← Март 2014 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Георгий Вилинбахов: Поверьте, это будет очень красивый, разнообразный музей! О том, каким будет Музей геральдики, который Эрмитаж планирует создать в Бирже, корреспонденту «ВП» Зинаиде Арсеньевой рассказал Георгий Вилинбахов, заместитель директора ГЭ по научной работе и председатель Геральдического совета при президенте РФ Молодежные «фенечки» и «мулечки» тоже имеют отношение к геральдике — Георгий Вадимович, расскажите, пожалуйста, о концепции будущего Музея гвардии и геральдики... — Я бы здесь говорил не о Музее гвардии и геральдики. Первоначальная идея, которая была представлена несколько лет назад еще Валентине Матвиенко и ею одобрена, заключается в создании именно Музея геральдики. Причем геральдика в данном случае понимается в широком смысле слова. То есть не как явление чисто европейское, связанное со Средними веками, рыцарями, дворянством, а как символический язык — тот язык знаков, который существовал на протяжении тысячелетий во всех историко-культурных регионах и выражается не только в таких высоких понятиях, как Государственный герб, Государственный флаг, государственная символика, но и в совершенно бытовых вещах, например в знаках, отличающих молодежные организации, всевозможных «фенечках», «мулечках», служащих для обозначения различия своих и чужих. Как нам представляется, в здании Биржи может быть развернут очень интересный музей истории таких знаковых систем. Но конечно, прежде всего новый музей должен рассказывать об истории российской геральдики. Это важно, потому что мы, несмотря на большое количество информации, подчас встречаемся с тем, что знания в этой области достаточно ограниченные. Мы покажем в Бирже государственные награды России, развернув в полной мере наш Музей наград, который существует. Мы расскажем о территориальной геральдике России, о гербах как старых, так и современных. О ведомственной, спортивной, молодежной геральдике, об отечественных знаках различия… Там будет разнообразие материала очень большое. И это будет не просто выставка символов и знаков, запечатленных на картинках и фотографиях. Наш рассказ будет строиться на подлинных вещах: знаменах, флагах, форменном костюме, предметах декоративно-прикладного искусства с изображением гербов — фарфоре, стекле, серебре, мебели, каретах. Поверьте, это будет очень красивый, разнообразный музей! Мы предполагаем, что там должна быть большая активная часть, связанная с образовательными программами для детей, молодежи — с базами данных в поисковых системах, с помощью которых можно определить те или иные знаки, гербы и так далее… Ну и конечно, само по себе здание Биржи, прежде всего центральный зал, безусловно, настраивает на торжественный лад. Даже сейчас, когда там нет ничего, он выглядит очень торжественно. Понятно, что грешно было бы превращать такое великолепное пространство просто в один из экспозиционных залов, заставлять витринами. Тем более что экспозиционных площадей в Бирже хватает. Мы хотели бы сохранить торжественный характер этого зала и даже подчеркнуть его. На стенах там будут висеть большие батальные картины, рассказывающие о различных событиях русской военной истории XVIII — XIX веков, знамена, флаги. А в витринах разместятся форменный костюм и другие экспонаты, которые будут вводить посетителя в эту тему. Этот зал можно будет использовать и как экспозиционный, и для проведения различных церемоний и торжеств. Там можно вручать государственные награды, проводить церемонии, связанные с различными государственными праздниками — Днем России, Днем флага, Днем Конституции… И чисто военные церемонии, например принятие присяги, присвоение воинского звания. В экспозиции же и в мультимедийных программах мы будем рассказывать о формировании различных церемоний, протоколах и одновременно об их геральдическом обеспечении. — Все, что вы рассказываете, позволяет предположить, что музей будет действительно грандиозным. Но ведь предстоит огромная работа, которая, вероятно, затянется на много лет? — Работа, конечно, потребует времени. Но должен сказать, что в Эрмитаже есть опыт создания Музея геральдики и Музея наград в Константиновском дворце, а также Музея гвардии Главного штаба. Кроме того, мы не раз организовывали в Эрмитаже большие геральдические выставки: к 300-летию Российского флага, 500-летию Государственного герба… Были у нас и выставки, рассказывающие о геральдике на фарфоре, в книгах. А сейчас проходит большая геральдическая выставка из Эрмитажа в Юсуповском дворце. Все это нам позволяет чувствовать себя более-менее уверенно. То есть мы не ступаем на какую-то неизведанную почву. «Мы предложили выставить часть своих экспонатов и Военно-морскому музею» — В новом музее будут представлены только экспонаты из эрмитажных коллекций? — Мы предполагаем, что сможем пригласить и другие музеи принять участие в создании экспозиции. Я не имею в виду, что мы будем просить музеи предоставить нам какие-либо экспонаты. Но мы могли бы предоставить тем музеям, которые обратятся к нам с таким предложением, зал для создания экспозиции. Например, Музею политической истории России, который мог бы разместить в Бирже экспонаты, посвященные геральдике и революции. Или Военно-морскому музею, который, может быть, захочет сделать зал, связанный с российской морской геральдикой. — Я как раз хотела спросить вас о Военно-морском музее. В СМИ и в социальных сетях много пишут о том, что сейчас в Крюковых казармах, куда переехал музей, демонстрируется лишь очень малая часть его коллекции. Это печально… — Ну знаете, это вообще любимая тема для обсуждения журналистами: писать о том, что музеи показывают лишь малую часть своих коллекций, — и это печально. Я бы хотел, если б была возможность, провести такой эксперимент: сделать так, чтобы какой-нибудь музей выставил все свои экспонаты, а потом собрать журналистов, которые подобное пишут, и заставить их осмотреть все эти экспонаты! Скажем, в Эрмитаже — миллион монет, так пусть бы осмотрели все, чтобы понять, о чем они говорят. Если же говорить серьезно, то — да, естественно, Военно-морской музей еще не развернул свои экспозиции в новом помещении в полном объеме. Не все залы пока открыты, работа над формированием экспозиций далека от завершения. Но это нормальная работа. Создавая новые экспозиции в новом помещении, нельзя торопиться, делать все с бухты-барахты. Вопрос о том, нужен ли был переезд, мы не будем обсуждать, потому что поезд уже ушел. Но в сложившихся обстоятельствах понятно, что они не могут выставлять все в старых витринах. Им нужно понять, какое музейное оборудование надо заказывать. А ведь существуют все эти законы о закупке, которые ни одна бюджетная организация, какой является и музей, не может перепрыгнуть. Это значит, что надо разрабатывать проект, объявлять конкурс, ждать его завершения. Нельзя просто выбрать понравившуюся витрину и сказать: «Заверните и привезите!» Это не делается по мановению волшебной палочки. Галерея 1812 года не пострадает — Чтобы уж окончательно развеять слухи, которые разносятся в Интернете, не могу не спросить: останется ли в Зимнем дворце знаменитая Галерея 1812 года? Сейчас много пишут о том, что в Бирже будут выставлены в большом количестве портреты военных, знаменитых полководцев, императоров, великих князей… — Кто это пишет? Я ведь в первый раз даю интервью по поводу Биржи! Такие вопросы даже меня застают врасплох. Дело в том, что, конечно, мы будем выставлять в новом музее портреты. Потому что очень важно показать, какие мундиры существовали в Российской империи, какие награды, как их носили. Но хранящиеся в Эрмитаже портреты военных не ограничиваются теми портретами, которые находятся в Военной галерее Зимнего дворца! Перенести ее в Биржу — это все равно что перенести Александровскую колонну на Стрелку Васильевского острова и поставить ее рядом с Ростральными. Она ведь тоже — памятник, установленный в честь победы России над Наполеоном. «Геральдический язык — наше достояние» — Георгий Вадимович, 20 февраля исполнилось 22 года с момента создания Государственной геральдической службы, которую вы бессменно возглавляете все эти годы. Могли бы подвести какие-то итоги, сказать, что сделано за эти годы, выделив самое важное? — С моей точки зрения, самое важное — то, что за прошедшие годы люди узнали о геральдике. Вначале это слово коверкали кто как мог, включая ваших коллег. Сейчас это, увы, тоже бывает, но реже. Но не в этом дело. Было много публикаций, встреч, разговоров, благодаря чему многие узнали о том, что существует такой язык, как геральдический, — язык знаков, который, кстати, появился даже раньше, чем письменность. Потому что людям нужно было сохранять информацию, передавать ее в какой-то иной форме, кроме вербальной. И как нужно думать и заботиться о сохранении русского языка, на котором мы говорим и пишем, так же необходимо заботиться о сохранении русского геральдического языка — как о нашем достоянии, существовавшем на протяжении столетий. Второе, что я бы отметил как один из предварительных итогов работы Геральдической службы, — то, что Россия спокойно, твердо и уверенно обрела свои государственные символы, герб и флаг, которые вошли в международное сообщество государственных геральдических символов, сохраняющих связь с нашей историей. В России создана система государственных наград, государственных символов, очень активно идет работа по формированию территориальной геральдики (это и система геральдических знаков, флагов субъектов Федерации, муниципальных образований). Так что, на мой взгляд, задачи, которые ставились перед Геральдической службой 22 года назад, в общем решены. Хотя работы еще хватает! Реконструкция европы Вена — излюбленное место проведения всевозможных международных конгрессов. Зайдите в каталог Британской библиотеки или Библиотеки Конгресса США, наберите фразу "Венский конгресс", и вам будет представлен внушительный список важнейших и серьезнейших мировых конференций, проведенных в столице Австрии. Международный метеорологический конгресс, конгрессы по энцефалографии, клинической нейрофизиологии, гепатиту Б, прикладной химии, генеалогии и геральдике, проблемам лечения варикоза, дерматологии, не говоря уж о конгрессах филателистов, членов Европейской региональной научной ассоциации и Конгрессе биохимических проблем липидов. При этом статей и книг о самом главном конгрессе, состоявшемся в Вене, который так просто и вошел в историю под названием "Венский конгресс", подозрительно мало. Возможно, потому, что для любого нормального человека сама мысль упаковать всю информацию о едва ли не самом грандиозном событии современности, у которого и аналогов-то нет, кажется несколько самонадеянной. Генри Киссинджер называл Венский конгресс, 200-летие которого отмечается в этом году, едва ли не самой успешной мирной конференцией в истории человечества, благодаря которой Европа не знала крупных войн 100 лет. Современники называли конгресс "танцующим". На балах и приемах тысячи делегатов проводили куда больше времени, чем в залах заседаний. Специалисты же называют конгресс главным событием, совершенно изменившим ход мировой истории. Все дальнейшее развитие человечества — от колониальных захватов и мировых войн до создания и триумфа новых идеологий — так или иначе связано с конгрессом. Что же до самой Европы, то даже две мировые войны не внесли каких-либо принципиальных изменений на континенте. Фактически система, придуманная в Вене в 1814-1815 годах, продержалась до конца XX века. Переговорам в Вене в 1814 году предшествовали драматические события. Закончилась, причем совершенно внезапно и неожиданно, война Франции с остальным миром. Это сейчас, спустя столетия, бегство Наполеона из России в декабре 1812 года кажется очевидным началом конца наполеоновской империи. В то время поражение Великой армии в России и внезапное возвращение Наполеона в Париж вовсе не представлялось таким уж эпохальным. А главное, с точки зрения французов, да и всех прочих (кроме, возможно, Александра I), в Европе ничего не изменилось. Наполеон оставался безусловным хозяином Европы. Французская империя и основанные ею марионеточные государства включали в себя территории нынешних Бельгии и Голландии, Пьемонт, Лигурию, Тоскану, Папскую область (то есть большую часть современной Италии), Швейцарию, современную Хорватию и Словению, часть Испании. Множество мелких германских государств были объединены в Рейнский союз, подчинявшийся Франции. В таком же подчиненном положении находились герцогство Варшавское, Неаполитанское королевство. Что же до Австрии и Пруссии, то формально они оставались союзниками Наполеона (напомним, что австрийский император был тестем Наполеона и дедом наследника французского императорского престола). Фактически за пределами наполеоновской империи кроме России и Британии была лишь Швеция. В свое время император буквально навязал Швеции маршала Франции и своего преданного друга Жан-Батиста Бернадотта в качестве наследника шведского престола. Однако, когда перед войной с Россией Наполеон попросил, чтобы Бернадотт (тот самый, который, став королем, жутко стыдился своей татуировки "Смерть тиранам!") выступил на стороне Франции в войне с Россией, тот, бывший к тому времени уже фактическим регентом Швеции, ответил отказом. "Эта война не соответствует интересам Швеции",— заметил он. Наполеон по поводу поражения в России говорил: "Мои потери значительны, но враг никак не может записать это на свой счет". Примерно так же думали и во всей остальной Европе. По дороге в Париж Наполеон сделал несколько остановок, чтобы заручиться поддержкой императора Пруссии, Австрии и Саксонии. Поддержка была получена. "Наш союз с Францией настолько важен для нас, что если бы вы завтра решили разорвать его, то уже послезавтра мы бы предложили вам его восстановить на тех же условиях",— говорил министр иностранных дел Австрии князь Меттерних, тот самый, который через год будет одним из главных противников Наполеона. Империя Наполеона, однако, оказалась карточным домиком: все ее вассалы и союзники начали предавать ее один за другим, как только выяснилось, что русский император не намерен останавливаться на границе и готов дойти до Парижа. Осенью 1813 года произошла знаменитая Битва народов при Лейпциге, после которой дни наполеоновской империи были сочтены. 11 апреля 1814 года Наполеон отрекся от престола, а в мае был подписан Парижский договор, решивший судьбу Франции и ставший прологом к Венскому конгрессу. Наполеон был отправлен в ссылку на остров Эльба, в Париже воцарился Людовик XVIII. Франция вернулась к границам на 1 января 1792 года. Это было самой легкой задачей. Для решения куда более важной — установления нового порядка в Европе, который не допустил бы новой войны на континенте,— нужно было совершенно перекроить европейские границы. В конгрессе участвовали представители 200 европейских государств и августейших домов, однако, конечно, основными игроками были пять стран, представители которых прибыли в Вену для того, чтобы решить, какие государства и в каких границах останутся в Европе, а каким государствам места на карте Европы нет. Британию представлял министр иностранных дел Роберт Стюарт, виконт Каслри, позже — победитель Наполеона и один из самых блестящих британских военачальников и политиков герцог Веллингтон, Пруссию — князь Карл Август фон Гарденберг, хотя реальным руководителем делегации был сам король Фридрих-Вильгельм III, который годом ранее прославился своим воззванием к прусскому народу с призывом к войне с Наполеоном. Российскую делегацию возглавлял безусловный фаворит Европы император Александр I, французскую — блестящий политик и дипломат Шарль Морис де Талейран-Перигор, который верой и правдой служил сначала революции, потом Наполеону, а теперь — новому королю Людовику XVI. Наполеон презирал Талейрана, Людовик ненавидел его, однако ни один из них не мог без него обойтись. "У этого человека столько пороков, что не влюбиться в него просто невозможно",— говорили о Талейране в Париже. Наконец, Австрию представляли тесть Наполеона, император Франц II, последний император Священной Римской империи, и его министр иностранных дел Клеменс Венцель князь фон Меттерних, тот самый, который так убедительно говорил Наполеону о необходимости франко-австрийского альянса. Поначалу четыре страны-победительницы вовсе не горели желанием увидеть Францию в качестве полноправной участницы переговоров. Талейран буквально вырвал приглашение в Вену, но, прибыв туда, сумел сделать себя совершенно незаменимым для остальных держав. Достаточно сказать, что именно ему в итоге удалось достичь компромисса по так называемому польско-саксонскому вопросу. Россия и Пруссия мечтали получить в качестве награды за участие в свержении Наполеона новые земли. Россия — всю Польшу, Пруссия — всю Саксонию, королевство, выступавшее в качестве союзника Наполеона. Британия и Австрия опасались усиления России и Пруссии и выступали за сохранение Польши и Саксонии. Обе стороны конфликта и думать не желали о компромиссе. Талейран предложил свои услуги англичанам и австрийцам. Был заключен секретный договор, в соответствии с которым Британия, Австрия и Франция обязывались объявить войну России и Пруссии в случае, если те аннексируют желаемые ими земли. После чего Талейран рассказал об этом тайном соглашении Александру I. В итоге русские, а затем и пруссаки были вынуждены согласиться на компромиссное решение. Царь Александр получил в свое распоряжение лишь часть придуманного Наполеоном герцогства Варшавского, которое стало называться Царством Польским. Однако правил он этой территорией как отдельным государством, а его фактическое вхождение в Российскую империю началось лишь после польского восстания. Кроме того, Александр отказался от притязаний на Краков и Галицию, Данциг и Познань. В свою очередь, Пруссия получила лишь 40% Саксонии (она вошла в Пруссию под названием Саксонская провинция), в то время как остальная часть осталась под управлением саксонского короля. Конгресс, учитывая сложность обсуждаемых вопросов, длился (или, как говорили остряки, намекая на непрекращающиеся балы, танцевал) больше года. И даже был прерван драматическим бегством Наполеона с острова Эльба и триумфальным возвращением в Париж. Великим державам, число которых снова автоматически сократилось до четырех, пришлось на время отвлечься и от переговоров, и от балов. Полноценные переговоры возобновились лишь после окончательного поражения Наполеона в битве при Ватерлоо и возвращения Людовика XVI в Париж. При этом дипломатам в Вене пришлось в некоторых случаях начинать работу заново. Так, например, в начале работы конгресса его участники вполне были склонны сохранить Неаполитанское королевство за зятем и приверженцем Наполеона Иоахимом Мюратом. Однако после возвращения Наполеона в Париж Мюрат выступил в его поддержку. Конгресс ответил передачей трона в Неаполе королю Фердинанду IV. Пытавшийся вернуть себе корону Мюрат был арестован, отдан под суд за измену и расстрелян в 1815 году. Полный список территориальных изменений в Европе был огромен, и все они работали на одну цель — создание в Европе такого баланса сил, при котором войны в регионе были бы невозможны. Задача казалась невыполнимой, однако, за исключением скоротечной франко-прусской войны 1870-1871 годов, войн в Европе не было 100 лет. Баланс был достигнут за счет ограничения территориальных притязаний крупных держав и, наоборот, усиления держав второстепенных. Ровно для этого было сохранено и Саксонское королевство, и созданное с согласия Наполеона Баварское королевство (солдаты которого, кстати, воевали вместе с Великой армией в России). Более того, Баварии передали некоторые другие земли, которые ей до того не принадлежали. И, естественно, оставили у власти короля Максимилиана I, в мире известного скорее тем, что, еще будучи вполне себе лояльным союзником Наполеона, придумал праздник Октоберфест. Венский конгресс фактически сохранил и изобретенный Наполеоном Рейнский союз. Делегаты конгресса сочли это изобретение бывшего французского императора вполне рациональным. Оно появилось на месте распущенной Священной Римской империи в 1806 году и сократило число германских независимых княжеств с нескольких сотен до нескольких десятков. Объединение считалось преданным союзником Наполеона, но в 1813 году перешло на сторону антифранцузской коалиции. По решению Венского конгресса оно стало называться Германским союзом и выполнять роль буфера между двумя главными германскими государствами — Пруссией и Австрией. Этот союз перестанет существовать лишь в конце XIX века, когда Пруссия начнет объединение Германии и тем самым нарушит систему сдержек и противовесов, установленных Венским конгрессом. Особой заслугой конгресса стало утверждение Швейцарии в качестве независимого и нейтрального государства. Прежде чем в Швейцарии научились делать часы и шоколад, главной статьей экспорта этого государства были наемники, принимавшие участие едва ли не во всех более или менее значимых конфликтах в Европе. Швейцария, естественно, была захвачена Наполеоном, который провозгласил Гельветическую республику. Конгресс восстановил независимость Швейцарии, расширил ее границы и провозгласил ее вечный нейтралитет. Тем самым европейским государствам запрещалось принимать на службу швейцарских наемников. Исключение составила лишь Папская область, документов конгресса не подписавшая и не связанная ими. Даже сейчас, когда Папская область съежилась до размеров Ватикана, римского понтифика продолжает охранять наемная швейцарская гвардия. Разумеется, не всем небольшим государствам так везло. Прибывшие в Вену представители Наияснейшей Генуэзской Республики (она была восстановлена сразу после освобождения от Наполеона в 1814 году) покинули конгресс уже в качестве подданных сардинского короля. Та же самая участь постигла и представителей Княжества Монако, которое оставалось под управлением короля Сардинии до 1860 года). Еще одна Наияснейшая Республика — Венецианская, надеявшаяся на восстановление после падения Наполеона, независимости не получила и была передана Австрии. Внушительный успех конгресса позволил высоким сторонам проигнорировать факт невыполнения одного из условий соглашений, которое остается невыполненным до сих пор. Пункт 105 Заключительного акта предусматривал возвращение Португалии городка Оливенса на границе с Испанией, который испанцы захватили во время войны. Испания отказалась выполнить это требование и в течение двух лет не ратифицировала Заключительный акт. Но даже когда ратификация состоялась, не стала возвращать город. Все усилия европейских держав по расширению своего влияния конгресс направил на территории, находящиеся далеко от Европы. Именно под влиянием Венского конгресса началась экспансия европейских государств в Азию и Африку. Англия и Франция, вечные соперники, теперь могли совершенно безопасно для прочих европейских государств состязаться, выстраивая свои колониальные империи. "Реконструкция Европы на Венском конгрессе остается, пожалуй, самым значительным эпизодом современной истории. Она на сто лет вперед определила идеологию целого континента, основанную на интересах четырех великих держав. Она совершенно изменила сами принципы ведения дел в международных отношениях. Последствия конгресса, прямые и косвенные, включают в себя все, что происходило в Европе с тех пор, в том числе и агрессивный национализм, и большевизм, и фашизм, и две мировые войны, и, наконец, создание Европейского союза" — это мнение одного из ведущих экспертов по европейской истории времен наполеоновских войн, американского историка Адама Замойского. Это мнение никто из его коллег оспаривать не собирается. Николай Зубов Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2428518 Гений отчаяния 175 лет назад родился Модест Мусоргский Талант попадает в цель, которую видят все, гений – в цель, которую видит он один. Это раздражает и озлобляет современников, но восхищает потомков. Всё вышесказанное абсолютно применимо к Модесту Петровичу Мусоргскому – русскому композитору, на десятилетия опередившему своё время. Пожалуй, только Бах опережает его по степени «музыкальной проскопии», но он – особый случай, в его полифонических звукосочетаниях вообще закодирована, по сути, вся музыка человечества. Но это – тема особого разговора, поэтому вернёмся к Мусоргскому. На самом деле его настоящая фамилия – Мусирский, так он записан в метрической книге. Однако ещё в молодости озорник Модест поменял фамилию на более благозвучную, оправдывая это родством с прямым потомком Рюриков по прозвищу Мусорга (по-гречески – «музыкант»). Неизвестно, насколько это соответствует действительности, но то, что мать композитора находилась в родстве с фельдмаршалом Кутузовым, – это точно. Вообще же следует отметить, что жизнь и творчество Мусоргского изобилуют удивительными мистическими событиями и совпадениями. Начиналось это ещё до его рождения – его старший брат, названный Алексеем, умер во младенчестве. Второго снова назвали Алексеем, и он тоже умер. Тогда третьего назвали Филаретом, а дома звали Евгением – и он благополучно пережил своего младшего – Модеста. С детства маленький Модя проявлял явную музыкальную одарённость – легко обучился игре на фортепиано под руководством матери и достиг в этом немалых успехов – в 9 лет играл перед гостями непростой концерт Фильда. Но дворянским детям, при всей любви родителей к музыке, не пристало заниматься какой-либо службой, кроме военной, и братьев Мусирских определяют в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров – ту самую, в которой в своё время учился Лермонтов. Но с музыкой Модест не расстаётся – с ним с удовольствием занимается Антон Августович Герке – блестящий пианист, ученик Фильда, Мошелеса и Фердинанда Риса. И вновь мистическая связь – Рис пять лет брал уроки у Бетховена, поэтому Мусоргского отчасти можно считать учеником Бетховенской школы. Мальчика раздражали придирки учителя, но только до тех пор, пока он не услышал, как играет Герке, – с тех пор его авторитет стал непререкаем. Любопытна следующая история. Перед поступлением в юнкерскую школу Модест сочинил польку, которую решили издать и подарить дочери начальника школы – Студгофа. Герке попросили помочь в издании, он согласился, а заодно решил подредактировать сочинение. Когда же полька, получившая название «Подпрапорщик», вышла в издательстве Бернарда, юный автор не узнал своё детище – осталась только мелодия, да и та «приглаженная и облагороженная», со множеством модуляций и украшений. И вроде всё было правильно, но композитор чувствовал – что-то пропало. Пропал дух лёгкой неуклюжести, искренности, придававшей ей такое очарование, когда Модест играл её сам. И что удивительно, отец сказал ему – «а мне, когда ты без нот играл, – больше нравилось». С тех пор так и пошло у Мусоргского – его постоянно, часто из лучших побуждений редактировали и облагораживали, иногда теряя то главное, что было так дорого композитору. Но Мусорянин, так называл его Стасов, как правило, не спорил, часто соглашаясь на переделки. Отчасти этому могла способствовать его неуверенность в себе – ведь, строго говоря, Мусоргский был музыкантом-любителем. Дело в том, что в то время в России теоретические музыкальные дисциплины изучать было негде (первая консерватория откроется только в 1862 году). Выкручивались, как могли. Кто-то, как Глинка, ехал учиться за границу. А кто-то, как Балакирев, изучал музыкальную литературу прошлого и настоящего, анализируя проигранное и услышанное. Благодаря исключительному таланту из анализа самостоятельно выводились законы гармонии, контрапункта, оркестровки. Именно так занимался Балакирев с Мусоргским. Последний благодаря блестящей пианистической технике (его нередко сравнивали с Рубинштейном) и прекрасной читке с листа был не только способным учеником, но и незаменимым партнёром во всех музыкальных начинаниях. Однако титанически мощная индивидуальность и собственное понимание музыкальных задач уводили Мусоргского всё дальше от общепринятых эстетических норм. Так, например, его перу принадлежит опера «Женитьба», где впервые музыка писалась прямо на прозаический текст. Это было расценено, в том числе и самим автором, как забавный творческий эксперимент, не более. А через много десятилетий это станет основной формой оперной музыки – опера-речитатив. Или его новации в области острых гармонических сопоставлений – не зря импрессионисты считают своим предтечей больше Мусоргского, чем Римского-Корсакова. Ну и, наконец, его удивительное умение отразить в мелодии, в интонации особенности разговорной речи и характера не только взрослых, но и детей, что гораздо труднее. Неслучайно у старика Листа дрожали пальцы от волнения, когда он проигрывал цикл «Детская». Потрясённый маэстро посвятил Мусоргскому фортепианную миниатюру. Однако даже у единомышленников композитор находит всё меньше понимания – растут раздражение и отчуждённость: Модест Петрович становится «гадким утёнком» среди балакиревцев. Ещё один странный и мистический факт – незадолго до смерти Репин пишет портрет композитора. Как выяснилось позже, многие, кто позировал Репину, вскоре умирали – Писемский, Пирогов, Тютчев и многие другие. Мусоргский не оказался исключением. Сегодня, по истечении многих десятилетий, становится ясен масштаб гениальности великого сына России. На протяжении этого времени его идеи вдохновляли не одно поколение музыкантов. Его цикл «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля стал отдельным произведением – шедевром мировой музыки. А Кейт Эммерсон вошёл в историю рока благодаря своему переложению того же материала. И только у России, как всегда, свой, особый путь. На одном краю Гергиев, устраивающий концерты всех произведений Мусоргского, на другом чиновники – на месте захоронения композитора сейчас автобусная остановка. Источник: http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=32039 Рождённая революцией. 185 лет истории французской гильотины «Временное орудие гуманной казни» просуществовало во Франции 185 лет, лишив жизни короля с королевой, революционеров, основателя современной химии, а также тысячи мнимых и настоящих преступников. Представления о гуманизме в разные эпохи развития человеческой цивилизации различались весьма серьёзно. Сейчас довольно трудно представить, но такая «машина смерти» как гильотина появилась на свет из самых гуманных соображений. Гуманный доктор Гильотен «Отцом» гильотины принято считать французского доктора Жозефа Гильотена. Собственно, по его имени и была названа новая система умерщвления. Между тем, профессор анатомии и депутат революционного Учредительного собрания доктор Гильотен к гильотине имеет лишь косвенное отношение. Жозеф Гильотен, член созданной в годы Великой Французской революции Конституционной ассамблеи, был противником смертной казни. Однако он полагал, что в эпоху революционных изменений совсем отказаться от её применения невозможно. Именно поэтому доктор Гильотен выдвинул идею: если смертная казнь пока существует, пусть она хотя бы будет быстрой и одинаковой для всех слоёв населения. К концу XVIII века в Европе существовал довольно богатый выбор способов умерщвления преступников. К представителям высших слоёв общества применялось отсечение головы мечом или топором, к неродовитым преступникам – четвертование, колесование или повешение. К прогневавшим духовные власти применялась «казнь без пролития крови», то есть аутодафе – сожжение живьём. Считалось, что самым гуманным из данных методов является отсечение головы. Но и тут все зависело от мастерства палача. Отрубить голову человеку одним ударом не так-то просто, поэтому палачи высокого класса ценились на вес золота. Если же некий дворянин умудрялся сильно разозлить монарха, на эшафоте вместо профессионального палача мог появиться обыкновенный солдат, либо другой неподготовленный человек, в результате чего последние минуты жизни опального вельможи превращались в настоящий ад. Жозеф Гильотен посчитал, что наиболее гуманным по отношению к приговоренным к смерти способом казни является отсечение головы, поэтому предложил создать механизм, который будет лишать людей головы и жизни быстро и безболезненно. Идёшь в поход? Возьми гильотину! Национальное собрание Франции поручило разработку такой машины известному своими трудами по хирургии доктору Антуану Луи. Доктор Луи создал наброски чертежей машины, а воплощение их в жизнь легло на плечи немецкого механика Тобиаса Шмидта, которому помогал знаменитый парижский палач Шарль Анри Сансон. Главной деталью гильотины являлся тяжёлый косой нож, который по направляющим с высоты 2-3 метров падал на зафиксированную специальным устройством шею приговоренного. Тело жертвы фиксировалось на специальной скамье, после чего палач нажимал рычажок, и падающий нож ставил точку в жизни преступника. Новая машина была утверждена Национальной Ассамблеей Франции как орудие казни 20 марта 1792 года. Первая казнь с применением гильотины состоялась в Париже 25 апреля 1792 года, когда за свои преступления головой заплатил убийца Жан Николя Пелитье. Зрителей, собравшихся посмотреть на новое зрелище, оно разочаровало своей скоротечностью. Однако начавшаяся затем эпоха революционного террора щедро компенсировала скоротечность количеством казней. На пике революционной борьбы казнили до 60 человек в день. А революционная армия Франции, отправляясь в поход для усмирения мятежников, везла с собой походные гильотины. «Машина смерти» покоряет Европу На рубеже XVIII – XIX веков ученые полагали, что отрубленная голова живёт ещё от пяти до десяти секунд. Поэтому палач брал отсечённую голову и демонстрировал её толпе, чтобы казнённый успел увидеть потешающуюся над ним публику. Среди тех, кто закончил свою жизнь на гильотине, оказались король Франции Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта, деятели Французской революции Дантон, Робеспьер и Демулен, и даже основатель современной химии Антуан Лавуазье. Вопреки легенде, сам инициатор создания гильотины Жозеф Гильотен не был гильотинирован, а умер своей смертью в 1814 году. Его родственники долгое время пытались добиться переименования гильотины, однако потерпели неудачу, после чего предпочли сменить фамилию. До середины XIX века в Европе гильотина использовалась мало, поскольку её связывали с французским «революционным террором». Затем, однако, во многих странах решили, что гильотина – это дёшево, надёжно и практично. Особенно активно гильотину использовали в Германии. Во времена правления Гитлера с её помощью были казнены около 40 тысяч участников Сопротивления. Объяснялось это просто –поскольку бойцы Сопротивления не являлись солдатами регулярной армии, их вместо расстрела подвергали «неблагородной» казни как уголовных преступников. Любопытно, что гильотина как средство казни использовалась в послевоенной Германии как в ФРГ, так и в ГДР, причём на Западе от неё отказались в 1949 году, а на Востоке – лишь в 1966-м. Но, конечно, наиболее «трепетное» отношение к гильотине сохранялось во Франции, где порядок казни на ней не менялся с момента окончания эпохи «революционного террора» до полной отмены смертной казни. Казнь по расписанию Подготовка к казни начиналась в 2:30 ночи. В течение часа палач и его помощники приводили механизм в рабочее состояние, проводили его проверку. На это отводился час времени. В 3:30 директор тюрьмы, адвокат, врач и другие официальные лица отправлялись в камеру к приговорённому. Если тот спал, директор тюрьмы будил его и провозглашал: – Ваше прошение о помиловании отклонено, вставайте, готовьтесь к смерти! После этого приговорённому позволяли отправить естественные надобности, вручали специально приготовленные рубашку и пиджак. Далее в сопровождении двух полицейских его переводили в комнату, где он мог написать прощальную записку родным или любым другим лицам. Затем приговорённый получал несколько минут на общение со священником. Как только тот завершал обряд, полицейские передавали приговорённого в руки помощников палача. Те быстро снимали с «клиента» пиджак, связывали руки за спиной и ноги, после чего сажали на табурет. Пока один из помощников палача ножницами срезал ворот рубашки, приговорённому предлагался стакан рома и сигарета. Как только с этими формальностями было покончено, помощники палача подхватывали жертву и стремительно влекли к гильотине. Всё занимало считанные секунды – приговорённого клали на скамью, шею фиксировали в пазах, и палач нажатием рычага приводил приговор в исполнение. Тело жертвы со скамьи немедленно сбрасывали в приготовленный ящик с субстанцией, поглощающей кровь. Следом туда же отправляли и голову. Весь процесс завершался около 4 часов утра. Как президент Франции разрушил трудовую династию Последней публичной казнью во Франции стала казнь Ойгена Вейдмана, убийцы семи человек, происшедшая 17 июня 1939 года в Версале. Казнь была задержана по времени и произошла в 4 часа 50 минут утра, когда уже рассвело. Это позволило настырным операторам кинохроники запечатлеть её на пленку. Непристойное поведение толпы и журналистов во время казни Вейдмана заставило власти Франции отказаться от публичных казней. С того момента и до отмены смертной казни в целом процедура осуществлялась в закрытых внутренних двориках тюрем. Последним человеком, казненным во Франции на гильотине, 10 октября 1977 года стал тунисский иммигрант Хамида Джандуби, осуждённый на смерть за пытки своей знакомой, 21-летней Элизабет Буске. В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал закон, отменяющий применение смертной казни в стране. Последний государственный палач Франции Марсель Шевалье скончался в 2008 году. Интересно, что Шевалье, унаследовавший должность государственного палача от своего дяди, намеревался впоследствии передать её своему сыну Эрику, который работал помощником на казнях, проводимых отцом. Однако трудовая династия французских палачей прервалась в связи с упразднением профессии. Источник: http://www.aif.ru/society/history/1127870 Потомки Моисея «До замужества моя фамилия была Черкас, родители с Россонщины. По мужу теперь я Майсиевич. Очень хочется узнать значение и историю обеих фамилий. Алина Ивановна, Полоцк». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Основу фамилии Черкас составляет слово «черкес». Черкесы — народ Карачаево–Черкесии. Согласно В.А.Никонову, черкасы — переоформленное название черкесы. Это та часть черкесов, которые в XIII веке переселились с Северного Кавказа на правобе режье Днепра. В зоне их поселения черкасами назывались также русские, белорусы и представители всех иных народов. Много черкасов было в среде казачества. В XVI веке отмечаются личные наименования Черкас на территории Украины и Беларуси. От них произошли фамилии Черкас (ударение на первом слоге), Черкас (ударение на втором слоге), Черкасов, Черкесюк и подобные. Фамилия Майсиевич происходит от личного официального имени Мойсей (церковное Моисей), корни которого разъясняются двояко. Одни исследователи считают его заимствованием из египетского языка в значении «ребенок», «сын», другие — из древнееврейского в значении «взятый из воды». Библейская легенда гласит, что младенца Моисея достали из корзины, которая плыла по Нилу. Майсиевич — сын или иной потомок Мойсея. «Моя девичья фамилия Ребеш, может, расскажете, как она произошла? Франя Михайловна, Калинковичи». — Вероятнее всего, фамилия Ребеш происходит от одноименного прозвания по признаку белорусского прилагательного «рабы» (рус. рябой) — «веснушчатый, осповатый». Но при передаче на русский язык допущена ошибка (после «р» вместо «я» написано «е»). Как показывает практика, такая ошибка является типичной при русскоязычном оформлении белорусских фамилий. Один такой случай приводит писатель Владимир Липский в своей книге «Аповесць пра нашы прозвiшчы»: «Прозвiшча Рабянок па–руску рэчычане пiшуць: Робенок, Рабенок, Ребенок. Мой сябар Пётр Рабянок, журналiст, пiсьменнiк, гiсторык, нават ён не змог разгадаць свайго прозвiшча... Застаецца толькi нагадаць яму ды ўсiм яго «аднафамiльцам» народныя выслоўi: «Рабая дзеўка, уся ў вяснушках», «Рабы, нiбы чэрцi па твары скакалi, нiбы гарох на iм малацiлi», «Ён зусiм парабеў ад воспы»...» От этой основы образован ряд белорусских фамилий: Рабась, Рабаш, Рабец, Рабцоў, Рабцэвiч, Рабчанка, Рабчонак, Рабачук. «Моя фамилия Кетко. Мои дед и отец родились в деревне Поникарты ныне Дятловского района Гродненской обл. В деревне еще несколько семей с такой же фамилией. Каково ее происхождение? Федор Юльянович, Орша». — У истоков фамилии Кетка(о) — прозвание Кет(а) по действию глагола «кетувати» («производить руками характерные движения, напоминающие попрошайничество» («Словарь» Б.Гринченко). Кетка — сын или иной потомок Кета (Кеты). Вариант Кетко появился в результате искусственного перенесения ударения на последний слог. Для белорусских фамилий это очень характерное явление. Сравним: Кремка — Кремко, Кривка — Кривко, Лопата — Лопато, Дудка — Дудко, Лапа — Лапо. «Родом я и мои родственники из деревни Санюки Ельского района. Ношу фамилию Фещенко, а девичья фамилия мамы — Назарчук. Буду благодарен, если проясните их происхождение. В.А., Минск». — Фещенко — потомок человека по имени Фесь, которое является разговорным сокращенным вариантом редкого церковного имени Феостих (в переводе с греческого — «божий порядок»). В основе фамилии Назарчук личное имя Назар, которое заимствовано славянами из древнееврейского языка. В переводе оно означает «он посвятил себя Богу». Назарчук — потомок Назара. «Помогите узнать истоки происхождения нашей фамилии. Спасибо за знания, которые вы нам даете! Семья Флюрик, Минск». — Флюрик — сокращенный вариант церковного имени Флориан (в переводе с латинского — «цветущий»). Жду ваших писем! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/print/post/161147/ Колумбийцу не повезло с фамилией Выходец из Колумбии кассир Иван Матахудиос невольно вызвал гнев еврейской общины Аргентины. Когда клиент одного из супермаркетов получил при оплате покупок чек он был крайне возмущен, увидев фамилию Матахудиос: ведь на испанском это слово означает "убийца евреев". Клиент, решив, что кассир выбрал себе такой псевдоним из антисемитских побуждений, обратился с жалобой в еврейскую организацию под названием Делегация еврейских общественных объединений Аргентины. Ее представители нанесли визит владельцам сети супермаркетов, где клиенту выдали чек с оскорбительным словом. Однако на месте выяснилось, что Иван Дарио Матахудиос Галиндо – это не псевдоним, а настоящее имя кассира. Дело в том, что в Испании есть город, который носит название Кастрильо-Матахудиос, а в Колумбии фамилия Матахудиос является довольно распространенной. После инцидента представители еврейской организации приняли решении обратиться в МВД Аргентины с просьбой предлагать иммигрантам, чья фамилия может восприниматься испаноязычным населением, как оскорбление, выбрать себе другую. Еврейская община Аргентины является самой большой в Латинской Америке. Источник: http://www.mignews.com/news/society/world/260314_233623_73669.html О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||