← Ноябрь 2012 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Русский князь и анархист, бросивший вызов теории эволюции Опубликованная Дарвином работа «Происхождение видов» вызвала острые споры и мощные баталии. Самая известная из них шла между наукой и религией, но были и диспуты внутри самой науки. Один из самых ожесточенных споров был о том, чему отдает предпочтение естественный отбор: сотрудничеству или соперничеству. Сражения на эту тему продолжаются до сих пор. И на протяжении 100 лет не было такого человека, который бы столь активно пропагандировал изучение эволюции сотрудничества, как Петр Кропоткин. Кропоткин путешествовал по миру, рассказывая об эволюции сотрудничества среди животных и людей, называя его взаимопомощью. Иногда его поездки были добровольными, но зачастую вынужденными: его арестовывали, изгоняли или запрещали въезжать во многие весьма респектабельные на сегодняшний день страны. Все дело в том, что он был не только пропагандистом науки о сотрудничестве; он был также одним из лидеров и лицом анархистского движения. Кропоткин уверовал в то, что его политическая деятельность и наука объединены законом о взаимопомощи: что сотрудничество это преобладающая эволюционная сила, приводящая в движение все формы общественной жизни, от микробов до человека. Кропоткин также был русским князем. Домашний учитель по фамилии Поулейн поведал ему о французской революции и тайком пропагандировал в доме Кропоткиных анархистские идеи, в то время как отец Петра с гордым видом рассказывал о знатном происхождении Кропоткиных и родстве с царской семьей. Поулейн также водил мальчика к московским политическим агитаторам. В 1854 году, когда ему было 12 лет, Кропоткин отказался от своего титула, но он все равно оставался ребенком из привилегированной семьи. Как-то раз у него произошла странная встреча на царском балу с Николаем I, и спустя годы Петра приняли в Пажеский корпус. Отец Кропоткина был счастлив, радуясь светлым перспективам своего сына в этом инкубаторе элиты, где взращивали новые поколения руководителей России. Однако Петру там было до тошноты скучно. «Проходит день за днем, - писал он своему любимому брату Саше, - едва ли не лучшие годы жизни, а ты не можешь ими воспользоваться. Ты не живешь, а просто прозябаешь». Он быстро стал одним из лучших учеников в корпусе, благодаря чему его произвели в главные пажи царя Александра II (который сменил Николая I). Когда Кропоткин был свободен от своих пажеских обязанностей и от занятий, он занимался тем, что ему нравилось больше всего на свете: наслаждался красотой природы, читал о зарождавшемся анархистском движении в России и изучал радикальные новые идеи об эволюции и естественном отборе, которые пропагандировал англичанин по имени Чарльз Дарвин. Одной из привилегий лучшего ученика Пажеского корпуса было то, что закончив в 1862 году учебу, Кропоткин получил право первого выбора из списка государственных должностей. К изумлению друзей и замешательству отца он попросил назначить его в недавно присоединенную к России Амурскую область (Забайкальскую - прим. перев.), что в Сибири. Столь странный выбор не ускользнул от внимания царя, который спросил: «Так ты едешь в Сибирь? А не боишься отправляться так далеко?» «Нет, - ответил Петр. - Я хочу работать». «Что ж, езжай, - сказал ему царь. - Человек может приносить пользу везде». И поэтому 27 июля 1862 года Кропоткин поехал. Приключения Кропоткина за пять лет жизни в Сибири стали темой не одного фильма. Он проехал по Сибири 80 тысяч километров, часто «лежа во весь рост в санях, завернутый в меховую полсть с мехом внутри и снаружи … когда температура опускалась до 40 или даже 60 градусов ниже нуля…» Его работа заключалась в инспектировании страшных сибирских тюрем, которые были заполнены не только преступниками, но и политическими агитаторами. Он с сознанием долга выполнял свою работу, однако делал это с отвращением. На границе Сибири, писал он, следовало бы установить знак как в преисподней Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». А свое свободное время Кропоткин посвящал дальнейшему изучению анархистской философии (зачастую из бесед с сосланными в Сибирь лидерами анархизма) и, что самое важное, исследованиям естественного хода развития сибирских животных и живших там людей. Кропоткин ждал, что увидит там жестокий и беспощадный мир дарвиновской борьбы за выживание. Он искал его проявления повсюду - и ничего. «Я не сумел ничего найти, - писал Кропоткин, - хотя ревностно искал эту жестокую борьбу за средства к существованию среди животных одного вида, которую большинство дарвинистов (хотя не всегда сам Дарвин) считали доминирующей характеристикой борьбы за выживание и главным фактором эволюции». Вместо этого он увидел взаимопомощь - причем везде. «Во всех этих сценах животной жизни, проходивших перед моими глазами, я видел взаимную помощь и взаимную поддержку, доведенные до таких размеров, что невольно приходилось задуматься над громадным значением, которое они должны иметь в экономии природы для поддержания существования каждого вида, его сохранения и его будущего развития», - писал Кропоткин. И это было не только у животных. Крестьяне в деревнях, которые он посещал, постоянно помогали друг другу в борьбе с суровой сибирской природой. Более того, он отметил прямую зависимость между размерами взаимопомощи в крестьянской деревне и ее удаленностью от власти государства. Все было именно так, как говорили анархисты. «В Сибири, - писал Кропоткин, - я утратил всю веру в государственную дисциплину, которую прежде лелеял. Я был готов стать анархистом». Он также был готов бросить вызов ортодоксальным взглядам биологов, говоривших о том, что естественный отбор ведет исключительно к борьбе и соперничеству. Кропоткин оставался дарвинистом, причем несгибаемым, однако он считал, что процесс естественного отбора, особенно в таком суровом климате как сибирский, может привести не только к соперничеству, но и к взаимной помощи. Возникавшие у него мысли о биологической эволюции и анархизме начали сливаться воедино. Проработав пять лет в Сибири, Кропоткин поступил на учебу в университет Санкт-Петербурга, где на бумаге он изучал математику, а на деле учился быть анархистом. В своей второй специализации он оказался настолько успешен, что царь арестовал его и бросил в Петропавловскую крепость. Кропоткин так описывал ее историю: «Здесь Петр I приказал замучить пыткой своего сына Алексея, а может быть и умертвил его собственноручно … здесь держали в заточении княжну Тараканову в камере, которая в половодье наполнялась водой, и крысы взбирались на нее, чтобы не утонуть … здесь были анналы убийств и пыток, здесь людей хоронили заживо, обрекая на медленную смерть или доводя до безумия в одиночестве и мраке промозглых темниц». Через какое-то время Петр бежал. Это был невероятный побег, о котором много писали. Он потребовал длительной подготовки, и в нем было все: шпионы, подставные лица возле тюрьмы, притворявшиеся пьяными и отвлекавшие охрану, и даже соучастник, сыгравший мазурку на скрипке как сигнал к побегу. Вскоре после этого Кропоткин прибыл в Англию. Он бросил вызов последователям Дарвина, и в первую очередь, Томасу Хаксли (Thomas Henry Huxley), а также их утверждениям о том, что естественный отбор всегда ведет к соперничеству. Да, соглашался Кропоткин, иногда такое случается, особенно в тропиках, но взаимная помощь так же распространена, если не больше. Это биологическая и политическая реалия. «Муравьи, птицы, сурки … не читали ни Канта, ни Отцов Церкви, ни Моисеева закона. А между тем у них у всех то же понимание добра и зла. Откуда это? - спрашивал он. - Та или другая религия, то или другое таинственное представление о совести ни при чем в этом понимании добра и зла. Оно составляет естественную потребность всех животных видов, выживающих в борьбе за существование. И когда основатели религий, философы и моралисты толкуют о божественных или о метафизических «сущностях», они только повторяют то, что на деле практикует всякий муравей, всякая птица в своих муравьиных или птичьих обществах». Кропоткин опубликовал серию книг и длинных статей, такие как «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса», «Великая Французская революция», «Современная наука и анархия» и «Этика». Он читал лекции по всей Европе, в местах, где ему не запрещали появляться, и откуда его не гнали как смутьяна и возмутителя спокойствия. Он также совершил два длинных турне с выступлениями по США. Возможно, он вернулся бы и для совершения третьего турне, но после убийства президента Маккинли анархистам въезд в Америку запретили. В США даже распространяли нелепые слухи о том, что Кропоткин был как-то связан с этим убийством. К первому десятилетию 20-го века Кропоткина продолжали тревожить две вещи в его теории об эволюции сотрудничества. Он утверждал, что когда условия окружающей среды меняются, и взаимопомощь становится особенно полезной, население быстро проникается этим чувством. Очень быстро. Настолько быстро, что это просто невозможно объяснить положениями теории Дарвина о медленных и постепенных изменениях. Будучи убежденным эволюционистом, Кропоткин обратился к идеям Жана Батиста Ламарка, который выдвинул свои идеи задолго до того, как Дарвин начал объяснять механизм эволюции. Ламарк заявлял, что привычки, приобретенные организмом за время его жизненного цикла, могут быть переданы следующему поколению. Например, если береговые птицы растягивают свои мышцы насколько это возможно, чтобы подняться повыше на мокрых песчаных пляжах, то у их потомства в результате будут более длинные ноги. По мнению Ламарка, существенные изменения могут произойти за одно поколение. Это дало Кропоткину возможность объяснить, почему взаимопомощь усиливается так быстро. Проблема №1 была решена. По крайней мере, он так говорил. Проблема №2 состояла в следующем. Что в реальном времени, в котором все происходит, заставляет животное заниматься взаимной помощью? За объяснением Кропоткин обратился к экономисту Адаму Смиту. Хотя Кропоткин презирал капиталистическую систему, описанную Смитом в его «Исследовании о природе и причинах богатства народов», он буквально влюбился в его более ранний труд «Теория нравственных чувств». В ней Смит утверждал, что люди стремятся к взаимопомощи, потому что мы мысленно ставим себя на место нуждающихся в ней, и чтобы «свести к минимуму свою собственную заместительную боль», мы помогаем - мы проявляем сочувствие. Однако Адам Смит в своих рассуждениях о сострадании и взаимопомощи ограничивался людьми. Сняв это ограничение, Кропоткин нашел то, что искал. «Единственная ошибка Адама Смита, - писал он, - состояла в непонимании того, что такое же чувство симпатии [то, что мы сегодня называем сопереживанием], в его привычном виде существует не только среди людей, но и среди животных». Проблема №2 была решена. По крайней мере, он так думал. Прошло почти сто лет со дня смерти Кропоткина, и что мы сегодня можем сказать о его теории взаимопомощи? Ну, если бросить взгляд в прошлое, он определенно допустил ошибку, объединившись с Ламарком, хотя такую ошибку делали многие, включая Дарвина. И до сих пор идут жаркие споры о том, проявляют ли животные чувство сострадания. Я считаю, что некоторые проявляют, однако данных на сей счет мало. Но основной вклад Кропоткина в науку состоял в том, что он одним из первых оспорил преобладавшие на то время дарвиновские принципы, гласившие, что эволюция это только соперничество и выживание самых злобных. Сегодня каждый год выходят сотни работ о том, как помогают друг другу животные, и многие из них показывают, что Кропоткин был своего рода пророком. Но больше всего он думал о том, что понимание сути взаимопомощи у животных может пролить свет на сотрудничество людей и даже спасти человечество от самоуничтожения. Произойдет это или нет - пока неясно. Источник: http://www.inosmi.ru/russia/20121105/201793706.html Великий маг Чарли Чаплин Его фильмы нравились и тиранам XX века – Сталину, Гитлеру, Муссолини, Франко, и миллионам простых людей. Картины Чаплина с одинаковым азартом смотрели особы королевских кровей и обитатели трущоб. Они покатывались со смеху, наблюдая уморительные трюки гениального актёра, и смахивали слёзы, когда видели, каким чудовищным унижениям он подвергается и как борется за своё счастье. ФОРМУЛА УСПЕХА Чаплин писал в своём дневнике: «Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха». Вселенская слава обрушилась на Чарли Чаплина при жизни, но многие картины мастера актуальны и сегодня, они по-прежнему волнуют людей независимо от достатка, вероисповедания и цвета кожи. В фильме 1940 года «Великий диктатор» Чаплин едко высмеял бесноватого фюрера. Но после премьеры ленты и её успеха стали циркулировать упорные слухи, что между Чарли и Адольфом существует некая мистическая связь. Ряд газет даже опубликовали статьи, в которых доказывалось, что Чаплин и Гитлер были единоутробными братьями, которых разделили после рождения коварные масоны. Чарли поражал окружающих умением предсказывать будущее по ладони, что объяснял своими цыганскими корнями (его бабушка была цыганкой). Фантастическое влияние на зрителей оказал созданный артистом образ бродяги – неприкаянного человечка в широких штанах, огромных ботинках, с неизменной тросточкой, незабываемой походкой и трогательными усиками. Сам маэстро в своей автобиографии так охарактеризовал любимый образ: «Он очень разносторонен – он не только бродяга, но и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем – это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный или музыкант, герцог или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету, а при соответствующих обстоятельствах способен дать даме пинка в зад, – но только под влиянием сильного гнева». Киноведы, пытаясь вывести формулу магического воздействия фильмов Чаплина, сошлись на том, что природа наделила мастера редчайшим даром – способностью достучаться до каждой души, до каждого сердца. Некоторые журналисты считали, что свою потрясающую энергетику артист черпает из космоса. В ОЖИДАНИИ ЧУДА Билет, который Чарли вытянул при рождении, был отнюдь не самым счастливым. Будущий кумир родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла. Его родители – Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин были заурядными эстрадными актёрами. Сценическая карьера главы семьи оказалась короткой и трагической: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и умер 9 мая 1901 года в лондонском госпитале святого Фомы в возрасте 37 лет. Ханна после смерти мужа тяжело заболела, потеряла рассудок и была помещена в психиатрическую клинику. Чарли и его сводный брат Сидни оказались в приюте. «Жизнь там была ужасна, и мне с ранних лет приходилось подрабатывать», – вспоминал Чарли впоследствии. Он успел потрудиться мойщиком посуды, продавцом газет, уборщиком в типографии и пройти суровую школу выживания. В свободное время Чарли, обладавший абсолютным музыкальным слухом, учился играть на скрипке и овладел этим инструментом в совершенстве! Всё это время он лелеял мечту стать знаменитым артистом и даже сделал шаг к её осуществлению. В двенадцать лет он пришёл в театральное агентство и поинтересовался, не пригодится ли он на роль мальчика в каком-нибудь спектакле. Его зарегистрировали, и Чарли с трепетом стал ждать вызова. Ему снился один и тот же сон: он выходит на сцену, и ему рукоплещет блестящий зал. Чудо произошло, и его вызвали. Гастролирующей труппе как раз нужен был юркий мальчик. Начались великие скитания Чарли по городам Англии, за время которых он накопил массу впечатлений, давших толчок его необыкновенному комическому таланту. В шестнадцать лет он женился в первый раз на актрисе, такой же нищей, как он. Сразу после рождения сына скоропалительный брак распался. Чарли оставил малыша у себя и даже взял его на первые гастроли по городам Америки. США поразили воображение юного артиста богатством, размахом и динамикой. Он захотел остаться в этой стране. Осуществлению желания способствовала кинофирма «Кинстоун». Она пригласила Чарли сниматься в незамысловатых комедиях, положив молодому актёру весьма приличную по тем временам зарплату – сто пятьдесят долларов в неделю. Он снял квартиру, нанял ребёнку няньку и с головой окунулся в бурную американскую жизнь. Кинокритики заметили Чарли и посвятили ему ряд хвалебных статей. Неистовый трудоголик, Чарли страстно желал снимать свои фильмы. Ему удалось подписать контракте процветающей фирмой «Эссеней». Чаплин снимал по фильму в месяц! Наиболее плодотворным был 1915 год, когда он сотворил шедевры: «Бродяга», «Чемпион», «Женщина». В них он был и актёром, и сценаристом, и режиссёром. Успех фильмов сделал Чаплина знаменитым. Фирма «Мючуэл» предложила ему фантастический контракт – 670 000 долларов в год. И Чарли ответил новой очередью кассовых картин. У него появились личный шофёр, секретарь, портной, парикмахер. Брат Сидни стал его помощником. Сын учился в престижной закрытой школе. В 1917 году Чаплин заключил контракт со студией «Фёрст Нэшнл» на миллион долларов, став по тем временам самым дорогим актёром. А с 1931 года Чаплин начал писать блестящую музыку для своих фильмов. Многие его мелодии стали хитами на долгие годы. ФУРИИ И МЕГЕРЫ Личная жизнь актёра складывалась бурно и скандально. Талант, обаяние, остроумие и богатство, а быть может и приворот на любовь — привлекали к Чаплину ярких женщин. Его второй женой стала актриса Милдред Харрис, третьей – лицедейка Лита Грей (она родила Чаплину двух сыновей). Браки завершились скандальными разводами. «Эти мегеры могут легко превратить мужчину в миллионера, если он миллиардер!» – так охарактеризовал раздосадованный Чаплин Милдред и Литу. После развода с последней маэстро попал в психушку и вышел оттуда абсолютно седым. Наступление звукового кино не вызвало у Чаплина энтузиазма. С грустной иронией он заметил как-то: «Всё-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно!» Но даже после двух разорительных разводов он не оставил попыток найти подругу жизни. В фильме Чаплина «Новые времена» снималась очаровательная актриса Полетт Годар, которая стала его четвёртой женой. Фильм побил все кассовые рекорды и утвердил репутацию Чаплина как гениального творца. Брак с Полетт распался через два года. На этот раз – тихо и мирно. Началась Вторая мировая война. На её фоне развивался самый болезненный роман Чарли с актрисой Джоан Берри. Мастер имел неосторожность подписать с ней контракт на участие в его следующем фильме. Как только Чарли поставил подпись на документе, Джоан словно подменили. Из тихой покладистой девушки она превратилась в фурию. Она заявлялась в дом Чарли вдрызг пьяная и била окна, если он не впускал её. Только порвав с ней, он встретил подругу на всю оставшуюся жизнь. Ею стала дочь известного драматурга Юджина О'Нила – юная и восторженная Уна. Когда они поженились, Чаплину было пятьдесят пять, его избраннице – восемнадцать. Уна оказалась единственной из всех его жён, которая не захотела стать актрисой. Послевоенные гонения на Чаплина в США (его обвиняли в симпатиях коммунистам) привели к тому, что великий артист и Уна покинули Америку и поселились в тихом швейцарском городке Вев. Жена родила ему пятерых дочерей и троих сыновей, из которых только Джеральдина стала знаменитой актрисой. Чарли Чаплин тихо скончался в рождественский день 1977 года в своём швейцарском особняке. Обладатель двух «Оскаров», он был посвящён королевой Елизаветой II в рыцари. Но зритель полюбил его не за звания и награды, а за то, что он неизменно заставлял зал смеяться и плакать. Источник: http://www.ufolog.ru/publication/4408/ Мамзель лепит горшки «Мои родные и близкие носят фамилии Алехнович, Стражевич, Дащинский. Прошу вас объяснить, как они образовались и их значение. Анжелика, Борисов». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Алехнович происходит от личного имени Алехно, которое является разговорным вариантом церковных имен Александр (в переводе с греческого — «мужчина–защитник») или Алексей (в переводе с греческого — «защитник»). Суффикс -хно в составе ряда имен типа Алехно в древности активно использовался для образования уменьшительных форм личных имен (Васюхно, Ивахно, Михно, Парахно, Сахно, Терехно, Юхно). Присоединенный к этому имени суффикс -ович указывает на родственные связи: Алехнович — сын или иной потомок Алехна. Форма множественного числа названия населенного пункта Алехновичи свидетельствует о том, что там проживало несколько потомков основателя их рода Алехна. Фамилия Дащинский образована от названия населенного пункта Дащинки (Поставский р-н Витебской обл.). Основой для него послужило личное имя Дашка (о), которое согласно А.В.Суперанской («Словарь народных форм русских имен») является уменьшительной формой имен Дарий (в переводе с персидского — «обладающий, владеющий»), Данила (в переводе с древнееврейского — «бог мой судья»), Дасий (в переводе с греческого — «с густыми волосами, косматый»). Эта основа расширена суффиксом -енк (о), в диалектном варианте — -инк (о), который обозначает родственные связи: Дащенка (Дащинка) — потомок человека по имени Дашка (о). Основу фамилии Стражевич составляет слово «страж», которое обозначает род занятий. Стражем назывался сторож, наблюдающий за неприятелем (Г.Дьяченко «Полный церковнославянский словарь»), охранник (Словарь В.Даля). По данным интернета, так в России XIX — начала XX века называли низший полицейский чин в специальных видах стражи — таможенной (с 1819), пограничной (с 1894) и сельской (с 1903). Суффикс -евич указывает на родственные связи: Стражевич — сын или иной потомок стража (Стража). «Очень хотелось бы узнать о происхождении фамилий родителей моей матери — Свадковский и Астанкович, которые проживали в Кричевском р-не в 20-х годах XX столетия. З.М.Мирончик, Молодечно». — Фамилия Свадковский образована от названия населенного пункта Свадковичи (Кричевский р-н Могилевской обл.). В его основу положено прозвание Свада (от слова «свада» — «cсора»), которое мог получить любитель споров, ссор. Слово «свада» зафиксировано только в польских диалектах («Словарь польских диалектов» Я.Карловича). В белорусских диалектных словарях отмечается созвучное слово «звада» с тем же значением. Суффикс -ович, присоединенный к основе Свада, означает родственные связи: Свадкович — сын или иной потомок Свады. Это значит, что населенный пункт Свадковичи был основан потомками Свады. Ищите свои корни в этом поселении. В основе фамилии Астанкович личное имя Астанка (о), которое является разговорным вариантом церковных имен Астерий (в переводе с греческого — «звездный»), Астий, Астион (в переводе с греческого — «городской; вежливый, учтивый»), Евстафий (в переводе с греческого — «хорошо построенный, уравновешенный, крепкий, здоровый»). Cуффикс —ович означает родственные связи: Астанкович — сын или иной потомок Астанки. «Хотелось бы узнать происхождение двух редких фамилий — Мамзель (отца) и Бечик (моя по мужу). Любовь Дмитриевна, Витебская обл.». — Мамзель — это тот, кто лепит горшки, которые в белорусских говорах называются мамзеликами. В таких горшках раньше варили кашу («Дыялектны слоўнiк Брэстчыны»). От этой же основы образованы и белорусские фамилии Мамзила, Мамзилов. Бечик — сокращенный вариант древнего славянского составного имени Бечислав — «более славный» (А.В.Суперанская «Словарь народных форм русских имен»). Сравним: Мечик от Мечислав, Путик от Путислав. До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/139038/ Жизнь «...Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде началось движение, которое постепенно консолидировало большинство сословий России в намерении реставрировать в стране самостоятельную национальную монархию...» (Андрей Николаевич Сахаров, член-корр. Российской Академии наук, отв.редактор «Истории России», М. 1996 г.) ...И дальше: «...Никогда раньше не было столь реальной угрозы утраты Россией государственной самостоятельности, расчленения ее территории между соседними и вовсе не ближними странами...». Страны: Речь Посполитая, согласно Люблинской унии образовавшаяся в 1569 г., и объединившая Польское государство и Литовское княжество, и Швеция. Так зарождался период в Российской истории, который в дальнейшем получил название - Смута. Периоду предшествовали как экономические условия, сложившиеся к этому времени в государстве, так и политические. Внезапная смерть в 1584 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного; гибель царевича Дмитрия в мае 1591 г. оказалась «неслучайной случайностью»; смерть царя Федора Иоанновича в 1598 г.: прекращение наследственной династии московских Рюриковичей; правление 1598-1605 г.г. Ирины Годуновой и Бориса Годунова; умаление соправительствуюгцей роли Боярской думы; борьба за власть в элите московского общества; голод, неурожаи 1601-1603 г.г; крестьянские восстания из-за усиления крепостного гнета.... «.. .Умерших от голода считали сотнями тысяч, цены на зерно подскочили в десятки раз, большое количество поместий были на грани полного разорения. В таких условиях не приходилось долго ждать социального взрыва И он последовал...» («История России» стр. 465). «...Была ли Смута первой гражданской войной в России?» - ставит вопрос академик. 1604 г. появление в Польше самозванца Лжедмитрия, его поход во главе казаков и наемников на Москву; 1605- 1606 г.г правление самозванца Лжедмитрия I (Григория Отрепьева); 1606 г. - заговор бояр во главе с князем Василием Шуйским, свержение и убийство Лжедмитрия I; недолгое правление царя Василия Иоан- новича Шуйского; появление самозванца Лжедмитрия II; 1608-1610 г.г. осада Троице- Сергиевого монастыря польскими и литовскими войсками; печальная для России битва у села Клушино (в районе Смоленска) 24 июня 1610 г., когда 10-тысячное войско поляков внезапно напало на 35-тысячное войско русских и «погнало» его. Вскоре поляки заняли Можайск, местечко Царево-Займище и другие города вокруг Москвы, дальше и Москву со святыней государства Кремлем. Царь Василий Шуйский был отстранен от престола, и наступило, вплоть до созыва Земского Собора в Москве в 1613 г., междуцарствие, получившее в истории и другое название - «Семибоярщина» (Мстиславские, Ляпуновы, Голицыны и др.) Василий же Шуйский был пленен поляками и умер в 1612 г. в заточении в Польше. Без подобного хронологического экскурса, даже самого короткого, современному человеку сложно оценивать то, что происходило в России в конце 16 начале 17 веков. И почему теперь мы отмечаем День народного единства. За комментариями редакция «ЛЗ» обратилась к профессиональному историку, учителю истории общеобразовательной школы №5 Людмиле Малышевой. «...В то тяжелое для России время патриарх Гермоген, — рассказывает Людмила Васильевна, - призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал Гермоген. И его призыв был подхвачен. Началось широкое патриотическое движение за освобождение Российской столицы от польских завоевателей. К сожалению, первое земское ополчение из-за распрей между дворянами и из-за того, что преждевременно выступили в Москве, в марте 1611 г. распалось. Второе ополчение стало создаваться по призыву нижегородского земского старосты Козьмы Минина и до нас дошли его слова, сказанные им на городском сходе: «...Православные люди, хотим помочь Московскому государству не пожалеем животов наших, да не токмо животов (имущества - прим.), дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал во главе нас. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело...». Воеводой ополчения стал новгородский князь Дмитрий Пожарский, но он поставил условие, что горожане сами выберут ему помощника, и Минин стал «...выборным человеком всею землею...». С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г. (взятие Казани Иоанном IV Грозным — прим.) Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор в 1613 г. стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. На царство Собор избрал Михаила Федоровича Романова. По мужской линии Михаил Федорович был внуком боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, родного брата Анастасии Романовны, первой жены царя Грозного. С Никиты Романовича началась, ответвляясь от Захарьиных-Юрьевых, фамилия Романовых. И царствующая династия Романовых правила государством до 1917 г. Почему именно 4 ноября, продолжает Людмила Васильевна, - мы с 2005 г. отмечаем День народного единства? Можно считать, что этот День возрожденный. По указу царя Алексея Михайловича, который вступил на престол после смерти своего отца в 1645 г. (правил до 1676 г. - прим.), в честь великого события - изгнания поляков из Москвы - день «4 ноября» в 1649 г. (по новому стилю летоисчисления - прим.) был установлен православно-государственный праздник Московской Руси. И отмечался этот день вплоть до 1917 г., когда в России произошла Октябрьская революция. В церковный календарь этот день вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память об избавлении Москвы и России от польских завоевателей. Светлая мысль - праздновать день освобождения Москвы от польских завоевателей родилась вовсе не в головах наших чиновников, а куда раньше, как я уже говорила, в 1649 г.. То есть, дата праздника была установлена не волюнтаристским актом уже в современное время, ее выбрали наши предки, и не нам менять устоявшийся порядок. Мне, как учителю истории, патриоту страны, не безразлично это событие, которое явилось символом свободы и независимости России. Также памятна, - говорит в завершение Людмила Малышева, - эта дата, 4 ноября, еще и тем, что в этот день в 1721 г. Сенат пожаловал царю Петру I Алексеевичу титул «Император» в честь победы России в Северной войне со Швецией, длящейся 21 год...». В подготовке предложенного вам, уважаемые читатели, материала принял участие также председатель Киренского районного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Михаил Петухов. Редакция обратилась к Михаилу Дмитриевичу, как к человеку, который на протяжении многих лет интересуется Отечественной историей. Причем, как и положено человеку, который долго работал и продолжает работать с документами, Михаил Дмитриевич, как правило, высказывает свое мнение также на основе документов. Вот что он говорит:«.. .Думаю, что читатели ни в коей мере не связывают «появление» Казанской иконы Божией Матери с освобождением Москвы от поляков в 1612 г.. «Казанской» икона названа в честь взятия Казани Иваном Грозным в 1579 г. По преданию, когда царь спал в своем шатре в лагере русского войска, разбитого на берегу реки Казанка, ему явилась икона Божией Матери, и Иоанн услышал слово: «Иди!». И Грозный взял Казанскую крепость. Это - первое. Теперь, - Михаил Дмитриевич достает принесенную с собой в редакцию стопку листов, - вот это - закон Российской Федерации от 10 февраля 1995 г. «Дни воинской славы России», принятый Государственной Думой. В нем установлено 16 дней воинской славы, - продолжает председатель Совета ветеранов, - читаем на 6-й странице: «.. .7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.)...». Что еще нужно? Государственная Дума приняла решение, думаю, мало кто сомневается, что его готовили только депутаты, избранные народом, в 1995 г. по партийным спискам человек не мог стать таковым, но и консультировало какое-то научное сообщество. Читаем: «...отряды Минина и Пожарского осадили Москву и 26 октября (7 ноября) 1612 г. ее освободили...». Вот и получается нестыковка дат, 4 ноября никакого отношения к Дню воинской славы не имеет. Если — 4-го, тогда отмените 7-го ноября, как установленный День воинской Славы, но такого решения нет...». Справедливо, в Российской истории, вернее в тех трудах, которые об истории государства написаны, еще достаточно «нестыковок». Но время все расставляет на свои места. В качестве небольшого примера возьмем настольный перекидной календарь за этот год, изготовитель ООО «Альт» г. Москва. Листаем, читаем: «7 ноября. День воинской славы России - День проведения военного парада на Красной площади в 1941 г.». Составители календаря в закон РФ «О днях воинской славы» видно и не заглядывали. Редакция газеты благодарит Людмилу Васильевну Малышеву и Михаила Дмитриевича Петухова за участие в подготовке материала. Источник: http://kirinfo.ru/home/jizn/776-vzgliad-v-istoriu.html Герб и флаг Новосибирской области в следующем году отметят свой первый юбилей В силу исторических причин символика региона оказалась на 66 лет младше самой области В советское время только союзные республики и города имели собственную геральдику, а вот области, как правило, обходились без флагов и гербов. В 1990-х годах, вслед за появлением нового герба Новосибирска, возникла идея создать свою геральдическую символику и для области. Флаг и герб Новосибирской области были утверждены соответствующими законами 25 июля 2003 года, и, таким образом, в следующем году отметят свое десятилетие. Что же означают все цвета и образы на них? На полотне флага Новосибирской области представлены четыре цвета – красный, белый, синий и зеленый. Красный – символ мужества, отваги, памяти о героизме новосибирцев, защищавших свою Родину. Белый – символ чистоты, преданности, веры, а также цвет суровой сибирской зимы. Синий – символизирует реку Обь и многочисленные озера и реки, занимающие почти треть территории области. Зеленый – символ надежды, изобилия, возрождения, жизненных сил, олицетворяет щедрую новосибирскую землю, ее природное многообразие и красоту. В центре флага расположен герб Новосибирской области, и о нем тоже стоит рассказать отдельно. Два черных соболя появились на нем не просто так. Они фигурировали на земельном гербе Сибири еще в XVII веке. Согласно иерархии, соболя могут украшать только герб региона, название которого содержит слово «Сибирь», поэтому появление этих пушных зверей на символике нашего города и области совсем не случайно. Синяя полоса между ними – это река Обь, а пересекает ее Транссиб и мост, давший начало нашей славной истории. Ну а главный элемент герба – это золотой каравай с солонкой, символизирующий и сибирское гостеприимство, и богатые хлебами земли Новосибирской области. Кроме того, каравай неспроста похож на купол Оперного театра, главной «визитки» Новосибирска... Вот на самом деле, сколько смыслов, образов и символов таит в себе официальная символика Новосибирской области. Общепризнанно, что флаг Новосибирской области своеобразен, и что его композиционное и цветовое решение не повторяет ни один из существующих на сегодняшний день государственных и региональных флагов. Нельзя не упомянуть и автора нашего флага и герба - архитектора-дизайнера, члена Союза дизайнеров России Григория Кужелева. Источник: http://www.kp.ru/daily/25982.5/2915336/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||