Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Человек укорененный

Хотите узнать тайну своей фамилии? Имена, род занятий и достаток предков? Нет проблем — в Сети множество сайтов, готовых ответить на эти вопросы. Стоит ввести свои данные — ФИО, страну, где родились вы и ваши родители, и так далее — и окажется, что в огромной базе данных чего только нет про ваш род. Вот, например, что выдал мне один такой сайт: родственные узлы (загадочно, но любопытно!) — 762, письма из архивов — 71, грамоты и медали — 9, дворянство — да, генеалогия — да, родственники — 112. После чего вам остается еще один шаг — отправить SMS с кодом на указанный номер. И все, результат вы получаете мгновенно! А именно — минус 300 рублей со счета своего мобильного.

А как же обещанная родословная? Вместо ответа предлагаю эксперимент: введите на подобном сайте явно несуществующие имя и фамилию, а еще лучше — просто случайный набор букв, и вам посулят столь же богатый набор архивных материалов (и дворянство в придачу). Ну да, все подобные сайты — лохотрон, нет и в обозримом будущем не будет таких баз данных.

Но вот сами данные о вашей родословной действительно существуют. Их такое множество, что просто дух захватывает: в архивах и музеях, в подшивках старых газет, в справочниках и краеведческих трудах и много где еще хранятся сведения о наших дедах и бабушках, прадедах и прабабушках и прочих прапра…

Только хотим ли мы знать о них?

Не помнящие родства

Недавно меня разыскала женщина, с которой у нас был общий предок в начале XIX века. Оказалось, у них в семье хранилась грамота, пожалованная одному из наших прародителей Петром I. Так вот, эту бесценную реликвию в 1930-е пришлось сжечь — хранить ее было слишком опасно. Революция, коллективизация, репрессии вынуждали людей уничтожать все следы своей родословной, рвать связи даже с ближайшими родственниками. Детям не то что не рассказывали — от них тщательно скрывали все связанное с предками. Это было залогом выживания.

Трагический ХХ век напрочь отбил у нас интерес к нашей собственной, персональной истории. Согласно недавним опросам, только 7% россиян могут назвать имена всех восьмерых своих прабабушек и прадедушек, а 13% не знают ни одного из них. Больше всего людей — 34% — ответили, что назовут только одно-два имени. Это диагноз: мы как общество страдаем исторической беспамятностью.

И все-таки у нас пробуждается интерес к прошлому. Архивы завалены генеалогическими запросами граждан, все больше людей сидит на генеалогических форумах. Потому что знание о своем роде — не пустая блажь. Недаром же в языке возникло выражение «семейные корни». Человек, знающий свои корни, укорененный — значит, крепко стоящий на ногах, устойчивый в жизни. Сознание, что ты не сам по себе, а часть огромного рода и за твоими плечами многие поколения вполне конкретных людей, добавляет силы, дает ощущение поддерж-ки, расширяет границы нашей жизни.

Наконец, нам может быть важно передать эту семейную историю детям. Идея непрерывности своего рода, который был, есть и будет после нас, помогает нам справиться с мыслью о собственной смертности.

Сим-сим, откройся!

А ведь мой приятель владеет интернетом, ему хватило бы нескольких кликов мышью, чтобы выяснить: он имеет полное право ознакомиться со следственным делом отца. Более того, по закону дело ему обязаны прислать в тот город, где он живет. И все ответы на вопросы давно были бы получены.

Заняться поисками предков многим просто не приходит в голову. По данным того же соцопроса, 22% россиян планируют пополнить свой семейный архив, но: пока не делают этого. Одни не представляют, с чего начать, другие считают, что ничего уже разыскать невозможно, третьи думают, что это слишком сложно и без помощи профессиональных генеалогов никак не обойтись, а они ж такие деньжищи берут!

Составить огромное генеалогическое древо, персон хоть на 2 тысячи (а у кого-то и больше 10 тысяч находится), действительно очень сложно. Это огромная аналитическая работа на многие годы, она по плечу лишь самым продвинутым и сверхэнтузиастам. Но самостоятельно выяснить хоть что-то о своих ближайших предкахи — дедах, прадедах — под силу любому, исключения, когда информация абсолютно недоступна, очень редки. Но и это уже ценно — значит, ваши дети будут знать своих прадедов и прапрадедов, а внуки тем более получат вполне солидное древо. Ну, а идти ли еще дальше в глубь времен, можно решить по ходу дела. Как правило, люди входят во вкус и продолжают копать дальше.

Охотничий азарт

Уже два года, как я подсела на генеалогические поиски. Линию одного деда проследила почти до начала ХVIII века, линию второго — до начала ХIХ. С бабушками, правда, пока продвинулась не очень. Оказалось, что в моем роду были бедные и зажиточные крестьяне из разных частей империи, но затесались в эти ряды и граф — известный полководец — и мелкий помещик. Я держала в руках следственное дело моего деда 1938 года, а недавно получила из архива все его оценки за годы учебы в реальном училище. Мой умница дед, бывший главным инженером ряда заводов, оказался даже не троечником — закоренелым двоечником! А еще в Сети мне встретились замечательные люди из России, с Украины, из Белоруссии, Литвы, помогавшие советами, подсказками, сканами книг и старинных карт, присылавшие фото мест, где жили мои предки, и архивные документы. В моем древе сейчас 142 человека — на фоне достижений других генеалогов результаты крайне скромные, ну так я же не участница соревнований. Для меня дорого каждое мое открытие, ценен каждый найденный предок. А сколько удовольствия приносит разгадывание генеалогических головоломок, когда информация ускользает от тебя, а ты все равно умудряешься ее добыть! И чем дальше, тем больше охотничий азарт — ведь чем больше я знаю о предках, тем лучше понимаю себя.

С чего начать

Провести тщательную ревизию домашнего архива, внимательно изучая каждый документ, каждую фотографию, не забывая про надписи на обороте. Учтите, что любая мелочь, которая поначалу кажется незначительной, впоследствии может оказаться исключительно важной.

Подробно расспросить родственников, в первую очередь старших, фиксируя все, что им известно об истории семьи.

Полезно прочесть пособие по генеалогическому поиску. Правда, их крайне мало и в продаже едва ли найдешь. А в интернете кое-что есть, например здесь: http://diderix.petergen.com/metod.htm.

Советы, консультации и помощь знающих генеалогов можно получить на форумах www.vgd.ru, www.svrt.ru.

 Источник: http://www.trud.ru/article/15-12-2011/270733_chelovek_ukorenennyj.html

 

Талашкино

Когда лишь небольшая часть содержимого этого удивительного теремка на Смоленщине попала в Париж, то произвела фурор во французской моде

Через год после Всемирной парижской выставки 1900 года французские кутюрье, а после них и весь мир переняли мотивы моделей, покроев, отделок и вышивок сенсационного стиля "а-ля рюс". Зипуны и тулупы превратились в дубленки, высокие сапожки прочно вошли в женскую моду, а тонкая ручная вышивка стала неотъемлемым атрибутом отделки изделий "от кутюр".

Виновниками этой "русской революции" во всемирной моде были князь и княгиня Тенишевы, хозяева живописнейшей усадьбы Талашкино, в 20 верстах юго-западнее Смоленска.

Князь Вячеслав Тенишев происходил из рода Рюриковичей, принадлежал к цвету русской аристократии. К концу XIX - началу XX века князя в русском обществе прозвали американцем. Он принадлежал к редкой в российской знати прослойке, не только не гнушавшейся, но с увлечением и огромным талантом занимавшейся бизнесом. В молодости Тенишев получил военно-инженерное, а после этого еще и консерваторское образование. Как в промышленной области, так и в сфере искусства таланты Вячеслава Тенишева были несомненны, что он с блеском доказывал всю жизнь. Принадлежавшая ему группа Брянских механических заводов буквально "на всех парах" двигала пореформенную, еще недавно крепостническую, Россию по пути развитого капитализма.

Свою молодую супругу, красавицу Марию, князь в Брянске посадил на изготовленный его заводом пароход "Благодать" и повез в свадебное путешествие по Десне до самого Днепра под Киевом. Там их встретил другой пароход, заполненный членами совета директоров пароходного общества, также возглавлявшегося в России князем. Пароход скромно назывался "Вячеслав Тенишев". Подчиненные князя поздравили новобрачных и тут же переименовали "Благодать" в "Марию". Пока, с изумительным видом на купола Киевской лавры, золотившиеся на зеленых днепровских кручах, гулялась свадьба, княжьи заводы продолжали выпускать паровозы и металлические мосты для стремительно строящейся Транссибирской железнодорожной магистрали.

Талашкино князь приобрел в подарок молодой жене. К этому времени Мария Тенишева успела проявить себя. По ее инициативе, сокрушившей упорное сопротивление многочисленных мужниных высокооплачиваемых подчиненных, на огромных заводах под Брянском были созданы – впервые в России - ремесленные училища для будущих рабочих и мастеров, народная столовая, потребительский кооператив по снабжению ее и персонала доброкачественными продуктами, заводской клуб с самодеятельным театром и многое еще.

Молодая княгиня сразу же стала публичной фигурой и для большинства тогдашних российских газет тем, что сегодня называется ньюсмейкером. По многогранности таланта, несмотря на молодость (Тенишева была почти на 20 лет моложе князя), княгиня не уступала мужу. Но у нее была тайна, над которой до сих пор с азартом и удовольствием бьются ее многочисленные биографы в России, Чехии, Германии и Франции. Это была тайна ее происхождения.

В архивах Петербурга, Парижа, Праги и Берлина, в метрических книгах тамошних соборов зафиксированы по крайней мере три отчества и три фамилии той, которая впоследствии стала княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой. В ее фантастически интересных мемуарах, впервые опубликованных в Париже лишь после ее смерти, несмотря на их удивительную откровенность, эта тайна не открывается. Она лишь делается более интригующей.

Поэтому многие исследователи жизни и деятельности Тенишевой в качестве доказательства своей смелой гипотезы прибегают к простейшему приему. "Имеющий очи да увидит", - говорят они и публикуют всего лишь несколько - на выбор - из фотографических и живописных портретов красавицы-княгини. Десять из них принадлежат кисти великого Репина, самый импрессионистский сделал Константин Коровин, а самый любимый – лучший российский портретист Серебряного века Валентин Серов. И тут же, рядом, биографы помещают два-три портрета самого деятельного из либеральных российских императоров - Александра II. Этот человек отменил в России крепостное право, создал в ней условия для бешеного по темпам капиталистического развития и для рассвета литературы в лице Толстого, Тургенева и Достоевского. В 1880 году царь-освободитель был убит русскими революционерами. Одним из них был старший брат Владимира Ленина – Александр Ульянов.

"Имеющий очи да увидит", - повторяют историки, и действительно невозможно не заметить поразительного, абсолютного сходства лиц, фигур и стати Александра II и Тенишевой. Зная же довольно бурную молодость императора и количество его незаконнорожденных детей, ни один из которых не получал ни фамилии, ни даже отчества настоящего отца, уже нетрудно понять путаницу в метрических записях Марии Тенишевой.

Сама княгиня, конечно, не могла не знать тайны собственного происхождения. Но она хранила ее, возможно, по причине когда-то данной клятвы собственной матери.

При этом княгиня всю жизнь билась над разгадкой другой тайны, так ее никогда и не найдя.

Можно сказать, что это была вечная тайна "загадочной русской души". Но это, пожалуй, слишком метафизично. В применении к княгине загадка имела более конкретную форму: непостижимая, необъяснимая для Тенишевой, черная, чудовищная, всепроникающая народная неблагодарность.

В удивительном по красоте и поэтичности Талашкине, чудом уцелевшем до наших дней и привлекающем пейзажами и уникальной архитектурой тысячи туристов, Тенишева, под постоянное ворчание практичного мужа-олигарха, создала воистину сказочный, ни на что не похожий не только в России, но и в мире уголок. Применив уже однажды пущенные в ход на Брянском заводе навыки, Мария Клавдиевна вовсю принялась "сеять разумное, доброе, вечное".

Здесь впервые в России была основана и открыта сельскохозяйственная школа 1-го разряда для крестьянских детей. Это уникальное учебное заведение готовило, говоря по-сегодняшнему, фермеров-универсалов. Задавшись поначалу чисто практической целью - найти работу крестьянским женщинам на долгую русскую зиму, Тенишева решила на базе своей сельхозшколы обучить их ремеслам и промыслам - ткачеству, вышиванию, крашению.

Эти-то изделия талашкинских мастериц и покорили Париж. Штука лишь в том, что гениальные эскизы для них были сделаны близкими приятелями Тенишевой, часто гостившими у нее в поместье, а зачастую и подолгу жившими там. Среди них были великие музыканты – Стравинский и Шаляпин, художники - Репин, Васнецов, Врубель, Рерих, Коровин, Малютин, скульпторы Трубецкой и Антокольский. Творческий импульс, заданный гостями в процессе проектирования и строительства талашкинского "Теремка" и домовой церкви – храма Святого Духа, оказался настолько силен, что его хватило на организацию при школе целой мастерской народных промыслов.

Крестьяне и крестьянки всех возрастов занимались там резьбой по дереву и ее росписью, гончарным делом, изготовлением игрушек и настолько художественных предметов обихода, что все их смело можно было отнести к произведениям прикладного искусства. Масштаб производства достиг таких размеров, что Тенишевой пришлось открыть в Москве специальный магазин "Родник" для сбыта изделий народных промыслов. Москва их охотно покупала, а для талашкинцев это стало серьезным источником дополнительного заработка.

Это было начало девятисотых годов, это было начало великой столыпинской реформы, прочно заселившей крепкими крестьянскими хозяйствами Россию от Урала до Тихого океана: Сибирь Западную, Центральную и Восточную, включая плодородный север нынешнего Казахстана - будущую хрущевскую целину - и весь Дальний Восток. Столыпинская крестьянская реформа и переселение – самое успешное в русской истории – буквально за два года вывели Россию в число крупнейших мировых сельхозэкспортеров. Российское зерно и масло триумфально ворвались на европейский рынок. Еще бы год-два такой плодотворной деятельности – и страна была бы полностью спасена от вечной угрозы безземельного, нищенского крестьянского бунта.

Именно для этой, величайшей со времен Александра Второго реформы, Мария Тенишева своей уникальной школой готовила самые квалифицированные кадры. Но времени ни ей, ни Столыпину отпущено не было. Счет шел уже не на годы, а на месяцы. Ленин отлично понял цену столыпинской реформе, оценил ее масштаб и абсолютную "контрреволюционность", грозившую свести на нет все его усилия.

Идиотски начатая и позорно закончившаяся для России война с Японией стала удобнейшим поводом для первой русской революции. Пытаясь побороть ее, Столыпин погиб от пули террориста. По всей России, в том числе и на Смоленщине, запылали сотнями и тысячами помещичьи усадьбы.

Тенишева была уверена, что ее Талашкину такая судьба не грозит. Ведь она столько старалась для своих соседей-крестьян, буквально перевернула их жизнь, сделав ее в разы богаче.

Близился первый торжественный выпуск учеников талашкинской сельхозшколы. Полиция, по всей округе десятками ловившая пропагандистов и поджигателей, настоятельно советовала княгине не ехать в смутное время на торжественный акт в школу. Она бы поехала, но ее сумел отговорить лично смоленский губернатор. Во время вручения аттестатов, наличие которых давало юношам-выпускникам еще и избавление от воинской повинности, один из учеников демонстративно порвал документ и бросил на пол. Этой же ночью в Талашкине сгорели два сенных сарая с кормом для скота. Поджег их тот же выпускник.

Вопреки полицейским предостережениям, Тенишева помчалась в Талашкино. Поджигатель согласился поговорить с нею с глазу на глаз и объяснил, что действовал "из принципиальных соображений".

С так никогда и не прошедшей болью Тенишева вспоминает об этом в своих мемуарах. Но виноватыми княгиня считает не крестьян, а учителей и преподавателей собственной школы. Практически у всех были найдены огромные запасы пропагандистских брошюр и листовок, коими наводнялась вся округа. В этом же 1905 году Мария Тенишева закрыла школу и уехала в Париж.

Талашкино еще раз причинило своей хозяйке жгучую боль по возвращении княгини из Франции. Прах любимого мужа, умершего и отпетого в Париже, Тенишева захоронила в том самом храме Святого Духа, который строила и украшала собственными руками вместе с Рерихом и Малютиным. Сергей Малютин был автором проекта храма, Николай Рерих сделал в нем всю внутреннюю роспись и огромную мозаику над фронтоном.

Сама княгиня, незаурядная художница, создала для усыпальницы мужа уникальные панно редчайшей техники – так называемой выемчатой эмали. Жесточайшим ударом для Тенишевой стало то, что, признав убранство и оформление храма неканоническими и чуть ли не еретическими, тогдашняя православная церковь отказалась его освятить. Советская власть после Октябрьской революции обошлась с шедевром еще беспощаднее. На протяжении десятилетий в церкви находилось зернохранилище. По этой причине дважды в году производилась обработка внутренних помещений сильнейшими ядохимикатами. Ни одного квадратного сантиметра гениальной росписи не сохранилось.

Если и впрямь в Марии Тенишевой текла кровь Романовых, то проявилась она, прежде всего, в удивительной до трогательности беззащитной политической наивности. Но все-таки, вероятно, ее чему-то научил страшный финал жизни крестьянского освободителя императора Александра. После Октябрьской революции княгиня успела эмигрировать, а в 1928-м ее отпели в том же парижском православном соборе, где когда-то и ее мужа.

Бог сохранил талашкинскую церковь. Усадьбу и сказочный "Теремок", построенный Малютиным и украшенный Врубелем, сожгли фашисты, отступая в 1943 году. Восстановить "Теремок" реставраторы сумели лишь благодаря его всеевропейской известности девятисотых годов: фотографии и чертежи этого художественного чуда нашлись даже в зарубежных архивах. В 1994 году в Талашкино приезжала вице-президент ИКОМА (Международного совета музеев) Матильда Белэг. Французские ученые согласились, что создателем первого в мире экомузея (от греческого eho – дом) была княгиня Тенишева. И ее Талашкино, по мнению историков, было "зеркалом, в которое смотрится нация".

Зеркало уцелело неполностью. Но посмотреться в него едут отовсюду.

 Источник: http://rus.ruvr.ru/2011/12/26/62909934.html

 

Наследники Лакиера

В Таганроге есть последователи историка и классификатора русской геральдики

Оказывается, далеко не всегда эти вещи никчемны и не всегда создаются для развлечений. к тому же, как считают специалисты, значки отражают поступательное развитие истории отдельного города или страны. Недавно таганрогские фалеристы рассказали все это на страницах красочного каталога-справочника «Таганрог на знаках, значках и жетонах».

Если подумать: не в таком уж и далеком прошлом остались те времена, когда коллекционирование различных значков (или фалеристика) было модным. Фалеристы не просто собирали жетончики и знаки, а делили их тематически, по году выпуска или по каким-либо иным качествам.

Сейчас обладателей такого хобби встречаешь реже, но все же — любители находятся. А вот для кого-то фалеристика становится частью профессиональной деятельности, ведь описание значков — это отрасль исторической науки.

Кстати, именно в Таганроге родился удивительный человек Александр Борисович Лакиер. Это было в далеком позапрошлом веке. Сыну чиновника от медицины суждено было стать основателем русской геральдической науки. Сегодня в Таганроге не осталось потомков ученого, зато до сих пор есть последователи историка и классификатора русской геральдики.

Недавно эти увлеченные люди обобщили свои находки и исследования в книге-справочнике «Таганрог на знаках, значках и жетонах». Авторы каталога прекрасно знают: фарфоровые, пластиковые, стеклянные, а то и вовсе из драгоценных металлов всяческие значки и знаки представляют собой ценность. Создатели книги «Таганрог на знаках, значках и жетонах» краевед Лев Найговзин, Геннадий Орлов, Сергей Ракочий и Николай Кузьменко уверены: на различных жетонах, знаках и значках отразились история города, его поступательное развитие, интересы и характеры его жителей разных эпох. В красочной книге они обобщили сведения о более чем 750 единицах. На описанных авторами знаках, значках и жетонах изображены памятные городу события, юбилеи, градообразующие предприятия, учебные заведения, исторические места Таганрога.— все эти значки выпущены в разное время, все они запечатлели события разных лет, людей разных эпох.

Самый старый памятный знак выполнен в серебре, а его появление на свет приурочено к 200-летнему юбилею Таганрога. Тираж этого знака невелик — всего 350 экземпляров, на сегодняшний день в городе осталось лишь несколько этих старинных знаков. Один из авторов книги, Лев Найговзин, предполагает, что выход значка «200-летие Таганрога» предопределил появление памятника Петру I в 1903 году. Поскольку на одной из его сторон изображен почти такой же памятник, который сегодня таганрожцы могут лицезреть на Набережной. На аверсе (внешней стороне) — герб города с цифрой 1698, местами герб позолочен.

Интересны и отличительные знаки, о которых рассказывают создатели книги-справочника. Например, знаки «Член исполнительной комиссии» (дата выпуска 1870 год), «1864 Мировой судья 20 ноября» (выпуск 1864 года) или знак «Законъ Таганрогская тюрьма». Или «Таганрогская правда. Разносчик» (1960).

Есть знаки, посвященные каким-либо событиям и мероприятиям: вот, скажем, значок «Конференция по оздоровлению Азовского моря. Таганрог» (1990, 1991 год); «Всесоюзный семинар по обобщению опыта работы без отстающих. Таганрог, 1978»...

Не обошли фалеристы и последние 20 лет — жетонам и значкам нашего времени в своем справочнике они также уделили внимание. Например, значок «ТРТУ. Профком студентов» (2002 год выпуска) или «За заслуги перед университетом» (2002).

Все эти редкости и сведения о них авторы собирали по крупицам, разрозненным по частным коллекциям, архивам разных предприятий, школ, колледжей. Несколько значков хранятся в фондах таганрогского краеведческого музея. А кое-какие из описанных жетонов — собственные находки авторов справочника. «Время летит быстро, люди уходят, исчезают коллекции, поэтому зафиксировать интеллектуальное богатство таганрогских коллекционеров и музейных фондов — задача актуальная», — считает Лев Найговзин.

Для самих авторов, пожалуй, самая ценная находка — люди с таким редким хобби, как фалеристика. «Хочется надеяться, — делится с корреспондентами краевед, — что фалеристика как один из разделов геральдической науки получит дополнительный импульс к возрождению».

 Помимо описаний жетонов и значков создатели книги-справочника позаботились о ярких иллюстрациях. К каждому описанному значку на страницах книги можно с легкостью найти цветную фотографию. Получилось познавательное, красочное издание. Свою работу тем не менее авторы справочника считают неоконченной. «Многое еще не найдено, — поясняет Лев Найговзин, — о каких-то знаках мы можем и вовсе не знать, ну а какие-то единицы еще и вовсе не выпущены». Потому поиск новых еще более интересных знаков и интересных коллекционеров — впереди.

 Источник: http://rostov.mk.ru/article/2011/12/21/655241-nasledniki-lakiera.html

 

Музыкант, поэт и летчик

В музее ООО «Газпром трансгаз Ухта» открылась выставка памяти Николая Бруни

 Когда в нашем городе решили восстановить памятник Александру Пушкину, созданный руками заключенного Ухтпечлага Николая Бруни, ООО «Газпром трансгаз Ухта» одно из первых поддержало это начинание. Решением гендиректора предприятия Анатолия Захарова были выделены средства на проведение работ. А в год 120-летия со дня рождения Николая Бруни в стенах комплекса выставочных залов Общества по проспекту Ленина открылась экспозиция, посвященная его жизни.

Удивительно, что в Ухте жил человек, который сидел за одной партой с Осипом Мандельштамом в Тенишевском художественном училище Санкт-Петербурга. Играл на рояле Петра Ильича Чайковского, будучи в гостях у его брата в Клину. Общался в Оптиной Пустыни со священником, философом и ученым Павлом Александровичем Флоренским...

Какие люди были в его окружении! Иннокентий Анненский, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Федор Сологуб, Борис Пастернак...

С ними и с другими членами литературного общества «Цех поэтов» он общался при встречах в кафе «Бродячая собака», где и случились его первые публичные выступления.

Удивительно и горько от осознания того, что наш город стал для него последним пристанищем. Сосланный в наши края по ложному доносу (работа переводчиком с французским летчиком и конструктором Жаном Пуантиссом и, как следствие, – ярлык «шпион»), он был расстрелян в начале 1938 года на реке Ухтарке. В 2000-м там был установлен и освящен крест. А годом ранее в Ухте открылся исполненный из бронзы памятник Александру Пушкину – точная копия памятника, который из кирпича, бетона, гипса создал в 1937-м зека Бруни.

Кем он был тогда для лагерного начальства? Ни командиром первого авиаотряда Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, ни изобретателем кинематической схемы автомата перекоса несущего винта вертолета (которая используется по сей день!), ни человеком, посвятившим себя служению Господу Богу и врачеванию душ (Бруни принял сан священника в 1919 году), а именно заключенным...

Время все расставляет по своим местам. Выставка «Музыкант, поэт и летчик» в музее ООО «Газпром трансгаз Ухта» – дань памяти великому человеку. Она состоит из семи тематических разделов. О жизни Николая Бруни посетителям расскажет краевед Ирина Пашковская вместе с руководителем комплекса выставочных залов Людмилой Лавреновой, (они готовили материалы для экспозиции). Оформил выставку художник-дизайнер Сергей Лавренов.

В виде генеалогического дерева представлен род Бруни в России, начиная с 1807 года, когда в Россию из Италии, спасаясь от преследований Наполеона за то, что воевал в войсках Суворова, приехал Антонио Бороффи-Бруни. Он преподавал в Царском Селе, получил звание академика и дворянский титул. Представители рода Бруни обогатили русскую культуру живописью, скульптурой, росписью храмов, музыкой, инженерной мыслью. Как отметила краевед Ирина Пашковская, в 2008-м, в Год семьи, восемь представителей рода Бруни были приглашены на прием к президенту России во главе с Зоей Николаевной, невесткой Николая Бруни, хранительницей семейного архива.

По словам Ирины Пашковской, знакомство с жизнью и творчеством представителей рода Бруни вызывает массу ассоциаций. В 1937 году в Ухте открывают памятник Пушкину, и в этом же году наш балетный танцовщик Сергей Лифарь впервые открывает миру неисчерпаемый кладезь Пушкинских документов и книг, открывая выставку в Париже. Символично? Пожалуй! В 1916 году брат Николая Александровича, Лев, пишет работу «Харчевня веселых мертвецов ». Изображенное на ней словно предсказывает будущее Бруни. Панихиду по Блоку в московской церкви Николы на Песках на Арбате Бруни начал со стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – «...О том, что никто не придет назад». Вскоре не стало Николая Гумилева: основателя «Цеха поэтов» и учителя Николая Александровича расстреливают по подозрению в причастности к Крондштатскому мятежу. А в 1938-м на Ухтарке расстреляют самого Бруни. По проекту дяди Николая Бруни в 1899 году был изготовлен витраж «Воскресение Христово» для церкви Св. Александра Невского в Санкт-Петербурге. А сто лет спустя в Ухте был возрожден памятник Александру Пушкину!

На копии с карты Ухты 1947 года из архивов Печорнипинефти отмечено, где в разные годы стоял памятник Пушкину. С места на место его перемещали аж шесть раз! 6 июня 1937 года он был открыт в самом начале Пушкинской улицы, но когда началось строительство дороги, он стал мешать – переместили к Дому культуры имени Косолапкина (ныне – храм Святителя Стефана Великопермского). Когда после пожара Дома культуры взялись за его восстановление, памятник перенесли к школе № 1 (на этом месте теперь главный корпус УГТУ). Но после того, как был построен дом, где сейчас кафе «Сластена», памятник оказался скрыт от глаз. Его перевезли в парк. Сперва установили недалеко от нынешнего здания Дворца пионеров, затем – в конце главной аллеи. Памятник с трудом переживал все эти перемещения: изящный дворянский башмачок на ноге Пушкина в результате подмазываний- подкрашиваний превратился в сапог. В 1958 году памятник отреставрировал литовский скульптор, руководитель изостудии Дворца пионеров Антон Амбрулявичус, работавший во Дворце пионеров, а 1997 году ухтинские художники Виктор Васяхин, Владимир Маслов, Александр Тимушев сняли гипсовые формы с восстановленного ими памятника. По отправленным в Санкт-Петербург 166 кусочкам и был отлит бронзовый памятник поэту.

***На выставке представлены различные Пушкинские издания из городской публичной библиотеки. Здесь можно увидеть один из томов серии «Библиотека великих писателей» под редакцией С.А. Венгерова - «Пушкин» (издание Брокгауз- Ефрон, Санкт-Петербург, 1907 год), и трехтомник, выпущенный незадолго до развала Союза тиражом 10 млн 700 тысяч - «Пушкин – в каждую семью».

***Этим летом Центральный аэрогидродинамический институт опубликовал в своем журнале большой очерк, посвященный командиру первого авиаотряда Военно-Воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Николаю Бруни. На выставке в разделе «Мне бы разбиться о звезду» рассказано о военном летчике Бруни.

«И вот вся жизнь моя в одном имени: Анна» – эту запись в 1918 году оставил в своем дневнике Николай Бруни. Так названа и экспозиция, посвященная его супруге. Она полюбила его еще будучи девочкой и, вероятно, страдала после его помолвки с ее сестрой Марией, которая впоследствии вышла замуж за другого. Анна Полиевктова родила Бруни шестерых детей, во всем она следовала за мужем. С первенцем на руках в охваченной Гражданской войной стране, когда жить в Харькове, где он служил диаконом, стало совсем трудно, они пешком (!) дошли до Москвы. После ареста Бруни в 1934 году она заочно окончила пединститут. В Великую Отечественную немцы, пришедшие в Малоярославец, взяли ее переводчицей в комендатуру, отступая забрали ее с двумя детьми в Германию. По предложению сестры она могла остаться жить в Праге, но в России оставались другие ее дети. Она вернулась и восемь лет провела в лагерях Сибири. Умерла супруга Бруни в 1957 году.

Благодарим за помощь в подготовке материала Ирину Дмитриевну Пашковскую.

Источник: http://www.nepsite.com/node/16517

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное