Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Кодымские корни Василия Ланового

16 января исполнилось 80 лет Василию Лановому - "самому красивому среди талантливых и самому талантливому среди красивых" актеров советского театра и кино.

По этому поводу на сайте Кодымской райадминистрации опубликовано приветствие знаменитому артисту.

"Дорогой Василий Семенович!

Примите искренние поздравления с юбилеем! Кодымщина гордится Вами, выдающимся земляком! Знаем все фильмы, смотрим спектакли, следим за творчеством. Не одно поколение воспитано на примерах героев, которых Вы сыграли за долгую творческую жизнь!

Верим, что силы Вам предоставляют украинские корни, именно наша богатая культура, звуки мелодий, неповторимая магия слова родного края!

Желаем крепкого здоровья, творческих идей и ролей, семейного уюта и долголетия!

БРАВО, БРАВИССИМО!  ТАК ДЕРЖАТЬ!"

Подоплека этого письма становится понятной, если знать некоторые моменты биографии артиста.

Василий Семенович Лановой родился 16 января 1934 года в Москве, куда в неурожайный 1931 год из села Стрымба Кодымского района Одесской области приехали его родители - Семен Петрович (1907-1979) и Галина Ивановна (1910-1986).

За несколько дней до начала войны родители отправили семилетнего Васю и двух его сестер на свою родину, чтобы дети как следует отдохнули в деревне, на свежем воздухе. На станцию Абамеликово, которая находилась в нескольких километрах от деревни Стрымба, они приехали рано утром 23 июня. Встречал их дедушка, и едва они сошли с поезда, он первым сообщил о том, что началась война. Мать с отцом должны были приехать к ним через неделю, но война разлучила семью почти на три года.

В. С. Лановой вспоминает эти страшные годы оккупации в своей книге: "Сначала было отступление наших: шли плотной колонной на восток, потом движение начало убыстряться, шли уже не колонной, а отдельными группами. Расстояние между группами становилось все больше и больше, а скоро мы увидели и первых раненых, окровавленных солдат. Шли кто сам, кого везли или тащили на себе солдаты, двигались уже не только по дороге, не только по шляху, как говорят на Украине, а больше напрямки, срезая углы, маленькими группами, поодиночке, по двое. И наконец образовалась пауза, томительная, гнетущая тишина. Крестьяне с тревогой ждали, что же будет дальше...

А дальше появились первые мотоциклисты, точно так, как показывают в кино. Сначала вдали увидели столб пыли, который поднимался над дорогой. Люди стояли у околицы и молча смотрели на приближающихся автоматчиков на мотоциклах. Немцы ехали, не опасаясь встретить здесь сопротивление, нагло, в открытую, с губными гармошками, в касках, несмотря на летнюю жару, пели, что-то кричали, ели яблоки, молочные початки кукурузы, показывали в нашу сторону и хохотали. Доехали до центра села, развернулись, постреляли вверх, им никто не ответил, и тогда дали ракету своим, что, мол, путь свободен, открыт и можно двигаться дальше. А сами подъехали к колодцу и по-наглому, беспардонно разделись догола на виду у всего села, начали обливаться водой, вскрякивая и изредка поглядывая по сторонам с видом завоевателей...

Двигалась эта лавина через село непрерывно около двух недель, и казалось, конца не будет. А когда прошла, один отряд остановился в деревне. Немцы расселились по хатам, ели только яйца, кур живых уже не оставалось, воду заставляли пить сначала местных жителей - боялись, что их отравят. Некоторые немцы даже угощали нас, малышей, шоколадом, показывали фотографии своих детей и умиленно плакали. Пока это была для них всего лишь несколько затянувшаяся прогулка. А один немец, который у нас остановился в доме, подарил мне свой ремень. Я надел его и пошел гулять. Случилось это на току... Подъехал немец, увидел меня с этим ремнем и кричит: "Ком хер, ком хер!" Я подошел. Тогда он показал, чтобы я отдал ему ремень. А я говорю: "Не дам, мой ремень". Тогда этот детина снял с плеча автомат и при всех над самой головой дал очередь, описав дугу... До сих пор слышу свист пуль у самого уха. Бабушка моя сразу упала в обморок, а дед застыл в оцепенении, как он потом говорил: "Остолбенел и слова сказать не мог".

После этого я молча снял ремень и протянул его немцу. Внешне все это я перенес спокойно, но долго еще и после войны, занимаясь уже в самодеятельности, продолжал заикаться и с большим трудом избавился от этого недуга".

Но война-войной, а жизнь все равно поворачивалась к мальчишке и светлой стороной.

"Шло время, и, несмотря на то, что продолжалась война, с наступлением весны надо было думать о новом урожае, о том, чем прокормиться в следующую зиму. К сельскому труду приобщали и нас, детей. Первое время нам, мальчишкам, доверяли пасти коров, а позднее разрешили смотреть за лошадьми, ездить верхом, купать их, отчего радость получали огромную. Мы брали с собой кусок черного ржаного хлеба, а когда с хлебом становилось трудно, несли с собой в поле малай - лепешки наполовину с кукурузой, бутылку молока. Сгоняли коров в стадо и босые, в холщовых домотканых, порою не по возрасту штанах и рубахах уходили по утренней росе за деревню. Рано утром вставать обычно не хотелось, но стоило выйти из хаты, как утренняя свежесть и первые ласкающие лучи солнца снимали сон мгновенно. Пробуждалась вокруг вся природа: на глазах взмывали в небо с радостными переливами жаворонки, радуясь новому дню, по полям и лугам разливались ароматы полыни, клевера, гречихи, смешанные с запахами стада медленно двигающихся коров и коз. Все это создавало неповторимую картину деревенской жизни, запавшую в память со всеми цветами, звуками, запахами на всю жизнь..."

Ужас оккупации закончился темной апрельской ночью 1944 года: "Вдоль дороги, насколько можно было видеть, полыхали огни, словно расставленные кем-то специально факелы, указывающие дорогу восвояси. Вместе с ними в нашем крае догорала война...

А на следующий день я пошел за водой до копанки, как вдруг услышал - из оврага доносились короткие сигналы морзянки. Осторожно подошел ближе и увидел, как двое склонились над переносной радиостанцией и передавали сигналы. И только тогда разглядел на ушанке одного из них красную звезду.

...Много лет прошло с той поры, а воспоминания о войне, о партизане в ушанке со звездочкой, взрыв радости и счастья навсегда остались для меня самыми яркими, самыми сильными. Я сообразил, что это наши, и с криком: "Наши-и-и!" бросился что было сил в деревню. Правда, через минуту уже снова сидел в погребе - дед не сразу поверил и на всякий случай решил все же упрятать меня в уже обжитое место.

А партизаны, видимо, передавали своим о том, что в деревне никого нет, путь открыт, и уже примерно через полчаса от соседнего села Березовка двинулась лавина вооруженных людей. По тому, как они были одеты, все сразу поняли - партизаны. Они первыми вошли в село..."

В дальнейшем артист, уже ставший знаменитым, приезжал в Стрымбу, выступал перед местными жителями, среди которых были и те, кто помнил его мальчишкой военной поры.

Снимался артист и на Одесской киностудии, правда, очень редко. Зато именно в Одессе он стал соавтором фразы, которая, что называется, ушла в народ.

Вряд ли найдутся те, кто не видел или хотя бы не слышал о кинокомедии "Полосатый рейс". Одна из самых памятных сцен картины - тигры на пляже - снималась в Одессе. Лановой играл в ней крохотную роль отдыхающего, который и говорил:

- Красиво плывут!

- Кто?

- Вон та группа в полосатых купальниках.

По одной из версий, эту фразу придумал сам актер. Самое же забавное: в титрах фильма его фамилия не указана...

Теперь понятно, почему в Кодымском районе с таким энтузиазмом восприняли юбилей московского актера Василия Ланового!

Материалы полосы подготовил  Александр ГАЛЯС

Источник: http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art039&year=2014&nnumb=03

 

«Тверь – щедротами Екатерины Второй»

Несколько слов о вышедшей книге «Тверь – щедротами Екатерины Второй» (Тверь, 2013). Авторы альбома – Алексей Салимов, Марина Салимова, Вячеслав Савельев, Александр Семенов, издатель – Тверское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Выход издания стал возможным благодаря победе в городском конкурсе социальных проектов «Тверь – объяснение в любви».

Альбом, как видно из названия, посвящен екатерининскому веку в Твери. Он связан с 250-летием создания генерального плана города, который был сверстан в 1763 году после уничтожения пожаром деревянной Твери. Тогда же по Указу Екатерины Великой были утверждены планы застройки 350 российских провинциальных городов.

Напомним: зодчий Петр Никитин, сын художника Романа Никитина, поставил здесь у нас небывалый градостроительный эксперимент, создав «игрушку» – «Петербурга уголок», «самый красивый после Петербурга в России город». Средневековая деревянная Тверь за десятилетие превратилась в каменный город в европейском вкусе: знаменитое трехлучие, застройка центральной улицы и набережной Степана Разина единой фасадой. Никитин был зодчий сравнительно молодой, желавший готовить зодчих на практике. Екатерина одобрила план Никитина. В это время в его команде подвизается и Матвей Казаков – будущий строитель Кремлевского дворца.

До екатерининского века в Твери доминирует скученная деревянная застройка, то и дело выгоравшая в ходе страшных пожаров. Екатерине Великой нравилось быть строительницей. Интересно прочитать и о масштабах помощи городу в екатерининские времена. За десятилетие построены десятки общественных зданий, 237 частных домов. Жаль, не сохранились с той поры гостиный двор на Миллионной, сад, подаренный Екатериной городу. Но каждый день мы можем видеть творения Никитина и Казакова.

«При построении домов должно соблюдать три правила, – учил отвечавший за строительные работы перед государыней Иван Бецкой, – твердость, способность и красивость, город в большом есть то же самое, что дом в малом. Нужно, чтобы улицы были широки и прямы, площади большие, все дома на всю улицу, одною сплошною фасадою…». Приятно, что в старом городе, где мы живем, сохранились целые кварталы домов восемнадцатого века, построенных, как и предписывалось. Есть и остатки кварталов, построенных с разрывами фасадов. Говорили, что количество окон в единой фасаде, смотрящей на набережную Волги, первоначально было равно числу букв в словах «Государыня Екатерина».

«Прокладывайте улицы» – такой совет, как мы знаем, дал Екатерине Второй великий французский философ Дени Дидро. Знаменитые три луча – улицы, запроектированные Петром Никитиным, проходящие через изящные площади, сохранились в планировке старинного города. На оси плана Никитин помещает четыре площади с собственными функциями – Соборная, Красная, Восьмиугольная, Полуциркульная. Никитин запроектировал тверские площади пустыми. Дома были двухэтажными, потому на старинных фотографиях город выглядит соразмернее.

При Екатерине создается шестнадцать центральных кварталов, где дома предписано строить исключительно из камня. Принимается решение переместить домовладельцев победнее к бывшей Ямской слободе. Тогда же создается сплошная и усадебная застройка кварталов Твери. Историкам известны гигантские средства и выданные и частично прощенные ею суммы.

Жалко, что нет в городе улиц архитекторов Никитина, Квасова, Казакова, Обухова – они, его устроители, это заслужили.

На 1776 год приходится последний год деятельности конторы по застройке Твери. Происходит отставка Никитина, и в Твери начинает свою работу Федор Штенгель. Им создан в 1777 году главный парадный фасад Затьмачья, который составила набережная Тьмаки. Троицкая улица визуально связывала соборную колокольню и башню Путевого дворца со старинным храмом Твери, церковью Белая Троица, известной еще со времен погрома Твери Грозным.

Альбом представляет очерки о кварталах старинного города и старинные фотографии и планы, но не связан исключительно с екатерининским веком. Есть в нем и немногочисленные более ранние постройки, и более поздние. А фоторяд представляет город таким, каким он вошел в двадцатый век.

В этом альбоме невозможно было бы обойти вниманием и кафедральный собор Твери, и упоминания о Тверском кремле. В 1763 году разбирают последнюю башню деревянного Тверского кремля. Построены новый архиерейский дом, который Екатерина сделала своим дворцом, дом губернатора. Преображается набережная левого берега Волги, где расположен Отроч монастырь. Трудно представить ту Тверь, выполнявшую до возникновения железнодорожного транспорта роль транзитного пути на водной артерии. Гладь трех рек, волжские пейзажи, пароходы, баржи, лодки Твери-кормилицы. Волга, как и Тверца, покрыта судами, здесь проходит до 5000 барок ежедневно.

Город с Волги выглядит по-другому, доминантой выступают храмы. Сегодня уцелел единственный – Вознесенский. Велик список утрат. Перестроены Гостиный двор и городская Дума – сегодня это величественный неоклассицистский областной драматический театр. Надстроены дома в центре – а в альбоме видим еще двухэтажный кинотеатр «Вулкан». На фотографии из альбома «Виды местности на реке Волге от Твери до Казани» 1867 года дома от Ильинского (Тверского проспекта) до Трехсвятской одноэтажные, от Владимирского переулка (Студенческого) до Скорбященской улицы (улицы Володарского) – уже двухэтажные. Владельцы домов на Волжской набережной – Куровы, Волковы, Головинский, Коняев, Былинкин, Бакунин, Аваевы, Нечаевы, Шлыгины, Светогоровы. Старинные тверские фамилии, их потомки живут в городе и поныне.

В издании отражена история Спасо-Преображенского собора. Как известно, первое каменное здание тверского Спаса возведено в 1234–1285 годах русскими мастерами. В семнадцатом веке древний собор разобрали, построили заново, ориентируясь на московский Успенский собор. Уже в девятнадцатом веке рядом с тверским собором Святого Спаса планируется постройка нового собора. Новой вехой стал 1935 год, когда собор был разрушен. Рядом с Императорским дворцом встали памятники новой эпохи – Ленин, Сталин, Калинин…

Презентуемая работа заслуживает высокой оценки. И все же хочется подискутировать с позицией ряда авторов, ратующих за старину. Восторгаясь дореволюционными видами центра Твери, многие историки и краеведы не хотят признать, что это был совсем другой, маленький город. При этом показательно умаление или умолчание градостроительных решений двадцатого века, когда в Твери возникают прекрасные здания театра, филармонии, библиотек, Домов культуры, кинотеатров, школ, детских садов, мостов, заводов, ТЭЦ, жилых кварталов. В сегодняшнем городе живет народу в десять раз больше, чем в екатерининском, и в шесть больше, чем в начале двадцатого века. Сложные социальные процессы двадцатого века не могли не отразиться на облике города. Позволим привести мнение авторитетного исследователя тверской культуры Галины Лебедевской. Это в доме ее прадеда на Новоторжской, построенном по проекту Росси, находится сегодня бюро технической инвентаризации, с фасадами, увы, плачевного состояния. Галина Лебедевская, сокрушаясь об утратах, правильно писала, что того города нет и уже не будет. Надо очень поддаваться конъюнктуре момента, чтобы утверждать, что в двадцатом веке все в городе стало хуже. Двадцатый век много и хорошо строил. Любой город развивается. Есть утраты, но есть и обретения. Модерн и эклектика, осужденные сначала за дурновкусие, а потом понятые как универсальная игра со стилями, конструктивизм, неоклассицизм, современный хай-тек – все они оставили след на облике города. Утратам не суждено возродиться в полноте, сегодня важнее бережно сохранять то, что есть. На эти мысли наводит отличная работа авторов альбома о красоте Твери изначальной и вечной.

Продолжение разговора о Твери, ее культуре и архитектуре – 11 февраля в 16 часов на открытии Недели тверской книги. В 17.30 в зале искусств будет презентован обсуждаемый в этой статье альбом. А 13 февраля в 16 часов – встреча с книгой Маргариты Железновой «Если бы картины заговорили...», она о коллекции картин Тверской картинной галереи.

Александр БУШЕВ,  доктор филологических наук, профессор ТвГУ

Источник: http://www.tverlife.ru/news/74167.html

 

«Монархия — это не политика, а образ мыслей»

Предводитель Воронежского губернского дворянского собрания рассказал «Русской планете» о том, зачем оно существует

Геннадий Шимко-Юшков — член редакционного совета всероссийской газеты «Царский вестник», потомок участника Отечественной войны 1812 года. Его предки владели поместьем в селе Троицкое, родственникам принадлежал дом на месте «Петровского пассажа». Прадед Шимко-Юшкова был репрессирован во время войны, а отец в 90-е годы создал собрание, объединившее воронежских дворян.

– Геннадий Николаевич, как в Воронеже появилось дворянское собрание?

– Оно возникло практически сразу после того, как таковое появилось в Москве. Воронежское собрание начал регистрировать мой ныне покойный отец Николай Геннадьевич Шимко, доцент ВГУ, еще в 90-е годы. В тот период, как вы помните, беспрепятственно появлялись самые фантастические организации, в том числе и экстремистского толка. А вот регистрация дворянского собрания проходила очень тяжело. Довести дело до конца моему отцу помог его математический склад ума, а также упорство и ответственность перед долгом. Надо заметить, упорство здесь сыграло не последнюю роль, ибо приходилось постоянно переписывать устав. А ведь тогда все приходилось печатать вручную, нанимать для этих целей специально обученных людей, платить им деньги.

Когда отец пришел получать свидетельство о регистрации, его спросили: «А вы не думали, как к этому отнесутся люди? Может быть, они будут возмущены!» До такой степени идеология была направлена тогда против дворянского сословия, против его мыслей и убеждений. И это при том, что РНЕ существовало совершенно легально, по телевизору выступали мнимые чудотворцы наподобие Кашпировского, и такие, как Чумак, «заряжали» воду через экраны телевизоров. А вот дворянское собрание вызывало настороженность и боязливость со стороны чиновников. Для меня это все, по меньшей мере, удивительно.

– Кем были ваши предки?

– В старину все дворянские роды вносились в разные «Бархатные книги». Мои родственники вписаны в шестую книгу, одну из самых почетных. Одна из ветвей моих родственников восходит к Рюриковичам. Естественно, когда говорят «восходит», имеют в виду только малую толику крови, то есть дальнее-дальнее родство.

Изучать историю нашей семьи начал мой отец. В результате исследований он составил подробное генеалогическое древо. Юшковы — древний дворянский род. Представители моей фамилии были губернаторами Москвы и Санкт-Петербурга. В столице даже сохранился дом Юшкова.

– Как родственники губернаторов обеих столиц оказались на Воронежской земле?

– Когда началась Отечественная война 1812 года, мой предок, живший тогда в Калужской губернии, не мог сидеть, сложа руки. Он, будучи военным человеком, из своих крепостных организовал отряд, на свои деньги его вооружил. Но для того чтобы сформировать полноценную воинскую часть, потребовалось продать имение. После чего он получил разрешение отправиться со своей воинской частью на фронт. Война закончилась, мы победили Наполеона, а имение мой предок уже продал. Назад дороги не было. Поэтому Государь-Император в воздаяние его заслуг даровал ему поместье Троицкое в Воронежской губернии.

В этом поместье родилась моя бабушка, урожденная Струкова, Надежда Петровна. Потом она переехала в Воронеж. Моя ныне здравствующая тетя, Ирина Геннадьевна Максимович (Максимовичи — тоже древний род, муж Ирины Геннадьевны происходил из украинского гетманского рода) работала в Музее изобразительный искусств старшим научным сотрудником. В 70-е годы она приезжала в Троицкое с лекциями. Из поместья в то время сделали клуб. Тогда нельзя было говорить, что этим поместьем владела ее бабушка.

– Если об этом нельзя было говорить в 70-е, то что же тогда было в 30-х и 40-х?

– При Сталине было уничтожено два моих прадеда. Мой прадедушка по материнской линии до войны работал в управлении одной из воронежских железных дорог. Во время войны он был арестован, обвинен как немецкий шпион и в дальнейшем уничтожен в ГУЛАГе. Будучи журналистом, я добился разрешения ознакомиться с его делом. Выяснилось, что он подобрал листовку, сброшенную с немецкого самолета. Наверное, хотел показать дома. Через несколько часов за ним приехали сотрудники НКВД.

После разоблачения культа личности Сталина он был реабилитирован. Но от этого моей семье не стало легче. Когда я пришел домой из архива, моя бабушка, тогда уже глубокая старушка, спросила, кто же на него донес. И когда услышала фамилию, она с грустью сказала: «Мы в семье так и думали». Потому что этот человек через несколько дней был назначен на место деда. Последний в то время работал начальником службы железной дороги, что приравнивалось к генералу (в то время железная дорога была военизированной организацией).

– Воронеж можно назвать городом с богатыми дворянскими традициями?

– Безусловно. До революции в Воронеже насчитывалось ориентировочно 1,2 тыс. дворянских фамилий. Но это только потомственные дворяне, а посчитать, сколько было личных дворян, не представляется возможным.

В наши дни Воронеж имеет такой же статус, как Белгород и Липецк. Но до революции он был губернским городом, и там существовало большое собрание, а Липецк и Белгород являлись уездными городами, поэтому там были, что называется, трубы пониже и дым пожиже.

– Проспект Революции раньше назывался Большой Дворянской улицей. Название наводит на мысль, что это была «территория дворян».

– Проспект не был «дворянской вотчиной» никоим образом. Это была административно-купеческая улица. Там располагалось много магазинов, доходных домов, гостиниц, а также кинотеатр «Увечный воин». А вот крупных дворянских особняков не было.

Мои родственники владели домом на Малочернавской улице (он стоял на месте «Петровского пассажа»). Но он был вдвинут от красной линии вглубь. По красной линии улицы доминировала 1-ая мужская гимназия, где преподавал мой прадедушка, Петр Николаевич Юшков.

Одно время дворцы аристократии строились возле Успенской церкви, где находилась верфь. Потом одной из «привилегированных» улиц стала Большая Девическая, ныне Сакко и Ванцетти. Там сохранилось много большое количество домов очень высокопоставленных людей, в том числе и старый дом губернатора. Потом, когда город стали застраивать по Екатерининскому генеральному плану, центр переместился из приречной части туда, где он находится и поныне.

– Наверняка в Дворянское собрание приходили самозванцы, которые зачем-то пытались доказать свою принадлежность к сословию.

– Да, бывало и такое. Один человек пришел в собрание (это было практически сразу после его создания) и начал говорить, что он принадлежит к графской фамилии. Мы запросили данные о поместье, которым он якобы владел, и выяснилось, что там фигурировал совсем другой помещик. Тогда люди мало представляли возможности доступа к историческим источникам. Мы проверили информацию и поняли, что этот человек либо не вполне нормален, либо хотел стать членом собрания для того, чтобы впоследствии его дискредитировать. Подобные методы очень часто применялись коммунистами. То, как действуют злоумышленники, прекрасно иллюстрирует история, имевшая место при Хрущеве. Речь здесь, правда, идет о Церкви, но принцип тот же. Штатный офицер госбезопасности специально поступил в семинарию, закончил ее, вел жизнь обычного приходского священника — молился со всеми, вступал в полемику, ходил в столовую. Был честен, не выпивал, не прелюбодействовал. А потом в один прекрасный день просто вышел на амвон, сорвал с себя крест, снял рясу и закричал: «Я не верую! Я прозрел! Это обман!» Все это время он, получается, просто завоевывал доверие. Прихожане после этого случая шептались: «Наш батюшка в Бога перестал верить!» Самозванец своего добился — зерна сомнения в сердцах людей были посеяны. У некоторых они, к сожалению, проросли и дали всходы. Вот так и любой злоумышленник может проникнуть в Дворянское Собрание, а потом дискредитировать его своим образом жизни, своими высказываниями и поступками, а не просто срыванием с себя креста. То, о чем я говорю — постепенная, более утонченная дискредитация.

– А зачем вообще Дворянское Собрание создавалось? Какую это преследовало цель?

– Представление о том, что дворяне живут только ради того, чтобы собираться на балах и банкетах — ложно. Главная цель дворянина — служить своей Родине.

– Как я понимаю, подавляющее большинство дворян являются монархистами?

– В Дворянском Собрании состоят монархисты-легитимисты. То есть те, кто признает Государыню Великую Княгиню Марию Владимировну — в настоящее время она живет в Мадриде — и ее Наследника Георгия Михайловича. Из всех многочисленных родственников, имеющих какое-либо отношение к Дому Романовых, только они имеют законное право на престол, то есть только эти два человека и являются Домом Романовых, все остальные состоят в морганатических браках.

Законную Наследницу поддерживает и Святейший Патриарх, а для нас мнение Церкви — это высшая инстанция. Патриарх величает Марию Владимировну с титулованием — Государыня Великая Княгиня, тем самым признавая ее права.

– Разговоры о законной наследнице на престол и признание ее прав… Все это выглядит подозрительно.

– Нет, мы — не «пятая колонна». Дело в том, что монархия — это не политика, а образ мыслей. А по канонам Церкви православный человек является монархистом. Служить Государыне Марии Владимировне — это не значит служить другому государству, другому президенту или другой армии. Государыня — патриот России. Однако она против создания в России монархической партии. Вместе с тем Государыня очень тесно сотрудничает с правительственными, военными и научными структурами Российской Федерации. Она регулярно наносит визиты в Россию, но в Воронеже, к сожалению, ее пока не было.

– Почему Мария Владимировна против создания монархической партии?

– Потому что она — Государыня всех россиян, и в случае создания партии будет невольное выделение одних групп и принижение других. Более того, она считает, что сегодня реставрировать монархию нереально. Даже если кто-то этого захочет, то в нашей стране чрезвычайно мало подданных Государыни. На сегодняшний день Марии Владимировне присягали только монархисты, и я в числе. Чтобы остальные россияне тоже присягнули Государыне, необходима неспешная просветительская работа, приобщение к Церкви. Но в Церковь человека никто насильно вести не будет, а, следовательно, и к монархии насильно тоже не приведешь. Единственный легальный путь — это неспешное просвещение и воцерковление людей, понимание ими сути монархии. Тогда, возможно, может получиться так, что подавляющее большинство депутатов Государственной Думы примет монархическую идеологию. Но в ближайшем будущем такой сценарий маловероятен. На то, чтобы люди единодушно пришли к монархической идеологии, могут уйти сотни лет.

Источник:http://voronezh.rusplt.ru/index/predvoditel_voronezhskogo_dvoryanskogo_sobraniya_rasskazal_zachem_ono_suschestvuet-7770.html

 

Территориальная геральдика: от Екатерины II до Александра II

Если предположить, что до начала XVI века города нынешней Калужской области, входившие в состав Великого княжества Литовского, не имели (что маловероятно) своих гербов, то начало развития городской геральдики на Калужской земле было тесно связано с административно-территориальными реформами Екатерины II середины XVIII века и с учреждением Калужской губернии.

Екатерининская реформа осуществлялась по принципу: «город – это центр своего окружения», учрежденный «для доставления жителям ближайшего суда и расправы», то есть функции административного управления считались для города приоритетными. Пытаясь радикально изменить всю территориальную организацию общества, реформаторы стремились к относительно равномерному распределению городов по территории России. Основой вновь образованной Калужской губернии стала учреждённая Петром I в 1719 году Калужская провинция, в которую согласно указу вошли: «Калуга с Медынским уездом, к ним Одоев, Воротынск, Мещовск, Мосальск, Перемышль, Козельск, Серпейск, Лихвин».

Указ Екатерины II об учреждении Калужской губернии последовал 24 августа 1776 года. Он гласил: «Мы, почитая за благо учредить вновь Калужскую губернию, повелеваем быть в ней следующим 12 уездам, а именно: Калужскому, Тарусскому, Малоярославецкому, новоназначенному, которому впредь название дано будет, Воротынскому, Мосальскому, Серпейскому, Мещовскому, Козельскому, Перемышльскому, Лихвинскому и Одоевскому…» Но уже следующим указом от 26 октября 1776 года Екатериной II состав Калужской губернии был утверждён из следующих уездов: Калужский, Козельский, Перемышльский, Малоярославецкий, Одоевский, Лихвинский, Мещовский, Серпейский, Мосальский, Тарусский, Боровский, Медынский.

С образованием 19 сентября 1777 года Тульской губернии ей был передан Одоевский уезд, а вместо него через год образован новый – Жиздринский уезд.

В марте 1777 года последовал специальный указ о гербах, которые предназначались каждому из уездных центров. Гербы были составлены под руководством князя Михаила Михайловича Щербатова или лично им, став одними из красивейших и лаконичных городских гербов Российской империи.

Начиная с 1778 года визуально изменилась своеобразная конструкция российского городского герба, которая воплощала суть правительственной политики по отношению к городу: город (это показано при помощи «подчиненности», вторичности городского герба) имеет самостоятельность (самоуправление) по монаршему благоволению (символ верховной власти над городским гербом). Это нашло отражение во внешней форме городского герба, когда в верхней части представлен герб губернии, являющийся основным, и в нижней части городской, подчиненный герб. В нашей области такая форма герба встречается только в гербах Сухиничей и Юхнова (ранее входил в состав Смоленской губернии).

Несмотря на это, городской герб в качестве знака, символизирующего отличие города от деревни, характеризующего город как самостоятельный административный центр с собственным управлением, был положительно воспринят обществом, что нашло своё выражение в самых различных проявлениях общественной жизни.

Начиная с середины XIX века городское герботворчество в Герольдмейстерской конторе происходило под личным наблюдением царя. Он предложил, в частности, усилить пропагандистский характер городских гербов как знаков, отражающих правительственную политику. В 1851 году император Николай I дал указание «принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов изображать всегда императорскую корону; на гербах же городов уездных ставить ныне употребляемую подобными городами городскую корону».

Волю Николая I по преобразованию российских территориальных (городских, губернских, областных) гербов выполнил его сын - император Александр II, который решил привести городские гербы в соответствие с правилами геральдики. Для этого он призвал в 1857 году на должность управляющего Гербового отделения Сената сотрудника Эрмитажа, «ученого геральдика» барона Беригарда (Бориса Васильевича) Кёне (1857-1886), который уже принимал активное участие в исправлении по западноевропейской моде государственного герба России и создании гербов членам императорской фамилии.

С именем Кёне связаны значительные реформы отечественной государственной геральдики: изменение рисунка герба, разворот в соответствии с геральдическими правилами, составление большого, среднего и малого гербов, введение чёрно–жёлто(золотого)-белого государственного российского флага гербовых цветов, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба: черный орел в золотом поле и белый (серебряный) всадник (Св. Георгий) в Московском гербе.

Разработанная Кёне система украшений не только унифицировала существующие гербы, но и делала их носителями определенных, строго установленных сведений об обозначаемых территориальных пунктах. В каждый герб вводился обязательный символ императорской власти в виде различной формы корон. Прочие украшения отражали политическое значение города и род занятия горожан. Гербовые щиты губернских городов обрамлялись дубовыми листьями с Андреевской лентой. Города с развитой промышленностью получали в дополнение к гербу Александровскую ленту с двумя золотыми молотками. Земледелие и хлебная торговля обозначались Александровской лентой с двумя золотыми колосьями. На приморских городских гербах вместо молотков и колосьев помещались два золотых якоря.

Предложенная Кёне система российской территориальной геральдики была введена в 1857 году именным указом Александра II «О гербах губерний, областей, градоначальств, городов и посадов». Также своим именным указом от 10 июня 1857 года император отменил все гербы, не отвечающие принципам, заложенным в реформе городской и территориальной геральдики, проводимой бароном Кёне. В разряд отменённых попали все гербы Калужской губернии, перешедшие с этого момента на полуофициальное применение.

В общем, предполагалась полная перестройка формы уже существующих гербов на общих геральдических началах, принятых во всех европейских государствах (гербы не должны содержать изображений паровых машин, пистолетов и других новейших предметов, их следует заменять символическими изображениями, традиционными гербовыми элементами и т.д.). Указ также подразумевал упразднение прежней двухчастной формы городского герба, где губернский герб занимал верхнюю половину щита, и устанавливался новый порядок обозначения в гербе принадлежности города к той или иной губернии. Отныне губернский герб должен был помещаться в специальном прямоугольнике (вольной части) в одном из верхних углов гербового щита, свободном от изображений. Далее указ гласит: «Если при учреждении новых губерний герб одного или другого города причисляется к другой губернии, тогда же переменяется губернский герб в вольной части городского герба». Собственная городская эмблема из нижней части распространялась на весь гербовый щит.

Теоретически указ имел непосредственное и немедленное действие, но правительство не доверило его выполнение непосредственно губернским и уездным чиновникам. Гербовое отделение Департамента герольдии пыталось выполнить эту работу централизованно. В частности, им были разработаны новые версии гербов для городов Калужской губернии. При этом, однако, значительной редакции подверглись и сами городские эмблемы. Это делало необходимым заново представлять их на высочайшее утверждение.

К сожалению, до последнего времени мы не располагали подлинной документальной информацией о вновь учреждённых «выправленных» гербах Калужской губернии. И только благодаря активной деятельности в этом направлении областного исследовательского и культурно-просветительского центра «ГАРАЛЬ» был приобретён в Российском государственном историческом архиве (СПб.) полный комплект копий с архивных подлинников этих документов, который в следующих выпусках «КГВ» будет предложен вниманию наших читателей.

Игорь ГОРОЛЕВИЧ

Источник: http://www.vest-news.ru/article.php?id=57502

 

На ловца и зверь бежит

«Моя девичья фамилия Гиль, родом я из Воложинского района. В нашей местности эта фамилия не редкость. Хотелось бы знать, как она образовалась. Анна Плавинская, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилии с основой Гиль– могут быть образованы как от личного имени, так и от нарицательного. Гиль — сокращенная форма церковного имени Гиларий (в переводе с греческого — «веселый, радостный»). Есть также белорусское диалектное слово «гиль» — «cнегирь» или «разновидность овода» («Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»), которое могло быть положено в основу одноименного прозвания. Гилёв — потомок Гиля. От этого же имени или прозвания происходят и белорусские фамилии Гиль, Гилин, Гилевич, Гилёк, Гильков.

«Моя фамилия Корнейчук, разъясните, пожалуйста, откуда она пошла. Родом я из деревни Большое Мелешево Столинского района. Николай Павлович, Солигорск».

— В основе фамилии Корнейчук личное имя Корней — сокращенный вариант церковного имени Корнилий (из латинского Корнелиус от «корну» — «рог»). Суффикс —чук обозначает родственные отношения по линии отца: Корнейчук — потомок Корнея.

«Моя фамилия Шарох нигде, кроме как на моей исторической родине — деревне Литовцы Докшицкого района, — мне не встречалась. Многим удобнее произносить ее с ударением на первый слог — Шорох. Очень хочу узнать профессиональное мнение о ее происхождении. Николай Николаевич, Минский р–н».

— Происхождение фамилии Шарох Н.В.Бирилло связывает с одноименным прозванием. Шарох — «тот, кто при ходьбе шаркает (шорхает) ногами» («Беларуская антрапанiмiя», 1969). В белорусских диалектах есть выражение «шорхаць (шархаць) нагамi». На мой взгляд, такое же прозвание возможно и от диалектного глагола «шарахонiцца» — «заноситься, излишне гордиться» (I.Бялькевiч «Краёвы слоўнiк усходняй Магiлёўшчыны»).

«Расскажите, пожалуйста, о фамилиях моих родных: Русецкий, Городецкий и Довнар. В.А.Сазанчук, Минск».

— Фамилия Довнар (бел. Доўнар) является результатом освоения литовской фамилии Даунарис, которая происходит от древнего литовского двухсоставного имени Давгнорис (значение пока что неизвестно). Личное наименование Довнар/ Довнарович неоднократно отмечено в «Перапiсе войска Вялiкага княства Лiтоўскага 1528 года».

Фамилия Русецкий происходит от личного имени Русец — разговорного варианта церковного имени Рустик (в переводе с латинского — «деревенский»). Суффикс —цкий обозначает принадлежность к роду Русца.

Городецкий — уроженец населенного пункта Городец. Таких названий на территории Беларуси несколько. Они образованы от древнего слова «городецъ» — уменьшительной формы слова «городъ», которая хронологически предшествовала форме «городокъ».

Словом «городец», как и позднее «городок», назывались небольшие укрепления или мелкие укрепленные поселения.

«В нашем роду встречаются фамилии Поляков и Каптур. Как они произошли? В.Борисик, г. Старые Дороги».

— Каптур — личное имя, которое значится в «Словаре древнерусских личных собственных имен» Н.П.Тупикова. В древних письменных памятниках оно отмечается в XVII столетии. Происходит от латинского слова «каптура» — «ловля». Следовательно, имя Каптур означает «ловец». В древности ловля зверей, птиц, рыбы была очень распространенным ремеслом. От основы этого имени образованы также белорусские фамилии Каптурович, Каптуревский.

Происхождение фамилии Поляков предполагает две версии. Первая: от личного имени Поляк, которое, по мнению А.В.Суперанской («Словарь народных форм русских имен»), является разговорным вариантом двух церковных имен — Аполлинарий (в переводе с латинского — «относящийся к Аполлону») и Ипполит (в переводе с греческого — «который распрягает лошадей»). Вторая: от прозвания Поляк, мотивом для которого могли быть национальность, католическое вероисповедание, особенности речи и др. Поляков — потомок Поляка.

До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/print/post/158751/

 

Вышел в свет первый номер журнала «Псковские архивы»

31 января в Государственном архивном управлении области состоялась презентация первого номера журнала «Псковские архивы». В мероприятии приняли участие краеведы, историки, представители учебных заведений и учреждений культуры региона.

Начальник Государственного архивного управления, главный редактор издания Татьяна Герасименок отметила, что дата презентации периодического издания выбрана неслучайно. Именно 31 января 1944 года было принято решение об образовании архивного отдела Псковской области, что и послужило толчком к восстановлению деятельности районных архивов. «Журнал „Псковские архивы“ — один их этапов развития архивного дела на территории региона», — сказала она.

Издание «Псковские архивы» состоит из пяти разделов и будет выпускаться один раз в год.

Здесь есть статьи историков, краеведов, сотрудников архивных учреждений региона. В первом номере издания читатели смогут познакомиться с архивными документами, посвященными памятным датам: 400-летию Дома Романовых, 175-летию выхода в свет первого номера Псковских губернских ведомостей, 150-летию международного движения Красного Креста, а также узнать о разминировании территории города Великие Луки и районов Великолукской области.

Кроме того, в каждом номере издания будет функционировать раздел «Моя родословная», где интересующиеся генеалогией читатели смогут ознакомиться с алгоритмом работы в архиве. Также в журнале будут печататься статьи о псковичах, внесших вклад в развитие краеведения и архивного дела в регионе.

Для специалистов архивного дела в журнале предусмотрена хроника событий (архивной) службы области и календарь памятных дат ведомств.

По завершении презентации участники мероприятия поделились своими впечатлениями о новом историко-краеведческом журнале. «Очень интересное издание», — сказал псковский краевед Натан Левин, отметив важность создания подобного журнала для специалистов, занимающихся научной и краеведческой деятельностью. «Архивы стали заниматься интересными презентациями и мы рады, что у псковских ученых появилась возможность публиковать свои материалы», — добавил он.

Источник: http://www.pskov.ru/novosti/31.01.14/40735

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное