← Февраль 2012 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Василий Чапаев: человек и миф 125 лет назад родился Василий Иванович Чапаев - пожалуй, самый известный красный военачальник Гражданской войны, хотя командовал он всего лишь дивизией. Современники и потомки знают не столько реального Чапаева, сколько государственный и народный миф. Даже его настоящая фамилия, оказывается, была несколько другой. Имена полководцев Великой Отечественной известны всем и каждому. По части героев Гражданской в СССР наблюдался дефицит - почти все они, на беду, были либо бывшими царскими офицерами в немаленьких чинах, либо выдвиженцами и сторонниками Троцкого, либо тем и другим вместе. "Краткий курс истории ВКП(б)" поведал, что Тухачевский, Егоров, Якир, Дыбенко, Раскольников, Уборевич, Федько и другие только и делали, что вредили. Как красные вообще одержали победу с таким командованием? Но к тому времени граждан уже отучили задавать неудобные вопросы. В официальную историю попали только Буденный, подозрительно вовремя умерший Фрунзе и, конечно, Ворошилов, который, правда, во время Гражданской войны был не полководцем, а комиссаром. "Партизанщина" Чтобы заполнить пробел, создали нескольких культовых героев из командиров бригадного и дивизионного уровня: Чапаев, Щорс, Котовский, Лазо. Их роль в руководстве войной была незначительна, зато все они погибли в боях и в политических пертурбациях 1920-х годов не участвовали. Многие их них начинали как командиры стихийно возникавших по всей России вооруженных отрядов, защищавших интересы местного крестьянства. "Чапаев был одним из многих комдивов, бивших "кадетов" как классово ненавистных врагов, хотевших отобрать у крестьянина землю обратно и посадить ему на шею власть помещиков и городских господ. И пограбить было для его ребят святым делом. И комиссару он, кстати, много воли не давал" Михаил Веллер, писатель Белых партизаны однозначно не переносили. К красным относились сложно: раздел помещичьих земель и ненависть к "барам" им нравились, а продразверстка и дисциплина - нет. Одной из главных задач советской власти во время Гражданской войны была борьба с "партизанщиной" в Красной армии. Часть народных вожаков вписалась в систему, признав власть реввоенсоветов и комиссаров, другие стали "зелеными" и воевали по принципу: "Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют". Кто в конечном итоге окажется "героем", как Котовский, а кто "бандитом", как Махно, зависело от конкретного случая. Но к Чапаеву все это не имело отношения. Он примкнул к большевикам еще в сентябре 1917 года, и вполне осознанно. Вероятно, сыграло свою роль то, что его старший брат Андрей активно участвовал в революции 1905 года и был казнен по приговору одного из столыпинских военно-полевых судов. Виртуальный образ Один из ста с лишним красных комдивов вряд ли прославился бы, если бы его бывший комиссар Дмитрий Фурманов после войны, подобно Аркадию Гайдару, не подался в литературу и не написал роман "Чапаев", а классики советского кинематографа братья Васильевы не сняли по нему в 1934 году одноименный фильм. На неизбалованную зрелищами советскую публику он произвел неизгладимое впечатление. Дети сразу принялись играть "в Чапаева". На I Московском кинофестивале в 1935 году он получил главный приз. На роль Чапаева предназначался актер Василий Ванин, внешне похожий на него, но Борис Бабочкин во время проб показался режиссерам убедительнее. Впрочем, как выглядел настоящий Чапаев, все равно мало кто знал. Обычно считается, что экранизация всегда слабее литературного первоисточника, но известны и обратные примеры, например, "Унесенные ветром" или "17 мгновений весны". Так же вышло и с "Чапаевым". Романом, мягко говоря, не зачитывались, а фильм был действительно талантлив. Он был еще и строго идеологически выдержан. Васильевы создали образ "человека из гущи народной", одаренного от природы, но совершенно темного, по-детски наивного, чувствовавшего правду не умом, а сердцем, и до встречи с "раскрывшим ему глаза" большевистским комиссаром не знавшего, куда плыть и каких берегов держаться. Под мудрым руководством партии он развивается, начинает высказывать тактически грамотные суждения о том, где должен находиться командир в бою, и, не оборвись его жизнь, наверное, вырос бы в советского маршала. Кинематографический Чапаев с серьезным видом произносит анекдотические фразы наподобие знаменитой: "Ты за большевиков али за коммунистов? - Я за Интернационал!". Способный командир Реальный же Чапаев был отнюдь не прост. Академий он, конечно, не кончал, но и политическую позицию определил без помощи Фурманова, и в военном деле разбирался, пусть не на уровне большой стратегии. Во время Первой мировой войны будущий комдив дослужился до фельдфебеля и был награжден тремя "георгиями", а у красных заслужил орден Красного Знамени, который в 1918-1919 годах получить было сложнее, чем впоследствии звезду Героя. "Чапаев сыграл очень малую роль в истории, его не стоило бы упоминать, если бы не миф, созданный из него. После книги Фурманова и фильма "Чапаев" история Гражданской войны оказалась окончательно мифологизированной" Андрей Буровский, историк По личной инициативе Чапаева в его дивизии была создана рота мотоциклистов, или, как тогда говорили, "самокатчиков". Во время наступления Красной армии на Восточном фронте летом 1919 года дивизия, тогда не называвшаяся "чапаевской", а носившая обычный порядковый номер, первой вошла в Уфу и Уральск. Чапаев воевал в тех краях, где полутора веками раньше бушевало восстание Пугачева. Мятежный Емельян был его любимым героем, и часть, еще не дивизия, а бригада, некоторое время официально называлась "Пугачевской". Чапаевцы участвовали не только в боях с белыми, но и в подавлении крестьянских восстаний против продразверстки, о чем впоследствии не упоминалось. Ударная сцена фильма, "психическая атака" каппелевцев - фантазия авторов. По словам главного специалиста Российского государственного военного архива Ивана Успенского, генерал Каппель, во-первых, подобными глупостями не занимался, а во-вторых, никогда не встречался с Чапаевым в бою. Сын плотника Создатели образа Чапаева изменили даже его фамилию. На самом деле, он был "Чепаевым", и только так при жизни и подписывался. Василий Иванович родился 9 февраля (28 января по старому стилю) 1887 года в деревне Будайка под Чебоксарами в многодетной семье потомственного плотника и был по национальности мордвином. Родители мечтали видеть его священником. Фамилия, в которой Фурманов ради благозвучия заменил одну букву, пошла от одного из предков, бригадира строителей, который постоянно покрикивал рабочим: "чепай, чепай!" (то есть "бери, бери"). Художественный вымысел пересилил реальность. После выхода фильма детям Чапаева оформили новые документы. Двое сыновей Василия Ивановича стали военными. Старший, артиллерист, дослужился до генерал-майора, младший, летчик-испытатель, погиб в авиакатастрофе. Дочь, скончавшаяся в 1999 году, была партийным работником, но занималась, в основном, популяризацией имени отца. Обстоятельства гибели неизвестны В ночь на 5 сентября 1919 года около 300 казаков, совершавших глубокий рейд по красным тылам, налетели на штаб чапаевской дивизии, располагавшийся на правом берегу реки Урал в районе города Лбищенск (ныне территория Казахстана). Штаб был разгромлен, хотя численно красные превосходили белых втрое. По одной версии, причиной стала внезапность, по другой - беспечность и пьянство командиров и красноармейцев, уверенных в своей безопасности. Уцелевшие спасались, кто как может. Те, кому удалось выжить, впоследствии давали противоречивые показания о судьбе комдива. Принято считать, что Чапаев был сражен пулеметной очередью, пытаясь переплыть Урал. По словам местных жителей, преодолеть реку вплавь в сентябре невозможно из-за холодной воды и сильного течения. Имела хождение гипотеза, согласно которой Чапаев попал в плен и был расстрелян белыми. В 1926 году советские газеты сообщили о разоблачении его "убийцы" - бывшего колчаковского офицера Трофимова-Мирского, работавшего счетоводом артели инвалидов в Пензе. По другим данным, бойцы якобы перевезли раненого Чапаева на лодке, он умер и был похоронен в безвестной могиле. После выхода фильма "Чапаев" версия гибели героя в водах Урала сделалась канонической, и докапываться до истины никто особо не пытался. Вечно живой Во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик "Чапаев с нами", в котором он доплывает-таки до противоположного берега, красноармейцы в современной форме встречают его словами: "Заждались уже вас!", а Василий Иванович произносит речь с призывом бить фашистов по его примеру. Массовым тиражом был издан плакат: "Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева!". В 1930-х года зрители, даже видевшие фильм много раз, всерьез переживали экранную гибель героя и подбадривали его криками: "Держись!". По мере распада советской идеологии, наряду с реальным и литературно-кинематографическим Чапаевым возник третий: "Василий Иванович" из бесчисленных анекдотов, в которых либо обыгрывалась его "народная простота", либо преподносились в скабрезном духе отношения между ним, ординарцем Петькой и пулеметчицей Анкой. В наши дни режиссер Виктор Тихомиров снимает в Петербурге римейк "Чапаева", в котором главного героя играет Иван Охлобыстин, Петька является женщиной, которая переоделась мужчиной и пошла в армию ради тайной любви к Василию Ивановичу, а Анка влюбляется в "Петьку", по понятной причине, не реагирующего на ее заигрывания. В финале безутешная Анка погибает вместо командира. "Великая немая" Историки отмечают уникальный характер отношения российского государства к собственной армии. С одной стороны, Россия всегда была сильно милитаризованным обществом. И при императорах и при коммунистах военная тема занимала почетное место в государственной идеологии и пропаганде, насаждался культ армейской службы и ратных подвигов. С другой стороны, российская армия никогда не играла сколько-нибудь заметной роли в политике, и правители нередко обходились с ней совершенно беспардонно. Единственное исключение - гвардейские перевороты XVIII века, да и то гвардейцы были больше придворными, чем военными. Взбунтовавшихся стрельцов и декабристов Петр I и его праправнук Николай I передушили, как цыплят. "Российский Бонапарт" Михаил Скобелев умер при подозрительных обстоятельствах. Корниловский мятеж и путч ГКЧП провалились. Сталин устроил командирскому корпусу массовую резню. Георгий Жуков угодил в опалу, в то время как его американский коллега Дуайт Эйзенхауэр сделался президентом. В новой России гражданские лидеры всех направлений постоянно клянутся именем армии и обещают ее "возродить". Владимир Путин позировал в форме военного моряка и летчика. Его сторонники собираются провести очередной митинг не когда-нибудь, а 23 февраля. На акциях оппозиции выступает рок-группа из одетых в тельняшки и бушлаты бывших десантников. Но ни одна попытка генерала стать публичным политиком в новой России успехом не увенчалась. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Чапаева, останься он в живых. Его заместитель Иван Кутяков, принявший дивизию после гибели командира, был расстрелян в годы "Большого террора". Погибший Чапаев "остался в боевом строю" и был вознесен на пьедестал. Мертвые герои удобнее для государства, чем живые. Они не требуют денег, не проявляют амбиций и не создают проблем. Источник: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/02/120209_chapayev_jubilee.shtml Во Франции нашли незаконнорожденного сына Гитлера Европейские СМИ активно обсуждают публикацию в французской газете Le Point эксклюзивного материала, посвященного истории незаконнорожденного сына Адольфа Гитлера. Согласно информации, полученной изданием от адвоката Франсуа Жибо, а также подтвержденной рядом других источников, во время Первой мировой войны, в 1917 году, воинская часть, в которой служил ефрейтор Гитлер, стояла в Пикардии, близ коммуны Себонкур. Время от времени солдат отправляли в тыл, чтобы "они отдохнули, восстановили силы и развлеклись". В маленьком городке Фурне-ан-Вепп, расположенном к западу от Лилля, Гитлер познакомился с 16-летней Шарлоттой Лобжуа. Девушка в компании подруг косила траву, когда на другой стороне улицы появился немецкий солдат, сосредоточенно что-то рисовавший. Подруги отправили Шарлотту к нему, чтобы узнать, что молодой человек рисует. Она вспоминала, что солдат показался ей "внимательным и дружелюбным, он отнесся к ней с неожиданной теплотой". Так начался роман, который продолжался несколько недель. Иногда будущий фюрер приглашал Шарлотту на прогулку по живописным окраинам городка. Вдохновленный природой, Гитлер принимался ораторствовать, однако темы его речей не увлекали девушку, кроме того, она с трудом понимала немецкий. Отсутствие реакции раздражало Гитлера, поэтому идиллическая прогулка, как правило, заканчивалась скандалом. В июне 1917 года Гитлер, возвращаясь с дружеской попойки, заглянул к Шарлотте. В марте следующего года она родила сына, Жана-Мари. Для соседей и знакомых мальчик оставался "маленьким бошем", сыном немца. Спустя несколько лет Шарлотта, уставшая от издевательств и насмешек, "подбросила" своего сына супружеской паре, у которой работала одна из ее сестер. В 1934 году чета усыновила Жана-Мари, дав ему фамилию "Лоре". Настоящий отец мальчика никогда не видел его, однако интересовался судьбой его матери. Как отмечает Le Point, "во время Второй мировой войны сын Гитлера не почувствовал никакого зова крови": в 1939 году Лоре был зачислен в корпус, защищавший линию Мажино, затем, под именем "Клеман", активно участвовал в Сопротивлении, а зимой 44-го воевал в Арденнах. В начале 50-х, незадолго до смерти, Шарлотта рассказала сыну о том, кто его отец. Жан-Мари испытал настоящий шок. В своей книге "Твой отец – Гитлер", выпущенной им в 1981 году и не привлекшей тогда к себе внимания общественности, он рассказал о том, что изнурял себя работой, стараясь не думать о своем происхождении. "В течение двадцати лет я не брал отпуск, не ходил в кино и ничем не увлекался, кроме работы", - написал он. В середине 70-х годов Лоре предпринял ряд действий, направленных на подтверждение (или опровержение) семейной легенды. В частности, он обратился в Институт антропологии и генетики при университете Гейдельберга, а также в несколько других научно-исследовательских институтов, сотрудники которых провели физиономический и психографологический сравнительный анализ фотографий и автографов отца и сына, а также анализ крови. Ученые пришли к заключению, что перед ними, действительно, сын Гитлера. В 1979 году Жан-Мари Лоре обратился к парижскому адвокату Франсуа Жибо. По словам Жибо, его клиент никак не мог решить, следует ли ему обнародовать правду о своем происхождении. "Доказав, что он является сыном Гитлера, Лоре мог бы претендовать на банковские вклады фюрера, оставшиеся в швейцарских банках, а также на доходы от публикации Mein Kampf. Почему бы и нет? Но, поговорив со мной и со своими детьми, Лоре принял решение оставить "все как есть". Впрочем, уже через несколько месяцев он опубликовал свою книгу", - рассказал адвокат. В 1985 году Жан-Мари Лоре умер. Известно, что после смерти матери Жан-Мари Лоре нашел на чердаке ее дома картины, подписанные "Гитлер". В Германии же хранится картина фюрера, изображающая молодую женщину, чрезвычайно похожую на "мадемуазель Лобжуа". Отметим, что публикация Le Point о сыне Гитлера вызвала широкий резонанс. Ряд изданий скептически отнеслись к "открытию", заявив, что "легенда о сыне Гитлера лишь пополняет копилку мифов". Недавно в Словакии продали на аукционе картину Гитлера за 32 тыс евро Источник: http://vecherniy.kharkov.ua/news/60890/ 140 лет истории на Красной площади Основанный 21 февраля, 140 лет назад, Государственный исторический музей (ГИМ) считается крупнейшим в России. Собрание музея, отражающее историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, уникально по численности и содержанию экспонатов. По словам члена ученого совета ГИМ, историка Сигурда Шмидта, образование музея было не случайным событием в жизни России и развитии науки. Во второй поливе ХIХ века изменилось представление о ценности явлений прошлого. Возникло понимание необходимости изучения истории населения, истории быта. К тому уже существовала Оружейная палата в Кремле, но она состояла в основном из драгоценных раритетов. Возникла идея создать музей истории России. Инициаторами были крупнейшие историки – Владимир Соловьев, Иван Забелин, Василий Ключевский, филолог Федор Буслаев, граф Уваров. Исторический музей был образован одновременно и как хранилище, и как научный центр в год юбилея Петра I, который праздновался в Москве, а не в Санкт-Петербурге. Тогда проводились многочисленные выставки, и в результате образовались два музея – Политехнический и Исторический. Исторический музей стал сокровищницей памятников духовной и материальной культуры, а также памятников письменности. Там стали разрабатываться методы изучения этих памятников. Исторический музей стал школой развития науки. Не дореволюционная Академия наук, а Исторический музей и московские университеты, выпускники которых становились сотрудниками музея, создавали науку русской истории, особенно в таких частях как этнология, археология, специальные исторические дисциплины, геральдика, генеалогия. После революции крупные ученые во главе с академиком Богословским создавали в Историческом музее новые экспозиции и разрабатывали методику привлечения источников для воссоздания быта России. Даже во время Второй мировой войны профессор Смирнов проводил в музее экскурсии для историков-первокурсников. А сейчас, когда визуальное восприятие, благодаря телевидению, становится определяющим, роль музея возрастает еще больше. В 2012 году была закончена передвижка огромной фондовой коллекции музея. По словам директора ГИМ Алексея Левыкина, за многие годы Историческому музею были созданы новые фондохранилища, прежде всего, в центральной части музея, куда были переведены все базовые коллекции из Крутиц и Новодевичьего монастыря. В прошлом году Новодевичий монастырь был передан РПЦ, и многочисленные фондовые и реставрационные подразделения перешли в новые девять строений на Измайловском острове. В данный момент проводится работа по подготовке концепции развития Измайловского острова, где будут размещены практически все реставрационные ресурсы музея. В конечном счете будет создан мощный реставрационный центр, который Министерство культуры рассматривает как серьезный методический центр для всей России. Юбилей Отечественной войны 1812 года ГИМ должен встретить созданием нового музея в музее. Сейчас между зданием бывшего музея Ленина и помещениями Монетного двора уже стоит основа для экспозиционного павильона, где на общей площади и 1200 м2 на двух уровнях 2-7 сентября будет открыта новая экспозиция музея. Подготовка экспозиции начнется в мае. Кроме того, перед музеем стоит еще одна важная задача – это плановая реэкспозиция. Этот процесс очень сложен, так как необходимо не утратить самого лучшего и не упустить тех изменений, которые можно было бы внести. Заместитель директора ГИМ по научной работе Андрей Яновский заметил, что даже самые скромные выставки сопровождаются небольшими буклетами, изданиями, краткими путеводителями, которые стоят недорого и их могут приобрести все. Музей старается издавать самую разную продукцию, не жалея на это средств, привлекая людей, которые в состоянии помочь в этом деле. Музей проводит и планирует провести научные конференции, связанные с юбилеем Отечественной войны 1812 года, с образованием русского государства, с «золотым» веком русского фарфора, Забелинскими чтениями, а также со 180-летием Владимира Осиповича Шервуда, который строил здание ГИМ. Все конференции сопровождаются сборниками статей, потому что подобного рода материал очень востребован в научном мире. Источник: http://vestikavkaza.ru/articles/kultura/museum/52590.html Запорожские архивисты предлагают объявить уникальной метрику Нестора Махно Внести метрическую запись о рождении и крещении Нестора Ивановича Махно во всеукраинский перечень уникальных документов официально предложили в минувшем году сотрудники Государственного архива Запорожской области. Об этом в ходе расширенного заседания коллегии Госархива Запорожской области сообщил его директор Александр Тедеев. Запись о рождении и крещении будущего лидера крестьянского движения содержится в метрической книге Крестовоздвиженской церкви села Гуляйполя Александровского уезда Екатеринославской губернии, которая хранится в Госархиве Запорожской области. Как рассказал Александр Тедеев, согласно принятой в архивном деле классификации, наиболее ценными считаются документы с приставкой "уникальный". Присвоение такого статуса историческому документу влияет на то, каким образом он будет впредь храниться и использоваться. Поэтому ежегодно сотрудниками Государственного архива Запорожской области проводится планомерная работа по выявлению таких документов. Так, в 2011 году с этой целью были просмотрены 205 архивных дел, в том числе метрическая книга Крестовоздвиженской церкви Гуляйполя. Тем не менее пока ни отрицательного, ни положительного ответа из Киева относительно своего предложения по Нестору Махно запорожские архивисты не получили. Но уже сегодня они также изучают возможность выдвижения на номинацию "уникальный" карты меннонитских колоний края 1867 года. Всего на хранении в Государственном архиве Запорожской области находится более 2 миллионов дел за 1774-2011 годы. Наиболее ранний комплекс документов - метрические книги Свято-Покровского собора, документы сельских и волостных управлений, уездных землемеров, датированные концом XVIII века - началом XIX века. При этом еще ни одному документу Госархива Запорожской области не присвоен статус уникального. Фамилия, имя и никакого отчества: возможно ли это в России? Можно ли дать ребенку отчество по матери, а не по отцу? Этим вопросом интересуются одинокие мамы – ведь если мужчина не принимает участие в воспитании ребенка, то зачем давать малышу отчество этого человека? Дать ребенку "матчество" не так-то просто. Образовать отчество от женского имени, которое имеет мужские аналоги, закон еще позволяет. А вот у тех, кто носит традиционные женские имена, ничего не выйдет – загс откажет и сообщит в органы опеки. Ведь если мама таким образом хочет раз и навсегда порвать со своим прошлым, государство обязано вмешаться и защитить право ребенка на законное традиционное отчество. И если имя или фамилию можно сменить, никому ничего не объясняя, то от отчества можно отказаться только вместе с Отечеством – например, переехав в страну, где оно не нужно. Зачем вообще нужно отчество и почему бы от него не отказаться? Этот вопрос ведущие "Утра России" обсудили с культурологом Сергеем Тарабаровым. Он рассказал, что в традиционном обществе отчество выполняет три функции. Во-первых, оно позволяет идентифицировать человека, дает информацию о том, какое место человек занимает внутри рода. К тому же, это знак уважения – к пожилым людям у нас принято обращаться по имени-отчеству. Отчество нужно еще и потому, что у нас нет обращений, аналогичных британским "миссис" или "мистер". В дореволюционной России употреблялись "сударь", "барышня", "господин" и "госпожа", в советские времена – "товарищ". В 1990-е годы ни одно из старых обращений не прижилось, а "товарищ" – осталось, разве что, в армии. Обращение "гражданин" тоже уместно далеко не во всех случаях. В последние годы наблюдается тенденция упрощения языковых средств. Это характерно для любого языка, отметил культуролог. К тому же, сегодня актуализируется принадлежность к какой-либо профессии, и для человека важнее уже не отчество, а профессиональная принадлежность. "Есть много контор, где сотрудников называют только по имени. Мы отказываемся от отчества и фамилии, чтобы скрыть информацию", – сказал эксперт. Так можно ли дать ребенку отчество по матери? По словам Сергея Тарабарова, "матчество" – абсолютно новое явление для России, оно не подкреплено никакими традициями, и, скорее всего, обречено на неуспех. Это некое модное веяние или чудачество, а мода всегда проходит, отмечает эксперт. "Это просто не наше, в России этого нет", – заключил он. Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=725394 Прощай, мадемуазель! Из официальных документов Французской Республики исчезнет обращение "мадемуазель", а также графы "девичья фамилия" и "имя супруга", сообщает Le Figaro, ссылаясь на датированный 21 февраля циркуляр кабинета министров. Вместо "мадемуазель" отныне должно использоваться только "мадам", считающееся эквивалентом "месье" для мужчин, не позволяющего судить о семейном положении последних. Впрочем, ранее напечатанные бланки тоже разрешено использовать. Издание напоминает, что в сентябре 2011 года две феминистские ассоциации Chiennes de garde и Osez le féminisme инициировали дебаты о дискриминационной природе различия между "мадам" и "мадемуазель". По мнению активисток Osez le féminisme, "мадемуазель" несет в себе "снисходительные коннотации", тогда как "мадам" придает некий дополнительный статус. В результате министр солидарности Розелин Башело, отвечающая за права женщин, обратилась к премьер-министру Франсуа Фийону с требованием исключить из официальных документов слово "мадемуазель". Впрочем, признает корреспондент Лоранс де Шаретт, не все представительницы феминистского движения поддержали эту борьбу. "Меня никогда не смущало, что ко мне обращаются "мадемуазель"! Это никоим образом не приоритет", - приводит газета мнение президента ассоциации "Слова женщин" Оливии Каттан. По данным проведенного ассоциацией опроса, эта проблема стояла на последнем месте в списке приоритетов респондентов, ее сочли важной лишь 5% опрошенных, для большинства - 84% - гораздо более важным вопросом является равенство в оплате труда. Источник: http://www.superstyle.ru/news/9699 100 лет тяжелой авиации. Необыкновенная судьба Игоря Сикорского В 2012 году столетний юбилей отмечает целая отрасль - тяжелая авиация. Родоначальником ее по праву считается выдающийся конструктор Игорь Сикорский - создатель первого в мире четырёхмоторного самолета, получившего название "Русский витязь". Свои гениальные изобретения, в том числе вертолет, конструктор сделал в России, но после революции был вынужден покинуть родину. В сентябре 1959 года руководитель КПСС и советского государства Никита Хрущев прибыл с визитом в США. Во время одной из встреч в Вашингтоне Дуайт Эйзенхауэр неожиданно предложил высокому гостю прокатиться на его президентском вертолете. После некоторых колебаний Никита Сергеевич согласился. Надежность, комфорт и возможности этой машины поразили Хрущева. Советские газеты, сообщившие об историческом полете, умолчали только об одной детали - вертолет американского президента был создан нашим соотечественником, гениальным русским конструктором Игорем Ивановичем Сикорским. Первые опытные вертолеты были построены им еще в России в начале ХХ века. В 1913 году Сикорским был также разработан и поднят в воздух первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет. Одна из его модификаций получила название "Илья Муромец". Этот воздушный гигант стал прототипом для всех крупных гражданских и военных самолетов на нашей планете. Впервые в мировой практике кабина пилота была заключена в обтекаемый корпус, а пассажиры могли прогуливаться по салону, где для них были предусмотрены плетеные кресла и столики, электрическое освещение и туалет. Благодаря "Илье Муромцу" Россия выдвинулась в абсолютные лидеры тяжелого самолетостроения, но революция вновь отбросила ее назад. В 1918 году один из рабочих Русско-Балтийского завода успел предупредить Игоря Ивановича, что его фамилия уже включена большевиками в черный список "монархистов", и через день-два его расстреляют. Ночью, взяв паспорт и все наличные деньги, Сикорский, никогда не хотевший уезжать из России, расстался с ней навсегда. В Америке вместе с такими же русскими инженерами-эмигрантами он основал фирму под своим именем. Первый коммерческий успех принесли Сикорскому его новые самолеты-амфибии, с помощью которых компания Pan American открыла новые линии сообщений с Карибским бассейном и Латинской Америкой. В 1934 году благодаря воздушным клиперам Сикорского Соединенные Штаты впервые обошли по числу мировых рекордов Францию и вышли в лидеры мировой авиации. А в 1939 году Сикорский разработал и поднял в воздух свой первый в мире одновинтовой вертолет, открыв новую эру в истории воздухоплавания. "Давным-давно великий человек высказал идею о машине, похожей на вертолет. Его звали Леонардо да Винчи. Это его рисунок летательного аппарата, в котором он использовал основной принцип воздушного винта. Считается, что Леонардо да Винчи экспериментировал с винтами, похожими на этот. С тех пор многие люди пытались построить вертолет. Я сам попробовал сделать два - в 1909 и 1910 годах. Это мой вертолет 1910 года", - показывает принцип действия вертолетного винта и эскиз первого вертолета авиаконструктор и изобретатель Игорь Сикорский. Уже в 1944 году вертикально взлетающая машина гениального русского конструктора успешно осуществит первую боевую спасательную операцию. По разным данным, только в ХХ веке одновинтовыми вертолетами, созданными по схеме Сикорского, в мире было спасено более миллиона человеческих жизней. Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=717442 16 февраля 1822: родился автор первого психотеста К тому, что делал и говорил этот выдающийся англичанин, близкий родич Чарльза Дарвина, было приковано всеобщее внимание. Фрэнсис Гальтон был невероятно увлеченным и разносторонним человеком. Как путешественник он стал первооткрывателем земель и народов. Как талантливый адвокат и оратор был известным в Европе защитником расовых меньшинств. Как исследователь и любитель парадоксов был создателем первых тестов интеллекта: Гальтон первым ввел опросники, назвав их именно тестами. Он доказал, что легендарная теория эволюции его кузена Дарвина совершенно не противоречит теории божественного происхождения мира. Фрэнсис Гальтон вообще был первым человеком, предложившим научное доказательство существования Бога. Он первым начал составлять метеорологические карты Европы. Открыл феномен антициклона — атмосферные области с повышенным давлением и его максимумом в центре. Он даже дал старт дактилоскопии! Фрэнсис имел прекрасную родословную. С Чарльзом Дарвином у них был общий дед — Эразм. Дарвины славились в областях медицины и биологии. Семья же Гальтон была известна своими оружейниками и банкирами. После выхода книги двоюродного брата «Происхождение видов» Гальтон занялся биологией. Его книга «Наследственный гений» потрясла научный мир. Он проанализировал генеалогию выдающихся личностей и установил, что процент талантливых людей среди их родственников превышал его среди остального населения. Гальтон пришел к выводу, что психические свойства человека наследуются в той же мере, в коей и свойства физические. Передается склонность к пьянству и бродяжничеству так же, как к туберкулезу, болезням сердца и долголетию. Гальтон придумал приборы для психометрических опытов, включая один из первых источников ультразвука — свисток Гальтона — прибор для подачи команд при дрессировке собак и кошек. Он открыл в лондонском музее первую в мире антропометрическую лабораторию. И распорядился снимать у посетителей отпечатки пальцев. Лаборатория пользовалась успехом, считалось хорошим тоном подвергнуться измерениям и исследованиям тут. Итогом исследований стала классификация отпечатков по трем типам — дуги, петли, завитки, а также математически обоснованная невозможность совпадения отпечатков пальцев у людей. Последние годы жизни Гальтон посвятил евгенике — науке о создании идеального человека. Он же придумал и этот термин. Одной из причин уменьшения рождаемости элиты Гальтон определил тенденцию к более позднему вступлению в брак. Он считал обязанностью государства создать условия для более ранних браков этих наиболее достойных членов общества, предоставив им льготы на приобретение квартир и домов, а также уменьшив плату за жилье. Гальтон полагал, что благоприятствование воспроизведению элиты важнее помощи нищим; он противопоставлял состраданию бедным «более мужественное желание поддержать одаренных природой и национальную эффективность будущих поколений». Источник: http://www.segodnya.ua/history/14339076.html Где родился единорог? Ему посвятили свои работы живописцы и поэты; о нем писали в своих трудах путешественники и историки. Изображения единорога использовались в геральдике и нумизматике. И даже астрономы поместили его на карту звездного неба. Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. И вдруг — сенсация!!! Родина единорога — Азовский край! Десять лет назад на побережье Азовского моря в Ростовской области и на Таманском полуострове были обнаружены останки пяти особей кавказских эласмотериев представителей рода носорогов, обитавших до плейстоценового периода. Длина животного достигала 6 метров, высота 2,5 метров, вес 5 тонн. Именно он, по мнению ученых, является прототипом загадочного единорога. Так как не все найденные останки уцелели, было решено соединить имеющиеся для создания единственного экспоната (в России он будет первый). Монтажные работы по установке запланированы на июнь 2012 года. В преддверии этого знаменательного для науки и человечества события для просвещения общественности сотрудниками Азовского музеязаповедника был организован проект «Единорог: миф и реальность». Принять участие в нем могли все желающие. Конкурс на лучшую эмблему проекта проходил с 28 октября по 28 декабря 2011 года. Более 10 вариантов эмблем направили на конкурс учащиеся азовского ПУ № 45. Решением жюри объявлены благодарности и вручены подарки самым активным участникам конкурса: Олесе Живых, Юлии Кравченко, Сергею Майбороде, Анастасии Павленко, Вячеславу Передерею, Максиму Рыбалкину, Саркису Чабоняну и коллективу группы №11. А провела конкурс в училище педагог дополнительного образования Анна Григорьевна Куренкова. Источник: http://www.nvgazeta.ru/culture/6190.html Уличная путаница в Харькове: Чернышевская или Чернышевского? У каждой улицы существует два лика: видимый и скрытый, современный и исторический, физический и метафизический. В случае же с одной из центральных харьковских улиц – это раздвоение вылилось еще и в ее имени. Внимательный горожанин должен был не раз замечать различия - в надписях на табличках домов, или в произношении других людей. "Вам нужно свернуть на Чернышевского". "Такси прибудет на ул. Чернышевскую, 79 через двадцать минут. Ожидайте". Так как же все-таки правильно: Чернышевского или Чернышевская? Согласно официальной версии, улица получила название в честь помещиков Чернышовых, видных владельцев усадьбы, которая находилась на месте нынешнего дома №1. Согласно другой версии – в честь видного архитектора губернии, носившего такую же фамилию. Споры идут до сих пор. До этого улица была вовсе не улицей, а переулком, который существовал со второй половины XVIIвека. Тогда северная сторона будущей улицы была окраиной города и заканчивалась рвами и валом, а по ней находились заводы и карьеры по добыче глины. В середине XIXвека заводы были перенесены на западную окраину города, а карьеры засыпаны. После этого, одновременно со становлением соседней улицей Мироносицкой, началась ее активная застройка. Путаницу внесли в середине 70-х годов советские власти, которые с какого-то перепою (революция переименований то уже несколько десятков лет как закончилась) решила назвать улицу в честь писателя и революционера Николая Чернышевского. Стали массово менять таблички на домах, а удивленные горожане с удивлением вопрошали себя, какое же отношение имел Чернышевский к Харькову, ни разу тут даже не побывавший. В 2002 году уже современные украинские власти внесли в официальный перечень улиц единственное правильное название – Чернышевская. Таблички, впрочем, в отличие от советских предшественников заменять не стали – зачем срывать, к чему такой вандализм, горожане и сами разберутся. Вот и разбираются до сих пор. Между тем, улица очень интересная и полна всяких современных и исторических достопримечательностей. Театр им. А. С. Пушкина Здание было построено в 1927 году архитектором А. Молокиным, и первоначально было Клубом печатников на тысячу мест. Впоследствии помещение перешло по владение театра Русской драмы. В конце 70-х годов театр сгорел практически полностью, и то, что харьковчане видят сейчас – плод реконтрукции, закончившейся только в 2003 году. В ходе реставрации здание приобрело классические театральные формы, новый зал, фойе. Бывший доходный дом Дом в стиле необарокко был возведен в 1899 году для семьи статского советника Карпова. В 20-е годы тут проживал украинский писатель В. Эллан-Блакитный, основатель журнала "Всесвіт", первуй редактор центральной газеты "Вісті". После его смерти в 1925 году на пересечении улиц Чернышевской, Артема и Гиршмана ему был установлен пам’ятник, однако спустя десять лет постамент таинствеено исчез. Согласно официальной версти – был случайно сбит машиной. Доходный дом Питры Дом в стиле модерн был построен в 1913 архитектором В. Покровским. Первоначально Покровский строил этот дом для себя, дабы жить тут на втором этаже, а остальные квартиры сдавать в аренду. Однако из-за огромных затрат недостроенный дом был заложен в земельный банк, и вскорости был куплен дворянином Г. Питре. Дом с химерами Здание бывшей частной гимназии сестер Покровских было возведено архитекторами Величко и их братом Владимиром Покровским, бывшим в то время главным архитектором Харьковской православной епархии. При советской власти тут базировались несколько школ, однако в 70-х годах здание было закрыто из-за аварийного состояния. Здание долго стояло заколоченным, и только в начале 90-х было передано институту искусств им. Котляревского, который привлек студентов для восстановительных работ. Дом был полностью отреставрирован в 2003 году, и ныне используется студентами-актерами. Здание в стиле модерн с элементами английской готики изобилует скульптурами химер, саламандр, рыцарских гербов, а также головами архитекторов Покровского и Величко, внесенных в проект здания сестрами Покровского без его ведома. Кроме того, здание известно еще и тем, что в его дворе в 1910 году прошел первый официальный футбольный матч в Харькове, между городскими командами №1 и №2. Стандартное футбольное поле тянулось до дворца шведского консула А. Мюнха на улице Мироносицкой. Источник: http://kh.vgorode.ua/news/12/100154/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||