Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Корни и крона

"Уважаемая Валентина Петровна! Объясните происхождение двух довольно редких, на мой взгляд, фамилий. Первая - Дужик. Предполагаю, она образована от белорусского прилагательного "дужы". Так ли это? Вторая - Шит. Это девичья фамилия моей бабушки. Есть ощущение, что фамилия имеет немецкие корни.

Инна Дужик, Гродно".

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

- Вы правильно объяснили происхождение своей фамилии. Дужи, Дужик - это прозвание людей крепких здоровьем, физически сильных, выносливых. По этому признаку имена-прозвания давались еще в древности. Некоторые из них фиксируют старобелорусские именословы: Дужий, Дуж, Двужильный.

Шит, Шиц - это прозвание тех, кто имел какое-то отношение к шитью одежды. Их детям давали прозвания Шитик, Шиток, Шитька, Шитенок, Шитов, Шитько, Шитьков. Отсюда и аналогичные фамилии.

"Я давно хочу узнать историю фамилии Шкумаев. В нашей семье ее носят уже 4 поколения. Ни разу однофамильцев не встречала.

Елена Шкумаева, по электронной почте".

- Фамилия Шкумай образована от прозвания Скумай по действию глагола "скумиться" - "стать друг у друга кумовьями, покумиться между собой". Замена с на ш - обычное явление в разговорной практике. У россиян есть фамилия Скумник такого же происхождения. Суффикс -ев обозначает родственные связи. Шкумаев - сын или иной потомок Шкумая.

"Я прожил уже 85 лет и до сего времени не знаю, что означает фамилия, которую ношу, - Ханевич.

Николай Ханевич, Стародорожский район".

- Основой для фамилии Ханевич послужило имя Ханя (производное от Ханас, Хванас - в обоих случаях ударение на втором слоге). Ханас, Хванас, Ханя - разговорные варианты церковного имени Афанасий (в переводе с греческого "бессмертный"). Суффикс -ич указывает на родственные отношения: Ханевич - потомок Хани.

"Фамилия моего отца Алишевский. Мама носит фамилию Хилько. Моя в замужестве - Вакульчик. Все родные родом из Беларуси. Хочу узнать, что лежит в основе фамилий? И еще большая просьба: если возможно, подтвердите или опровергните происхождение названия нашей деревни Доросино от фамилии пана, основателя деревни - Доросинца.

М.Вакульчик, Любанский район".

- Алишевский мог быть родом из деревни Алишевичи Пружанского района, ее основателем или владельцем. Возможен и другой способ образования: от личного имени Алисей, которое является вариантом церковного имени Елисей (в переводе с древнееврейского - "спасаемый Богом"). Сначала имя имело форму Елис, Елисей, потом е было заменено на а (Алис, Алисей). Отсюда и белорусские фамилии Елис, Елисей, Алис, Алисей, Алисейчик.

Хиль, Хилька, Хилько - разговорные варианты редкого церковного имени Ахилл или Ахиллий (в переводе с греческого "Ахиллес"). Ахиллес (Ахилл) - один из храбрейших греческих героев.

Вакульчик - потомок Вакулы. В переводе с греческого Вакул(а) - "пастух". От этого имени и его производных образованы и другие белорусские фамилии: Вакула, Вакулов, Вакулич, Вакулюк.

Что касается названия деревни, то ближе всего к истине отфамильная версия происхождения названия деревни Доросино. В древности это деревня Доросин, которая впервые упоминается в письменных памятниках под 1566 годом. Принадлежала князьям Слуцким (по данным 1567 года). Название восходит к личному имени Дорось, которое является сокращенным вариантом имени Дорофей (в переводе с греческого "подарок"). Но Доросино - не от Доросинец, а наоборот, фамилия Доросинец - от Доросино. Если и был пан с такой фамилией, то она вторичная, производная от названия деревни Доросино. Фамилии у белорусов ведь появились значительно позже первого упоминания о деревне - в конце XVII - XVIII веков.

"Наша фамилия Дайлиденок. Некоторые пишут ее через ё. Расскажите о ней.

Сергей Дайлиденок, по электронной почте".

- Дайлиденок - потомок Дойлида. В старые времена дойлид - это "плотник; строитель" (И.Носович. Алфавитный указатель). Слово живет и в наше время в значении "зодчий". Правильно вашу фамилию и по-русски, и по-белорусски следует писать Дойлидёнок.

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/114712/

 

Балтийский след

«В пяти километрах от моей родной деревни Красный Берег находится деревня Поболово Рогачевского района. Она отмечена на картах Великого княжества Литовского. Сходство названия деревни и нашей фамилии — Поболовец — очевидно. А что значит сам корень Побол?

Александр Поболовец, Гомель».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Да, Поболовец — выходец из деревни Поболово. Это довольно древнее поселение, в письменных памятниках впервые упоминается под 1553 годом. В основе названия лежит литовское слово «пабалис» (славянизированный вариант побалис) — «место возле болота».

«Хочу узнать, что лежит в основе фамилий Мазанов и Скулиновский.

Светлана Мазанова, Гомель».

— Мазанов — потомок человека по имени Мазан. Согласно А.В.Суперанской, Мазан — разговорный вариант редкого личного имени Назар, Назарий (через Назан с заменой н на м). Имя Назар заимствовано славянами из древнееврейского языка, в переводе оно означает «он посвятил себя Богу».

Фамилия Скулиновский — производная от прозвания Скулина по действию польского глагола «скулить сен» — «скорчиться, согнуться». Следовательно, Скулина — «человек согнутый, сгорбленный». Суффикс —овский обозначает принадлежность к роду Скулины. У поляков есть фамилия Скулина.

«Не могли бы вы рассказать, что легло в основу фамилии Юроить? Я носила ее до замужества.

Ирина Мошакина, Минск».

— Юроить — адаптированная на славянской почве литовская фамилия Юрайтис. В ее основе личное имя Юра (лит. Юрас) + суффикс —аiтiс, который на белорусской почве трансформировался в —ойть, —айть. В литовских фамилиях суффикс —аiтiс употребляется для образования уменьшительной патронимической формы (отец Йонас — сын Йонайтiс). Имя Юрий заимствовано из греческого языка и в переводе означает «грозный».

«На протяжении нескольких лет наша библиотека работала над происхождением фамилий жителей Лиозненского района. Некоторые фамилии так и остались для нас загадкой. Таких, конечно, довольно много, но мы будем рады, если вы поможете нам узнать хотя бы о некоторых. Например, что лежит в основе фамилий Бавренко и Балад?

О.Печенова, заведующая Лиозненской детской библиотекой».

— Фамилия Бавренко происходит от основы литовских фамилий Баура, Баурас с присоединением суффикса —енко (потомок Баура или Баураса). От этой же основы образована белорусская фамилия Баврын.

Балад — прозвание человека по действию литовского глагола «баладоти» — «проводить время без дела; шататься».

«Интересуюсь корнями фамилий Матуко, Побяржина и Дундер.

Валентина Матуко, Браслав».

— Матук (о) — разговорный вариант имени Матвей (церковное Матфей, в переводе с древнееврейского «дар бога Яхве»).

Фамилия Побяржина восходит к литовскому слову «пабержис» — «гриб волнянка» — или к белорусскому устарелому слову литовского происхождения «побержа» (побiржа) — «молодой березник». У литовцев мотивация фамилий отличается от славянской. Нередко основой фамилии являются слова «березник», «орешник», «край поля» и тому подобное.

В основе фамилии Дундер по действию белорусского регионального глагола «дундзiць» — «говорить какую–нибудь несуразицу; бубнить, бормотать». Возможно также прозвание, которое соотносится с белорусским региональным словом «дундар» — «оводень».

«Хочу узнать, что означает моя фамилия Вешторт. Знаю, что однофамильцы есть в Сморгонском и Молодечненском районах. Одни говорят, что у фамилии немецкие корни, другие — что польские.

Александр Вешторт, Островецкий район».

— Вешторт — освоенная белорусами литовская фамилия Вештартас.

«Буду признательна за разъяснение фамилии Мильто. Ни в одном источнике не нашла ничего, что объясняло бы ее происхождение.

Оксана Мильто, Минск».

— Мильто — сокращенный вариант редкого имени Мильтиад (имя древнего полководца, образованное от греческого слова «мильтоо» — «окрашивать красной краской»).

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/115070/

 

Савва Мамонтов — промышленник по профессии, художник в душе

В минувшие выходные в Ялуторовске завершился XVII открытый фестиваль народного творчества имени Саввы Мамонтова.

В рамках традиционного творческого форума в городе декабристов проходили экскурсии, выставки, презентации, интересные встречи... В один из фестивальных дней в купеческой гостиной музея собрались почетные гости, среди которых — депутаты Ялуторовской городской Думы, ведущие предприниматели Ялуторовска и Тюмени, председатель Союза журналистов Тюменской области Владимир Кузнецов, председатель регионального отделения общероссийской организации «Деловая Россия» Лариса Невидайло. Поводом для встречи стало подписание договора о проведении областного конкурса СМИ имени Саввы Мамонтова «Предпринимательство и благотворительность».

В творческом состязании могут принять участие молодые журналисты (в возрасте до 30 лет) и студенты тюменских вузов. Авторов лучших работ отметят почетными дипломами и ценными призами. Студенты также получат дипломы и, кроме того, годовые стипендии им. Саввы Мамонтова Тюменского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия». На конкурс принимаются материалы, опубликованные в печатных или электронных СМИ с 10 марта по 10 декабря нынешнего года. Присланные работы будет оценивать жюри, возглавляемое сопредседателями — Владимиром Кузнецовым и Ларисой Невидайло. Торжественная церемония награждения победителей состоится 20 декабря.

Идея провести такой конкурс возникла не случайно: в октябре нынешнего года отмечается 170-летие со дня рождения Саввы Мамонтова, купца и мецената. Молодым журналистам предоставляется возможность раскрыть образ современного предпринимателя.

— Сегодня молодые люди не рвутся в предприниматели: им хочется стабильности, спокойной жизни. Каким большинству россиян видятся представители малого и среднего бизнеса? — рассуждала Лариса Невидайло. — Несколько лет назад в ходу было такое определение: «новые русские», странноватые личности в малиновых пиджаках и толстых золотых цепях. Современное представление о бизнесменах — не намного лучше. Как нажили свое состояние? Что-то вовремя приватизировали, просто повезло, с неба упало. Это не так. Многие создавали свое дело с нуля, рисковали... Сейчас, добившись определенного положения, предприниматели готовы поддерживать интересные творческие проекты.

— Традиции меценатства и благотворительности живы в нашем городе, — заверил Павел Белоглазов, директор Ялуторовского музейного комплекса. — Ни одно мероприятие не обходится без помощи друзей-предпринимателей. Примером сотрудничества культуры и бизнеса может служить фестиваль народного творчества имени Саввы Мамонтова.

Он проводится в Ялуторовске с 1994 года. На конкурс, посвященный памяти мецената, певца, музыканта, режиссера, актера, драматурга, скульптора, съезжаются ежегодно коллективы из Нижнего Тагила, Тобольска, Тюмени, Шадринска, Екатеринбурга...

Семья Мамонтовых всего несколько лет прожила в Ялуторовске, но здесь очень бережно хранят все, что связано с именем легендарного земляка. Между тем до 1991 года горожане (за редким исключением), не знали, что Сибирь — малая родина Саввы Мамонтова. Музейным работникам удалось найти в метрической книге запись от 2 октября (по старому стилю) 1841 года. В этот день был «рожден Савва Мамонтов в семье Ивана Федоровича Мамонтова и его жены Марии Тихоновны». Крещен он был в ялуторовской церкви Вознесения Господня.

Когда музейщики вернули имя мецената из забвения, реакция людей оказалась неоднозначной. Многие недоумевали: с чего вдруг музей заинтересовался «представителем загнивающего капитализма»? Несмотря на спорное отношение к личности Саввы Ивановича, неутомимым исследователям удалось провести в Ялуторовске Мамонтовские дни. Время — лучший судья. Оно все расставляет по своим местам...

В 1991-м в сибирской глубинке побывали потомки Мамонтова — Николай Щельцын и Всеволод Волков. А в 1992 году, с 23 по 28 марта, в Ялуторовске состоялся областной конкурс юных пианистов имени Саввы Мамонтова. Свое творчество на нем представили 49 участников. Лауреатов конкурса отметили денежными премиями. Их выделил «Мамонтовский дом» — Национальная ассоциация поощрения искусства и промышленности. Она была создана в 1992 году потомками Мамонтова.

С конкурса пианистов и начинался популярный сегодня фестиваль народного творчества. Он открыт для талантов. Попробовать свои силы в литературе, живописи, танцах и других видах искусства может любой желающий. «Ограничений по возрасту и образованию у нашего фестиваля нет. В этом — главное отличие от других конкурсов. Жюри оценивает выступления и ребятишек детсадовского возраста, и ветеранов, — заметила Ирина Звиададзе, председатель комитета по культуре и туризму администрации Ялуторовска. — Люди благодарят за предоставленную возможность показать себя... Когда фестиваль только появился, мы волновались: приживется ли? Сейчас ясно: опасения оказались напрасными. Каждый год фестиваль привлекает новых участников, зажигает звездочки...»

По традиции конкурс проходит в дни весенних каникул. Завершается балом меценатов. В нынешнем году гала-концерт лауреатов и бал пройдут 9 апреля во Дворце культуры Ялуторовска.

...Современники Саввы Мамонтова уверяли: у него был «нюх на таланты». Благодаря этой удивительной способности предпринимателя мир узнал Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Федора Шаляпина... До встречи с Мамонтовым малоизвестный начинающий певец был связан жестким контрактом с Императорским театром. Савва Иванович убедил Шаляпина разорвать контракт, заплатил огромную неустойку — и пригласил в свой театр. Увлеченный искусством промышленник помогал организовывать выставки передвижников, финансировал издание газет и журналов. Друзья называли Мамонтова Саввой Великолепным, по аналогии с выдающимся меценатом эпохи Возрождения — итальянским герцогом Лоренцо Великолепным.

— Мамонтов умел сочетать дела предпринимательские и интересы культуры, — рассказала Лидия Плоскова, заведующая сектором экспозиционно-выставочной деятельности Ялуторовского музейного комплекса. — Он мог бы стать актером, художником, скульптором... Но не бросил семейное дело. Как сам признавался, оно «уж больно полюбилось — и удача заманчива...»

В 1870 году Савва Мамонтов купил усадьбу Абрамцево, принадлежавшую известному писателю Сергею Аксакову. Она стала одним из центров русского искусства. Здесь образовалось знаменитое творческое содружество «Абрамцевский художественный кружок». Совместные чтения в столовой абрамцевского дома постепенно превратились в домашний театр.

— Одной из популярных забав в Абрамцево были «живые картины», — рассказала Лидия Александровна. — Хозяева или гости усадьбы «оживляли» известное полотно. Участникам игры предлагалось угадать название работы, вспомнить автора.

Собравшиеся в купеческой гостиной музейного комплекса тоже смогли проверить свою эрудицию. На несколько минут здесь «ожили» герои картин Павла Федотова «Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крестик», «Сватовство майора».

...Фестиваль имени Саввы Мамонтова завершился. Однако в юбилейный год промышленника и мецената сотрудники Ялуторовского музейного комплекса задумали еще одно грандиозное мероприятие — выставку, знакомящую с жизнью и творчеством Саввы Ивановича.

— Мы сотрудничаем с Абрамцевским музеем. Благодаря фестивалю познакомились и с театральным музеем имени Алексея Бахрушина, — рассказала Надежда Шестакова, заместитель директора музейного комплекса по научно-просветительской работе. — В прошлом году там работала выставка «Жизнь коротка, искусство вечно... Страницы истории частной русской оперы. С.И.Мамонтов — С.И.Зимин». Там было представлено около 200 экспонатов: эскизы костюмов и декораций, шаржи и зарисовки, афиши и программы, а также сценические костюмы, в том числе костюм Федора Шаляпина к партии Мефистофеля. Первое выступление Шаляпина в Москве было в роли Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно. Хотелось бы эту экспозицию (немного измененную) показать в Ялуторовске, Тюмени, Тобольске в канун 170-летия Саввы Мамонтова.

Смелый и, безусловно, интересный проект требует серьезной финансовой поддержки. Он станет возможным, если музейному комплексу удастся найти меценатов и благотворителей...

Источник: http://www.t-i.ru/article/18362/

 

Петербург и Камышин: два города, связанные людскими судьбами

Письма… Они стали электронными, и сегодня связывают людей не только легко, но и весьма оперативно. Однако истории в них остались все те же — достойные того, чтобы переложить их на бумагу. Потому что рассказывается в них о главном — о людях, истории рода, человеческих ценностях. Весной этого года руководителю Клуба исторических изысканий «КамышинStar» Леониду Смелову от петербуржского краеведа Сергея Назарова. Его мы приводим целиком…

«Так случилось, что я и мои родители родились и выросли в Ленинграде, но жизнь моих предков по отцу была тесно связана с Камышином. События бурного и трагического XX века привели к тому, что сведений о камышинской жизни моих родственников у нас крайне мало.

Мой прадед, Григорий Данилович Назаров (1869-1943) работал надсмотрщиком в почтово-телеграфной конторе Камышина. Сохранилось единственное его фото, датируемое 1910 годом. Его жену звали Елена Савельевна (1870-1946). В семье было четверо детей: Иван (1891-1916), Александра (1895-1965), Виктор (1898-1972) и Сергей (1905-1941). Григорий Данилович, вероятно, не был коренным камышинцем, так как в имеющихся у нас документах местом рождения Ивана и Виктора указана деревня Николаевка Сердобского уезда Саратовской губернии, а крещен Иван Григорьевич в Покровской церкви села Ртищево. Но умерли Григорий Данилович и Елена Савельевна точно в Камышине и похоронены там же. На каком кладбище — нам неизвестно. В 1943 году Григорий Данилович и Елена Савельевна жили в городе по адресу: улица Пролетарская, дом 59. О родителях Григория Даниловича и Елены Савельевны нам, к сожалению, тоже ничего не известно. Сохранилось только смутное предание, что дед Данила жил в Заволжье бирюком-отшельником, держал пасеку и слыл колдуном.

Время приезда семьи в Камышин удалось установить с большой долей вероятности — не позже 1900 года. В 1910-е годы семья жила на Никольской улице в доме Апушкиной и Немецкой улице в доме Савельева. Иван и Виктор окончили Камышинское реальное училище. Иван учился с августа 1901 по июнь 1909, пройдя основной курс и дополнительный класс на «отлично». Аттестат, выданный в Камышине, имеется в личном деле студента И. Г. Назарова, хранящемся в Петербургском государственном архиве. Александра окончила Камышинскую женскую гимназию. После окончания училища Иван уехал в Петербург, где поступил в Политехнический институт (на электротехническое отделение) и окончил бы его, если бы не трагическая гибель в августе 1916 года на мелиоративных работах в Чуйской долине (Киргизия) во время восстания местного населения против царской администрации.

Сохранилось фото Ивана Григорьевича, сделанное в Петербурге. Мне удалось найти рассказ о гибели Ивана Григорьевича 9 августа 1916 года в донесении одного полицейского чиновника: «Работавшие около Джиль-Арыка техники и рабочие переселенческой организации по орошению долины р. Чу на шести подводах, покинув работы, пытались проехать в станицу Самсоновскую (ныне Бурулдай — С. Н.), но киргизы, окружив три последних повозки с людьми, убили 12 чел., причем геройской смертью погиб окончивший Петроградский политехникум (студент последнего курса Политехнического института — С. Н.) Назаров (Иван Григорьевич — С. Н.), который был верхом на лошади и прорвался сквозь толпу киргизов вместе с первыми тремя повозками, но, увидя, что последние три повозки окружены толпой киргизов, с винтовкой в руках повернул обратно и бросился на выручку товарищей, где и был смят и зверски убит киргизами...» Иван был красив, физически крепок и, как гласит семейное предание, мог переплыть Волгу.

Виктор уехал в Петроград осенью 1916 год, и поступил на архитектурное отделение Института гражданских инженеров. Но весной 1917 года из революционного Петрограда он вернулся в Камышин, где до 1922 года какое-то время работал линейным рабочим Камышинской телефонной сети. В это же время он служил в отряде ЧОН (вместе с другом Чеславом Ундревичем), участвовал в боевых действиях против белых, переболел тифом. В 1922 году он женился на Ксении Михайловне Беликиной (выпускнице все той же Камышинской женской гимназии) и уехал в Петроград, где поступил в Электротехнический институт. Через некоторое время в Ленинград уехал и Сергей. Александра Григорьевна тоже жила и работала некоторое время в Петрограде в 1916, но затем вернулась в Камышин, вероятно, вместе с братом Виктором.

В Камышине она вышла замуж за поволжского немца Владимира Петровича Гейница, и у них родился сын Владимир. В. П. Гейниц был в сентябре 1941 года репрессирован и сослан на спецпоселение. Вероятно, после освобождения он в Камышин уже не возвращался и умер в 1971 году в Душанбе. Как можно понять из чудом сохранившегося письма, в начале 1946 года Александра Григорьевна жила в Камышине вместе с матерью, Еленой Савельевной, и работала, вероятно, бухгалтером. Через какое-то время после смерти Елены Савельевны в 1946 году Александра Григорьевна уехала из Камышина.

Это почти все, что нам известно о жизни наших предков в Камышине. Нам — это мне, внуку Сергея Григорьевича, и моим троюродным братьям — Алексею Назарову (внуку Виктора Григорьевича) и Александру Гейницу (внуку Александры Григорьевны). Мы с Алексеем живем в Петербурге, а Александр — в Москве. Мы понимаем, что уже много воды утекло с тех пор, но будем рады, если какая-то память о наших предках сохранилась в Камышине».

Источник: http://infokam.su/n3967.html

 

Дом военного губернатора Амурской области

Это здание до сих пор называют не иначе как дом губернатора. В 90-е годы XX века здесь даже располагался ресторан, который тоже назывался «У губернатора». Так что назначение этой постройки многим благовещенцам известно. Это действительно бывшая резиденция военного губернатора Амурской области. Но это не самый первый дом губернатора в Благовещенске.

Начало строительства первой губернаторской резиденции – лето 1859-го года. Дом располагался на набережной. Построили его за год, был он деревянным, одноэтажным и до наших дней не сохранился. Дом был очень скромным, единственной роскошью были окна из богемского стекла. Ну а первым его новосёлом был губернатор Николай Васильевич Буссе.

Сподвижник Муравьева и Невельского, личный друг М. С. Корсакова, Буссе сделал прекрасную карьеру и в 32 года получил чин генерал- майора. 10 февраля 1859 года он был назначен на должность военного губернатора Амурской области. Острые языки поговаривали, что область новую специально для него создали, чтобы было где руководить. Буссе прибыл в Благовещенск вместе с несколькими чиновниками и начал комплектовать штаты служащих областного управления. В губернаторской резиденции главы области и работали, и жили.

По некоторым документам и свидетельствам знавших Буссе и работавших с ним, это был очень деятельный и требовательный руководитель, вникавший во все дела заселения и хозяйственного развития вверенной ему области.

Один из близких Н. В. Буссе, образованный купец и пароходчик П. И. Пахолков, в очерке «Записки об Амуре» свидетельствовал: «Он на всё обращал внимание, во всё входил, что было в пределах его губернаторства. Нужно благодарить Бога, что судьба послала на первый раз в Амурскую область такую личность».

Как многие военные, Буссе не придавал большого значения делопроизводству и прочей «канцелярщине» и вообще считал невозможным соблюдение всех формальностей. Жалобы недовольных губернатором чаще всего были связаны с превышением им своей власти. Он мог, например, заказать Амурской компании фонари и пожарные инструменты для Благовещенска, а потом не расплатиться за них, так как город не имел доходов.

Много внимания Буссе уделял обустройству областного центра. Всячески поощрял сотрудничество китайских и русских купцов, в особенности по снабжению области привозимым из Маньчжурии продовольствием, порой даже отдавая предпочтение китайским купцам. Правда, вскоре Буссе заметил, что торговля в Благовещенске по большей части находится в руках китайских купцов, его явно начинало тревожить превращение местных купцов в приказчиков у китайских.

П. А. Кропоткин, проживший какое-то время в Благовещенске в 1863 году, оставил такие записи о своих впечатлениях: «Город раскинулся на берегу, на рейде куча барж, идет разгрузка; жизнь видна и много жизни... Прежде всего бросается в глаза губернаторский дом, очень хорошей постройки, одноэтажный, но с красивым фасадом и, вероятно большой и очень поместительный; строили, конечно, казаки, и сколько они уже понастроили домов, сотенных правлений, канцелярий, школ и т. д.».

Первого амурского губернатора не стало в 1866 году. Он скончался от инсульта по дороге в Иркутск. Вслед за ним в этом доме жили и работали губернаторы Иван Педашенко (1866–1874), Иосиф Баранов (1880–1881), Дмитрий Арсеньев (1892–1897), Константин Грибский (1897–1902) и другие.

В 1878 году был утверждён герб Амурской области, соответствующий требованиям российской геральдики. Его основные элементы отражают природно-экономическую характеристику территории: навершие – древняя царская корона, символ отдельной области; тёмно-зелёное поле – лесные богатства; волнистая серебряная лента – водные пути, три восьмиконечных Вифлеемских золотых звезды – символ Благовещения; красная Александровская лента – торгово- промышленный статус.

Строительство новой губернаторской резиденции началось в 1909 году. Руководил областью в то время Аркадий Валерианович Сычевский. Достраивали и открывали новое здание уже при очередном губернаторе: Аркадии Валуеве. Построили просторный двухэтажный особняк, выполненный из добротного кирпича. Помимо архитектурных изысков, резиденция была оснащена водяным отоплением, вытяжной вентиляцией, водопроводом и канализацией.

«У этого здания два главных фасада, – рассказывает архитектор ОАО "Гражданпроект" Людмила Чаюн. – Один фасад выходит на драмтеатр, а другой в парк. Самым интересным в этом здании является то, что оно выполнено в симметричных пропорциях, в классическом стиле. То есть фланкируют здание с двух сторон небольшие ризалиты и по центру ризалиты. В центральном ризалите находились главный вход и балкончик в виде террасы. Балкончик обрамляли колонны дорического ордера. А с той стороны было то же самое членение: два ризалита и центральный ризалит в виде выносного балкона. Внутри функционально было всё, лишних помещений не было. Даже лестницы парадной нет. Очень интересный подвал в этом здании, большой, вместительный, высокий подвал, соединяющий пристройку, где находились все хозяйственные помещения, кухня для работников и основную часть здания».

И старый, и новый губернаторский дом были центрами общественной и культурной жизни. Здесь работали губернатор и его аппарат. Здесь же жила семья губернатора со всем штатом прислуги и приближённых. Сюда приглашали высшее общество, устраивались приёмы и обеды, организовывались любительские спектакли, вечера с танцами, музыкой, чтениями.

Но всё закончилось в годы революции. Последним обитателем этого дома в статусе губернатора был Константин Николаевич Хагондоков. Он был самой загадочной личностью из всех амурских губернаторов. Как только в Амурскую область пришли первые известия о Февральской революции, Хагондоков моментально признал власть временного правительства, передал свои полномочия местным социалистам , а сам отправился в Петроград.

В 1920-е годы в доме размещались Амурский губернский исполком; комиссариаты финансов, просвещения, иностранных дел. Одно время дом принадлежал пограничникам. После ремонта здесь уже много лет работают творческие коллективы Городского дома народного творчества. А уже в следующем году зданию исполнится ровно 100 лет. История этого дома продолжается.

Источник: http://video.amur.info/dom/3827.html

 

Юрий Кондратюк. Удивительная судьба «милого фантаста»

В 1970 году легендарный американский астронавт Нил Армстронг приехал в Новосибирск только для того, чтобы взять горсть земли у дома Советская, 24. Здесь жил и работал Александр Шаргей, известный всему миру как Юрий Кондратюк, гений космонавтики, при жизни неоцененный соотечественниками. Об истории имени, великом таланте и изобретениях, врагах и любимых женщинах одного из самых известных людей в истории Новосибирска мы говорим накануне 50-летия российской космонавтики.

Кондратюк известен главным образом своей книгой «Завоевание межпланетных пространств», изданной в Новосибирске в 1929 году, там были впервые представлены расчёты той самой «лунной трассы», по которой американцы смогли совершить полет на Луну.

В ней Кондратюк доказывал, что только многоступенчатая ракета может вырваться за пределы земного тяготения, описал внеземную станцию и как готовить человека к полету в космос. Не забывал он и о Земле – построил без единого гвоздя элеватор – зернохранилище на 10 тысяч тонн. Тем не менее, он неофициально считался до 1970 года врагом народа – о нем попросту предпочитали не говорить.

От Шлиппенбаха к Кондратюку

Кондратюк тщательно скрывал свое прошлое, которое стало известно только в 1977 году в ходе экспертизы при комиссии под руководством академика Писарева. До этого никто не знал, что настоящий Юрий Кондратюк умер в 1921 году, а его имя взял Александр Шаргей…Родился он не в Луцке, как много лет указывал в биографиях, а в Полтаве. Шаргей боялся, что «раскопают» и девичью фамилию матери – Людмилы Шлиппенбах.

Происхождение этой фамилии уходит в историю России времен Петра Первого, одержавшего победу под Полтавой над армией шведского короля Карла XII – даже в знаменитой поэме Пушкина упомянут барон Шлиппенбах, оставшийся после пленения в России. Отец Людмилы Львовны был уже русским дворянином, его потомки до сих пор «рассеяны» по России. Выйдя замуж за еврея Игнатия Шаргея (фамилия с арамейского языка символично обозначает «светоч»), Людмила приняла его фамилию, которой, к сожалению, не суждено было стать широко известной.

В детстве будущий светоч космонавтики часто просил родителей рассказывать ему фантастические истории. Людмила Львовна умерла очень рано, когда сыну Саше было всего шесть лет, но ее сказки он запомнил на всю жизнь. Это были рассказы о дальних странах, жителях обратной стороны Луны, природе внеземных миров, инопланетянах и их общении с землянами. Что и говорить – «увлечение» космосом он пронес через всю жизнь. Да и техникой заинтересовался совсем ребенком – просил деда найти в библиотеке книги по теме, уединялся с ними в саду, а потом часами мастерил что-то из палочек и проволоки, ремонтировал утюги, велосипеды, изобретал самодвижущийся пароход, мельницу, паровоз…

Вскоре Людмила Львовна тяжело заболела, спустя несколько лет скончался и Игнатий Бенедиктович (ему было всего 38). Саша остался у дедушки с бабушкой, поступил в вторую Полтавскую мужскую гимназию, где ему особенно удавались точные науки. Во время учебы перечень его изобретений был уже огромным: водяная турбина типа колеса Пельтона, гусеничный автомобиль для езды по мягким и сыпучим грунтам, беспружинные центробежные рессоры, электрическая машина переменного тока высокой мощности…список можно продолжать бесконечно.

В 1916 году он поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института, но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был мобилизован в Белую армию, но дезертировал из нее. В конце 1919 года был вновь мобилизован. Чтобы не воевать, по пути из Киева в Одессу он бежал из воинского эшелона, лишившись при этом всех документов. Клеймо белого офицера в 1921 году ничего хорошего, естественно не сулило.

Его давнишняя подруга Вера Тучапская принесла документы на имя Юрия Кондратюка, первокурсника, уроженца Луцка, 1900 года рождения, который умер от тифа. Новоявленный Кондратюк сразу использовал новые документы, чтобы перейти в разряд «легальных». Нового жильца в Малой Виске теперь представляли: «Это наш Юрочка, прошу любить и жаловать. Хоть и дальний, но наш родич, будет жить вместе с нами. Он очень хороший и большой умница».

Новосибирск, «Мастодонт» и завоевание межпланетных пространств

До приезда в Новосибирск в 1927 году Юрий Кондратюк работал на Южной Украине, на Кубани и Северном Кавказе – от смазчика и прицепщика вагонов до механика на элеваторе. В 1927 году Кондратюка пригласили в Новосибирск для работы в «Хлебопродукте», где он участвовал в строительстве и усовершенствовании элеваторов, построил знаменитый «Мастодонт» без единого гвоздя.

Пригодилось его доскональное знание элеваторной техники, богатый опыт ее эксплуатации и изобретательность. «Он приехал в Сибирь и тотчас принялся за изобретение техники, которая хоть как-то может облегчить жизнь чернорабочим. Получил 8 патентов на изобретения, реализованных еще до середины 80-х годов. «Мастодонт» был построен как составная часть комплекса по хранению зерна в городе Камень-на-Оби. Но он получился просто огромным – ни в Европе, ни в Америке ничего подобного не строили. Без единого гвоздя, «Мастодонт» был построен по принципу сруба – в деревнях, конечно, был дефицит металла, этот факт тоже немаловажен. Элеватор выдержал все прихоти природы, но не человека. В 80-е годы случился страшный пожар, «сушилка» сгорела сразу, остатки комплекса, который мог бы стать колоссальным туристическим объектом, люди разобрали, распилили и получили хорошие сухие дрова. Часть его удалось сохранить – мы привезли его сюда. Он всегда руководствовался своим умом, ведь у него даже не было среднего специального образования. Но оригинальность мысли позволила ему изобрести десятки технических сооружений, в том числе подвесной мост у нас в Сибири», – рассказывает директор Музея города Новосибирска Елена Щукина.

Впоследствии в 30-м году его вместе с несколькими сотрудниками «Хлебопродукта» арестуют по обвинению во вредительстве. Мало того, что «Мастодонт» был построен без чертежа, так местное руководство пришло к выводу, что строение без гвоздей рухнет и погубит 10000 тонн зерна. Позже его осудили на три года лагерей, однако вместо них он проработал на угольном предприятии. Попадая время от времени в ряды «дезертиров», Юрий Кондратюк постепенно становится «врагом народа», пока в 1970 году его (уже посмертно) не реабилитируют «за отсутствием состава преступления».

В период 30-х он получал настойчивые и выгодные предложения о сотрудничестве от С. П. Королева, однако ответил отказом, истинная причина которого была в том, что работа над военными проектами подразумевала жёсткий контроль со стороны НКВД. При проверке биографии мог быть вскрыт факт подделки документов и белогвардейское прошлое, за которым мог следовать расстрел.

…Приехав в Новосибирск, Кондратюк начинает вести активную переписку со многими учеными и специалистами в области развивающейся космонавтики и ракетной техники. Переписывался он и с Константином Циолковским. Их полемика нашла отражение в труде Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», название которого созвучно с «Исследованиями мировых пространств» Циолковского. В книге Кондратюка была определена последовательность первых этапов освоения космического пространства, исследователь был настроен более решительно и жаждал практически перейти к практике полетов за пределы Земли. Правда, одну главу он все же исключил – во избежание того, чтобы каждый человек имел собственный космолет.

Книга объемом всего в 79 страниц (вместе со схемами и чертежами) вышла тиражом в 2000 экземпляров, сразу став библиографической редкостью. Немало для выхода книги сделал и Сергей Королев. «Автор надеется, что ему удалось представить задачу завоевания Солнечной системы не в виде теоретических основ…а в виде проекта, не детализированного, но уже с конкретными цифрами», – писал Кондратюк.

Два на два

Известно, что в любом деле есть место для зависти. По мнению советского биофизика Александра Чижевского, Юрий Кондратюк был вовсе не пионером российской космонавтики, а «подмастерье» Владимира Ветчинкина (ученый в области аэродинамики).

В своей книге воспоминаний Чижевский «доказывает», что Ветчинкин возвел в ранг великих ученых Юрия Кондратюка на пустом месте, и все специально для того, чтобы унизить Циолковского и лишить его приоритетов в области ракетодинамики и космонавтики в общем. По идее, четвертым должен был бы выступить сам Циолковский, между ним и Чижевским были диалоги вроде:

« — Здорово! Конкурент! И где же он проживает?

— Далеко, в Новосибирске…

— Действительно, далеко. И чем же он известен?

— Известен он только тем, что с предисловием Ветчинкина опубликовал книжку – «Завоевание межпланетных пространств».

— А вы сами ее читали?

— Да, читал. Книжка известна тем, что издана за счет автора, а о Циолковском он ничего не слыхал»…

Чижевский обвинял Кондратюка, что он не мог не знать работ Циолковского. По мнению Чижевского, если бы Кондратюк действительно был автором «Завоевания», то давно бы опубликовал труд, так как заявлял о начале своей работы «с космосом» еще с 1916 года. Так или иначе, подобные высказывания Чижевского характеризовали его не с самой лучшей стороны, он постоянно напоминал Циолковскому об успехе Кондратюка, а профессор Циолковский был, как известно, болезненно обидчив. Исследователи до сих пор не видят логики в поступках Чижевского, все сводится к тому, что он считал, что параллельных открытий в науке быть не должно.

Сам Кондратюк говорил о Циолковском «слишком много почестей и мало дела». Но потом отношения с Циолковским в итоге перестали носить оттенок зависти, и Циолковский написал ему: «Дерзайте, вы близки к истине».

«Наш милый фантаст»

Он был высоким, крепким, жилистым, молчаливым и даже замкнутым человеком. Мог, словно «вечный двигатель», денно и нощно работать, спать на жестком полу своей комнаты на Советской, 24, просыпаться и снова изобретать то земные, то космические сооружения. У многих складывалось ощущение, что он вообще никогда не был в отпуске. Но он не был «кабинетным теоретиком», он мог быть и десятником, и прорабом, и строить без чертежей, просто давая указания рабочим. Очень ценил дружбу и свою работу, поэтому, когда Серго Орджоникидзе покончил с собой, и Главэнерго приняло решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций, два этих «факта» нанесли Юрию серьезный удар.

Зарабатывал он много, но тратил на друзей, родственников, знакомых старушек на Кавказе, траты на себя казались ему кощунственным делом. Друзья говорят о его прекрасном чувстве юмора. Ему, как гению, была присуща рассеянность – он мог забыть в портфеле цветы, которые хотел подарить, но всегда дарил конфеты девушкам, с которыми его пытались свести друзья. Не признавал никаких спиртных напитков, даже пива…Он всегда умел отличать резкость от грубости и отвечал интеллигентно и по существу.

«К женщинам он относился с большим уважением, не переносил пошлых разговоров и анекдотов, – вспоминала жена друга Кондратюка Ольга Горчакова, – Однажды в присутствии женщин один всеми уважаемый немолодой инженер позволил себе прочесть стихи вольного содержания – на латыни. Никто из женщин ничего не понял, но Юрий Васильевич латынь знал, он изменился в лице, подошел к инженеру и сказал: «За то, что вы осмелились сейчас сказать в присутствии женщин, бьют по физиономии. Убирайтесь отсюда немедленно!» Мы онемели, никто не подозревал, что он способен на такой поступок – он был миролюбив, кроток и мягок». Она называла его «нашим милым фантастом», ведь он всегда верил в свою космическую мечту.

Не все знают, что Юрий Васильевич был не только физиком, но и лириком – писал прекрасные стихи. На дружеские эпиграммы он мог ответить экспромтом:

«Женщин я не признаю,

С детства я Лугу люблю,

О свиданье с ней мечтаю,

Экипаж изобретаю…

Лечу я к ней в ракете,

Как в собственной карете!»

Личная жизнь его долгое время не складывалась, детей так и не было. «Личная жизнь Юрия Васильевича была тогда нескладной. Был у него короткий и неудачный, наверное, единственный в его жизни роман», – писал его друг Никитин. Влюбившись в красавицу Зою Ценину, у которой он приобрел квартиру, он предложил ей выйти за него замуж, но она только усмехнулась – они были совсем разными. Потом только стало известно, что круг мужчин Зои – сплошь богатые и щедрые поклонники. Добрый и искренний, всегда готовый ради друга снять последнюю рубашку, конечно, он ей не подходил. Кондратюк собрал вещи из квартиры в Новосибирске на Нерчинской (ныне – Челюскинцев), попрощался, и больше они не виделись.

Уже в Москве он познакомился с Галиной Павловной Плетневой, его будущей гражданской женой, которая сохранила его фронтовые письма – вплоть до 1942 года – года официальной смерти Кондратюка (ему было всего 44 года). Обстоятельства его гибели остались неизвестными, он просто пропал. Его имя и смерть обволакивают его жизнь загадочной тайной – никто не знает, то ли он погиб в боях под Москвой, то ли был взят в плен.

…В 1969 году с Кондратюка «спадает» пелена «врага народа» – после публикации в «Комсомольской правде» статьи «Человек, который предвидел». В 1977 году Нина Игнатьевна Шаргей дала письменные показания Специальной комиссии об обстоятельствах смены имени и фамилии её сводным братом Александром Игнатьевичем Шаргеем.

На Советской, 24 ныне открыт Музей Кондратюка, рядом с домом-памятником – площадь Кондратюка, которую давно уже обещают реконструировать, аэрокосмический лицей его имени, недавно открылся стенд Кондратюка в Новосибирской областной научной библиотеке…И это далеко не предел – во многих городах время от времени появляется «именной знак» Кондратюка, да что говорить, его фамилией назван кратер на обратной стороне Луны. В Музей, как рассказывает Елена Щукина, периодически звонят его родственники, требуя провести медэкспертизу и переименовать все площади и улицы Кондратюка в Шаргея. Так или иначе, Кондратюк-Шаргей уже никогда не будет забыт городом Новосибирском, для которого гений сделал так много…

Источник: http://academ.info/news/16721

 

Возрождая наследие

Жителям Обнинска отныне рекомендуется произносить название своего города правильно – с ударением на второй слог.

Многолетнее исследование, проведенное экспертами Международного центра по сохранению культурного наследия России, подтвердило: именно так изначально называли будущую родину мирного атома коренные жители этих мест.

Правда, сам город Обнинск появился на карте страны в этом статусе лишь в 1956 году, когда многие исконные этнохоронимические особенности территории были уже основательно забыты, а новые поселенцы в силу стоявших перед ними задач больше заботились не о сбережении народных традиций, а о грядущем научном прорыве, который в первые послевоенные годы ковали специалисты тогдашней Лаборатории «В». Однако существовали поселок Обнинское и построенная в 1899 году одноименная железнодорожная станция, и вот их старожилы как раз и называли с четким ударением на второй слог.

Имя городу, как известно, дал старинный дворянский род Обнинских, корни которого уходят в Польшу. Представитель этого рода приобрел в первой половине 19-го века деревни Шемякино, Самсоново и Кривское Боровского уезда, а чуть позже, в 1840 году, и усадьбу Белкино. Так в истории здешних мест начался новый этап, а последним владельцем этих земель в дореволюционную эпоху был видный кадет и борец с самодержавием Виктор Обнинский.

Фамилии польского происхождения, к которым относится и родовая фамилия, давшая название нынешнему Обнинску, произносятся, как и все польские слова, с ударением на предпоследний слог. Поэтому, вполне естественно, именно так и называли эти края их обитатели в 19-м и начале 20-го столетия.

Специалисты международного центра считают необходимым восстановить историческую справедливость. Они готовят официальное обращение к городским властям и жителям Обнинска с призывом вернуть городу его исконное имя, утраченное в результате бурных исторических процессов 20-го века в нашей стране.

Как ожидается, представительному органу местного самоуправления в скором времени предложат внести соответствующую поправку в устав Обнинска. Не исключено, что по данному вопросу предстоит провести и общегородской референдум.

В любом случае внедрять восстанавливаемое верное название планируется поэтапно, но уже через несколько лет за произнесение слова «Обнинск» с ударением на первый слог в общественных местах могут быть предусмотрены штрафы.

Источник: http://vobninske.ru/blog/chaspik/4593.html

 

 

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное