Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Предки. Прадеда руководителя филармонии расстреляли на глазах прихожан

На днях в Георгиевской церкви Владимира прошёл вечер памяти первомученика Петра СКИПЕТРОВА, погибшего в 1918 г. в Петрограде: он был священником и призвал солдат, которые пришли в Александро-Невскую лавру, не обижать прихожан.

Его расстреляли на глазах у паствы. А в 2001 г. канонизировали.

Почему же вечер памяти духовного лица из Санкт-Петербурга уже во второй раз проводят во Владимире?

Дело в том, что отец Пётр - родом из села Станки Вязниковского района. Семья Скипетровых значится в списке вязниковского дворянства. Более того, художественный руководитель Владимирской областной филармонии, Заслуженный деятель искусств России Анатолий АНТОНОВ - правнук родного брата Петра Скипетрова - Михаила.

Впрочем, поводов пообщаться с Анатолием Ивановичем и так более чем достаточно: 7 марта - 50 лет их совместной жизни с супругой Беллой Константиновной; приближается и его собственный юбилей - 70-летие. 25 лет - оркестру русских народных инструментов, который создал Антонов и которым он бессменно руководит. Да и филармонии в этом году «стукнет» 70 - правда, осенью. Но начали мы разговор с истории рода

Землячество помогало

Людмила Потребина: - Анатолий Иванович, давно ли вы сами узнали свою родословную?

Анатолий Антонов: - В начале 2000-х. Ещё мать перед смертью говорила: «Ищите Скипетровых». Первые данные нашёл в областном архиве, потом поиски продолжили в Интернете. Узнал, что церковь в Станках строил мой прародитель Ефим Скипетров. У него было 4 сына; сыновья старшего - Ивана - Пётр и Михаил закончили духовную семинарию во Владимире, затем - университет в Петербурге, где и остались работать. Создали там владимирское землячество и фонд помощи приезжим из родного края; особенно старались помогать семьям, потерявшим кормильцев.

Протоиерей Пётр Скипетров погиб, потому что не смог не вмешаться в попытку новой власти отобрать Свято-Троцкую Александро-Невскую лавру у верующих (на её территории он и похоронен). Его поступок так потряс, очевидно, саму революционную власть, что о нём с уважением писала «Правда». И до 1933 г. попыток отобрать храм у верующих больше не было.

Л.П.: - Это - ещё одна страница героической истории Владимирской земли и её сынов!

А.А.: - И не единственная. Михаил Скипетров, мой прадед, прошёл путь до генерала-контролёра: вёл финансовые проверки в военно-морском ведомстве в Первую мировую войну, был директором и членом правления железнодорожной компании. При его финансовой поддержке строили Суворовский музей в северной столице: его имя значится в перечне благотворителей в табличке на здании. В нашем роду - и Алексей КОЛОКОЛОВ, строитель 25 храмов, в том числе в Ляхах Меленковского района.

Л.П.: - Удалось ли вам найти кого-то из ныне здравствующих представителей рода?

А.А.: - Нашли данные о родне во Владимире, но пока, к сожалению, познакомиться не удалось. В Санкт-Петербурге живет внучка Петра Скипетрова - Галина Михайловна, ей уже 89 лет. Когда мы впервые позвонили, она отнеслась к нам настороженно. Целый год перезванивались, прежде чем она решилась на встречу. И только увидев документы, которые мы с супругой привезли, поверила, что мы - её родня. Удивляться не приходится: она работала следователем.

Вернулись в родные края

Л.П.: - Как же ей удалось избежать репрессий, происходя из дворянской семьи?

А.А.: - Её бабушка уничтожила все документы, касающиеся родства. А моя мать сохранила: семья к этому времени жила в глубинке. Когда грянула революция, Михаил Скипетров, сам уже серьёзно больной, остался жить под Петроградом, а сыну с семьёй велел ехать в Станки - на родину. Дед перебрался с женой и маленькой дочерью - моей мамой. Не знаю, какое у деда было образование - возможно, ветеринарное. Его взял на работу председатель колхоза по фамилии Графский: дед занимался здесь лошадьми. Когда Графского перевели в Ставрово, он уговорил поехать с ним и деда с семьёй. Там и умерли дед с бабушкой; мать в 16 лет осталась одна. Она закончила дошкольное педучилище в Покрове. Направили во Владимир.

Л.П.: - А что знаете об отце?

А.А.: - Он был кадровым офицером. После ранения под Вязьмой преподавал в пехотном училище Владимира. Даже женившись, он продолжал писать рапорт за рапортом с просьбой отправить его на фронт. Через несколько месяцев после моего рождения он добился своего: в ноябре 44-го вновь воевал.

Погиб под Берлином 24 апреля 1945 г. - перед самой Победой. Он похоронен в Трептов-парке.

Л.П.: - Интересно, что вы выбрали профессию не по примеру кого-либо из родителей. Что же тогда определило судьбу?

А.А.: - Я много лет был уверен, что сделал выбор под влиянием одного случая. После войны мы несколько лет жили на Украине - в Каменке. Однажды на свадьбе я увидел музыканта: он играл на гармони или баяне, а я стоял напротив и следил за его игрой не отрываясь. А через несколько лет, когда увидел объявление о наборе в музыкальную школу, тайком от матери прошёл 3 км, чтобы записаться туда. И уж потом сказал ей.

А когда спустя много лет начал интересоваться своей родословной, понял, что, наверное, была какая-то предрасположенность от предков, у которых считалось в порядке вещей владеть музыкальным инструментом, а то и несколькими. А тот музыкант на свадьбе, видно, сумел задеть крепко спавшие склонности.

Будет общение - будет и культура

Л.П.: - Ансамбль русских народных инструментов, который вы создали и возглавляете, известен не только в России. Что вам особенно запомнилось в зарубежных поездках?

А.А.: - Произвела большое впечатление последняя поездка - в Иран. Развеялось впечатление об этой стране как о закрытой мусульманской. Да, женщины там закрывают лица. Но в то же время на наших концертах было многолюдно, причём шла в основном молодёжь, которая принимала очень тепло. (А в России наш зритель главным образом - старшего возраста) Ну, и мы выступили так, что, как говорится, показали душу России. Среди иранской молодёжи велик интерес к русскому языку. Нас спрашивали, как попасть в Москву, чтобы изучать язык. Мы побывали и в тегеранской школе, где изучают русский: общались с молодежью на своём родном языке! В посольстве нам показали комнату, где Сталин подписывал исторический документ, положивший конец войне.

В Марокко приём был более сдержанным, но поразили проливные дожди: словно ведром воды окатили - вмиг мокрый. Мгновенно откуда-то появляются продавцы зонтиков, и вся улица - в зонтиках. Очень тепло принимали нас в Польше, где люди простые и добрые. Культура открывает все двери: мы были даже в такой закрытой стране, как Туркменистан, где действует визовый режим. Италия, Таджикистан, Австрия, Румыния, Украина - всего не перечислить. В Москве выступали во всех престижных залах. У нашего коллектива - немало наград. Например, памятный знак концертной программы «Содружество» (их в России всего -14), награда «За вклад в развитие культуры г. Владимира». 

Л.П.: - Какие впечатления оставляет российская глубинка?

А.А.: - Больше всего, конечно, ездим по области. Во многих сёлах и деревнях на концерт приходят полтора-два десятка человек, а то и меньше. Но мы всё равно работаем в полную силу: иначе просто не можем. Люди после концертов окружают нас, расспрашивают. Как-то одна женщина лет 45 сказала: «Давно не видела мужиков в концертных костюмах!» Конечно, жителям глубинки интересно побывать на концерте. Но важнее всего для них, по моим впечатлениям, общение.

Л.П.: - А на федеральном уровне обсуждается вопрос установки на селе мониторов, где жители глубинки смогут увидеть за доступную плату любой концерт: дешевле показать, чем организовать гастроли…

А.А.: - Если это случится, то станет началом конца не только русской культуры, а духовности вообще. Начнут уничтожать культуру на селе - долго ли она продержится в Москве?

Досье

Анатолий Антонов родился в 1944 г. во Владимире. Закончил Владимирское музыкальное училище, затем - Академию им. Гнесиных в Москве. Оркестр русских народных инструментов, который он создал, работая во Владимирской филармонии, признан культурным достоянием России. Антонов был директором театра кукол, работал в управлении культуры Владимира; имеет 10 лет педстажа. Вернувшись в филармонию, с 1984 г. стал её художественным руководителем, а ныне - и арт-директором, а также дирижёром оркестра.

Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы; Заслуженный деятель искусств России.

Женат, двое взрослых детей, трое внуков.

Источник: http://www.vlad.aif.ru/society/persona/1112005

 

Орловский пророк Александр Ковальков

Кто такой Нострадамус, слышали многие. И пусть они даже не подозревают, что Мишель де Нострдам (его настоящее имя) вообще-то был астрологом, врачом, фармацевтом и алхимиком, жившим в XVI веке, но о его предсказаниях на много лет вперед в отношении природных катаклизмов, войн и революций хоть раз да где-то читали. Однако зачем нам Нострадамус, если жил в наших орловских краях человек, которого в первой половине XIX века близко знавшие его люди считали пророком? Звали его Александр Иванович Ковальков.

Родная кровь: племянник или сын?

Я узнал о его существовании, когда изучал в Государственном архиве Орловской области документы по Воскресенской церкви села Ретяжи Кромского уезда, имевшие отношение к известнейшему русскому масону Ивану Владимировичу Лопухину (см. очерк «Орловский масон Иван Лопухин» – «Орловский вестник» от 5 февраля 2014 года). Метрических книг начала XIX века по Воскресенскому храму, к сожалению, не сохранилось, зато имеются «Исповедные росписи» за 1812, 1813, 1814 и 1816 годы – как раз за тот временной промежуток, который меня интересовал.

На всякий случай объясню, что такие «исповедки» в XVIII – начале XX века велись при всех православных храмах и были своеобразной переписью населения. Все прихожане храма являлись в «святую и великую Четыредесятницу» (во время Великого поста, перед Пасхой) к священнику для исповеди и святого причастия. А батюшка их записывал в специальную ведомость, называя имена, возраст и социальное положение.

В «Исповедной росписи Воскресенской церкви» села Ретяжи (Воскресенское) за 1813 год оказались внесены: «Помещик села Воскресенского, действительный тайный советник, сенатор и разных орденов кавалер Иван Владимирович Лопухин, 58 лет, супруга его, Матрена Евфимова Лопухина, 48 лет, племянник их, губернский секретарь Александр Иванов Ковальков, 19 лет, и купеческий сын греческого исповедания Александр Осипов сын Якоби, 12 лет».

Четверо перечисленных лиц названы отдельно, семьей, а уже потом в росписи пошли дворовые люди помещика Лопухина (88 человек) и его крепостные крестьяне (более 900 душ обоего пола). Вот так в поле моего зрения и попал впервые Александр Ковальков, названный в «Исповедной росписи» племянником действительного тайного советника Ивана Лопухина.

Но вот кем (в родственном плане) приходился Ковальков Лопухину на самом деле – современники отвечали по-разному. Некоторые считали этого молодого человека с блестящими способностями всамделишным племянником по линии жены, другие говорили о том, что Александр Ковальков – незаконнорожденный сын Лопухина, которому Иван Владимирович дал образование и способствовал его карьере.

Мне кажется очень вероятной вторая точка зрения. Почему? А как можно объяснить, что постоянно жалующийся на здоровье, ушедший по этой причине со службы действительный тайный советник и масон Лопухин, приехав к себе в имение Ретяжи перед самым Рождеством 1812 года, вдруг скоропалительно, 9 февраля 1813 года, женится – то ли на крепостной крестьянке, то ли на немолодой (48 лет) женщине из московского купечества? Сам Лопухин в письме императору Александру I сообщил, что «обвенчался он по самым добрым резонам... отдав справедливость многолетним опытам простодушной ко мне привязанности, строгой честности нравов и бескорыстия, и таких примеров немало было и в прежние, и в нынешние времена...».

Из письма становится понятно, что его жена, ретяжская жительница Матрена Ефимовна Никитина, знакома ему очень давно. Тут следует добавить еще одно обстоятельство. От современников нам известно, что до 15-летнего возраста Александр Ковальков жил в одной комнате с будущей женой И.В. Лопухина, а потом был взят в его ретяжский дом и «воспитывался в масонской обстановке и масонском учении». Тут уж волей-неволей напрашивается вывод, что Александр Ковальков, действительно, незаконнорожденный сын действительного тайного советника от его связи с Матреной Никитиной, с которой в январе 1813 года он просто узаконил отношения. Но признавать официально, после 16-летнего молчания, родного сына Иван Владимирович все-таки не решился, хотя сделал все, чтобы его чадо не знало недостатка ни в чем.

Полюбивший истину

Лучшие учителя обучали и воспитывали Александра Ковалькова, поскольку Лопухин хотел развить способности своего «племянника», полагая, что тот продолжит его масонское дело. Однако до поры до времени талант юноши никак не проявлялся. Но однажды Александр Ковальков тяжело заболел и уже находился при смерти. А потом вдруг, по воспоминаниям Лопухина, юноша «на короткое время вышел из беспамятства, исповедался и причастился святых тайн». Затем Ковальков снова потерял сознание и сутки не приходил в себя. Проснулся он уже здоровым – и сразу же начал писать свою первую книгу: так чудесным образом появился у молодого человека блестящий литературный дар.

Иван Лопухин помогал Александру гранить его талант – вначале направив его на переводы полезных для «благонравия» иностранных пьес для журнала «Друг юношества». А вскоре, в 1811 году, появилось и первое собственное сочинение Ковалькова, изданное в Москве, – «Плод сердца, полюбившего истину».

1815 год стал прорывным для молодого автора: в Орле появились на свет сразу четыре новых книги «продолжателя дел Лопухина»: «Созидание церкви внутренней и Царства Божия», «Иисус – пастырь добрый своего стада, свет и камень, глава, жрец и жертва своея церкви», «Мысли о мистике и писателях ее» и «Мистические творения Александра Ковалькова».

В принципе, изданием этих книг (при моральной и финансовой поддержке Ивана Лопухина) и ограничивается литературная карьера Александра Ковалькова. В 1815 году ему исполнился 21 год, а в дальнейшем, хоть у него и накопилось со временем еще десяток рукописных томов, ни одно сочинение так и не было опубликовано отдельным изданием. В 1817-м и 1818 годах появились последние публикации Ковалькова. Он разместил их на страницах журнала «Сионский вестник».

Не все принимали и понимали то, о чем писал Ковальков. Но некоторые современники ценили этого молодого автора очень высоко.

За что? Возможно, за то, что в его сочинениях обнаруживалась скрытая критика официальной церкви. Автор обрушивался на людей, считавшихся христианами лишь по имени, а на деле не имевших веры. Из фрагментов сочинений Александра Ковалькова видно, что у него существовала сложившаяся религиозная концепция, суть которой заключалась в том, что между верующим христианином и Богом не нужны посредники в лице церкви и церковного клира. Особо избранный христианин, по мнению Ковалькова, может сам – напрямую – общаться с Богом и получать от него информацию, а потом выступать перед остальными в роли проповедника. В статьях Ковалькова «Взгляд на самого себя» (1817 год) и «Вздохи сердца к воплощенному слову» (1818 год) видно, что их автор уже в совершенстве овладел ремеслом проповедника и пророка.

Талант в жертву карьере

Впрочем, во всех своих сочинениях Александр Иванович, чтобы не прослыть еретиком в глазах православной церкви, был вынужден высказываться очень осторожно. И потому о его даре было известно очень немногим даже из числа близких ему людей. Всю же вторую половину жизни (а умер он в 52 года) Ковальков посвятил карьере, принеся в жертву ей свой литературный и философский талант.

Иван Лопухин, перед уходом в мир иной летом 1816 года, успел побеспокоиться о «племяннике»-воспитаннике. Он обратился с просьбой к своему другу, обер-прокурору Святейшего Синода князю А.Н. Голицыну, который ведал еще и Министерством народного просвещения. Голицын, знакомый с сочинениями Ковалькова, принял Александра в Санкт-Петербурге как родного сына, стал его покровителем и провел за несколько лет от помощника начальника стола в Главном правлении училищ до должности руководителя Главного управления почт в чине тайного советника. Много других способностей открылось у Ковалькова на службе (он, к примеру, оказался хорошим рисовальщиком). Но о славе пророка и литератора Александру Ивановичу пришлось забыть сначала самому, а потом забыли об этом славном периоде его биографии многие современники.

И лишь совсем недавно вспомнил об орловском пророке Юрий Кондаков, российский историк, специализирующийся на духовной жизни XVIII–XIX веков и истории масонства. В своей книге «Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века», изданной в Санкт-Петербурге в 2005 году, он посвятил Александру Ковалькову целую главу.

Кстати

В Интернете в настоящее время выставлены все опубликованные произведения нашего земляка Александра Ковалькова, и любой желающий может с ними познакомиться.

Александр Полынкин

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/orlovskij-prorok-aleksandr-kovalkov#print

 

Сталин называл Косыгина Арифмометром

Быль и легенды о знаменитом советском наркоме

21 февраля (по другим данным, 5 марта) - 110 лет со дня рождения Алексея Николаевича Косыгина, человека, который 16 лет, то есть больше любого премьера в СССР, дореволюционной и нынешней России, занимал пост главы правительства.

С его именем связаны не только экономические реформы и политические события прошлых лет, но и легенды. О некоторых из них, а также интересных фактах из жизни политического долгожителя мы сегодня расскажем.

«Неудобная» дата рождения

Судьба Косыгина была тесно связана со Сталиным. «Вождь народов» приметил его в конце 30-х годов и приблизил к себе незадолго до начала Великой Отечественной войны. С тех пор приставка «сталинский нарком» сопровождала Косыгина всю жизнь.

Сталин в отношениях с Косыгиным соблюдал дистанцию. Алексей Николаевич не бывал у него на Ближней даче и не участвовал в полночных бдениях, как Молотов, Хрущев или Ворошилов. Но генсек ценил уникальные способности молодого наркома, который держал в памяти огромные массивы информации и мог с ходу привести точную цифру, иллюстрировавшую развитие народного хозяйства. За это Сталин называл Косыгина Арифмометром. И довольно часто во время совещаний, желая что-то уточнить, говорил: «Пусть Косыга скажет». Любопытный факт: официальная дата рождения Косыгина - 21 февраля 1904 года по новому стилю. Эта дата стоит и на доске, прикрывающей урну с его прахом у Кремлевской стены. Но в некоторых источниках цитируется запись в метрической книге церкви Самсония-странноприимца в Санкт-Петербурге: Косыгин родился в этот день, но по старому стилю.

Изменение даты рождения, если этот факт действительно имел место, понятно. 21 февраля по старому стилю - это 5 марта по новому. А праздновать свой день рождения в день смерти Сталина для Косыгина было бы кощунством.

Мне лично эта легенда кажется сомнительной. До революции младенцев традиционно именовали в соответствии со святцами. А единственные февральские именины Алексея - это 12 февраля по старому стилю. Так что, скорее всего, родился он 8 февраля (21-го по новому стилю).

А вот дата смерти Косыгина не оспаривается никем. Он умер 18 декабря 1980 года. На следующий день, 19-е, приходился день рождения Брежнева. Поэтому о смерти Косыгина официально объявили только через три дня - 22 декабря.

Как хоккей стал политикой

Из членов брежневского политбюро Косыгин был единственным настоящим спортсменом. Занимался он академической греблей. С 1930 года, еще студентом Ленинградского текстильного института, участвовал в первенстве Ленинграда, а в 1935 и 1936 годах выигрывал первенство города, получив звание мастера спорта СССР.

В вот к хоккею в отличие от Брежнева Косыгин относился равнодушно. «По протоколу» он посещал хоккейные матчи, но не интересовался игрой. Виктор Луканин, сотрудник охраны Косыгина, рассказывал мне: «В политбюро главными болельщиками были Брежнев, Подгорный и Гречко. Все они болели за ЦСКА. И вот прямо на заседании политбюро они затеяли обсуждение прошедшего хоккейного матча. Когда Брежнев и Гречко стали слишком громко говорить о том, кто и как забрасывал шайбы, Косыгин сказал: «Здесь, на заседании политбюро, обсуждаются вопросы государственной важности, а вы чушь какую-то несете!» Поднялся с места и ушел».

Но за год до Суперсерии-72, когда советские хоккеисты играли с профессионалами из НХЛ, Косыгину пришлось отнестись к хоккею уже не как к «чуши». История такова. В политбюро мнения об итогах возможных матчей разделились. Брежнев был уверен в победе, Суслов же, второй человек в партии, считал, что наши проиграют с разгромным счетом, что повредит престижу страны. Но ни тот ни другой канадских профессионалов воочию не видели. Поэтому, когда в октябре 1971 года председатель Совмина СССР отправился с визитом в Канаду к премьер-министру Трюдо, Леонид Ильич попросил «по возможности» лично посмотреть канадский хоккей.

Возможность представилась. В Ванкувере Трюдо пригласил Косыгина посетить встречу местной команды - новичка НХЛ «Ванкувер Кэнэкс» с грандами - «Монреаль канадиенс». Охрана Косыгина пробовала возражать, поскольку обоим премьер-министрам предстояло сидеть прямо среди зрителей. Но Косыгин оборвал: «На хоккей едем!»

Алексей Сальников, сотрудник охраны Косыгина, рассказывал, что прием ему был оказан очень теплый. Когда объявили о присутствии на игре советского премьера, зрители стоя устроили ему овацию. А Анри Ришар, капитан «Монреаля», вручил Косыгину вымпел, клюшку и шайбу. Уровень игры, правда, на гостя особого впечатления не произвел. По возвращении премьер рассказал об увиденном Брежневу и Подгорному, и, возможно, именно его мнение стало решающим: играть с канадскими профессионалами можно и нужно.

Легенда о Новом Арбате

Знакомый всей стране Новый Арбат мог выглядеть по-другому, если бы не Косыгин, а точнее - его жена Клавдия Андреевна. Косыгин рассказывал сослуживцам, что в то время жена говорила ему: «Алеша, давай построим такой проспект в Москве, чтобы были высокие дома, магазины, широкие тротуары. Чтобы можно было выйти с покупками и зайти в кафе, попить чаю, поесть мороженого!»

Одним из ближайших друзей Косыгина был главный архитектор Москвы Михаил Посохин, который часто бывал в гостях у премьера. Скорее всего, в беседах с ним и оформилось пожелание супруги Алексея Николаевича.

Сам Косыгин до последних лет жизни ежедневно после работы ходил по Калининскому проспекту (так назывался тогда Новый Арбат) пешком - от почтамта до Садового кольца. Сопровождали его один-два охранника.

Как рассказывал мне Валентин Серегин, замначальника охраны Косыгина, во время этих прогулок премьера иногда узнавали, но ажиотажа это не вызывало. «Ну скажут: «Смотри, Косыгин пошел». И все».

После смерти Косыгина было решено кремировать и установить урну с прахом в Кремлевской стене. Но прощание было организовано не по высшему разряду. Гроб с телом покойного выставили в Театре Советской армии, а не в Колонном зале Дома союзов. Никто из членов политбюро прощаться в театр не пошел…

Источник: http://www.kp.ru/daily/26200.3/3086286/

 

Варяжский след

«В 1970–х годах у меня учился студент из д. Войнилово, она в Червенском районе. Моя фамилия с этим же корнем — Войнилович. Надежда, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Основу фамилии Войнилович составляет личное имя Войнила, которое восходит к имени Война. Имя Война до сих пор встречается в польской именословной практике (Базыль Тихонюк. «Имена и их формы на польско–белорусском пограничье от XVI века до 1839 года»; Мария Малец. «Старопольские сокращенные личные имена от двухосновных имен»). Оно является сокращенной формой одного из древних славянских двухсоставных имен типа Воеслав, Воемир и др., где первая часть Вой– означает «воин», вторая — соответственно «воинская слава, славный воин», «воюющий с целым миром» (В.С.Казаков. «Именослов. Словарь славянских имен и прозвищ»). Войнилович — потомок Войнилы. Имя Войнила вошло в состав еще нескольких белорусских фамилий (Войнила, Войнилка), а также населенных пунктов (Войнилово в Осиповичском р–не, Войнилы в Чаусском р–не; Войниловичи в Мостовском р–не, Войниловцы в Щучинском р–не, Войниловщина, Войнилиха в Ивьевском р–не; Войнилово в Червенском р–не, Войниловичи в Несвижском р–не, Войниловщина в Столбцовском р–не). Суффикс —ило привносит в имена несколько уничижительный оттенок (сравните: Иванило — от Иван, Марчило — от Марк, Путило — от Путислав).

«С большим интересом читаю рубрику. Объясните, пожалуйста, значение фамилии моего мужа — Шаматранов. На мой взгляд, она редкая и неславянская. Есть в ней что–то восточное, хотя по национальности муж русский. Тамара Константиновна, Бобруйск».

— Шаматран — прозвание человека непоседливого, суетливого. Его основой могло послужить белорусское диалектное слово «шаматота» — «беспорядочная беготня, суета, сумятица» («Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»). Шаматранов — потомок Шаматрана.

«Как вы считаете, откуда пошла фамилия моей мамы — Мурзич? А.П.Радевич, Минск».

— Исследователь татарских фамилий Н.А.Баскаков пишет, что Мурзич — это сын человека по имени Мурза (ударение на последнем слоге). В татарском языке «мурза» означает «государь, правитель». Мурзич — соответственно «относящийся к мурзам, дворянам» (Н.А.Баскаков «Русские фамилии тюркского происхождения»). Если же в вашей родословной нет мусульманских корней, то ваша фамилия, по версии Н.В.Бирилы, произошла от прозвания Мурза (ударение на первом слоге). Его могли присвоить человеку, который часто ходил неумытым, запачканным.

«Что означает фамилия моих предков Баганец? Дмитрий Федорович, Минск».

— В основе фамилии Баганец личное имя Боган — разговорный вариант церковного имени Богдан (перевод греческого имени Феодор — «божий дар»). Суффикс —ец указывает на родственные связи: Боганец — потомок Богана (а Боганцов — Боганца). Фамилия могла образоваться не только непосредственно от имени, но и через стадию топонимов, таких как, например, Богино (Браславский р–н Витебской обл.). В этом случае суффикс —ец указывает на то, что первый носитель фамилии является уроженцем данной местности.

«Буду весьма признателен, если сообщите мне, каким образом произошла моя фамилия — Дирко. Виктор, Минск».

— Фамилия Дирко происходит от личного имени Дир, которое зафиксировано А.В.Суперанской («Словарь народных форм русских имен»). Такое же имя имел скандинавский легендарный варяг, владевший в IХ веке Киевом вместе с князем Аскольдом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом. Значение его не выяснено. Суффикс —ко обозначает родственные связи: Дирко — потомок Дира.

До новых встреч!

Источник: http://www.sb.by/print/post/160141/

 

Девы революции

Двум самым знаменитым женщинам начала двадцатого столетия, близким подругам, боровшимся за равные права с мужчинами, не были чужды любовные страдания Большинству юных минчан, прогуливающихся по улицам Клары Цеткин и Розы Люксембург, эти два имени мало что говорят: какие-то немки, вроде бы придумавшие праздник 8 Марта. А может, и сподвижницы Ленина в борьбе за диктатуру мирового пролетариата. Социологические исследования, которые периодически проводятся во многих странах бывшего СССР, свидетельствуют: современное поколение скорее назовет без запинки знаменитых любовников Екатерины Великой, чем ответит на вопрос о событиях столетней давности. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Ведь с начала 90-х годов прошлого века из школьных программ стали плавно исчезать подробные биографии первых лиц Страны Советов, а также тех, кто имел непосредственное отношение к мировому социал-демократическому движению.

Но и у тех, кто учился в советской школе, остались зачастую неверные представления о двух незаурядных дамах, чьи имена неразрывно связаны с завтрашним праздником. Многие почему-то считают Клару Цеткин и Розу Люксембург эдакими фанатичными феминистками, для которых не существовало таких понятий, как любовь и страсть. А между тем их биографии доказывают обратное.

Любвеобильная Клара

Ее девичья фамилия была Айсснер, и она должна была стать блестящим педагогом. По крайней мере, на это уповали и наставники Лейпцигской женской гимназии, где училась Клара, и ее родители. Однако своенравная барышня решила по-своему: через несколько месяцев после выпускного 18-летняя девушка вступила в германскую социал-демократическую партию. Ее родители были в шоке. В их доме начались скандалы, звучали угрозы посадить Клару под домашний арест. Тем не менее гордая девица держалась стойко и все равно находила малейший повод сбежать на политические собрания. Отчасти потому, что действительно интересовалась коммунистическим движением, отчасти — из-за влюбленности в своего наставника, эмигранта из Одессы Осипа Цеткина.

Осип был некрасив, но притягивал юную барышню мощью своего интеллекта. Долгое время он принимал лихорадочный блеск в глазах Клары за пламенную увлеченность идеями революции. А когда понял, что девушка влюблена в него, постарался объяснить: собираются они здесь не для того, чтобы заводить романы. Но девушке, победившей сопротивление родителей, сломить моральную стойкость мужчины не составило никакого труда. В 1880 году Осипа выслали из Германии, и он перебрался во Францию. А Клара выполняла партийные задания в Австрии и Швейцарии. Она пыталась вырваться к любимому, но уехать в Париж ей разрешили лишь через два года. Клара тут же разыскала Осипа, поселилась у него и взяла себе фамилию Цеткин, хотя брак официально зарегистрирован не был.

Гражданский муж перебивался случайными заработками, однако трудности Клару не пугали. С разницей в два года она родила двоих сыновей — Максима и Костю. Трудилась на трех работах, забросив на время политическую карьеру, лишь бы ее семья не голодала. Когда Осип умер от туберкулеза, ей было всего 32 года.

После смерти мужа Клара с сыновьями вернулась в Германию. Поселилась в Штутгарте, где получила должность ответственного секретаря газеты немецких работниц “Равенство”. Бюджет издания не позволял нанять постоянного художника, поэтому Цеткин предлагала временную работу учащимся академии художеств. Там она, недавно справившая 36-й день рождения, и познакомилась с 18-летним Георгом Фридрихом Цунделем. Их отношения развивались стремительно: изголодавшаяся по любви женщина воспылала страстью к юноше, но и тот проявлял к ней откровенный мужской интерес. Возможно, Георг был очень даже не против легких необременительных отношений, которые тогда вошли в моду в среде революционеров. Однако, как и в случае с Осипом, Клара твердо гнула свою линию. Вскоре после знакомства они поженились, и их брак в среде знакомых социал-демократов был признан весьма счастливым.

Впрочем, у любой красивой сказки есть конец: через двадцать лет Георг влюбился в молоденькую Паулу Бош — дочь основателя известной теперь на весь мир компании по производству бытовой техники. Художник мечтал жениться на возлюбленной, но 58-летняя жена не отпускала 40-летнего мужа. И теперь пришла очередь Георга проявить характер: в один далеко не прекрасный для Клары день он все-таки собрал чемоданы и ушел к Пауле. А стареющая коммунистка наконец-то смогла посвятить всю себя делу борьбы трудящихся с мировым империализмом. Но делала она это весьма пикантно: на встречах с работницами фабрик и заводов проповедовала идеи свободной любви, раздавала брошюры с популярными изложениями теории Зигмунда Фрейда.

Рассказывают, что узнавший об этом Ленин был страшно возмущен: дескать, не время сейчас рассуждать о любви и страсти. На что Цеткин отвечала так: “Мир старых чувств и мыслей трещит по швам. Скрытые раньше проблемы в отношениях между мужчиной и женщиной обнажились, и закрывать на это глаза больше нельзя!”

Клара Цеткин прожила 75 лет, она скончалась 20 июня 1933 года в Архангельском близ Москвы. Она все время вспоминала о своей подруге, и последнее ее слово было “Роза”. Урна с прахом активистки международного коммунистического движения находится в некрополе у Кремлевской стены на Красной площади.

Черная Роза — эмблема печали

И в самом деле, жизнь девочки, названной таким красивым именем, складывалась как-то неудачно. Да и нелогично до крайности. По крайней мере, с точки зрения теории о том, что любимые дети в семье вырастают счастливчиками. С Розой все получилось с точностью до наоборот — она была любимицей своей многочисленной и богатой семьи, но выросла с кучей комплексов. Если добавить к этому перманентные неудачи в личной жизни, совсем не удивительно, что она с головой ушла в политику — здесь в ней видели не женщину, а надежного товарища. Как она сама констатировала: “У меня нет личной жизни — только публичная!”

Между тем расхожее мнение о некрасивости Розы Люксембург, мягко говоря, вызывает удивление. С фотографий на нас смотрит довольно привлекательная дама, правда, несколько суровая. Всю свою жизнь эта женщина испытывала страшные боли из-за врожденного вывиха бедра. Порой по нескольку недель не могла встать с постели. Страдания физические и моральные сформировали ее крутой характер. Она не стеснялась прилюдно спорить на политические темы с самим Лениным, который побаивался вступать с ней в полемику.

В политике Роза Люксембург известна как теоретик марксизма, философ, экономист и жесткий публицист. А также как один из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии.

Личное разочарование Розы, наложившее отпечаток на всю ее жизнь, звалось Лео Йогихесом (подпольная кличка Ян Тышка). Парень был красавцем, каких поискать, но даже соратники считали его черствым эгоистом. Роман с Розой льстил его самолюбию — она пользовалась непререкаемым авторитетом в среде революционно настроенной интеллигенции. К тому же была умна — звание доктора юридических наук Цюрихского университета кое-что да значит.

Роза была готова очертя голову броситься в семейный быт, даже забыв о политике. Но Лео постоянно посмеивался над ее “мелкобуржуазными” идеалами. Только через много лет Розе хватило сил бросить его. С тех пор она стала играть роль самостоятельной женщины, презирающей институт брака и чурающейся любви. Впрочем, чтобы переехать в Германию, заключила фиктивный брак с немцем. Однако нет никаких сведений о том, что она жила с ним или хотя бы изредка виделась.

Свою смерть Роза предсказала сама: “Я надеюсь умереть на своем посту — на улице или в тюрьме”. В начале Первой мировой войны вместе с Карлом Либкнехтом она организовала марксистскую антивоенную организацию “Союз Спартака”. В 1919 году их арестовали. По дороге в тюрьму Моабит конвойные избили Розу до потери сознания, а затем сопровождающий арестантку офицер застрелил ее. Тело бросили в реку, его обнаружили в Ландвер-канале лишь спустя четыре месяца. Роза Люксембург прожила всего 47 лет, ее могила находится в Берлине.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Торжества по случаю 8 Марта насчитывают несколько тысячелетий! В Древнем Риме в этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыням тоже полагались презенты. Кроме того, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать.

Через пару тысячелетий 8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам города, протестуя против низких зарплат и плохих условий труда. В 1908 году уже их внучки требовали в этот день запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса.

На следующий год Социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. В 1910 году в Копенгагене на Международной конференции женщин Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать 8 Марта в память о давних нью-йоркских событиях. В 1911 году этот праздник впервые прошел в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Кроме права избирать и занимать руководящие посты женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге.

Источник: http://ng.by/ru/issues?art_id=83439

 

Собирая историю по крупицам…

В России 10 марта отмечается День архивов. Этот праздник был учреждён решением коллегии Федеральной архивной службы России от 5 марта 2003 года.

Архивное дело в России ведет свою историю с 28 февраля (10 марта по новому стилю)1720 года, когда Петр Великий подписал первый в России государственный акт — «Генеральный регламент или Устав». Он определил основы организации государственного управления в стране и ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…». Этот указ Петра I положил начало государственной российской архивной службе.

В советские времена архивариусы отмечали свой профессиональный праздник 1 июня. В этот день в 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Этим же декретом впервые был создан общероссийский орган управления архивным делом - Главное управление архивным делом (ГУАД) или Главархив, которое сейчас называется Федеральным архивным агентством России (Росархив).

Архивная служба города Серпухова, как и всего Подмосковья, создана в 1924 году. На протяжении 90 лет в городском архиве по крупицам собирается документальная история нашего древнейшего города. Сегодня на хранении в муниципальном архиве находится свыше 42 тысяч документов, датируемых 1862-2010 годами. Самые ранние документы – метрические книги Серпуховского благочиния.

- Основными задачами архива были и остаются организация хранения, комплектование, учет и использование документов, - говорит начальник архивного отдела Татьяна Степановна Степанова. - Исследователи, краеведы, работники музеев обращаются в архив, и им никогда не отказывают в предоставлении информации. Радует то, что в последнее время люди часто обращаются по вопросам восстановления свой родословной. Архив тесно сотрудничает с городским ЗАГСом, также по необходимости отправляет запросы в другие ЗАГСы и архивы не только по России, но и по странам ближнего зарубежья. Большую помощь в развитии архивного дела в городе оказывает Администрация города Серпухова. В 2012 году выделены дополнительные площади под архивохранилища площадью 244 кв.м. В 2013 году проведен ремонт первой очереди архивохранилища площадью 120 кв.м., что позволит в 2014 году принять документы по личному составу от предприятий, организаций и учреждений города Серпухова. Девиз архивной службы: «Обеспечить вечное хранение документов, запечатлевших историю нашего города, жизнь граждан, являющихся главным его богатством».

Источник: http://serpuhov.ru/novosti/sobiraya-istoriyu-po-krupicam


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное