности. Он зрил будущее и видел прошлое. «Узами земными я не связан, И
знанием и вечностью наказан», — так писал поэт. Дар этот не
случаен, он передан от поколений шотландских предков. Английский поэт, философ,
художник, теолог, живший на рубеже XVIII—XIX веков, Уильям Блейк однажды
записал в своем дневнике: «Единственное качество рождает поэта — божественное
видение». Все мироощущение Лермонтова, как творца, является «божественным
видением». Одним из
представителей рода был полулегендарный поэт Томас Лермонт из Эльсиндуна (ныне
город именуется как Эрлстоун). Другое имя его — Томас Правдивый-рифмотворец,
известный современникам, писал В. Соловьев, «любовными песнями, мрачными
предсказаниями и роковым концом». По легенде, необычность судьбы Томаса
определила встреча с «Королевой фей». Свои пророчества он изрекал под
Эльдонским дубом на трехглавом высоком холме. Предсказания его, это исторически
подтверждено, сбывались. Скорее всего, Томас был визионером или духовидцем,
обладавшим даром предвидения. Лермонтов
знал о своем знаменитом предке. В стихотворении «Желание» он писал: На запад, на
запад помчался бы я, Где цветут
моих предков поля… … Последний
потомок отважных бойцов Увядает
средь чуждых снегов; Я здесь был
рожден, но с нездешней душой, О, зачем я
не ворон степной? Нет, я не
Байрон, я другой, Еще
неведомый избранник, Как он
гонимый миром странник, Но только с русскою
душой ... Это
стихотворение в ряду многих других ярко отражает трагически возвышенный,
всеведущий строй его ума и чувств: Я раньше
начал, кончу ране, Мой ум
немного совершит; В душе моей,
как в океане, Надежд
разбитых груз лежит. Кто может,
океан угрюмый, Твои
изведать тайны? Кто толпе мои расскажет думы? Я — или Бог
— или никто! Есть
шотландское предание, что душа духовидца переселяется в потомков. Душа Томаса
Правдивого-рифмотворца, словно переселилась в Лермонтова. А жизнь человека,
принявшего такую душу, непременно закончится трагически. Выходит, что гибель
Лермонтова (и он знал это) была предопределена: «Кто близ небес, тот не сражен
земным». Михаил
Лермонтов так и не дожил до тех дней, когда мечтал воплотить в масштабных
литературных полотнах картины русского мира. Вся его жизнь прошла в седле, в
дороге, в кочевьях с юга на север и обратно. Но вдохновение владело им так
сильно, что все написанное воспринимается с удивлением и восхищением. Все, что
нес он в своей душе, вряд ли могло вместиться в тихое уединение дворянской
усадьбы. Пятнадцатилетним
Михаил Лермонтов написал в одном из стихотворений: «Я счет своих лет потерял».
Тут не юношеский максимализм, в словах этих — ключ к пониманию его возвышенной
и трагически-грозной судьбы, его гениального творчества. В 20-е годы
прошлого века краеведы побывали в Кропотово, побеседовали со стариками.
Впечатление от встреч отражены в статье «Лермонтов в Ефремовской деревне»
(журнал «Тульский край», 1927 год, № 1): «М.Ю. Лермонтов в воображении крестьян
— таинственный великий человек, пострадавший за правду, любивший народ, но
обреченный судьбой на злоключения...». Таинственный
великий человек. Тайна личности поэта волнует и привлекает умы и сердца
множества людей. В тайне этой — средоточие земного и небесного, соединенных с
такой глубиной и силой, что не могло не явить миру гения, русского поэта
Михаила Юрьевича Лермонтова. Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/38998.htm
К 200-летию со дня рождения
Лермонтова после реставрации открылся дом-музей поэта К 200-летию
со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова Литературный музей представил
обновленный мемориальный дом поэта в столице – на Малой Молчановке. Реставрация
длилась больше трех лет. Ампирный особняк с мезонином – один из примеров
типовой московской застройки после пожара 1812 года. Его снимала бабушка
Лермонтова, который жил здесь во время учебы в благородном пансионе и Московском университете – с 1829 по 32-й год.
Корреспонденты «Новостей
культуры» оценили
преображение мемориального здания. Новую
экспозицию в Доме-музее Лермонтова расширили. Теперь она рассказывает не только
о юношеских годах, проведенных здесь. В гостиной, где поэт играл за роялем
Мауэра, Баха, пел арию Семирамиды из оперы Россини, впервые можно увидеть
живописные работы. По воспоминаниям домочадцев, рисовать Лермонтов начал
раньше, чем писать. Работы, сделанные на Кавказе: вид Тифлиса, Пятигорска,
перестрелка в горах Дагестана. «У него
всегда были с собой листы бумаги и отточенные карандаши, и он на них делал кучу
набросков, а потом, оказавшись в стационарном месте в Петербурге, допустим, эти
наброски становились картинами, – рассказывает заведующая домом-музеем М. Ю.
Лермонтова Валентина Ленцова. – Один из его приятелей – художник в будущем –
Мелихов вспоминал, что в детстве вместе делали театр: придумывали какие пьесы,
и Лермонтов всегда сам выполнял декорации». Одна из
жемчужин выставки – автопортрет Лермонтова. Он считается самым достоверным
изображением поэта. Его Михаил Юрьевич написал для своей возлюбленной – Варвары
Лопухиной. «Портреты
Лермонтова писали художники знаменитые, не знаменитые, но писали портреты, –
говорит Валентина Ленцова. – У многих из них неплохо, может быть, получалось,
но всегда всем казалось, что-то такое…какой же все-таки Лермонтов был?.. И вот
есть автопортрет. Он написал себя сам. Я думаю, этому автопортрету стоит
верить». Обновленная
экспозиция оснащена и элементами мультимедийных технологий. С помощью
медиа-киоска посетители смогут более подробно ознакомиться с биографией
Лермонтова, увидеть его графические работы и узнать о женщинах, которые
окружали поэта. Главный эксклюзив – это веб-камера. Род
Лермонтовых сегодня – это огромный клан. Только в России тех, кто носит эту
фамилию, две сотни. А сколько еще живет по всему миру – говорит представитель
рода – полный тезка поэта Михаил Юрьевич Лермонтов. «Когда
приезжаешь в Австралию, в совершенно глухую местность, где стоит усадьба, в
которой висят портреты Лермонтова, и его стихи и когда в высокогорном монастыре
в Шотландии, настоятель которой с фамилией Лермонт, находим портреты
Лермонтова, нас это поражает», – говорит президент Ассоциации «Лермонтовское
наследие» Михаил Лермонтов. В одном из
своих дневников Лермонтов записал - «начал марать стихи в 1828 году». Уже к 18
годам – к отъезду из этого дома он создал около двухсот пятидесяти лирических
стихотворений, семнадцать поэм и три драмы. Здесь задумывалось и было начато
одно из центральных произведений Лермонтова – поэма «Демон». Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/111886
БАндеровцы и бЕндеровцы Есть такой
прием в споре: «Ты даже неправильно пишешь слово «бендеровец» (сейчас все споры
идут только по поводу этого вопроса). Бандеровцы — это сторонники Степана
БАндеры, а не Остапа БЕндера. Поэтому ничего ты в этом не понимаешь, а потому
ты не прав». И оппонент смущенно замолкает, не смотря на то, что по сути он
прав. А зря. Обе фамилии происходят от названия приднестровского города
Бендеры. В современном русском языке его название принято писать через «Е». Одесситы
Ильф и Петров, дав своему герою сугубо украинское имя «Остап» и сугубо
еврейско-одесскую фамилию «Бендер», шутили. Эти авторы вообще были склонны к
шутке. Одесса была
не губернским центром, а уездным городом. Город Одесса Херсонской губернии. В
Черте Оседлости евреям можно было селиться в уездных городах без ограничений, а
в губернских — нет. Выходцев из
Румынии (Молдавии, Буковины) в еврейской среде называли «Маланцами». В отличии,
к примеру, от евреев, живущих в Литве и Белоруссии, которых называли
«Литваками». Разница между евреями Украины и маланцами или литваками была как
культуре, так и в диалектах идиша, на котором они говорили. В Одессе
«БЕндерами» было принято называть всех маланцев. Отсюда пошла широко
распространённая в среде одесских евреев фамилия «Бендер». Теперь, в
Российской империи с евреев, которые перешли в православие, снимались все
ограничения, которым подвергались иудеи. Это породило институт «выкрестов» — то
есть евреев, исповедующих православие. Понятно, что принявшие православие евреи
растворялись в среде украинцев (русских, белорусов) в течение 2-3-ох поколений
бесследно. Поэтому Ленин или Менделеев, хотя их дедушки были евреями, но сами
они считали себя русскими и таковыми были на самом деле… …Такого рода
отщепенцы были и среди маланцев. Еврею, принявшему православие, то есть
«выкрестившемуся», меняли его еврейское имя на русское. А так же фамилию, но с
фамилией было не так строго. Поэтому иногда появлялись русские фамилии
образованные из еврейских имен, Нахимов, к примеру. Так вот,
маланцы в таких случаях иногда брали себе фамилию «Бандера», так по-русски
произносилось и произносится сегодня название города «Бендеры». Вроде бы
фамилия уже не еврейская и ее можно брать при крещении, но и… Таким
образом и появились украинцы с фамилией «Бандера». Поэтому те, кто пишет в
блогах «бЕндеровцы» вместо «бАндеровцы» — не особенно ошибаются. По крайней
мере не настолько, чтобы смущаться и не говорить о бАндеровцах все, что они о них
думают. Источник: http://www.inright.ru/news/politics/20140523/id_10314/
История любит документы Прекрасный подарок любителям
старины — увлекательная научно-популярная книга липецкого писателя, краеведа
Сергея Юрова «Город Романов-в-Степи и его округа». Издание рецензировал доктор
исторических наук, профессор Липецкого педагогического университета Леонид
Земцов. Художественный редактор — академик Петровской академии наук и искусств
Ирина Чемякина. Фотографии автора, фотореконструкция Николая Черкасова. Книга
подготовлена к печати издательской группой «Де-факто». В липецкое
краеведение Сергей Юров, автор нескольких историко-приключенческих книг, вошел
стремительно. Между тем он ставит перед собой задачи, осуществление которых в
принципе требует усилий целого коллектива исследователей. Вообще-то историей
города Романова занималось немало историков и краеведов. Однако Юров благодаря
феноменальной работоспособности и подлинному интересу к родному краю сумел
сказать свое слово. Он трудился в архивах Липецкой, Тамбовской областей,
Российском архиве древних актов в Москве. Поиск продолжался не один год,
изучены тысячи страниц рукописных документов. Чтобы представить, что это такое,
достаточно попытаться прочитать хотя бы страницу из рукописи начала XVII века —
со своеобразными сокращениями слов, ошибками, да еще и чернила выцвели... И вот —
результат. В книге излагается история города Романова-в-Степи и его
окрестностей XVI-XVII веков, возникновение села Романова Городища. Повествуется
о набегах кочевников и защитниках южного порубежья, о делах и заботах,
повседневной жизни воевод, подьячих, крестьян, однодворцев, посадских и
служилых людей. Значительный массив фактов впервые стал доступным для
исследователей и просто заинтересованных читателей. Двенадцать очерков дают
развернутую и полнокровную картину былой славы городов, крепости которых
служили надежным щитом от кочевников. Краеведу
удается воспроизвести переживания горожан, когда их город, где работали,
обзаводились семьями, рожали потомство деды и прадеды, потерял свой статус и по
монаршей воле превратился в село. Горько было, обидно. «28 декабря
(1779 г.) «пополудни в пять часов» в Романовскую воеводскую канцелярию прибыл
председатель Тамбовской палаты гражданского суда Василий Петрович Чичерин,
бывший в 1776-77-х гг. воеводой Переяславля Залесского. Он зачитал послание
Воронцова с повелением «ея императорского величества... о уничтожении здешнего
города Романова и канцелярии и о устроении оной в городе Липецке по новому
учреждению мест, которые им там и устроены...». Генерал-аншеф подчеркнул: «А
сей канцелярии что отныне сим званием не именоватца». Заключительная точка была
поставлена в марте 1780 года, когда из бывшей Романовской воеводской канцелярии
в Липецк был выслан сторож Тихон Астафьев с кратким, но убедительным
объяснением: «по ненадобности в нем во оной канцелярии». И начался
великий исход жителей Романова в Липецк. Купцы и мещане — Расторгуевы, Егуповы,
Неверовы, Терпуговы, Ларионовы, Болховитиновы, Хренниковы, Ларины, Фомины,
Котельниковы, Заболоцкие, Комаревы, Свешниковы, Талдыкины, Постоваловы,
Сулимские, Зиновьевы, Дорины, Клюевы, Видонкины, Забазарные — перебрались в
новый уездный центр и на протяжении многих десятилетий занимали ключевые
позиции в государственной, торговой, хозяйственной и общественной жизни города. То есть
корни многих липчан имеют «романовское» происхождение. Автор решил помочь своим
современникам в поиске пращуров, включив в том множество приложений: сведения
из переписных книг, ревизских сказок (переписи населения), исповедальных
ведомостей (причт и прихожане храмов) г. Романова, сёл и слобод Романовского и
Липецкого уездов XVII-XVIII веков. Все это занимает более 260 страниц.
Собранная воедино информация — надежный источник для составления родословных. Уходят в
прошлое времена, когда на труды краеведов смотрели снисходительно, мол, перетирают
дней минувших анекдоты. Совсем еще недавно, к примеру, подвергался жесткой
критике автор многочисленных книг и статей по истории нашего края, журналист и
краевед Н.В. Марков, утверждавший, что прадед А.С. Пушкина был сокольским
воеводой. Но прав оказался он, а не его оппоненты. Сергей Юров впервые приводит
фрагмент документа, где упоминается воевода г. Сокольска капитан Алексей
Федорович Пушкин, участник взятия Очакова и Хотина. Поистине: историческая
правда любит документы... Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/39152.htm
Сэр Артур Конан Дойл. Как
сын алкоголика стал рыцарем ее величества 155 лет
назад, 22 мая 1859 г., в семье одного ирландского алкоголика,
потомка королей Генриха III и Эдуарда III, случилось прибавление. Младенцу
будет суждено стать врачом-офтальмологом, китобоем, организатором горнолыжных
курортов в Давосе, знатоком оккультных наук, виртуозом в игре
на банджо и рыцарем. Крестили новорождённого именем Игнатий. Впоследствии
он предпочтёт называться иначе. Имя Артур было им унаследовано. Второе
имя, архаичное Конан, он взял в честь дяди отца. Фамилия Дойл считалась
одной из самых древних и почтенных в Ирландии и Шотландии.
Теперь она ещё и самая знаменитая. Автор бронежилета Невероятное
дело: чуть ли не самым главным из героев книг серии «Библиотека
для школы и юношества» стал пьяница, наркоман, сомнительный делец
и завзятый курильщик. Кто это? Позвольте! Ведь именно таков «мистер Черлок
Гольмц», как называли «ведущего британского сыщика» в отечественных
дореволюционных переводах. Трубки изо рта не выпускает, регулярно
упарывается морфием и кокаином, а уж виски, портвейн
и шерри-бренди проскальзывают даже в стерильных советских
экранизациях. Кто-нибудь
помнит сэра Найджела Лоринга? Или персонажа с более чем странным именем
Михей Кларк? Вряд ли. А вот Шерлок Холмс с нами всегда. Даже
в пионерских лагерях. Андрей Макаревич в своих воспоминаниях
писал: «Чаще всего в "страшных историях" перед сном рассказывали
о приключениях человека по имени Шерлохомц». Между тем,
если верить «серьёзным» критикам, мы должны помнить именно Найджела
Лоринга. Потому что произведение «Белый отряд», главным героем которого
является как раз-таки данный сэр, когда-то называли «лучшим историческим
романом Англии, превосходящим даже "Айвенго"Вальтера Скотта». Михея Кларка
не вспоминают вовсе. И совершенно зря. Этот персонаж достоин доброго
слова хотя бы по той причине, что Конан Дойл в романе о его
приключениях всячески воспевал «лёгкий нагрудный пуленепробиваемый доспех». Во время
Первой мировой писатель вспомнит об этой идее и станет продавливать
её в прессе. Результат — бронежилет, спасший немало жизней уже
в наше время. — Я автор
не только Шерлока Холмса, — возмущённо заявил сэр Артур Конан Дойл
при встрече с тогда ещё безвестным русским писателем Корнеем Чуковским в 1916 г. — Да-да,
разумеется, — ответил наш классик. — Мы помним и профессора
Челленджера из «Затерянного мира», и бригадира Жерара. Но только
Шерлок Холмс стал героем для наших детей! И, как будто
в отместку за отповедь, Чуковский позже пригвоздил Дойла: — Он не был
великим писателем... Школьный Мориарти Может,
и не был. Однако имя Шерлок осталось несмываемым на скрижалях
истории. И узнаваемым. А в жизнеописаниях автора Холмса теперь
бережно сохраняют любые мелочи. И то, что в колледже самым нелюбимым
предметом у маленького Артура была математика — вечные колы.
И то, что в этом самом колледже его страшно доставали итальянские
иммигранты, братья Мориарти. Отличный урок тем, кто устраивает из учёбы
каторгу. А также тем, кто травит своих товарищей. Потому что именно так
и появился на свет «гений преступного мира, профессор математики
Мориарти». До появления Гитлера он был образцом
«жесточайшего злодея» всех времён и народов. Считается,
что биография писателя — его книги. В случае сэра Игната это
не совсем так. Много ли литераторов добровольно отправлялись
на фронт? А Конан Дойл в самом начале Англо-бурской войны,
будучи уже сорокалетним писателем с мировым именем, просится
на передовую. И не куда-нибудь, а в Южную Африку. Ему
отказывают. И тогда он за свой счёт отправляется в самое
пекло. И на свои же гонорары, в том числе
и от надоевшего, ненавистного ему «мистера Холмса», организует
образцовый полевой госпиталь. Между прочим, именно за эти военные труды, а вовсе
не за литературу, Артур Конан Дойл получает рыцарское звание
и орден Британской империи. Вернувшись
с войны, сэр Дойл остаётся притчей во языцех. Шутка ли —
разменяв пятый десяток, быть сильнейшим боксёром-любителем Британской империи?
И при этом ещё осваивать гоночные автомобили? И вычерчивать схемы
аэропланов? И выдвинуть предложение о строительстве туннеля под
Ла-Маншем? Тогда его
увлечения казались фантастикой. Но вспомним. Туннель под Ла-Маншем
всё-таки построен. Пусть не по проекту Конан Дойла, но построен.
На самолётах с фантастическим стреловидным крылом мы сейчас
запросто летаем в отпуск. А ведь ещё на заре авиации такую форму
крыла предложил именно он. А ещё
остаётся гениальный сыщик-наркоман, который никогда не произносил фразу
«Ну это же элементарно, Ватсон!» Этим выражением мы обязаны актёру Василию Ливанову, которого тоже можно именовать «сэр». Кстати,
вполне официально — всех, кто удостоился ордена Британской империи, только
так называть и полагается. А русский Холмс да и русский
Ватсон в исполнении Виталия Соломина признаны лучшими в Европе.
Не во всей, правда, Европе, а только лишь на континенте.
Ну что ж. Англичане традиционно не признают водяных смесителей,
правостороннего движения и прочих премудростей. Не очень-то они признают
и реальные подвиги одного из самых своих прославленных сыновей. Будем
помнить хотя бы мы. Источник:
http://www.aif.ru/culture/person/1172188
О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||