Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Зов земли обетованной

(Земли - по обету, обещанию предкам и себе).

...В одном из моих достаточно старых стихотворений, едва ли не первой попытки вспомнить и осмыслить часть моего детства, пришедшегося на последние предвоенные годы, есть такое воспоминание:

…В предвоенном последнем году

 Часто были свирепые грозы. Говорили:

 - Не знак ли нам послан,

 И не ждать ли какую беду?

 И однажды, как будто секрет

 Раскрывая зловещих сигналов,

 В церковь молния ночью попала,

 И повис искалеченный крест…

Это Ильинская церковь, но не та, что вот уже два с лишним столетия венчает холм, на котором скоро четыре века как стоит Козлов-Мичуринск. А вспомнился мне храм также во имя библейского пророка Илии, но Заворонежской слободы (в советское время село), где я родился и прожил десять лет.

…Стал я бабкиных лет, и перстом

 Мне не водят по книжке толковой.

 Бабка спит под сосновым крестом.

 Новый крест на церквушку откован…

Моя бабушка по отцу богомольная Анна умерла точно в предвоенном году, но далее - художественное преувеличение. Новый крест на слободскую нашу Ильинку не только так и не отковали - срыли и сам храм. До основания, а затем кирпичи, разбитые в щебень, как я слышал, пошли на колхозное зернохранилище.

 Напрасно буду я искать хотя бы любительскую фотографию Заворонежского храма. Её, как убедился, отсутствующую в архиве Тамбовской епархии и в коллекциях знакомых мне мичуринских краеведов, заменяло лишь собственное зыбкое воспоминание семи-восьмилетнего мальчишки, жившего в доме как раз напротив Ильинки: улица Ленина, дом №2. Между ним и Большой дорогой - заросшая травой площадка с бетонным, белёным извёсткой бюстом вождя, деревянной трибункой для речей по революционным праздникам. И - вот она, церковь, сразу за школой-семилеткой (называлась "зелёной"): светлая каменная обезглавленная громада, искорёженный крест, свисающий на мощных звеньях чёрной цепи с остатков колокольни древней кладки. По чудом уцелевшим остаткам каменных ступенек в развалине колокольни мы, мальчишки, устраивали восхождение в никуда, рискуя сломать шею. При сильном ветре цепь с крестом раскачивалась, разнося на всю слободу душераздирающий скрежет… А вы, земляки, коренные заворонежцы моих лет, чуть моложе или старше восьмидесяти (надеюсь, ещё живые), помните ли нечто подобное? Или я, по известному присловью, "вру, как очевидец"?..

 Нет, не я один "бредил" туманным видением единственной нашей слободской церкви. Как-то кореш мой по службе на флотах (только лет на двадцать с гаком помоложе) заворонежец Александр Шиповский (у него, на мой взгляд, одна из лучших в городе фотографий) показал мне карандашный рисунок его знакомой женщины-слобожанки (это старинное русское административное понятие по выразительности мне ближе, чем сельчанка):

 - Вот, - говорит, - по памяти пыталась изобразить заворонежскую Ильинку. Мечта у неё такая - восстановить храм. Теперь у нас два кладбища, старое и новое, что на Дегтярёвом бугре, а церкви нет, не по-христиански как-то…

 И вдруг - чудо. По стариковским понятиям, наверное. Как в современном детском анекдоте. Внук Вовочка спрашивает:

 - Дед, у тебя в детстве компьютер был?

 - Нет.

 - А видак?

 - Нет.

 - А мобильник?

 - Нет…

 - Дед, а ты динозавров видел?..

Чудо это - компьютер с его выходом в мировое информационное поле - Интернет.

Как-то звонит мой домашний телефон. Звонок характерный - номер набран с мобильника. Незнакомый женский голос называет меня и спрашивает, действительно ли я родом из села Заворонежское? Действительно, отвечаю, родился там и прожил десять лет. И затем ещё вопрос, оказалось, он и был главным для моей собеседницы, Ирины Клевцовой, как она представилась, землячки из не столь дальнего зарубежья:

 - Скажите, осталось ли фотографическое изображение Ильинской церкви вашего села? И нет ли у вас или у кого-то из коллекционеров подобного старого снимка?

Я ответил: не знаю, имеется ли у кого-то и где-то такая фотография. Лично у меня нет, к сожалению. Но церковь помню: мальчишкой каждый день мог видеть её из окна своего дома, он как раз был напротив церкви. А с 1939-40-го по 45-й играл… в войну со своими ровесниками-слобожанами в её развалинах…

 - Если я покажу вам одну фотографию, что вы о ней скажете? - продолжала она голосом, в котором мне послышалась робкая надежда на удачу то ли завзятого коллекционера, то ли патриотки своей, отодвинутой столь далеко от неё маленькой родины.

Так я, динозавр из вовочкиного анекдота, стал адресом и свидетелем "чуда". Не прошло часа-другого, как на экране моего компьютера, подаренного мне московской семьёй дочери при деятельном участии внука и даже с его школьного стола (он давно уже успел закончить знаменитую московскую Плехановку), к юбилею отца и деда, родившегося аж за полсотни лет до наступления компьютерной эры в СССР, вместе с письмом Ирины Клевцовой возникла фотография церкви. Два изображения: лицевой и обратной стороны снимка, явно сохранявшегося, судя по виньетке, в чьём-то старинном семейном альбоме.

И я сразу, без колебаний узнал тот храм, что стал мерещиться мне в годы, склонные к подведению предварительных итогов прожитого и воспоминаниям. Признаться, от душевного волнения сразу ответить моей корреспондентке не смог. Связался лишь на следующий день:

 - Она, заворонежская Ильинка! - только и сказал. И в ответ ликующее русское: "Ура!".

Некоторые подробности моего виртуального общения с неведомой землячкой откладываю на потом. Настолько велико нетерпение скорее показать читателям "Мичуринской правды" (в родном моём Заворонежском немало подписчиков на городскую газету) полученные мною снимки, сохранившие облик (и не только, как потом увидите) слободы Заворонежской храма во имя Илии Пророка.

 

Вот строки из короткого электронного письма Ирины Клевцовой:

 "Добрый вечер, Виктор Константинович!

Фотографию (лицевая и обратная сторона) я нашла на сайте "Мичуринск. Наме-малая планета для большого общения". Там же указан электронный адрес, где находится альбом с фотографиями.

 …Вы спрашиваете, почему я заинтересовалась историей села Заворонежское? Несмотря на то, что наша семья уже давно не живёт в этих местах, мне очень интересно узнать, как мои предки Клевцовы, по-уличному Князевы, жили. Хочется лучше узнать историю своего рода, почему, например, они прозывались Князевыми, а сведений у меня совсем немного. Надеюсь, что со временем этой информации станет гораздо больше, и в этом надеюсь на Вашу помощь.

Огромное Вам спасибо! Вы уже мне помогли. С благодарностью и пожеланием всех благ, Ирина".

Я ответил моей нечаянной корреспондентке, отправив по Интернету свой напечатанный сравнительно недавно в городской газете "Мичуринская правда" очерк "Слобожане" - прошлое и сегодняшнее Заворонежского.

А это уже из второго письма Ирины Клевцовой. Оно стало для меня настоящим краеведческим откровением.

 "Виктор Константинович, вот что извлечено мною дословно из архивных документов Тамбовской епархии о слободской Заворонежской Ильиной церкви".

Далее - копия с оригинала интернетовских страниц Тамбовского Епархиального архива:

 "Церковь каменная, тёплая, построена на средства Козловской купеческой жены Силантьевой в 1821 году. Престолов три. Главный пророка Ильи (отмечается 20 июля) и придельные - св. Дмитрия Мироточивого (26 октября) и св. Николая Чудотворца (6 декабря). Приход открыт в 1818 году.

Дворов в Заворонежской слободе 689, детей мужского пола 1902, женского пола 1985, великороссы, преимущественно земледельцы, есть и служащие на железной дороге и в промышленных заведениях Козлова. Крестьяне имеют надельной земли по 1,5 (видимо, десятины. Прим. ред.) на душу в трёх полях.

В приходе небольшой хутор, принадлежащий Козловскому Боголюбскому женскому монастырю. От храма в 300 саженях река Лесной Воронеж.

Школы две: церковно-приходская и земская. Законоучителю за труды в последней (земской) 100 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство и товарищество мелкого кредита. Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1818 года.

Штат храма: два священника, диакон и два псаломщика. Земли у причта 60 десятин пахотной и 6 десятин сенокосной. Земля сдаётся в аренду по 10 руб. в год за десятину. Братский годовой доход 2000 рублей. Причтовый капитал 1750 руб. Дома у причта собственные"…

Найдёт моя землячка в мировой паутине список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год. В нём и об Ильинской церкви Заворонежской слободы:

 "…Настоятель священник Г.Д. Молчанов, 1838 года рождения. Церковный староста - государственный крестьянин Милованов, 1851 года рождения.

В 1913 году в церкви священниками были Пётр Леонтьев и Фёдор Ивановский…".

Теперь о фотоизображении храма, как по волшебству, возникшего на экране моего компьютера. Особый интерес вызвала у меня не только лицевая сторона присланной по электронной почте фотографии (это уж само собой!), но и её изнанка. Она надписана от руки: "Священно-церковные служители, сторож и староста Ильинской церкви Заворонежской слободы". Перечислены пофамильно и лично подписаны должности: настоятель, священник, диакон, два псаломщика, староста и сторож. Из росписей достаточно ясно читаются только три: священник - В. Шиповский, староста - А. Клевцов и сторож - В. Рюмин.

Список заключён штампом церкви. На нём дата: "1909, апреля 19 дня"… Уже одного этого достаточно было, чтобы, порадовавшись самому за неожиданное обретение облика слободского храма из моего далёкого детства, поделиться присланной находкой с земляками-заворонежцами. Особенно теми, кто из одного времени и места, что и я, моя семья и мой род.

Но "чудо" явления прошлого продолжалось, притом в таких недоступных мне, не профессионалу краеведу, а городскому журналисту, деталях, о которых я и мечтать не мог.

Распечатываю очередной документ электронной почты, найденный Ириной Клевцовой, и передо мной ещё один персонаж истории Заворонежской Ильинской церкви: епископ Владимирский Хрисогон (Ивановский).

 "Биография:

Хрисогон (Ивановский Фёдор Андреевич), епископ Владимирский. Родился 9 ноября 1875 года, сын псаломщика. В 1897 году окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1900 году рукоположен в сан иерея к Ильинской церкви Заворонежской слободы Козловского уезда, где был законоучителем земского училища и церковно-приходской школы. С 1906 по 1909 год избирался депутатом от духовенства и благочиннического округа. С 1909 по 1915 год священствовал. В 1919 году оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Избирается приходским настоятелем Иоанно-Богословской церкви в селе Сычёвке Козловского уезда Тамбовской епархии. Переведён настоятелем Казанской Церкви Панской слободы Козловского уезда.

С марта 1937 года - епископ Владимирский. Скончался в 1938 году…".

 …Признаться, я испытал странное волнение, виртуально вступив в 30-е годы прошлого столетия. Ведь это время молодости моих родителей. Рождение и смерти во младенчестве их первенца - Иванушки. В 1932-м на свет появляется ныне покойный мой старший брат Валентин. Ещё через три года, в январе 35-го, и я наконец оглашу криком наш слободской дом… А России уже нет. И я - житель страны, в название которой вошли три буквы из её древнего имени с добавлением ещё одного "с": СССР. Мне суждено будет дожить и пережить исчезновение с карты мира этого псевдонима Отечества. Историческое имя вроде бы вернулось, но как наполнить его содержанием, полным прежнего, хоть и трагического, но величия?

Последние главы этой моей грустной и поучительной истории затерявшегося в огромной стране слободского храма Козловского уезда Тамбовщины.

Начало их датировано концом 1930 года. И озаглавлено "Настроения в Ильинской церкви Заворонежской слободы".

Из присланных Ириной Клевцовой электронной почтой архивных документов "Истории Тамбовской епархии".

"31 декабря 1930 года.

 г. Козлов. №441.

Церковному совету Ильинской церкви Заворонежской слободы.

Козловское епархиальное управление в заседании своём от 28 декабря с. г. обратило внимание на действия и отношения к Центральному Исполнительному Органу председателя Церковного совета Заворонежской приходской общины гр-на Милованова, которым он обнаружил полное пренебрежение к делам православной церкви своей нетрезвостью и непристойным для православного христианина препирательством с архиепископом и членами Е.У. Кроме сего, по прекращении беседы произнёс как бы угрозу и приходской общине верующих Заворонежской слободы словами: "Мне не нужны собрания верующих - я и один подпишу договор и сдам церковь под ссыпку сельсовету!”.

Ввиду неоднократных проявлений нетрезвости, дерзких выпадов и ругани, непристойной в храме, Козловское Е.У. предлагает Церковному Совету Заворонежской приходской общины отстранить гр-на Милованова от обязанностей председателя, подав заявление за подписью членов Козловскому райисполкому о снятии его с регистрации, и временно до общего собрания верующих поручить обязанности председателя гр-ну Новикову Андрею Варфоломеевичу. Об исполнении сего имеете сообщить Козловскому Е.У.

Председатель

 архиепископ Арсений.

Секретарь

 (подпись неразб.)".

"3 января 1932 года.

 В Козловский райисполком

 от Церковного совета Ильинской церкви Заворонежской слободы

 заявление.

Церковно-приходской совет Ильинской церкви просит Вас дать сведения о гр-не Милованове Павле Фёдоровиче, точно ли он состоит председателем Церковной организации? Если нет, то Церковный совет на основании приложенной при сём бумажки (так в тексте) от 30 декабря 1931 года просит Вас гражданина Милованова поставить в известность о выходе его из председателя церковной двадцатки и членов её. То же Фролова, о которой сообщаем Вам, о её захвате церковного ящика самочинным путём под руководством Милованова. Ставим Вас в известность, что с таковым работать невозможно и не будем.

 Председатель

 Ревкома Новиков.

 Секретарь Чесноков".

…И вот заключительный акт вековой истории слободской Заворонежской церкви во имя Илии Пророка. Он датируется весной 1934 года. Именно тогда во главе прихода ставится уволенный "по сокращению штата" из Никитской церкви г. Козлова протоиерей Дмитрий Богоявленский, а председателем церковной двадцатки назначается всё тот же "нечистый на руку и богохульник" П. Милованов.

В архивном документе приводится анкета Богоявленского для Козловского Пригородного административного отдела: Синодальной обновленческой ориентации придерживается с 1922 года, дата заполнения анкеты - 7 марта 1934 года, адрес проживания - церковная сторожка Заворонежской слободы.

Не надо объяснять, наверное, кто такие "обновленцы". Это "красные батюшки", лжеслужители православного культа, якобы "по духовным соображениям" перешедшие на сторону советской власти и объективно вместе с ней продолжившие становление "религии нового строя" на руинах храмов, крови и костях истребляемого духовенства.

…Ныне даже из школьных учебников истории советского времени для старших классов известно, что в течение одного только 1929 года закрыто было более 600 церквей, сотни монастырей. Что уж там какая-то слободская церковка, когда в 1920 году большевики взорвали Казанский собор на Красной площади, на его месте вскоре была построена общественная уборная. В 1930-м, чтобы не допустить через два года, в 1932-м, широкого празднования верующими векового юбилея этой православной святыни, после основательного разграбления взлетел на воздух главный храм России в Москве - Христа Спасителя, воздвигнутый сто лет назад в ознаменование победы над Наполеоном. Задуманный грандиозный проект возведения на этом месте Дворца Советов так и не был осуществлён.

Исходя из этих дат, Ильинский храм Заворонежской слободы, на руинах которого проходило моё детство, таким образом, частично взорван был, а затем разобран до основания в промежутке между 1934 годом и вскоре после войны, когда наша семья после пожара перебралась в Мичуринск.

Сейчас на святом месте - рынок. По свидетельству живущих в Заворонежском моих родственников и знакомых, популярностью он не пользуется.

Возможно ли строительство храма-новодела на моей малой родине, пригороде давно уже, а с каждым годом всё более населяемом, рождающем детей и прощающемся с уходящими в вечность стариками, пригороде, почти ровеснике Козлова-Мичуринска, с его школами, больницами, необходимыми для жизни службами и двумя погостами? Почему бы и нет! Стоит ведь уже начатая и почти завершённая на средства одного из уважаемых наших предпринимателей Михаила Олеговича Корнева часовня во имя великомученицы Людмилы Чешской у городского, так печально расширяющегося некрополя. Чем не пример, достойный подражания другим успешным предпринимателям города и окрестностей с почти четырёхсотлетней историей.

 Источник: http://www.michpravda.ru/articles/zov-zemli-obetovannoy-6086

 

Самые знаменитые принцессы

Кто они, обладательницы драгоценных диадем и жены принцев? Мы собрали для тебя топ-5 самых известных принцесс.

Самая влиятельная

Герцогиня Кембриджская Кэтрин

Как известно, Елизавета II даровала Кейт титул герцогини Кембриджской, и официально она сможет стать принцессой только после смерти королевы. Но британцы уже давно называют милую Кейт не иначе как своей народной принцессой – она активно участвует в благотворительной деятельности и всегда готова прийти на помощь простым людям.

Кейт – девушка из семьи, не принадлежащей к числу английской знати. Она познакомилась с Уильямом во время учебы в шотландском университете Сент-Эндрюс, а спустя восемь лет тайного романа наследник британского престола сделал ей предложение руки и сердца.

После свадьбы 29 апреля в мире случился настоящий Кейт-бум: капризные невесты стали заказывать платья, точь-в-точь как у Кейт, ювелиры – изготавливать копии помолвочного кольца с огромным сапфиром, а светские леди – подражать ее изысканным манерам.

Судя по последним фотографиям, Кейт тает на глазах – при росте 178 сантиметров она весит всего 40 с небольшим килограммов. Поговаривают, что из-за обрушившейся ответственности у нее началась нервная анорексия.

Самая стильная

Принцесса Летиция

Принцесса Летиция – бывшая журналистка. До встречи с испанским принцем Фелипе она долгое время работала на национальном телевидении в качестве корреспондента информационных программ.

В 2002 году Летиция поехала снимать телерепортаж на побережье Галиссии о крушении крупного нефтяного танкера, а Фелипе прибыл туда как представитель правящей семьи. В очаровательную журналистку принц сразу влюбился окончательно и бесповоротно, но его родители, король Испании Хуан Кардос и королева София, сначала отказывались всерьез воспринимать увлечение сына и не давали благословение на брак.

Тогда Фелипе поставил условие: или Летиция станет его женой, или он отрекается от престола. Монархам пришлось пойти на уступки – и в 2004 году в Мадриде состоялась свадьба принца и его возлюбленной.

Летиция – невеста нарасхват. До брака с Фелипе она успела побывать замужем за своим школьным учителем по литературе, с которым встречалась 10 лет.

А еще Летиция часто мелькает на страницах модного глянца в качестве обладательницы отменного вкуса и поклонницы высоких шпилек. В огромной гардеробной принцессы хранится по несколько пар туфель одной модели и высоты каблука, но всевозможных цветов.

Самая смелая

Принцесса Виктория

Старшая дочь короля Швеции Карла XVI Густава и королевы Сильвии, принцесса Виктория, – стойкий солдатик. Она не побоялась бросить вызов предрассудкам и выйти замуж за простого тренера по фитнесу Даниэля Вестлинга, которого искренне полюбила.

Впервые Виктория и Даниэль появились на публике в июле 2003 года, а 19 июня 2010 года состоялась их свадьба. «Что она нашла в физкультурнике?» – удивлялось королевское окружение. «Все просто. Он сделал меня по-настоящему счастливой», – отвечала Виктория.

Известный на Западе специалист по генеалогии Бьорн Энгстрем недавно выпустил книгу, в которой разобрал происхождение Даниэля и назло всем скептикам выяснил, что в роду избранника принцессы были не только кузнецы и дворецкие, но и известные аристократы. Любопытно, что Даниэль даже имеет русские корни.

Виктория и Даниэль активно занимаются общественной деятельностью, в частности, возглавляют благотворительный фонд помощи инвалидам, названный в честь принцессы – «Виктория».

Если верить кулуарным слухам, супруги ждут ребенка – долгожданный первенец должен появиться на свет весной следующего года.

Самая спортивная

Принцесса Шарлин

Монакская принцесса Шарлин, или до замужества Шарлин Уиттсток, проделала долгий путь из бассейна до монаршего престола.

Профессиональная пловчиха, которая выступала на Олимпийских играх и крупных спортивных соревнованиях за ЮАР, и принц Альбер II познакомились десять лет назад на международных состязаниях по плаванию в Монако. Тогда Шарлин завоевала золотую медаль, и ловелас Альбер, привыкший ко всему лучшему, не мог пройти мимо длинноногой победительницы.

Но это встреча не была роковой – они снова встретились лишь спустя 6 лет, и с тех пор не расставались, а 1 июля 2011 года в Тронном зале Княжеского дворца прошла официальная регистрация их брака.

Ходили слухи, что в ночь перед свадьбой Шарлин пыталась совершить побег. Правда это или нет – остается только догадываться. Но позже Альбер выступил с официальным заявлением, в котором указал, что это не более чем глупые сплетни и они с Шарлин узнали о ее побеге из утренних газет и дружно посмеялись.

По словам друзей пары, супруга принца обладает множеством достоинств: она красива, прекрасно готовит и имеет хорошее чувство юмора. Просто мечта, а не девушка!

Самая грустная

Принцесса Масако

«Несчастная принцесса» – это определение вот уже много лет безраздельно принадлежит японской принцессе Масако, жене наследного принца Нарухито.

Нарухито увидел свою будущую супругу в 1987 году на одном из светских приемов и нашел ее похожей на свой идеал – американскую супермодель Брук Шилдс. К тому времени Масако окончила Гарвард, знала шесть языков и мечтала стать дипломатом.

Красивая и умная, к тому же обладавшая всеми непременными условиями для японской принцессы (Масако была девственницей, ее рост составлял не более 165 сантиметров и она была моложе 30 лет), сильно «зацепила» принца, но от его настойчивых предложений выйти замуж она дважды отказывалась. Летом 1993 года Нарухито все же завоевал сердце неприступной девушки.

После свадьбы жизнь Масако кардинально изменилась – она оказалась лишенной всяческой свободы. Даже разговаривать по телефону с родителями ей было запрещено без особо разрешения и надобности. Нарухито успокаивал любимую как мог, но она плакала каждый день, чем вызывала раздражение королевской семьи.

А в 2004 году врачи поставили принцессе диагноз – синдром пониженной адаптации к окружающей среде – и поползли слухи, что девушка, мягко говоря, не в себе.

Источник: http://www.cosmo.ru/in_focus/cosmostars/1093771/

 

С геральдикой по жизни

С балкона открывается такой вид на Волгу, что дух захватывает. Там, на другом берегу, затерялась в лесах деревенька, где жили предки Николая Георгиевича. Прадед по материнской линии пастушил, а по отцовской, хоть и крестьянских корней, но избран был гласным Кинешемского уезда, депутатом, по-нашему. А если коротко, волгари все были: рыбачили, охотой занимались. Вот и Николаю Георгиевичу, заняться бы рыбалкой хотя бы на пенсии. Но не азартный он человек, как говорит про себя. Другая у него страсть - геральдика. Началось увлечение лет с 12-ти, когда заинтересовался гербами рыцарей средневековья.

«Начал увлекаться в детстве, когда еще играл в рыцарей, рисовал гербы, а потом со временем увлечение стало более, если так можно сказать, профессиональным»,- рассказывает пенсионер Николай Разов.

Книг по геральдике в его коллекции - десятки. Первую, изданную в Чехословакии, купил лет сорок назад, когда она только вышла в печать. Специально в Москву ездил. Николай Георгиевич вспоминает, что такие книги в Советском Союзе считались редкостью. Знает, о чем говорит: к тому времени он сам в типографии работал: перешел туда из электриков. Ни работа, ни семья - ничто не мешало его увлечению. Все свободное время уже не одно десятилетие Николай Георгиевич посвящает изучению, рисованию гербов. Их у него, написанных собственноручно, более трехсот. И надо сказать, кропотливый это труд, ответственный. Перед тем, как сесть за очередной символ, надо знать его историю, причем, в развитии. К тому же в прежние годы и с красками было проблематично. Детали, обозначенные золотом-серебром умудрялся сначала покрывать лаком, а сверху напудривал бронзу и стряхивал ее после высыхания. В отдельной папке – гербы дворянской знати, фамильные, бабушки Пушкина, Лермонтова. О каждом может рассказать целую историю. - Вот герб Платовых, - показывает Николай Георгиевич. – Помните Матвея Платова, героя Отечественной войны 1812 года? – спрашивает. - А сегодня, говорит, - становится модным у людей состоятельных непременно иметь фамильный герб. Только свое отношение у Николая Георгиевича к этому обстоятельству: герб должен нести родословную легенду.

«Я считаю, это удовлетворение тщеславия. Никакого смысла это не несет. Никакой это не герб, полученный в наследство»,- говорит пенсионер Николай Разов.

Сейчас Николай Георгиевич занимается генеалогией. Он нисколько не сетует, что на компьютер пенсионеру никак не выкроить денег: информацию всегда привык черпать из книг. Не забывает и о гербах: сейчас дорабатывает один из них. В отдельной папке – отличительные знаки городов многих стран, губерний России, которые в разные времена рисовал Николай Георгиевич. Только нет в этой увесистой стопке герба родного города. Вот уж поистине: сапожник без сапог. Но стоит выглянуть в окно, и вот он, символ города Наволоки - Волга. – На нашем гербе изображены челны, речные суда, - не без гордости говорит Николай Георгиевич. С одной стороны они обозначены идущими под веслами, с другой снимаются с мели.

 Источник: http://ivanovo.rfn.ru/rnews.html?id=63829&cid=7

 

Основа – кровное родство

Национальная идея получила четкие очертания. Ясное ее выражение обозначено в словах «История твоей семьи в истории тверской земли», ставших лозунгом областного этапа Всероссийского конкурса «Корнями дерево сильно».

Этому масштабному проекту, в котором участвовали представители всех муниципальных образований, дал старт губернатор Тверской области Андрей Шевелев. Участники конкурса – школьники – составляли свое родословное дерево, рассказы о своих родственниках, проводили исследования по истории происхождения фамилии. Выбрать самые лучшие работы было очень нелегко. Ведь каждая работа, как и каждая семья, по-своему уникальна. На суд жюри было подано беспрецедентное количество заявок – 5 348, то есть приблизительно каждый восьмой ученик стал исследователем истории своей семьи.

25 ноября прошло награждение в шести муниципалитетах, а 3 декабря состоялась торжественная церемония подведения итогов областного конкурса.

В тверском Дворце культуры «Пролетарка» собрались школьники из Твери и Калининского района. В церемонии награждения участвовали заместитель председателя правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, начальник архивного отдела Тверской области Дмитрий Ефремов и профессор Академии славянской культуры, руководитель проекта «Тверская родословная» Вячеслав Воробьев.

Светлана Валентиновна задала тон собранию, по-домашнему теплому, неофициальному.

 – Очень приятно быть на этом празднике, видеть в зале вместе с детьми их родителей, бабушек и дедушек. Это настоящий семейный праздник! Конкурс удался, все свидетельствует о том, что Андрей Владимирович со своей инициативой попал в точку. Такого количества участников, такой активности мы даже не ожидали. И все работы изумительны. Уверена, что эти ребята, изучив историю своей семьи и своей деятельностью объединив родственников, уже никогда не забудут самое важное – корни своего древа, которые соединяют их с тверской землей. Если ты любишь своих родных, знаешь историю своей семьи, то будешь любить и свое Отечество.

Для церемонии награждения на сцену нередко поднимались дети вместе со своими родственниками. И обращались лауреаты конкурса прежде всего к своим родным со словами признательности, любви и благодарности за оказанную им помощь. Этот конкурс уникален тем, что без помощи других обойтись сложно. Ведь нужно было узнать о своих предках, вспомнить семейные предания и легенды. Об этом могут рассказать документы архивов, к которым приходилось обращаться взрослым. Так что победа в конкурсе была достижением всей семьи.

Гусев Саша, ученик 2-го класса школы №36 из Твери, занявший второе место в младшей возрастной группе (итоги подводились по трем возрастным категориям), вышел на сцену вместе со своим дедушкой Николаем Зубаревым. Составляя родо-словную, Николай Васильевич, краевед, геодезист, чертежник, отыскал следы шести поколений своих предков.

Не смогла бы справиться в одиночку с такой сложной задачей и Ирина Байкова из гимназии №10, занявшая первое место в средней возрастной группе. Найти восемь поколений помог ей папа Владимир Байков. Вся основная работа легла на его плечи – он ходил по архивам, опрашивал родственников, а их у Байковых не меньше трех сотен. Ирина рассказала историю своей фамилии: прадед Василий Терентьевич, озорной, веселый человек, слыл среди своих односельчан как любитель прибауток и баек. Когда в 30-х годах прошлого века он получал паспорт, прозвище Васька Баек стало фамилией. На торжество семья Байковых пришла в полном составе – мама, папа и четверо детей.

В старшей возрастной группе обладателями первого места и диплома первой степени стали две сестры – учащиеся тверской школы № 14 Елизавета и Екатерина Жилкины.

Вместе со своей мамой вышла на сцену ученица поселка Заволжский Калининского района Татьяна Кучина, победитель в средней возрастной группе.

– Что значит для человека семья, что означает это слово? – обратилась она к залу. – Это любовь, волнение, трепет, нежность. Это призвание и радость, новая жизнь и опыт, накопленный поколениями. Когда я составляла родословную, узнала, что в нашей семье 16 фамилий. И каждая имеет свое значение и происхождение.

Ребята признавались, что, изучая историю своей семьи, они узнавали совершенно новые и неожиданные факты.

Начальник архивного отдела Тверской области Дмитрий Ефремов отметил возросший интерес тверской молодежи к истории своей семьи и большую любовь и старательность, с которой выполнялись все работы. Если в прежние времена, напомнил Дмитрий Александрович, генеалогия была достоянием, как правило, дворянского сословия – не было такого понятия «крестьянская родословная», то сейчас у всех нас появилась уникальная возможность независимо от происхождения изучать свою родословную. Он пригласил присутствовавших в зале приходить в архив и пожелал тем, кто уже нашел историю своей семьи, не останавливаться, продолжать исследования.

Интересным и познавательным было выступление известного краеведа, доктора культурологии Вячеслава Воробьева о наших земляках, известных всей России.

– Невозможно придумать конкурс более важный, чем тот, инициатором которого явился наш губернатор, – сказал Вячеслав Михайлович. – В данном случае речь идет о поколениях ребят, которые, став взрослыми, будут ощущать, что такое родственные связи и что такое земляческие отношения, которые начинаются со школы и города. Это осознание будет делать их более тонкими и нравственными людьми. В этом возвращении к роду – в широком понимании слова, предполагающем и кровную связь, и малую родину (земляки тоже в какой-то степени родственники) – закономерным становится духовное родство людей.

Губернатор Андрей Шевелев, обращаясь к участникам церемонии, к детям большой тверской земли, отметил, что достигнута основная задача конкурса – показать, что любовь к своей семье, родной земле, уважение к памяти своих предков – главное в жизни каждого человека.

– Конкурс не только объединил наших земляков, но и наглядно показал, что в нашей области есть чем гордиться. У тверской земли – крепкие корни. Потому что славу земли тверской составляют сами люди. Пусть крепких семей будет больше, – подчеркнул губернатор и заверил, что конкурс будет развиваться. – Это большая работа, и она только начинается.

Источник: http://www.tverlife.ru/news/51944.html

 

В «Никитинке» открылась выставка юбилейных воронежских изданий

В 2011 году юбилеи у нескольких воронежских изданий 19-го и 20-го веков. Чтобы рассказать об этих уникальных книгах подробнее, отдел краеведения Воронежской областной библиотеки имени И. С.Никитина организовал выставку «Строки, имена, судьбы: юбилейные воронежские издания».

Открытие выставки приурочено к очередным краеведческим чтениям.

По сообщению отдела краеведения библиотеки, на витринах представлены девять очень интересных и достаточно редких воронежских издания.

Первой такой юбилейной книгой является «Памятная книжка для жителей Воронежской области на 1856 год». С неё начался выпуск краеведческих ежегодников, выходивших вплоть до 1917 года. Их содержание носило универсальный характер и касалось различных сторон губернской жизни.

Второе издание – прижизненный сборник стихов Ивана Саввича Никитина 1856 года. Книга была выпущена на средства графа Дмитрия Николаевича Толстого, служившего вице-директором одного из департаментов МВД в Санкт-Петербурге. По его же совету И.С. Никитин передал несколько экземпляров этого сборника членам императорской фамилии.

Следующие две книги вышли в 1861 году – «Воронежская беседа» и «Воронежский литературный сборник». Редактор «Воронежской беседы» М. Ф. Де-Пуле опубликовал в сборнике воспоминания участника Отечественной войны 1812 года М. М. Петрова; статью о заселении Воронежской губернии Н. И. Второва; первые исследования по истории местной гимназии Г. М. Веселовского. Также в сборнике впервые опубликованы народные песни, пословицы, поговорки, записанные поэтом А. В.Кольцовым.

«Воронежский литературный сборник» большинство опубликованного материала посвятил крестьянской народной культуре – обрядам, поверьям, приметам.

1866 год ознаменован началом выхода в Воронежской губернии «Воронежских епархиальных ведомостей». Издание важное и интересное, оно приобрело большое значение в середине 1880-х годов, когда газету стал редактировать ректор Воронежской духовной семинарии Дмитрий Самбикин. При нём на страницах «Епархиальных ведомостей» появились статьи по истории храмов и монастырей, биографии духовных особ.

Ещё одна книга-юбиляр 1866 года – «Исторический очерк в историческом и современно-статистическом отношении» Г. М.Веселовского. Это первый в воронежском краеведении обобщающий труд, непосредственно посвящённый истории города.

В 1886 году торжественно отмечалось 300-летие Воронежа. К этой дате было приурочено издание двухтомного «Воронежского юбилейного сборника в память трёхсотлетия города Воронежа». Составителем и редактором издания стал Л. Б.Вейнберг. Земляк воронежцев, директор Московского Румянцевского музея М.А.Веневитинов предложил для публикации в сборнике семейные реликвии эпохи Петра I, а будущий известнейший статистик Ф.Щербина – свои первые исследования по воронежскому краю.

Издания двадцатого века тоже представлены в экспозиции выставки.

В 1921 году начал издаваться «Воронежский историко-археологический вестник», редактором которого был литературовед и этнограф А. М. Путинцев. В издании вестника принимали участие известные краеведы и учёные.

50 лет исполнилось самому «молодому» юбиляру выставки – сборнику «Очерки истории Воронежского края» под редакцией историка Е. Г. Шуляковского. Это коллективная монография ценна как первая попытка создать картину развития воронежского края в контексте отечественной истории. К участию в работе над сборником был привлечён широкий круг местных учёных и специалистов в области культуры.

Для более полного раскрытия содержания выставленных изданий организаторами экспозиции привлечено много дополнительного материала, включающего труды известных краеведов и историков, иллюстративный и фотоматериал.

Выставка «Строки, имена, судьбы: юбилейные воронежские изданиям» работает на втором этаже главного корпуса «Никитинки» (площадь имени Ленина, 2).

Вход – свободный.

Источник: http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=55664


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное