← Ноябрь 2012 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
«...Перо у Вас мягкое, сердце – должное быть – тоже хорошее, доброе...» Василий Дмитриевич – фигура заметная в литературном процессе первой половины ХХ века. Его наследие – сорок книг самобытной прозы, которые повествуют о сердечном отношении простых людей к жизни и о преданности самого писателя своей Родине. Имя Ряховского было хорошо известно читателям в 20-40-е годы прошлого столетия. Послав в начале 1925 года на суд Горькому только что вышедшую из печати книгу рассказов «Липовый дух», Ряховский получил ответное письмо: «...Перо у Вас мягкое, сердце – должно быть – тоже хорошее, доброе. Очень приятно отметить, что Вы, видимо, не любите останавливаться на тёмных сторонах жизни...» Василий Дмитриевич в течение десяти лет состоял в переписке с Алексеем Максимовичем и считал его своим «мудрым учителем». «...Горькому я обязан всем, а главное – своей любовью к своим утверждениям жизни, любовью к человеку». Василий Дмитриевич Ряховский прошёл Великую Отечественную войну. Вот что писал он о том времени в своей автобиографии: «...Весть о вероломном нападении фашистской Германии на СССР глубоко потрясла меня. Несмотря на свои 44 года, я добровольно вступил в ряды Военно-морского флота и уже к концу июля 1941 года был в Севастополе... Всю войну я проработал в редакциях газет «Красный черноморец» и «Черноморский лётчик». 1 марта 1942 года, будучи на военном транспорте, оказался в осаждённом Севастополе, тогда и был подобран в море в числе 108 человек из 500 шедших на корабле. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Демобилизован 7 мая 1945 года». Война подорвала здоровье писателя. Он тяжко и часто болел. Летом 1950 года Василий Дмитриевич последний раз побывал в родных местах. Умер он 16 сентября 1951 года в Москве. 18 сентября 1951 года в «Литературной газете» был опубликован некролог, который подписали известные прозаики и поэты: Алексей Сурков, Константин Симонов, Вадим Кожевников, Фёдор Панфёров, Сергей Михалков и другие... Пятьдесят четыре года жизни. Тридцать из них отданы литературе... Сын Ряховского Юрий Васильевич, известный художник, писал об отце: «... Он остался там, в далёком 1951 году, и прожил непростительно мало для писателя. Какие книги унёс с собой, о каких людях, мыслях и событиях не успел сказать?.. С годами не ослабевает острота потери, но всё безнадежнее звучит этот вопрос. Именно теперь хочется допоздна вчитываться в страницы дневников, думать о тридцати годах, отданных служению русской литературе, обо всей этой нелёгкой, полной трудов и волнений, скупой на радости судьбе...» Сегодня мы публикуем замечательные зарисовки краеведа Дмитрия Коробова о Василии Дмитриевиче Ряховском. Они удивительны, потому что основаны на воспоминаниях реальных людей, которые и в жизни, и в литературе всегда были рядом с писателем, вдохновляли его и поддерживали. Слава Богу, что в Перехвали есть большая по нынешним временам редкость – музей писателя. В сёлах такие редко встретишь! И мы знаем, что он пополняется новыми экспонатами, знаем, с каким пиететом относятся к нему люди. О Василии Дмитриевиче Ряховском помнят, им городятся, а значит, всё, что он написал, востребовано. Губернатор – друг писателя В 2001 году в Санкт-Петербурге были впервые опубликованы дневники Василия Дмитриевича Ряховского, до девяностых годов хранившиеся в архиве семьи писателя. На странице 25-й есть запись, датированная 13.01.37 год: «Сергей Дьяконов. Рассказ о нём может быть весьма любопытным, как страничка из сегодняшней колхозной жизни». Внизу – сноска: «Сергей Александрович Дьяконов (по-уличному «Губернский») – колхозник колхоза «Буревестник» возле Данкова, участник Великой Отечественной войны, друг писателя». Юрий Васильевич, сын писателя, подготовивший дневники отца к публикации, допустил здесь неточности: во-первых, отчество Сергея Дьяконова было Семёнович, а во-вторых, звали его по-уличному Губернатором. И вот почему. Когда Сергей Семёнович женился, то отделился от отца и уехал из Перехвали на образовавшиеся к тому времени Перехвальские Выселки. Поначалу жил с молодой семьей в маленькой деревянной избёнке, что стояла рядом с прудиком у поворота на деревню Сутупово. Чуть позднее построил просторную кирпичную избу с каменной горницей и, вселившись в неё, весельчак и балагур как-то перед утренним нарядом в колхозе сказал: – Теперь я заживу, как губернатор! С этого-то и пошло: Губернатор да Губернатор! – Чья это изба-то, белёная, третья от начала? – Да Губернатора! Марину Ивановну, жену Сергея Семёновича, звали на деревне не иначе как Иваниха Губернаторова. – Чьи это девки такие голосистые? – Губернатора! В отца... ...Василий Дмитриевич Ряховский и Губернатор дружили с детства. Родительские избы их в Перехвали стояли рядом на порядке, что до сих пор именуется Казевщиной. Василий Дмитриевич был поручителем – так в те времена называли свидетеля – на свадьбе Сергея Семёновича и Марины Ивановны Чаплыгиной. Поженились они в 1918 году, и свадьба у них была мясоедая. По рассказам старожилов, в те дни Перехваль упивалась спиртом с разворованного спиртзавода барыни Шишковой в Сугробах, но свадьба не была хмельной. Гостей веселил сам жених... Когда у Сергея и Марины родился первенец, его назвали Василием – в честь друга... Сергей Семёнович с первых дней вступил в колхоз «Буревестник», что был в Перехвальских Выселках. Михаил Егорович Ряховский, много лет проработавший в том колхозе председателем и живущий ныне в селе Баловнево, говорил: – В колхозе ведь работу выбирать не будешь: какая подоспела, ту и надо делать! Каменщиком и штукатуром хорошим был Губернатор. Водонапорная башня до сих пор стоит на Выселках – его работа... Сын писателя Юрий Васильевич, знавший Губернатора, в своей книге воспоминаний «Последние дни лета» пишет: «...Серёга всё умея, брался за любую работу, вплоть до кузнечной, и потому его часто «наряжали» туда, где записывали по два и даже по три трудодня за рабочий день...» Губернатор прошёл всю войну. Природная смекалка позволила ему выжить. Вернулся домой из Германии лишь в ноябре победного года. «Вся грудь его была в орденах и медалях», – говорила племянница Сергея Семёновича Нина Сергеевна Тарасова. И среди тех медалей – «За отвагу». С ней одной он любил фотографироваться... А ещё был дан Губернатору, что называется, дар Божий – сильный, красивый голос. Почему он не попался на глаза кому-то из специалистов в этом деле? Наверное, потому что безвылазно жил в своей деревне. Правда, один раз он пел в... Москве! В начале сентября 1959 года поехал Губернатор с женой Мариной в Москву к младшей дочери Аннушке на свадьбу. Переполненный радостью от того, что любимая дочь выходит замуж, и ошарашенный красотой московского метро, он подошёл, как рассказывала Марина Ивановна, к дежурной у эскалатора и спросил: – Хозяюшка! А можно здесь петь? Та удивленно пожала плечами: – Пойте! И Губернатор запел! Люди оборачивались, улыбались, и всем было хорошо от песен Губернатора. Наверное, в тот день много говорили дома или на работе: – Сегодня утром в метро пел какой-то мужик, с виду вроде деревенский. Но как он пел! Какой голосина!.. ...Перед отъездом с той свадьбы домой Губернатор попросил молодых свозить его на Преображенское кладбище, где нашёл упокоение его друг. В конторе кладбища им указали аллею, где искать могилу. На удивление, нашли её быстро. Долго стоял молча у могилы друга Губернатор, гладя шершавой рукой гранит памятника. Потом сказал: – Эх, Дмитрич-Дмитрич! Как рано ты лёг!.. И, устыдившись повлажневших глаз, пошёл к выходу. Дочь и зять смущённо шли следом... Умер Губернатор 3 мая 1961 года. Похоронен на перехвальском погосте. ...Если тебе, читатель, доведётся ехать через Прехвальские Выселки со стороны Данкова, взгляни на третий слева домик в начале деревни – здесь жил настоящий русский мужик Сергей Семёнович Дьяконов, по-уличному Губернатор. Сюда много раз к своему другу заезжал-захаживал русский писатель Василий Дмитриевич Ряховский... История одного экспоната Когда Василий Дмитриевич задумал написать историю родного села Перехваль, первым, к кому он обратился за советом, был Алексей Максимович Горький. 19 февраля 1935 года Ряховский получил письмо от Горького: «Уважаемый Ряховский, намерение Ваше написать «биографию», – т.е. историю – села Перехваль горячо приветствую. Должно быть, идея создания истории русской деревни «созрела», ибо одновременно с Вами затевают такую же работу и сибиряки...» Ободренный советом Горького, Ряховский в 1935 году переезжает в Данков. Поначалу Василий Дмитриевич с семьей поселился в Доме отдыха для номенклатурных работников в Вислом лесу, неподалёку от Данкова. Позднее он переселился на Большую Садовую, ныне – улица Пушкина, в Данкове. За основу истории села Перехваль Ряховский собирался взять свой род, насчитывающий без малого четыре столетия. Начав архивные поиски исторических подробностей, Василий Дмитриевич обнаружил богатейший исторический материал времён крепостного права. История Перехвали, к сожалению, не была написана. «...Зато в Данкове я написал и опубликовал в Воронеже повесть «Родная сторона» и роман «Молодой сад», – писал Ряховский в автобиографии, датированной 12 февраля 1950 года. В 1935-1936 годах Василий Дмитриевич написал роман «Восстание». События романа разворачиваются в Вислом лесу и Данкове. В сюжете – восстание крепостных крестьян Стрешневской вотчины князя Голицына, которые происходили в 1847 и 1840 годах. Восстание вспыхнуло после зверской расправы приказчика над беременной женщиной, и оба раза оно было жестоко подавлено. Ряховский подробно описывает те события: участников восстания наказывают плетьми, клеймят, избивают в тюрьмах, разлучая с семьями, отправляют на верную гибель в Сибирь... В отечественной литературе роман Ряховского «Восстание» стал единственным произведением об этих событиях и уже поэтому представляет как познавательный, так и научный интерес. Обращаясь 3 февраля 1937 года к своей жене и другу Евдокии Георгиевне, Василий Дмитриевич сообщал: «...Книга эта писалась нами в очень тяжёлых условиях, при упадке веры в себя. Потому она не дорога нам сама по себе, а дорого то состояние возрождения, которое мы пережили в Вислом лесу». Роман «Восстание» также был напечатан в Воронежском книгоиздательстве. В декабре 1936 года Василий Дмитриевич привёз из Воронежа несколько авторских экземпляров. Одну книгу он передал Данковской районной библиотеке, сопроводив её автографом: «Библиотеке гор. Данкова, города, где прошла моя юность. От автора. 3 янв. 37 г. г. Данковъ». Судя по дневниковой записи, 30 января 1937 года в библиотеке прошло обсуждение новой книги писателя-земляка. «...Догадало библиотеку устроить вечер, посвящённый моему «Восстанию», и мне пришлось уделить этому целый день. Вечер прошёл для меня удачно. Меня хвалили, превозносили (и даже незаслуженно!)... Я доволен вдвойне – и тем, что книга читается, и тем, главное, что всё-таки мною кое-что сделано для родных мест...». Удивительным образом та книга с автографом В.Д. Ряховского попалась мне на глаза осенью 1968 года. Тогда библиотека располагалась в Данкове на углу улиц Карла Маркса и Володарского. Удивительным потому, что лежала она в тот момент на столе библиотекаря на одной из книжных стопок. Была она в таком плохом состоянии, что казалось: одно неосторожное движение – и книга рассыплется! Я выпросил её в библиотеке. Не помню, какие говорил тогда слова, но книгу мне отдали. 21 октября 1997 года, в день 100-летия Василия Дмитриевича Ряховского, на митинге, посвящённом открытию мемориальной доски на здании школы в селе Перехваль, родине писателя, я передал эту книгу Ивану Фёдоровичу Малюкову для будущего музея. Она стала одним из первых экспонатов, и теперь её можно увидеть под стеклом витрины в музее писателя в Перехвали. Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/26637.htm Сквозь сито истории «Начала составлять родословную своей семьи, поэтому хотелось бы узнать о происхождении фамилий Рубец (в нашей деревне и соседней — Слонимский р–н, деревни Партизановка, Окуниново — ее носят многие), Шендил, Ковган и Неборская. Елена, Слонимский р–н». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Рубец — уменьшительная форма личного имени Руб, которая является сокращенным разговорным вариантом церковного имени Рубентий (в переводе с латинского — «рубиновый, краснеющий»). Суффикс —ец может также указывать на родственные связи: Рубец — потомок Руба. От имени Руб и его производной формы Рубец при помощи различных суффиксов образован и ряд других белорусских фамилий: Руб, Рубин, Рубенко, Рубенков, Рубский; Рубцов, Рубцевич, Рубченя. Фамилия Ковган происходит от белорусского регионального слова «каўган». В современных народных говорах оно означает «плохой мастер» («Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»). В этом же словаре приводится и глагол «каўганiць» — «делать что–нибудь некачественно, лишь бы как». Но, похоже, это значение вторичное. Поскольку в белорусских и украинских диалектах есть слово «каўганка» («деревянная миска»), то вполне возможно, что первоначально прозвание Ковган могло означать специалиста по изготовлению такого вида посуды. В основу фамилии Шендил, вероятнее всего, положено польское слово «шендзёл» (ударение на первый слог) — «деревянное покрытие для крыши; гонт, дранка» (от немецкого слова «шиндель» с тем же значением). Предок носителя такой фамилии мог быть по профессии кровельщиком. Замена «ё» на «и» в безударном положении могла произойти под влиянием устного произношения. Фамилия Неборский образована от названия населенного пункта с основой Небор–. Сейчас в пределах Славии известны два таких названия. В Польше это селение под названием Неборув, которое, по данным польских ономастов, образовано от древнеславянского личного имени Небор. Такого же происхождения и название чешского селения Неборы, в котором проживает многочисленная польская община. Возможно, подобное название селения (села, фольварка, застенка) существовало и на территории Белоруссии, но сейчас ни одним из топонимических источников оно не фиксируется. Таким образом, фамилия Неборский могла или появиться у нас через посредство польских колонистов, или образоваться самостоятельно на белорусской почве. Предположительно имя Небор присваивалось человеку, который не борется, не противится обстоятельствам. В древнеславянскую эпоху существовала целая группа имен с отрицанием «не–», например, Нелюб, Некрас, Неждан, Незван, Немил, Ненад, Несда, Неустрой (В.С.Казаков «Именослов»), Невзор, Недаш, Неклюд, Нелюбим, Неплюй, Непытай, Несыт, Нехай, Нехорош (С.Б.Веселовский «Ономастикон»), Нечай, Нелюб, Немир (Базыль Тихонюк «Имена и их формы на пограничье польско–белорусском от ХVI века до 1839 года»), Недой, Негол, Ненаш (Мария Малец «Старопольские сокращенные личные имена от двухосновных имен»). «Я — Ситник, родом из д. Ситники. Предполагаю, что фамилия связана с профессией прадеда. Так ли это? Владимир Владимирович, Стародорожский р–н». — Фамилия Ситник происходит от слова «ситник» («мастер по изготовлению сит, приспособлений для просеивания муки») (М.Шатэрнiк «Краёвы слоўнiк Чэрвеншчыны»). Населенный пункт, который основали либо где проживали такие мастера или люди по фамилии Ситник, получил название Ситники. «Очень хотел бы узнать происхождение своей фамилии — ни у кого ее не встречал, кроме своих родственников. А.А.Сымук, Заславль». — Основу фамилии Сымук составляет личное имя Сымон, которое является белорусским вариантом церковного имени Симеон (в переводе с древнееврейского — «бог слышит»). Суффикс —ук обозначает родственные связи: Сымук — потомок Сымона. Жду ваших писем! Источник: http://www.sb.by/post/138805/ Пять наиболее распространённых в Японии фамилий 13-го февраля 1875 года новое, модернизированное и вестернизированное правительство Мэйдзи приняло законопроект, согласно которому все граждане должны были зарегистрировать свои фамилии. Многие, вне зависимости от социального статуса, фамилии имели — официально или нет, законно или нет. Те же, у кого фамилий не было, должны были их придумать. По азиатским меркам, современная Япония необычайно богата на фамилии: здесь их насчитывается около 100 тысяч, тогда как в Китае — чьё население в 10 раз превышает население Японии — фамилий всего несколько тысяч, а в Корее — около двух сотен. Пять самых распространённых в Японии фамилий это Сато (Sato), Судзуки (Suzuki), Такахаси (Takahashi), Танака (Tanaka) и Ватанабэ (Watanabe). Почему? Откуда они пошли? «Shukan Josei» (выпуск от 6-го ноября) было проведено небольшое расследование, главным источником для которого стала «Тайна фамилий» («Myoji no Himitsu») Хироси Мориоки (Hiroshi Morioka). Частица «-то» в фамилии «Сато» означает «глициния», «фудзи», что сразу же отсылает к клану Фудзивара, властвовавшего в течение периода Хэйан (794-1185). «Са-» это альтернативное чтение «сукэ» – титула в бюрократической системе. Тогда получается, все сегодняшние 2 миллиона Сато это потомки Фудзивара? Утверждается, что так и есть, в той или иной степени, вне зависимости от того, поддаётся это проверке или нет. Фамилия по большей части распространена в восточной части Японии, за исключением префектур Хиросима, Токусима и Оита. Почему так? Потому что после первой гражданской войны, имевшей место между кланами Гэндзи и Хэйкэ в конце XII векаа, западные Хэйкэ были разгромлены, а их земли отошли восточным Сато, пришедшим на их место и взявшим контроль в свои руки. Сколько из нынешних 1,8 миллионов Судзуки в курсе, что их фамилия на местном диалекте полуострова Кии первоначально означала «тюк рисовой соломы»? Сейчас фамилия Судзуки более всего распространена в восьми префектурах регионов Канто и Токай, а в 19 оставшихся префектурах входит в десятку наиболее распространённых. Такахаси является наиболее распространённой из множества фамилий, берущих своё происхождение от названий местности, на самом деле, даже нескольких названий. Такахаси означает «высокий мост». Сегодня мосты можно встретить где угодно, но в прежние времена они были достаточно редки, настолько, что явно выделяли среди прочих местность, в которой находились. Ещё с мостами связаны фамилии Хасимото (букв. «основа моста»), Охаси («большой мост») и Исибаси («каменный мост»). Фамилия Танака также имеет топографическое происхождение и означает «посреди рисового поля». Семья, владевшая обширным рисовым полем, посередине которого стоял дом, естественно хотела прославить своё процветание. Назваться «Танака» вполне подходило для этой цели. В наше время эта фамилия входит в десятку наиболее распространённых в 34 префектурах. Ватанабэ, как и Такахаси, первоначально было географическим названием и имеет отношение к современной префектуре Осака, где осели потомки правившего в VIII веке императора Сага. Современные носители этой фамилии — их около 1,4 млн. человек — по всей видимости, могут похвастаться толикой голубой крови, текущей в их жилах. Завершают десятку наиболее распространённых фамилий Ито (Ito), Ямамото (Yamamoto), Накамура (Nakamura), Кобаяси (Kobayashi) и Като (Kato). Источник: http://news.leit.ru/archives/13549 Джордж Клуни оказался родственником американского президента Голливудский актер Джордж Клуни, как выяснилось, является дальним родственником 16-го президента США Авраама Линкольна. Мать Линкольна Нэнси Хэнкс является сестрой по матери пра-пра-пра-пра-прабабушки Клуни – Мэри Энн Спэрроу. Их общей матерью была Люси Хэнкс, но отцы у них были разные. Неожиданный вывод сделали представители сайта Ancestry.com, который занимается проблемами генеалогии, сообщает агентство Reuters. Исследователи пришли к выводу, что популярного актера, неоднократно высказывавшего свою поддержку политике президента от демократической партии Барака Обамы, отделяет от представителя республиканцев Линкольна пять поколений. Джордж Клуни находится в родстве не только с Линкольном. В 2002 году ушла из жизни его тетя Розмари Клуни, известная эстрадная певица и актриса. Напомним, в мае 2011 года британский специалист по генеалогии сообщил о родстве популярного голливудского актера Джонни Деппа и английской королевы Елизаветы II. Источник: http://independent-news.ru/?p=36507 Принц Чарльз признался, что является потомком... графа Дракулы Наследник британского престола принц Уэльский Чарльз признался, что состоит в родстве с господарем Валахии Владом III, известным также как Дракул, или Дракула («Дракон»). Влад III, славившийся своей жестокостью, стал прототипом князя тьмы — графа Дракулы, который является самым известным образом вампира в литературе и кинематографе начиная с датированного 1897 годом романа «Дракула» Брэма Стокера. «В моих жилах течет трансильванская кровь. Генеалогия говорит о том, что я происхожу от Влада III», — заявил принц Чарльз в интервью для документального фильма о Карпатах, показанного по британскому телевидению. Будущий король Великобритании любит и часто посещает Румынию, считая ее «страной гор и легенд, где не дает заснуть вой волков в морозном ночном воздухе». В 2006 году Чарльз приобрел для себя в Трансильвании старинный дом. Принц является также инициатором движения по сохранению уникальных, населенных множеством диких животных лесов Трансильвании. Видеоролик с признанием принца активно используется Организацией по национальному туризму Румынии. Он был, в частности, представлен в Лондоне на проходящей в эти дни Всемирной туристической выставке World Travel Market 2012. Было также продемонстрировано генеалогическое древо династии Виндзоров, согласно которому существует связь между ними и трансильванскими князьями. Обе фамилии объединились в XIX веке, когда прадедушка Чарльза — британский король Георг V сочетался браком с Марией Текской. Королева Мария являлась прямым потомком младшего брата Влада Дракулы — Влада IV. Таким образом, Чарльз является родственником Дракулы в шестнадцатом колене. Кстати, кузина короля Георга V Мария, герцогиня Эдинбургская, вышла замуж за короля Румынии Фердинанда, царствование которого началось после начала Первой мировой войны. Кроме того, как отмечает Би-би-си, имеется еще одно обстоятельство, роднящее Виндзоров с мифическим Дракулой. В британской королевской семье отмечена генетическая предрасположенность к порфирии — болезни, которая, по-видимому, положила начало легендам о вампирах. При этой болезни гемоглобин синтезируется неправильно. В настоящее время подобных пациентов лечат путем инъекций гемоглобина. В средние же века единственным способом, с помощью которого человек мог получить дополнительный гемоглобин, было потребление большого количества крови. Источник: http://fakty.ua/155069-princ-charlz-priznalsya-chto-yavlyaetsya-potomkom-grafa-drakuly Пианины нет! 110 лет со дня рождения Рины Зелёной Сегодня поклонники таланта актрисы Рины Зелёной празднуют 110-летие со дня ее рождения. Она родилась в жарком Ташкенте. На неё, младшего ребенка в семье, мало кто обращал внимание. Вертлявую неусидчивую Катьку (под псевдонимом Рина она станет общеизвестной много позже) научили играть на пиано только потому, что старшая сестра Муся, к которой приходил учитель, исправно сбегала с занятий. Чтобы урок не пропадал зря, с ближайшего дерева стягивали в очередной раз озорничающую Катьку. Ещё одним из ярких воспоминаний детства актриса называла трельяж в комнате старшей сестры. Муся ревниво стерегла зеркало, даже запрещала смотреться в него. Но когда сестры не было дома, маленькая Катька забегала к ней и рассматривала собственный язык с трех сторон. Когда отца будущей актрисы вдруг перевели из Ташкента в Москву, Катьку отдали в приличную гимназию в Гороховском переулке. В учебном заведении для девочек из состоятельных семей за голову хватались: мало того, что у новенькой форма из дешёвой ткани пошита, так она ведёт себя как мальчишка – то в трамвай на ходу запрыгнет, то по деревьям лазает. В театральную школу Зеленая попала случайно. Шла по улице и увидела объявление. Из 80-и желающих в театральную школу поступили лишь 22 человека, в том числе девушка из Ташкента. Первыми подмостками Зеленой стала любительская труппа «КРОТ» - «Конфрерия Рыцарей Острого Театра» в Одессе. Что любопытно, возглавил труппу тогда никому неизвестный Виктор Типот. Спустя годы он станет знаменитым режиссёром и автором первых в СССР оперетт «Свадьба в Малиновке» и «Вольный ветер». Там же, в «КРОТе», Екатерина случайно обзавелась псевдонимом: на афишу не помещалось её полное имя – и актриса велела его нещадно сократить до Рины. В Москве Рина Зелёная опять же случайно попала в театр «Не рыдай!». Это было очень популярное в ночной столице кабаре. За столиками сидели нэпманы, известные поэты, художники и актеры. Представления начинались в полночь и заканчивались к утру. Популярность Рины Зелёной набирала обороты, она играла на подмостках театра «Летучая мышь» и Театра Сатиры. В парикмахерских дамы просили о стрижке «как у Зелёной». В Великую Отечественную Войну Театр миниатюр, где тогда служила Рина Зелёная, решили не распускать. По фронту расходились пластинки с записями выступлений актрисы. А в московском доме Зелёной было неспокойно: на крыше здания была установлены зенитная батарея. Противник то и дело устраивал авианалеты. Среди дружинников, которым не полагались шлемы, был муж Рины Зелёной. Она просила супруга надеть на голову хотя бы кастрюлю – убьет же! На что муж отвечал, что ему, дворянину, с кастрюлей на голове умирать не пристало. Осенью 1945 года актриса попала в Берлин... - Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн, - вспоминала об этом актриса. Ей удалось расписаться на рейхстаге. В кино Рина Зелёная впервые снялась ещё до войны в 1931 году. Она заставляла смеяться до слез всех зрителей вне зависимости от возраста. Режиссеры вспоминали, что актриса часто просила дать ей сценарий – и переписывала свою эпизодическую роль, придумывала новые сцены, добавляла «бантики» и фразочки, которые потом расхватывались на цитаты как знаменитое «А пианины нет!», «Такие губы сейчас не носят», «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!». Маленьким зрителям тех и этих лет хорошо помнится потрясающая черепаха Тортилла, которую сыграла Зеленая. Песенка черепахи потом часто звучала на радио. А голос актрисы знаком детям ещё и по мультфильмам: Рина Зелёная озвучила Вовку из Тридевятого царства и Щенка, который выяснял авторство «мяу». Актриса вообще любила детей и работать для них. При этом, вспоминают в её окружении, Зеленая не сюсюкала с малышами. Последней ролью великой актрисы стала миссис Хадсон, у которой квартировал сыщик Шерлок Холмс. Работа над этой ролью заняла у Зелёной 7 лет. Себя в этом образе Зеленая скромно называла «предметом мебели, как шкаф...». Уже в 80-е Рина Зелёная попала в Дом ветеранов кино. Она страдала астигматизмом, с трудом ходила после перелома шейки бедра. Как она сама говорила, долголетие – это кара. Но, несмотря на постоянные боли, актриса оставалась собой – острой на язык. Однажды во время прогулки она оступилась и оказалась в кустах. Встать сама актриса не могла. Когда она услышала приближение шагов, тихо, но отчетливо произнесла: «Обратите внимание, здесь валяется Рина Зелёная! Она упала!». 1 апреля 1991 года актрисе должны были присвоить звание Народной артистки СССР. В этот же день Рина Зеленая скончалась. Узнав об этой новости, в правительстве не стали давать ход документам... Актриса похоронена на Введенском кладбище. Источник: http://www.b-port.com/culture/item/91165.html Сколько нашего в российской революции? Несколько проклятых вопросов об Октябрьской революции не дают покоя и через 95 лет после её совершения. В наиболее современном виде они выглядят примерно так: как могла православная Россия пойти против своего Бога и императора? Не иначе свою роль сыграли или немецкие деньги, или английские шпионы, или еврейский заговор... Или всё-таки революции 1917 года - и Февральская буржуазная, и Великая Октябрьская социалистическая - были явлением чисто российским? Тем, которое могло произойти только в это время и только в этом месте? Ответы на эти вопросы «АиФ» ищет вместе с Роем Медведевым, историком, писателем. Немецкие деньги? - Версия о том, что Октябрьская революция ни за что не произошла бы без немецких денег, появилась ещё в 1917 г. Фальшивка о том, что Ленин - немецкий шпион, была запущена в Петрограде летом того года, известна даже фамилия полицейского чиновника, возбудившего по этому поводу уголовное дело против него и Троцкого. Тогда, напомню, по постановлению ЦК Ленину на суд идти запретили, хотя он и был готов. Позднее версия про «деньги германского генштаба» была крайне популярна в белогвардейских кругах - вплоть до тех пор, пока эти круги не вымерли в эмиграции от старости Хотя без иностранных денег приезд русских социал-демократов (в поезде, который прибыл в Петроград 3 апреля 1917 г., были и меньшевики, и большевики, и эсеры) из Швейцарии в Россию через Германию всё-таки не обошёлся. Средства собрали европейские социалисты для того, чтобы элементарно отправить поезд по назначению. Среди них уже тогда были популярны пацифистские настроения, а приезд русских коллег на родину, по их мнению, мог ускорить наступление мира. В самом немецком генштабе этот вопрос тоже обсуждался. Большевистская антивоенная пропаганда разлагала армию, и немцам это было на руку. Однако решений о выделении денег принято не было, вся помощь немецкого генштаба свелась к тому, что было дано разрешение на проезд «пломбированного вагона» через территорию Германии в Швецию. Еврейские мозги? Идея о том, что революция устроена мировым еврейством, появилась чуть позже, примерно в 1918 г., когда Троцкий возглавил военное ведомство новорождённого Советского государства. Среди комиссаров и начальников всевозможных политических управлений действительно было очень много представителей этой национальности. Однако связано это было не с мифическим заговором «мировой закулисы», а с тем, что евреи в царской России принадлежали к числу дискриминированных и преследуемых наций. Протестные настроения в еврейских кругах были более популярны, чем, допустим, среди русских. Правда, среди других национальных меньшинств - финнов, латышей, литовцев, эстонцев - процент недовольных режимом был не меньше, чем среди евреев. В любом случае тезис о «еврейской революции» в России - не более чем миф. Историки во всём мире рассматривают события 95-летней давности как чисто русский феномен. На Западе вообще не разделяют нашу революцию на Февральскую и Октябрьскую, считая и ту, и другую одной Русской революцией 1917 года. Её причинами стали социальные, классовые, экономические проблемы самой России. Её природа объясняется положением рабочих, не до конца решённым вопросом с собственностью на землю, обстановкой на национальных окраинах. Плюс огромной нагрузкой на общество, связанной с участием России в Первой мировой войне... Страна устала от потерь, от поражений, устала от войны. Настроения у десятимиллионной армии были хуже некуда. После трёх с лишним лет войны Россия больше не хотела воевать. Неслучайно Октябрьская революция произошла вскоре после провала июньского наступления на Германском фронте. Но многим эти объяснения кажутся скучными, а «теория заговора», напротив, волнует воображение. Терпение или восстание? После того как распался Советский Союз, стало возможным обсуждать ещё одну проблему. А не было бы лучше и для современников, и для потомков, чтобы Русской революции вовсе не было? Ведь, как ни крути, царская власть была вполне легитимной, а тот режим, который пришёл ей на смену после Октября, вызывал большие сомнения в своей законности и вообще обернулся ужасами ЧК и ГУЛАГа. Может, зря царя свергали? Может быть, с точки зрения сегодняшнего человека, зря. Но тогда, 95 лет назад, для думающей части русского общества царский режим был невыносим. Даже конституционные демократы, либералы и буржуазия боролись за смену власти. О последствиях не задумывались - это судьба большинства революционеров. Революции вообще крайне редко приводят к тем результатам, которые ставили перед собой сами революционеры. Так всегда было и, видимо, будет. Даже сейчас оппозиционное движение, которое существует в России и требует ухода Путина, не может гарантировать, что вместо него у нас будет что-то лучшее, честное и справедливое. На самом деле мудрые люди стремятся решать общественные проблемы не революционным, а эволюционным образом. Однако сделать этот выбор часто не в человеческих силах. Революции, даже такие тщательно подготовленные, как Октябрьская, скоро начинают развиваться по своим стихийным законам. На политическую арену выходят такие общественные группы, о существовании которых не подозревали ни кабинетные революционеры-теоретики, ни даже боевики-практики. И именно эти «тёмные лошадки» начинают править бал. Источник: http://www.aif.ru/politics/article/56874 Георгий Милляр Он создал на советском сказочном экране бессмертный образ Бабы Яги, который стал впоследствии его прозвищем, и образ Кощея, ассоциирующийся у зрителей с фашизмом. Тем ярче выглядел финал, который был встречен с феноменальным успехом, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя… Георгий Францевич Милляр родился 7 ноября 1903 года в семье французского инженера и дочери русского золотопромышленника. Де Милье – настоящая фамилия Георгия Францевича. Его детство было безбедным. У них была огромная квартира в Москве, две дачи – в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру. Мальчику было всего 3 года, когда отец умер. А в 1914 году мать, опасаясь предреволюционных волнений, решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы, к деду в Геленджик. Там он прожил до 16 лет. Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей; по этой же причине де Милье превратился в Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и знание иностранных языков, хотя свободно владел французским и немецким. В 1927 году он окончил театральную студию при Московском театре Революции, там и начал работать актером. Способность актера к перевоплощению была удивительной. Он естественно носил и королевскую мантию, и лохмотья ведьмы, и лягушачью кожу, и элегантный фрак палача. Острохарактерный актер, мастер гротеска, он стал сниматься в кино в 1927 году, а в 1937 году он повстречался с режиссером-сказочником А.А. Роу, который нашел в актёре единомышленника. Их дружба и творческий союз длились более 30 лет. Их первым фильмом была экранизация сказки «По щучьему велению» о лукавом Емеле-дурачке, капризной царевне Несмеяне, Щуке, говорящей человечьим голосом, и прочих чудесах. В этом фильме Милляр сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облаченного в царские одежды. Потом Милляром был создан бессмертный образ Бабы Яги, который стал впоследствии его прозвищем… В сказке «Кащей Бессмертный», премьера которой состоялась в День Победы, 9 мая 1945 года, Милляр играл Кащея, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам ранней готики. Тем ярче выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя Сергея Столярова. Кинотеатр не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь. За свою творческую карьеру Милляр сыграл тридцать больших ролей и множество второстепенных, принимал участие в дубляже семидесяти картин, озвучивал сотню мультипликационных фильмов, писал стихи. Георгий Францевич Милляр не дожил до своего 90-летия всего пять месяцев и умер 4 июня 1993 года. Его последними стихами были строчки: «…А, наверное, было бы здорово, под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти…». Источник: http://iaplanet.com/molniya/46819-georgiy-millyar.html О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||