Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Родословие в подарок

Примерно год назад разговорились на улице с женой моего друга Ольгой Ковшовой. Слово за слово, она призналась, что её предки из Ельца. А я сказал, что в этом городе с 2008 года проходят ежегодные съезды потомков граждан Ельца и я участвовал в третьей встрече как потомок родов Андреевых и Талдыкиных. Разговор на улице возымел продолжение, и вот уже Оля при новой встрече сообщает мне, что в Интернете нашла материалы о своих предках в Ельце и непременно хочет поехать туда на очередную встречу потомков.

День 12 августа выдался на редкость солнечным, радостным, благостным. Из Мичуринска в Елец мы отправились на машине главы семейства Александра Николаевича Ковшова, моего друга по школе №4 и по филфаку МГПИ, который мы с ним окончили ровно 40 лет назад. На заднем сиденье разместились Ольга, потомок елецких купцов Жаворонковых, рядом - двое внуков: Альбина Шайдурова из Москвы и Саша Чуфистов из Мичуринска.

Два с половиной часа поездки по тамбовско-липецким просторам (в прошлом всё это земли Тамбовской и Орловской губерний. В.А.), не забыли остановиться на прародине А.С. Пушкина - в селе Коренёвщино, постоять у памятника великому поэту (он был открыт во дворе школы им. Пушкина 6 июня 1999 г.). Дорога прошла в разговорах, и вот уже Елец. Мы взволновались, увидев город на холме, купола храмов, колокольни и величественный Вознесенский собор над берегом речки Тихая Сосна...

На Соборной площади - участники пятой традиционной встречи потомков граждан г. Ельца. Возлагаются цветы к памятному знаку "Город воинской славы", к памятнику в честь 33-го Елецкого пехотного полка. Участников пятой встречи немного в отличие от прежних встреч. Рассматривают старые фотографии, знакомятся между собой, узнают новости...

Представляемся руководителю нынешней встречи елецкому москвичу Владимиру Николаевичу Макарову, называем свои фамилии... И - чудо! Заслышав, что Ольга Ковшова из рода Жаворонковых, Макаров чуть не кричит:

- Из Москвы тоже Жаворонковы приехали! Знакомьтесь! Пошли поцелуи, объятия, разглядывание семейных фотографий.

Приехавший из Москвы участник всех встреч потомков генеалог рода дворян Шуриновых, член Союза писателей России Александр Сергеевич Шуринов, потомок участников Отечественной войны 1812 г., обнимается с нами, говорит, что его род тоже связан с родом Жаворонковых.

Вот и познакомились. Оказалось, что в этот раз по неведомым замыслам Провидения в Елец съехались представители четырёх ветвей обширного рода Жаворонковых. Из Москвы приехал Андрей Всеволодович Жаворонков, внук Ивана Митрофановича Жаворонкова. Также из Москвы почти случайно (но, безусловно, закономерно) приехала с мужем Юлия Борисовна Петрухина, правнучка Елены Митрофановны Жаворонковой, в замужестве Заусайловой. Из Липецка в соседний Елец приехала Лариса Анатольевна Половченко. А из Мичуринска - Ольга Юрьевна Ковшова, правнучка Александры

Митрофановны Жаворонковой, в замужестве Гладышевой. Они каждый по-своему знали историю своего рода, знали своих общих предков, но никогда не видели друг друга.

- Как Володя звал нас в Елец на первые встречи! - говорит Юлия Петрухина о своём дяде - елецком предпринимателе и краеведе Владимире Александровиче Заусайлове, - а мы всё не ехали. Потом его такая неожиданная смерть. И, отдыхая в эти дни с мужем на турбазе в Задонске, решили: давай съездим к Володе на могилу. Отдадим последний долг... Мы и не думали, что попадём на встречу, увидимся со своими родственниками.

На нескольких машинах потомки елецких родов, краеведы, журналисты, музейные работники едут на новое городское кладбище, где нашёл последний приют основатель этих замечательных встреч потомков краевед Владимир Александрович Заусайлов. В молчании стоим у могилы. От всех участников встречи на могилу возлагается красивый венок. Слово о своём друге говорит известный далеко за пределами Ельца меценат и коллекционер Е.П. Крикунов.

В.А. Заусайлов (24.02.1951-9.11.2010) - внучатый племянник известного елецкого купца Александра Николаевича Заусайлова (1860-1915), владельца табачной фабрики и благотворителя, организатора нескольких домов призрения, строителя Великокняжеской церкви, архитектурной жемчужины Ельца, устроителя Ботанического сада. Известный мостостроитель в Туркмении, строитель дорог в Малоярославце, в начале 1990-х годов Владимир Заусайлов переехал на историческую родину. Стал собирать сведения о елецких родах. Размещал их на созданном им сайте "Елецкий краевед". В 2003 году установил бюст своего предка у построенного им в начале XX века Дома призрения. Издал несколько книг по истории Ельца, основанных на домашних архивах. Инициатор и организатор встреч потомков граждан Ельца, которые проходили в 2008-2010 годах при его активном участии.

Многие из присутствовавших хорошо знали обаятельного и энергичного Владимира Александровича, внимательно читали его книги и рассматривали его альбомы "Купеческий Елец": Альбом: К 90-летию смерти А.Н. Заусайлова (Елец, 2003), "Купеческие письма" (Елец, 2004), "Купеческий Елец": Альбом (Елец, 2004), "Купеческий Елец: Строители Вознесенского собора. Кн.1. Купцы Петровы" (Елец, 2005). Опубликованные им сведения по генеалогии елецких родов помогали многим желающим в поисках своих исторических корней.

Вот и Ольга Юрьевна Ковшова (урождённая Тищенко, праправнучка Митрофана Сергеевича Жаворонкова, правнучка его дочери Александры Митрофановны) читала в Интернете сайт В.А. Заусайлова "Елецкий краевед" и обнаружила, что Владимир Александрович доводится ей дальним родственником, поскольку он правнук Митрофана Сергеевича, внук Елены Митрофановны, в замужестве Заусайловой.

Москвич Андрей Всеволодович Жаворонков привёз в Елец хранящуюся в их семье икону "Несение креста" (1775 г.). Этой иконой благословляли всех мужчин рода Жаворонковых, когда они вступали в брак. У стен Вознесенского собора он дал подержать икону одному из юных продолжателей рода Жаворонковых - Саше Чуфистову из Мичуринска. С благоговением и осторожностью Саша принял из рук Андрея Всеволодовича драгоценную семейную реликвию, перекрестился, приложился к намоленной многими поколениями иконе. Счастьем светились глаза его бабушки Оли, которая видела эту реликвию, могла прикоснуться к ней, порадоваться за внука, державшего её в своих руках.

Присутствовавшая на встрече директор Елецкого краеведческого музея Елена Львовна Андросова заявила, что краеведческий музей отныне берёт шефство над этими встречами потомков елецких родов.

С большим удовольствием потомки посетили Культурный центр им. B.C. Сорокина, основанный коллекционером Евгением Павловичем Крикуновым, осмотрели экспозиции нескольких музеев, созданных меценатом. Подняли бокалы за упрочение исторической памяти на импровизированном фуршете.

Андрей Жаворонков и Лариса Половченко вручили Ольге Ковшовой оттиск родословной Жаворонковых, которая начинается со Стефана Жаворонкова, жившего в XVI веке.

Потомки елецких родов совершили прогулку по Ельцу, нашли дома, принадлежавшие когда-то их предкам. В одном из домов Жаворонковых на углу улиц Свердлова и Ленина многие годы работает Елецкая швейная фабрика. Рады были увидеть дом своих предков Юлия Петрухина, Ольга Ковшова с внуками Альбиной и Александром.

Автор статьи на ул. М. Горького (Рождественской) вновь постоял у домов купцов Талдыкиных, строителей Елецкого Троицкого мужского монастыря. К роду Талдыкиных принадлежала бабушка автора Нина Никитична Талдыкина (1897-1983), в замужестве Рождественская. А прадед автора Никита Христофорович Талдыкин (1861-1919?) был липецким мещанином, служил в Тамбове и Козлове. Генеалогические розыскания, предпринятые автором, указывают на возможные родственные связи таких елецких, липецких и тамбовско-козловских родов как Талдыкины, Рождественские, Андреевы, Колабины, Барбашины.

Закончить свою статью мне хочется отрывком из письма елецкого жителя М.И. Ростовцева, опубликованного В.А. Заусайловым в книге "Ростовцевы: Письма" (Елец, 2005). Письмо датировано 30 мая 1899 г. и рассказывает о том, как был отмечен в Ельце юбилей великого русского поэта А.С. Пушкина.

В честь этого события были отслужены всенощные и панихиды, в течение нескольких дней проходили Народные чтения, а венцом торжеств стал спектакль "Борис Годунов", сыгранный любителями, среди которых были купцы Петровы, Ветчинины, адвокат М.Г. Калпенский. Перед спектаклем были прочитаны стихи в честь великого поэта и на голову его установленного на сцене бюста возложен венок.

Спектакль продолжался около четырёх часов, был принят восторженно. Ложи занимали Петровы, Черникины, Ветчинины, Криворотовы, А.С. Валуйский. А "в партере сидели Слабиздин; Митрофан Сергеевич Жаворонков с Ольгой Петровной; Назарова Евдокия Николаевна, семья, Бутягины, все Талдыкины, офицера, Бахтияровы, Барченко Ал. Мат. (...)".

Приятно, что наших предков в Ельце объединяли не только родственные связи, ежедневные труды и заботы, но и великий Пушкин.

После всего сказанного странно спрашивать, для чего нам нужно знать свои исторические корни. На таких встречах не только наша память обогащается знанием истории семьи, истории рода, но и становится теплее, роднее великая история России. Знать, чем занимались твои предки, какой вклад они внесли в благосостояние родной страны, понимать своё место в чреде поколений - душеполезно.

Источник: http://www.michpravda.ru/articles/rodoslovie-v-podarok-7813

 

Тот, кто в тереме живет

«Будьте любезны объяснить происхождение и значение фамилий, которые носят мои родственники: Се(и)нкевич, Соколовский и Готто. Людмила, Минск».

— Основой для фамилии Сенкевич послужило личное имя Сенька (о) — разговорный вариант церковного имени Авксентий (в переводе с греческого — «увеличиваться, возрастать»). Синкевич — переозвученный вариант фамилии Сенкевич под влиянием устного произношения. Суффикс —евич указывает на родственные связи: Сенкевич — сын или иной потомок Сеньки.

Соколовский — уроженец или владелец населенного пункта с основой Сокол–. На территории Беларуси названия типа Соколы, Соколовка, Соколовщина встречаются в ряде районов всех шести областей. Основу здесь составляет древнее личное имя Сокол. Оно было очень популярным, так как служило символом воинства, мужского начала, а именно смелости, решительности, зоркости. Отсюда множество белорусских фамилий от этого имени: Соколов, Соколович, Соколенко, Соколинский, Сокольчик, Соколко, Соколин, Соколиков, Сокольский, Соколюк.

В основе фамилии Готто личное имя Гот — сокращенный вариант личного имени Готиан, Готин (значения неизвестны), Георгий (в переводе с греческого — «земледелец»). От этого имени образованы белорусские фамилии Гота и Готин, а также от его производных в уменьшительной форме — Готик, Готька. Имя Гот во всех источниках пишется с одним «т», соответственно следует писать и фамилию.

«Хочу узнать, откуда пошли фамилии моих родственников: Теремецкая, Дорошкова, Дудко, Богуш. Любовь Дудко, Гомельская обл.».

— В основе фамилии Теремецкая прозвание Теремец, что значит «выходец из населенного пункта Терем», от белорусского регионального слова «церам» — «темное место в лесу», то же, что и «цемжар» (Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча). В таком месте мог быть поселок или хутор с соответствующим названием. Теремецкий — сын или иной потомок Теремца.

Богуш — уменьшительная форма к древним сложным именам, которые начинаются с Бог– : Богуслав, Богумил, Богдан и другие.

По одной из версий фамилия Дудко могла быть образована от прозвания Дудак («птица дрофа»), то есть по какому–либо сходству человека с этой птицей. Дудко — сын или иной потомок Дудака. Другой предполагаемой основой для фамилии Дудко может быть прозвание Дудка («народный духовой музыкальный инструмент в виде продолговатой трубочки»). В народе Дудкой называют того, кто изготовляет дудки, а также дударя. А в переносном смысле Дудка — «долговязый, худощавый человек».

В основе фамилии Дорошков личное имя Дорошка — уменьшительная форма разговорного имени Дорох от церковного Дорофей (в переводе с греческого — «божий дар»).

«Что значит моя девичья фамилия Шваркова? Лидия Ивановна, Витебская обл.».

— Фамилия Шварков восходит к литовскому слову «шваркас» («сюртук, пиджак»). Слово «шварка» (заимствованное из литовского языка) засвидетельствовано и в «Слоўнiку беларускiх гаворак паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча» в значении «полупальто из домотканого сукна на вате или меху; поддевка на вате без рукавов». Видимо, прозвание Шварка ваш предок получил за то, что шил или носил такую одежду.

До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/136855/

 

Интерес к непознанному не иссякает и в 79 лет

Четверть века Марат Гайнуллин посвятил физике твердого тела. Переехав из России в Таллинн, последние четверть века он тоже занимается исследованиями — только совсем в другой области.

Любознательность — вот главное качество, которое отличает Марата Гайнуллина. Он и сам говорит, что уже в детстве был любознательным мальчиком. Через несколько месяцев ему исполнится 80 лет, но в том, что жажда знаний присуща Гайнуллину и сейчас, легко убедиться, побывав у него дома: полки забиты книгами, повсюду рукописи, папки с бумагами.

Таллинн, улица Таллинна

Адрес: Таллинн, улица Таллинна. Неприметная улочка в Нымме. Оказывается, когда нынешний столичный район был отдельным городом, так назвали улицу, которая вела в сторону Таллинна. Это было первое открытие, которое сделал Гайнуллин, волей судьбы поселившись в этом доме. И он увлекся изучением истории Таллинна, родословных знатных фамилий, когда-то живших в Ревеле: генеалогия одна из его любимых наук.

Вот он извлек откуда-то свернутые бумажные рулоны — и перед нами красочное генеалогическое древо Тизенгаузенов с фамильным орденом в углу. «Рисовал не я, художнику заказывал, — пояснил Гайнуллин. — А дом Тизенгаузенов находится на Тоомпеа, у смотровой площадки над Старым городом. Кстати, там бывал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, будущий генерал-фельдмаршал, когда служил в Ревеле. Именно Голенищев-Кутузов, просто Кутузов — это совсем другой род».

Гайнуллин принялся разворачивать другие рулоны с фамильными древами. Всего известно около 300 дворянских родов, связанных с Ревелем. «Почти все они здесь», — показал Гайнуллин ряд папок на полке. В каждой — сведения о той или иной фамилии.

Почти о каждом доме на Тоомпеа он может сказать, кто там жил в старину. Гайнуллину это невероятно интересно — проникать в глубину веков, прослеживать связь времен.

Еще одна интересующая его тема — адмиралы русского флота, связанные с Ревелем. Уже готова рукопись об адмиралах — кавалерах ордена святого Георгия I и II степени: «Их всего было 12 человек, а орденом I степени был награжден только один — адмирал Чичагов, победивший шведов в морском сражении 2 мая 1790 года».

Вот портретная галерея славных адмиралов. Портреты оригинальные, Гайнуллин заказывал их профессиональным художникам. Будет ли книжка издана — вопрос, а пока все лежит в столе, как и рулоны с генеалогическими древами, и многое другое. 26 октября состоится открытие Таллиннского Русского музея. Правда, экспонатами заполнить его еще предстоит.

Неужели не нашлось бы среди них места и сокровищам Марата Гайнуллина? «Была у меня директор музея, смотрела все это, но не заинтересовало», — сказал он.

За годы жизни в Таллинне Марат Гайнуллин опубликовал более 200 статей в газетах и журналах на свои любимые темы, начиная со статьи «Родословная Пушкина» в «Советской Эстонии» в 1986 году. А через тринадцать лет он написал 300-страничный труд «Эстонская Пушкиниана» в соавторстве с председателем Пушкинского общества Валерией Бобылевой. Сам Пушкин в Эстонии никогда не был, но связан с этим краем многочисленными родственными узами. Вот об этом и книга.

Вспоминая друзей

Марат Гайнуллин является автором десятка книг, написанных самостоятельно или в соавторстве, но «Эстонскую Пушкиниану» он считает наиболее весомой. «Света белого не видел», - вспоминает он период работы над этой книгой.

Интерес к истории Марат обнаружил еще в детстве. «Мама была учительницей истории, и в доме было много исторических книг, которыми я зачитывался, — рассказал Гайнуллин. — Кроме того, я всегда увлекался коллекционированием — открыток, марок…

Открытки собирал только дореволюционные. Первой в моей коллекции, начатой в 1940-м году, когда мне было семь лет, стала репродукция картины Брюллова «Итальянский полдень». А когда видишь на открытках ли, марках, гербах имена, хочется узнать об этих людях как можно больше. Так возник интерес к генеалогии».

Марат Гайнуллин родился и вырос в Казани. Школьные годы он вспоминает тепло, и особенно — своих друзей. Вася, с которым Марат сидел за одной партой до 8-го класса, — не кто иной, как Василий Аксенов, знаменитый писатель.

«С Васей мы поддерживали добрые отношения почти до самой его смерти, много общались, — рассказал Гайнуллин. — Когда я читаю его произведения, узнаю черты наших общих знакомых, места, где жили в детстве».

По словам Гайнуллина, первые свои рассказы Аксенов публиковал в рукописном журнале «Живоглот», который они издавали в седьмом классе в единственном экземпляре. «Мы учились в школе для мальчиков, у девчонок была своя, а рядом находились Суворовское, летное и речное училища. Девчонки на вечера приглашали, конечно, парней оттуда, у них ведь была своя форма, поэтому нам приходилось самим себя развлекать, — рассказал Гайнуллин. — Издавали вот этот журнал, играли в баскетбол, в шахматы…»

В шахматы Марат играл со вторым другом — Роликом из параллельного класса. Это Роальд Сагдеев — ныне светило физической науки, в 35 лет ставший академиком Академии наук СССР, потом директором Института космических исследований, по сей день работающий, правда, уже больше 20 лет в Америке.

Имена на мраморе

Марат Гайнуллин тоже стал физиком, хотя рассчитывал получить гуманитарное образование в Москве. «Родители, у которых из пяти их детей я остался один — остальные умерли в раннем детстве, попросили остаться дома, — рассказал Гайнуллин. — В общем, поступил на физмат Казанского университета».

Со свойственной ему любознательностью он окунулся в науку — физику твердого тела. Почти четверть века работал в НИИ приборостроения при ядерном центре в закрытом городе Снежинске на Урале, стал автором нескольких изобретений.

А потом они с супругой, работавшей там же, решили перебираться на «большую землю». Так случилось, что попали в Эстонию. На заработанные в Снежинске деньги купили по объявлению в «Вечернем Таллинне» дом на улице Таллинна.

Правда, чтобы расплатиться окончательно, Марату пришлось с болью в сердце расстаться с шикарной коллекцией непочтовых марок.

Работы в области физики твердого тела в Таллинне не было, трудился где придется, в том числе и в НИИ силикатобетона, где тоже успел сделать одно изобретение. Все свободное время отдавал историческим изысканиям, а после выхода на пенсию — просто все время.

Получает Гайнуллин 300 евро. Но материальная сторона не особо тяготит его. Гораздо тяжелее, признает он, в моральном отношении — жить одному в двухэтажном доме. Когда-то в нем было многолюдно, звучали детские голоса, но все это в прошлом. Дети, внуки живут далеко: в России, в Голландии, в Англии.

Особенно подкосила смерть жены. «Мы с Галей учились на одном факультете и познакомились, когда ей не было и 18 лет. С тех пор были неразлучны 56 лет и четыре дня. До 10 ноября 2008 года, когда Гали не стало, — рассказал Гайнуллин. — Она была талантливым математиком, в 30 с небольшим лет получила Государственную премию СССР за работы в этой области».

Долго Марат не мог ничем заниматься, но безделье, по его словам, смерти подобно. Он стал ходить на поэтические вечера (поэзия еще одна любовь бывшего физика, автора около 200 стихотворений), устраивает такие вечера и у себя дома.

И, конечно, продолжает изыскания. В сотрудничестве с куратором Кадриоргского музея Александрой Мурре написал труд о братьях-художниках Кюгельгенах. Есть еще незавершенные труды.

А пока он собирает все, что возможно, об участниках войны с французами 1812-1814 года, выходцах из Эстляндии. Их имена высечены на мраморных досках Домского собора. Мало кто из нас способен так пристально вглядываться в эти 242 фамилии, как Марат Гайнуллин.

Источник: http://rus.postimees.ee/982512/interes-k-nepoznannomu-ne-issjakaet-i-v-79-let/

 

Правила использования буквы «ё» пропишут в законе

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов в пятницу заявил, что необходим закон, который регулировал бы использование буквы «ё» и «е» в документах.

Он решил поручить свои подчиненным собрать предложения о том, что можно сделать по этому вопросу. «Если нужны изменения в закон о государственном языке, то надо их готовить. Право человека, независимо от той или иной формы написания фамилии, должно быть зафиксировано в законе», — подчеркнул Ливанов.

По мнению министра, проблема требует решения, так как из-за нее страдает множество людей.

Отметим, что буква появилась в русском алфавите в 1783 году. Использовать ее предложила княгиня Екатерины Дашкова, однако в печати «ё» появилась только в 1795 году и еще долгое время не входила в азбуку.

Формально, буква «ё» стала частью алфавита в советское время. И 24 декабря 1942 года, согласно приказу народного комиссара просвещения РСФСР, было введено обязательное употребление этой буквы в школьной практике. На данный момент она используется только в крайних случаях — ряд специалистов считает употребление «ё» в письменной речи свидетельством низкой речевой культуры.

Источник: http://polit.ru/news/2012/09/21/letter/

 

В США женщина вышла замуж за собственного отца

Она узнала об этом через шесть лет после смерти мужа

Жительница американского штата Огайо рассказала подробности истории своей семьи. Относительно недавно она выяснила, что была замужем за собственным отцом. Она родила от него троих детей.

По словам 60-летней Валери Спрулл, эту тайну открыл ей ее дядя еще в 2004 году, однако рассказать о ней она решилась лишь сейчас. Как призналась Валерии, несмотря на невероятный шок, она сразу поверила в то, что это не ложь.

Супруг Валери Перси Спрулл умер в 1998 году в возрасте 60 лет. Он повстречался с матерью женщины, Кристиной, когда им обоим было по 15 лет.

У пары родилось несколько детей, которых отдали на воспитание в другие семьи. Позже Перси исчез из жизни Кристины. Валерии оказалась на попечении бабушки и дедушки по материнской линии, когда ей было три месяца.

Когда девушке было 26 лет, она познакомилась с Перси Спруллом, снова появившимся в жизни ее семьи. Он не сказал ей о том, что является ее отцом, и они сыграли свадьбу. В браке Валери Спрулл родила троих детей. У нее есть восемь внуков.

Близкое родство Валери и ее покойного мужа подтвердила экспертиза ДНК.

Одной из самых шокирующих историй подобного рода является история Йозефа Фритцля из Австрии. Он течение 24 лет прятал и насиловал свою дочь Элизабет в подвале собственного дома. Она родила от него семерых детей.

Источник: http://www.trud.ru/article/20-09-2012/1282228_v_ssha_zhenschina_vyshla_zamuzh_za_sobstvennogo_ottsa.html

 

Национальной библиотеке подарили трактаты «Великое искусство артиллерии»

До сих пор в Беларуси книг гениального белоруса Казимира Семеновича не было вообще.

Купить эти редкие книги в прекрасном состоянии БПС-Сбербанку удалось в антикварных букинистических магазинах Германии. Национальной библиотеке достались два издания. Одно на латинском языке, пергамент на картоне, второе - французский перевод, кожа на картоне.

- Казимира Семеновича можно назвать одним из тех белорусов, которые изменили мир. «Великое искусство артиллерии» - памятник научно-технической мысли, - рассказала эксперт по книжным памятникам Беларуси, библиограф научно-исследовательского отдела Национальной библиотеки Татьяна Рощина. - Обе книги Казимир напечатал в Голландии. В 1650 издал написанную на латыни первую часть. На этом языке тогда говорили все образованные люди. Семенович жаловался, что ему не хватает некоторых слов и поэтому пришлось использовать другие языки: в тексте встречаются типичные белорусские выражения и описываются некоторые народные праздники - в частности, Купалье. В предисловии к книге он называет себя литовским дворянином, бывшим заместителем начальника польской королевской артиллерии. Одним словом, в том, что шляхтич ВКЛ с фамилией Семенович по происхождению белорус, сомнений быть не может.

Книги такого уровня, по словам эксперта, в среднем стоят 10 - 15 тысяч долларов.

СПРАВКА «КП»

Чем известен Казимир Семенович?

За 250 лет до Циолковского он описал устройство многоступенчатой ракеты. За 35 лет до того, как Лейбниц ввел понятие «кинетическая энергия», разработал концепцию «умного оружия» - описал оптико-механическую систему прицеливания и наведения орудий ракет, системы памяти и автоматизации, придумал ракетную систему залпового огня (прообраз «катюши»).

Источник: http://www.kp.by/daily/25955/2896809/

 

Тайна изразцовой печи Болдинского монастыря

Научное расследование: как небольшой фрагмент герба рассказал о связи Смоленщины и сподвижника Петра I, наследника одной из самых знатных дворянских семей Степана Салтыкова.

Что скрывали руины

В середине 1960-х годов архитектор-реставратор П.Д. Барановский начал работы по сохранению руин памятников архитектуры Свято-Троицкого Болдина монастыря, расположенного в Дорогобужском районе Смоленской области. Сооружения были возведены во второй половине XVI века, а уничтожены немцами в 1943 году.

При разборке руин сооружения особое внимание привлекали попадавшиеся фрагменты печных изразцов. Особенно загадочно выглядели уцелевшие терракотовые изразцы с рельефными элементами герба и большими латинскими буквами. Находки встречались в завалах внутри помещений и вне стен трапезной палаты. Один из рисунков, отформованных на находках, Барановскому показался знакомым. В музее, организованном им в 1920-е годы в Болдинском монастыре, хранился стенной изразец с рельефным тиснением герба с буквами латинского алфавита. В своём архиве Барановский отыскал прорисовку с изразца, сделанную в 1920-е годы. Естественно, очень хотелось узнать, чей герб изображён на изразце, и понять, что скрыто за буквами латинского алфавита.

Обращение к фундаментальному изданию по гербам дворянских родов Российской империи успеха не принесло. Не удалось найти изображения герба и в обстоятельном исследовании по русской геральдике. Однако в нём натолкнулись на важное положение о том, что первые сведения о гербах перешли в Россию из Литвы. Далее было сказано, что «литовцы, не переставая почитать Россию за своё отечество, во множестве переходили на службу русскому государю, оставались у нас и образовывали выезжие благородные семейства».

Расследование: начало

Видя, что на изразце изображён польский геральдический щит, направил я летом 1976 года запрос в польский журнал Ochrony Zabytkow и поздней осенью получил ответ, что польские исследователи не смогли установить владельца присланного герба.

Быстрый и лаконичный ответ получил я в феврале 1977 года из Вильнюса от директора Историко-этнографического музея Литовской ССР: «Изучением гербов в нашем музее никто не занимается. Определить владельца присланного герба мы не можем». Обращение в Вильнюс было вызвано тем, что мне была известна книга А. Таутавичюса «Изразцы Вильнюсского замка (XVI-XVII вв.)», изданная в 1969 году. В книге было приведено много фотографий и рисунков изразцов с гербами, среди которых и герб Льва Сапеги. Этот изразец по построению рисунка показался мне созвучным болдинскому изразцу с гербом. Естественно, ответ из Вильнюса расстроил, но вектор поиска, направленный в сторону Русско-Литовского государства, в памяти отложился. Тем более что изразцы с изображением гербов и латинскими буквами видел я и в экспозиции музея Трокайского замка, где под изразцом с гербом М. Огинского, о принадлежности которого говорили две большие буквы М.О., расшифровывались и две другие буквы: W – воевода, T – трокайский.

О чём поведали изразцы

Освоение территории Болдинского монастыря, особенно с возрождением жизни монашеской общины, после первого богослужения в мае 1990 года расширялось. Появлялись новые находки фрагментов изразцов. В мае 2003 года к западу от колокольни под фундамент небольшого корпуса, где непродолжительное время размещалась монастырская библиотека, начали рыть траншеи. Братией монастыря было извлечено из земли большое количество терракотовых и покрытых зелёной поливой изразцов, как стенных с гербом, так и других элементов печи.

Найденные фрагменты стенных изразцов позволили реконструировать его истинные размеры, которые составили 31х23 см. Самое существенное заключалось в том, что в их рисунке была обнаружена надпись «R 16 91», разнесённая по краям изразца. Приведённую надпись, без сомнения, можно прочесть как «год 1691». Кстати, при подготовке к публикации материалов П.Д. Барановского по Болдинскому монастырю в архиве, хранящемся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева, была найдена удивительная фотография изразца. На ней, приглядевшись, можно также увидеть указанную дату. Видимо, при снятии прориси с указанного изразца в 1920-е годы дату не заметили.

Отформованную на стенных изразцах дату с высокой степенью достоверности можно считать датой их изготовления. То есть изразцы появились на территории Болдинского монастыря не в период, когда в монастыре хозяйничали иезуиты (1632-1654 гг.), чем вполне можно было бы объяснить использование на изразцах букв латинского алфавита, а значительно позже. Дата на изразце позволяет определить возможного владельца изображённого герба с учётом нанесённых на щите латинских букв (S.I.S.), в которых, без сомнения, как и в литовских изразцах, скрыто имя, отчество (с учётом традиций Московии) и фамилия владельца герба.

Новые находки

Настоятели Болдина монастыря, возвращённого в лоно православной церкви, почти сорок лет числились в чине строителей, один из которых – Ефрем Потёмкин – был выходцем из Бизюкова монастыря. Известно также, что Крестовоздвиженский Бизюков монастырь был основан по инициативе семьи Салтыковых во второй четверти XVII века на родовых землях в Дорогобуж¬ском уезде сыновьями Михаила Глебовича и Юлианы Михайловны, урождённой княжны. В 2001 году в южном приделе Троицкого собора Болдина монастыря были проведены археологические исследования. Они показали, что до начала строительства нового собора в 1591 году на месте заложения южного придела были упокоены не только основатель монастыря преподобный Герасим Болдинский и преподобный затворник Аркадий, но и члены семьи Салтыковых и Звенигородских.

Эти факты свидетельствуют о том, что члены семьи Салтыковых были тесно связаны и, вне всякого сомнения, способствовали обустройству Болдина монастыря в XVI столетии, а также могли содействовать возрождению православной жизни в монастыре и во второй половине XVII века. Следовательно, могли останавливаться и продолжительное время находиться на территории Болдина монастыря, для чего, как это известно из истории других российских монастырей, на территории обители могли иметь и фамильный дом. В таком случае вполне допустимо, что дом Салтыковых на территории Болдина монастыря согревала печь, украшенная изразцами. Однако следует понять, мог ли герб, изображённый на изразцах Болдина монастыря, украшать келейную печь кого-либо из рода Салтыковых.

История герба

Герб рода Салтыковых, приведённый в Российском гербовнике, был утверждён лишь после 1798 года, когда был издан манифест об утверждении дворянских гербов. Этот герб явился результатом работы российских специалистов по геральдике. Он не мог отобразить сложный процесс трансформации геральдической фамильной символики при проникновении гербового искусства в Россию на протяжении почти 150 лет. Истоком для возникновения первых вариантов герба рода Салтыковых, близко общавшихся с членами семей влиятельных фамилий Речи Посполитой, конечно, могли служить гербы литовской знати. Так, известно, что Михаил Глебович Салтыков был в дружеских отношениях с литовским канцлером Львом Сапегой. Важным звеном в формировании герба Салтыковых на российской земле, без сомнения, мог стать герб местечка Салтыкова Девица, что в Куликовском районе Черниговской области. Семья Михаила Глебовича Салтыкова после 1612 года оказалась там в эмиграции. В этом гербе на польском геральдическом щите изображён крест (именуемый в геральдике волынским) над полумесяцем, что часто символизирует победу православия над мусульманством.

Естественно, что возвращение семьи Салтыковых на родовые земли под городом Дорогобужем на Смоленщине должно было отобразиться и на гербе. Конечно, специалисты по геральдике могли бы более скрупулёзно проанализировать символику герба на изразцах Болдина монастыря. Но даже не искушённый в тонкостях геральдической науки взгляд позволяет трансформировать герб Салтыковых Девиц в герб на изразцах Болдина монастыря. Естественно, что в рисунок герба были внесены изменения, связанные с возвращением в родные края, а в дальнейшем и перемены, вызванные возвращением членов семьи Салтыковых на службу Российскому государству. Поэтому появление на геральдическом щите нового герба подковы шипами вниз, символизирующей, как правило, победу и возвращение, вполне обосновано. Вознесённая на престол подкова, объемлющая волынский крест, очень символична на гербе представителей семьи, вернувшихся с победой к православным святыням, в места упокоения своих предков. Перо, вертикально доминирующее над подковой, вполне возможно, характеризует род занятий или профессиональных проявлений персоны, чьи начальные буквы имени, отчества и фамилии крупными латин¬скими буквами отформованы по обе стороны пера. Достаточно обоснованно можно предположить, что герб на изразце Болдина монастыря может принадлежать одному из представителей рода Салтыковых.

Какой же титул был зашифрован?

Обратившись к родословной Салтыковых, можно констатировать, что среди множества представителей рода указанной на изразце дате и инициалам может соответствовать только один человек – Степан Иванович САЛТЫКОВ.

Из послужного списка Степана Ивановича известно, что в 1681 году он заведовал Судным приказом, затем был воеводой в Великом Устюге. В год, указанный на изразце Болдина монастыря, он занимал пост сибирского воеводы (1690-1696 гг.) в Тобольске. Естественно, при таком государственном положении он мог в немалой степени содействовать обустройству Болдина монастыря. Завершил государственную службу Степан Иванович воеводой азовским (1698-1700-е годы), где выполнял указания Петра Великого по строительству флота, а затем жил на покое.

На стенных изразцах из Болдина монастыря, кроме герба, привлекает внимание и рельефное художественное обрамление, могучая голова льва над геральдическим щитом и замечательный растительный орнамент, в который искусно вплетена указанная выше дата. Украшая изразцами печь в своей келье, закрытой для широкого общественного доступа, хозяин мог позволить увековечить представление о своём значении на данной территории, как это было принято в знакомой ему Литве. Тогда латинские буквы в нижней части изразца под щитом – D.W. – можно расшифровать как «дорогобужский воевода». Под двумя другими латинскими буквами, что отформованы в верхней части изразца, – C.W. – возможно, скрывается более высокий титул – сибирский (или более желаемый смоленский) воевода. Это при том, что изготовители могли допустить ошибку и вместо латинской буквы S отформовали сходную по звучанию букву из кириллицы. Желание считать себя и воеводой смоленским могло возникнуть у Степана Ивановича после кончины дальнего родственника – Петра Михайловича Салтыкова, который скончался 5 апреля 1690 года, а ещё в 1680 году он значился воеводой смоленским. Тем более что двоюродная племянница Степана Иванович – Прасковья Фёдоровна – в 1689 году стала величаться царицей, выйдя замуж за царя Ивана V (Ивана Алексеевича).

Источник: http://www.smolgazeta.ru/history/10296-tajna-izrazcovoj-pechi-boldinskogo-monastyrya.html

 

Лидии Столяр удалось доказать свое столетие через суд

Справедливость восстановлена! Забайкалка Лидия Столяр еще в феврале нынешнего года отметила столетний юбилей. Правда, паспорт долгожительницы утверждал, что ей 93 года. Свое столетие Лидии Столяр пришлось доказывать через суд.

Биография Лидии Столяр неразрывно связана с историей России за последние 100 лет. Революция, гражданская война, раскулачивание, Великая Отечественная, хрущевская оттепель, перестройка... Эти слова для нее - не простой набор звуков. Лидия Павловна — современник тех событий.

В феврале она отпраздновала столетие. Сегодня — в пору отмечать столетний юбилей еще раз. Все дело в том, что в 1937 году Лидия сменила девичью фамилию Волкова на мужнину Столяр. Поменяла и паспорт. Да сразу не заметила, что в документе - ошибка в дате рождения. Так сотрудники паспортного стола вычеркнули из жизни Лидии Павловны 7 лет. Уже позже законные годы матери попыталась вернуть дочь Галина. Вот только оказалось это не так просто. Свидетельство о рождении с правильной датой сотрудников миграционной службы не убедило. Впрочем, как и свидетельство о браке, трудовая книжка и разнообразные справки.

Галина Головинова, дочь Лидии Столяр: "Тут она уже видит, что столько хлопот, что меня постоянно дома нет и нет, я постоянно бегаю-бегаю, прибегу-убегу. Она мне все время говорила: "Да попустись ты, умру я с этими годами, чего ты бегаешь - их догоняешь?". Но обидно было просто за нее. С 12 года... все войны прошла, всю такую трудную жизнь прошла... И вдруг она — и не она".

Галина обратилась даже в архив. Там-то и отыскался "бумажный свидетель" рождения Лидии Павловны. В Государственном архиве Забайкальского края хранится подлинная метрическая книга Доронинской Богородицкой церкви. В ней — данные о родившихся в 1912 году в Улетовском районе. Запись под номером 15 от 3 февраля 12 года гласит: крестили Лидию Волкову, дочь крестьянина села Аблатукан Павла и законной жены его Матрены Волковых».

Поначалу и эта находка не принесла результатов. По счастливой случайности о ситуации узнали в забайкальском Союзе пенсионеров. Они-то и помогли добиться справедливости. Правда, через суд.

Сергей Пищерский, председатель Забайкальского отделения Союза пенсионеров России: "Суд Центрального района, к сожалению. Доводы эти не принял. Галина Андреевна после этого уже практически опустила руки. Я говорю, значит так, давайте подавать будем еще в суд краевой. В Краевом суде было принято решение - то решение отменить и признать право Лидии Павловны на столетие".

На глянцевых страничках нового паспорта Лидии Столяр (дочь Галина получила документ несколько дней назад) - указана правильная дата — февраль 1912 года. Документ, которого семья долгожительницы добивалась ровно год, теперь для них едва ли не самая ценная вещь.

Источник: http://chita.rfn.ru/rnews.html?id=8602621&cid=7


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное