Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Павел Глоба открыл тайны псевдонимов звезд

Псевдоним на эстраде — явление распространенное. Известный астролог Павел Глоба рассказал «7Д», как перемена имени или фамилии влияет на судьбу звезд: кто угадал с псевдонимом, а кто промахнулся…

— Павел Павлович! Насколько опасно, на взгляд астролога, отказываться от «родного» имени и брать псевдоним?

— Не опасно, но это большая ответственность. Причем смена имени и смена фамилии — это разные вещи. Имя дает представление о тебе лично. А фамилии происходят от старинных прозвищ и кличек и указывают на задачи, которые ставит общество перед человеком. Например, моя фамилия Глоба означает «шест, кол», на который ставили стог сена. И пока я не нашел опоры в жизни — в семье, в профессии, — я чувствовал сильный душевный разброд. Фамилия — это несущая конструкция судьбы, то, на что человек подсознательно настроен. Поменяем фамилию — изменятся цели. Но чтобы выбрать правильно, надо посмотреть в свой гороскоп. Елена Хрулева взяла псевдоним Ваенга — это река на Кольском полуострове. И получила отличный псевдоним! Певица по гороскопу Водолей, и «водная» фамилия ей очень подходит. Можно сказать, фамилия-река понесла ее в бурный океан шоу-бизнеса. Кстати, то, что Ваенга не сменила имя — это тоже очень верно. «Елена» переводится как «факел, горящая, отдающаяся своему делу до конца». Так что певица с таким именем и фамилией, как говорится, пришла всерьез и надолго.

Или вспомним актрису Марину Полякову-Байдарову. В честь любимого отца, Владимира, она взяла псевдоним «Влади». Телец довольно пассивный знак, а слово «Влади» — «владеющая» — укрепило в ней целеустремленность, активность. После смены фамилии она сильно изменилась, даже внешне (можно судить по фото и кинокадрам). Вначале актриса была под влиянием режиссеров, но псевдоним сформировал в ней активную жизненную силу и даже некоторые мужские черты характера, которые помогли не только ей самой выстоять, но и вытягивать из передряг мужа — Высоцкого. Выбор псевдонима в определенной степени запрограммировал Влади и на встречу с мужчиной всей ее жизни по имени Владимир.

— А вот Вере Галушке, когда она стала солисткой группы «ВИА Гра», продюсер придумал псевдоним Брежнева — в честь земляка-днепродзержинца, Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева…

— Для Веры выбор такой фамилии был скорее всего эпатажным ходом. Водолеям вообще свойственно шокировать. А группа «ВИА Гра» — это же чистый эпатаж! Так что псевдоним Брежнева в принципе неплохой. Но длительной карьеры он не обеспечит, он хорош для взлета, и Вере надо думать, что делать дальше… Кстати, фамилия Королева, которую взяла в свое время киевская школьница Наташа Порывай, — тоже из громких. И этот псевдоним певицу просто сформировал! «Взрастил» в ней звездность, желание стать популярной. Это хорошо для карьеры. Но в юности Наташа не могла полностью соответствовать такой фамилии. Отсюда — психологические срывы, чувство одиночества, непонимание окружающих, развод (при том, что с Николаевым у них был великолепный творческий дуэт). Наташе надо было брать такой псевдоним не в 16 лет, а после тридцати: корона для юной девочки оказалась слишком тяжела. Но, слава Богу, Наталья сумела дорасти до той высокой планки, которую себе поставила. Она состоялась и как певица, и как телеведущая, и как бизнесвумен, и как жена, и как мать. Кстати, в личной жизни ей помогло то, что певица не поменяла себе имя. Она родилась под Близнецами, а имя Наталья для этого знака подходящее — оно очень семейное. Наташа всегда стремилась обрести счастливую семью. И хотя не сразу, но это произошло!

— Псевдонимы — привычное дело для артистов эстрады. Среди актеров и режиссеров они встречаются гораздо реже. Но есть одна девушка за режиссерским пультом…

— Вы имеете в виду Валерию Гай Германику? Она поступила правильно, сменив родную фамилию Дудинская. У Валерии скопления планет в знаке Близнецов, а управитель Близнецов — Гермес, чье имя созвучно с Германикой. Так что это позитивный псевдоним для нее. Усилив природные черты девушки, он дал ей возможность гораздо легче налаживать контакты и очень быстро добиться успеха — ведь Валерии нет еще и тридцати, а ее все знают, что является уникальным примером для такой «возрастной» профессии, как кинорежиссер. Но с такой фамилией Валерии нельзя почивать на лаврах. Ей постоянно нужно удивлять окружающих, быть новой, экстравагантной, менять имидж, придумывать новые проекты — только тогда удача ей обеспечена. Валерия выбрала себе фамилию, как для скаковой лошади, и должна все время гнать себя вперед.

— С фамилиями ясно. А что вы скажете о смене имени?

— Имя — вещь даже более важная! Наука об именах берет начало в глубокой древности (я тоже изучал этот вопрос и написал на эту тему монографию). Дети нарекались не по принципу нравится — не нравится родителям, а по календарю, датам. Считалось, что в каждом имени заключен определенный код, благодаря которому оно определяет судьбу человека… Я бы сказал, что имя не определяет судьбу полностью. Но оно формирует характер, а характер сказывается на судьбе. То или иное имя способствует проявлению, усилению заложенных в нас черт или, напротив, их подавлению. Поэтому к смене имени надо подходить ответственно. Покопайтесь в его происхождении, узнайте, что оно означает, сопоставьте это со своим гороскопом. Удачный выбор сделала в свое время молодая певица Алла Перфилова, став Валерией. Это стопроцентное попадание в цель — псевдоним этой артистке подходит гораздо больше! Ее родное имя Алла как раз и означает «другая, иная, изменчивая». Вот она и изменилась. Певица родилась под знаком Овна, для которого характерны максимальная активность, напор, умение добиваться поставленных целей и который находится под покровительством Марса. Как только Алла Перфилова из городка Аткарска, которую никто не знал, назвалась Валерией (переводится как «здоровая, сильная, крепкая»), в ней тут же сконцентрировались главные черты характера, которыми наделяет Марс, — сила, напористость, активность, и она как ракета ворвалась на эстраду. Помню развешанные по Москве билборды с ее фото и надписью «Певица, которую все ждали». Такие «громкие» плакаты можно написать только для Овна… Имя Алла не дало бы певице полностью проявить свой талант.

— Однако Пугачевой почему-то имя Алла не помешало…

— Тут другая ситуация. Алле Пугачевой и не надо было менять имя, хотя она тоже родилась под знаком Овна — между ней и Валерией всего два дня разницы. Просто у Пугачевой на эстраде другое амплуа. Она как никто умеет меняться, всегда быть разной — что и заложено в ее имени. Это обычно происходило через людей, на которых ей везло, — композиторов, поэтов, любимых мужчин. Пугачева — единственная звезда, которая прожила на эстраде десятки, сотни жизней.

— Встречаются ситуации, когда псевдоним может навредить?

— Они встречаются, если человек не учитывает, что несет ему новое имя. Например, певица Марина Абросимова взяла имя МакSим, которое, с одной стороны, ей подходит…

— Не странно ли женщине брать в качестве псевдонима мужское имя?

— Не очень хорошо, когда девочке дают мужское имя или, например, Василису кличут Васей. Такая ситуация провоцирует проявление в женском характере мужских черт, женщине по жизни приходится быть мужиком. Но для данной певицы мужской псевдоним не страшен. Она — Близнецы, а этот знак несет в себе двойственность. Кроме того, Максимом зовут брата певицы, а девичья фамилия ее мамы — Максимова. А рожденные под Близнецами часто ориентируются на близких. Неудивительно, что Марина выбрала именно это, «семейное». С другой стороны, имя Максим связано с большой энергией, с максимальными достижениями. Приняв такое имя, девушка взяла на себя очень серьезные обязательства. Как говорится, назвался груздем — полезай в кузов. Ей нельзя расслабляться, останавливаться в движении к цели. Как только это случается, человек сразу впадает в депрессию, срывается, а потом долго не может прийти в себя. По моим наблюдениям, сейчас в карьере МакSим произошел спад. И это чревато для нее большими потерями, в том числе психологическими. Единственный выход для МакSим — закалять характер, воспитывать в себе бойцовские качества, иначе ее затопчут! Да, бывают псевдонимы, при которых люди ставят себе сверхзадачи. А когда не могут прыгнуть выше головы, срываются…

— А как вы оцениваете псевдоним Анжелики Варум, ведь по паспорту она Мария…

— Неоднозначно. Варум, как и МакSим, — Близнецы. А имя Анжелика гораздо больше подойдет девушке, рожденной под знаком Девы, — недаром этот знак изображают в виде ангела. Для Девы с ее отстраненностью, чистотой такое имя подошло бы идеально. Впрочем, на сцене, где Варум создала образ недосягаемой, неземной леди, это имя уместно, оно сыграло важную роль в развитии карьеры. А вот личную жизнь искусственно приобретенные отстраненность, холодность могут усложнить. Но, насколько я знаю, Леонид Агутин вне сцены зовет жену только Машей.

— А что вы скажете о певце, который до появления на эстраде жил как Виктор Белан?

— Дима Билан родился под знаком Козерога. Уменьшительное имя Дима для такого серьезного знака, который настроен на долгосрочный успех, не подходит. Оно может дать успех лишь на короткое время. В 2008 году Билан победил на «Евровидении». А что дальше? Прошло пять лет с того момента! У парня есть перспектива взлета, но ему надо срочно поменять имя. Например, вернуть родное Виктор, означающее «победитель» и для Козерога больше подходящее. Недаром певец сейчас пишет музыку под своим реальным именем. Может быть, Билан уже понял, что маленького Димочку пора оставить в прошлом, иначе нового витка карьеры не будет? Точно так же надо подумать о взрослом имени Нюше (это не совсем псевдоним, настоящее имя девушки Анна Шурочкина). Ей скоро исполнится 23 года, а она все называет себя детским именем и на этом строит карьеру. Это чревато тем, что у нее в характере обязательно будут проявляться инфантильные черты, и чем дальше, тем сильнее. Тем более что по гороскопу она Лев — а это королевский знак, которому никак не соответствует уменьшительное имя.

— Некоторые певцы в качестве псевдонима берут не обычное имя, а нечто невероятное. Елизавета Иванцив назвалась Ёлкой...

— Вообще-то если кого в кругу семьи и называют Ёлками, то обычно это Елены. В нашем случае певица решила стать Ёлкой, потому что это эпатажное имя, а она не боится удивить публику — и одевается весьма экстравагантно, и причесывается. При этом себя со своим странным псевдонимом она не отождествляет. На сцене она один человек, а в личной жизни абсолютно другой — консервативный, очень привязанный к близким, с очень правильными устоями. Лиза надела свой эпатажный костюм, сделала невероятную прическу и Ёлкой вышла на сцену. Ушла со сцены, переоделась — и она вновь Лиза. Точно в такой ситуации оказалась и Наташа Ионова, которую зритель больше знает как Глюк`оZу. Она Близнецы, а люди, рожденные под этим знаком, легко меняются. В частности, им подходят любые псевдонимы, даже самые вычурные. Я не удивлюсь, если Наташа через какое-то время возьмет себе еще один псевдоним. Повторю — все трансформации Близнецам только в плюс.

— Необычное сценическое имя взяла себе и Сара Манахимова…

— И очень правильное с точки зрения астрологии. Жасмин родилась под знаком Весов, с которым связано все изысканное, роскошное, в частности цветы. Так что псевдоним Жасмин раскрыл ее зодиакальный знак. Новое имя проявило и усилило лучшие черты ее характера, притянуло к ней удачу. Она как будто получила фору от судьбы.

— А как вы оцениваете поступок Каролины Куек, которая взяла свое имя, прочитала наоборот и разделила на две части, став Ани Лорак…

— Насколько я знаю, это сделал ее первый продюсер… Раньше прочтение имени наоборот считалось очень негативной вещью, связанной с темными силами. Например, так произносились имена во время черных месс. Не хочу никого пугать, но, если человек переворачивает имя в зеркальном отражении, он получает палку о двух концах. В профессии его ждет успех, но «сворачивается», страдает личная жизнь. Дай Бог Ани Лорак удачи во всем, но ей стоит подумать над тем, чтобы уйти от своего псевдонима. Причем к родному имени Каролина возвращаться не стоит — оно не подходит для Весов. Но есть же много других вариантов!

Источник: http://7days.ru/article/chronic/pavel-globa-otkryl-tayny-psevdonimov-zvezd/1

 

"Откуда есть и пошла" семья моя?

Изучение истории своего рода, создание фамильного древа с каждым днем становится все более популярным увлечением. Знать родословную, иметь ее схематическое изображение, а порой и целый домашний архив сегодня модно. Многочисленные сайты предлагают узнать историю вашей семьи, раскрыть тайну фамилии. Но разве кто-то может это сделать лучше вас самих?

Создание семейного архива и фамильного древа — занятие очень интересное и не такое сложное, как кажется. Поиск собственных корней поможет не только интересно провести время, но и изучить историю, заинтересовать этим родных, сплотить, в конце концов, семью существующую. Главное — знать, где найти информацию, в подлинности которой не усомнишься.

Очевидно, что первый источник родословных — ваши родственники. Записывайте все, что услышите от старших, ведь в дальнейшем даже незначительная с первого взгляда деталь может облегчить поиск информации. Обязательно уточняйте их полное имя, даты рождения и смерти, место рождения и проживания, профессия. Но, повторюсь, любая другая информация может быть очень полезна.

Затем следует определиться, что именно вы хотите знать о своем предке. Предположим, ваш дед воевал в годы Великой Отечественной войны, был награжден, а вы хотите узнать, за что он получил награду. В этом случае интересующую вас информацию можно найти на сайте "Подвиг народа". Эта электронная база данных очень проста в управлении, а гарантом качества предоставляемых документов являются Центральный архив Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ и Правительство РФ. Все, что вам нужно, это ввести в графе "Поиск награждения", находящейся слева, инициалы предка и год его рождения. Этот же принцип лежит в основе другой общедоступной базы данных, где можно найти захоронение погибшего или сведения о пропавших без вести — "Мемориал".

Однако на сайте "Подвиг народа" выложена информация лишь о некоторых наградах, полученных в период Великой Отечественной войны. Если вы не нашли на портале сведений о своем родственнике, не останавливайтесь на этом. Обратитесь за информацией о награждении в Центральный архив Министерства обороны, подайте заявку. Услуга может быть платной, все подробности можно узнать на сайте ЦАМО. Также сведения такого рода можно получить в Государственном архиве Российской Федерации, заполнив бланк на сайте ГАРФ. В заявлениях указывайте номера орденов, если они известны: это облегчит поиск работникам архива и уменьшит ваши финансовые затраты.

В ЦАМО также могут помочь с поиском информации о ранении или заболевании участника Великой Отечественной войны. Для этого нужно знать номер госпиталя, в котором было закончено лечение. Если номер госпиталя неизвестен, можно указать в запросе полевую почту или адрес госпиталя, фамилию начальника госпиталя или лечащего врача, дату ранения (заболевания) и любые другие сведения, облегчающие поиск необходимой информации.

Если вы хотите получить сведения о рождении, бракосочетании или смерти своего предка, родившегося до революции, можете отправить запрос об акте гражданского состояния в архив по месту жительства предка. Для этого нужно указать место рождения предка, уезд, его инициалы и дату рождения. В случае если какой-то из этих пунктов не будет указан, вам могут отказать в поиске или потребовать дополнительную плату за лишнюю работу, которую придется выполнять сотрудникам архива. Поиск такого рода информации не бесплатен, но сумма чаще всего составляет не более двух тысяч рублей. В случае успеха вы получите заверенную архивную выписку из метрической книги, где будут указаны сведения о ваших предках.

Часто случает так, что при поиске одних сведений вместе с ними можно получить и другую важную информацию. Например, вы подали заявку на получение документов о награждении предка, а в архивной выписке увидели еще и место его рождения, которое раньше было неизвестно. Стоит только начать, и нужная информация будет нарастать, как снежный ком.

Также в архивах и библиотеках можно узнать больше о месте и специфике работы предка. Для этого придется обратиться в тот архив, хранилище которого содержит документы интересующего вас направления. К примеру, если предок был машинистом, обращаться следует в архив Министерства путей сообщения, если служил в органах госбезопасности — в Российский государственный архив социально-политической истории.

Однако документы, касающиеся служащих НКВД, могут быть засекречены по сей день. В таком случае придется подождать некоторое время, в то время как специальная комиссия проверит запрашиваемые сведения. Заранее приготовьтесь к тому, что документы такого рода могут не предоставить или же, показав документы, запретят снимать копию и попросят переписать нужную информацию от руки.

Если вас интересует информация о сотрудниках госбезопасности, пролистайте сначала два справочника Никиты Петрова "Кто руководил органами госбезопасности, 1934-1941" и "Кто руководил органами госбезопасности, 1941-1954". Автор составил подробные биографии чекистов на основе данных из архивов РГАСПИ, ГАРФ, Центрального архива ФСБ России при содействии международного общества "Мемориал". Издания имеют ограниченный тираж — 3000 и 900 экземпляров соответственно, но при желании можно найти электронную версию в Интернете. В этих справочниках может находиться нужная информация и ссылки на конкретные документы.

При составлении семейного архива также не пренебрегайте интернет-форумами. Некоторые сайты помогут связаться с опытными краеведами, поисковиками, историками. Но, вступая в сообщества в соцсетях, помните, что любая интернет-информация должна быть тщательно перепроверена.

Когда ваш семейный архив будет собран, можно приступить к творческой части, а именно к составлению фамильного древа. Генеалогические схемы делятся на два типа: нисходящая, где вы оказываетесь на "кроне" дерева, а ваши предки — у его корней, и восходящая, где вверху разместятся родоначальники. В русской генеалогии прямым считается родство только по мужской линии, при этом дворянство по материнской линии не наследуется потомками. При оформлении родословного древа можно проявить неограниченную фантазию самому или сделать заказ фирме-оформителю. Цена профессионально выполненного древа будет колебаться от 3 тысяч рублей и выше, в зависимости от степени сложности заказа.

Источник: http://www.pravda.ru/society/family/07-06-2013/1159950-geneology-0/

 

«Оленья» и «орлиная» символика в российской геральдике, или Как Олениха-важенка, Небесная Хозяйка превратилась в двуглавого орла

Герб России и Российской Федерации — представляет собой, как мы привыкли думать, «двуглавого орла». Происхождение этого изображения принято прочно связывать с Византией, а символику с властным смотрением на Восток и на Запад, и властным же удержанием того и другого.

Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году, после его женитьбы на Софье Палеолог, то есть в нашей истории ему чуть более пятисот лет.

На самом деле изображение двуглавого орла — очень древнее, оно встречается у шумеров, у хеттов. Ему, как минимум, несколько тысячелетий. Не говоря уже об изображениях орлов не двухголовых, а нормальных, здоровых, которыми полон весь древний мир. Дело в том, что орёл — так же, как и олень, — солярный, солнечный знак-символ. Символ плодотворящего солнца, от которого зависит жизнь, то есть, именно в этом смысле — символ небесной, «высшей» власти.

Именно солярное наполнение изначально связывает «орлиную» и «оленью» символику.

И здесь сразу начинается самое интересное.

Самые древние образцы «рожаничных» оленьих композиций изображают распластанное женское оленье (рогатое) существо с раскинутыми в родовой позе ногами. Изображение не просто напоминает нашего «двуглавого орла», оно ему почти идентично. Нижняя часть нашего «орла» категорически орлом быть не может. Никаких подобного рода разведенных «коленей», нет, не было и не может быть ни у одного орла.

В «двуглавого орла» трансформировалась центральная часть «рожаничной» оленьей композиции времен неолита и мезолита.

Но сначала о том, что представляет собой «оленья» символика.

На гербе Нижнего Новгорода — красный шагающий (шествующий) — олень. За основу сегодняшнего герба взят исторический герб губернского города Нижнего Новгорода.

В «Росписи всем государевым печатям 1626 года», составленной в Посольском приказе после большого московского пожара 1626 года, сказано: «Печать Нижегородска: олень, под оленем земля». Первая версия герба утверждена 16 августа 1781 года. Последняя, новая — 20 декабря 2006.

В Нижегородском крае олени — северные — совсем недавно, ещё сто лет назад, — ходили стадами по всему Заволжью и были объектом княжеской охоты. Княжеская охота на оленей проводилась ещё в конце XIX века на территории современного Борского района. Веками олени и оленихи, северные и лесные, лоси и лосихи — ходили неспешно по той же самой земле, по которой мы ходим каждый день.

Олень для мировой и русской культуры — почти домашнее, любимое животное. Девочку Герду, которую олень везет в царство Снежной Королевы, чтобы спасти брата, и оленя из «Серебряного копытца» Бажова мы воспринимаем всем сердцем — как часть детского мира — мира торжествующей справедливости. Это реальный мир, и он тем реальнее, чем больше детских сердец наполнено именно этими историями, именно этой символикой.

У всех народов мира олень — исключительно позитивный поэтический символ чистоты и света. В чутких повадках люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые рога на новые — неиссякаемую силу обновления и возрождения.

Сирийские, кельтские, саамские боги имеют оленьих «прародителей». На оленьих упряжках ездили многие шумерские, семитские, хеттские и синтоистские боги.

По некоторым архетипическим признакам рогатая роженица распознается во множестве позднейших вариантов вышивок и резьбы, а также в таком важнейшем элементе традиционного костюма, как женский «рогатый» головной убор — «кика», «кичка». Убор может быть разной степени «рогатости», но даже если почти ничто не напоминает нам о далеких важенках, — в самой основе пошива, в сборной конструкции славянского головного убора замужней женщины всегда имеются рудиментарные «рожки»

Красота, грациозность, чуткость оленя всегда вызывали восхищение и поклонение. У славян олень исполнен солнечной символики. Ветвистые рога всегда связывались в сознании людей с солнечными лучами, короной, «древом жизни». У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным.

В христианской иконографии олень, пьющий воду у подножия креста, — символ горячей веры и благочестия; олень, топчущий ногами змею — эмблема уничтожения зла.

Нижний Новгород — не единственный город, в геральдическом символе которого запечатлены олени, — так, в гербе древнего Ростова изображен стоящий серебряный олень; в гербе Магадана — скачущий во весь опор белый северный олень. Нижегородский герб — красный олень, шествующий мерным шагом.

Взрослый олень-самец в славянской традиции — солнечная эмблема изобилия и плодородия. Но мы не задумываемся о том, какими древними и мощными смыслами наполнена невидимо стоящая за оленем-самцом женская ипостась этого символа и образа.

В русских вышивках, в том числе и среди прекрасных экспонатов фондов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника, есть различные варианты орнаментальной композиции, которая носит названия «роженицы». У этого символического знака очень древняя история и огромная смысловая наполненность. И связана она тоже с оленями.

Именно культ оленя сближает русскую вышивку с отдаленными охотничьими мифами неолита и мезолита. В этих мифах, как пишет академик Б.Рыбаков, главными персонажами являются женщины-лосихи, Небесные Хозяйки мира. Для древних охотников круговорот природы сводился к тому, что на небе, в непосредственном соседстве с солнцем, — а солнце считалось очагом богинь, — две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей — оленей и других животных.

Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой; на Руси эти созвездия носили имя Лосихи и Лосенка. В русских легендах именно две важенки, мать и дочь, прибегали к людям, отмечавшим праздник рожаниц (завершение урожайного цикла) 8 сентября.

«Рожаничная» символика в христианской традиции перешла в «богородичную». Вряд ли имеет смысл отрицать её древность, основоположность, четкую привязанность к календарному, «у/рожайному» циклу. «Рогатые» головные уборы замужних женщин идут из той же глубокой древности. Поэтому на высоком головном уборе, на праздничном убранстве Патриарха, совершающего сентябрьское богослужение в честь Рождества Пресвятой Богородицы, мы тоже можем видеть «рожаничный» орнамент.

Древнейший облик рожаниц близок к богиням-важенкам, занятым рождением оленьцов малых и вевериц, «акы топерво роженых». В вышивках, которые делались для свадебных обрядов и для супружеской жизни, постоянно присутствует образ, который может быть сопоставлен с женщиной-оленем (лосихой), рождающей оленьцов.

На протяжении веков образ значительно трансформировался, — сначала оленей, окружающих роженицу, заменили кони (тоже солнечный символ, но более поздний), потом сам её облик из зооморфных и антропоморфных очертаний приобрёл формы растительного и геометрического орнаментов.

И вот, в какой-то стадии распластанная рогатая фигура с раскинутыми в родовой позе ногами трансформировалась в… двуглавого орла. Эта мутация отчетливо видна при прямом сопоставлении вариантов «рожаницы» и двуглавого орла российской геральдики в резьбе по дереву, в «глухой» домовой резьбе. Резьбой по дереву занимались, в основном, мужчины, а прежде чем резьба стала домовой, она была корабельной. В резьбе древнейшие обережные знаки-символы сохранялись, но по-своему переосмысливались и трансформировались. Именно мужскому взгляду и фантазии может привидеться-обрисоваться двуглавый (!) орёл в очертаниях рогатой телящейся важенки. Но сила и энергетика, исходящая из этого знака, не подлежала сомнению. Она была переосмыслена как энергетика власти.

Вряд ли такая трансформация образов и смыслов безобидна. Увы, двухголовое хищное летающее существо ассоциативно отсылает к драконам. Драконоподобные существа в исконной русско-славянской мифологии всегда были воплощениями зла, тьмы, опасности. В лучшем случае, получившееся изображение может быть подсознательно прочитано как искаженный, совмещенный, «мутантный» вариант «священного терзания» — терзания орлом (хищником) оленя (не хищника). На самом же деле такое изображение абсурдно, и транслирует разрушительную информацию и энергетику.

Не случайно икона с включением этого изображения не была освящена православной церковью. Священство не лишено прозорливости и особого сакрального зрения, чтобы увидеть и почувствовать, что это изображение не просто безблагодатно, — оно опасно. К сожалению, Николай II, печальным образом приверженный этой «иконе», этого не чувствовал. Чем закончился поиск защиты у такого изображения, мы знаем.

Вернёмся к «рожаницам».

Распластанная «рожаница» и женщинами-вышивальщицами воспроизводилась, само собой, без осознания изначальных подробностей. Чаще всего она выполнялась красным цветом, разными оттенками красного — с чувством глубинной символики, солярной, солнечной символики плодоношения и плодородия. Поскольку она всегда имела четкий «позвоночник», явную симметрию и восходящие, загнутые вверх нижние «конечности-ветви», — часто воспринималась и трактовалась как «древо жизни».

Тем не менее, по некоторым архетипическим признакам рогатая роженица распознается во множестве позднейших вариантов вышивок и резьбы, а также в таком важнейшем элементе традиционного костюма, как женский «рогатый» головной убор — «кика», «кичка». Убор может быть разной степени «рогатости», но даже если почти ничто не напоминает нам о далеких важенках, — в самой основе пошива, в сборной конструкции славянского головного убора замужней женщины всегда имеются рудиментарные «рожки». Основной смысл этого знака и образа — («рожаничная символика») — плодородие, плодность, плодоносящая и рождающая сила.

Древние орнаменты посылают нам огромную животворную и обережную, оберегающую нас информацию. Полагаю, что её стоит принимать и понимать — по возможности, без искажений и извращений. Можно чувствовать и понимать: даже суровой зимой в одежде, расшитой древними солярными орнаментами, — тепло. Понимать, зачем такие орнаменты наносились на свадебные полотенца и простыни, почему покрывали грудь, предплечья, живот, подол молодых женщин. Орнаменты и, в целом, традиции рукотворного искусства веками и тысячелетиями выполняли роль живой ЭстЭтики, оберегали и укрепляли духовное, физическое, репродуктивное здоровье народа. Символика, тем более, общегосударственная, наследует — должна наследовать — эти традиции. Что наследуем мы?

По некоторым архетипическим признакам рогатая роженица распознается во множестве позднейших вариантов вышивок и резьбы, а также в таком важнейшем элементе традиционного костюма, как женский «рогатый» головной убор — «кика», «кичка». Убор может быть разной степени «рогатости», но даже если почти ничто не напоминает нам о далеких важенках, — в самой основе пошива, в сборной конструкции славянского головного убора замужней женщины всегда имеются рудиментарные «рожки»

Источник: http://novayagazeta-nn.ru/2013/281/olenya-i-orlinaya-simvolika-v-rossiiskoi-geraldike.html

 

Город Хабаровск держится на Хабаровых

Мария Федоровна Бурилова известна как неутомимый краевед, историк, опытный музейщик. Она лауреат премии Я. Дьяченко и других наград, автор книг о прошлом Хабаровска. Все, что попадает в зону ее внимания, становится предметом пристального изучения, с уважением к деталям и источникам информации.

После того, как «Тихоокеанская звезда» написала об одной из её замечательных книг «Общество старого Хабаровска», в редакцию пришло много откликов, а на интернет-сайте появились даже мини-рецензии читателей, которым этот труд историка очень понравился. Не можем не привести, например, отзыв Д. Щербакова:

«Ее книга - результат многолетнего сотрудничества с потомками хабаровских старожилов. Труд разошелся по рукам, стал справочным пособием для тех, кто интересуется историей родного города, - написал он. - Прежде всего хотелось бы отвесить низкий поклон Марии Федоровне Буриловой за ее титанический труд, который она проделала, собрав материал и издав книги «Хабаровск купеческий» и «Общество старого Хабаровска». Я считаю, что это под силу только сильному и целеустремленному человеку. Эти книги - огромный вклад в культурную жизнь нашего города. Они представляют большую ценность для тех, кто уже интересуется историей старого Хабаровска, а также способны разбудить этот интерес у остальных людей. Особенно они важны, по моему мнению, для подрастающего поколения.

«Одно только удручает, что они вышли совсем небольшими тиражами. Не успев выйти в свет, они стали библиографической редкостью…».

В краевом центре проживает немало семей с фамилией Хабаровы. Мария Федоровна изучила истории этих людей. Предлагаем вниманию читателей её публикацию, которую она специально подготовила для нашей газеты:

- На начало ХХ века (И.С. Кларк, 1906) в алфавитном перечне административных, общественных и торговых деятелей Хабаровска нахожу: Хабарова Раиса Ивановна, агент страхового Российского общества, и Хабаров Прокопий Петрович, церковно-приходской попечитель, проживали по ул. Протодиаконовской (ныне ул. Фрунзе, 36).

По телефонному справочнику двадцатилетней давности насчитывается более сорока семей Хабаровых, проживающих сегодня в Хабаровске. Кто они? Чем занимаются? Интересуются ли своей родословной? Может, Хабаровск держится не на Ивановых, Петровых, а на Хабаровых?

Я ищу семью Хабаровых, у которых в роду была Анна Михайловна Хабарова, родившаяся в 1898 г. в Благовещенске. Анна в Хабаровске вышла замуж за француза - Дюроше Андрея Альбертовича. Мы не будем говорить о сферах высокой политики.

Наша задача довольно проста: собрав крупицы сохранившейся информации, приоткрыть окно в жизнь обычных людей, обычных хабаровчан разной национальности, которые встретились на Дальнем Востоке (россиянка и француз). Стимулом к разговору побуждают французские родственники, которые хотят узнать о семье Анны Михайловны Хабаровой больше, познакомиться с хабаровскими потомками.

Нам известно начало русско-французских контактов на Тихом океане, когда французские мореплаватели времен великих географических открытий и колониальных захватов оставили на Тихоокеанском побережье России свои имена, сохранившиеся сквозь века, - пролив Лаперуза, залив Терней. События Крымской войны середины XIX в., в которых активное участие принимала французская эскадра, безуспешно осаждавшая вместе с английской Петропавловский порт, не привели к усилению французского присутствия на Тихоокеанском побережье России.

Одними из первых французов, поселившихся на русском Дальнем Востоке, были предприниматели Евгений и Эмиль Францевичи Нино. Они прибыли на российский Дальний Восток в 1865 г. в поисках приключений и удачи.

Первоначально братья обосновались в Николаевске-на-Амуре, где занимались на законных основаниях торговлей и фотоделом. В архивных документах сохранилась информация о получении братьями Нино видов на жительство.

Как и многие предприниматели того времени на Амуре, они осуществляли на лодках обмен товаров на пушнину. Братья женились на русских девушках и стали постоянными жителями российской окраины, временами навещая Париж.

Евгений Нино с женой Татьяной и детьми проживали в Благовещенске. Эмиль и Степанида с многочисленными наследниками (три сына и три дочери) - в Хабаровске на ул. Поповской (ныне Калинина). Эмиль Нино (1845-1923) был членом Парижского географического общества, публиковал свои сибирские впечатления в журнале «Correspondance» и много фотографировал. Он стал одним из известнейших фотографов Приамурского генерал-губернаторства.

А в то время фотографу обязательно был нужен ретушер, которого и привез Эмиль Нино из Франции. Имя француза-ретушера Альберт Дюроше (Du Roche - по-французски).

Через некоторое время Альберт, работая в фотолаборатории Эмиля Нино, породнился с его семьей: женился на старшей дочери Эмиля Францевича - Елене. Она родила двух сыновей - Андрея и Николая Дюроше и дочь - Елизавету Альбертовну.

В Первую мировую войну 1914 года оба брата участвовали на западном фронте в русской армии против Германии.

И вот старший сын Дюроше - Андрей Альбертович - женился на хабаровчанке Анне Михайловне Хабаровой. Нам известно, что родилась она в 1898 г. в Благовещенске. Когда семья Анны Хабаровой переехала в город Хабаровск и где она познакомилась с Андреем Дюроше, остается только предполагать. В 1922 г. у них родилась дочь, которую назвали Муза (1922-2005). В семье Нино была уже девочка с именем Муза (1913-2001) - дочь Алексея Эмильевича и его жены Лины. Потомки Лины Фирсовны и сейчас живут в Хабаровске.

Андрей Альбертович Дюроше умер в Харбине в 1946 г. Его жена Анна Михайловна умерла по болезни (от рака) в Шанхае в 1941 г. Муж Музы Андреевны Дюроше был адмирал Зумвалт (1920-2000) - участник Второй мировой войны. Второй сын Альберта Дюроше - Николай Альбертович - работал бухгалтером в фирме И.Я. Чурина в Хабаровске вместе с Алексеем Эмильевичем Нино.

В период Гражданской войны семья Дюроше Альберта и Елены переселилась во Владивосток. Здесь их дочь Елизавета вышла замуж за Агнесова Георгия Ивановича, жили в центре города на ул. Ленинской (ул. Светланской, 50). Он служил бухгалтером в Географическом обществе, этот филиал науки во Владивостоке назывался «Общество изучения Амурского края» - сокращенно ОИАК.

Елизавета Альбертовна болела ревматизмом, и потому они выехали из Владивостока в Ташкент в 1937 году.

Дюроше Альберт Францевич развелся с Еленой Нино, уехал в Благовещенск, а затем в Харбин, где имел собственную фотографию.

Елена Эмильевна вышла замуж второй раз за офицера-пограничника Демиденко Михаила. В 1904 г. они жили в Харбине.

По материалам допроса Алексея Э. Нино есть такой момент: в 1904 г., период Русско-японской войны, Алексей Нино (родной брат Елены) подвергался репрессиям. Причиной была азартная игра в карты на позициях. Отобрали паспорт - помог Демиденко.

В 1907 г. Алексей в Хабаровске попал в тюрьму, якобы за участие в ограблении, затем освободили - помог Демиденко.

Мы восстанавливаем семейную историю Анны Михайловны Хабаровой (в замужестве Дюроше) и ее единственной дочери Музы Андреевны Дюроше (по мужу Зумвалт). Также известно, что отец семейства Хабаровых - Михаил… имел много сыновей и две дочери.

Уважаемые читатели, старожилы Хабаровска! Буду благодарна за любую ценную информацию, которую вы могли бы сообщить в газету «Тихоокеанская звезда».

Мария Бурилова.

Источник:http://toz.khv.ru/newspaper/reka_vremeni/gorod_khabarovsk_derzhitsya_na_khabarovykh/


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное