← Сентябрь 2011 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Мир делится по половому признаку Половой вопрос настолько важен, что в его свете предстаёт перед нами весь мир. Несколько экспериментов из США и Индии доказывают, что абстрактные вещи у людей любой национальности делятся по гендерному признаку. Кроме того, предметы «приобретают» половую принадлежность благодаря внешнему виду. Дэвид Гал и Джеймс Уилки из Северо-Западного университета (США) показали, что мясные блюда воспринимаются более мужественными, а салаты и кисломолочные продукты — женственными. Стол или мусорный бак «меняют» пол в зависимости от того, какие у них края — угловатые или округлые. Г-н Уилки и психолог Гален Боденхаузен из того же вуза выяснили также, что эта тенденция распространяется и на абстрактные понятия. Они попросили добровольцев оценить иностранные имена и фамилии (например, Алексеев). Выяснилось, что если имя шло под нечётным числом, то оно чаще воспринималось как мужское, а если под чётным — как женское. Любопытно, что никто из участников эксперимента не признался в том, что номера как-то повлияли на его мнение. Затем Уилки и Боденхаузен показали респондентам фотографии младенцев. Та же ситуация: первый ребёнок чаще называется мальчиком, второй — девочкой. И снова — никакого представления участников о том, что ими манипулируют цифры. Эксперимент сначала провели в США, а потом повторили в Индии — с одинаковыми результатами. Любопытно, что это представление уходит корнями в глубокую древность: и пифагорейцы, и китайские философы наделяли нечётные числа мужским родом, а чётные — женским. Наше стремление видеть пол во всём, даже в числах, — это напоминание о том, насколько важен половой вопрос в восприятии мира. Когда людей заставляют верить, что объект обладает другим полом, меняется и отношение к нему. Например, исследователи из Стэнфордского университета (США) Клиффорд Насс, Юн Ме Мун и Нэнси Грин наблюдали за тем, как люди взаимодействуют с компьютером, разговаривавшим с ними мужским или женским голосом. Выяснилось, что в первом случае он воспринимался как более дружественный, надёжный и информированный, хотя люди прекрасно понимали, что речь идёт о машине, а не о человеке. Пол помогает нам понять, как тот или иной человек связан с остальным миром. Источник: http://www.infomaniya.ru/news/2379. Прелюбопытнейшее занятие захватывает все больше жителей Вологды в общий «круг» Прелюбопытнейшее занятие захватывает все больше вологжан в общий «круг». Среди них есть педагоги, юристы, инженеры, врачи и даже пожарные. В областной библиотеке имени Бабушкина собираются люди, которые увлечены составлением своего генеалогического древа. Библиотекари консультируют их и подсказывают различные пути поиска родственников. Вологжанин Владимир Воропанов недавно разыскал своего отца, четырех родных и еще одиннадцать двоюродных братьев и сестер. Знающие люди поделились с корреспондентом «Комсомолки», с чего нужно начать, если хочешь собрать свою родословную. - Первый шаг - поговорить со всеми родственниками, особенно самыми старшими, - делится опытом Владими Воропанов. - Нужно посмотреть все документы от семейных фотографий до свидетельств о рождении и заключении брака. Подобные сведения о смене фамилий предков очень важны для поисков. Допустим, очень многие вологжане, уходя на Первую мировую войну, были, к примеру, Смирновыми, а возвращались и становились Храбровыми. Кстати, корреспондент «КП», последовав этому совету, выяснил для себя прелюбопытнейшую историю. Дедушка, обрадовавшись, что внука интересует эта тема, рассказал, что прапрабабушка его была грузинкой по национальности. И прапрадед выкрал ее из семьи. А чтобы влюбленных не нашли родственники девушки, он сменил свою фамилию с Решетова на Котова. Так что его предков нужно теперь искать по первоначальной фамилии. Второй шаг в поисках - поход в ЗАГС. Здесь можно узнать информацию о родственниках, живших в советский период. Отправляясь туда, обязательно возьмите с собой паспорт и документы, подтверждающие родство с теми людьми, которых вы собираетесь разыскивать. Это может быть свидетельство о браке ваших родителей, свидетельства их рождения и так далее. Много информации о родственниках, живших во время Великой Отечественной войны, можно почерпнуть из «Книг памяти» или различных электронных базах данных. Например, в объединенной базе данных «Мемориал» хранится до 20 миллионов записей о россиянах, живших в СССР во время войны, воевавших или погибших при репрессиях. Следующий этап поиска - это поход в Государственный архив. Тут нужно быть готовым к тому, что за некоторые документы придется заплатить. Цена зависит от древности и ценности документов. - Раньше, до 1917 года, функции ЗАГСов выполняла церковь, - поясняет Владимир Воропанов. - Каждая церковь имела приход - некоторое количество деревень, откуда люди приходили в эту церковь. В каждом приходе велись особые метрические книги, куда заносились данные о прихожанах. Сейчас приходские книги - в Государственном архиве Вологодской области. Правда, не все они сохранились до наших дней. Отправляясь в архив, выясните сначала, к какому приходу относились ваши предки. В этом вам поможет «Церковно-исторический атлас Вологодской области», который находится в библиотеке имени Бабушкина. - У нас в библиотеке есть издание, где указаны все приходы и все церкви Вологодской области, - говорит Наталья Фарутина, заведующая отделом редкой книги. - Книгу составила вологжанка Нина Македонская. Здесь есть список всех церквей и названия приходов, а так же карты, где можно посмотреть расположение церкви и окрестных деревень. Используя эти данные, можно узнать метрики какого поселения вам нужно искать в архиве. Например, корреспондент «КП», зная, что его дедушка родом из деревни Сибла, смог выяснить, что его предки были прихожанами Николаевской Пустораменской каменной церкви, построенной в 1764 году в Кадниковском уезде. Далее нужно удостовериться, действительно ли ваши предки приходили в ту или иную церковь. Для этого в архиве нужно сначала запросить так называемые исповедные ведомости. По этим документам можно выяснить даты рождения, женитьбы, смерти, да и просто дни, когда ваш прапрадед приходил на исповедь, например. - В исповедной ведомости за конкретный год вы нашли своего предка. У него по исповедной ведомости есть дети. Например, там сказано, что первому сыну шесть лет. Шесть лет отбрасываешь от даты, за которую смотришь ведомость, и узнаешь дату бракосочетания предка, - объясняет Владимир Воропанов. - Женились обычно за год до рождения первого ребенка или в этот же год. За эти пару лет можно посмотреть метрики и сравнить, есть ли записи о бракосочетании у данного человека. Так вы найдете дополнительные данные о конкретном предке, и о его жене. Там будет написано откуда она, как ее фамилия, сколько ей было лет. Так будет продолжаться ваша цепочка. Кстати Для тех, кто категорически не хочет дальше оставаться Иваном, родства не помнящим, каждый месяц в областной библиотеке имени Бабушкина проходят семинары. Библиотекари совершенно бесплатно консультируют всех, кто занялся составлением своего генеалогического древа. Очередной такой семинар запланирован на субботу, 3 сентября, с 11:00 до 14:00 в зале №12 на 3-м этаже библиотеки. - Я на этих встречах выкладываю все книги, справочники, словари, где есть названия населенных пунктов Вологодчины, история их происхождения, истории фамилий и другие материалы, которые могут пригодиться в поисках предков, - говорит библиотекарь Наталья Фарутина. Справка «КП» Государственный архив Вологодской области находится на улице Мальцева, 17 в Вологде. Бланк с заявлением на запрос документов можно заполнить в столе справок с понедельника по четверг с 8 до 12 часов. В читальном зале можно заниматься в понедельник с 10 утра до 16:30, со вторника по четверг с 8:30 до 16:30 с перерывом на обед. По возникшим вопросам можно обращаться по телефону - (8172) 72-78-61. Источник: http://kp.ru/online/news/964014/ Владимир Селюк - об исторических вещах Омска Наш собеседник - известный омский краевед и коллекционер Владимир Иванович Селюк. Всю сознательную жизнь он собирает вещи и предметы, помогающие изучать историю нашего города. Себя он с гордостью причисляет к членам нигде не зарегистрированной партии - патриотов Омска. - Владимир Иванович, говорят, что вы появились на свет в сталинском лагере, где в то время находилась ваша мать. Верно? - На самом деле я родился в Омске. По документам действительно одно время был приписан к лагерю, где за пребывание в плену сидела моя мать. - Кто были ваши предки, ведь вы, как краевед, по определению должны знать свою генеалогию? - Один из моих праотцев жил здесь на один год позже основания Омской крепости, я выяснил, что умер он в очень преклонном возрасте в 1742 году. Через него идет моя чисто омская линия, например одна из бабушек принадлежала к роду Оконешниковых. По отцовской линии родословную веду с 1870 года, когда в Сибирь из Черниговской губернии приехали Селюки. Мой прапрадед Гордей Иванович Селюк, участник Крымской войны, упоминается в исторических книгах. Дед Прокопий Андреевич Селюк, поручик в армии Колчака, был репрессирован, отсидел в лагере. Счастливо избежал расстрела. Умный был, предусмотрительный. Его сын и дочери воевали на фронтах Великой Отечественной. В юридический институт я поступил по его настоянию. Иди, говорит, в юридический, чтоб тебя не взяли голыми руками. А я хотел поступить в историко-архивный институт, но послушал совета деда. И правильно сделал - никто меня не смог взять голыми руками, хотя относились ко мне власти по-разному, мэры чуть не из кабинета выгоняли... Юрисконсультом я получал хорошую зарплату. Бросил юриспруденцию, понял, что это не мое. Устроился методистом в управление культуры на мизерную ставку. - Сколько в городе коренных омичей и кого следует считать таковыми? - По моим подсчетам, в городе проживает приблизительно 85 тысяч жителей в третьем поколении. Ощущаю себя коренным омичом не только по рождению, но и по духу. Старые снимки, вплоть до нынешних дней, мне помогает собирать Общество коренных омичей, деятельность которого я считаю очень важной для города. Членами общества являются русские, украинцы, белорусы, немцы, поляки, евреи, татары. Вот сколько национальностей в городе можно считать коренными! - С чего для вас началась поисково-краеведческая работа? - Моя первая выставка с показом старинных открыток, зеркал, предметов быта, уникальных вещей дореволюционного периода прошла в 1989 году. Именно тогда люди стали интересоваться прошлым. Стали спрашивать: как называлась та или иная улица, почему она так называлась? С подачи Общества коренных омичей в городе появились таблички с двойными названиями улиц. Общество содействовало изданию книг по истории Омска. Создали некрополь на месте бывшего Казачьего кладбища в Центральном округе. Сейчас в некрополе есть старинные надгробия, военный мемориал со списками погибших воинов. Территория огорожена железной изгородью, благоустроена, засажена деревьями. А ведь здесь хотели автостоянку сделать. Казачье кладбище - часть истории города, на нем хоронили губернаторов, военных, казаков, кадетов, железнодорожников, купцов и других почтенных граждан. Мы гордимся, что по инициативе Общества коренных омичей создана Аллея Литераторов на бульваре Мартынова. Cейчас эта аллея - заметная часть городского ландшафта. Я не нашел в Интернете сведений, чтобы где-то еще, кроме Омска, существовала подобная аллея. Создание Общества коренных омичей считаю одной из главных своих заслуг. Другая заслуга - создание музея городского быта. Подарить городу такой музей - цель моей жизни. Тут собраны предметы начиная с середины XVIII века, например бревна от дома основателя второй Омской крепости Ивана Ивановича Шпрингера, датированные 1768 годом. Он сначала себе дом построил, потом - крепость. Полностью есть предметы 19 века, 20-го и так далее. Могила Шпрингера, кстати, находится рядом с подземным переходом на площади Ленина, на этом месте береза растет. Надо там памятный камень поставить... В музее свыше 60 тысяч экспонатов. Особую ценность представляют документы, рассказывающие об истории Омска, России, а также о русской эмиграции. - О вашей коллекции ходят легенды... - Примерно двадцать тысяч экспонатов я сдал в историко-краеведческий музей. Однажды отнес седло амазонки, потом оказалось, что его выбросили, боялись, что моль заведется. Наверное, они правы, но после этого случая перестал относить туда предметы старины. И уже лет сорок собираю свой музей. Как это бывает? Идешь - дом старый ломают. Спросишь, нет ли чего-то ненужного - хозяева не отказывают. В дровяном сарае, помню, одна вдова держала древние книги, которыми топила печь в доме. Бери, говорит, только не все, оставь мне на растопку. Я отобрал штук двадцать наиболее ценных фолиантов, теперь они в музее. Два года назад оказался возле котлована в Тобольске. Залез туда - и обнаружил в слое почвы слюдяное оконце. Огромная редкость, в Омске такого не было. Сберечь все это - проблема. Был у меня частный дедов дом на 5-й Линии, весь уставленный старинной мебелью, этакий ретросалон. Эксклюзивная мебель. Шведский шкаф, который открывался по-особому. Венские стулья. Хорошо, хоть часть из них сохранилась здесь. Дом сгорел вместе с мебелью. Думаю, его намеренно подожгли: мешал стройке. Некоторые экспонаты мне особенно дороги, мухоловки к примеру. Это такой сосуд стеклянный, внутрь наливали квас, туда залетали мухи. К сожалению, одну такую мухоловку случайно разбили гости. Но в основном потери происходили от воровства. Когда набор старых открыток украли, пришлось восстанавливать. - У вас есть соображения по поводу 300-летия Омска? - Предложения Общества коренных омичей не требуют глобальных затрат. Раз есть Омская крепость, значит, должна быть отражена история воинства. Должны быть представлены образцы военной формы разных эпох. Второе. Наметить, где нужно установить памятные доски и знаки, отражающие историю образования, здравоохранения, культуры, промышленности. Уверен, не будет праздника без музея городского быта. Люди должны иметь возможность прийти сюда и окунуться в прошлое, посмотреть, какие предметы и вещи окружали наших земляков сто, двести лет назад. Мечтаю, чтобы улице Рабиновича вернули название Воздвиженской, названной так в честь одной из первых омских церквей. Мечтаю также, чтобы восстановили Воскресенский собор, тем более что он органично вписывался в архитектурный ансамбль Омской крепости. Всего у нас 56 предложений по празднованию 300-летия. Надеюсь, к нам прислушаются. Справка Владимир Иванович Селюк родился 6 октября 1943 года в Омске. По окончании средней школы № 72 поступил в Рижское художественное училище, где приобрел специальность краснодеревщика. Высшее образование получил в Свердловском юридическом институте. До 40 лет работал юрисконсультом, затем оставил эту работу, полностью отдался краеведению и собиранию предметов омской старины. Со временем их набралось столько, что понадобилось открывать музей городского быта, директором которого он стал. Председатель Общества коренных омичей. Президент русско-французского культурного центра в Омске. Член топонимической комиссии, градостроительного совета города, координационного общественного совета при мэре Омска. Источник: http://omskgazeta.ru/kultura/vladimir_selyuk_-_ob_istoricheskih_veschah_omska/ "Чёрная тень" депортации Представитель немецкой диаспоры Республики Коми Олег Штраллер принял участие в прошедших на Саратовской земле памятных мероприятиях, посвящённых 70-летию со дня принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Как уже сообщало «Красное знамя», 28 августа этого года исполнилось 70 лет со дня принятия Указа «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». К этой дате была приурочена прошедшая на днях в Саратове четырёхдневная международная (российско-германская) научно-практическая конференция. В работе форума и других памятных мероприятиях участвовала делегация представителей Немецкой национально-культурной автономии Коми, возглавляемая потомком депортированных немцев Поволжья, а также заместителем министра национальной политики республики Андреем Лазицким и председателем региональной ННКА Олегом Штраллером. В Саратов прибыла также большая группа отечественных и германских учёных, занимающихся исследованиями истории российских немцев, в том числе профессор Виктор Фаузер из Коми научного центра УрО РАН. Историческая несправедливость Как известно, Президиум Верховного Совета СССР в начале войны огульно обвинил поволжских немцев в измене Родине и пособничестве фашистским захватчикам. В тексте Указа говорилось, что «среди немецкого населения… имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселённых немцами Поволжья». На основании данного правового акта в сентябре 1941 года около 450 тысяч поволжских немцев были изгнаны из мест проживания и депортированы в дальние районы Сибири и Казахстана. Немецкая автономия на Волге была упразднена. Между тем будет несправедливо не напомнить, что в начальный период войны на фронтах воевали до 25 тысяч советских немцев, в том числе ряд генералов, большое число старших и младших офицеров (до того, как советских немцев на основании директивы Госкомитета Обороны СССР стали вывозить из Красной Армии). Так, в составе гарнизона легендарной Брестской крепости сражались две сотни советских немцев (рядовые, младшие командиры, офицеры). Десять советских немцев за ратные подвиги удостоены звания Героя Советского Союза. Один из них – поволжский немец Вольдемар Карлович Венцель, ушедший на фронт под русскими фамилией, именем и отчеством, – Венцов Владимир Кириллович. Он был одним из сотен соплеменников, кто намеренно изменил имя, чтобы сражаться на поле брани под русским именем… В условиях военного времени все трудоспособные советские немцы были подвергнуты насильственной мобилизации в трудовую армию для работы на различных объектах гражданского и оборонного назначения, в том числе и в Республике Коми. Трудармейцы вынесли тяжелейшие лишения, утраты и страдания. Непосильный труд, голод и болезни свели в безымянные могилы тысячи советских немцев, не доживших до Победы и до восстановления гражданских прав. Только через 23 года тот же орган верховной власти Советского Союза снял с российских немцев обвинения в пособничестве фашистскому агрессору. Однако их возвращение на Волгу и восстановление автономии не предусматривались. Встреча с прошлым На конференции в Саратове были рассмотрены общие проблемы начала войны, депортационной политики СССР и её последствия, а также дана оценка гражданской идентичности и этнической самобытности российских немцев в местах депортации. Прозвучало около трёх десятков докладов, в том числе выступление Фаузера «Российские немцы в Республике Коми: мониторинг ситуации с окружающим миром». По итогам форума приняты рекомендации, предусматривающие продолжение исследований истории российских немцев. В рамках памятных мероприятий в областном центре была организована выставка работ немецких художников Льва Вейберта и Михаила Дистергефта «Природа памяти. Память природы». Два художника, два товарища, две похожие судьбы, отразившие трагедию целого поколения и народа – российских немцев. В городе Энгельс состоялось открытие памятника «Российским немцам – жертвам репрессий СССР». Скульптурно-художественная часть монумента состоит из двух фигур: мужчина, уходящий в чёрное пространство стены, в неизвестность (прощальный задумчивый взгляд – расставание с прошлой жизнью и будущая неизвестность); и юноша, потомок депортированных немцев, выходящий из чёрной плоскости, как символ возвращения на родину предков. Руки юноши открыты разворотом к зрителю, что символизирует чистоту намерений без груза обид и ненависти. Депортированным немцам, ныне людям пожилого возраста, и их потомкам – участникам памятных мероприятий – была предоставлена возможность побывать в населённых пунктах бывшей Немецкой республики Поволжья. Заместитель министра национальной политики РК Андрей Лазицкий посетил село Верховье Жирновского района Волгоградской области (ранее – село Зейвальд кантона Франк АССР немцев Поволжья — прим.авт.), откуда родом его предки со стороны матери. Заместитель председателя Немецкой НКА РК Рейнгольд Бихерт побывал в селе Кано Старополтавского района Волгоградской области (прежде – кантон Палласовка АССР немцев Поволжья — прим.авт.). Отсюда в начале 1930 года раскулаченные семьи его родителей были высланы в Коми край. В село Кано предки Бихерта прибыли в первых партиях немецких колонистов из Германии во времена российской императрицы Екатерины II. С верой в лучшее В городе Марксе, бывшей первой столице Коммуны немцев Поволжья, в трагический для российских немцев день, 28 августа, состоялось поминальное экуменическое богослужение, которое провели представители религиозных конфессий России и Германии. В памятных мероприятиях на Саратовской земле участвовали заместитель министра регионального развития РФ Максим Травников, а также официальные лица с германской стороны. Участники и гости международной конференции в Саратове ещё раз осмыслили трагический период в жизни своих соплеменников при сталинском режиме. Дискуссии и встречи показали, что ни одна этническая группа в Советском Союзе не подвергалась таким репрессиям, как немцы. В XX веке они перенесли пять массовых депортаций... Сегодня в живых остались единицы из тех, кто перенёс насильственное переселение на Север во время коллективизации, депортацию 1941 года и трудармию, кто самоотверженно трудился на восстановлении народного хозяйства страны после страшной войны, кто сумел сохранить своё национальное достоинство, культуру и язык предков и остался жить на своей второй Родине – в Республике Коми, отметившей 22 августа 2011 года 90-летие государственности. В последний день пребывания в Саратове Андрей Лазицкий и Рейнгольд Бихерт ознакомились с этнографическим комплексом «Национальная деревня народов Саратовского края» на знаменитой Соколовой горе, где также размещён впечатляющий государственный музей Боевой Славы. Национальная деревня воссоздаёт нравы и обычаи различных народностей, населяющих эту землю. В числе подворий есть и немецкое, хранящее национальную культуру носителей языка Гёте. Хотелось бы, чтобы и Республика Коми в ближайшие годы обрела наконец свою национальную деревню, как в Саратове. Источник: http://komikz.ru/news/history/?id=4045 Забытые погосты Кунгура. Журналистское расследование К нашей памяти взывают тысячи предков, похороненных возле церквей. До революции Кунгур называли городом церквей. И не случайно: город украшали свыше 20 православных храмов, церквей и часовен! До 1772 года, когда Екатерина II издала указ о запрете похорон в городах, кунгуряки обретали последний приют возле церквей. Но и позже у храмов хоронили священнослужителей и именитых горожан. Остались ли следы могил, как увековечена память предков? Восстановить историческую справедливость попытался корреспондент газеты "Искра" Владислав Одегов. Фото автора. На месте церкви – ДК На месте, где сейчас ДК машиностроителей стояла Скорбященская церковь. Ее снесли в 30-е годы, ДК возвели в 1957 году. По версии народного мастера Пермского края Надежды Гармановой, основная часть клуба в целях экономии построена на старой основе и сохранила структуру бывшей церкви. - В подвале клуба видела старую кирпичную кладку, - сказала Надежда Степановна. Вместе с заместителем директора клуба Надеждой Мальковой обошли подвал. Некоторые стены действительно из красного кирпича, но от старой ли это церкви? Фотохудожник, художественный руководитель фотоклуба «Сылва» Андрей Поляков считает, что нет. С ним согласен ветеран труда Михаил Шнайдер, он утверждает, что церковь стояла «левее», там, где сейчас мемориальный комплекс воинам-машиностроителям. Где были могилы, точно тоже никто не знает. Возможно, под клубом? - Когда строили ДК, рабочие наткнулись на два цинковых гроба, в одном из них были останки знаменитого кунгурского купца Алексея Чуватова, похороненного у Скорбященской церкви в 1902 году, - рассказывает его праправнучка Вера Неволина.- Во втором – его старшей дочери Ольги. Младшая дочь купца Екатерина Лисинская перезахоронила останки на кладбище Всехсвятской церкви. Больше о фактах перезахоронений мы не знаем, хотя могилы там остались. Наверное, плохо танцуется или поется, когда знаешь, что рядом под землей – кладбище. А Надежда Малькова на полном серьезе сказала нам, что рабочие в подвале клуба иногда видят женское привидение… И базар… Успенская церковь, Тихвинский и Преображенский храмы, к счастью, не разделили судьбу Скорбященской церкви и по-прежнему украшают город. Но следов могил, увы, тоже нет. Никто не может обрисовать и точные границы кладбищ. - На планах города того времени стоят лишь кресты, точной выкопировки никто не делал, - поясняет зав. музеем истории купечества Ольга Ренева Да и могли ли предположить наши предки, что когда-нибудь их потомки будут взрывать церкви, сносить церковные ограды, рушить и разворовывать памятники?! - Знаете, что торгуете на могилах? – спрашиваем у продавцов, предлагающих товар на базаре возле Успенской церкви. Одни смущенно пожимают плечами, другие говорят: - Этого не может быть! К сожалению, может. Первый предел Успенской церкви освятили в 1755-м, и таким образом, всех ее умерших прихожан хоронили здесь на законных основаниях, до указа Екатерины II, в течение 17 лет. А именитых горожан – и в XX веке. - 22 декабря 1918 года в ограде Успенской церкви похоронены расстрелянные красноармейцами в сентябре того же года купцы Алексей Плоскирев, Николай Жебелев, Иван Носков, Петр Носков, Василий Елтышев, Семен Зырянов, - говорит директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов. От старого-кусочек ограды На территории Преображенского храма сохранился небольшой фрагмент старой церковной ограды из бутового камня и красного кирпича. Управляющий Василий Бартов рассказал, что при раскопках, которые делали здесь под контролем археологов, когда прокладывали теплотрассу, наткнулись не на старые могилы, а на четыре детских скелета младенцев до года; детские черепа нашли также в погребе. Как они тут оказались – загадка. По мнению Василия Борисовича, это произошло уже в советские времена, когда в здании церкви находились различные организации. Но где-то здесь должны быть могилы, в частности, жены известного краеведа Евгения Золотова, Лидии, умершей в возрасте 25 лет… Выкопали и «потеряли» Лет 15-20 назад в Кунгуре недалеко от Тихвинской церкви, возле здания по ул. Октябрьской, 25-а, при раскопках нашли надгробие придворного советника Николая Столбова. - Его вот к этому дереву прислонили, - вспоминает Ольга Ренева, – но потом, к сожалению, оно бесследно исчезло. По сведениям Сергея Мушкалова, в ограде покоятся родители знаменитого купца Алексея Губкина, его племянница Фекла Столбова (похоронена в ноябре 1912 года), дочь Столбовых Мария Николаевна (умерла в 1915-м). Хотелось бы сказать «и другие», но, к сожалению, мы этого не знаем. - Ведь при советской власти все исторические данные были изъяты у церквей, - поясняет настоятель Тихвинского храма Олег Ширинкин. – Половина уничтожена, обрывки сведений хранятся в городском музее, архивах, в том числе Санкт-Петербурга. А кладбище тут, конечно, было. И находилось, скорее всего, за алтарной апсидой, где довольно внушительное пространство. Не все утрачено До последнего времени в городском архиве Кунгура хранились метрические книги кунгурских церквей, но только с 1865 года. Недавно они переданы в краевой архив. - Архив создает систему объединенных данных «Поколения Пермского края», - говорит директор Кунгурского архива Любовь Долгорукова. - Все сохранившиеся «Метрические книги» и «Ревизские сказки» будут отсканированы и станут доступны каждому пользователю интернета. И действительно, набрав в поисковой системе слова «Поколения Пермского края», я без труда нашел «Метрические книги» кунгурских церквей Благовещенского собора, Успенского, Преображенского и Тихвинского храмов, созданные ранее 1865 года. Правда, они лишь за несколько лет - 1795-1796, 1800-1801. Но все равно лучше, чем ничего. Первое кладбище Оно располагалось в районе современной Соборной площади, где с 1684 года стояла первая в Кунгуре деревянная Параскевинская церковь, а позже каменные красавцы-соборы: Благовещенский (освящен в 1704 году) и Богоявленский (в 1740-м). В 2003 году во время прокладки теплотрассы, недалеко от трибуны, обнаружили массовые захоронения. По оценке археолога Александра Жуковского, тут покоится не менее 2500 кунгуряков. Останки людей выкапывали здесь и в XIX веке. Краевед Евгений Золотов в своей рукописи «Церковно-приходская летопись г. Кунгура» (хранится в городском музее) пишет, что в 1884 году, «когда рыли канавы для бута ограды и часовни то находили много человеческих костей, которые собирали в одно место, а потом положили под Алексеевскую часовню и к Благовещенским воротам». - Речь, скорее всего, идет об останках самых первых жителей Кунгура, а возможно, и деревни Сосновый мыс, на месте которой основан наш город, - считает зав. музеем истории купечества Ольга Ренева. И купцы, и красноармейцы Из 2,5 тысячи похороненных на площади историки и краеведы знают лишь несколько десятков имен. - В ограде кунгурского Благовещенского собора (уничтожен в 1939 году – В.О.) похоронены протоиереи Иоанн Любимов, Михаил Холмогоров (1898), Петр Луканин (1856), - рассказывает Сергей Мушкалов. – Последние захоронения – 23 декабря 1918 года – «невинно расстрелянных крамольниками». Среди них братья Семовских, зав. мастерскими Губкинского технического училища Алексей Порозов. Под алтарем Богоявленского собора (взорван в 1937 году) – семья купцов-благоустроителей храма Пономаревых: Ивана Алексеевича (погребен в марте 1906 года), его мать Афанасья Дмитриевна (в декабре 1910). Хоронили на площади своих героев и красноармейцы. На последних «Грибушинских чтениях», прошедших в Кунгуре, сотрудник Суксунского краеведческого музея Наталья Токарева обнародовала воспоминания Валентины Павловны Бунаковой (Стародумовой) о своем брате кунгурском комиссаре Анатолии Стародумове, которого в 1918 году похоронили в ограде памятника защитникам города (красные называли его памятником Пугачеву). «Похороны Анатолия были очень торжественные. И могила была в центре города, в ограде памятника Пугачеву, и были отданы воинские почести, и залпы взвода красноармейцев, и нарядный гроб, и много дорогих венков. И даже всю гимназию не учили: внедряли новый быт в сознание гимназисток. Ведь это были самые первые гражданские похороны в Кунгуре, и речи говорили его товарищи комиссары… Когда белые заняли Кунгур, тело Толи выкопали и увезли на кладбище, куда свозили все городские нечистоты». Укор живым В мае прошлого года при проведении земляных работ по улице Пролетарской, 6 строители нашли 500-килограммовое надгробие Елизаветы Губкиной, дочери известного купца-мецената, в память о которой он построил в Кунгуре рукодельную школу для девочек-сирот (в наши дни известно как педучилище). Как оно попало сюда? Четырехлетнюю девочку похоронили в 1863 году в семейном склепе Губкиных на Иоанно-Предтеченском кладбище, первом загородном погосте, организованном в 1773 году (возле современного Никольского храма). В 1875 году там же упокоилась ее мать Татьяна Ивановна, 11 декабря 1883 года – знаменитый отец. К этому времени на кладбище были тысячи могил кунгуряков. В 1884 году, когда внук Губкина Александр Кузнецов в память о деде затеял строительство нового храма (известен в народе как Никольский), были потревожены десятки могил. Что и зафиксировал современник событий корреспондент «Екатеринбургской недели: «Работы уже начались: передняя часть церкви (алтарь) сломана, копают рвы для закладки фундамента; приходится при этом разрывать массу могил, так как при настоящей церкви – кладбище». Где могилы Губкиных? По описаниям очевидцев, алтарная часть Никольского храма - на могиле Губкина, которая, к сожалению, до сих пор не найдена. Лариса Арапова, несколько лет работавшая управляющим делами Никольского храма, сказала, что были планы восстановить склеп Губкиных, но они не реализованы. Да это и трудно сделать. Где могилы Губкиных – никто точно не знает. По одной версии - они были в одном склепе. Но, судя по рисунку художника Андрея Шиловского, сделанному 2 августа 1918 года на Никольском кладбище, памятник Т.И. Губкиной находился возле храма. Рядом, очевидно, стояло украденное надгробие ее дочери Лизы. Но оно хоть дошло до нас, а вот памятник, привлекший свой красотой художника, как и сотни других, бесследно исчезли. 25 апреля 1972 года в кунгурской «Искре» опубликована заметка о том, что рабочие металлообрабатывающего завода (так прежде в СМИ называли заключенных ИК-30) на глубине полутора метров нашли чугунное надгробие Тимофея Ивановича Хлебникова, отца знаменитого путешественника, видного деятеля Российско-американской компании, исследователя Северной Америки Кирилла Хлебникова. Что стало с уникальной находкой дальше – тоже никому не ведано. Чтобы помнили В статье «Разгром Вознесенской обители» («Искра», 18 февраля 2006 года) я уже писал о причинах вандализма, жертвами которого стали храмы и погосты. Да, безусловно, виновата власть с ее фанатичной антирелигиозной пропагандой и безумными решениями. Ну, почему например, в 1940 году разместили танковое училище на старом Вознесенском кладбище?! Но часть вины кунгурякам нужно принять на себя. Ведь те же надгробия со старых могил утащил не один человек! В результате от старых погостов, где похоронены тысячи наших предков, практически мало что осталось: 15-20 памятников на Вознесенском кладбище и одна надгробная плита в Никольском храме. Вирусом забвения, поражена и часть современных жителей: обойдите Всехсвятское кладбище, и вы заметите массу заброшенных могил. Увидите и следы вандализма – крадут металлические оградки. К счастью, не все из кунгуряков «иваны, родства не помнящие». К примеру, кунгурячка Вера Неволина с родными навещает на Вознесенском кладбище место, где была похоронена ее бабушка дочь священника Ольга Покровская. Отсчитывают от третьего окна храма 12 шагов и кладут цветы на асфальт. По инициативе директора музея-заповедника Сергея Мушкалова второй год реализуется проект «Вознесенский некрополь» - приводится в порядок старое кладбище. Посетительница сайта «Искры» molekulka136 предлагает на месте уничтоженных церквей и кладбищ ставить поклонные кресты: «Когда едешь в Дивеево, к мощам преподобного Серафима Саровского по дороге стоят большие поклонные кресты, указано, что на этом месте были когда-то храмы. Почему-то в нашем городе никто об этом не задумывается. Читая «Кунгур Православный», обратите внимание, когда шел крестный ход из Кыласово, сколько было храмов. Можно долго говорить об этом, и махать руками, ничего не изменится. Паломничая по святым местам, видишь как на кладбищах, на могилках священнослужителей, монахов, святых людей теплятся лампадки, проводятся панихиды, паломники идут поклониться на могилку, прося святых молитв. У нас у Всехсвятского храма также захоронения святых людей! Вот вам история, которую мы все тихо забываем...» Благочинный церквей Кунгурского округа протоиерей Олег Ширинкин также приводит в пример практику московских храмов: - Если при раскопках находят черепа, устраивают братскую могилу и ставят крест в память о всех похороненных. Зав. музеем истории купечества Ольга Ренева считает: - Нужно ставить мемориальные доски. - Цветники хотя бы разбить, - предлагает Вера Неволина. - По генплану развития Кунгура возле ДК машиностроителей остается зеленая зона,- говорит главный архитектор Кунгура Владимир Смирнов. – Такая же зона будет создана возле Успенской церкви после передачи ее верующим. На Соборной площади будет установлена часовня. Два года назад прежний настоятель Тихвинской церкви обращался с просьбой об установке поклонного креста, но было отказано, потому что прежде нужно решить вопрос с переводом редакции телевидения в другое здание. Генплан – лишь основа развития города. Что будет установлено на тех же зеленых пятачках в память о наших предках: поклонные кресты, мемориальные доски или ничего, как сейчас? Последний приют – в центре города До 1722 года, в котором Екатерина II в целях профилактики распространения заразных болезней запретила хоронить умерших в городах, в Кунгуре уже было четыре церкви. Кунгуряки обретали последний приют на погостах у Благовещенского собора – освящен в 1704 году, Богоявленского храма (1740), Тихвинской церкви (1758), Успенской церкви (1755). Еще раньше в Кунгуре были деревянные церкви: Параскевинская (известна с 1684 года), Успенская (в документах упоминается с 1716 года). Метрические книги – через Интернет Государственный архив Прикамья создает систему объединенных данных «Поколения Пермского края», - В ней будут собраны все сохранившиеся «Метрические книги» и «Ревизские сказки» . Их отсканируют, и они станут доступны каждому пользователю интернета. Набрав в поисковой системе слова «Поколения Пермского края», вы найдете «Метрические книги» кунгурских церквей. Источник: http://iskra-kungur.ru/index.php?newsid=3482 О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||