← Июль 2013 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Геногеограф Олег Балановский: «Русских, украинцев и белорусов на уровне генофонда иногда и различить-то не удается» Пять лет прошло с тех пор, как «КП» в статье «Сенсационное открытие ученых: Раскрыта тайна русского генофонда» рассказала о работах геногеографа Олега Павловича Балановского с коллегами и их исследованиях генофонда русского народа «Хочется узнать, как устроен русский генофонд, и попробовать по современным чертам восстановить его историю», - сказал тогда ученый. Сегодня, в свете новых данных науки, мы вернемся к этому разговору. НЕ СКРЕБИТЕ РУССКИХ - Олег Павлович, откуда все-таки пошел русский народ? Не древние славяне, а именно русские? - Касательно русских точно можно утверждать лишь то, что монгольское завоевание XIII века, вопреки распространенному мнению, не оказало влияния на генофонд - в русских популяциях практически не обнаруживаются центральноазиатские варианты генов. - То есть известное выражение историка Карамзина «поскреби русского - найдешь татарина» наукой не подтверждается? - Нет. - До генетиков русский народ долгое время исследовали антропологи. Насколько совпадают или не совпадают результаты ваших и их исследований? - Генетические исследования народов часто воспринимаются как окончательное слово науки. Но это не так! До нас работали главным образом антропологи. Изучая внешний облик населения (как мы изучаем гены), они описывали сходство и различия между населением разных регионов и из этого реконструировали пути их происхождения. Вся наша область науки выросла из этнической, расовой антропологии. Причем уровень работы классиков во многом остается непревзойденным. - По каким параметрам? - Например, по подробности изучения населения. Антропологи обследовали более 170 популяций в пределах исторической территории расселения русского народа. А мы в своих исследованиях - пока в 10 раз меньше. Возможно, именно поэтому Виктор Валерьянович Бунак (выдающийся русский антрополог, один из основоположников советской антропологической школы. - Ред.) и смог выделить целых 12 типов русского населения, а мы - только три (северный, южный и переходный). Антропологи, лингвисты и этнографы собрали информацию практически обо всех народах мира. Огромные массивы информации накоплены о физическом облике русского населения (этим занимается наука соматология) и о кожных узорах на пальцах и ладонях (дерматоглифика, которая обнаруживает различия у разных народов). Лингвистика давно изучает данные о географии русских диалектов и о распространении тысяч русских фамилий (антропонимика). Можно перечислять много примеров совпадений результатов современных генетических исследований и классических исследований антропологов. А вот непреодолимых противоречий не могу назвать ни одного. - То есть ответ ученых однозначный - русские как нация существуют. - Это вопрос не к ученым, а к тем людям, которые отождествляют себя с русским народом. Пока такие люди есть, ученые будут фиксировать и существование народа. Если эти люди из поколения в поколение еще и говорят на своем языке, то смешны попытки объявить такой народ несуществующим. Так что, к примеру, за русских и украинцев беспокоиться не приходится. СЛАВЯНЕ - ПОНЯТИЕ НЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ, А ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ - И все-таки, насколько же русский генотип однороден? - Различия между популяциями разных регионов ВНУТРИ одного народа (в данном случае русского) практически всегда меньше, чем различия МЕЖДУ различными народами. Изменчивость русских популяций оказалась выше, чем, к примеру, популяций немцев, но меньше, чем изменчивость многих других европейских народов, например итальянцев. - То есть русские отличаются друг от друга больше, чем немцы, но меньше, чем итальянцы? - Именно. В то же время генетическая изменчивость в пределах нашего Европейского субконтинента намного меньше, чем изменчивость, к примеру, в пределах Индийского субконтинента. Проще говоря, европейцы, в том числе и русские, куда более похожи друга на друга, чем соседние друг с другом народы во многих регионах планеты, между европейскими народами гораздо легче обнаружить генетическое сходство и труднее - различия. - Сейчас многие подвергают сомнению существование «братских славянских народов» - русского, украинского, белорусского… Дескать, разные это совсем народы, совсем непохожие. - «Славяне» (так же, как и «тюрки», и «финно-угры») - это понятия вовсе не генетические, а лингвистические! Существует славянская, тюркская и финно-угорская группы языков. И в пределах этих групп вполне уживаются генетически далекие друг от друга народы. Скажем, между турками и якутами, которые говорят на тюркских языках, сложно найти генетическое сходство. Финны и ханты говорят на финно-угорских языках, но генетически далеки друг от друга. Пока еще ни один лингвист не усомнился в близком родстве русского, украинского и белорусского языков и их принадлежности к славянской группе. Что же до сходства генофондов трех восточнославянских народов, то первоначальные исследования показали, что они похожи настолько, что иной раз и различить-то не удается. Правда, эти годы мы не стояли на месте и теперь уже научились видеть тонкие отличия украинского генофонда. Белорусы же из северных и центральных областей по всему множеству изученных генов пока неотличимы от русских, показано своеобразие лишь белорусов Полесья. ОТКУДА У РУССКОЙ НАЦИИ ДВА ПРАОТЦА? - Являются ли русские славянами? Какова действительная доля «финского наследства» в русском генофонде? - Русские - конечно, славяне. Сходство северных русских популяций с финнами очень небольшое, с эстонцами же - довольно высокое. Проблема в том, что ровно те же генетические варианты встречаются и у балтских народов (латышей и литовцев). Наше исследование генофонда северных русских показало, что трактовать его особенности как унаследованные от ассимилированных русскими финно-угров было бы необоснованным упрощением. Особенности-то есть, но они связывают северных русских не только с финно-уграми, но также и с балтами, и с германоязычным населением Скандинавии. То есть эти гены - рискну предположить - могли быть унаследованы предками северных русских из столь давних времен, когда ни славян, ни финно-угров, ни германцев, ни татар еще просто не было на свете. - Вы пишете о том, что впервые показана двусоставность русского генофонда по маркерам Y-хромосомы (то есть по мужской линии). Каковы же эти два праотца русского генофонда? - Один генетический «отец» русского народа - северный, другой - южный. Их возраст теряется в веках, а происхождение - в тумане. Но в любом случае уже целое тысячелетие прошло с тех пор, как наследство обоих «отцов» стало общим достоянием всего русского генофонда. А их нынешнее расселение хорошо видно на карте. При этом северно-русский генофонд имеет черты сходства с соседними балтскими народами, а южный - черты сходства с соседними восточными славянами, но также и со славянами западными (поляками, чехами и словаками). - Бушуют ли политические страсти вокруг исследования? Есть ли давление? Кто и как искажает ваши данные? И с какими целями? - С политикой и тем более с давлением мы, к счастью, никогда не встречались. А вот искажений очень много. Все хотят подогнать научные данные под свои привычные взгляды. А наши данные при честном подходе под них не подгоняются. Именно поэтому наши выводы во всей их совокупности не нравятся обеим сторонам - и тем, кто говорит, что русский генофонд «самый-самый» в мире, и тем, кто заявляет, что он не существует. Источник: http://www.kp.ru/daily/26099/2997176/ Стараниями должностных лиц у родных сестер оказался один отец с разными именами Поменять паспорт, оформить прописку, получить вид на жительство... Как часто оформление документов превращается в изнурительное хождение по кабинетам госслужащих. Хотя у нас и вводятся многофункциональные центры оказания госуслуг, но многочасового стояния в очередях и чиновного чванства при этом редко кто избежал. Особенно страдают от бюрократии и крючкотворства пожилые люди, для которых просто дойти до паспортного стола или отдела ЗАГС - уже проблема. В редакцию «М» обратился владимирец Александр Шатайкин. Пенсионер поведал историю о том, как его 84-летняя родственница целый год не могла восстановить потерянное свидетельство о рождении. Анна Саватеевна Смирнова - ветеран войны, инвалид первой группы (в 1944 году потеряла ногу). Вот уже почти два года не встает с кровати из-за тяжелой болезни, поэтому решать вопросы с документами доверила свояку (Александр Федорович женат на сестре А. С. Смирновой - Екатерине). Работники городского ЗАГСа, куда мужчина обратился еще в марте 2012 года, пообещали выдать свидетельство в установленные законом сроки. Как пояснили корр. «М» во владимирском ЗАГСе, при наличии всех документов утерянное свидетельство о рождении восстанавливается за 15 минут. Однако ждать Шатайкину пришлось два месяца. А когда, наконец, документ был готов, оказалось, что в отчестве Смирновой допущена ошибка. По всем документам (паспорт, свидетельство о браке, удостоверение ветерана войны, страховое свидетельство и т.д.) Анна, как и ее сестры, имеет отчество Саватеевна. В свидетельстве о рождении, выданном владимирским ЗАГСом, значилось - Савватиевна. Получать бумагу Александр Шатайкин отказался и обратился к заведующей Галине Карташовой. Однако представители ЗАГСа отказались вносить изменения в документ, сославшись на запись в метрической книге Троицкой церкви с. Георгиевского (Меленковский уезд Владимирской губернии). Сделанная в 1886 году отметка о рождении отца Смирновой гласит: ребенка звали Савватий. Указанные сведения работники ЗАГСа получили в Государственном архиве Владимирской области. Подобное объяснение Александра Федоровича не удовлетворило. Пенсионер считает: его свояченица никак не может иметь отчество Савватиевна. В метрической записи конца позапрошлого века была допущена ошибка, исправленная в советское время. И уже с 1917 года все дети в семье (4 сестры и два брата) носили отчество Саватеевич. Да и отец Анны Смирновой в 1951 году получил повторное свидетельство о рождении, где четко прописано «Саватей Григорьевич Волков». Александр Федорович написал жалобу в администрацию г. Владимира и в Департамент ЗАГСа администрации Владимирской области. В июле прошлого года Шатайкин получил ответ за подписью директора департамента С. Митрохиной. В документе сообщалось: работу представителей владимирского ЗАГСа проверили внепланово. Факты некачественной организации обслуживания людей подтвердились. Соответствующую информацию довели до главы администрации областного центра А. Шохина. Что касается вопроса о «неправильном» отчестве - действия чиновников были признаны обоснованными. Шатайкину рекомендовали обратиться в суд. Александр Федорович - человек немолодой (75 лет), но еще работает. Его жена Екатерина немного постарше. Пожилые люди ухаживают за лежачей родственницей, лишнего времени, средств и сил на хождение по инстанциям у них нет. Негодование пенсионера усиливается тем, что, как он считает, ему «мстят» за излишнее правдолюбие - мол, слишком много жалоб пишет. При этом, по его словам, он замечал неуважительное отношение со стороны должностных лиц ЗАГСа и по отношению к другим клиентам: «Я видел, как некоторые женщины даже плакали от такого отношения», - рассказывает Александр Федорович. Вместе с Шатайкиным пишущая эти строки пыталась уловить логику работников ЗАГСа - как же в одной организации могли выдать два противоречащих друг другу свидетельства о рождении: в документе жены Александра Федоровича значилось отчество Саватеевна, а в свидетельстве свояченицы - Савватиевна. «Вот какие чудеса случаются в нашем городе, - возмущается А. Шатайкин. - У родных сестер два разных отца, хотя на самом деле один!» Последней каплей стала для Александра Шатайкина реакция ЗАГСа на представленное им в качестве доказательства своей правоты свидетельство о рождении отца Анны Смирновой (С.Г. Волкова). За этим документом Александр Федорович специально ездил в Гусь-Хрустальный район, где проживала старшая сестра Анны (у которой и хранилось свидетельство). Но труды пенсионера оказались напрасны: чиновники проигнорировали бумагу. И в конце концов, спустя почти полгода после первого обращения в ЗАГС, Шатайкину выдали другое свидетельство о рождении на имя его свояченицы, в котором отчества вообще не было! Указать информацию о месте рождения женщины в этом документе также не сочли нужным. А. Смирнова (через своего законного представителя А. Шатайкина) подала заявление в Ленинский районный суд. Пенсионерка настаивала на внесении исправлений в запись акта о рождении Анны Волковой (девичья фамилия Смирновой). На заседание суда представители владимирского ЗАГСа не явились. Сотрудники ЗАГСа администрации г. Гусь-Хрустальный (приглашенные в качестве заинтересованных лиц) также ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В сентябре прошлого года судья Н. Потапова вынесла решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Основанием послужила все та же справка из архива Владимирской области. Кроме того, в деле фигурировал еще один документ - запись акта о рождении Волковой Анны от 21 августа 1929 года Ильинского сельского Совета Гусевского уезда Владимирской губернии, в котором в качестве имени отца Анны значилось «Савватий». Аналогичное определение вынесла судебная коллегия Владимирского областного суда, куда Шатайкин подал апелляцию. Любопытно, что в качестве обоснований принятых решений обе судебные инстанции выбрали документальные акты весьма отдаленного прошлого (1929 и 1886 гг.) В то время как ближайший к нам по времени документ - повторное свидетельство о рождении отца пенсионерки, датированное 1951 годом, оставлен вершителями Фемиды без внимания. В решении Ленинского районного суда о существовании этой бумаги вообще не упоминается. В апелляционном определении сказано, что заявитель предоставил в суд копию документа, а не его оригинал. По словам Александра Шатайкина, и та, и другая судебная инстанция отказалась приобщить к делу указанное выше свидетельство и «даже не потрудились взять в руки свидетельство». Журналисты «М» даже под лупой нигде не нашли указания, что он является копией. В правой верхней стороне, правда, удалось прочитать слово «повторное», но это означает только то, что данное свидетельство было выдано взамен утраченного. На всякий случай корр. «М» обратилась к словарям русских личных имен: в качестве основной формы действительно указывается имя «Савватий» с отчествами «Савватиевич» и «Савватиевна», но и Саватеями интернет и соцсети кишмя кишат. Впрочем, пенсионеры обратились в отдел ЗАГСа отнюдь не за ономастическими изысканиями. Они хотели вернуть то, что существовало по факту уже не одно десятилетие! По словам А.Шатайкина, у судей вызвал недоумение даже сам факт обращения к ним: для чего, дескать, 84-летняя пенсионерка решила поменять «неправильное» свидетельство? Но кому как не блюстителям истины должно быть понятно, что при таком свидетельстве о рождении, противоречащем всем остальным личным документам, гражданка даже не может составить завещание. Либо ей теперь надо менять все остальные документы (а с какой стати!!!), либо наследники потом в кровь собьют ноги, доказывая, что речь идет об одном человеке. Мы уж не говорим о бередящих сердце чувствах самой пенсионерки - которой, по сути, перечеркнули всю её биографию! Источник: http://www.molva33.ru/news/?news=12482 История одного рода, выпуск № 26 История семьи Щукиных из села Тамбовка «В 1901 году семья моего деда Василия и другие семьи казаков были мобилизованы и отправлены сюда на укрепление границы. С этого времени наш род по отцовской линии появился на Амуре», – рассказывает Иван Иванович Щукин. Василий Дмитриевич Щукин с товарищами своими – казаками прибыл на Амур для заселения так называемого «Зазейского клина». До военного конфликта 1900 года на этой территории проживали китайские подданные. Но в первые годы 20 века здесь стали возникать русские деревни и населяли их казаки, прибывшие из средней полосы России и Забайкалья. По отцовской линии у Ивана Щукина знатная родня. «С самого первого предка - Анания все служили. По воспоминаниям отца, два его дядьки служили в казачьих войсках в охране Екатерины II», – продолжает рассказ Иван Щукин. С помощью сотрудников областного краеведческого музея Иван Иванович восстанавливал свою родословную. Правда, фотографий и документов по этой ветви почти не осталось. Были на то причины. Арестовали деда Василия в 1937 году. Основное обвинение – казак. Ну, и «зазейский мятеж», конечно, вспомнили. «Когда в Тамбовке провозгласили крах советской власти и создание нового правительства, – рассказывает Иван Иванович, – ожидали, что со стороны Китая зайдут белогвардейские войска. Мечты были большие, но их очень быстро подавил пятый полк ЧОН (частей особого назначения), который возглавлял Безлепкин. А затем начались репрессии, которые продолжались с 1924 по 1937 год». Дед Василий, предчувствуя арест, переехал подальше от Тамбовки в село Красное. Но его нашли и там. «И самое обидное, – переживает Иван Иванович, – что у отца и его сестёр не осталось никаких фотографий. Как только узнали, что арестовали деда, по воспоминаниям отца, все документы были уничтожены. Побоялись что-то оставлять». Через много лет внук сделал запрос в ФСБ и получил копию дела арестованного деда. «Вот, например, протокол допроса: оригинальный конечно. Говорил так-то и за это его надо арестовывать. "Во время самообложения Щукин открыто выступал на собрании и заявлял, что это рвачество. И так на колхозника большие налоги, а ещё самообложение проводят!". Ни за что сажали людей, – листает документы Иван Иванович, – самое интересное в этих документах – обвинения. Говорил то-то ... Фамилию доносчика я называть не буду, но знаю – председатель сельсовета написал на него донос. Теперь я вспоминаю: этот председатель переезжает в Тамбовку, и живёт на одной улице с отцом. Он знал, что деда отправил на каторгу, а отец мой, конечно, не знал, кто написал донос». Время было такое, что от ареста не могло уберечь ничего. Отец Ивана Ивановича во время войны был директором Константиновской мельницы. Вот ещё одна показательная деталь того времени: «Отец, уходя на работу, надевал специальный пояс, который ему сшила мать. В этот пояс вставлялись сухари – а вдруг не вернётся». Мама Ивана Ивановича Татьяна (в девичестве Гаврикова) из молоканской семьи. По этой линии в семейном архиве остались очень интересные фотографии. Прадед – Иона Милосердов. Ещё один снимок: он же со своей женой. Их дочь Мария вышла замуж за Игната Гаврикова. Мама Ивана Ивановича Татьяна родилась в 1914 году. И в этом же году Игната мобилизовали на войну. Через год он вернулся домой и умер. Мария осталась одна с четырьмя дочерьми. «Но, как мама описывает своё детство, глубокой нищеты не было, потому что очень хорошо друг друга поддерживали родственники. Тамбовка была молоканским селом, здесь держались друг за друга, что позволило довести до ума детей: девчата все выросли, вышли замуж», – продолжает рассказа Иван Щукин. Татьяна Гаврикова нашла себе суженого в православной семье, что в молоканской среде в начале 20 века было исключением. «Любовь, наверное, – рассуждает Иван Иванович, – это ведь была уже советская эпоха. Патриархальные традиции рушились. Были комсомольцы, это было начало тридцатых годов, поэтому судьба для Татьяны и Ивана сложилась счастливо». В семье родились 9 детей. Почти всех помогала нянчить бабушка Мария. Её не стало в 1953 году: «Отец находился в районе Бурейской ГЭС, и сон ему приснился, что штукатурка с печки отвалилась. Он на машину – и домой. Говорит, как мама? Да час назад Ваню качала. Они посмотрели, а она уже мёртвая». «Теперь из большой семьи я один в Тамбовке остался, – продолжает Иван Иванович. – Кто-то в Благовещенске, остальные разлетелись по разным городам, но когда собираемся, всегда вспоминаем прошлое. Наше детство». В начале 20 века почти 80 процентов тамбовчан были зажиточными людьми. Уже в 1907 году там пользовались электрическим освещением. В тридцатые годы, когда были уничтожены самые работящие люди, о благополучии села пришлось забыть. И лишь спустя годы Тамбовка начала возрождаться. Обо всём этом Иван Иванович Щукин уже написал в двух своих книгах. И его труд оценили не только односельчане, но и известные амурские историки. Источник: http://video.amur.info/rod/24503. html Добролюбовка приглашает на книжную выставку об истории Архангельского герба В отделе краеведения «Русский Север» Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова продолжает свою работу книжно-иллюстративная выставка «Геральдика России: история и современность. К 135-летию утверждения герба Архангельской губернии». В первом разделе выставки «Геральдика России и Русского Севера» представлены научные, научно-популярные и справочные издания, в которых можно найти информацию о том, что такое «геральдика», когда зародилась эта наука и почему, какие бывают гербы, что и как на них можно изображать. Особый интерес представляют книги Надежды Соболевой, Анатолия Куратова, Павла фон Винклера и Александра Лакиера, рассказывающие о гербах губерний, губернских и уездных городов дореволюционной России. У каждой губернии, входившей и входящей в состав нашего государства, были и есть свои официальные символы: герб, гимн, флаг. История создания Архангельского герба отражена в литературе, собранной во втором разделе выставки. Первый эскиз герба нашего города сделал Петр I еще в 1701 году: Архангел на крылатом коне поражает копьем Змея. Но со временем возникла проблема: герб Архангельска стали путать с гербом Москвы, где Георгий Победоносец на крылатом коне поражает змея. Поэтому в 1729–1730 годах Франциск Санти, приглашенный из Европы специалист «для отправления геральдических художеств», сочинил новый герб Архангельска, где Архангел изображен без коня. Почти в неизменной композиции этот герб Архангельска утвердила Екатерина II своим Указом от 2 октября 1780 года. Именно он лег в основу герба Архангельской губернии, который 5 июля 1878 года был утвержден императором Александром II в таком описании: «В золотом щите святой Архистратиг Михаил в лазуревом вооружении с червленым пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий черного лежащего Дьявола. Щит увенчан императорскою короной и окружен дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой». 15 июля 2003 года депутаты областного Собрания приняли закон «О гербе Архангельской области». О том, как проходило возвращение исторического герба, рассказывает третий раздел выставки «Возвращение исторического герба». Выставка будет работать до конца августа. Источник:http://www.news29.ru/novosti/kultura/Dobroljubovka_priglashaet_na_knizhnuju_vystavku_ob_istorii_Arhangelskogo_gerba/26588 Сенсационная находка в склепе под Петербургом: у покойницы оказалась вставная челюсть работы Фаберже Опознать ее пока не удается Знатную незнакомку примерно 250 лет от роду объявили в розыск российские судмедэксперты. Дама Икс, как ее окрестили, носила при жизни... драгоценную челюсть, на которой стоит клеймо Фаберже! И пока ученые ищут хоть какие-то сведения о ней, ее соседей по усыпальнице удалось идентифицировать. Эксперты сделали генетическую экспертизу одного из любимцев Александра II, князя Петра Демидова, его супруги - бывшей фрейлины императрицы, и их ребенка. Какие секреты раскрыли останки, найденные недавно в одном из разрушенных храмов под Санкт-Петербургом, - выяснил «МК». История этого расследования началась с археологических раскопок. В 30 км от Питера, в поселке Тайцы стоит необычайной красоты старинная церковь, построенная во имя святого благоверного князя Александра Невского. Точнее, от самой церкви после войн и грабежей осталось немного - потолок да стены. В 40-х годах прошлого столетия немцы устроили в ней огневую точку - были разбиты купола, витражи, разрушена колокольня... И вот один из священников, отец Михаил Виноградов решил не просто навести порядок на святом месте, но и раскрыть его тайну с помощью ученых. Историки по архивным записям выяснили, что построил церковь великий зодчий XVIII века Иван Старов. Именно он примерно в то же время спроектировал жемчужину архитектуры - главный собор Александро-Невской лавры. Директор Института истории материальной культуры член-корреспондент РАН Евгений Носов выслал на место группу археологов. Те нашли остатки фресок, старинную одежду и утварь. Когда церковь полностью расчистили от мусора (вывезли несколько грузовиков с битым кирпичом и всяким хламом), увидели рядом с алтарем несколько разбитых могильных плит. Старожилы не могли припомнить, кто здесь был захоронен и когда. Поскольку церковь стоит на землях, принадлежавших до революции знаменитому роду Демидовых, родилось предположение о принадлежности захоронений им, однако точно утверждать не мог никто. Дело в том, что были утрачены метрические книги - именно в них в те времена фиксировались все значимые события, от венчания до отпевания. Священник обратился в Бюро медико-судебной экспертизы Ленинградской области. Именно в этом экспертном учреждении были идентифицированы мемориальные вещи Александра Пушкина, выполнены десятки экспертизы по резонансным убийствам современности. - Всего мы обнаружили 4 захоронения, - рассказывает зам.директора бюро профессор Юрий Молин. – Некоторые были частично вскрыты и, увы, разгромлены. Вокруг и внутри склепов было множество немецких пуль, касок. Но не исключено, что склепы были вскрыты задолго до войны. Есть пятое захоронение, но оно забетонировано и пока не доступно. Судмедэксперты занялись телами. В двух могилах были тела женщин примерно одного возраста – 50-60 лет, в третьей - мужчины и наконец в четвёртой — ребенка. На нем сохранились остатки мундира кадета с форменной пуговицей середины XIX века. При этом захоранивать в данном храме можно было только с личного разрешения императора. Это значит, что в усыпальнице могли быть только знатные персоны. Так что версию о Демидовых признали основной. - Демидовы были известными уральскими мастерами горных дел (искали руду, отливали пушки), - рассказывают историки. - Петр Первый, который любил таланты, приблизил их к себе. Особенно понравился Петру своим искусством Никита Демидов: царь сделал его поставщиком оружия во время Северной войны. А в 1702 году Петр Первый передал оружейнику целых два завода из казны. При основании Петербурга Демидов был главным помощником царя, давая деньги и железо для войны со шведами и градостроительства. Вскоре Демидовы влились в ряды аристократии, позже в XIX веке, став князьями. Ученые предположили, что в усыпальнице лежит генерал-адъютант Петр Григорьевич Демидов с супругой Елизаветой (по крайней мере экспертиза останков указывала на даты, которые примерно совпадали с датами их смертей). Личности обоих внимательно изучили по старинным книгам. - В архивах я нашел документ – указ императора Николая I о выделении 9 июля 1835 года фрейлине Елизавете Безобразовой 12 тысяч рублей на приданное, - рассказывает Юрий Молин. – Известно, что скончалась она от водянки. Петр Демидов был героем николаевских воин, в одном из боев получил тяжелое ранение и едва не погиб под упавшей на него лошадью. Семейные предания Демидовых гласят, что она спасла ему жизнь – защитила от венгерских пуль. А после переломов он прожил еще 7 лет. Все эти сведения нам очень помогли. Экспертиза останков показала, что мужчина имеет деформацию с 4 по 8 грудные позвонки в результате компрессионного перелома. Такое возможно, если кавалерист падает со вставшей на дыбы лошади. А еще на костных останках найденного тела мужчины сохранились фрагменты мундира генерал-адьютанта (тончайшее золотое шитье эполет и мундира было, увы, похищено). В могиле матери археологи нашли изумительной красоты черепаховый гребень. Кстати, все вещи будут переданы в музей при воссоздаваемом храме. В третьей усыпальнице оказались останки ребенка. Экспертиза показала, что это мальчик 12 лет. К работе подключили судебного генетика Андрея Смоляницкого. По его словам, ДНК из останков ребенка выделить весьма сложно: костная ткань плохо сохранилась. В конце концов анализ показал, что мальчик является сыном женщины из захоронения №1 и мужчины из захоронения № 2. Как выражаются ученые, «таким образом он доказательно «соединил» идентификацию своих родителей». А кто же четвертая дама? - Помню, работа уже завершалась, когда один из членов нашей бригады доцент Горшков закричал через весь храм: «Юра, сюда! Смотри, что я нашел!», - рассказывает Молин. – В руках у него был череп. Под удаленным слоем земли стал виден протез верхней челюсти, да не какой-нибудь, а из драгоценных металлов (платины и золота). Как показала спектральная и стоматологическая экспертиза, протез уникальный, изготовлен в начале XX века из платины и золота в фирме Карла Фаберже. Мы сразу поняли, что череп принадлежит очень знатной женщине. Однако ни в одном документе о ней ничего не сказано. Мы так и назвали ее - «Дама Икс». Возможно, это Белосельская-Белозерская или Лопухина, или представительница другого знатного рода. По черепу мы составили графическую реконструкцию облика «Дамы Икс» и «объявим ее в розыск» среди неизвестных портретов аристократок начала прошлого века. Вот увидите, мы опознаем нашу Незнакомку вместе с архивистами и историками. Ученым, возможно, предстоит также исследовать пятый склеп. Пока о том, кто там может быть похоронен, нет ни единой догадки. Из бояр — в крестьяне «Фамилия отца — Бояринов, моя — Жагула. Что они означают, как произошли? Валентина, Новополоцк». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Бояринов — потомок боярина или человека по прозванию (фамилии) Бояр, Боярин. Белорусские бояре — это разряд военно–служилых земледельцев в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Землю они получали за несение воинской службы. В XVI веке часть из них относились к шляхетскому сословию, а с XVIII века многие из бояр уже были обычными служилыми крестьянами, которые сами зависели от хозяев, а постепенно и вообще перешли в категорию обычных крестьян. Бояриновыми назывались и крестьяне, отданные вместе с землей боярину в обмен за службу. У белорусов есть еще несколько фамилий от этой основы: Бояров, Бояревич, Боярчук, Боярчик, Боярович, Бояровский. В основе фамилии Жагула лежит прозвание по действию польского глагола жегать «быстро бегать» (Ян Карлович. «Словарь польских говоров»). «Моя фамилия Каминская. Хочу узнать о ее происхождении. Людмила, Копыльский район». — Есть фамилии Каминский и Каменский. Каменский — от названия населенного пункта с основой Камен– (Камень, Каменка), которые встречаются во всех областях Беларуси. Каминский — результат польской (Каминьски) либо украинской (Камiнський) огласовки этой фамилии. Название Камень присваивалось поселению, если по соседству с ним находился необычно большой камень. Каменка — это поселение, расположенное в каменистой местности или на берегу речки с каменистым дном. «Спасибо за рубрику, всегда читаем ее с интересом. Помогите и нам узнать происхождение наших фамилий — Лапада (ударение на второй слог) и Бондорос (ударение на последний слог). Сами мы родом из Украины (Киевская и Черниговская области). Сейчас нам с женой уже за 80 лет, но мы живо интересуемся жизнью нашей второй родины. С нетерпением будем ждать ответа на свой вопрос. А.В.Лапада, В.М.Бондорос, Волковыск». — Фамилии с суффиксом «–да» действительно характерны для украинцев. Украинский исследователь Ю.К.Редько считает такие фамилии (Бурда, Гозда, Кинда, Корда, Ханда, Шабада, Шайда, Шпинда, Погайда, Шкаранда, Шумелда) неясными по значению. По его мнению, суффикс «–да» придает им негативный оттенок. Считаю возможным образование фамилии Лапада от прозвания по признаку украинского прилагательного «лапатий» — «с большими лапами; большерукий» («Словарь» Б.Гринченко). Вероятнее всего, фамилия Бондорос имела первоначальную форму Бондорось, поскольку согласно Ю.К.Редько в образовании украинских фамилий участвует уменьшительный суффикс «–ось», а не «–ос» (Братось, Павлось, Пасось, Фелось, Ядлось). Фамилия образована от прозвания по признаку украинского прилагательного «бандуруватий» — «неповоротливый, неуклюжий» («Словарь» Б.Гринченко). «Интересует происхождение следующих фамилий: Ефросинин (предки родом из Полтавской губернии) и Брыжахин (предки родом из Воронежской губернии). Не связана ли первая фамилия с именем великой Евфросинии Полоцкой? Ирина Матусевич, Молодечненский район». — Основу фамилии Ефросинин составляет мужское личное имя Евфросин (в переводе с греческого «радостный»). Суффикс обозначает родственные связи: Ефросинин — потомок Евфросина. Евфросинья — параллельное женское имя, так что ваша родственность с Евфросиньей Полоцкой исключается. Эти имя и фамилию связывает только происхождение от одного и того же имени. В основе фамилии Брыжахин прозвание Брыжаха по действию белорусского диалектного глагола «брыжковаць» — «шалить, дурачиться» или по признаку прилагательного «брыжкi» — «живой, верткий, шустрый» («Тураўскi слоўнiк»). Советская Белоруссия №123 (24260). Суббота, 6 июля 2013 года. Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/149759/ Воссоздавая историю жизни Очередное издание, повествующее о тех рязанцах, кто воевал и вернулся с фронтов Великой Отечественной, в настоящее время находится в разработке. По словам руководителя рабочей группы по созданию памятной серии «Солдаты Победы» Ильды Николаевны Антошиной, книга выйдет в свет в конце этого года. Издание станет замечательным подарком к юбилею Победы в Великой Отечественной войне и тем, кто помнит об этом времени не понаслышке, и тем, кто знает о войне лишь по страницам учебника. Над увековечением имен наших земляков-фронтовиков работают уникальные люди. Об этом уже сформировавшемся коллективе Ильда Антошина говорит с большим уважением и любовью. Случайные люди в их рабочей группе не задерживаются. Многие начали работу над «Солдатами Победы» уже имея за плечами солидный опыт работы над тринадцатитомной «Книгой Памяти», – уникальным трудом, в котором увековечены имена почти 175 тысяч жителей Рязанщины, погибших в боях в годы Великой Отечественной войны. Сегодня в маленькой комнатке в Доме Салтыкова-Щедрина небольшой коллектив скрупулезно и аккуратно разбирает военные и послевоенные письма, архивные документы, справки из военкоматов. Именно здесь формируются списки фронтовиков, вернувшихся с поля боя, восстановивших разрушенную страну. Здесь воссоздается история их жизни, сотни исторических и аналитических статей оформляются в новые и новые тома. Женщины, для которых работа над книгой стала уже неотъемлемой частью жизни, – Ильда Антошина, Зоя Рябикина, Тамара Ионкина, беседуют с ветеранами войны, их родственниками. Такие разговоры всегда тяжело вести как для самих рассказчиков, так и для тех, кто слушает воспоминания о военном времени и нелегких послевоенных судьбах ветеранов. В рабочем кабинете всегда наготове чашка горячего чая со свежим печеньем или конфетами. В столе – пузырек корвалола (на всякий случай). Ильда Антошина рассказывает, что сегодня работа над очередным томом «Солдаты Победы» идет особенно интенсивно. «Пока живы ветераны войны, они могут вспомнить правду о том страшном времени и рассказать ее потомкам. Мы просто обязаны записать их воспоминания, ведь годы не щадят тех, кого в свое время пощадила война», – говорят создатели уникального издания. «Мы успели встретиться с ныне здравствующими ветеранами, теми людьми, кто еще помнит ту страшную войну и кто готов рассказать о ней, – рассказывает Ильда Антошина. – В беседах вспоминают страшные бомбежки, со слезами на глазах ветераны рассказывают о том, как вражеские снаряды разрывались под ногами. Многие тогда погибали. Из строений лишь некоторые уцелели, сохранив на фасадах рваные раны, оставшиеся от осколков». Один из таких домов находится в Рязани на улице Николодворянской. Он стал частью истории, которую просто необходимо сохранить для потомков, уверены и ветераны, и составители памятных изданий. Ведь до сих пор на его постаревших деревянных стенах можно разглядеть отметины той страшной войны. «Наша книга, как этот дом, показывает войну, рассказывает о ее истории, говорит о том, что война – это не просто страница из учебника истории, а это наше реальное прошлое, которое затронуло каждую семью, каждого человека. И было это совсем недавно, и очень близко к тем, кто живет сегодня». Те, кто трудится над книгой, сделали все, что в их силах, чтобы издание было максимально интересным, правдивым и точным. Книга – это не обычный список имен и фамилий. На страницах – аналитические, исторические очерки, написанные рязанскими учеными-историками, говорит автор статей 4 тома книги «Солдаты Победы», проректор по учебно-методической и воспитательной работе РГУ им. Есенина, профессор кафедры истории России Елена Кирьянова. По ее словам, «Солдаты Победы» – уникальное издание, его будет интересно прочесть школьникам и студентам, людям разного возраста, книга раскроет неизвестные страницы истории. «Расскажет о наших земляках и покажет их, и даже воспоет в стихах и песнях», – говорят об издании его создатели. За «душу» книги отвечает известный рязанский поэт и художник Нурислан Ибрагимов. Благодаря его усилиям появились на страницах книги восстановленные буквально по крупинкам фотографии военного лихолетья, уникальные коллажи и иллюстрации. Стихи Нурислана Ибрагимова наряду с произведениями других рязанских авторов рассказывают со страниц книги о жизни, быте фронтовиков. Нурислан Ибрагимов говорит, что в те моменты, когда он, создавая иллюстрации, вглядывался в военные фото, стихи рождались сами собой. Многие опубликованные в Книге Памяти и «Солдатах Победы» стихи рязанский поэт даже не подписал, но это не значит, что произведения канут в безвестность. Сборник стихов о войне и послевоенной жизни рязанцев появится к очередному юбилею Победы. Многие люди приложили усилия к созданию книги и продолжают работать над новыми томами издания. В их числе – Алла Сурина, Евгений Андреев, Елена Поздняк. Константин Иванищев – компьютерный гений рабочей группы сделал издания Книга Памяти и «Солдаты Победы» (пока только первого тома) доступными и удобными для современных школьников и студентов. Электронная версия изданий, дополненная аудио- и видео- материалами, появилась в этом году. Три уже вышедших тома «Солдат Победы» увековечили имена фронтовиков – жителей Рязани и Рязанского, Ермишинского, Захаровского, Кадомского, Касимовского, Клепиковского районов. В четвертом томе создатели расскажут о вернувшихся с Великой Отечественной войны жителях Александро-Невского (Новодеревенского), Кораблинского, Милославского районов области. Вчера второй и третий тома уникальной книги «Солдаты Победы. Рязанская область. 1941-1945» передали на вечное хранение в музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Источник: http://rv.ryazan.ru/news/2013/06/28/20716.html О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||