Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Где спрятано золото "белого барона"?

Немецкий барон, русский генерал, командовавший азиатским воинством и мечтавший установить в Европе "империю Чингисхана", патологический садист... О бароне Унгерне фон Штернберге ходит множество легенд. Что из них правда?

Роберт Николай Максимилиан Унгерн фон Штернберг, вошедший в историю под именем Романа Федоровича и под прозвищами "белый барон" и "белый рыцарь Тибета", происходил из старинного немецкого рода. Мать - из Штутгарта, родной отец и отчим, в ревельском (таллинском) доме которого вырос Унгерн, - остзейские дворяне. Но к Германии он был вполне равнодушен, и в Первой мировой войне воевал в российской армии. При этом один из самых загадочных персонажей гражданской войны тяготел не просто к России, а к азиатской России. Весьма специфический патриотизм причудливо переплетался у него с монархизмом паназиатского масштаба и буддистскими верованиями.

Согласно идеологии барона Унгерна, культура "белой расы" находится в упадке и поэтому надо "оздоровить" Европу с помощью "желтых" бойцов: монголов, бурят, калмыков, киргизов, татар... Именно эти конники, а не русские казаки составляли костяк баронова воинства, наводившего страх на Дальний Восток в 1918-1920 годах.

Властелин Дальнего Востока

Обо всем этом очень подробно рассказывается в богатой интересными деталями книге Джеймса Палмера "Кровавый белый барон", вышедшей во франкфуртском издательстве Eichborn. Палмер живописует не только дальневосточную "унгериаду" (так ее принято называть в исторической литературе), но и останавливается на военной карьере и идеологических воззрениях "белого барона". Унгерн фон Штернберг учился в кадетском корпусе и с девятнадцатилетнего возраста служил в армии (в 1904 году он ушел добровольцем на русско-японскую войну). Он был награжден множеством орденов за личную храбрость. Но о военной стратегии был невысокого мнения (в походы барон отправлялся только по рекомендациям лам и шаманов), а воинскую дисциплину признавал лишь в отношении других и своим собственным командирам подчинялся по настроению. Командиры - от Врангеля до Колчака - относились к нему соответствующе.

В конце 1918 года судьба забросила Романа Федоровича на станцию Даурия Забайкальской железной дороги, полновластным властителем которой он стал. К Февральской революции он дослужился до есаула, позже, командуя Азиатской конной дивизией, носил звание генерал-лейтенанта, которое, в сущности, присвоил себе сам.

На исход гражданской войны, как считает автор книги "Кровавый белый барон", Унгерн фон Штернберг не оказал практически никакого влияния. Но в историю он все же вошел. Вошел, прежде всего, тем, что в феврале 1921 года внезапным ударом разбил превосходящий его дивизию в десять раз китайский гарнизон Урги (сегодняшнего Улан-Батора) и фактически вернул Монголии независимость. Высокий, крепко сбитый, с холодными, прозрачными глазами, в малиновом халате с развевающимися полами, в белой папахе и с тяжелым ташуром - камышовой палкой - в руке, барон производил импозантное впечатление. Импозантное и страшное. Он прославился жестокостью, патологическим садизмом, болезненной подозрительностью. Барон был махровым антисемитом. Погромы и массовые убийства евреев стали на подвластной ему территории привычным делом.

Впрочем, и русских, как подчеркивает автор книги, Унгерн не слишком жалел. В ставке барона пытали крестьян, заподозренных в сотрудничестве с красными. Взяв в плен красноармейцев, Унгерн проходил перед их строем, по глазам определяя, кто из них - убежденный большевик, и таких тут же расстреливали. Прапорщика Чернова, пойманного при попытке дезертировать, заживо сожгли перед строем. Своего собственного доктора, лечившего солдат от чесотки, Унгерн избил до полусмерти за то, что тот не отпускал пациентов из лазарета в строй.

Сокровища истинного арийца

Сегодня и в России, и в Германии барон практически забыт. На волне послеперестроечных публикаций об искателях приключений времен гражданской войны в Москве вышло несколько документальных книг, одним из героев которых был барон Унгерн фон Штернберг. Были опубликованы также монография и роман, почти целиком основанные на мемуарах соратников "самодержца пустыни". Во Франции из Унгерна сделали героя комиксов. В нацистской Германии, вожди которой (прежде всего, Гиммлер) увлекались оккультизмом, он какое-то время считался чуть ли не мистическим предтечей "третьего рейха", поскольку был "истинным арийцем", антисемитом, визионером великой империи, носившим на погонах священный знак "суувастики". Сегодняшним же немцам имя барона совершенно ничего не говорит. А вот в Монголии о нем пишут много.

Причина столь большого интереса к барону Унгерну фон Штернбергу вызвана не только тем, что тот освободил Монголию от китайского владычества. Снова и снова в Монголии появляются публикации, рассказывающие о награбленных сокровищах, спрятанных бароном где-то в степи. Говорят даже о двух десятках ящиков с золотом и драгоценностями. Газета Hoh tolbo посвятила Унгерну и его монгольскому походу целую страницу. Журналист Галсанбаатар подробно рассказал о том, как монголы, которых ужаснули масштабы резни, учиненной солдатами барона после взятия Урги и которые больше симпатизировали большевикам, чем "белому барону", подняли восстание против Унгерна.

Тот бежал, убивая по дороге китайцев, евреев, монголов, своих собственных казаков, подозреваемых в предательстве, и грабя по дороге села и стойбища. Поход закончился полным разгромом. Унгерна бросила даже его личная охрана, он попал в плен к красным партизанам и вскоре был расстрелян. Но, как уверяет Галсанбаатар, накануне последнего похода успел спрятать награбленное золото якобы к северу от Улан-Батора, вблизи деревни Цун-Хараа. Там теперь его и ищут.

Источник: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,14939647,00.html?maca=rus-rss_rus_yandex_new_comments_2-4163-xml

 

Все люди — братья

Кто мы? Откуда? На эти вопросы могут ответить гены. Молекулярная генетика исследует наследственные заболевания, и прежде всего это прерогатива медицины. Но медицина не дает ответов на теории, которые разрабатывают историки и археологи. И появляется проект, способный объединить исследования различных дисциплин. Цель его — ответить на вопросы, связанные с развитием человечества, изучением генетической истории народов. Так в апреле 2005 года Национальное географическое общество дало старт генографическому проекту.

В нашей республике проведено исследование этногенеза хакасов с участием руководителя лаборатории эволюционной генетики НЦ медицинской генетики СО РАМН, доктора биологических наук Вадима Степанова и сотрудника этой лаборатории, кандидата биологических наук Владимира Харькова. Экспедициями в Хакасии руководила доктор медицинских наук, профессор, ректор ХГУ имени Н.Ф. Катанова Ольга Штыгашева, гость сегодняшнего номера газеты. Вместе с ней работала и ее докторант, кандидат медицинских наук Елизавета Агеева. Результатом работы стала монография “Гены и болезни хакасов”.

— Ольга Владимировна, как возникла идея исследования этногенеза хакасов?

— В рамках генографического проекта изучается прежде всего история. История народов не зависит от генов, но реконструкции древних миграций наших далеких предков позволяют подтвердить или опровергнуть гипотезы историков.

В 2007 и 2008 годах вместе с коллегами из Томска и врачами Хакасской республиканской больницы имени Галины Ремишевской мы провели экспедиции в села Хакасии. Результаты такой работы многогранны. Первичным всегда является оказание квалифицированной консультационной помощи населению, а в процессе деятельности, при обоюдном согласии, происходит набор материала для научного исследования. Нами впервые описана дифференциация генофонда хакасов по данным маркеров Х и Y-хромосомы. Для генетиков из Томска Хакасия оставалась белым пятном с точки зрения этногенеза коренного населения. Они уже проводили исследования во многих регионах, в том числе Туве, Бурятии, на Севере и Востоке России, а также за ее пределами. Работа над картой этногенеза народов Сибири не была завершенной без Хакасии.

— Меняются ли традиционные представления о происхождении этноса в результате популяционных исследований генетиков?

— Судите сами. Согласно тестам ДНК, около восьми процентов населения Центральной и Восточной Азии ведут свое происхождение от основателя монгольского государства — Чингисхана. Таким образом, ДНК человека — это учебник истории, имеющий высокую степень достоверности.

Если говорить о Хакасии, до нашей работы был хорошо изучен антропологический аспект. Установлено, что хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южно-сибирской монголоидной. Однако удельный вес европеоидной примеси в составе хакасских групп, по данным антропологических исследований современного населения, различен. Сагайцы, шорцы и бельтиры приближаются к европеоидным группам больше, чем кызыльцы, койбалы и качинцы; комплекс признаков, характерный для южно-сибирского типа, наиболее полно представлен у качинцев.

— Ольга Владимировна, что лежит в основе генетического исследования?

— У каждого человека есть носитель информации — это молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, мы знаем их под аббревиатурой ДНК. Причем 99,9 процента ДНК у людей одинаковы. А вот та самая одна десятая процента, что отличает нас друг от друга, и берется для изучения специалистами. Человек получает наследственные признаки от отца и матери, а они, в свою очередь, также являются носителями ДНК, переданными им от родителей. Информацию о предках можно считывать с ДНК, содержащей Y-хромосому (передается только по мужской линии от отца к сыну) или по митохондриальной ДНК (женщины передают ее от матери всем ее детям, независимо от пола). Таким образом, в основе исследования — образец местной ДНК и поиск генетических маркеров мутаций, возникших тысячи лет назад…

Чтобы распознать хакасские маркеры, требовалась сложная работа по сравнительному анализу ДНК мужчин, живущих в Хакасии. Восемь популяционных выборок этнических хакасов сформированы из числа жителей поселков трех районов: Аскизского (сагайцы), Таштыпского (сагайцы/шорцы) и Ширинского (качинцы), всего 254 мужчины. Материал для исследования — тотальная ДНК, выделенная из лимфоцитов крови.

Многие народы, мигрирующие по территории Сибири, на протяжении веков оставили свои гены. В свою очередь те подвержены мутациям. Самые незначительные из них представляют собой изменения нескольких из трех миллиардов “букв”, составляющих летопись генетических инструкций. Этого достаточно, чтобы идентифицировать потомков людей, проживавших на территории Южной Сибири две — четыре и более тысяч лет назад. Датировать мутации можно с большой точностью. Отдельные участки ДНК — микросателлиты — мутируют с определенной постоянной скоростью, выполняя роль часов, с помощью которых генетики могут узнать возраст того или иного типа хромосомы.

После экспедиций появляется “банк” образцов ДНК. Чтобы его обработать, поочередно берется небольшое количество препарата с необходимыми ферментами для выделения определенного участка ДНК Y-хромосомы, который хотим проанализировать. Маркеры можно обнаружить в известных местах Y-хромосомы, присутствующей в ядрах практически каждой клетки мужского организма.

— У хакасов существовала традиционная форма деления по сеокам. Являются ли они объединениями кровных родственников или это представление ошибочно?

— Родовую принадлежность можно установить по фамилиям, все они приписаны к конкретному сеоку. Население Хакасии разделялось более чем на 150 сеоков. Сеок — это группа людей, осознающих общность своего происхождения от одного предка по мужской линии. Этим обстоятельством продиктована необходимость рассмотрения организации генофонда хакасов, кроме этнического и субэтнического уровня, также на уровне родов.По результатам генотипирования удалось выявить основную гаплогруппу каждого сеока. Сравнительный анализ гаплотипов убедительно показал, что представители одного сеока в подавляющем большинстве не только принадлежат к одной группе, но и являются родственниками по мужской линии и чаще всего восходят к одному родоначальнику, жившему в относительно недалеком прошлом. Результаты генетического анализа доказывают, что сеок является прежде всего объединением родственников по отцовской линии.

— Проводя генетический анализ этнических групп сеоков, к какому выводу пришли относительно общности хакасов?

— Несмотря на деление на сеоки, хакасы — это единый этнос, который формировался именно здесь и является частью биогеценоза.

Собственно хакасские фамилии, говорящие о принадлежности к роду, появились только в ХIХ веке. Как известно, письменность хакасов была давно утрачена, длительное время существовала необходимость хорошо все помнить и передавать точную информацию из поколения в поколение. Все знания основаны на устной традиции. Я считаю это проявлением высочайшей культуры народа и ответственности перед потомками.

Важно было не только запоминать, но и регулировать образование брачных союзов между родами. Можно только догадываться, на каком интуитивном уровне поддерживалось это проявление генной памяти. Известно, что чем дальше в географическом и родственном плане находятся друг от друга будущие родители ребенка, тем меньше вероятность наследственных заболеваний у потомства. Однако еще одна уникальность хакасов заключается в том, что и аалы, и сеоки находились недалеко друг от друга и постоянно роднились между собой. Это потрясает исследователей: каким образом народ мог контролировать ситуацию, уберечься от вырождения и болезней? И еще: особенностью коренного населения является высочайшая толерантность. Хакасам присущи терпение, уважение к другим народам, готовность помочь — качества, не утраченные через тысячелетия.

— Ольга Владимировна, пора познакомить с такими понятиями, как распределение “ответственности” генов и полиморфизм.

— Каждый ген расположен в одной из 23 пар хромосом. В генах могут происходить фатальные отклонения, ведущие к болезни, это так называемые “запрещенные” мутации. Однако “допустимых” мутаций происходит в десять раз больше, они обеспечивают наследственный полиморфизм популяций. После того, как был полностью расшифрован геном человека, выяснилось, что у него всего 35 — 40 тысяч генов (для сравнения, у бактерии Н. pylori их 1600). В связи с этим изменилась парадигма исследования. Вместо поиска связи “один ген — одна болезнь” усилия направили на изучение подверженности к заболеваниям, которые передаются через множество генов одновременно. А одним из ответов на вопрос: “Почему при одинаковых условиях и факторах риска одни люди болеют, а другие нет?” — стал полиморфизм генов.

Оказалось, что самая перспективная модель изучения подверженности заболеваниям (она находится на пике интереса во всем мире) основана на сравнении полиморфизмов. Мы занимаемся полиморфизмом генов некоторых распространенных заболеваний: язвенной болезни, желчнокаменной болезни, бронхиальной астмы, метаболического синдрома, который включает несколько патологий — артериальную гипертензию, сахарный диабет 2-го типа, абдоминальное ожирение, нарушение липидного обмена. Установлена важная закономерность: предрасположенность к этим заболеваниям у хакасов реализуется в болезнь как минимум в два раза реже, чем у пришлого населения, а течение указанных заболеваний мягче. Почему хакасы менее склонны к этим болезням по сравнению с пришлым населением, хотя проживают они в одинаковых социально-экономических условиях? Все свойства организма представляют собой результат взаимодействия наследственности и среды. Большая устойчивость хакасов сформировалась в процессе этногенеза и обусловлена более эффективной адаптацией, ведь особенности каждого этноса формируются в процессе адаптации к среде обитания.

— Вы пишете в монографии, что основная концепция работы — этническая и экологическая обусловленность здоровья населения, как это понять?

— Общественное и индивидуальное здоровье зависит от многих факторов. Точно так же болезнь невозможно изучать в отрыве от гендерных, возрастных особенностей, социальных условий и, что особенно актуально, от этнических и экологических факторов. Следует уточнить, что генетическая обусловленность заболеваний бывает моногенной (один ген — одна болезнь) и полигенной — это и есть предрасположение к определенному заболеванию. Ответственность за предрасположение распространяется не на один, а на десятки генов.

Заболеет человек или нет, зависит как от экспрессии этих генов, так и от многих внешних факторов, связанных с образом жизни. Почему люди стареют и умирают? Потому, что организм пожилого человека потерял способность сдерживать микробную агрессию, точно координировать мышечные усилия. То есть болезнь возникла не из-за внешних, а из-за внутренних причин — вследствие возрастного снижения неспецифической сопротивляемости. Исследование полиморфизма генов иммунного ответа — это попытка понять, как использовать собственный генетический резерв человека в борьбе за здоровье и долголетие.

Беседовала Маргарита МАЛЕЦКАЯ

Комментарий ученого-музееведа Леонида ЕРЕМИНА:

— С большим интересом ознакомился с коллективной монографией “Гены и болезни хакасов”. Работа эта оказалась весьма полезной для формирования некоего образа этнической истории хакасов. Это первое исследование, где авторы внятно доводят до нас, вне зависимости от результатов археологических и этнографических изысканий или культурологических реконструкций, что прямые предки современных хакасов жили на этой территории уже как минимум два с половиной тысячелетия назад. Важный вывод, благодаря которому многие исторические лозунги типа “сибирские скифы — предки современных хакасов” (и так далее) из эмоциональной сферы личных тематических симпатий исследователей перемещаются в сферу исторических конструкций.

С моей точки зрения, потребность в таком исследовании у республики огромна и заключается не столько в получении каких-то новых научных сведений, а в преодолении определенного идейного и идеологического кризиса, в котором, как мне кажется, мы пребываем. Кризис проявляется во многом: и в перманентных спорах о самоназвании народа, и в тех трудностях, с которыми принимается наша государственная символика, и во все ухудшающемся состоянии языка, и даже в самом факте отсутствия в нашем регионе структуры, обязанной заниматься изучением современных этнологических проблем населения Хакасии. Поэтому генографический проект — это событие, формирующее принципиально новые знания об этнической истории народов Хакасии, он имеет глубокое воспитательное значение для всех нас. Обладать объемной, яркой и интересной историей своей малой родины, дополненной ощущением тысячелетнего генетического родства с ней, — привилегия далеко не каждого народа.

Источник: http://www.gazeta19.ru/node/5561

 

Не меняйте улицам имена - стройте города

Поколение сменяется поколением, а названия улиц Мурманска остаются неизменными. Мало кто из подрастающей молодежи знает, кто такие Карл Либкнехт или Конкордия Самойлова. Так зачем жить прошлым, если названия могут быть и современными, и понятными для юных «строителей будущего»? Нужны ли Мурманску старые названия или их пора менять на новые? Об этом мы спросили молодых мурманчан.

Мария КИСЛЯК, 25 лет, специалист по связям с общественностью:

- Я живу на улице Свердлова, но название мне категорически не нравится. Как говорит моя бабушка, Яков Свердлов был организатором борьбы с казачеством. Даже наш президент Дмитрий Медведев давно подписал указ о возрождении казачества в России, а в Мурманске до сих пор улица с именем их, так сказать, врага. Но если все-таки не углубляться в историю, то название улицы имеет ассоциацию с представительницами древнейшей профессии, думаю, не только у меня. Помнится в школе шутили: «Ты где живешь?» - «На Свердлова». - «На работу после уроков не опоздай!» Раз уж на то дело пошло, то такое поднадоевшее имя можно было бы обновить, назвать, к примеру, «кварталом Красных Фонарей». И весело, и по-европейски.

Яна НУРМАТОВА, 18 лет, студентка:

- А зачем вообще менять названия? Я ни разу не видела и не слышала, чтобы кто-то интересовался именем своей улицы. Все названия нужны лишь для того, чтобы мы не запутались и могли найти друг друга. Пусть хоть проспект Ленина назовут проспектом Бэтмена, лишь бы почтальоны доносили письма.

Татьяна ГРАДВОЛЬ, 23 года, секретарь:

- Слышала о многих улицах в городе, чьи названия связаны с революцией, убийствами и террором, как, например, имя Перовской. Но в школе нас не учили, что память о той или иной плохой исторической личности не имеет права на существование. Это все - часть истории, зачем ее менять? Давайте тогда сотрем с лица земли все источники про хана Батыя или Гитлера. Но тем самым мы не сделаем нашу историю чище. Нет, пусть лучше названия улиц остаются. По этому поводу есть замечательная фраза: не меняйте названия улиц, а лучше стройте города.

Олег ШАРАЕВ, 27 лет, предприниматель:

- Почему бы не сменить фамилии людей прошлого на имена, которые нынешнее поколение чтит и помнит. Например, улица Андрея Миронова, Льва Яшина, Виктора Цоя, Юрия Клинских или Владислава Галкина. И это еще не весь список. Зачем нужны непонятные названия - Чумбарова-Лучинского, Коминтерна? Я не смогу своему ребенку объяснить, кто эти люди. Вот Юрий Клинских - кумир молодежи, знаменитый деревенский рокер, а Андрей Миронов и Юрий Никулин - лучшие актеры на все века.

Евгений ИВЧЕНКО, 20 лет, продавец сантехники:

- Менять названия улиц нужно на фамилии поэтов, художников, научных деятелей, но никак не политических, потому что реформы и имена меняются, а искусство вечно. Проспект Ленина должен стать, например, просто Центральным проспектом. А разные цари, вожди и адмиралы пусть заменятся на Пушкина, Тютчева, Даля, Рублева или Васнецова. Но самое сложное в этом вопросе - менять документы. Ведь придется заменять паспорта, переписывать архивы, уголовные дела и многое другое. А так идея хорошая.

Валерия ЗАЙЦЕВА, 15 лет, учащаяся колледжа:

- Почему бы и не поменять? Если подстраиваться под интересы и кумиров нынешней молодежи, так как за ней будущее, то смело можно назвать переулок Гопников, проезд Бездельников, проспект Субкультур, улица Дома-2, потому что других интересов сейчас нет. Время летит, все меняется. Через двадцать лет появятся другие герои - создатель первого говорящего робота, первооткрыватель планеты Земля-2, еще какое-нибудь реалити-шоу, которое к тому времени будет идти лет десять. Да у нас просто не хватит улиц, чтобы всех отмечать. А если серьезно, то хотелось бы видеть таблички на домах просто с красивыми и приятными названиями. Например, улица Нового Года, Любви, 8 Марта, Доброты, Заботы, Детская, Юная, Волшебная и много других.

Источник: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201104021294

 

Помни свой род

Небольшое предисловие… В 2001 году в газете «Диалог» вышел мой материал «Пройдусь я по Саратовской, сверну на Бородинскую. Прогулка по старому Камышину с Домиником Гольманом». В ней я цитировал воспоминания Гольмана: «Зиньковский был помещик и предводитель дворянства камышинского уезда…» Через месяц в газету пришло письмо следующего содержания:

«Уважаемый Л. Смелов! Друзья-камышане прислали мне номер с Вашей статьей «Пройдусь я по Саратовской, сверну на Бородинскую...» (кстати, почему бы не вернуть старые названия?). Представлюсь: я внук того самого Зиньковского (звали его Тимофей Константинович). Фамилия у меня мамина (она, выйдя замуж, ее не меняла).

Спасибо Вам — пусть юные Камышине знают историю своего города.

Хочу сообщить Вам, что у меня о моем деде несколько другие сведения. Т. К. Зиньковский не был помещиком: помещиком был его тесть Виктор Николаевич Ткаченко, дом которого сохранился (в нем тубдиспансер). Не был он и уездным предводителем дворянства: им был Готовицкий (не помню его имени и отчества). Т. К. Зиньковский был председателем земской (может быть, городской?) управы. Кстати, в доме управы, построенном в 1901 году, у деда была квартира, в которой в том же 1901 году родилась моя мама (она умерла 15 лет назад). Не успел я ее хорошенько расспросить о родах Зиньковских и Ткаченко. Теперь жалею. Если не трудно, то сообщите, пожалуйста, что Вы еще знаете о Зиньковских и Ткаченко.

Заранее благодарный Михаил Михайлович Зиньковский, отставной подполковник».

Великое дело: обратная связь! Сразу чувствуешь перекличку времен и поколений. Действительно, как установил краевед Е. В. Хорошунов, Тимофей Константинович Зиньковский не был ни помещиком, ни предводителем дворянства, как его назвал в воспоминаниях Д. Гольман. Видимо, причина ошибки крылась в том, что Гольман написал свои воспоминания уже в преклонном возрасте. Восстановим справедливость! Расскажем о двух замечательных людях Камышина — купце II гильдии, городском главе В. Н. Ткаченко и председателе земской управы Т. К. Зиньковском. А поможет нам в этом наследница Ткаченко по линии Портновых Ирина Николаевна Ментюкова.

Итак, Виктор Николаевич Ткаченко, купец, гласный (депутат) городской Думы. Держал лесопильный завод, на котором трудилось 89 человек, и пароводяную мельницу, но при этом, как пишет газета «Волжские дали» (1912 год) «…церковный староста, ревнитель церкви. Его трудами украшен Старый собор и реставрирован». В 1906 году Виктор Николаевич был избран городским головой. На одном из заседаний Думы он тяжко вздохнет по этому поводу: «Невелика честь быть избранником не всего народа, а только кучки богатых горожан!» Трехэтажный особняк Ткаченко до сих пор возвышается на левом берегу Камышинки при впадении ее в Волгу (ныне здесь, как справедливо отметил Михаил Михайлович Зиньковский, разместился тубдиспансер).

У Ткаченко было три дочери, одна из которых — Евлампия — в 1899 году стала женой частного поверенного (частного адвоката по гражданским и уголовным делам) Тимофея Константиновича Зиньковского. Сам же Зиньковский в 1906 году был избран председателем земской управы. У Тимофея Константиновича и Евлампии Викторовны родилась дочь Зоя, ставшая впоследствии мамой Михаила Михайловича Зиньковского, автора письма. Зоя Тимофеевна действительно родилась в Земском доме, ведь здесь «…верхний этаж занимает помещение земской управы, квартира воинского представителя и председателя управы». Так описывает расположение помещений журнал «Нива» (1901 год).

Идем дальше… Сестра В. Н. Ткаченко — Ольга Николаевна (прапрабабушка нашей собеседницы Ирины Николаевны Ментюковой) — в 1884 году вышла замуж за Николая Александровича Портнова. Двухэтажный особняк на пересечении улиц Зеленой и Царицынской (Советской), где жила семья, старожилы до сих пор называют «портновским домом». О том, кем был Николай Александрович, можно судить по фотографии, хранящейся в личном архиве Ирины Ментюковой. На обороте сохранилась надпись « ...родился 1855 года, февраля 9 числа, тезоименитство мая 9 числа. В военной службе с 1877 года. Унтер-офицером с 1878 года». Выйдя в отставку, Николай Александрович занимался торговой деятельностью. Шесть лет они были с женой бездетны, поэтому взяли на воспитание сироту. В 1890 году в семье родился первый ребенок — дочь Александра (прабабушка Ирины). Она получила домашнее образование и вышла замуж за камышинского мещанина А. А. Пищулина. В личном архиве Ирины Ментюковой также сохранился паспорт, выданный 1 сентября 1916 года, православной замужней мещанке города Камышина Александре Николаевне Пищулиной с детьми на право выезда в города и селения Российской империи. Паспорт выдан Камышинской мещанской управой сроком на один год, до 1 сентября 1917 года.

Прадед Ирины Ментюковой — Василий Ширякин — трудился управляющим у одного из купцов Альтуховых, получая 25 золотых рублей. Жил он на улице Красной, в доме 56.

Такова (весьма краткая!) история удивительного человеческого род Ткаченко-Портновых. Поверьте, если проследить другие ветви родового древа, то не хватит целой книги. Удивительные люди, сильные личности… Их помнят!

Источник: http://infokam.su/n3877.html

 

Золотая Орда вернулась в Казань

Не сама, конечно, но ее изучение. Вчера закончился очередной, третий по счету, Международный Золотоордынский форум. Как и все предыдущие, он проводился в столице Татарстана – Казани.

Изучение истории Золотой Орды, как зеркало, отражает все перипетии отечественной науки. На определенном этапе отечественной истории «добрый царь Озбяк» и Батыюшка превратились в «монстров и людоедов». Превратились потому, что так было выгодно. Это оправдывало то, что Россия к тому времени заметно отставала от промышленной Западной Европы. Потом с ростом науки в Отечестве от этой теории постепенно начали отходить. Очень интересно даже то, что, если отцом вышеупомянутого мифа считается небезызвестный немец Миллер, то серьезно изучать золотоордынское наследство начинали его же соотечественники Френ и Баллод. Здесь было все. Изучение золотоордынской цивилизации не отличается от «открытия» Древнего Египта и Трои. У нас были и свои Шлиманы – Терещенко и свои Шампольоны.

В результате к началу 1920-х годов стало известно, что Золотая Орда была, у нее была развитая городская культура, и она влияла на многие государства в округе. К сожалению, не только царская власть и церковь формировала политические мифы. Большевики, ругая последних в том числе и за это, отличались мифотворчеством не в меньшей степени. Если в первые годы советской власти уцелевшие в горниле революции и гражданской войны ученые еще продолжали копать развалины золотоордынских городов и расшифровывать надписи, то «отец всех народов» не пожелал делиться лаврами с золотоордынскими ханами. В результате работы были свернуты, признаны идеологически неправильными, а упорствующие в их проведении были названы пособниками буржуазных националистов. Окончательную точку поставило громкое дело об Идегее. Судебному преследованию подвергся не сам народный герой 14 века, но дастан – легенда о нем. О Золотой Орде забыли…

Но вода камень точит и правда все равно прорывается наружу. Так и с изучением Золотой Орды. Нашлись честные ученые, которые, невзирая на возможность попасть под преследования, решили продолжить изучение великого государства. Сегодня их имена нам известны. В первую очередь это Г.А.Федоров-Давыдов и М.А.Усманов. Во многом благодаря их научному подвигу изучение Золотой Орды и ее цивилизации в СССР возобновилось и продолжилось. Конечно, в условиях недавнего прямого запрета на данную тематику они вынуждены были скрывать объект исследований под обтекаемыми и неконфликтными формулировками.

Но, как известно, за затруднением наступает облегчение, запрет на изучение Золотой Орды постепенно ушел в небытие. К настоящему времени имеется целый ряд российских ученых в самых разных городах, работающих по данной тематике – Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тула, Воронеж, Белгород, Саратов, Йошкар-Ола, Пенза, Курган, Тюмень. Но впереди всех, конечно же, Казань. Именно здесь, недалеко от первой золотоордынской столицы – Булгара, сформировался наиболее мощный коллектив ученых, работающих по данной теме. И именно здесь образован Центр исследований истории Золотой Орды. В этом году этот центр стал носить имя академика Миркасыма Габдулахатовича Усманова, долгие годы своей жизни посвятившего изучению золотоордынской цивилизации, ее письменных памятников.

В этом, 2011 году, усилиями Центра совместно с Академией наук Республики Татарстан, Институтом истории им. Ш.Марджани, Государственным историко-архитектурный и художественный музей-заповедником «Казанский Кремль» проведен очередной, третий по счету международный Золотоордынский форум. В работе столь значимого собрания принимали участие практически все ведущие специалисты, работающие по данной тематике. Особый интерес вызывает тот факт, что здесь объединились усилия самых различных специалистов : источниковедов, археологов, нумизматов, искусствоведов, специалистов по археозоологии, генеалогии, генетике, архитектуре. Между прочим, как минимум, половина из представленных специалистов участвует и в проекте ИД «Медина» по составлению серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». Именно такая широкая и многопрофильная подборка авторов позволяет выйти на качественно новый уровень научных обобщений.

Золотоордынский форум стал не первым столь значимым серийным мероприятием в отечественной тюркологии, проводимым в Казани. К моменту форума вышел сборник докладов «Средневековые тюрко-татарские государства 15-17 вв.», прозвучавших на одноименном втором форуме, состоявшемся в Казани в марте 2010 г. и «Татарские мурзы и дворяне», состоявшемся в столице Татарстана в апреле 2010 г. Казань постепенно превращается в столицу российской тюркологии, и это не может не радовать.

Источник: http://islamrf.ru/news/mosaique/culture/15590/

 

Орловы — птицы гордые

Сегодня, в международный День птиц, мы в редакции решили узнать, какие в Снежинске есть фамилии, в которых слышатся названия крылатых созданий. Конечно, данные, которые мы нашли в телефонном справочнике, уже наверняка устарели, но общую картину по ним составить можно.

Вначале надо сказать, что Птицыных в Снежинске всего 5. Но если говорить о видах птиц, то они весьма разнообразны. Самые многочисленные представители фамилий царства пернатых в нашем городе — это Орловы (129 человек). Следом идут Гусевы (81), Воробьёвы (80) и Куликовы, в том числе Кулики (70).

Чуть менее многочисленны в Снежинске Воронины, в том числе Вороновы (65), Лебедевы (66), Сорокины (59), Соловьёвы (51), Журавлёвы и Петуховы (по 45), Дятловы (40), Грачёвы (38), Голубевы (36).

Гораздо реже встречаются такие «птичьи» фамилии, как Галкины (27), Курочкины, в том числе Курицыны (26), Стрижовы (24), Синицыны (21). Ещё реже - Уткины, в том числе Уточкины (13), Дроздовы, в том числе Дроздовские (13), Беркутовы и Перепёлкины (по 12).

Крайне редки Коршуновы (9), Коростелёвы (8), Снегирёвы (7), Ястребовы (7), Жаворонковы (7), Кукушкины (6). Кандидаты в «Красную книгу» - Козодои (4), Тетеревы (3) и Совы (2). А вот Глухарёвых, Индюковых и Ласточкиных в Снежинске и вовсе нет.

Интересно, соответствует ли фамилия внешности и характеру человека, накладывает ли какой-то отпечаток на личность? Разобраться в тонкостях взаимоотношений птиц и происходящих от их видовых названий человеческих фамилий помогает антропонимика - один из разделов ономастики, науки, изучающей имена собственные.

Названия птиц у русских могли быть в прошлом и традиционными именами, и прозвищами: Щегол, Соловей, Петух, Орёл, Сокол, Ястреб. Появлялись и прозвища на основе диалектных слов, которые, как правило, представляли собою заимствования из языков соседних народов, приживавшиеся на общей с ними территории: Карга ("ворона" в ряде языков Поволжья). Имена давали родители ребенку, а прозвища появлялись, когда он рос, обрисовывались его внешность и характер. Вот тут меткие на язык люди и обнаруживали нередко в них явное сходство с кем-то из представителей пернатых. А птиц народ всегда наблюдал с интересом и обращал внимание на бойкость воробья, бестолковость домашних кур, силу и, как казалось, гордую натуру орла, ночную активность совы, так что богатые возможности открывались тут для сравнения с людьми.

А частенько такое обнаруженное сходство в роду передавалось из поколения в поколение - и генетически, и в силу существовавших в семье обычаев. Так на основе традиционного имени и прозвища формируется, судя по документам, в ХУ веке отчество у простолюдинов в форме "Соловьев сын", "дочь Петухова".

Со временем это отчество начинает передаваться в семье следующим поколениям и превращается в фамилию. Официально же фамилии у русских крестьян начинают фиксироваться в ХVIII веке и становятся обязательными в документах к началу ХХ века.

При этом не надо забывать, что в русских сёлах складывается традиция уличных фамилий. Они существуют за семьями параллельно с официальными и образованы от прозвищ кого-то из предков. Например, Смирновы или Кузнецовы (самые распространённые в России фамилии!) по паспорту могут быть известны среди своих соседей и как Воробьёвы, Галкины, Кукушкины.

Впрочем, были и другие пути появления в русском ономастическом обиходе "птичьих фамилий". Когда в Х1Х веке государство озаботилось фиксацией всех своих жителей с указанием фамилий, многим крепостным были присвоены фамилии их владельцев: Орловыми становились не только потомки, но и крестьяне графа Орлова. Присвоением фамилии (если таковой не было) или её сменой (если она была неблагозвучной) в России заканчивалась в прошлом учёба в духовной семинарии. Для выпускников каждый год выбирались тематические серии: связанные с церковными праздниками, с минералами, с цветами, с географическими названиями, упоминаемыми в Священном Писании, с именами святых, с латинскими и греческими корнями, с птицами. Последнее, конечно, неслучайно: они ближе всех к Богу, местопребывание которого на небе, вверху. Так наряду с Богоявленскими, Покровскими, Аметистовми, Алмазовыми, Тюльпановыми, Фивейскими, Парийскими, Израилевыми появлялись Голубевы, Ласточкины, Скворцовы, Грачёвы. Важно, чтобы птицы, названия которых ложились в основу фамилии, вызывали приятные ассоциации.

Источник: http://snezhinsk.com/news/view/orlovy_pticy_gordye_0/В

 

 Россию приехали потомки барона Мюнхгаузена

Немецкие потомки барона, приехавшие в Россию накануне Дня смеха из немецкого Боденвердера, оказались в плотном окружении российских фанатов великого фантазера и шутника и журналистов. Посыпались вопросы: "Пытались ли вы достать себя из воды за волосы, ездили ли вы на половине лошади?.. Как, и на ядре не летали? Ну, вы даете!" Уважаемые, солидные люди – барон Маттиас Вернер Хейно Ремберт фон Мюнхгаузен, его жена Габриела и сын Филипп – искренне полагают, что именно журналисты являются истинными потомками Мюнхгаузена: пусть не по крови, но по призванию.

А вот их дальний предок - тот самый Херониус Мюнхгаузен, который создал себе литературного двойника и сочинил про него знаменитые истории, записанные Эрихом Распе и Готфридом Бюргером, на самом деле - почти что позор семьи. Поэтому барон Маттиас Мюнхгаузен в интервью "Голосу России" о нем даже не упомянул:

"Существует семейное собрание родственников фамилии Мюнхгаузен, - сказал барон. - Нашей семье 850 лет и мы собираемся раз в три года. Я председатель этого собрания. И веду себя очень порядочно, никого не обманываю".

Самый "крутой" обман, которым похвалился пра-пра-пра-пра… племянник Мюнхгаузена, выглядел так… На вопрос судьи "Правда ли, что вы Мюнхгаузен?", "находчивый" барон ответил: "Нет, это кличка. На самом деле я - Мюллер".

Другое дело – враль и фантазер Херониус Мюнхгаузен, столь любезный русскому сердцу. Он, как известно, служил в России и очень любил ее. Недаром первая книга, где описаны его приключения, называлась "Рассказ барона Мюнхгаузена о его удивительных путешествиях и походах в России".

Сколько еще мог бы нафантазировать литературный барон, объединив свой талант, например, с талантом своего фаната Сергея Федорова, который создал в Чебоксарах – столице волжской республики Чувашии – клуб Мюнхгаузенов. Стараниями Федорова "тот самый барон" недавно побывал в космосе в составе международного космического экипажа. Российский космонавт Федор Юрчихин взял Херониуса на орбиту на полгода. Что там полет на ядре вокруг Луны, даже если, как утверждал Мюнхгаузен, он облетел ее дважды!

Все 7 открыток с портретом Херониуса вернулись из космоса в целости и невредимости. А серьезные немецкие потомки даже прослезились, когда получили в дар такую реликвию. Ну а у фанатов из Чебоксар есть еще в запасе портреты, побывавшие на дне самого глубоководного озера Байкал, – они "ныряли" туда на борту глубоководной станции "Мир".

В Москве тоже хватает почитателей барона Мюнхгаузена, утверждает глава частного Музея барона Мюнхгаузена, писатель Сергей Макеев:

"Я тоже Мюнхгаузен. Да все мы мюнхгаузены, независимо от того, сочиняем – не сочиняем, остроумны – неостроумны. Дело в том, что часть своей жизни мы проживаем в воображаемом мире. И вот там, в этом мире, мы можем то, чего не можем здесь. Это была мотивация и нашего Мюнхгаузена! Когда он вернулся из России, где он, прекрасный рассказчик, был в центре внимания, ему не хватало этого в своем маленьком Боденвердере. Вот он и собирал вокруг себя людей и оживал, распускал хвост! Скучно! Боденвердер – прелестный городок, но глушь. Все мы мюнхгаузены, все мы воображаем – это нас приподнимает, это психотерапия".

Кстати, реальный барон Маттиас Мюнхгаузен, приехавший в эти дни в Москву, как две капли похож на своего литературно-исторического предка. Это в свое время заметили советские мультипликаторы, когда пригласили его позировать при создании анимационного героя. Истинная правда, как говорится, Мюнхгаузен не даст соврать…

Источник: http://rus.ruvr.ru/2011/04/01/48287480.html

 

Сотрудники ЗАГСов ждут всплеска популярности имени Юрий

В год полувекового юбилея покорения человеком космоса специалисты ЗАГС и филологи вспоминают, как в 1961-м новорожденным мальчикам давали некогда позабытое, но вдруг получившее большую популярность имя Юрий. Со временем в честь космонавта стали называть меньше. В апреле нынешнего года именем Юрий в Самаре пока не назван ни один малыш.

12 апреля 1961 года отделом ЗАГС Красноглинского района был зарегистрирован один ребенок с именем Юра. А в течение года их было 35.

Когда отмечался 40-летний юбилей полета человека в космос, в ЗАГСЕ Красноглинского района зарегистрировали только одного тезку героя. Полвека спустя ни одного.

Возможно, 12 апреля 2011 года все-таки появится на свет мальчик со звездным именем. Сотрудники ЗАГСа и филологи ждут очередного всплеска популярности имени Юрий.

Обладатель звездного имени отчества - Юрий Алексеевич Макитрин. Отец-военный назвал сына, рожденного как раз в апреле 61- го, в честь Гагарина. Как и Гагарин, Юрий Макитрин тяготеет к технике. Но стал экономистом. Связывать профессию и имя филологи не советуют. Впрочем, крупнейший в области специалист по ономастике (так называют науку об именах) обнаружил предопределенность в судье первого космонавта. «Юрий» – производная форма от «Георгий», – означает земледелец и покровитель воинов. С популярностью имени не сравнится слава, которая обрушилась на самого покорителя космоса. Но он с ней справился – и это еще один подвиг Юрия Гагарина. Юрий Макитрин - самый обычный житель Тольятти. Судьба уже не раз испытывала его на прочность. Но всегда, признаются близкие, он остаётся на высоте. Говорит, имя обязывает.

Источник: http://tvsamara.ru/index.php?id=3&DT=05.04.2011&nom=1012

 

Депутат думы Владивостока предложил городу новый флаг.

На сайте депутата думы Владивостока Александра Юртаева появилась информация о разработке флага Владивостока, которого раньше у города не было. Депутат сообщает, что во Владивостоке прошло заседание Совета Старшин Владивостокского Морского собрания, где в числе прочих проблем рассмотрели и вопрос создания флага города. «Участники заседания отметили, что городу Владивостоку необходимо иметь свой флаг, символизирующий единство территории города, его населения, исторической преемственности и административного значения. Был принят Проект положения о Флаге г. Владивостока, из нескольких вариантов флага был одобрен вариант, представленный ниже. В его основе лежит гюйс Военно-морского флота РФ, флаг Владивостокской крепости. В центре — изображение Герба муниципального образования Владивостокский городской округ. Красный фон знаменуют славную историю города, синий цвет креста — его приморское положение, сам крест — военное значение города, форпост России на Тихом океане. Таким образом, было принято решение обратиться к Главе города Владивостока И.С. Пушкареву с инициативой по флагу», — пишет Юртаев.

Из этого сообщения не совеем ясно, кто именно разрабатывал проект флага — профессиональный дизайнер или депутат. Судя по качеству макета, все-таки не дизайнер.

Первое, что смущает при взгляде на флаг, «мешанина» из цветов. Сочетать сразу красный, синий, зеленый и желтый цвета – непрофессионально. И это даже не обсуждается. Второе замечание. Если убрать герб Владивостока, стяг явно напоминает флаг Великобритании. Слишком смелый плагиат получается. Третье. Герб на флаге не соответствует официальному гербу Владивостока, представляет его упрощенный вариант. Герб Владивостока был принят в 1883 году. В его описании мы читаем: «В зелёном щите золотой тигр, подымающийся по серебряной скале, с червлёными глазами и языком; в вольной части влево — герб Приморской области. Щит украшен золотою башенной короною о трёх зубцах, за щитом два золотых якоря, накрест положенных и соединённых Александровскою лентою». В предложенном макете нет половины перечисленных элементов.

То, что депутаты предлагают нам принять такой флаг — или неуважение к истории города, или свидетельство элементарной небрежности. Сейчас многие российские города создают собственные флаги, фирменные стили и даже фирменные шрифты. Это правильно. Такой подход позволяет идентифицировать город, упорядочить размещение в нем рекламы и решить иные проблемы. Но заниматься этим должны профессионалы, которые разбираются в дизайне, геральдике (науке и гербах) и прочих дисциплинах. Иначе нарисуют такой флаг, шагать с которым в руках придется с гордо опущенной головой.

Источник: http://www.vladtime.ru/2011/04/05/artemij-lebedev-po-primorski.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное