← Февраль 2013 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
24
|
||
25
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Вековые сербские традиции: православная Крестная слава Современный мир, утопающий во всевозможных модернизациях и глобализациях, зачастую вырывает человека из привычного уклада, как морковку из грядки, тем самым обрывая историческую связь традиций. Такая неукоренность и воздушность и объясняет, почему те вещи, которые были совершенно обыденными несколько веков назад, сегодня превращаются в туристические достопримечательности. Многие люди, устав от макдоналдсов, гаджетов, интернета и социальных сетей, специально едут в удаленные уголки, чтобы посетить какую-нибудь традиционную манифестацию, кулинарный фестиваль или просто познакомиться с традициями местных жителей. Когда ж еще поговорить о традициях, как не 14 февраля, когда влюбленные всего мира скупают красные сердечки, тематические сувениры, дарят друг другу валентинки, признаются в любви, устраивают романтические свидания - одним словом, празднуют День святого Валентина на полную катушку. Многие соотечественники при этом забывают, что Валентин - святой католической традиции, у православных же 14 февраля отмечается день своего святого - Трифона, который считается семейным покровителем. Так, в сербы в этот день с размахом отмечают Крестную славу святого Трифона. Людям непосвященным сложно понять, насколько это важно для сербских семей, потому на эту тему мы сегодня и поговорим. Крестная слава - семейный праздник, который прославляет святого - покровителя конкретной ячейки общества. Как у каждого человека есть ангел-хранитель, так и у каждой семьи есть свой покровитель. Традиция прославления святого покровителя семьи передается от поколения к поколению, сын наследует семейную Славу от отца, отец, в свою очередь, от деда. Девушка до свадьбы празднует Крестную славу отца, после свадьбы - мужа. По одной из версий, эта традиция в том или ином виде присутствовала у многих индоевропейских народов и уходит корнями еще в язычество. Некоторые исследователи считают, что сербы, еще будучи язычниками, верили, что каждая семья происходит от одного из почитаемых богов, в честь которого регулярно устраивались семейные праздники. В XIII веке мудрый сербский архиепископ Сава решил придать христианское обличие народным традициям, чтобы не искоренять их насильно. Так и появился семейный праздник Крестной славы. Аналогичным образом поступили и другие христианские церкви в Европе, но со временем праздник забылся - сегодня он остался в основном только у сербов и черногорцев. Считается, что, кроме духовного, Крестная слава имеет и важное прагматическое значение: политическая ситуация на Балканах долгое время была очень непростой, сербы часто меняли фамилии, и связи с семьей, с предками могли бы прерваться, кабы не семейная Слава. Так сохранялась связь отца и сына, деда и внука, вне зависимости от политической ситуации, места проживания, имени и фамилии. Перечислить дни всех празднований Крестной славы в течение года - значит, вкратце пересказать список праздников всех православных святых. Но есть дни, когда Крестную славу празднуют действительно очень многие семьи - это дни самых почитаемых святых. Например, Иоанна Крестителя (20 января), святых Савы (27 января), Трифона, Георгия (6 мая), Илии (2 августа), Николая Чудотворца (19 декабря). Теперь о традициях празднования Крестной славы. Во многих областях принято святить воду, которая потом идет в тесто для славского калача - специального праздничного каравая. Калач украшается фигурками из теста и оттисками "Иисус Христос Ника", то есть "Иисус побеждает". Они делаются при помощи специальной деревянной печати - проскурника. Также на Славу готовится коливо, или славско жито - вареная пшеница, смешанная с орехами, сахаром, изюмом. Коливо, калач и красное вино в день Славы несут в церковь и освещают. Кроме того, все члены семьи, отмечающей Крестную славу, в этот день стремятся причаститься. Семья приглашает к себе гостей и угощает их праздничным обедом или ужином. Если Слава выпадает на пост, то принято готовить постные блюда. Но трапеза от этого обычно не становится менее насыщенной. Нам в России трудно в это поверить, но Крестная слава - это действительно важный семейный праздник, это не дань моде, а дань традициям. Славу празднуют весело и широко. Возможно, сегодня соблюдаются далеко не все традиции, но вот гости, вино, славский калач и веселое празднование остаются неизменными. Еще одно неоспоримое подтверждение того, что Слава в Сербии и Черногории очень важный праздник - это официальный выходной, который дается работающим членам семьи, если Слава выпадает на будний день. Наша маленькая на четверть сербская семья тоже отмечает Крестную славу. Как раз сегодня, в день святого Трифона. Конечно, в Москве все традиции соблюсти практически нереально. Мы, правда, не пробовали, но скорее всего наши московские священники не очень поймут, если мы придем к ним с просьбой освятить калач и вино. С другой стороны, испечь вкусный пирог, добавив в тесто немного святой воды, купить красное вино и накрыть вкусный стол - совсем несложно. Что мы с радостью и делаем каждый год 14 февраля. А поскольку до наших дней рождения остается еще полгода, то иногда мы называем Славу зимним днем рождения и воспринимаем ее как повод еще раз собраться вместе с друзьями. Что нисколько не умаляет духовной значимости торжества, разумеется. Источник: http://travel.ria.ru/manners/20130214/227261090.html «Муму» как способ постижения истины Красивая княжеская фамилия Оболенские была очень распространена в Орловской губернии до революции, не исчезла она и в настоящее время. Правда, жили в наших краях не князья, а их однофамильцы из числа небогатых дворян, священнослужителей и даже государственных крестьян. Особенно много Оболенских населяло Малоархангельский уезд. Специалист по «Русскому богатству» Одним из представителей этой фамилии был хорошо известный в конце XIX – начале XX века русский философ, социолог, журналист, писатель, издатель и редактор популярного журнала «Русское богатство» Леонид Егорович Оболенский. Его перу принадлежат несколько романов из крестьянской жизни (написанных под псевдонимом Матвей Красов) и большое число очерков на философские, социологические и литературные темы, в которых он часто полемизировал с самим Львом Толстым. Родился Леонид Оболенский в маленьком уездном городе Малоархангельске в марте 1845 года. Отец его, Егор Александрович, мелкий чиновник 14 ранга, служил в земском суде (в те годы это учреждение выполняло полицейские функции), мать хозяйничала по дому. Семья мало чем отличалась от других чиновничьих семей уездного города, разве что необычностью биографии мамы будущего журналиста и философа. Елизавета Ильинична была немкой лютеранского вероисповедания с хорошим образованием, полученным в одном из лучших московских пансионов того времени, любила читать и замечательно играла на пианино. Муж ее с раннего утра до позднего вечера пропадал на работе, достойного общества в городе Малоархангельске найти Елизавете не удалось, и всю свою энергию и любовь молодая мама тратила на детей. Начальные знания по разным предметам она дала им основательные. Старший сын Леонид продолжил образование в Орловской мужской гимназии и проучился в ней шесть лет, оставивших в его душе как долго не заживавшие раны, так и теплые чувства. В 1902 году журнал «Исторический вестник» (том 87) опубликовал написанные Оболенским «Литературные воспоминания и характеристики», в которых он большое место уделил периоду своего пребывания в гимназии. С тех пор прошло 110 лет, но эти живые зарисовки талантливого писателя по-прежнему хранят горький аромат времени. Процитирую из «Воспоминаний» несколько отрывков, дав им собственные подзаголовки и перемежая авторский текст небольшими вставками. Слезы, перепела и копченые гуси «В августе 1854 года мать повезла меня из уездного города Малоархангельска в город Орел, чтобы отдать в местную гимназию. При проводах служили молебен, на котором присутствовала вся дворня; отец плакал, как ребенок. Мать тоже плакала навзрыд, хотя и ехала со мною. Плакала прислуга, прослезился даже батюшка, отец Иоанн Зернов... Наконец поехали с целым возом, нагруженным и на верху коляски, и сзади ее, и на козлах... В числе предметов, составлявших этот груз, была, например, большая кадка с перепелами, залитыми коровьим маслом, и другая такая же кадочка, с копчеными гусями. Эти кадочки везлись в подарок тогдашнему директору гимназии, господину З-у, потому что один из орловских приятелей отца предупредил о необходимости именно этих даров, очень любимых господином З-м. Кажется, везлись подарки в том же роде и еще кое-кому... Знаю, что впоследствии одаривались съестными припасами и некоторые из надзирателей пансиона...» Любитель розог и либерал «Экзамены были выдержаны; матери пожили в Орле дня три-четыре и уехали, а мы остались... Мало-помалу я привык к пансиону, начал принимать участие в общих играх и втянулся в общую жизнь...» В этой общей жизни важную роль играли, кроме самих воспитанников, директор гимназии, преподаватели и надзиратели. «Директор господин З-н, о котором я уже упоминал, был выживший из ума старик; он редко появлялся среди гимназистов, а когда появлялся, то говорил длинные, бессвязные речи, делавшие его посмешищем. Так, у него была, например, кличка «Сыплет», данная ему гимназистами за то, что, придя однажды в какой-то класс, он начал свою речь с описания погоды, причем, повторил раз семь подряд, что «сыплет, сыплет, сыплет...». При этом директоре в Орловской гимназии процветали наказания розгами, причем за совершенно незначительные провинности. Леонида Оболенского секли дважды. Первый раз за то, что он вырезал у себя на руке инициалы своей сестры Марии – «М.О.». Второй раз «за поступок еще более невинный», в котором он и виноват-то не был. Только позже Леонид понял, в чем дело: «Директор мстил мне за то, что в тот год мой отец ничего не прислал ему...». Эти наказания чуть не превратили Оболенского в нервнобольного человека, постоянно плакавшего в ожидании наказания без причины. Спас его старший пансионер из седьмого класса, взявший над ним шефство. А вскоре место директора гимназии занял другой, молодой и симпатичный, совершенно очаровавший гимназистов, господин М – ский. «Он, как только пришел в гимназию в первый раз, заговорил с нами новым, неожиданным языком: «Я хочу быть для вас не начальником, а другом вашим!» Розги были уничтожены, стали проводиться литературные вечера, на которых новый директор «читал нам отрывки из Гоголя, Тургенева». Правда, либерализм М-ского длился недолго. Как только гимназисты вздумали издавать письменный журнал, в котором помещали свои стихи и рассказы, директор вызвал «нас к себе, кричал на нас, топал ногами и объявил, что если журнал не прекратится, нам придется оставить гимназию». «Наш любимец Рашевский» Преподаватели в Орловской гимназии были разные. И о многих из них у Леонида Оболенского остались не самые приятные воспоминания и соответствующие прозвища. Но Ивана Федоровича Рашевского, недавнего выпускника Харьковского университета, ставшего потом одним из учредителей первых женских курсов в Петербурге и преподавателем словесности у будущего императора Николая II и членов его семьи, гимназисты боготворили. Вот как о нем вспоминал Оболенский: «Неизменным нашим любимцем был И.Ф. Рашевский. Он не заботился о популярности и, тем не менее, имел ее. В классе он требовал безусловной тишины и внимания, но никогда не обращался за содействием ни к директору, ни к инспектору. Спрашиванье уроков и писание «отметок» почти отсутствовало. Он судил о наших знаниях по задаваемым работам, так что весь урок проходил в сообщении им различных сведений, по большей части прямо на самой практике, у доски или при разборе наших работ». С Рашевским гимназисты советовались даже по политическим вопросам. Однажды возмутились они тем, что часовой, охранявший дом орловского губернатора Левашова, заставлял всех проходящих мимо него сходить с тротуара на улицу. Гимназисты сочинили текст листовки и собирались расклеить ее в нескольких экземплярах ночью на домах рядом с резиденцией губернатора. Иван Федорович как старший товарищ сумел отговорить своих учеников от такого деяния, убедив их, что единственным результатом такой акции станет исключение ее участников из гимназии. Но самым замечательным качеством молодого преподавателя было его умение пробуждать в воспитанниках «чувства добрые». Слово Леониду Оболенскому: «Больше всего мы привязались к Рашевскому с тех пор, как он начал читать вслух и разбирать в пятом классе образцовые произведения русской литературы. Читал он превосходно. Я и впоследствии не встречал такого чтеца. До сих пор я помню, какое впечатление на нас произвело чтение тургеневского «Муму», а потом «Жида». Во время чтения многие плакали. Теперь я понимаю, почему он выбрал именно эти две вещицы: он бил важнейшие ошибки прошлого – сословную гордость и национальную нетерпимость... Мы начинали впервые понимать простые вещи...» Источник: http://www.vestnik57.ru/page/mumu-kak-sposob-postizhenija-istiny Издан "Сводный словарь личных имен народов Северного Кавказа" В Адыгею поступил изданный в Москве "Сводный словарь личных имен народов Северного Кавказа". Из-за небольшого тиража книга не попадет в продажу. Напомним, в марте 2012 года в Адыгейском государственном университете (АГУ) была закончена работа по созданию "Сводного словаря личных имен народов Северного Кавказа", которая велась 12 лет. Как сообщила корреспонденту "Кавказского узла" руководитель лаборатории "Региональная ономастика" при Научно-исследовательском институте комплексных проблем Адыгейского госуниверситета, доктор филологических наук Роза Намитокова, словарь издан в начале 2013 года в московском издательстве "Флинта" тиражом 400 экземпляров. В книге 600 страниц, 17 именников, которые представлены по алфавиту для каждого этноса, проживающих на Северном Кавказе. Есть и русский антропонимикон, извлеченный северокавказскими русистами из летописей и документов, отражающий наиболее распространенные имена первых поселенцев на Кавказе. Во второй части книги представлен сводный словарь общих имен восточного происхождения. Это личные имена мусульман, пришедшие из арабского и иранских языков, и их варианты в разных кавказских этносах. "Попытка объединить и проанализировать личные имена народов Северного Кавказа сделана впервые, - рассказывает Роза Намитокова. - Для всех северокавказцев необходимо выработать единые унифицированные формы написания одного и того же имени в русском языке. Это особенно важно для идентификации личности при оформлении различных документов. Решению таких задач способствует новая книга". Предисловие к словарю написал заслуженный деятель культуры Адыгеи, писатель Гарий Немченко. По его словам, издание словаря политически актуально в контексте новых этнополитических и социальных реальностей. "Словарь стал частью интеграционного проекта, объединяющего Северный Кавказ со всей Россией, результатом диалога культур и средством для продолжения такого диалога", - сказал ученый. В приложениях к словарю - рекомендации, как выбрать имя новорожденному и особенности склонения имен собственных. "Можно увеличить тираж, издав книгу заново" Из-за небольшого тиража книга не попадет в продажу. Почти 100 экземпляров передано Министерству образования Адыгеи, которое приняло долевое участие в издании книги наряду с Адыгейским госуниверситетом и ассоциацией лингвистов-экспертов "Аргумент". Еще 100 книг разослано авторам, рецензентам, консультантам, ученым и общественным деятелям, особенно заинтересованным в этом новом типе словаря. Отдельный экземпляр отправится бывшему президенту Ингушетии Мурату Зязикову, который поддержал ученых материально, когда в самом начале работы над книгой они пытались заручиться поддержкой властей северокавказских республик. "Мы не получили грант на издание этого словаря, хотя пытались обосновать его необходимость и целесообразность в нашем многонациональном Отечестве, - отметила Роза Намитокова. - Сейчас можно увеличить тираж, издав книгу заново. Может быть, мусульманское сообщество, СКФО, мудрые спонсоры, издательский центр "Словари России" или еще кто-то изыщет возможности это сделать, и тем самым поможет жителям получить столь необходимую для каждой семьи книгу". Как отмечают авторы словаря, пока интерес эта книга вызвала у тех, кто серьезно разбирается в ономастике, но чуть позже, уверены они, интерес появится и у всех остальных. Ведь этот словарь отражает культурное наследие Кавказа и не имеет аналогов в практике отечественной многоязычной лексикографии. "Я бы с удовольствием купил такую книгу. Она, действительно, приближена к жизни в отличие от всяких научных трудов, например, по социально-экономическому обоснованию уровня доходов населения, - отметил корреспонденту "Кавказского узла" студент Адыгейского госуниверситета Дмитрий Черников. – Жаль, что такие труды издаются большим тиражом, а вот словарь не попадет в продажу". "Узнать, что значат наши имена, как они связаны, можно и в Интернете, не покупая никаких словарей, но насколько такая информация будет правдивой и научно обоснованной? – размышляет майкопчанин Алий Хуако. – Над словарем много лет работали 30 ученых из разных республик Кавказа. Их труду я бы поверил. Купил бы такую книгу для домашнего пользования, чтобы и я, и мои дети, и внуки знали историю происхождения своих имен". Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/220444/ Забытые одесситы: Музыкальный капитан В озорном фильме «Мы из джаза» непризнанному гению советского джаза Косте в минуту чёрной меланхолии друзья привозят из Питера теоретика этого нового музыкального жанра некоего капитана Колбасьева. Но всё оказывается мистификацией. Так что поколению, не заставшему эпоху рождения джаза, этот эпизод фильма должен показаться весёлым вымыслом, а фамилия «Колбасьев», будто нарочно придуманной для комедийного фильма, как и профессия теоретика джаза «капитан». Но нет, оказывается, ничего не придумано. Был такой капитан Сергей Колбасьев — человек настолько разносторонний, что успел побывать и моряком, и изобретателем, и писателем-маринистом, и даже послом в Афганистане и Финляндии. Может быть, такую всеядность объяснит немаловажная деталь: родился этот незаурядный капитан в Одессе. Так что грядущий мужской праздник 23 февраля хороший повод рассказать об этом офицере. Одессой рождённый Увлечение джазом у Сергея Колбасьева тоже связано с Одессой, только не одесский джаз на Колбасьева, а он на него оказал существенное влияние. Дело в том, что наш герой, будучи послом в Финляндии, навёз из этой северной страны такое количество джазовых грампластинок, влюбившись, как тогда говорили, в «джаз — музыку толстых», что в его ленинградской квартире на Моховой практически прописался Леонид Утёсов, создатель одесского джаза, и не один, а вместе другими теоретиками и практиками джаза. В общем, дом «музыкального капитана» надолго стал первым советским джаз-клубом. И всё же Сергей Адамович Колбасьев более всего известен как писатель. Его проза, как корабельный канат, ладно по-морски сплетённая и по-одесски ироничная, была пересыпана нежданными парадоксами, как жизнь моряка. Да, он был потомственным одесситом! В книге метрических записей одесской Покровской церкви имеется запись о рождении сына Сергея у титулярного советника, православного Адама Викторовича Колбасьева и жены его Эмилии Петровны римско-католического исповедания. Случилось это 3 марта 1899 года по старому стилю. Оказывается род Колбасьевых имел глубокие одесские корни. Дед писателя действительный статский советник Виктор Иванович Колбасьев долгие годы состоял членом Одесской судебной палаты, и состоял бы ещё дольше, да за свои либеральные взгляды в 1890 году был отставлен от должности. Очень важной деталью метрической записи является вероисповедание матери. Эмилия Петровна, урождённая Керауна, родилась на острове Мальте, и поныне известном вавилонским смешением языков. От матери Серёжа унаследовал «лёгкость к языкам», что обернулось для него глубоким знанием английского, французского, немецкого языков и приличным знанием ещё пяти-шести иных, включая такую экзотику как шведский, фарси и всякие восточные наречия. Командир канонерок И всё же маленький Серёжа не пошёл ни стопами титулярного отца, не стал развивать таланты, унаследованные от матери. Его кумиром стал дядя, родной брат его отца, Евгений Колбасьев, морской изобретатель-инженер, дослужившийся до капитана І ранга. Это он в своей мастерской изобрёл телефон для связи с водолазом, конструкцию плавающей мины и даже свой особый тип подводной лодки, в которой впервые в мире был предложен аппарат для торпедной залповой атаки. По протекции дяди Сергей в 14 лет поступил в Петербургский морской корпус. Возможно, именно здесь впервые и проявились будущие писательские гены, правда, в обстоятельствах весьма озорных. При его активном участии было создано полумистическое общество «Арсена Люпена», сыщика, рождённого фантазией Мориса Леблана. И вот ночами в морском корпусе стали происходить загадочные вещи: на стенах появлялись фосфоресцирующие надписи, таинственным образом исчезали кляузные книги, а наутро в учебных классах сатанинских пахло серой. Эта дьявольщина заканчивалась тем, что в руках «педалей», то есть нелюбимых учителей, во время опытов вдруг взрывались колбы. А когда строгие дознаватели пыталось найти причины этой чертовщины, под колбой находили лишь визитную карточку несуществующего Арсена Люпена. Так своеобразно кадеты, готовившиеся стать офицерами, уже в корпусе боролись за свои права и справедливость. В марте 1918 года корпус был распущен по случаю нежданно для многих грянувшей революции. Колбасьеву местом службы был определён балтийский флот. Но война на Балтике затихала, и юному гардемарину предстояла тягучая, рутинная служба. Такой оборот его не устраивал, и правдами и неправдами он перевёлся с Балтики на Каспий, где Волжско-Каспийской флотилии предстояли горячие денёчки. Здесь состоялись две знаменательные встречи. Первая встреча во многом предвосхитила дальнейшую судьбу Сергея Колбасьева. На Волге он познакомился с Фёдором Раскольниковым, мятежным большевиком, чьё имя долго замалчивалось, и высветили нам его лишь первые «открытые» публикации времён перестройки. А ещё где-то на юге (скорее всего, уже командуя дивизионом канонерских лодок Азовской флотилии) он близко сошёлся с Николаем Гумилёвым, трагическим русским поэтом и «неудачным» мужем Анны Ахматовой. Сам Колбасьев никогда об этой встрече потом не упоминал (скорее всего потому, что вскоре после их знакомства Гумилёв был расстрелян), а вот Гумилёв в своём программном стихотворении «Мои читатели» успел упомянуть, как некий Лейтенант, водивший канонерки Под огнём неприятельских батарей, Целую ночь над южным морем Читал мне на память мои стихи… Так мы узнаём, что в те годы Сергей Колбасьев служил ещё в чине лейтенанта, ибо эти строки Гумилёв посвятил именно ему. В жерновах революции Тут в нашем прозаическом повествовании настаёт время промелькнуть силуэту романтической женщины — Ларисы Рейснер. О, в неё влюблялся с первого взгляда всяк, кто считал себя мужчиной. Но то была роковая влюблённость. Рейснер стала фурией революции. Это она послужила прототипом женщины-комиссара в знаменитой «Оптимистической трагедии» Вишневского. Революция сильно упростила нравы. На вопрос комиссара в юбке не литературного, а реального: «Кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?» — в те годы утвердительно ответило немало достойных и недостойных мужчин. А Фёдор Раскольников вообще считал себя гражданским мужем Ларисы. Вот он-то и приревновал к ней вначале Колбасьева, а потом, разобравшись, Гумилёва, тоже пережившего влюблённость в женственного комиссара. Эту проблему Раскольников решил как истинный большевик (позднее в эмиграции об этом поведал поэт Георгий Иванов): похоже, именно Раскольников написал на Гумилёва донос. По крайней мере другого повода арестовывать того не было. Ну, а расстрелять сгоряча тогда было вообще делом минутным. Хотя по мнению современников, ежели б за связь с Ларисой Рейснер Раскольников кого-то начал карать, то должен был бы «заложить» полстраны. Ай да, Рейснер, ай да, комиссар! Кстати, это всё очень похоже на правду, хотя бы потому, что сразу же после этого второй «подозреваемый» Колбасьев был отстранён от командования дивизионом на Волге. Возможно, его спасло то, что нарком А. Луначарский лично рекомендовал морского офицера Колбасьева на литературную должность в издательство «Всемирная литература». Первой страной, открывшей у себя советское посольство, не удивляйтесь, был Афганистан. А первым советским послом оказался Фёдор Раскольников. Он искал надёжных людей, и тут вспомнил, что среди его знакомых один только Колбасьев знаток восточных языков, но, главное, просто умный человек, что среди революционных полпредов было редкостью. Ум был существенной составляющей дипломатической работы: давно уж не секрет, что под крышей «мирных советских посольств» всегда работала резидентура. Но среди умных, конечно же, нашёлся один дурак, который провалил дело. Пришлось команде Раскольникова покидать знойный Кабул. Но грусти особой не испытывали — их ждало посольство в Хельсинки. Здесь в этой, по сути, морской стране Сергей Викторович Колбасьев вновь окунулся в свою родную морскую стихию. Ходил на яхте по шхерам, вспомнив дядю-изобретателя, занялся радиоделом и даже изготовил прообраз будущего магнитофона — устройство для записи человеческого голоса. В 1928 году он приехал в Ленинград. С головой ушёл в литературу. Из-под его пера стремительно, как пена из-под винта, выходили одна за другой морские книги, самой любимой, самой читабельной из которых стала книга «Поворот Все Вдруг». Один из её героев Саша Сейберт, до боли похожий на самого автора, в ней говорит: «Эскадра, идущая кильватерной колонной, повернув «Все Вдруг», превращается в строй фронта. Революция — это «поворот Все Вдруг». Он принял революцию безоговорочно и осмысленно. А вот революция, увы, его не приняла. «Беременная высокой идеей», революция породила уродцев, которые повели революционную «охоту на ведьм». Одним из первых попал за красные флажки Фёдор Раскольников. И тут же вослед началось истребление всех, кто был с ним близко знаком. В 1937 году Сергей Колбасьев был арестован, а в 1942 году в одном из ГУЛАГов прервался его жизненный путь. Поразительно, но на НКВДешных допросах ему вменяли в вину даже «пропаганду буржуазного джаза». Но не отрёкся «музыкальный капитан» ни от джаза, ни от своих книг, ни от прошлых друзей. Как настоящий офицер он остался верен житейским и морским принципам, как и герои его книг. Источник: http://odessa-life.od.ua/article/3393-zabytye-odessity-muzykalnyi-kapitan История одной фотографии В 2005 году журналисты ВВС привезли в наш музей замечательную гостью – правнучку Григория Распутина – Лоранс. Живет она во Франции, в предместии Парижа, зная почти все европейские языки, не говорит, к сожалению, на русском (вот такая ирония судьбы). Пришлось общаться через переводчика. Симпатичная, обаятельная, милая, с шармом. В общем «француженка, но русского она происхождения» На прощание, среди других документов, фотографий и писем Лоранс подарила нам старый снимок (см.фото) с изображением своей прабабушки – жены Распутина, точнее к тому времени уже вдовы – Параскевы Федоровны, ее сына Дмитрия и снохи Феши. На снимке есть еще одна женщина, которая стоит во втором ряду. На наш вопрос о том, кто это? Лоранс ответила: «Это какая-то Катя, прислуга. Так подписала бабушка под фотографией.» Зная, что у Распутина в услужении жили только Екатерина и Авдотья Печеркины я очень заинтересовалась, ведь Дмитрий Печеркин очень серьезно повлиял на мировоззрение Григория Ефимовича. Старшая дочь Распутина Матрена, давая показания в качестве свидетеля в декабре 1919 года следователю по особо важным делам при Омском окружном суде Н.А. Соколову, который вел дело об убийстве царской семьи, показала: «Раньше отец жил, как все крестьяне, занимаясь хозяйством. Вдруг он оставил семью и ушел странствовать. Должно быть, что-то произошло у него в душе: он перестал пить, курить и есть мясо и ушел из дома. Я думаю, что на него так подействовал известный в наших местах странник Дмитрий Иванович Печеркин, родом из деревни Кулиги (верст 300 от Тобольска). По крайней мере, перед уходом отца Печеркин у нас был, и они ушли тогда вместе с отцом. Приблизительно это было в 1905 году». Дмитрий Иванович Печеркин – в последствии был послушником Пантелеймоновского монастыря на старом Афоне. Причем этот человек не был праздношатающимся странником. Судьба его была трагична. Родился в 1874 году, то есть был на пять лет моложе Распутина, а скорбей пережил не мало. В 1895 году сочетался браком с крестьянской дочерью Волковой Пелагеей Яковлевной. Затем, судя по метрическим книгам, у него рождались и умирали дети: дочери Анастасия и Юлиания и сын Прокопий. А 1 июня 1902 года в возрасте 28-ми лет скончалась и жена. В 1897 году в записях о Всеобщей переписи он значится как земледелец при брате. Похоронив троих детей и супругу этот человек отправится по святым местам. В этих странствиях он и познакомился с Распутиным, у которого позднее жил и стал его духовным братом. Вот эта «какая-то Катя» и есть родная племянница Дмитрия Ивановича Печеркина – духовного брата Распутина, которую он, удостоверившись в порядочности земляка, и взял в свой дом. В Деле Тобольской Духовной консистории читаем: «Крестьянская девица Тобольского уезда, Кураловской вол. дер. Ламбской Екатерина Ивановна Печеркина, 24 лет, православная, у исповеди и св. Причастия бываю 4 раза в год. Познакомилась я с Гр. Еф., когда он проходил нашей деревней в Абалаки с дядей Димитрием; служить поступила к нему вместе с тётей Авдотьей. Живём, управляем хозяйством из-за содержания, когда нуждаемся в одежде, деньгах, Гр. Еф. не отказывает нам. Обращаются с нами хозяева и гости всегда хорошо и ласково, держат нас не внизу, а больше вместе с собою. С ними мы беседуем, поём церковное и слушаем чтение Евангелия. Посещают нас и родственники Гр. Еф. — Распопов, Распутин и Арапов, но ходят не просто в гости, а попеть, почитать Писание, послушать спасительные разговоры. Учит нас Гр. Еф. иметь чистую совесть и любить друг друга, заставляет ходить в церковь, исповедоваться чаще и причащаться. Осенью и Великим постом к нам часто заходят странники, которым хозяева никогда не отказывают от дома. Показала по чистой совести всю известную мне правду, в том и подписуюсь, по безграмотству и личной просьбе Екатерины Печеркиной расписался. Эта же Катя жила у Распутина и в Петербурге на Гороховой, 64. Она станет свидетельницей его последних дней жизни… Лоранс передала нам в музей письмо, которое ее бабушка, дочь Распутина Матрена, получила от Кати в 1932 году в Париже: «Живу нормально, хлеб есть, а больше мне ничего и не надо. Сейчас живу в Покровке…» Последние годы жизни она проживала в Тобольске, была хорошей портнихой, брала на дом заказы на шитье одежды, тем и зарабатывала на жизнь. Об этом нам рассказала ее родственница — Людмила Федоровна, которой мы выражаем огромную благодарность за ее письмо в музей Распутина. Рядом с вдовой Распутина на фотографии мы видим круглолицую молодую женщину — жену сына Дмитрия — Фешу. Долгое время было неизвестно откуда она появилась в семье Распутиных, став ближайшей родственницей. И вот наконец – то мы обнаружили, что она является родственницей тех самых Печеркиных В метрической книге за 1918 год от 21 февраля сделана следующая запись: «Слободы Покровской крестьянин Дмитрий Григориев Новых 22 лет, православного вероисповедания первым браком сочетается с крестьянской дочерью Феклой Иоанновной Печеркиной, 20 лет, православного вероисповедания Тобольского уезда, Куларовской волости деревни Ламбиной (Кулиги)» Очень своеобразно об этом бракосочетании в свих дневниках упоминает Матрена Распутина. О женитьбе брата она написала: «Узнала неприятную новость – женился Митя, по-моему маме будет жить очень тяжело; она будет совершенно одна, а те будут вместе. Поживем – увидим…» По воспоминаниям старожилов Дмитрий очень любил свою Фешу, но детей в этом браке не было. Что бы ни писали бойкие столичные историки, судя по материалам архивов наших ЗАГСов и воспоминаниям людей, лично знавших эту семью, потомство в ней так и не появится. В 1930 году придет разнарядка: раскулачить по Ярковскому району 500 семейств. Ну, кто как не Распутины? Вдову Распутина вместе с сыном и снохой посадят на телеги, разрешив взять два пуда поклажи на семью, и повезут в Обдорск (Салехард). На телегах доедут до Тобольска, а далее по реке на баржах. По дороге, не выдержав трудного пути, Параскева Федоровна – вдова Распутин – скончается и могилу ее мы, наверное, уже никогда не найдем на бескрайних сибирских просторах, а сын и сноха (см.фото) доедут до Обдорска. О последней ночи перед высылкой этой семьи нам рассказал Петр Филимонович Смиренко. Его отец, председатель Покровского Волостного Исполкома зашел к Распутиным с 6-ти летним сыном. Вот этот-то 6-ти летний ребенок Смиренко П.Ф. и вспоминал, будучи уже зрелым человеком: «я играл под столом, прятался за печью, о чем говорили тогда взрослые не понимал, но помню только, что Дмитрий угрюмо молчал, а женщины все время плакали…» Проживут Дмитрий с Фешей в спецпоселке города Салехарда в бараке № 14 недолго. 5 сентября 1933 года от туберкулеза скончается Феоктиста Ивановна, и это свидетельство о смерти получит ее муж – Дмитрий Григорьевич, в 2-х экземплярах. Он расписался в графе «подписи заявителя». Сам же Дмитрий умрет через три месяца, 16 декабря, того же 1933 года от дизентерии и его свидетельство о смерти получить уже будет некому… Вот такая вот разгадка истории одной фотографии. Марина Смирнова Директор музея Распутина с. Покровское Источник: http://www.tumentoday.ru/2013/02/21/история-одной-фотографии-2/ Как составить генеалогическое древо? Советы по созданию родословных от эксперта Создание родословной - это очень интересный, но достаточно серьезный труд. Что нужно знать, чтобы правильно составить собственное фамильное древо? И как дорого обойдется такое удовольствие? На эти вопросы корреспонденту vВryanske.com ответил эксперт в области генеалогии, заместитель директора по научной работе Брянского краеведческого музея Владимир Алексеев. Владимир Петрович, с чего нужно начинать составителю генеалогического древа? Прежде всего, нужно обратиться к семейному архиву и побеседовать со старейшими представителями вашего рода. В некоторых странах, знание родословной является национальной традицией. К примеру, в Казахстане люди обязаны знать историю своего рода, как минимум, на семь поколений. В нашей стране все обстоит иначе. Хотя есть много примеров, когда интерес к истории рода является доброй семейной традицией. Опросили бабушек и дедушек. Что делать дальше? Есть много компьютерных программ, с помощью которых можно составить родословную. Но одни программы вам не помогут. Нужно обязательно обратиться к архивам, доступ к которым сегодня открыт. В Брянске - это государственный областной архив, в Москве - архив древних актов. Какие архивные документы помогут найти своих предков? Во-первых - это церковные книги: метрические и исповедные. Метрические книги представляют собой хронику всех семейных событий (рождение ребенка, свадьба, похороны), которая велась приходскими священниками до 1918 года. А в исповедные книги записывались люди, прошедшие таинство исповеди. Оба источника обладают огромной ценностью. Но, к сожалению, большинство из них находятся в ветхом состоянии, и работать с ними очень трудно. Во-вторых — это светские источники: фонды военных книг и воинских присутствий, судебные и нотариальные акты.Все эти документы помогут осветить период вплоть до конца 50-х годов XIX века. А еще одним ценнейшим источником являются "ревизские сказки". Чем интересны составителю родословной такие "сказки"? Это переписи податного населения, которые начали проводиться со времен Петра I. Вначале переписывали только "души мужского пола", потому что только они платили подать. Но потом стали записывать и женщин. Последняя ревизия была проведена в 1858 году. Таким образом, изучив ревизские сказки, можно проследить историю своего рода еще на три века. А есть ли источники по-древнее? В Брянском краеведческом музее сохранились переписные книги XVII века. С их помощью можно продвинуться в глубь истории еще на сто лет. Самая старая переписная книга датируется 1626 годом. Сможет ли несведущий в генеалогии человек работать с этими источниками? Человека, который взялся за это дело, действительно, ожидает много трудностей. И консультация специалиста архива, разумеется, необходима. Но именно изучением древних источников лучше заниматься самому. Ведь только после этого можно понять, насколько интересно и увлекательно это дело. Сколько будет стоить составить родословную? В архивах есть подробный прейскурант. Само исследование стоит до 10 тысяч рублей. Но если вы собираетесь работать самостоятельно и ограничиться консультацией специалиста, то это обойдется вам дешевле. Повторюсь, что это самый интересный вариант! Источник: http://vbryanske.com/events/e28175132/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||