← Сентябрь 2012 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
||
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Омур — могучая река Купаться в Лезвии, рыбачить в Железе, жить в Черном масле или Плохом месте. Изо дня в день этим занимаются многие амурчане. И даже не подозревают, насколько неожиданны переводы названий амурских рек и населенных пунктов. Увы, но краеведение сейчас не в почете, и подобные сведения доступны лишь небольшому кругу энтузиастов. Один из них поделился секретами с коллективом АП. Гость редакции — белогорский краевед Владимир Кобызев. Краевед как вольный стрелок — Владимир Николаевич, правда ли, что современное краеведение — это наука энтузиастов? — Вопрос интересный. Я занимался с ребятами в доме детского творчества, когда выиграл городской грант. 25 тысяч рублей получил за проект, который писал целый год. На эти деньги создал сайт по историческому краеведению. Но его дальнейшее финансирование опять легло на плечи создателя. Почти год я его поддерживал, выкладывал туда все свои наработки, статьи и даже черновики. За это время на нем побывало около тысячи человек, причем большая часть посетителей из Забайкальского края. Амурчане оказались не так активны. Сейчас сайт в ступоре, но надеюсь его реанимировать. Все сам, поэтому краеведение для меня хобби. Хотя в этом году вроде бы началось движение в нашу сторону. По инициативе Дмитрия Медведева объявлен Год истории. Пока же я вольный стрелок, свободный художник. — В истории Приамурья много белых пятен? — Хватает. В той же топонимике (изучение географических названий) далеко не все однозначно. Вы знаете, как переводится Амур? Многие думают, что это «Река черного дракона». Но есть упоминания 12—13-х веков об одном тюркском воителе по имени Имур. То есть владыка, власть, могущество. Префикс «А» в китайском обозначал благородство. Получается Амур — Могущественная, благородная река. В 17-м веке, во время походов Москвитина и Хабарова имя нашей реки звучало как Омур. И это значило — Большая река. Гораздо раньше — в третьем веке, судя по летописям, Амур называли Жошуй. Что это значит, пока не знаю — китаеведы сейчас перевод мне делают. Есть упоминания об одном из сыновей Шихуанди — первого императора, объединившего Китай. Он изгнал засуху за великую реку Жошуй. То есть приносились какие-то жертвы. Эта засуха благополучно ушла. Опять же река Томь в Белогорском районе. Раньше она называлась Дотома. Источник имени не совсем понятен, но я, кажется, сложил эти пазлы. Правда, стопроцентной уверенности еще нет, на уровне гипотезы, поэтому все раскрывать не буду. Копать историю дорого — Откуда вы черпаете эту информацию и надо ли оно кому в принципе? — Оккупирую архивы, библиотеки, книгохранилища. Занятие это недешевое. На одну плодотворную поездку в Благовещенск тысяч 10 рублей надо. Оплачивается гостиница, питание, снятие копий и так далее. Информация дается, прямо скажем, нелегко, набегами. Топонимикой у нас в области занимаются всего человек пять-шесть, литература в дефиците. Правда, интернет в последнее время сильно выручает. Я сам родом из Забайкалья, одно время вел историю казачества в школе. И когда задаешь детям вопрос «Чьих будешь?», а ничьих. Максимум, что известно — дедушка, бабушка, а сами — дети рабочих и крестьян. Свою родословную никто не помнит. А ведь это соответствие определенному образу. Даже с точки зрения генетики: если я из купцов, то вести себя буду соответствующе. Есть традиции, через которые переступать тяжело. У казаков они свои, у дворян тем более. С детства закладывается ментальность поведения в обществе. Все это тесно связано с историей родного края. Топоним — это лингвистическая проблема. Его надо привязать к истории, привязать к народу. В то же время в исконных названиях может крыться весьма полезная информация. К примеру, Архара, с точки зрения якутов, — Черное масло. Вероятно, речь идет о месторождении нефти. Краеведение изъяли из школьного образования. Оно там было. Я три года назад еще вел его. Сделали платный факультатив. Но разве можно рассказывать о таких понятиях, как патриотизм, за деньги? Такие вещи должно финансировать государство, дети не должны платить за знание своей истории. В итоге казачество у нас — это лишь песни, танцы и некоторое отношение к Албазину. Историю казачества мало кто знает. Кстати, вы знаете, что Албаз в переводе с эвенкийского — хитрый? И за белых, и за красных — Каковы причины столь непопулярного интереса к собственной истории? — Не удивляйтесь, но год рождения моего отца 1899-й. Он забайкальский казак, репрессирован. Причем наша семья в гражданскую войну поделилась на белых и красных. Родословная ведется с 19-го века. У меня самого все родственники из Забайкалья, причем мой отец за красных. Все остальные — в Харбине. Была бы возможность, конечно, поехал туда, почтил память, но не знаю места захоронения. Об этом сегодня почти ничего не говорится, не упоминается. Все ударились в новейшую историю. Почему? Мы должны понимать, что не будет православия — не будет государства. Это геополитика, если хотите. Наш казак Петр Таскин за бой при Де Кастри в 1855 году удостоен Георгиевского креста 4-й степени, то есть стал полным георгиевским кавалером. По аналогии с советскими наградами Таскин — четырежды Герой Советского Союза. Кто о нем знает? 1901 год — война с Китаем, Маньчжурией. Мы ее тоже как-то смутно помним. 16 государств участвовали, и, кстати, бомбили и Благовещенск, так, что до Астрахановки снаряды долетали. Опять казачество выступило. Потом мировая война, которая пятьсот георгиевских кавалеров породила. И вот эти знания, как кратковременные вспышки. Системы нет, отсутствует четко выстроенное отношение ко всем войнам. А ведь люди не за партию и правительство воевали, за собственную страну. С Богом шли, с крестом кровь проливали. И мы их всех разом забыли. Чего не скажешь о наших соседях. Китайцам уже сегодня нравится, что мы по незнанию называем Амур — рекой черного дракона. Мы все восприняли как должное, перенесли к себе, через это впитываем их культуру, их традиции. Есть люди, которые об истории Китая знают гораздо больше, чем о собственной Родине. Китайцы не мытьем, но катаньем всегда добиваются своего, и мы всячески помогаем. Топонимика Приамурья Архара — Дом на протоке или Черное масло (вероятнее всего, речь о месторождении нефти) Селемджа — Железо (месторождение железной руды) Талакан — Соляной источник Тахтамыгда — Плохое место Зея — Лезвие Албазино — Хитровка Амур — Могучая река Источник: http://www.ampravda.ru/2012/09/04/036054.html В фамилии — черты наших предков «Что обозначает фамилия моего отца и девичья матери — Долгий и Жильская? Родом они из деревни Мелешковичи Мозырского района. Надежда Телеш, Калинковичи». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Долгий происходит от прозвания Долгий («высокого роста, худощавый, долговязый»). От основы этого прозвания при помощи разных суффиксов образованы также фамилии Довженко, Долгов, Долгих. В основе фамилии Жильская прозвание Жила («человек мускулистый, жилистый, сухощавый»). В народе Жилой называют и человека скупого, прижимистого. Суффикс —ский обозначает родственные связи: Жильский — сын или иной потомок Жилы. «Фамилия моего дедушки (по матери) очень редкая, а может быть, и единственная в своем роде — Евстрат–Люстринович (возможен вариант Эвстрат). Бабушки — Скобейко. Мама рассказывала, что у деда было имение в Жмудии. Галина, Гродненская область». — Первая часть фамилии Евстрат–Люстринович является сокращенным разговорным вариантом церковного имени Евстратий (с греческого эу — «хорошо, хороший» и стратос — «войско, флот, население»). Вторая часть фамилии также происходит от редкого имени Люстрин (от латинского слова «люстратио» — «очищение»). Суффикс —ович указывает на родственные отношения: Люстринович — сын или иной потомок Люстрина. Фамилия Скобейко литовского происхождения. В ее основе литовское слово «скабыти» («рвать, разрывать»). Что это означает по отношению к человеку, не совсем понятно. У литовцев иные принципы образования фамилий, чем у славян. Жмудь — это исконная литовская территория. «Я родом из России, Пензенской области. С 1942–го по 1945–й была на фронте, потом училась. Довелось много поездить по России, Беларуси, Украине, но нигде я не встречала однофамильцев. Откуда взялась моя фамилия, спросить уже не у кого. Может, вы поможете? Н.Н.Антильская, Солигорск». — Основой для фамилии Антильский послужило личное имя Антил, которое является разговорным вариантом имени Антон (церковное Антоний, в переводе с латинского — «достойный похвалы»). От имени Антил происходит и фамилия Антилевский. Возможно, фамилия образована от населенного пункта с основой Антил–. «Моя девичья фамилия Стежкина. Вышла замуж в деревню Яцуки и стала Яцук. Хотя в этой деревне много семей с одинаковой фамилией, не все считаются родственниками. И.М.Яцук». — Яцук — сокращенный разговорный вариант Якова (церковное Иаков, в переводе с древнееврейского — «пятка»). Существует легенда, что Иаков, второй из близнецов, во время рождения ухватился за пятку первородного брата, чтобы не отстать. В основе фамилии Стежкин личное имя Стежка, которое является сокращенным разговорным вариантом церковного имени Евстигней (от греческого эу — «хорошо, хороший» и сиггенес — «родственник»). «Моя девичья фамилия Бертош. В нашей деревне Денисковичи Ганцевичского района ее носит почти половина жителей. Фамилия по мужу — Голубкова. Мария Илларионовна, Брест». — Бертош — сокращенный вариант католического личного имени Балтромей (православное Варфоломей, в переводе с греческого — «сын Птолемея»). В основе фамилии Голубков прозвание Голубок. Голубком в народе зовут сына человека по прозванию Голуб (см. ранее опубликованное объяснение к фамилии Голубев) или того, кто говорит монотонным голосом (В.I.Рагаўцоў, С.Я.Кечык «Анамастычны слоўнiк Магiлёўшчыны»), а также того, кто обращается к другим мужчинам с ласковым словом «голубок», к женщинам — «голубка», а кроме того, человека с седыми волосами. Такое количество мотиваций породило множество белорусских фамилий с основой Голуб–: Голуб, Голубов, Голубев, Голубович, Голубин, Голубенко, Голубок, Голубков, Голубкович, Голубенков (М.В.Бiрыла «Беларуская антрапанiмiя», 1969). До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/136233/ Канал "Украина" выяснит, откуда пошли украинцы! Этой осенью в эфире канала "Украина" сенсационная ТВ-премьера - уникальный исследовательский проект "ДНК-портрет нации". Во время съемок проекта было проведено полноценное научное исследование с использованием новейших технологий, привлечением лучших мировых лабораторий и экспертов-генетиков. Проект расскажет, откуда именно, из каких частей света пришли на территорию нашей страны предки современных украинцев. В этом генетическом исследовании приняли участие люди из разных уголков страны, в том числе знаменитости: Олег Скрипка, Остап Ступка, Руслана Писанка, Василий Вирастюк, Алена Винницкая, Александр Пономарев. После окончания съемок результаты исследования будут переданы в Национальную академию наук Украины. К созданию проекта в качестве экспертов были привлечены известные украинские ученые. "КП" побеседовала с Андреем Соколовским, редактором программ канала "Украина", который является автором идеи и разработчиком формата проекта "ДНК-портрет нации": СЛАВЯНСКИЙ ЭТНОС - ЭТО МИФ? - Андрей, расскажите об основной идее проекта. - Главная цель - поставить точку в бесконечных спорах о происхождении украинцев. Лично меня давно утомляют политики, которые с умным видом и претензией на научность говорят такое, что просто диву даешься. Причем так уверенно, будто сами были свидетелями всех исторических событий. А ведь украинский этногенез как был тайной, так и остался ею. Его тайна даст фору всяким "кодам да Винчи". Ведь с ним связано множество фальсификаций, а в советские времена исследовать происхождение украинского этноса было опасно - запросто могли посадить, обвинив в буржуазном национализме. Но, несмотря ни на что, уже лет двести многие историки пытались докопаться до сути - откуда взялись украинцы? Среди этих ученых были такие видные умы, как Михаил Максимович, Николай Костомаров, Владимир Антонович, Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский и многие другие. Хотя, увы, все исследования тех лет могли носить лишь гипотетический характер, поскольку подтвердить ни одно из предположений не было возможности. И теперь, когда появились новые ДНК-технологии, сам Бог велел поставить жирную точку в этом старом вопросе. - Что должен вынести зритель из столь революционного проекта? - Правду! Почему, например, французы давно и спокойно могут говорить, что их предками были галлы, а современные украинцы до сих пор лишены права уверенно заявлять о себе, как о наследниках древних цивилизаций, таких как Киевская Русь или Трипольская культура? Ведь не секрет, что постоянно звучат некие псевдонаучные, политические утверждения, что украинцев нет как нации, поскольку неизвестно, откуда мы взялись, - мол, трипольцы и Киевская Русь не имеют никакого отношения к нам сегодняшним. Может, и не имеют - давайте выясним это! - Какая из версий происхождения украинцев лично вам кажется наиболее вероятной? - Сам с нетерпением жду результата наших исследований, потому что понимаю: в массе гипотез происхождения украинского этноса есть несколько довольно убедительных исследований, которые исключают друг друга. Но в одном я почти уверен: любая версия, замешанная на славянской идее, мифична. Возникновение такого глобального этноса логически невозможно за столь короткие сроки. Я бы скромно рекомендовал славянофилам провести серьезное ДНК-исследование и научно доказать сам факт существования столь многочисленного этноса. И если выяснится, что такой этнос действительно существует, я первым сниму шляпу! МЫ ЗАГЛЯНЕМ В ПРОШЛОЕ НАЦИИ - Каким образом отбирались участники проекта "ДНК-портрет нации"? - Прежде всего следует уточнить, что наши исследования проводились и по митохондриям, и по Y-хромосоме. То есть по женской и мужской линиям. А участники проекта, сдававшие тест ДНК, отбирались с учетом нескольких параметров. Человек должен жить в Украине не менее как в третьем поколении. Отбирали кандидатов с самыми распространенными украинскими фамилиями. Отдельной выборкой шли фамилии казацкого происхождения, как те, которые априори являются коренными для центральноукраинских земель. И, разумеется, учитывалась география - то есть мы взяли ДНК-тесты по всей стране, что позволит нам говорить о родословной всей современной Украины, а не только о некоторых регионах. - Другими словами, результаты исследования вашего проекта можно назвать репрезентативными? - Как автор идеи я не могу давать такую оценку - это должны сделать специалисты. Но, думаю, мы можем претендовать на репрезентативность нашего исследования. Для этого мы соблюли все необходимые условия. - Почему для подтверждения той или иной версии был выбран ДНК-тест? Не боитесь, что у такого вида исследований будут свои противники? - Противники всегда найдутся - увы, большинство из них действуют по принципу "А Баба-яга против". Но с ДНК-тестами спорить так же сложно, как утверждать то, что Земля плоская. ЭТО ВОПРОС ПРЕСТИЖА НАЦИИ - Как давно практикуется исследование происхождения нации по ДНК? - Для цивилизованного мира это не новинка. Просто украинцы немного "проспали" или не захотели воспользоваться новыми технологиями. Конечно, спорить о происхождении украинцев куда увлекательнее, чем просто выяснить это. Многие страны давно имеют свои репрезентативные базы гаплотипов (если говорить упрощенно, это базы характерных генетических особенностей, маркеров, определяющих ту или иную национальность, общность людей, живущих на определенной территории). Это позволило закрыть массу ненужных дискуссий, а главное - поставило крест на многих расистских теориях. - Насколько широко это практикуется в мире? - Достаточно широко. Ведь это своеобразная паспортизация нации - такой себе сертификат, подтверждающий древность народа, его происхождение. Это вопрос государственного престижа. К слову, исследования ДНК играют важную роль и в медицинском плане - ведь исторический экскурс в генетическое происхождение этноса или отдельного человека может рассказать о его предрасположенности к каким-либо заболеваниям или, наоборот, к неким сильным сторонам организма, которые еще не изучены. - Создавались ли подобные ТВ-проекты ранее? - В Украине - нет. А в международном телепространстве самым известным проектом в этом направлении стал фильм National Geographic "В поисках Адама", который сняли в 2006 году по книге знаменитого генетика и антрополога Спенсера Уэллса "Генетическая Одиссея". Прекрасный исследовательский труд, который стал не только отличным телевизионным продуктом, но и настоящим научным прорывом. - Считает ли современная наука такой вид исследований достаточно достоверным? Есть ли риск, что спустя годы эти выводы могут быть опровергнуты некоей новой методой? - Естественно, этот метод считается достоверным - иначе ДНК-тест не был бы признан юридическим доказательством в криминальном праве, а понятие биопаспортов просто не появилось бы. Хотя, не исключаю, что появится новый метод исследований, но, по моему убеждению, он не вступит в конфликт с ДНК-тестом, а станет его союзником. - Может ли конкретный человек, заплатив деньги, на основе своего ДНК узнать всю подноготную миграции своего рода? - Может! Но, увы, это недешевое удовольствие, поскольку в Украине единицы лабораторий, которые могут провести такой тест. И, соответственно, цена в разы выше, чем, например, в Германии. Кстати, в Интернете легко найти сайты западных клиник, которые предлагают полное исследование вашего ДНК за умеренную цену - вам даже ездить никуда не надо: высылаете свою слюну и ждете ответ, делая ставки, откуда пришли ваши пращуры. Источник: http://kp.ua/daily/060912/354945/ Мир без войны Вчера в Ржеве был торжественно открыт памятник герою Отечественной войны 1812 года Александру Сеславину. Доцент кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Тверского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Елена Потапова знает о нашем герое-земляке если не все, то очень многое. С 2005 года она занимается изучением жизни Сеславина, и за это время ей удалось обнаружить интересные, а отчасти и сенсационные факты из биографии знаменитого земляка. В том числе и относительно памятника, который, как выяснилось, хотели установить в Ржеве еще сто лет назад. В отчетах не значатся Столетие Победы в войне с Наполеоном отмечалось в России с размахом. Программа празднования включала не только торжественные мероприятия, но и сбор данных. Как следует из документов Государственного архива Тверской области, по губерниям был разослан циркуляр министра внутренних дел России о необходимости предоставить сведения о ветеранах событий 1812 года и «находящихся в сознательном возрасте» современниках-очевидцах. Земские участковые начальники отчитались, что людей, которые бы принимали участие в этой войне, или их современников на территории Тверской губернии не проживает. А за год до этого – весной 1911 года было проведено исследование о памятниках войны с Наполеоном – сколько их есть и в каком они состоянии. Уездные исправники прислали тверскому губернатору рапорты, что ни в одном уезде Тверской губернии такие памятники не установлены. Однако позднее Ржевский уездный исправник направил еще одно донесение, в котором известил губернатора о наличии в селе Никола-Сишка Становской волости могилы героя войны 1812 года и уроженца тех мест – генерал-майора Александра Сеславина. Личность легендарная и сейчас многим хорошо известная. Участник всех крупных баталий первой половины XIX века. Адъютант генерала Барклая-де-Толли, герой Бородинского сражения. Лихой командир гусар летучих, хитрый партизан, кавалер Золотой шпаги «За храбрость». Человек, чей подвиг вписан во все учебники истории – во время разведки Сеславин догадался залезть на дерево и оттуда увидел движение французского войска из Москвы по Калужской дороге. В итоге русская армия своевременно подошла к Малоярославцу и не дала Наполеону уйти в южном направлении. А вот послевоенная биография героя почти неизвестна. Проследить судьбу героя-земляка уже после его выхода в отставку, а также попытаться разгадать тайну его рождения решила преподаватель Тверского филиала академии госслужбы Елена Потапова. Результат ее уникальных для России изысканий оказался весьма неожиданным: жизнь Сеславина «на гражданке» была отнюдь не «героикоромантическая» и закончилась весьма печально. Он умер затворником в разоренном имении. Карбонари Ржевского уезда Вернувшись из заграницы, где он долго лечился от ран, Александр Сеславин некоторое время жил у своего старшего брата Николая под Вышним Волочком, но затем нашел деньги и выкупил родовое имение, заложенное из-за неумелого управления сестер. И поскольку сельцо Есемово с несколькими деревнями было практически куплено заново, то в акте, составленном 7 ноября 1827 года в Тверской гражданской палате, категорически оговаривалось, что родственники отказываются от какихлибо претензий на имение. Сестры Елена, Ольга и Валентина в кратчайший срок покинули Есемово, оставив все движимое и недвижимое имущество, фамильные бумаги, долговые документы и пр. Лишились прав на родовое гнездо и другие две сестры – Екатерина, монахиня Тверского Христорождественского монастыря, и Евгения (по фамилии мужа Тулубьева). На основании этого раздельного акта сельцо Есемово по желанию нового владельца было переименовано в Сеславино. Поменяв мундир гусара на бархатный халат помещика, Александр Никитич тут же взялся улучшать экономическое положение крестьянских хозяйств. Однако его решительные, часто жестокие действия встретили единодушный отпор крепостных, привыкших к «мягкому» предыдущему управлению. Сеславин начал прямо обвинять их в сговоре с целью разрушить его планы. Это привело к длительному (более 18 лет) конфликту крестьян с помещиком. В итоге у него осталось лишь три работоспособных двора и 62 души на полном содержании. Это противостояние, дальнейшее разорение имения, расстроенное здоровье и непонимание местных чиновников отразились и на характере Сеславина. Человек, столь много сделавший для Отечества в военных сражениях, так и не вписался в тихую провинциальную жизнь. Поэтому его смелые суждения о некоторых порядках в государстве, вызванные скорее не взглядами и убеждениями, а горечью и обидами, не могли не насторожить власть. Впрочем, он и сам это понимал и, пытаясь сгладить остроту своих высказываний, писал в одном из писем: «Схимник в продолжение 18 лет, полуслепец, не может быть революционером…, который волнует народ, хотя бы он был и в пурпуре». Тем не менее власти были обеспокоены появлением в Ржевском уезде нового «карбонари». В фонде Тверского губернского правления среди секретной переписки содержатся письма министра внутренних дел Льва Перовского и тверского гражданского губернатора Александра Бакунина. Из нее следует, что герой войны с французами живет затворником, «его теперешний быт не тот, которого он достоин», он «нелюдим и странен… последствием этого есть взаимное негодование помещика и крестьян…». На сегодняшний день, по словам Елены Потаповой, неизвестно, имела ли эта переписка продолжение и был ли Сеславин взят под негласный надзор полиции. Тайна рождения Через 100 лет все эти печальные факты были забыты. И поскольку могила Сеславина оказалась единственным объектом, напоминающим о войне 1812 года, вокруг нее и развернулись основные события. В июне 1912 года по просьбе губернатора был сделан снимок мраморного памятника, на западной стороне которого можно прочитать надпись: «Генерал-майор Александр Никитич Сеславин. 1788–1857». Памятник был установлен в 1873 году племянниками героя, которые в отличие от других родственников с дядей ладили, а потому точно знали, когда он умер. Выходит, что в большинстве справочных изданий дата его смерти указана неверно – 1858 год. Проверив записи в метрических книгах погоста Никола на Сишке за 1858 и 1857 годы, Елена Потапова убедилась, что Александр Сеславин действительно умер 25 апреля 1857 года от апоплексического удара и был погребен 30 апреля. Что касается даты его рождения, то ответа на этот вопрос исследовательница так и не нашла. В справочных изданиях указан 1780 год, сам Сеславин утверждал, что родился в 1785-м, а на памятнике указан 1788-й. Но так как метрические книги погоста за указанные годы не сохранились, подтвердить или опровергнуть эти даты сейчас невозможно. Не прояснили ситуацию и данные исповедных росписей (ведомостей) за интересующие нас годы. Как рассказала «ТЖ» Елена Потапова, в исповедной ведомости церкви погоста за 1787 год в сельце Есемово значится только дед Александра Никитича – отставной титулярный советник Степан Петрович Сеславин, 66 лет. Ни отец Александра Никитича – Никита Степанович, ни его жена, ни дети не указаны, нет их и в соседних с Есемово селениях. Из литературы известно, что отец Сеславина стал ржевским городничим в 1795 году, но в исповедных ведомостях церквей города Ржева за 1795–1796 годы семья городничего не значится, нет Никиты Степановича и в родовом сельце Есемово. Сам Александр Никитич в законном браке не состоял и законных наследников не оставил. Таким образом, вопрос о дате рождения остается открытым, но Елена Владимировна намерена продолжить свои исследования. Двести лет спустя Интересно, что сто лет назад одновременно с интересом к могиле Сеславина у представителей местного дворянства появилась идея – поставить ему памятник в городе Ржеве. Они вышли с этой инициативой на тверского губернатора и попросили разрешения об открытии всероссийской подписки на сооружение памятника. После этого завязалась многомесячная переписка между ржевским предводителем дворянства, губернатором и министром внутренних дел. Последнее письмо по этому вопросу датировано 24.10.1912. В нем губернатор просил предводителя дворянства сообщить, что сделано для образования особого комитета для заведования сбором пожертвований на устройство памятника, каковы его стоимость и проект. Судя по всему в министерстве внутренних дел идея установки памятника не вызвала особого восторга. Торжества по случаю 100-летнего юбилея войны прошли, и о проекте благополучно забыли еще на сто лет. И вот теперь в Ржеве наконец-то появился памятник нашему легендарному земляку. К стране продолжает возвращаться историческая память. В новых страницах летописи, в днях скорби и праздниках, в мемориалах и храмах. И все чаще звонят на рассвете колокола. О вере в будущее, не иначе. Великое будущее страны с великим прошлым. Источник: http://www.tverlife.ru/news/61866.html «Мы все в Липецке – родня...» Теперь уже никому неведомо, когдаи где пересеклись жизненные пути 20-летней дочери крестьянина Липецкой слободы и 24-летнего конторщика станции Грязи-Воронежские. Но достоверно известно, что их семейный союз был прочным и счастливым Все события первой половины бурного XX века не обошли семью стороной... Самым первым и неожиданным препятствием для жениха и невесты был отказ священника совершить таинство венчания. Оказалось, что их отцы были женаты на родных сестрах – дочерях государственного крестьянина Липецкой слободы Ивана Николаевича Урюпина. Отец Клавдии – крестьянин Павел Егорович Попов – родился в Диком в 1851 году. После военной службы возвратился в родные края. И завертелось жизни колесо: на отдание Пасхи сгорела изба, за год успел построить горницу, на другой – выдал замуж сестру Ольгу (свадьба по затратам равносильна новой избе), ещё один год занимался постройкой второй горницы. Есть крыша над головой – можно жениться. Издревле повелось на Руси накануне важных событий совершать молебен в приходском храме. В рукописном дневнике – восемь листов бумаги, озаглавленных без претензий на учёность: «События в моей жизни для памяти», – появляется очередная запись: «В 1878 году Сентября 25 дня был отслужен молебен Покрову Божией Матери в знак начала сватовства». В конце октября состоялся «заговор» (помолвка), а 3 ноября – свадьба. Свадьба началась в 7 часов вечера, и «были потеряны кольца обручения, но после венчания найдены опять». Неприятное событие никоим образом не повлияло на молодожёнов: 6 сыновей и 6 дочерей родились в этой семье. Проверим точность записей по метрическим книгам Покровской церкви Липецка (Государственный архив Липецкой области): действительно, в указанный день состоялось бракосочетание 27-летнего крестьянина Липецкой слободы Павла Егоровича Попова и 19-летней Анны – дочери государственного крестьянина Липецкой слободы Ивана Николаевича Урюпина. Поручители: крестьяне Липецкой слободы Василий Семёнович Терпугов, Алексей Иванович и Александр Николаевич Урюпины, крестьянин села Романово Егор Иванович Гусев. В дневник аккуратно вносились записи: «народилася дочь Клавдия в 11 часов дня», «отдал сестру Шашу замуж. Взято денег у Шелихова 600 руб.», «куплен дом ценою 650 руб., купчая стоила 56 руб., ещё израсходовано на поправку денег серебром 175 руб. Взято денег у Шелихова серебром 410 руб.», «1893 года Марта 2 дня, вторник, народился сын Аркадий в 5 часов дня. Именинник 6 числа марта» (в 1915 году – курсант Алексеевского военного училища; август 1915 года – Действующая армия, 15-й корпус, 30 Полтавский полк, командир 4-й роты; 16.08.1916 года получено последнее письмо от прапорщика 14-й роты Полтавского полка ...), «1896 года Июля 18 дня – начало учения Клавдии у Анны Ивановны Кривеньковой по 1 рублю в месяц», «1904 года – начатие своего хозяйства, начатие мыловарения с 15 июля», «1906 года, Января 27 была свадьба Клашина за С.Н. Куланина» (разрешение на брак получено от Святейшего Синода). Семён Николаевич родился в семье крестьянина Тамбовской губернии Козловского уезда Градско-Стрелецкой слободы Николая Петровича Куланина и Марии Ивановны (в девичестве Урюпиной). После пожара, в котором сгорели дом, имущество и документы, семья переехала в Грязи. Напротив вокзала купили дом, перестроили, сарай приспособили под лавчонку, в которой продавалось всё необходимое для крестьян – от керосина до сладких пряников. Очевидно, глава семейства был предприимчивым человеком и стремился подготовить детей (два сына и дочь) к самостоятельной жизни с младых лет. Когда Семёну исполнилось 14 лет, его отправили на работу в московский склад, который содержала Ольга Корещенко. Подросток обладал цепкой памятью, быстро запомнил цены на продукты и товары, названия улиц, освоился в большом городе. Сохранился его аттестат, подписанный владелицей склада: «...состоял на службе в развесном отделении моего склада с 8-го Февраля 1896 года по 23 Мая 1898 года; возлагаемые на него обязанности исполнял добросовестно, ни в чём предосудительном замечен не был и расчётом удовлетворен сполна». Московская «практика» оказала на молодого человека благотворное влияние. Обладая прекрасным почерком (учился 3 года в частном училище, но документ об окончании сгорел во время пожара), Куланин устроился временным кондуктором на станцию Грязи. Его рост по служебной лестнице отличается необычайной стремительностью: через два года зачислен штатным кондуктором, ещё через год – конторщиком, а в 1907 году – начальником станции Плавица. В Трудовом списке что ни год, то перевод на новую станцию: Отрожки, Грязи, Прибытково, Анна, Хава... В Отрожках родились сыновья начальника станции – Александр и Виктор. Из воспоминаний Александра Семёновича: «Осенью 1927 года мы попали для продолжения учёбы в Липецк (для получения среднего образования), где у мамы было три брата: Иван, Василий, Николай, сестра Мария и Таня – младшая сестра Павла Егоровича – великая труженица, которая вела всё хозяйство, готовила пищу на примусе (позже на керогазе) на всю ораву в шесть человек. Воду водовозы брали из реки Воронеж, заезжая на телеге в воду, и наливали бочку ведром на длинной палке. Водовозы снабжали горожан водой за определённую плату. Осенью улицу без резиновой обуви не перейти: колёса телег хорошо месили грязь на дорогах. Но порядок возле домов поддерживался, в ночное время улицы освещались, в революционные праздники на каждом доме вывешивались красные флаги. За порядок в нижней части города (наш дом стоял в начале Первомайской улицы) отвечал единственный милиционер Карнаухов – гроза нарушителей порядка. Однажды он оштрафовал даже свою жену за вылитые на дорогу помои... На ручейке, вытекавшем из Петровского пруда, стояла большая мельница с водяным колесом, около которой водились крысы с пушистыми хвостами. С братом Виктором я навострился бить водяных крыс палкой. Шкурки сдирали, выделывали и сдавали. На вырученные деньги покупали тетради и карандаши». После окончания школы № 1 (с педагогическим уклоном) Александр работал счетоводом, заведующим районной библиотекой в Хавском районе, радиоинформатором на радиостанции, заведовал радиоузлом, служил в армии, трудился на радиозаводе в Ленинграде. Встретился с Антониной Чепегиной, дочерью московского железнодорожника Ивана Дмитриевича Чепегина. Антонина в день первого свидания грустно заметила: «А тебе, Шура, повезло! Ведь из десяти детей моего отца выжили только шестеро...». Отпраздновали свадьбу и отправились в Липецк, где Александр поступил на работу в радиоузел завода «Свободный Сокол», затем перевелся на центральный радиоузел... В декабре 1941 года уходит добровольцем на войну, служит в радиодивизионе, в гвардейской отдельной роте связи... На снимке 1944 года в нижнем ряду (слева направо): помощник командира роты по технической части В. Г. Пухляков, командир роты Николай Григорьевич Акулинин. Верхний ряд: командир радиовзвода А. С. Куланин, командир линейного взвода Черный, командир взвода В. В. Галаджий. За участие в Великой Отечественной войне Александр Семёнович Куланин награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды (дважды), медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. Труд после войны отмечен медалью «Ветеран труда» и почётными знаками... Дети и внуки Павла Егоровича в трудные моменты жизни вспоминали его завет: «Мы все в Липецке – родня! На одно солнышко глядим...» И всегда обретали в родном городе поддержку родственников, близких и добрых знакомых. Материал подготовлен по семейному альбому Ангелины Александровны – дочери А. С. Куланина Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/25521.htm Книга Андрея Грамматина - в свободном интернет-доступе Прямой доступ к электронному варианту книги Андрея Грамматина «История нескольких известных родов духовенства Владимирской епархии» открыт во владимирской областной научной библиотеке. Издание одноименной монографии 2009 года здесь расширенно и дополнено. Это повесть о поколениях и родственных связях семи фамилий, укорененных в сельском духовенстве епархий Владимирской и Нижегородской. О каждом известном представителе рассказывается подробно, опубликованы их фотопортреты из семейных альбомов (многие — впервые), архивные и современные фотографии церквей, генеалогические схемы уточняются новыми сведениями. В отдельные главы выделены сведения о системе духовного образования в дореволюционной России, об иерархии священнослужителей в православии и системе их награждения, о просветительской работе духовенства и факты из общей истории духовных гимназий России. Книга интересна также рассказом автора о работе с историческими документами, о встречах, находках и открытиях, о взаимопомощи людей при работе над изданием и об устойчивой духовной и кровной связи поколений, о передаче из рода в род главной ценности – человеческой памяти о корнях. Источник: http://vladnovosti.ru/news/30434.html О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||