← Февраль 2014 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
||
17
|
19
|
21
|
22
|
23
|
||
24
|
25
|
26
|
27
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Герб семьи: правила составления Герб семьи – это своеобразное художественное отражение системы взглядов человека на жизнь, его убеждений и достижений. Фамильная символика, оформленная в виде родового герба, помогает укрепить связь между поколениями и придать определенный социальный статус владельцам такого символического изображения. Правила составления герба семьи определяются требованиями геральдики. Семейный герб – символ преемственности поколений Традиция создавать фамильные гербы имеет глубокие исторические корни. Являясь символом рода, такое изображение непосредственно относится к понятию родословия. В составлении герба, как правило, принимали участие все взрослые члены семьи. Созданный по определенным правилам, герб рода отражает ценности группы людей, объединенных родственными связями, помогает лучше понять свое родословие и место семьи в структуре общества Сегодня на территории России и других государств, ранее входивших в Советский Союз, известно несколько тысяч изображений фамильных гербов. Некоторые из них имеют вековую историю, другие же создавались в современную эпоху. Вы можете постараться провести историческое исследование и попробовать отыскать родовой герб ваших далеких предков. Если же ваша семья ранее не имела герба, создайте его сами. В дореволюционной России не существовало запрета на обладание собственным семейным гербом тем лицам, кто не имел дворянских корней и привилегий. И сегодня собственный герб вполне могут иметь все, кто искренне дорожит ценностями своей семьи, стремится сохранить и приумножить ее традиции. Это хороший способ оставить память о себе и закрепить в истории свои жизненные идеалы. Составление герба семьи Составление фамильного герба осуществляется по вполне определенным правилам, выработанным в особой исторической науке – геральдике. За многовековую историю было выработано множество правил, которые закреплены в традиции составления гербов. В геральдике имеет значение не только каждый отдельный элемент или художественный образ, но и их сочетание, взаимное расположение и цвет Ваша первоначальная задача состоит в том, чтобы четко сформулировать послание, которое вы намерены пронести через века и оставить своим потомкам. Это может быть известное изречение, девиз или лозунг, состоящий из нескольких слов на русском, английском языках или латыни. С учетом девиза вы сможете подобрать символические изображения, которые давно известны в геральдике и нашли применение в создании гербов. Если у вас нет времени или возможности самостоятельно углублять свои познания в области геральдики, имеет смысл составить семейный герб с помощью профессионального геральдиста. В этом случае вы будете уверены, что результатом работы станет классическое изображение, соответствующее установленным принципам составления гербов и геральдическим канонам. Создавать символическое изображение удобнее всего в одном из графических редакторов, например, в виде векторной иллюстрации. В этом случае первичный образ герба может быть изменен до любого требуемого размера практически без потери разрешения. При необходимости впоследствии герб семьи можно будет перенести на любые поверхности, например, на предметы интерьера или ткань. Источник: http://www.wday.ru/seks-otnosheniya/sem/gerb-semi-pravila-sostavleniya/ Пять великих русских княжон, которые стали королевами 21 февраля 1816 года в Петербурге венчались принц Вильгельм Оранский и великая княжна Анна Павловна. Русские великие княжны несколько раз становились женами иностранных королей. Мы решили рассказать о пяти великих русских княжнах, которые стали королевами. Анна Павловна Великая княжна Анна Павловна, младшая дочь российского императора Павла I, была одной из русских великих княжон, которая стала королевой Нидерландов, заключив брак с принцем Вильгельмом Оранским, старшим сыном короля Нидерландов Вильгельма I. После того как Вильгельм стал королем Виллемом II в 1840 году, Анна Павловна стала королевой Нидерландов. Она активно занималась благотворительностью, особое внимание уделяла учебно-воспитательным учреждениям, предназначенных для детей бедных классов. Во время царствования Анны Павловны в Нидерландах под ее покровительством было основано до 50 приютов для детей бедняков и сирот. Когда же Нидерланды вступили в войну с Бельгией, Анна Павловна на собственные деньги основала госпиталь и инвалидный дом. Нидерландцы до сих пор чтут память заботливой и чуткой к проблемам людей своего королевства русской королевы Нидерландов Анны Павловны. В ее честь в Нидерландах назван муниципалитет. Анна Ярославна Анна Ярославна была одной из дочерей великого киевского князя Ярослава. Тогда еще не было титула великой княжны для дочери правителя, но, тем не менее, ее, как и других дочерей русских правителей, можно неофициально считать великой княжной. Анна Ярославна отличалась очень привлекательной внешностью и особой образованностью. Две старших дочери князя Ярослава уже стали заморскими королевами, самая младшая, Анна, еще не была сосватана. Узнав об этом, из далекой Франции отправились послы для предложения князю Ярославу выдать замуж младшую дочь Анну за овдовевшего короля Франции Генриха I. Король жаждал жениться на красивой девушке, которая принесет ему наследника. Анна Ярославна не сразу согласилась на брак, но в итоге согласие было получено. Однако свой неутомимый нрав она проявляла и в браке, и в государственных делах Франции, когда уже стала королевой. Существует также предание, что Анна, отстаивая православие, отказалась присягать на латинской Библии, и принесла клятву на привезенном с собой славянском Евангелии. Хотя исторически известно, что Анна стала королевой-католичкой. Анна старалась всегда участвовать в государственных делах, подписывая указы или бумаги, решая политические вопросы. Недалеко от Парижа ею был основан и женский монастырь и церковь. Последующие короли Франции были потомками Анны, французы же до сих пор помнят ее как королеву Франции — Анну Русскую. Екатерина Павловна Екатерина Павловна — великая русская княжна, четвертая дочь Павла I Петровича и Марии Федоровны. Екатерину Павловну назвали в честь императрицы Екатерины II, чем сама императрица была весьма довольна. Когда Екатерина Павловна была еще совсем юной, то Александру I, брату Екатерины Павловны, поступило предложение о браке ее с Наполеоном, однако Александр вежливо отказался от этого предложения, заявив о том, что его сестра еще слишком молода. Однако Екатерине Павловне было все же суждено выйти замуж за иностранного принца много позже. Первый брак Екатерины Павловны состоялся с ее двоюродным братом принцем Георгом Ольденбургским, с которым великая княжна поселилась в Твери. Однако 15 декабря 1812 года Екатерина Павловна лишилась своего супруга. Во второй раз Екатерина Павловна вышла замуж за другого своего двоюродного брата, который являлся наследным принцем вюртембергским Вильгельмом, который в том же году, в котором состоялся его брак с Екатериной, вступил на престол. Именно тогда Екатерина стала русской королевой Вюртемберга. Будучи королевой, Екатерина Павловна ревностно заботилась о своем народе, в частности, о народном образовании. Более того, когда страна страдала из-за голода в 1916 году, Екатерина основала «благотворительное общество», при этом содействовала устройству домов трудолюбия. Муж Екатерины, король Вюртемберга, был очень вдохновлен делами своей русской жены и, поддержав инициативу Екатерины, выделил 10 тыс. флоринов на ежегодную помощь бедным. Ольга Николаевна Ольга Николаевна была дочерью императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Ольга стала еще одной русской королевой Вюртемберга, после того, как вышла за муж за Карла I, короля Вюртембергского. Ольга Николаевна была третьим ребенком и второй дочерью в семье императора Николая I и Александры Федоровны. По матери Ольга происходила из прусского королевского дома Гогенцоллернов. Княжна Ольга отличалась привлекательной внешностью, высокой образованностью. Она говорила на нескольких языках, играла на пианино и занималась живописью. Ольга Николаевна, благодаря своим данным, расценивалась как одна из лучших невест Европы. К ней приезжали свататься молодые принцы и герцоги. Практически всем женихам Ольги были даны отказы, и только уже много позже, когда Ольга встретила наследного принца Вюртембергского Карла, она согласилась на брак с ним. В 1864 году трон наследовал Карл I, после смерти отца, и Ольга Николаевна стала королевой Вюртемберга. Ольга, как и другие русские королевы зарубежных стран, много времени посвящала благотворительности. Она строила многочисленные благотворительные учреждения, помогала беднякам и другим жителям своего королевства, тем самым Ольга Николаевна стала настоящей любимицей немецкого населения. Ее именем до сих пор называется улица в одном из курортных городов Вюртемберга. Ольга Константиновна Ольга Константиновна была внучкой императора Николая I, дочерью его сына Константина Николаевича и Александры Иосифовны. Ольга Константиновна была еще одной русской княжной, ставшей русской королевой зарубежной страны. Ольга Константиновна была очень увлечена поэзией Михаила Лермонтова. Она отличалась образованностью и утонченным нравом. Именно княжне Ольге суждено было стать королевой Греции после вступления в брак с греческим королем Георгом. Этот брак считается одной из самых больших удач в русской дипломатии, так как этот союз укрепил дипломатические отношения Греции и России и сблизил два царствующих дома. Став королевой Греции, Ольга занималась благотворительностью, именно она основала в Пирее военно-морской госпиталь. Горячую любовь к морскому флоту Ольга унаследовала от своего отца. Русская королева также открыла медицинские курсы для женщин, которые сама же и посещала. Во время Первой мировой войны Ольга Константиновна работала в госпиталях, помогая раненым. Источник: http://smartnews.ru/articles/16078.html Пьер де Фреди, барон де Кубертен — человек, который возродил Олимпийские игры Сегодня состоится закрытие XXII Олимпийских игр в Сочи. В этот день мы решили вспомнить человека, который в 1896 году возродил Олимпийские игры — спустя 1502 года после того, как их в последний раз провели в Афинах. 1. Не оправдал ожидания родителей Это позже Пьер отрастит себе усы, и они пышным кустом расположатся под его носом. А сначала он без усов жил в замке неподалеку от Тулузы. Его родителей, потомственных аристократов, звали так: барон Шарль-Луи и баронесса Агата-Мария. Отец часто сидел в кресле и прикидывал, как на ребенке будет смотреться мундир офицера. Наивный Шарль-Луи рассчитывал, что Пьер сделает военную карьеру, как и почти все его предки. С тем же успехом он мог мечтать о том, что маленький де Кубертен достигнет Луны на трехколесной телеге. Сын барона поступил иначе: уехал в Париж изучать историю и философию, увлекся книгами о Древней Греции, а затем стал главным пропагандистом спорта в тогдашнем мире. Зачем становиться офицером, если спорт решит сразу все проблемы человечества — и со здоровьем, и с бесконечными войнами? Так, по крайней мере, думал идеалист Пьер. 2. Занимался спортом как подорванный Каков был распорядок дня французского аристократа? Немного крепленого вина поутру, потом бутылка портвейна, и вот у дверей уже ждут порочные девки Адель и Жаннет? А вот нет, де Кубертен упоенно занимался боксом, при первой возможности отправлялся фехтовать, устраивал скачки на лошадях, не мог жить без гребли, ну и вообще, крайне уважал здоровый образ жизни. Он интересовался одновременно десятком видов спорта, еще в колледже создал спортивный клуб, а когда подрос, организовал Союз французских обществ бега — сам де Кубертен, не поверишь, тоже регулярно бегал. 3. Исписал тысячи листов бумаги В то время когда Пьер не организовывал спортивные мероприятия, он садился в кресло и писал про физическую культуру. Вот часы пробили двенадцать, а де Кубертену хоть бы что — сидит и строчит. За всю жизнь Пьер опубликовал 30 книг, 50 брошюр и больше тысячи статей — все только о спортивной педагогике и олимпийском движении. А в один из дней он написал стихотворную оду. Произведение называлось «Ода спорту», и слова там были, например, такие: «О спорт — ты мир. Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами». В 1912 году за «Оду спорту» де Кубертен получил золотую медаль на конкурсе искусств в рамках V Олимпиады (да-да, с 1912 по 1949 годы на Олимпиадах была конкурсная программа для артистов — литераторов, музыкантов, живописцев, скульпторов и архитекторов). 4. Переживал из-за проблем с детьми Чтобы ты не думал, что де Кубертен прошелся по жизни легкой походкой, смеясь и поигрывая левым бицепсом, сообщим пару не очень радужных фактов из его биографии. Решив хоть в чем-то быть похожим на сановных предков, Пьер женился поздно, в 42 года, на дочке одного из министров Франции. Cупруга Мария родила барону двух детей — мальчик был умственно отсталым, а девочка всю жизнь страдала от неврозов. Когда в 1937 году 74-летний Пьер свалился в парке от инфаркта, то наследников у него не осталось — дети так и не родили ему внуков. Нам с тобой урок: спорт хорош, но от генетических сбоев, которые накапливаются в твоем организме с годами и могут навредить потомству, он не спасает. Если решил тоже завести детей после 40 — сначала посоветуйся с врачом и сдай анализы. Пьер де Кубертен: Родился 1 января 1863 года, умер 2 сентября 1937 года. В 1896 году по его предложению были возобновлены Олимпийские игры, их было решено проводить каждые четыре года. Сам де Кубертен стал генеральным секретарем свежесозданного МОК (Международного олимпийского комитета). Источник: http://www.mhealth.ru/blog_redakcii/1534763.php Держаться корней Иркутяне ищут предков и составляют родословные своих семей В Государственный архив Иркутской области поступает до 100 генеалогических запросов в год. Многим иркутянам удаётся восстановить свой род в нескольких поколениях, отдельным гражданам везёт особо – они докапываются до начала XVIII, а некоторые и до конца XVII века. Иван Пуляев – тот или не тот? В романе «Алтын-Толобас» Бориса Акунина историк Николас Фандорин приезжает из Лондона в Москву, чтобы найти вторую половинку завещания своего предка Корнелиуса фон Дорна. Не из корысти, а из-за «невыразимого, пьянящего чувства, когда из густой тьмы безвозвратно ушедшего времени вдруг начинают просеиваться тонкие светоносные нити». И сегодня некоторые иркутяне, обращающиеся в Государственный архив Иркутской области, испытывают то же самое ошеломительное чувство – когда получают на руки результат работы историков, когда видят каждое звено цепочки под названием «род». То, что яростно не приветствовалось в советские годы, стало актуальным и даже модным сейчас. В дворянских семьях генеалогические древа были традицией, крестьяне и купцы просто знали своих предков, но революция эту тенденцию вычистила. Как говорят работники архива, в советское время люди не интересовались своими предками, о чём свидетельствуют и статистика, и записи в журналах архива. Интерес к своим корням, к генеалогии возник уже в постсоветское время. Одна из причин – люди перестали бояться. А раньше было много страхов – вдруг найдёшь среди предков участников белого движения или раскулаченных? Так что архивом в советское время больше пользовались историки. – Первые генеалогические запросы появились в 1995–1998 годах, – вспоминает Елена Ильина, начальник отдела публикаций и использования документов. – С тех пор механизм нашей работы мало изменился: люди приходят на консультацию, рассказывают всё, что знают о своих предках, и для нас это главные отправные точки для работы, опираясь на которые мы и начинаем искать сведения в архивных документах. Для нас имеет значение всё: зажиточные были крестьяне или бедные, участвовали в войне или нет, если были переселенцами, то откуда и когда приехали. Поскольку у многих иркутян предки были из деревень, то для нас крайне важно название деревни, чтобы сориентироваться, к приходу какой церкви она относилась. Обычно родословную полностью составить трудно, ведь у нас содержится только часть документов. Для иркутян и жителей области мы можем открыть сведения лишь о какой-то части жизни их предков в Сибири – начиная с конца XVII века, с того момента, как они здесь отметились заключением брака или рождением детей. По некоторым запросам нам удалось восстановить на бумаге крепкие крестьянские семьи, которые селились в Иркутской губернии в период с конца XVIII до 20-х годов XX века. Главные помощники в этом деле – метрические церковные книги. Они делились на три части – родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие, причина смерти тоже указывалась. Самая ранняя датируется 1727 годом, велись они вплоть до 1920 года. В 1918 году в России была введена всеобщая система регистрации, но до Сибири она дошла на два года позднее. И долгое время, почти сто лет, ЗАГС метрические книги хранил у себя, не так давно они были переданы в Государственный архив Иркутской области. В дальнейшем органы ЗАГСа планируют передать в архив и документы советского периода. Метрические книги вели в двух экземплярах – один оставался в церкви, а второй отправлялся в духовную консисторию – своеобразную канцелярию дореволюционной эпохи. В 1920 году, когда был образован Государственный центральный архив Иркутской области, ему был полностью передан архив духовной консистории. А церковные метрические книги перешли в архивы ЗАГСа. Они сохранились не в полном комплекте, например, не всегда священнослужители отправляли их в духовную консисторию, не всегда они доезжали до пункта назначения – из-за огромных сибирских расстояний. Уже в годы перепутий и разрухи метрические книги порой сжигали, не понимая их значимости для истории страны и краеведения. А если какой-то год или два выбиваются из непрерывного цикла, восстановить цепочку уже труднее. Ещё одна сложность: в сёлах раньше было две-три фамилии – Пуляевы, Копыловы, а детей называли строго по святкам. Понятно, что среди даже двух Иванов Пуляевых легко выбрать «не того» Ивана, тем более что отчества раньше не записывали. Отдельная строка – инородцы, хотя называть инородцами бурят, испокон веку живущих на этой земле, как-то странно. Но с точки зрения православной религии буряты были как раз инородцами, ведь своих детей они не крестили и по всем документам считались именно инородцами. Так же, как и евреи какое-то время. Но с евреями намного проще – их метрические книги были переданы в архив Иркутской синагогой. Бурят же должны были записывать инородные ведомства, однако вели они эти книги отнюдь не скрупулёзно, хотя были обязаны это делать. Так что у бурят род легче всего бывает восстановить с 1920 года – когда в ЗАГСах записывали уже всех родившихся, а крещение вышло из разряда обязательных процедур. Но, тем не менее, в иркутский архив порой приходят буряты и просят помочь им. Часто мотив звучит следующий: шаман сказал, шесть поколений предков нужно восстановить. А что шаман сказал – бурят сделал. Генеалогические запросы удовлетворяют на платной основе. Стоимость зависит от трудозатрат, от количества просмотренных дел. В среднем стоимость запроса составляет 5-6 тысяч рублей. Цены бывают и ниже и выше. Нельзя не отметить, что с 2003 года расценки не менялись. Запросы приходят как из Иркутской области, так и разных регионов страны и даже из-за рубежа – из Израиля, Германии, Австрии, Америки. Сегодня сотрудники иркутского архива выполняют около 100 генеалогических запросов в год. Занимаются этим специалисты отдела публикаций и использования документов. Каждому для составления родословной одной семьи необходимо поднять около 30–40 дел. Люди при записях в метрических книгах порой ошибались, и эти ошибки нужно увидеть. Иркутяне могут и самостоятельно поработать в читальном зале, но возможности его тоже ограничены. Постепенно сокровища из своих фондохранилищ Госархив сканирует, переводит в электронный формат, но это работа долгая, на годы. Отыграть назад дом Историк Алексей Гаращенко, долгое время проработавший в центре сохранения наследия, сегодня вспоминает, как в ЦСН обратился мужчина с просьбой доказать право собственности на дом. Это было в середине 90-х годов прошлого века: – Мужчина наверняка знал, что дом по адресу: Степана Разина, 5, принадлежал его дедушке и бабушке. Мы взялись за ту работу, хотя это первый случай, когда к нам обращались с подобной просьбой. И нашли в Госархиве документ о строительстве этого дома, а в БТИ было дело, как на каждое городское строение. Действительно, до революции дом принадлежал этой семье. Затем его муниципализировали, владельцев потеснили, оставив им всего одну комнатку. Сам мужчина жил в этом доме в 1950-е годы, прекрасно его помнит. Он вырос и поставил перед собой задачу доказать, что дом принадлежал его семье. Просто было такое желание и были деньги на его осуществление. Я пытался его переубедить: «Даже если вы докажете право собственности на основании родства, назад дом вряд ли отыграете». Но тот упорствовал: «А я попробую». Мы нашли доказательства, подтвердили всё документально, выдали справку, передали ему. Насколько мне известно, в дальнейшем он судился с компанией, что снесла этот дом, отсудил его и им же продал, а затем уехал из Иркутска. Но самым удивительным для Алексея Гаращенко в этом прецеденте был не сам факт доказательства права собственности, а бумаги, обнаруженные во время поисков. В архивном деле в БТИ каким-то образом сохранилось несколько записок-доносов на бабушку этого человека. Это было время, когда дети отрекались от родителей со словами: «Они богатые, живут на нетрудовые доходы». Но добрые соседи считали нужным доложить в определённые органы: «Дети отказались от матери, а вечером и ночью они всё равно к ней приходят». – Поразительная вещь, жалею, что не догадался переписать текст, потому что это был шедевр искусства доносительства, – вспоминает Алексей Гаращенко. – Жуть и страх того времени вполне отобразились в таких подмётных письмах. И сегодня трудно вполне осознать, как дети боялись прийти к родителям из страха доноса. Это был первый случай в Иркутске восстановления генеалогической нити, связанный именно с собственностью. С другой стороны, если прецедент создать, то права на своё дореволюционное имущество будут требовать многие. Но в ряде государств такой закон существует, например в странах Прибалтики. В подобной ситуации оказалась советская актриса Вия Артмане, проживавшая в Риге. В результате неонационализации у прославленной артистки отобрали дом, в котором она прожила всю жизнь, и Артмане умерла в нищете. Поэтому закон о возврате былой собственности представляется не вполне гуманным с точки зрения людей, живущих ныне. Когда в роду шляхтичи Сперанские Но это лишь частный случай, потому что чаще всего люди ищут своих предков не ради какой-то потенциальной выгоды, просто возникает такая внутренняя потребность. В Иркутске в 2000 году была создана городская общественная организация «Родословие». Инициатором и первым председателем её стал Станислав Гурулёв, кандидат геолого-минералогических наук, известный краевед, специалист в области топонимики. Позже к нему присоединились Марина Новосёлова, кандидат геолого-минералогических наук, опытный исследователь персоналий польской ссылки в Сибири, архивариус польского общества «Огниво», и Татьяна Сергеева, преподаватель филологического факультета ИГПУ, занимавшаяся происхождением сибирских фамилий. Сегодня в обществе более 50 официальных членов, среди которых родословы из Заларинского, Усольского и Слюдянского районов, городов Ангарска, Усть-Кута, Слюдянки, Черемхова, а также Красноярска и Москвы. Периодически проходят стационарные и выездные заседания «Родословия», даются мастер-классы «Как составлять родословную». За консультацией может обратиться любой желающий и дальше уже самостоятельно продолжить поиски своих предков. В городе Саянске есть клуб «Поиск. Моя родословная», занимающийся вопросами родословия, его члены собираются раз в месяц. С «Конкурентом» своей историей поделилась Маргарита Тавер, в девичестве Кудрявцева. Родом она из Ярославля, но уже более 30 лет живёт в Саянске. – Семьи ведь все разные. И по маминой линии у нас было принято хранить письма и старые документы, фотографии. Моя старшая сестра – художник, она работала директором музея, активно занималась краеведением, всегда много ездила. Она буквально всё записывает и фотографирует. Наш дед тоже был художником, учиться в Строгановское училище его послал управляющий графа Шереметьева. В доме управляющего сейчас музей, и мы с сестрой побывали там, где наш дед ходил. А когда ездили на историческую родину, нам удалось даже найти заброшенную церковь, которую расписывал дед. Он умер от тифа в 1917 году, но письма его живы. По папиной линии много сведений мы получили от нашей тёти. Она очень гордилась своими предками (Писаревские, Сперанские) и часто рассказывала о родне, причём помнила очень многое. А вот документы там не хранились. Ну и много священников было в роду, в 1930-е годы они были репрессированы, сосланы, расстреляны, и говорить об этом было не принято, многое оказалось покрыто тайной. Так, просто из любопытства, мы начали искать материалы, увлеклись этим делом, со временем стал очень помогать Интернет. Кстати, форум Ярославского историко-родословного общества – один из самых лучших в стране. На московских форумах многое закрыто, а вот на ярославском все охотно делятся материалами, мы многое взяли оттуда, не надо было идти в архивы. Старшая сестра Маргариты Тавер часто бывает в старых русских церквях, во многих сохранились исповедальные книги, разные другие документы. Что же удалось найти двум сёстрам во время своих поисков? – Ветвь Писаревских нам с сестрой удалось докопать до 1800-х годов. Все они были истовые священники. Всех убили, у одного даже церковные книги на спине сожгли, а он не отрёкся от веры. По линии Сперанских мы до 1552 года докопали. Это были выходцы из Польши – Головко-Улазовские, естественно, графья. Но Михаил Сперанский, общественный деятель эпохи Александра I, нам не родня. Когда наши польские графья Сперанские, Улазовские, шляхтичи, имели поместья, Миша Сперанский был ещё ребёнком, а родился он, как известно, в семье священников. Но и наша родня не оплошала: Георгий Сперанский – детский врач, Николай Сперанский – филолог. Такие разные судьбы... Всё это я узнала в процессе работы над родословной. В войну они к нам приезжали в Ярославль в эвакуацию. А по линии мужа у нас были киевские евреи, но бабушку, дедушку, тёток, дядьёв и вообще всех просто собрали, погнали и убили в Бабьем Яру. Ключевым интересным моментом в своих поисках Маргарита Тавер считает момент выхода на ярославский форум, где были выложены церковные документы. Именно там с указанием конкретных дат и были найдены предки. Информация была в таком виде: «ГАЯО, ф. 230, оп. 2, д. 4532, клировые ведомости, Пошехонский уезд, 1900 г. с. Ягорба. «Священник Павел Аникитин Писаревский, 70 л., родился в с. Яне Мологского уезда, сын диакона; по окончании курса в Ярославской духовной семинарии уволен с аттестатом 2-го разряда. В 1856 г. 1 апреля определён во священника к Никольской……… должность законоучителя Ягорбской земской школы. В 1898 г. мая 27 дня по преклонности лет уволен за штат. Вдов. Приписка: 22 марта 1900 г. награждён фиолетовой скуфьёю». Конечно, в таком деле, как составление родословной, требуется большое терпение. Маргарита Тавер даёт свои советы по поиску предков: – Нужно непрерывно расспрашивать стариков, причём записывать на диктофон, а потом уже изучать. Хорошо и родственников просить писать воспоминания или просто проговаривать их вслух. Здесь нельзя упустить никакую мелочь: полезно записывать, кто кем работал, где служил, чем болел и т.д. Очень помогают книги по краеведению, обычно они издаются крохотным тиражом, но в библиотеках их найти можно. По военнослужащим можно делать запросы в местные военкоматы (по месту призыва), не все отвечают быстро, но отвечают, причём бесплатно: где служил, какие награды имел и т.д. Сегодня очень помогает Интернет, много сведений есть на специальных сайтах, есть специальные программы, помогающие составлять родословные. Кроме того, в Интернете имеются списки военнопленных, списки пропавших без вести, списки захороненных в братских могилах, но часто без года рождения. В нашем городе волонтёры из некоммерческого партнёрства «Саянцы-ру» помогают тем, кто не пользуется Интернетом. А я, например, одному человеку нашла, где же всё-таки воевал его отец, пропавший без вести, а также чем он был награждён и даже описание подвига. Его эмоции в тот момент, когда я всё это распечатала и ему вручила, не описать! Я очень уважительно отношусь к тем, кто хочет знать, что было раньше, даже если это было всего 20 лет назад. Очень интересно поступает в этом плане одна моя знакомая. Она провела большое исследование, сделала альбом, а затем начала делать такие альбомы для отдельных ветвей своего рода. Приложит общее генеалогическое дерево, вложит фотографии, использует заметки, например, из газет, сделает копию каких-нибудь награждений, немного сама напишет, и получается отличный подарок для молодой семьи. И у молодёжи таким образом возникает желание продолжить поиски. Источник: http://www.vsp.ru/social/2014/02/25/540436 Винничанин изучил свою родословную до 10 колена Виктор Долецкий из Винницы уже шесть лет исследует свою родословную. За это время ему удалось раскопать свое генеалогическое древо до десятого колена вглубь и на 294 ветви вширь. А это ни много ни мало 5452 родственника, которые жили на протяжении последних 300 лет. Началось же все в 2008 году, когда Виктор гостил у своего дедушки в селе. «Было поминальное воскресенье, – вспоминает Виктор. – После похода на кладбище все родственники собрались у деда. Эту традицию когда-то давным-давно ввела ныне покойная бабушка. Собралось человек сорок. И все между собой кровные родственники. Чужих не было. Вот мне и стало интересно: кто эти люди и как они связаны со мной». Выучил старославянский Для начала Виктор нашел в интернете специальную программу, которая позволяет четко структурировать данные. Затем начал расспрашивать родственников и заполнять базу данных. Очень скоро генеалогическое дерево разрослось на 300 человек. Это – четыре поколения. Что делать дальше, Виктор не знал, но интерес оставался. «Пошел в областной архив искать метрики, – вспоминает исследователь. – Но одно дело – найти, а другое – прочитать их. Порой современный почерк разобрать трудно, а тут рукопись столетней давности, да еще на старославянском. Сначала я просил, чтобы мне переводили. Потом начал изучать старославянский. Осваивал чуть ли не по букве, но потом приноровился». Шляхтич и крестьянка По линии отца предки Виктора оказались выходцами из обедневшей польской шляхты. А по линии матери – простыми крестьянами. Найти информацию о роде Долецких было намного тяжелее. Будучи поляками, они концентрировались вокруг костела. А это 20-30 сел на один приход. Очень интересной личностью оказался предок в седьмом поколении Антоний Долецкий. «Он добивался признания своего рода дворянским, – объясняет Виктор. – В 1793 году польские земли перешли во власть России, в которой не было понятия „шляхта“: были дворяне. А признать таковыми каких-то обедневших поляков Российская империя не хотела. Ведь дворянство не платило налогов. Я нашел заявление Антония Долецкого в Киевское дворянское собрание о прошении признать его дворянином. В нем он описывает себя, отца, деда, своих братьев – за кого просит. И уже в ревизиях за 1842 год его фамилия упоминается среди однодворцев с правом на подтверждение дворянства». Укрепление рода Иногда Виктору приходится заново возобновлять отношения между своими родственниками. Недавно он познакомился с двоюродной сестрой своей бабушки. В детстве они дружили, но потом судьба их развела – не виделись больше 30 лет. «Эту родственницу я нашел во время генеалогической экспедиции. Я практикую такие поездки на велосипедах в места, где жили когда-то наши предки, – рассказывает Виктор. – Приехав, начинаю расспрашивать пожилых людей, есть ли еще в деревне представители той или иной фамилии. Прошлым летом я ездил в село Березянка в Житомирской области. Оттуда родом бабушка. И там мне дали номер телефона ее двоюродной сестры. Я долго не решался позвонить, лишь месяц назад с ней познакомился. У нее оказалась фотография ее дедушки и бабушки. Фото сделано где-то в 1920-1930-х годах прошлого века. Это сейчас самая старая фотография в моей коллекции и для меня – просто бесценная. Кстати, бабушек я заново познакомил – созваниваются, весной собираются встретиться». Все люди – братья В процессе исследования выяснилось, что в сельской местности на уровне 5-6-го колена все жители друг другу приходятся родственниками. Причем могут быть таковыми не один раз. «Там такие переплетения судеб и линий, – не скрывает восторга Виктор. – Например, мой дядя оказался пятиюродным братом своей тещи. А четвероюродная сестра по маминой линии очень похожа на нашу прапрабабушку». Как правильно исследовать родословную: 1. Четко структурировать информацию, которая уже есть. Сделать это на бумаге или в специальной программе. Начиная с себя, родителей, бабушек, дедушек. 2. Расспросить родственников. Особое внимание обращать на дальнюю родню: двоюродных, троюродных сестер и братьев дедушек и бабушек. 3. Обращаться в архивы. Метрические книги хранятся в областных архивах. 4. Если нет документов в архивах, можно посетить храм в селе, откуда родом предки. Метрические книги могут храниться там. Или порасспросить старожилов: кто-то из них мог сохранить у себя документы, когда начались гонения на церковь. 5. Общаться на форумах с единомышленниками и экспертами, которые смогут подсказать вы- ход из тупиковой ситуации. Источник: http://vz.ua/publication/29528-vinnichanin-izuchil-svoyu-rodoslovnuyu-do-10-kolena Жизнь и подвиг на страницах архивных документов В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Риммы Ивановой, уроженки Ставрополя, явившей пример беззаветного служения Отечеству в годы Первой мировой войны. В Государственном архиве Ставропольского края хранятся подлинные документы, касающиеся её семьи и отражающие отдельные страницы биографии самой героини. Так, сохранился формулярный список отца Риммы – казначея Ставропольской духовной консистории коллежского асессора Михаила Павловича Иванова, в котором говорится, что «за отлично-усердную службу и особые труды» он был награжден орденом св. Станислава 3-й степени и серебряной медалью в память царствования Александра III на Александровской ленте. Поступившая в 1902 году в Ольгинскую женскую гимназию Римма Иванова училась легко, знания давались ей без особого труда. В фондах архива хранится аттестат об окончании ею VII класса Ставропольской Ольгинской женской гимназии и свидетельство об успеваемости ученицы VIII дополнительного класса. По окончании гимназии в 1913 году Римма отправилась в село Петровское Благодарненского уезда, где получила должность учительницы одного из земских училищ. Преодолевая трудности, молодая учительница добилась отличных результатов на педагогическом поприще, как отмечал председатель Благодарненской земской управы Г. Мальцевский. После окончания учебного года Римма планировала продолжить своё образование, но все планы были нарушены: Германия объявила России войну. Губернское земство приступило к оборудованию госпиталей. Для подготовки медсестёр были образованы кратковременные курсы, на которые сразу же записалась Римма. В архиве сохранилось постановление Ставропольской губернской земской управы от 7 сентября 1914 года, из которого узнаём, что Р.М. Иванова была направлена сестрой милосердия в госпиталь № 2 вместе с девушками известных в то время на Ставрополье фамилий: М.В. Алафузовой, С.П. Мачканиной, Е.И. Рудневой, М.В. Берк… Среди них и дочь ставропольского губернатора Б.М. Янушевича – Елена Мовилло. Несмотря на протесты родителей, 17 января 1915 года Римма добровольно ушла в действующую армию. Прибыв на Западный фронт в 83-й Самурский пехотный полк, который до войны дислоцировался в Ставрополе, она наотрез отказалась остаться в полковом лазарете. Под именем санитара Ивана Михайловича Иванова она отбыла на передовые позиции. Только впоследствии этот юный доброволец, став сестрой милосердия, обрёл своё настоящее имя – Римма Михайловна Иванова. Отважная девушка, находясь на поле боя, не раздумывая, бросалась туда, где ждали её помощи. Домой она с гордостью писала: «На меня не смотрят здесь как на женщину, а видят сестру милосердия, заслуживающую большого уважения». Родители в письмах всё настойчивей просили её передохнуть от ужасов войны. Пробыв полгода в полку, Римма наконец взяла отпуск и 9 июля приехала в Ставрополь. К этому времени она уже имела два «солдатских Георгия». Мать с отцом надеялись, что после пережитого дочь останется дома. Римма же мыслями была с теми, кто писал ей: «Вы своей самоотверженностью и ласкою вселяете веру в тяжело раненных…». Читая такие письма, она не могла оставаться равнодушной. 19 августа 1915 года Р. Иванова снова отправилась на фронт. По пути к месту службы она заехала к брату, который состоял врачом в 105-м Оренбургском пехотном полку. Владимир уговорил сестру остаться с ним. Но она, как и на прежнем месте службы, отказалась остаться в тылу. Римму назначили фельдшером 10-й роты. 9 сентября именно на участке этого подразделения начались ожесточённые атаки неприятеля. В одну из атак враги почти вплотную подошли к окопам. Некоторые из солдат в панике стали выскакивать из траншей и бежать в тыл. Командовать было некому – офицеры были убиты или тяжело ранены. Римма, выскочив из окопа, с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперёд. За ротой поднялись и другие подразделения, которые, отбросив противника, ворвались во вражеские окопы. Но радость победы была омрачена гибелью Риммы, которая была смертельно ранена и умерла на руках солдат. По просьбе родителей и общественности города гроб с телом Р.М. Ивановой был доставлен в Ставрополь по железной дороге в сопровождении брата Владимира. В метрической книге Казанского кафедрального собора имеется запись: «Девица сестра милосердия 105-го Оренбургского пехотного полка Римма Михайловна Иванова, 21 г. 4 мес. Убита в бою под деревней Мокрой Дубровой 9 сентября 1915 года. Церковное чинопоследование отпевания совершил священник 105-го Оренбургского пехотного полка в селе Доброславки Гродненской губернии. Предание же земле на кладбище Андреевской церкви г. Ставрополя совершено ставропольским епархиальным миссионером протоиереем проповедником Симеоном Никольским соборне». В газетах «Ставропольские губернские ведомости» и «Северокавказский край» за 1915 год, сохранившихся в Государственном архиве Ставропольского края, подробно описывается церемония прощания с героиней–землячкой. Проститься с Риммой пришли родные погибшей, ее учителя, подруги по гимназии, сестры милосердия ставропольских госпиталей, ставропольский губернатор Б.М. Янушевич, представители дворянства. Указом императора Николая II в 1917 году Р. М. Ивановой присвоено потомственное дворянство. В Государственном архиве Ставропольского края хранится дело Ставропольского дворянского депутатского собрания о возведении в потомственное дворянское достоинство доблестно погибшей 9 сентября 1915 года в бою с неприятелем уроженки г. Ставрополя сестры милосердия Риммы Ивановой. Для увековечения памяти героини местные власти учредили стипендии ее имени в фельдшерской школе, Ольгинской женской гимназии и земском училище с. Петровского. Татьяна МАКАРОВА, сотрудик Государственного архива Ставропольского края Источник: http://vechorka.ru/gazeta/?b=view&articleID=30887 О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||