← Март 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Жители Кунгура задумались, в чем смысл названий улиц города Прохожие на улицах Кунгура всерьез полагают, что Мопр – это чья-то фамилия, а Зоя Космодемьянская была … редактором газеты. Когда часто приходится ездить по городу, постоянно узнаешь новые и новые адреса. Номера домов, названия улиц… И корреспондент "Искры" Дмитрий Спиридонов задался вопросом: чем руководствовались градостроители, давая улицам имена? Развернул карту и внимательно изучил. Итак, если верить карте, в Кунгуре около 200 улиц и переулков. Многие из них были построены или переименованы в годы советской власти. Достаточно увидеть названия с «революционным» уклоном: улицы Октябрьская, Свердлова, Кирова, Борцов революции… Есть и с поэтическим: Некрасова, Кольцова, Есенина. Наконец, в честь профессий: Буровиков, Нефтяников, Лесников и даже Космонавтов. Но вот в районе вокзала притаилась коротенькая, в два квартала, тупиковая улица Мопра. Кто он такой, этот Мопр? Отсюда же до бывшего РМЗ тянется улица 9 января. Что за дата? 9 мая – еще понятно. День Победы. В поселке Первомайском расположилась улица Зои Космодемьянской. Каким ветром ее в Кунгур занесло? Она же в Тамбовской области родилась. А в поселке Кирова всего несколько домов образуют улицу Челюскинцев. Но белые медведи по ней почему-то не разгуливают. Поспрашивать надо у местных жителей, решил я. Повезло – на улице Мопра первой встретил почтальона Лидию Сырвачеву. И огорошил своим вопросом. - Семь лет разношу почту по улице Мопра, но про смысл не задумывалась, - говорит Лидия Михайловна. – А челюскинцы – это где-то там на Севере были. Давно. - Мопр? Наверное, фамилия чья-нибудь? – озадачивается молоденькая Катя на автобусной остановке. – Космодемьянскую тоже не помню. Я историю не любила. Может, революционерка?.. А 9 января – видимо, праздник. Следующим останавливается представительный мужчина Илья Васильев. Идет вместе с супругой, нагруженный покупками. Живет неподалеку. - Над Мопром сам как-то голову ломал. Скорее всего, аббревиатура, сокращение? «Местное общественное что-то там». Про Космодемьянскую и челюскинцев, конечно, знаю. Дату 9 января – тоже. Расстрел питерских рабочих при царе Николае Втором. Заглянул я и в клуб железнодорожников, он тоже по улице Мопра стоит. - Никак не соберусь порыться в библиотеке, - сознается культработник Юлия. - Мопр – или фамилия заслуженного железнодорожника, или молодежная ассоциация, типа комсомола. Зоя Космодемьянская? Вроде, она подвиг когда-то совершила. А 9 января, по-моему, произошло восстание. Даша, ученица 6 класса, услышав вопрос, даже оробела и вытянулась по струнке, будто на экзамене. - Мы в школе такое не проходили, - виноватым тоном произносит она. - Космодемьянская… ну, известная тетенька, наверное. Редактор газеты! Нет? Челюскинцы – это фамилия? Тоже прославились, наверное. А правда, расскажите, кто они были? Конопатый третьеклассник Эдик бредет, загребая снег ногами, настороженно косится на мою кожаную папку и фотоаппарат, и не настроен углубляться в историю. - Не знаю я ничего. Мы домой с другом пошли. Некогда мне. Зоя Космодемьянская, - неопределенно машет рукой. – Она где-то тута! Кунгуряк Юрий Александрович, заходящий в магазин по улице 9 января, безошибочно вспомнил «Кровавое воскресенье», случившееся в этот день, и лагерь челюскинцев во льдах. Вот с Зоей Космодемьянской вышла заминка. - В Гражданскую или Великую Отечественную войну совершила что-то героическое. Подзабыл, честно говоря. А Мопр – наверное, так группа революционеров себя называла. Надежда Прокопьевна принимает окружающие таблички как обыденное явление: - Не спрашивайте у меня, почему улицы так окрестили! Сама я на Зеленой живу. Звучно и понятно. Подвиг Зои Космодемьянской – да, со школьных лет помню. И 9 января тоже. А вообще сейчас никуда не хожу, никаких газет не читаю, кроме старых подшивок. В православие подалась. Мне 70 лет, пора о душе подумать. Наконец, встреченная нами Галина Петровна, работник станции переливания крови, без запинки «расшифровала» три улицы из четырех. Кроме опять-таки загадочного Мопра. Что же для нас названия улиц, на которых мы живем и работаем, по которым гуляем десять раз на дню? Просто обозначение прописки и почтовый адрес? Надо ли нарекать их эпохальными событиями, если эти события стерлись в памяти? Именами героев, писателей, политиков, если их даже в школе не проходят? Или сойдут нейтральные Речная, Озерная, Цветочная? Чтобы очередное поколение голову не ломало. Или еще, как вариант, возвращать улицам исконные, старинные названия? Пенсионер Владимир Ушаков - сторонник возвращения к истории. Даже подписывается не иначе как «гражданин-житель древнего Кунгура»: - Нынешняя улица Гоголя – бывшая Успенская; Ленина – Антоновская; 9 января – Косарихинский лог; Мопра – Барановская; Матросская – Хлебниковых… Может, вспомним имена строителей древнего Кунгура – Хлебниковых, Шавкуновых, Фоминых, Юхневых, Кузнецовых и прочих? Например, в 2013 году, к 350-летию города? Справка МОПР – Международная организация помощи борцам революции. Существовала в Советском Союзе с 1922 по 1947 год. Собирала пожертвования в поддержку политических эмигрантов и семей погибших революционеров. Издавала свыше 90 газет и брошюр по всему миру. Ее видоизмененные филиалы до сих пор есть в некоторых странах. Зоя Космодемьянская – комсомолка, к началу Великой Отечественной войны ей исполнилось 18 лет. Воевала в партизанском отряде. В ноябре 1941 года во время выполнения задания схвачена и казнена гитлеровцами. На допросах никого не выдала. Герой Советского Союза посмертно. Челюскинцы – экипаж парохода «Челюскин», потерпевшего аварию в Чукотском море в 1934 году. Более ста спасшихся два месяца жили во льдах, прежде чем их вывезли самолетами. Все летчики представлены к званиям Героев. (Семен Челюскин – полярный мореплаватель, исследователь русского Севера в 18 веке). 9 января 1905 года – массовая забастовка рабочих Петербурга. Во главе со священником Георгием Гапоном рабочие несли Николаю Второму челобитную. Просили смягчения налогов, 8часового рабочего дня, амнистии заключенным. Самодержец скрылся из города. Войска и полиция обстреляли «бунтовщиков». В хрониках тех лет утверждается: было убито и ранено несколько тысяч человек. Точной цифры нет. Источник: http://iskra-kungur.ru/index.php?newsid=2289 История под микроскопом Недавно Мурманским государственным гуманитарным университетом был издан историко-генеалогический атлас «Коляне (ХIХ - первая четверть ХХ в.)». В первую часть атласа вошел словарь, который описывает 149 семейно-родственных групп, во вторую - генеалогические схемы кольских семей. Недавно вышла последняя, третья, его часть. Об итогах исследования мы побеседовали с одним из его авторов доктором исторических наук, профессором, проректором по научно-исследовательской работе МГГУ Павлом ФЕДОРОВЫМ. - Есть ли аналоги у вашей работы? - На Кольском Севере нет. История нашего края традиционно изучалась в макроизмерении. Например, если исследователей и интересовал город Кола, то только как оплот российской государственности, город-крепость, база промыслов, место ссылки. Население Колы рассматривалось в обобщенном виде: купцы, мещане, военнослужащие, крестьяне, ссыльные и их наиболее яркие представители. А у нас подход микроисторический: на сцену истории выходят самые обычные коляне, с их культурой и бытом, семьей и родом, хозяйственными и иными повседневными занятиями. - Что дает такой интерес к «маленькому человеку», простому обывателю в сфере изучения нашего прошлого? - Полезно посмотреть на историю, так сказать, «в микроскоп», чтобы глубже понять, как живет, действует и развивается социальный индивидуум. Микроисторический уровень предполагает реконструкцию внутреннего мира людей, их частной жизни, истории семьи, социальных феноменов и казусов. Между прочим, классической уже стала переведенная на многие языки мира (в том числе и русский) работа Карло Гинзбурга «Сыр и черви», в которой рассказывается о мировоззрении одного итальянского мельника, жившего в ХVI веке. Известны работы профессора Калифорнийского университета Дэвида Сэбиана, который написал две больших монографии по истории небольшой деревни Неккерхаузен, что неподалеку от Штутгарта. - Но ведь в семье нет архивиста. На какие источники вы опирались? - Микроисторический подход требует филигранной обработки огромных объемов информации. Повседневную историю людей не просто обнаружить в «делопроизводственных» документах разных ведомств. Дневники, письма и прочие документы частной жизни встречаются крайне редко. Каждый исследователь выбирает собственный метод выявления исторической информации. С моим соавтором Алексеем Малашенковым мы решили использовать историко-демографический метод восстановления истории семей, который предполагает обработку документов учета населения - метрических книг, духовных росписей, различных списков населения Колы. Эта трудоемкая работа продолжалась в течение 15 лет. Нами было сделано 14 тысяч учетных записей о колянах. После обработки их с помощью компьютера были выявлены историко-демографические показатели жизни Колы за 1842-1915 гг., включая рождаемость, смертность, брачность, половозрастную структуру и многое другое. На этой же основе на каждую укоренившуюся в Коле семейно-родственную группу была написана словарная статья и составлена генеалогическая схема, причем по некоторым семьям с учетом поколений вплоть до ХVII века. Кроме архивных материалов мы привлекли данные старинного кольского кладбища, а также материалы из личных архивов потомков старых кольских семей. - Потомки охотно делились с вами этой информацией? - Люди с удовольствием приглашали нас в дом, рассказывали семейные легенды, показывали реликвии, в частности, альбомы с фотографиями предков, разрешали их сканировать. В атласе много фотографий колян ХIХ - первой половины ХХ века. Это ценные артефакты, с помощью которых мы можем увидеть лица людей, одежду, иногда домашнюю обстановку, например, интерьер комнаты или фасад жилого дома. Владельцы фото, нередко люди пожилые, оказываются единственными носителями информации, способными объяснить, кто на них изображен. Жаль, но дети и внуки об этом уже почти ничего не знают. Тем более важно, что эти фотографии и надписи к ним мы успели сделать достоянием всех. Самые старшие коляне из ныне живущих способны вспомнить, как правило, только о двух-трех поколениях своих предков. Более ранний пласт (а некоторые семьи живут в Коле с ХVII-ХVIII веков) нередко рассматривается уже полулегендарным, знания о нем теряют конкретность. Поэтому потомки старых кольских семей были заинтересованы в нас так же, как мы в них. На презентации атласа, которая прошла в Кольской межпоселенческой библиотеке, многие коренные коляне признавались, что именно из нашей работы открывали новое о своих семьях. - А почему в качестве хронологических рамок выбран период с ХIХ до первой четверти ХХ века? Ведь Кола существовала раньше и существует до сих пор. - Есть одно препятствие - специфика и сохранность источников. Может быть, когда-нибудь удастся решить эту проблему. Почему мы остановились на первой четверти ХХ века? Во-первых, облик Колы со второй четверти ХХ века сильно изменился. Старые кольские семьи «перемешались» с вновь прибывшими поселенцами. Да и город вырос - с 600 человек к началу постройки Мурманской железной дороги до 16,5 тысячи человек в 1989 году. Описать такую массу людей мы были бы не в силах. Нам хотелось показать «старую» Колу, жившую своей неповторимой жизнью. Во-вторых, исследователь, работающий с такого рода данными, невольно связан с ограничениями, которые накладывает законодательство, предупреждающее об ответственности за разглашение персональной информации в течение последних 75 лет. Вот и выбрали условный рубеж, в пределах которого работать можно спокойно, не опасаясь, что потревожишь чью-нибудь личную жизнь. Вместе с тем в словарной части атласа мы включили информацию обо всех потомках старых кольских семей, которую смогли найти в открытых источниках - в газетах, книгах и т. д. Так что читатель узнает о судьбе каждой кольской семьи, жившей в Коле во второй половине ХIХ - начале ХХ веков: что с ней стало, живут ли ее потомки сегодня. - К каким же результатам пришли? - Например, нам удалось доказать, что коляне в повседневной жизни соблюдали церковные посты. Во время Рождественского и Великого постов не заключались браки, снижалось количество зачатий детей. Половозрастная структура населения отражала наличие легкого дефицита мужчин, имевших небольшую продолжительность жизни и нередко погибавших на промыслах. Поэтому Кола была городом вдов. Здесь было много незаконнорожденных детей. Страшным бедствием стали эпидемии и вспышки инфекций, которые происходили с частой периодичностью. Например, в 1894 году от холеры в маленькой Коле умерло 26 человек. Высока была младенческая и детская смертность. Да, прожить жизнь в то время воистину «не поле перейти». Но город существовал. Женщины и мужчины вступали в брак, рожали детей. Жизнь продолжалась. - Помогли ли ваши выводы лучше понять нас самих? - Исследование позволило понять, что модернизация ХХ века вовсе не была насущной потребностью маленькой Колы - даже в конце 1920-х гг. город доказывал свою жизнеспособность через традиционную социальную среду. Произошедший в дальнейшем слом, собственно, кольского мироустройства в значительной степени был навязан извне. Изученный нами исторический опыт в чем-то уникален. Ведь Кола на протяжении длительного времени была одним из немногих населенных пунктов в Заполярье, который оказался способен не только привлекать, но и удерживать постоянное население. Даже когда в 1854 году Кола была сожжена английским пароходом «Миранда», значительная часть местных жителей отказалась покидать пепелища своих домов. А многие из тех, кто уехал из города, впоследствии в него вернулись. Несмотря на все имевшиеся демографические проблемы, фундаментом, прикреплявшим колянина к суровой северной земле, была семья. Именно она удерживала человека, формировала его личное социальное пространство, определяла стратегию поведения. Отсюда вытекает вопрос: если мы хотим развивать Север сегодня, зачем трубим о необходимости переселения стариков? На мой взгляд, если не хотим деградации, нам следует укреплять семейные ценности, делать более полноценной социальную среду живущих на Севере Источник: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20110312933 На старый лад "По роду работы мне часто приходится ездить по Беларуси. Что удивительно, практически нигде не доводилось встречать свою фамилию Ковшер в отличие от родной Любани - здесь она довольно распространена. Подскажите, что лежит в основе фамилии. В.Ковшер, Минск". Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: - Фамилия Ковшер происходит от древнего белорусского слова "ковшарь" (ударение на втором слоге) - "мастер по изготовлению ковшей". Ковш - широкая, круглая посудина с ручкой. Естественно, что "р" отвердело и мягкий знак отпал. Но, видимо, в фамилии ударение сместилось на первый слог, а поэтому и пишется по-русски Ковшер. Иначе следовало бы писать Ковшар. "Давно интересуюсь происхождением фамилии Евтихов. Эта фамилия моего деда Артемия Ивановича, который родился в Дорогобуже Смоленской области. В школе учителя, вызывая меня к доске, делали ударение на "и"; в институте - на заглавную "е". Хотелось бы узнать все достоверно о фамилии Евтихов. У меня трое братьев в Оренбурге, и все носят эту фамилию. А в нашем городе некоторые носят фамилию Евтухов. Раиса Антонова, Речица". - Евтихов - потомок Евтиха. Евтих - сокращенный вариант церковного имени Евтихий (в переводе с греческого "счастливый"). "Пытаюсь разузнать историю своей девичьей фамилии Коминч. Она весьма редкая, встречается в Лидском районе. А вот в Польше однофамильцев много. Вообще, очень интересует формант "-нч". Из похожего слышала только фамилию Иванч. Юлия Федюк, по электронной почте". - Фамилии типа Иванч, Коминч отвечают на вопросы чей? чьего рода? (Иванов, Ивановых, Коминского, Коминских). Белорусская и польская модель на "-ч" соответствует русской модели на "-их" (Мелких, Седых). Коминский - выходец из деревни Камень, ее основатель или владелец. "Всегда с большим интересом читаю рубрику. Меня интересует происхождение некоторых фамилий моих друзей: Басяков, Брагинец, Васкевич, Нечай, Лабоченя. Дмитрий Черноголов, Любанский район". - Басяков - потомок человека по имени Басяк (производное от имен Басс или Бася, которые произошли от латинского слова "басиум" - "поцелуй; воздушный поцелуй"). Брагинец - выходец из города Брагина. Васкевич - потомок человека по имени Васа или Васко, восходящих к церковному имени Василий (в переводе с греческого "царственный"). Нечай - дохристианское личное имя со значением "тот, кого не чаяли", т.е. не ждали (то же, что и Неждан). Оба эти имени были очень распространены в старину. Они относились к категории имен-оберегов, которые отпугивали злых духов от младенцев. Лабоченя - потомок человека по имени Лаба или Лабок. Последние являются вариантами библейского имени Лаван (А.В.Суперанская. Словарь народных форм русских имен), которое в переводе с древнееврейского означает "белый". В английском именослове оно звучит как Лабан. "Внимательно читаю каждый выпуск рубрики в надежде, что найду объяснение и своей фамилии - Самойленко. Но, увы, все никак. Н.Самойленко, Мстиславль". - Самойленко - потомок Самойлы. Самойло - разговорный вариант церковного имени Самуил (католическое Самуель), в переводе с древнееврейского "Шем - есть бог". Имя Самуил имеет и другие разговорные варианты: Самуйло, Самусь, Самаль, Самуль, Самута. От них также образован ряд фамилий: Самусев, Самусевич, Самусик, Самойлов, Самаль, Самута и другие. "По национальности я белорус, как и мои отец и мать, а фамилию ношу - Мендаль. Очень хочу узнать, как она произошла. Однофамильцев не встречал. В.И.Мендаль, Жлобин". - Мендаль - несколько переозвученная еврейская фамилия Мендель, которая образована от еврейского имени Мендл - "такой же, как Бог". В восточнославянском именослове ему соответствуют имена Михаил и Марк. Белорусу такая фамилия могла достаться через прозвание Мендаль. Основанием для этого могло быть имя Михаил или Марк. Известно много прозваний по этим признакам. Например, Ёсель, Борух, Пейсах, Шлома, Гирша, Меер, Лейба. Некоторые из них закрепились и в фамилиях. Жду ваших писем. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/113758 Кого ядом, кого удавкой Из всех убиенных монархов и вождей реабилитировали только Николая II НЕ ТАК ДАВНО великая княгиня Мария Владимировна (впрочем, ее титул многие считают чистой воды самозванством) нанесла визит в резиденцию Верховного суда РФ, специально прилетев по такому случаю из Мадрида, чтобы поблагодарить этот государственный институт, принявший решение о политической реабилитации Николая II и его близких, расстрелянных большевиками в Екатеринбурге. Известно, что такому окончательному решению предшествовал многолетний идеологический спор, суть которого сводилась к дилемме: убийство Николая политическое или все-таки простое уголовное. В конце концов в затянувшемся деле была поставлена точка, и последний из Романовых у власти был признан жертвой политических репрессий. В принципе, как мы видим, уничтожение разного рода августейших персон – давняя русская традиция. Если уйти в глубь истории, то в результате боярского заговора был убит фактический основатель Русского государства – Андрей Боголюбский, первый князь Северо-Восточной Руси, для которого Киев перестал быть центром русского мира. Во главе заговора стоял Кучкович. Потомок казненного Юрием Долгоруким боярина Степана Кучки, первого известного хозяина московских земель. Затем, как считают, в Орде был отравлен Александр Невский, впрочем экспертизы по такому случаю не проводилось. А вот отравление Елены Глинской, матери Ивана Грозного и регентши при малолетнем сыне, – доказанный факт. Подозревают, что яд отправил на тот свет первую и любимую жену Ивана Васильевича – Анастасию. Дальше больше – в результате очередного боярского заговора был, судя по всему, отравлен и Борис Годунов. Во всяком случае, его странную и быстротечную смерть после обеда многие историки трактуют именно так. Затем в упорной схватке был задушен его сын и наследник Федор. Путь к трону Дмитрию Самозванцу был открыт. Но и Дмитрия зарубили через год, хотя юноша сопротивлялся упорно. Скажите, чего там – самозванец! Ан нет, он уже был официально возведен на царство. Затем чашу с ядом на пиру поднесли талантливому полководцу и претенденту на восстановленный русский трон – Скопину-Шуйскому. Ну, вот наступает бунташный осьмнадцатый век. И что тут началось! Петр I сам казнит своего сына и наследника Алексея. По отзывам современников, вполне порядочного молодого человека. Странной смертью умирает Петр II. Не все ясно с его нежданно подхваченной оспой. И оспой ли? Гвардейцы смещают оставленную Анной Ивановной регентшу Анну Леопольдовну, а ее сына, императора-младенца Ивана Антоновича, сгноят в остроге. От «апоплексического удара» (отчего же еще?) умирает Петр III. У этого удара была фамилия Орлов. Затем приходит очередь Павла Петровича, на которого нашелся свой удар. Да, декабристы чуть было не добрались до шей членов императорской фамилии. Зато народовольцы после нескольких репетиций все-таки взорвали Александра II. Реабилитировали пока только Николая Александровича Романова. Но что от этого меняется? Источник: http://www.vmdaily.ru/article/114690.html Судьба царя-реформатора 130 лет назад в Петербурге был убит Александр II – император, вошедший в российскую историю как царь-освободитель Количество реформ, проведенных в его правление, в истории императорской России можно сравнить разве что с петровским временем. Но если Петр "Россию поднял на дыбы", модернизируя ее варварскими методами (великий город Петербург был построен буквально на костях тысяч крестьян, согнанных на стройку), то его прапраправнук Александр смог провести "бескровные" реформы, которые приблизили Россию к Европе даже больше, чем петровские. Действительно, Петр заимствовал у европейцев преимущественно технические достижения, управленческие формы и внешние культурные характеристики. Бывших бояр, только что лишенных бород, а также их жен и дочерей принудительно обряжали в одежду западного покроя и заставляли участвовать в разгульных ассамблеях. Созданные по шведскому образцу органы центрального управления – коллегии – не дополнялись представительными структурами, способными выражать интересы населения. Крепостная зависимость большинства населения была не только не отменена, но даже усилена. Судебная система продолжала оставаться архаичной, в ней процветала коррупция. Последующие правители добавили к петровской системе лишь некоторые усовершенствования, впрочем, иногда значимые - например, Екатерина II разрешила дворянам свободно покидать государственную службу или вообще не служить, чем способствовала формированию интеллигенции, а также реформировала систему регионального управления. Но суть системы оставалась прежней. Государство представляло собой самодовлеющую силу, игнорирующую мнение общества, которое при этом постепенно набирало силу и входило в диссонанс с доминирующей бюрократией. В "осьмнадцатом" столетии власть могла не обращать внимания на эти тенденции или подавлять их (яркий пример – сибирская ссылка Радищева при просвещенной императрице Екатерине), то в XIX веке это стало уже невозможно. Попытка "подморозить" Россию при отце Александра II Николае I завершилась неудачей – Крымская война показала слабость не только русской армии, но и всего коррумпированного государственного аппарата, отсталость страны в условиях многолетнего самодовольства правящей элиты. Умирая, Николай подвел итоги своего правления, сказав своему сыну, что сдает ему страну не в порядке. В этих условиях Александр начал либеральные реформы. Самой известной из них является освобождение крестьян от крепостной зависимости. Из российской истории известно, что крестьяне и помещики были связаны своего рода взаимными обязательствами. Крестьянин был "прикреплен" к земле и должен был выполнять обязанности в пользу своего господина. В то же время последний служил государству, участвуя в военных походах, а также (хотя на практике и не во всех случаях) защищал крестьян в случае голода или других бедствий. Однако даже в относительно "патриархальный" период истории отношения между помещиками и крестьянами далеко не всегда носили идиллический характер – "мужики" нередко восставали против своих господ, беспощадно бунтуя против их власти либо убегая от них на окраины государства, поступая в вольные казаки. В последнее же столетие существования крепостного права ситуация еще более разбалансировалась. Помещик мог более не служить государству и при этом часто терял связь со своим имением, проживая в столицах и рассматривая крепостных только как источник дохода. Александр дал крестьянам свободу – причем раньше, чем отдельные восстания переросли в массовое движение. Он предельно прагматично объяснил помещикам свою позицию – лучше освободить крестьян "сверху", чем они освободят сами себя "снизу" - то есть с большой кровью. Трудно переоценить те возможности, которые открылись перед недавними крепостными – получение образования, свобода передвижения, шанс на самореализацию. Крестьянские дети могли стать врачами, учителями, изменить свою судьбу, что в условиях крепостного строя было практически невозможно. Историки нередко обвиняют Александра II в том, что реформа была проведена недостаточно глубоко – крестьяне не получили помещичьей земли, да и свою им пришлось выкупать. Но в конкретной политической ситуации царь не мог позволить себе разорить землевладельцев – основную опору трона – тем более, что многие из них были недовольны царской инициативой. Передовое дворянство, готовое идти навстречу народу, было в меньшинстве по сравнению с людьми, заботящимися только о собственных сиюминутных интересах. Фактически император при проведении реформ мог опереться только на достаточно узкий слой либеральной бюрократии – образованных чиновников, ориентированных на европейский путь развития страны. Однако реформы Александра II стали настоящей "революцией сверху", которая сформировала новый слой россиян, которые из подданных становились гражданами. Они получали опыт работы во вновь созданных органах местного самоуправления – земских и городских – которые занимались решением большого количества местных вопросов – школами, больницами, дорогами. Они знакомились с выступлениями адвокатов – защитников, смело оппонировавших представителям государственной прокуратуры и нередко добивавшихся оправдания своих клиентов (в дореформенные времена само понятие состязательного процесса в российской практике отсутствовало). Они получали образование в университетах, обладавших правами автономии, в которых российская профессура достигла европейского уровня. Они получили возможность проходить солдатскую службу без телесных наказаний, а профессиональная подготовка офицеров стала осуществляться гуманными педагогами, не унижавшими достоинства будущих командиров. На первый взгляд, представляется, что речь шла об идиллической ситуации, но на самом деле все было сложнее. Молодые радикалы хотели "осчастливить" народ в кратчайшие сроки, используя как мирную агитацию, так и насилие. На "нижних этажах" властной пирамиды нередко продолжал твориться полицейский произвол, дискредитировавший благие намерения власти. Планы создания общероссийского представительного органа – по образцу существовавших к тому времени европейских парламентов – так и не были реализованы; в немалой степени из-за опасений императора, что будущая российская Дума будет недостаточно лояльной. Императорское правительство, первоначально успешно действовавшее на опережение, начало отставать от общественных запросов, отказываясь воспринимать россиян как граждан, имеющих право на выражение собственного мнения. Земельный вопрос не решался, что увеличивало внутреннее недовольство крестьян, скрывавшееся за внешней лояльностью "престолу и отечеству" и прорвавшееся разгромом помещичьих усадеб в кровавом 1905 году. Диссонанс между властью и обществом, сильно уменьшившийся после начала Великих реформ, вновь стал усиливаться. Во многом с этим была связана и трагическая судьба самого императора, погибшего от рук революционеров-террористов в момент, когда он уже принял принципиальное решение о возобновлении реформ. В любом случае, опыт Великих реформ Александра II важен для России. Он доказывает, что модернизация страны может быть осуществлена без трагедии для ее народа. Есть и еще один урок – преобразования должны быть последовательными и превентивными; опоздание при принятии решений чревато драматическими последствиями для самих реформаторов. Источник: http://rus.ruvr.ru/2011/02/25/46230759.html Человек социальный Уникальные особенности функционирования человеческих сообществ доисторической эпохи сделали возможным стремительное развитие человечества, утверждает группа ученых под руководством проф. Кима Хилла (Kim Hill) из университета Аризоны, США. Возникновение расширенной сети человеческих связей привели к сотрудничеству между сообществами и расширенному обмену знаниями и культурой и, в конечном итоге, к взрывному развитию человечества как вида. Об этом рассказывает сайт Школы эволюции человека и социальных изменений (School of Human Evolution and Social Change) университета Аризоны. Одной из самых больших загадок в истории человечества является сам факт нашей особенности, разительного отличия от остального живого мира. Уже давно было замечено, что, в отличие от всех прочих представителей фауны, у человека нет естественных инструментов нападения или защиты – ни чрезвычайно мощных мускулов, ни огромных клыков, ни особенно быстрых ног или природного камуфляжа, etc. Но зато есть знания и культура. Международная группа, куда входили представители ученых из Великобритании, США и Эфиопии, обнародовала исследование под названием «Схемы со-жительства в сообществах охотников и собирателей демонстрируют уникальность социальной структуры человеческого общества» (Co-Residence Patterns in Hunter-Gatherer Societies Show Unique Human Social Structure), о котором рассказывает публикация в последнем номере журнала Science. Исследователи считают, что многослойная структура человеческого социума обеспечила уникальное положение человека в мире. Для проверки этой гипотезы необходимо было выявить базовые особенности человеческих сообществ. Задача казалась трудновыполнимой, учитывая толщину «культурных наслоений», мешающих видеть фундамент нашего общества. Учитывая, что 95% своей истории человечество провело как в доисторическую эпоху в составе сообществ охотников-собирателей, лучшим источником информации такого рода было сравнение сообществ, сохранивших доисторический образ жизни, между собой и с сообществами других высших приматов. Были проанализированы генеалогические и матримониальные данные о более чем 5000 представителей 32 современных сообществ собирателей и охотников. Каждое сообщество состояло как минимум из двух групп проживающих совместно людей, размер группы варьировался от 5 до 64 человек. В частности, анализ показал, что моногамные связи мужчин и женщин из соседних групп делают возможным возникновение масштабных сетей родственников, благодаря которым, в свою очередь, осуществляются интенсивные культурный обмен и сотрудничество. «Сотрудничество между группами собирателей и охотников налаживаются благодаря тому, что не связанные друг с другом мужчины связаны с одной женщиной, которая может быть их дочерью, сестрой, женой, матерью или невесткой, – говорит Хилл. – Дружеская связь с ней позволяет мужчинам ощущать связи между собой». Для сравнения, самцы шимпанзе из разных групп не только не сотрудничают, но и стремятся убить друг друга при первой возможности. В целом оказалось возможным выделить три основных уникальных характеристики человеческого сообщества. Во-первых, и мужчины, и женщины с равной вероятностью могут как остаться в группе, в которой родились, так и перейти в другую в поисках партнера. Во-вторых, взрослые братья и сестры часто продолжают совместную жизнь рядом с многочисленными родственниками со стороны жены или мужа. Наконец, в третьих, большинство членов групп не связаны друг со другом генетически. «Отличия социальной структуры, необязательно способности к познанию, позволили нашему виду перейти к кумулятивному культурному развитию», – замечает антрополог Джозеф Хенрик (Joseph Henrich) из университета Британской Колумбии (University of British Columbia) в Ванкувере, Канада. В процессе накопления знаний и культурного опыта сложность и того, и другого возрастала от поколения к поколению. В конечном итоге, процесс привел нас туда, где мы есть сейчас. Источник: http://www.vokrugsveta.ru/news/11482/ Изучение родословной наполняет жизнь особым смыслом Прочитав в «Курьере» статью про Валерия Кандикова, издавшего книгу о своем роде, бердчанка решила рассказать и о своих предках Газету «Курьер» я читаю с большим интересом, мне очень нравятся вопросы, которые написаны мелким шрифтом после каждой статьи, а также предложения писать в редакцию. Как увижу этот призыв, сразу хочется написать…Вот прочитала очередной номер «Курьера» и в нем статью про Валерия Кандикова, издавшего книгу о своем роде.Очень, конечно, порадовалась за него, что проявил такой интерес к истории своего рода, время нашел для написания книги, материал собрал, грант даже выиграл. Конечно, мы должны знать свои корни, историю своего рода, а значит, и Родины, это как-то наполняет жизнь особым смыслом, особым содержанием, подумалось мне, и вдруг, о чудо, у меня нашлись и ручка, и бумага, и очки лежали на видном месте, и встала я ни свет ни заря, а спать уже не хочется. Ну просто идеальные условия сложились для того, чтобы сесть за письменный стол, пока еще не занятый внучкой, и ответить на ваш вопрос, который мелким шрифтом в конце статьи стоит: а интересна ли мне история моей семьи. Ну, если вам интересно, интересно ли мне (простите за каламбур), то отвечаю. Матушка моя, Ерохина Зинаида Дмитриевна, царство ей небесное, была превосходной рассказчицей. Сколько себя помню, она постоянно нам с братом что-нибудь рассказывала. Долгими зимними вечерами, рукодельничая, она тихо повествовала о том, как в годовалом возрасте оказалась в Китае, как ее семья там жила-выживала, как обратно на родину вернулась. С детства я знала, что прадед мой был богатый человек, имел большое крестьянское хозяйство, батраков, но батраков этих якобы не притеснял, и всяк молодец норовил к нему в работники попасть, потому что хорошему работнику он и дом поможет поставить, и хозяйством обзавестись, и свадьбу сыграть. Еще мама часто упоминала о том, что жена деда Ивана (так звали моего прадеда), бабушка ее, была дворянского происхождения, статная, дородная, красивая, с горделивой осанкой, и носила она золотые гребни в волосах как корону. Очень моя мама, ее сестры да брат этим обстоятельством гордились. Как соберутся вместе, сядут за стол, так и пойдут вспоминать всех родных до седьмого колена. И как дойдут до своего дворянского происхождения, так сразу выпрямятся, головы откинут и приосанятся этак горделиво и величаво, ну прямо как бабушка-дворянка. Очень забавно мне это было наблюдать, девчонке-октябренку, потом пионерке, комсомолке, воспитанной в рабоче-крестьянской коммунистической социалистической идеологии своей родной и любимой школой №11 Бердска. В общем, большого значения наличию в своей родословной дворянских пращуров я не придавала, и никогда у меня не возникало желания узнать, а кто же именно были эти загадочные пращуры. Меня постоянно задевало, что родственники моей матери с некоторым презрением и тщательно скрываемым превосходством относятся к моему отцу и к его роду, потому что они, видите ли, простые крестьяне. «Ну и что, что крестьяне, – думала я, немного обижаясь за других своих пращуров – со стороны отца, – крестьяне вон войну с французами помогли выиграть, и вообще, крестьяне весь мир кормят!». Вот так и жила в своем особом мнении и дожила до седых волос, сама уже пенсионерка и лет мне скоро 58 исполнится, четверых детей родила-вырастила, внуков теперь ращу, детям помогаю, жизнь идет своим чередом. И вдруг жизнь эта начинает подкидывать любопытные факты из истории моего рода. Тетка вдруг нагрянула в гости, двоюродная сестра моего отца, с которой не виделись больше 30 лет, из Бишкека приехала… И рассказывает про своего деда (моего прадеда). И не простым, оказывается, крестьянином он был, а забайкальским станичным атаманом, руководил казачьим войском и держал в железном кулаке всю округу. А во времена становления Советской власти с этой самой властью не смирился и, видя, что старый мир не отстоять, скомандовал соорудить плоты и на этих плотах переправил половину населения станицы с пожитками и скотиной через Амур-реку на китайскую сторону, а там они в глухой Манчжурской тайге построили новую станицу, восстановив в ней привычный жизненный уклад, под командованием моего прадеда – сурового атамана Тимошенко. Эти факты моей тетке стали известны во время ее поездки в Австралию к родственникам, где она застала в живых младшую сестру деда-атамана, и та ей поведала много интересного из истории их семьи и рода. Другая моя тетушка, с маминой стороны, которая из всех своих сестер особенно гордилась дворянским происхождением, прислала недавно монографию, которую она написала, завершив исследование истории нашего рода. Монографию она размножила и разослала всем родственникам, старым и малым, чтобы знали и помнили, откуда их корни. Читаю я эту монографию и с удивлением обнаруживаю, что, оказывается, вышеупомянутая прабабка-дворянка приходится внучкой генералу Муравьеву, который в середине 19 века был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. Н.Н. Муравьев внес огромный вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока, установление дружеских отношений с Китаем и закрепление русско-китайской границы по Амуру. За это мой пращур получил титул графа с добавлением к фамилии «Амурский». С тех пор он известен как основатель Амурской области генерал-губернатор Муравьев-Амурский. Вот тут-то наконец и я приосанилась – ничего себе пращур! А тетушка-то какова! Докопалась-таки до корней наших! И захотелось мне побольше узнать про освоение Сибири и Дальнего Востока, и не смотрю я почти пресловутый «ящик», а сижу в библиотеке и изучаю историю Дальневосточного края. В прошлом году моя средняя дочь уехала с мужем и ребенком в Хабаровск, позванивать мне стала, что да как. Иногда звонила во время прогулок с малышом и комментировала маршрут. И вот во время одной из прогулок сообщает доченька мне, что идут-де они с Витюшей, внучком моим полугодовалым, не то по улице, не то по проспекту Муравьева-Амурского, а теперь вот возле памятника ему остановились, осматривают. «Доченька, – восклицаю я, – а знаешь ли ты, что Муравьев-Амурский – твой пра-пра-пра-дедушка?» Доченька, конечно, очень удивилась, обрадовалась, дома поспешила сообщить новость мужу. Но муж не разделил ее радости, засомневался и потребовал документального подтверждения родства своей жены со столь известной личностью. Скоро у внука день рождения, готовлю ему посылочку, в посылочку эту монографию тетушкину положу, там и генеалогическое дерево есть, которое разрослось и вширь, и ввысь, и на нем, как плоды, красуются наши имена. Да, чуть не забыла – Витюшу-то тоже надо туда поместить, имеет право! P.S. Недавно узнала, что мой брат (мы с ним редко общаемся) собирает сведения о предках наших и пишет родословную. Здорово! Одобряю! С большим уважением ко всем вам и вашей газете, Ольга Анатольевна Смотрова От редакции: Вы пробовали составить свое генеалогическое древо? Источник: http://www.kurer-sreda.ru/2011/03/16/40798 О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||