← Июль 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Эмануилов Эмануилов – фамилия, образованная от канонического имени предка, вошедшего в русский язык через одну из древних мировых религий. Фамилия происходит от имени предка-основателя рода – Эмануил, одного из вариантов мужского канонического имени Эммануил. Многие имена, существующие сегодня в русском языке, пришли на Русь из Византии вместе с христианством в конце X века. Они давались при крещении основателю рода в память об одном из святых подвижников, которые были по происхождению греками, иудеями или подданными Римской империи, поэтому в своей основе большинство христианских имён имеют древнееврейские, древнегреческие и латинские корни. Данное при крещении имя оберегало православного и связывало его с заступником перед Богом. При образовании фамильного имени от личного крестильного имени родоначальника, защита его небесного покровителя «переходила по наследству» всему роду. Старинное русское имя Эммануил образовано от сочетания древнееврейских слов, которое можно буквально перевести как «с нами Бог». За свою русскую историю имя приобрело несколько производных форм, таких как Эммануилка, Эма, Моня, Има, Ила, Манила, Манула и других, включая трансформированную форму Эмануил. Сюда же можно отнести вариант латинских языков – Иммануил, а также православную трактовку имени - Мануил. Наиболее известным небесным покровителем можно считать святого мученика Мануила, который вместе со своим соратником Феодосием пострадал за веру в 304 году в Сирмии. Видя ежедневные казни, святые исповедовали себя христианами перед правителем, который удивился их мужеству. По его приказу Мануила и Феодосия заключили в темницу и подвергли пыткам, а затем предали смерти. Память мучеников Мануила и Феодосия отмечается церковью 27 марта. Между тем, форма Эмануил не является православной версией имени, что может косвенно указывать на происхождение отчества на территориях, населяемых людьми, не относящимися как к православной церкви, главенствовавшей на протяжении столетий на русской земле, так и к христианству вообще. Однако в многонациональной России проживали и другие народы, оберегавшие свою культуру и сохранившие традиции, и веру отцов. Среди таких народов можно выделить иудеев, евреев, никогда не проживавших на какой-то определенной местности, но селившихся на территории Польши, Украины, Белоруссии, некоторых частях Великороссии. Именно происхождением из иудаизма можно объяснить неизменную сохранность древнееврейской формы Эмануил до наших дней. Суффикс «-ов-», находящийся в составе фамилии, - великорусская патронимическая частица, которая указывает на происхождение отчества Эмануилов на территории России не ранее XVI века. Фамилии, также образованные от канонического имени Эмануил и его производных, такие как Эммануилов, Иммануилов, Имин, Илев, Манилов, Манулин, Мануйленко, Маниленко, Эманов, Манольский и другие, подобные им, родственны. Источники: Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. М.: АСТ, 2001 г.; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Жития святых. М.:ЭКСМО, 2007 г.; Никонов В. А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имен. М., 1995 г.; Унбегаун Б. О. Русские фамилии. М. Прогресс, 1995 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г. МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.
"Абрамцево"
Ещё совсем недавно музей-усадьба "Абрамцево" находился на краю гибели. Его смог отстоять коллектив энтузиастов, экскурсоводов, научных сотрудников. Каждый приезжавший в Абрамцево благодаря им уезжал оттуда с просветленным сердцем. Русские усадьбы: Михайловское, Мураново, Болдино, Поленово, Абрамцево. Сколько их на Руси? "Первоначально это место называлось Пустошь Обрамково, даже через "о". Потом одна из владелиц усадьбы, Варвара Илларионовна Молчанова, ну, очевидно для благозвучия, переименовывает его в Абрамцево. Обычно у людей всегда ассоциация, что это чьё-то имя или фамилия, но, на самом деле, это не так. Это произошло от древнерусского слова "абрама", которое обозначало местность гористую с большим количеством ручьёв", - рассказала ведущий научный сотрудник музея-заповедника "Абрамцево" Анна Кузнецова. Почти три века назад была устроена усадьба в Абрамцеве с господским домом, прекрасным садом, с прудами и парками. Находится она недалеко от Троице-Сергиевой Лавры на древней Радонежской земле, где жил преподобный Сергий. В 1843 году усадьбу приобрёл писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь он написал "Детские годы Багрова внука", сказку "Аленький цветочек", "Записки оружейного охотника". Сергей Тимофеевич - один из плеяды замечательных людей 19-го века. Славянофил, собиратель русских талантов. Вот что говорит о том времени поэт Юрий Кублановский: "Ведь тогда проблемы во многом были очень злободневны и для наших дней. Во многом те же самые. Аксаковы чувствовали себя в родной стране какими-то чужестранцами, настолько вокруг всё было уже захвачено в культурной среде и в высшем свете европейскими веяниями. Не понимали до времён Александра Третьего и Столыпина, не понимали власть предержащие, что такое русская цивилизация, и чем они владеют в значительной степени. И Аксаковы были те, кто отстаивали наши национальные ценности. То есть они выполняли столь же актуальные задачи, которые актуальны и сейчас для нас". В Абрамцеве сложился кружок, как бы сейчас сказали, интеллектуалов-славянофилов. Они считали, что у России свой особый путь, в отличие от Запада. Своя культура, традиции, и их надо сохранить. Вот одно из последних интервью Саввы Васильевича Ямщикова, талантливого реставратора. Он до последних своих дней боролся за сохранение русской культуры. Выступал против бездумных реконструкций, застроек, переделок исторического Пскова и Абрамцева. "Русская усадьба - это вообще смысл всей нашей жизни, всего нашего искусства, всё идёт от усадьбы. Усадьба, вот меня иностранцы спрашивают - ну объясните, как вот ваши догадались, что должна быть усадьба. Ведь ваша вся жизнь, литература связана с усадьбой, - сказал Савва Ямщиков. - А что такое Абрамцево? Я тебе скажу. Это тоже самое что "Евгений Онегин", "Мертвые души" только в музейном виде". В мезонине этого дома есть комната, носящая название "Гоголевская". Здесь у Аксаковых по пути в Лавру останавливался Николай Васильевич Гоголь. Здесь он писал второй том "Мертвых душ". "С Николаем Васильевичем Гоголем Аксакова связывала долгая 20-летняя дружба… Один из современников писал, что "нигде не видели Гоголя таким весёлым и нараспашку, как в семье Аксаковых". Вот он приезжает в Абрамцево, и именно здесь он читает первую главу второго тома "Мёртвых душ"", - рассказала Анна Кузнецова. Сегодня усадьба в Абрамцеве - одна из немногих, сохранивших оригинальный облик. Сравните фото, сделанные 100 лет назад и снятые нами сейчас. В 1870 году усадьбу Абрамцево у дочери Аксакова Софьи Сергеевны покупает Савва Иванович Мамонтов, известный промышленник, меценат. Усадьбу он выбирал рядом с первой железной дорогой, которую построил его отец Иван Фёдорович Мамонтов. И эта ветка шла от Москвы до Сергиева Посада. Ещё мальчишками они с братом сидели у окна в своей московской квартире на Мещанской улице (теперь это проспект Мира) и считали подводы паломников, отправлявшихся в Сергиев Посад на богомолье, так отец приучал их к транспортной экономике. Подсчёты оправдались: 66 вёрст пути, проложенные за полтора года, стали приносить очень хорошую прибыль. Отец хоть и считал молодого Савву Мамонтова изрядным шалопаем, но другой кандидатуры достойного продолжателя его железнодорожного дела не было. И он сначала отправляет сына учиться в Горный корпус Петербурга, потом в Италию. К изумлению всей родни, в Италии Савва Мамонтов не загулял, не запил, а запел, у него оказался прекрасный бас, он увлёкся театром, оперой. Этот человек был талантлив во всём. Он строил железные дороги. Савва Иванович упорно прокладывал железную дорогу на север через Ярославль, Кострому до Архангельска. Его злобно ругали: "Зачем нам Кострома? Кто туда поедет в эту глушь? Что повезём оттуда? Лапти? Лучину щипанную? Если уж строить, так давайте тянуть дороги на Запад, в Европу, а не в "медвежьи углы" России". Но ещё Александр Третий понимал, что России мало одного окна в Европу в Петербурге. В случае войны порт на Балтике может быть легко блокирован, и наш флот окажется запертым в своих базах. Нужен ещё один выход в море, независимый от иностранных держав. Этот порт должен быть в Мурмане. Как прав был Савва Иванович! Заводчик-миллионер, он не вывозил капиталы за границу, не обирал до нитки свои предприятия, а приумножал их. Всё в дело. Всё для России. В Абрамцеве он собирал весь цвет русской культуры, чтобы из этого извлечь пользу и для себя и для страны. Савва Мамонтов приглашает в Абрамцево своих друзей художников. И здесь создаётся своеобразное творческое объединение, которое впоследствии вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок. В Абрамцеве были написаны такие замечательные произведения как "Девочка с персиками" Серова, портрет старшей дочери Мамонтова Верочки, "Три богатыря" Виктора Михайловича Васнецова, всеми любимая "Алёнушка" Васнецова и картина Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Всё это писалось в абрамцевском доме, на абрамцевских просторах. Именно Савва Мамонтов открыл "поющего актёра Фёдора Шаляпина", который впервые выступил в частной опере у Мамонтова, исполнив главную партию в представлении "Жизнь за царя". В Объединение художников в Абрамцеве входили: Илья Репин, Василий Поленов, братья Васнецовы, Марк Антопольский, Нестеров, Коровин, Врубель, Серов - это знаменитый тогда Мамонтовский кружок. Савва хотел лишь одного - чтобы талантливые живописцы могли свободно, не заботясь о бытовой стороне дела, творить, воплощая свои замыслы. Для этого он строит "культурный посёлок", состоящий из деревянных просторных домов, где живут и работают художники. Это настоящий дом творчества. "И вот я учился в университете, у нас были блестящие профессора, я застал дореволюционную школу нашей искусствоведческой науки. И они говорили: "Вот то, что мы вам рассказываем, это одно. Вы хотите вот пропитаться духом конца 19-го, начала 20-го века, вы почаще ездите в Абрамцево", - поделился своими воспоминаниями Савва Ямщиков. - Каждый уголок, похоже Нестеров, может, здесь писал. Вот здесь, наверное, Серов обдумывал свой портрет Верочки, то есть здесь было так удобно, это чистое Вори, река же потрясающая совершенно". У Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны было пятеро детей, и начальные буквы их имён составляли имя отца - Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Образ Веры Мамонтовой привлекал внимание многих художников: у Репина она в картине "Не ждали", у Врубеля - "Египтянка", у Васнецова -"Алёнушка". Но самый известный - это, конечно, "Девочка с персиками" Валентина Серова. Он попал в семью Мамонтовых 13-летним ребёнком и жена Саввы Мамонтова - Елизавета - стала ему второй матерью. Эта удивительная женщина уделяла очень много времени и детям из окружающих усадьбу деревень. 33 года просуществовала организованная ею школа для девочек в деревне Быково. Книги, тетради, школьные принадлежности раздавались ребятишкам бесплатно. Деревенских мальчиков также бесплатно обучали столярному мастерству, а по окончании учёбы каждый ученик получал в подарок верстах и набор инструментов для работы. Трагична судьба Саввы Мамонтова. Он - талантливый капиталист, который работал не только на себя, но на свою страну, и этим вызывал зависть и ненависть у тех, кто видел в России "дойную корову". Развернуться по-настоящему ему не дали. Мамонтова обвинили в аферах при строительстве железных дорог и лишили всех прав на свои дороги и предприятия и, самое главное, дома. Но Абрамцево спасло то, что в своё время после свадьбы Савва оформил усадьбу на свою жену Елизавету Григорьевну. И Абрамцево осталось в семье. История простая. Все свои личные деньги миллионер вложил в гибнущий Невский механический завод. Но средств не хватало. Оставался один выход: перевести деньги из кассы железной дороги в кассу завода. Тогда этого делать было нельзя - у Мамонтова не было своего банка. Ранним утром 10-го сентября 1899 года в московский дом Мамонтова на Садовой пришли с наручниками полицейские и через всю Москву арестованного повели до Каменщиков на Таганку - в тюрьму, где он провёл в одиночке 5 месяцев. В июне 1900 года состоялся суд присяжных. Защищал своего бывшего университетского товарища известный адвокат Фёдор Плевако. Вина подсудимых судом присяжных не была признана. Савва Мамонтов был торжественно оправдан в зале суда и тут же отпущен на свободу. Плевако в заключительной речи сказал: "Унижение такого незаурядного человека как Мамонтов - это подлинный вред, наносимый обществу". Умер Савва Иванович в 1918 году в маленьком деревенском доме за Бутырской заставой. Похоронили его в Абрамцево в церкви Спаса Нерукотворного. Этот храм уникален. Возведён в 1882 году по проекту великих русских художников Василия Поленова и Виктора Васнецова и расписан ими же. Сегодня здесь проходят церковные службы, в основном, по праздникам, а в остальные дни экскурсии. Об особенностях церкви рассказывает экскурсовод: "Я обращу ваше внимание на стены. Посмотрите внимательно, каково решение - стены побелены. Мы с вами привыкли к тому, что мы приходим в храм, и стены обильно расписаны. А здесь несколько иное решение. Расписаны окна - эту роспись выполнил сын Мамонтова Андрей". "Перед нами иконостас. Резьба выполнена профессиональными резчиками в Москве. На царских вратах две иконы Благовещенья, они выполнены Василием Дмитриевичем Поленовым. Большой образ Спасителя. Написал образ Илья Ефимович Репин. По другую сторону от царских врат икона, которая носит название "Благодатное небо". Для храма этот образ напишет Виктор Михайлович Васнецов со своей супруги и сынишки. В зиму у Васнецова очень сильно болеет сынишка Миша, и было очень тяжело, думали, что ребёнок не поправится, но он переборол болезнь, и по весне стало лучше. И вот супруга Васнецова решает вынести сынишку весной на воздух, и вот получается так, что когда она выходит с ребёнком на воздух, весенние тучи расступаются, и выглядывает солнышко, а ребёнок, посмотрите, словно тянется ручонками к этому открывшемуся небу. И вот Васнецов стоял и смотрел на супругу и сына, и как раз увидел то, чего ему не хватало, чтобы написать образ Богоматери. Он всегда стремился написать образ Богоматери, но вот не задавалась работа до этого момента. И он делает очень быстрый набросок, и когда начинает прописывать, то рождается икона, которую вы здесь можете видеть", - продолжила экскурсовод. "В другом уголочке образ Сергия Радонежского, для этого храма опять же напишет Виктор Михайлович Васнецов", - рассказала она. - Он же распишет клиросы. Вот такие они необычные у нас - цветущие круглый год. Васнецов даёт ребятишкам, которых здесь было опять же много, задание - набрать букетики цветов. И вот эти цветы являются на клиросах". В 1919 году усадьба Абрамцево была национализирована, имение превращено в музей. Первой хранительницей его стала младшая дочь Саввы Ивановича - Александра Саввишна Мамонтова. В страшные годы безвременья и атеизма, когда искоренялись основы русской жизни, когда отрицалось прошлое, в минуты отчаянья, сомнений и муки Александру Саввичну Мамонтову поддержал Павел Флоренский - умнейший человек России, учёный России, священник, математик. Он прислал ей письмо: "Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя, нигилизм докажет своё ничтожество, вызовет ненависть к себе и тогда после краха этой мерзости, сердца и умы... наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, святой Руси... Тогда Абрамцево и Ваше Абрамцево будут оценены: тогда будут холить и беречь каждое брёвнышко Аксаковского дома, каждую картину, каждое предание в Абрамцеве". Ещё совсем недавно этот музей-усадьба находился на краю гибели. Деньги, выделенные на так называемую "реставрацию", надо было "освоить": то есть всё сломать и построить заново. Но люди, которые работали над восстановлением усадьбы, здесь сумели отстоять "Абрамцево". "Лучшее, что было в Абрамцеве в последние годы, что сформировалось в течение десятилетий - это коллектив энтузиастов, экскурсоводов, научных сотрудников. Там действительно водили люди замечательные экскурсии. Каждый приезжавший туда, уезжал с просветленным сердцем", - сказал поэт Юрий Кублановский. "Человек наш должен почувствовать свои корни, почувствовать, что через 70-летие коммунизма восстанавливаются культурные, религиозные, исторические, нравственные традиции, запечатлённые в великой русской литературе, в великой русской живописи, в иконописи… Натворили делов в 90-е годы тоже немало. Немало, потому что из людей вынимали понятие Отечества и патриотизма, что тут говорить. Была великая русская цивилизация, которая в силу ряда причин, ... рухнула в 17-м году. И сейчас мы должны попытаться что-то восстановить, не на ровном месте выстраивать какое-то общество потребления, которого никогда не будет, да и не создан наш человек для него, а попытаться возродить традиции культурные, и Абрамцево тут узловое место", - считает Кублановский. Сегодня по усадьбе водят экскурсии. Для поколения людей, которые не знают, что такое русская усадьба и в чем ее очарование - это открытие. Вот фрагмент одной из экскурсий: "- Здесь находится веранда, Мамонтовы устраивали здесь чаепития, выносили самовар и пили чай по-русски. А сейчас вы мне скажите, с каким вареньем пьют чай по-русски? - С вишневым. - Нет, не с вишневым. С клубничным". Вот что думает о важности усадьбы Анна Кузнецова: "Сохраняя эти усадьбы, мы даём людям, которые сюда приезжают, возможность подумать, вообще подумать о жизни. Потому что современный ритм города, он не даёт человеку возможности остановиться и подумать. А вот усадьба с её тишиной, с её покоем, с её таким размеренным стилем жизни, она давала человеку возможность подумать вообще: для чего он живёт, что он в этой жизни. И это очень важно, чтобы человек имел возможность думать, ведь не зря же многие наши мыслители, талантливые художники, поэты, они вышли именно из усадеб. Вот эта обстановка, эта атмосфера она давала им возможность мыслить, творчества". "Я всё время заканчиваю словами - Россия начинает подниматься с колен. Я в этом убеждён, убеждён в этом. Потому что не забывайте про потенциал, вот потенциал наш здесь: в Абрамцеве, в Троице-Сергиевой Лавре. Мы не богом избранный народ, мы народ, который избрал своей честью и достоинством служить богу", - сказал Савва Ямщиков. Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=378029
Расстрел царской семьи в Екатеринбурге. Справка
В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети ‑ великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейб‑медик Боткин, камердинер Трупп, комнатная девушка Демидова и повар Харитонов. Последний российский император Николай Александрович Романов (Николай II) вступил на престол в 1894 г. после смерти отца императора Александра III и правил до 1917 г., пока обстановка в стране не усложнилась. 27 февраля 1917 г. началось вооруженное восстание в Петрограде, а 2 марта 1917 г. по настоянию Временного комитета Государственной Думы Николай II подписал отречение от престола за себя и своего сына Алексея в пользу младшего брата Михаила Александровича. После отречения с 9 марта по 14 августа 1917 г. Николай с семьёй находился под арестом в Александровском дворце Царского Села. Специальной комиссией Временного правительства изучались материалы для возможного предания суду Николая II и императрицы Александры Федоровны по обвинению в государственной измене. Не найдя свидетельств и документов, явно обличавших их в этом, Временное правительство склонялось к их высылке за границу (в Великобританию). В августе 1917 г. арестованных перевезли в Тобольск, а в апреле 1918 г. Президиум ВЦИК принял решение о переводе Романовых в Москву для суда над ними. За суд над бывшим царем высказывался Владимир Ленин, главным обвинителем Николая II предполагалось сделать Льва Троцкого. Однако появились сведения о существовании "белогвардейских заговоров" для похищения царя, концентрации для этой цели в Тюмени и Тобольске "офицеров‑заговорщиков", и 6 апреля 1918 г. Президиум ВЦИК принял решение о переводе царской семьи на Урал. Царская семья была перевезена в Екатеринбург и размещена в доме Ипатьева. В июле 1918 г. в связи с наступлением белых войск на Екатеринбург исполкомом Уралсовета по согласованию с Москвой было принято решение об уничтожении всей семьи Романовых. После того, как решение было принято, организовать расстрел всех членов царской семьи, доктора Боткина и слуг, находившихся в доме, было поручено коменданту Дома особого назначения Якову Юровскому. Сцена казни известна из следственных протоколов, со слов участников и очевидцев и рассказов непосредственных исполнителей. Юровский рассказал о расстреле царской семьи в трех документах: "Записка" (1920); "Воспоминания" (1922) и "Выступление на совещании старых большевиков в Екатеринбурге" (1934). Все детали этого злодеяния, переданные главным участником в разное время и при совершенно отличных обстоятельствах, сходятся в том, как была расстреляна царская семья и ее слуги. По документальным источникам возможно точно установить время начала убийства Николая II, членов его семьи и их слуг. Автомобиль, доставивший последний приказ об убийстве, прибыл в половине второго ночи с 16 на 17 июля 1918 года. После чего комендант приказал лейб‑медику Боткину разбудить царскую семью. На сборы у семьи ушло примерно 40 минут, после чего царскую семью и слуг перевели в полуподвальное помещение этого дома, окном выходящее на Вознесенский переулок. Царевича Алексея Николай II нес на руках, поскольку тот не мог идти из‑за болезни. По просьбе Александры Федоровны в комнату внесли два стула. На один села она, на другой царевич Алексей. Остальные расположились вдоль стены. Юровский ввел в комнату расстрельную команду и прочитал приговор. Вот как описывает сам Юровский сцену казни: "Я предложил всем встать. Все встали, заняв всю стену и одну из боковых стен. Комната была очень маленькая. Николай стоял спиной ко мне. Я объявил, что Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов Урала постановил их расстрелять. Николай повернулся и спросил. Я повторил приказ и скомандовал: "Стрелять". Первый выстрелил я и наповал убил Николая. Пальба длилась очень долго и, несмотря на мои надежды, что деревянная стена не даст рикошета, пули от нее отскакивали. Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы. Например, доктор Боткин лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхающего, револьверным выстрелом с ним покончил. Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы. Жива была еще и Демидова. Тов. Ермаков хотел закончить дело штыком. Но, однако, это не удавалось. Причина выяснилась позднее (на дочерях были бриллиантовые панцири вроде лифчиков). Я вынужден был по очереди расстреливать каждого". После констатации смерти все трупы начали переносить в грузовик. В начале четвертого часа, с рассветом, трупы убитых были вывезены из дома Ипатьева. Останки Николая II, Александры Федоровны, Ольги, Татьяны и Анастасии Романовых, а также лиц из их окружения, расстрелянных в Доме особого назначения (дом Ипатьева), были обнаружены в июле 1991 г. около Екатеринбурга. 17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе Санкт‑Петербурга состоялось захоронение останков членов царской семьи. В июле 2007 г. были обнаружены останки, принадлежащие цесаревичу Алексею и его сестре великой княжне Марии. В октябре 2008 г. президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации российского императора Николая II и членов его семьи. Генпрокуратура России также приняла решение реабилитировать членов императорской фамилии ‑ великих князей и князей крови, казненных большевиками после революции. Были реабилитированы слуги и приближенные царской семьи, которые были казнены большевиками или подверглись репрессиям. В январе 2009 г. Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ прекратило расследование дела по обстоятельствам гибели и захоронения последнего российского императора, членов его семьи и лиц из окружения, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 г., "в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности и смертью лиц совершивших умышленное убийство" (подпункт 3 и 4 части 1 статьи 24 УПК РСФСР). Церковь причислила Николая II и его семью к лику святых и 17 июля отмечает День памяти Святых Царственных Мучеников. Источник: http://www.rian.ru/spravka/20100717/255478712.html
Типа такая фамилия «В школе мою фамилию постоянно искажали: писали то Типо, то Цыпо. В конце концов добавили «хвостик», и стал я Типа. Когда получал паспорт, поинтересовался: зачем? Ответили: фамилия несуразная, и, чтобы избежать разночтений, ее «облегчили» для восприятия и написания. Однофамильцы есть в Беларуси и за границей. Но никто не знает о происхождении фамилии, каждый толкует ее по своему усмотрению. А хочется все–таки достоверности. Еще меня интересует фамилия моего деда — Марчук. Александр Типа, Минск». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Типа происходит от личного имени Типа. Это разговорный вариант церковного имени Антипа, которое в переводе с греческого означает «настойчивый, сильный». В быту белорусы произносят его Антип. По–русски фамилию следует писать Типа, по–белорусски — Цiпа. Так что в паспорт вам пусть и по наитию внесли правильный вариант. Марчук — сын, потомок человека по имени Марк (Марко) от латинского «маркус» — «слабый, вялый». У римлян есть личное имя Маркус. «Я родился и всю жизнь живу в Беларуси. А вот мой отец Иван Лынов, фамилию которого я ношу, родом из Воронежской области. По сведениям, которые удалось добыть, знаю, что фамилия распространена в России, значительное число ее носителей проживают именно в Воронеже и области. Встречается также и созвучная фамилия — Лынша. О ее происхождении тоже любопытно узнать. Сергей Лынов, Гомель». — В основе фамилии Лынов личное имя Лын — вариант редкого имени Лин (с греческого Линос — «сын Аполлона»). А вот фамилия Лынша происходит от прозвания по действию белорусского диалектного глагола «лынтаць» — «скитаться без дела». «Объясните, пожалуйста, происхождение фамилии Летецкая. Все предки — из Могилевской области. Маргарита Летецкая, Миорский район». — Фамилия образована от личного имени Летя при помощи суффикса —ск. Летя — сокращенный вариант церковного имени Милетий (в переводе с греческого «заботящийся»). «В нашем роду есть фамилии Жаврид и Цирлинский. Хотелось бы знать их точное происхождение. Надежда Войнилович, Минск». — Фамилия Жаврид соотносится с белорусским диалектным глаголом «жаўрыць» — «гореть без пламени, тлеть». В переносном значении (по отношению к живым существам) «жаўрыць» означает «быть очень слабым, еле переводить дух». На Могилевщине мне доводилось слышать такое выражение: «Слабы стаў Цiмох, чуць жаўрыя». В украинском языке есть также глагол «жаврiти» и производное от него слово «жеврiй» — синее пламя над горящими углями. Основное его значение совпадает с белорусским, разнятся только значения переносные. Следовательно, Жаврид — это человек слабосильный, болезненный. Фамилия Цирлинский образована от прозвания Цирла (Цирля). Похоже, что слово «цырла» («цырля») функционировало в белорусском языке или его диалектах. В наше же время его можно услышать лишь в редких белорусских народных говорах и преимущественно в составе устойчивого сочетания — «хадзiць на цырлах», что равнозначно сочетанию «ходить на цыпочках». В переносном значении — «деликатно, услужливо обращаться с кем–либо». В могилевских диалектах «цырла» — «человек чрезмерно услужливый», а также «человек с длинными ногами». О ногах обычно говорят с некоторым грубоватым оттенком («памый свае цырлы»). «Поинтересоваться своей родословной было не у кого: бабушки–дедушки погибли во время войны, она же забрала и отца... Вот я и решилась потревожить вас вопросом: что значат фамилии Логинова и Буймола? Нина Логинова, Молодечненский район». — В основе фамилии Логинов личное имя Логин (Логгин), которое является вариантом имени Лонгин (в переводе с латинского «долгий, длинный»). В свою очередь у имени Логин также есть варианты: Логун, Логач, Логаш. Отсюда фамилии Логун (–ов; —ович; —овский), Логачев, Логацкий, Логашев, Логошин. В древности «логгинос» — название греческой грамматики, Логгинос — имя философа III века нашей эры, а у римлян было фамильное имя Лонгинус. Фамилия Буймола происходит от прозвания Буймол. Состоит из двух слов: «буйный» и «молодец». Слово «буй» в древности обозначало «храбрый, дерзкий»; «дерзкий, своевольный, неуступчивый». Оно нередко является составной частью российских фамилий: Буйгнев (буйный в гневе), Буйнос (бойкий, удалой парень), Буйсил (обладающий буйной силой). Жду ваших писем. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/102766/
Омичи стали больше интересоваться своими корнями
Свыше 450 генеалогических запросов поступили в Исторический архив Омской области за шесть месяцев 2010 года. Это на 10% больше, чем за второе полугодие прошлого года. С запросами в общественную приемную исторического архива, по электронной почте и для самостоятельных исследований в читальном зале обращаются не только жители Омской области, но и граждане бывших республик СССР, стран дальнего зарубежья: Германии, Норвегии, Израиля, США, Австралии и Швеции. Много обращений поступает от генеалогических обществ и Института проблем связей с общественностью (Москва). По мнению архивистов, увеличение интереса омичей к изучению истории своей семьи и рода связано с повышением статуса семьи и семейных ценностей. Знать свое генеалогическое древо становится престижным. В 2010 году Министерство государственно-правового развития Омской области организует конкурс на лучший семейный архив. В Историческом архиве Омской области хранится более трех тысяч метрических книг церквей Омской епархии. Это одна из самых больших ценностей архива: именно в них до 1917 года делались записи о рождении, венчании и смерти. Самая ранняя метрика Тарского прихода датирована 1722 годом. Кроме того, в архиве хранятся документы всех органов ЗАГС Омской области с 1920 по 1925 годы (данные последующих лет содержатся в архивах ЗАГС). Для удобства пользования материалами создана компьютерная база данных, в которую уже занесено более 100 тыс. записей. Источник: http://www.omsk300.ru/articles/view/13257
В Польше празднуют 600-летие победы на тевтонцами
Польша празднует 600-летие знаменитой битвы под Грюнвальдом. На поле, где ровно шесть столетий назад объединенное польско-русско-литовское войско разгромило рыцарей Тевтонского ордена, в четверг прошли праздничные мероприятия с участием президентов Литвы, Польши, Румынии, Молдавии и председателя Европарламента Ежи Бузека. Современных глав государств встречали в полном рыцарском облачении на боевых конях их исторические предшественники - король Владислав II Ягайло, князь Литовский Витольд и командиры отрядов в исторических костюмах. "Грюнвальдская битва положила начало великой эпохе. Именно тогда народы этой части Европы выступили за цивилизацию, солидарность, свободу и достоинство каждой личности, толерантности", - сказал глава Европарламента. По его словам, это был урок истории, о котором необходимо помнить в международных отношениях сегодня, передает ИТАР-ТАСС. Президент Польши Бронислав Коморовский, в свою очередь, отметил, что "знание прошлого имеет важное значение для определения целей на будущее". "История не может быть использована для борьбы, несмотря на то, что это неоднократно случалось", - считает он. "Празднования на полях под Грюнвальдом являются своего рода возможностью совместно извлечь уроки из истории", - добавил победитель недавних президентских выборов. Почетные гости и многочисленные туристы стали свидетелями первых рыцарских схваток и состязаний, которые будут продолжаться несколько дней. Вечером участники торжеств посетят в Мальборке замок Мариенбург, служивший резиденцией магистров Тевтонского ордена. Здесь пройдет историческое представление "Бандерия-1410" и торжественный обед. Кульминацией пятидневных празднеств станет реставрация самой Грюнвальдской битвы, которая состоится в субботу 17 июля. В ней примут участие более 2000 рыцарей в настоящих доспехах, с характерным оружием и знаменами. Отряды, которые бросятся в этот бой, сформированы из представителей исторических клубов, рыцарских братств и музейных объединений со всего света. Как заявляют организаторы, "наблюдать за сражением будут более 120 тыс зрителей". 15 июля 1410 года соединенные войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского под командованием польского короля Владислава II Ягайло (Ягеллона) столкнулись в решающем сражении "Великой войны" с рыцарями Тевтонского ордена. Из числа литовской армии наиболее надежными были русские дружины и особенно смоленские полки. После нескольких часов упорных боев непобедимая на протяжении нескольких десятилетий армия крестоносцев фактически была уничтожена. Источник: http://rus.ruvr.ru/2010/07/15/12458873.html
Рязанские библиотекари приняли участие во всероссийском форуме по изучению важнейшего направления патриотического воспитания
В президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина состоялась вторая всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность библиотек по популяризации государственной символики Российской Федерации». Она была организована Геральдическим советом при президенте Российской Федерации и министерством культуры Российской Федерации с целью обмена опытом между организациями, занимающимися изучением и популяризацией государственной и муниципальной символики. На тему популяризации государственной и муниципальной символики выступили представители Рязанской областной юношеской библиотеки имени К.Г. Паустовского. Конференция состояла из двух тематических блоков: «Государство и его символы» и «Распространение геральдических знаний» — важнейших направлений патриотического воспитания. Участники конференции уделили особое внимание вопросам геральдики в исследовании и преподавании истории родного края, сообщает сайт комитета по культуре и туризму. Источник: http://mediaryazan.ru/news/detail/29128.html
«Азербайджанский светофор», или Будут ли запрещены неблагозвучные имена?
Новость о том, что в Азербайджане составят списки «запрещенных» имен, взбудоражила общественность. «Чем обернется для нас подобный запрет?» - недоумевают люди, услышав более чем обтекаемую формулировку: «В список нежелательных попадут имена, вызывающие насмешки, имеющие некрасивое звучание в других языках», - комментируют данную весть специалисты. При наличии некоторой доли фантазии и здорового чувства юмора, в этот список могут попасть самые, на первый взгляд, безобидные имена. К примеру, красивейшее азербайджанское имя Нигяр, особенно в латинском написании, очень напоминает оскорбительное для афроамериканцев слово «nigger». А такие имена как Дурна, Дуру, Аббасали, Наибали, Насрулла, Пюстя и Шалала, по понятным причинам могут вызвать весьма ожесточенные споры. Называть детей будем, ориентируясь на… светофор! Корреспондент 1news.az связался с директором Института информационных технологий Национальной Академии наук Азербайджана (НАНА) Расимом Алигулиевым, чтобы прояснить ситуацию. По словам Алигулиева, в настоящий момент ученые действительно занялись активными исследованиями имен граждан нашей страны, чтобы представить окончательные списки в министерство юстиции АР. «В результате изысканий, проведенных комиссией НАНА, будет составлено три перечня имен, по принципу «светофор». Первый, «зеленый» список, будет состоять из имен, соответствующих национальным, культурным и идеологическим ценностям Азербайджана. У родителей, решивших присвоить своим детям имя, входящее в этот реестр, не возникнет никаких проблем. Второй, «желтый» список будет состоять из нежелательных имен, как то: звучащие некрасиво в других языках, вызывающие насмешки и т.д. Что касается третьего, «красного», перечня, туда войдут «запрещенные» имена. К ним можно отнести нецензурные и оскорбительные слова на азербайджанском языке, имена тиранов и деспотов, а также лиц, совершивших агрессию против азербайджанского народа», - рассказал нам Р.Алигулиев. Знакомьтесь, мой сын - Qwerty 777 По мнению Алигулиева, данное нововведение будет вполне оправданной мерой, поскольку в последнее время увеличилось число обращений от людей, желающих дать своим детям имена, больше напоминающие ники в сети Интернет. «Комиссия НАНА занялась этим вопросом по рекомендации министерства юстиции в связи с тем, что многие молодые люди выражают желание назвать своего ребенка, к примеру, цифрой «777», что, сами понимаете, недопустимо. Кроме того, невозможно, чтобы имя состояло из 100, либо всего из одного символа. В азербайджанском языке невозможно сочетание более чем двух согласных, такое имя будет попросту не читаемо. Именно поэтому, ученые исследуют имена, анализируя их как с синтаксической, так и с семантической точки зрения. Данные нововведения будут касаться исключительно людей азербайджанской национальности», - говорит Р.Алигулиев. Он также отметил, что эта идея не имеет никакой националистической окраски, справедливый «отсев» имен необходим для того, чтобы детям не давали смешных и недопустимых имен. По словам Р.Алигулиева, вероятнее всего, новый механизм начнут применять уже к концу этого года. Жили-были две подруги, Отелла и Мафия Смешные и жутковатые имена не редкость во всем мире. К сожалению, шутники-родители не задумываются о том, что предстоит пережить их дочери, которую зовут, например, Зялзяля (землетрясение). Психологи утверждают, что люди, обладающие странными и смешными именами, с самого детства вынуждены обороняться и постоянно переживают серьезные психологические сложности, связанные с их именами. Все это не останавливает юмористов, плоды фантазии которых время от времени появляются в Интернете. Что примечательно, списки эти обновляются с завидной регулярностью. Приведем некоторые из этих имен: Искендярзаде Мустафаев (имя больше напоминает фамилию); Сярхош Мамедов (вечно молодой, вечно пьяный); Отелла Сулейманова (видать, женщина со сложным характером); Мафия Абдуллаева (мафия бессмертна!); Актив Зейналов (no comments); Депутат Фатуллаев (его родители, вероятно, поверили в то, что как корабль назовешь, так он и поплывет); Пушкин Гейдаров (очевидно, его родители большие ценители стихотворчества); Суннет Велиев (и снова без комментариев). Одного бедолагу, родившегося на Новый год, окрестили забавным именем Йолка. Также встречаются такие имена как: Амлет, Мягаля, Вязифя, Хыйар, Олимпиада, Шокалад, Еддигозял, Мямяш и т.д. По статистическим данным, самым популярным мужским именем в Азербайджане является Али (более 49 тысяч человек), далее - Эльчин (33 тыс.), Вугар (32 тыс.), Анар (31 тыс.), Эльнур (29 тыс.), Самир, Эльшан, Рашад, Ильгар, Вюсал. Среди женщин лидирует имя Севиндж, далее - Гюнель, Лейла, Айгюн, Гюнай, Севда, Вусаля, Кенуль, Тарана и Самира. Скандал в ЗАГСе Несмотря на то, что в России никаких «светофоров» не разрабатывалось, несколько лет назад в одном из районных ЗАГСов разыгрался нешуточный скандал. Руководствуясь тем, что по закону каждая семья может назвать своего ребенка любым именем, одна экстравагантная пара решила присвоить своему малышу необычное прозвище, напоминающее больше техническую марку - БОЧ рВФ 260602 (Биологический Объект Человека рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года). Работники ЗАГСа эксперимента над малышом не одобрили, и регистрировать ребенка с таким необычным именем категорически отказались. В результате, вот уже 8 лет мальчик живет без свидетельства о рождении, прописки и медицинского полиса. Родителя БОЧа так и не отказались от своей безумной идеи и без устали судятся с «ЗАГСовиками». Впрочем, безрезультатно. Любопытно, что мотивы у родителей несчастного мальчика, вполне созвучны с идеями азербайджанских ученых – отец малыша категорически отказывается называть ребенка неблагозвучными, но такими привычными для ушей народа именами. «Какой нормальный человек назовет собственного ребенка Певлом, что означает «палец»? Или Петр - “камень”, Галина - “курица” и т.д?!» - возмущается экспериментатор. Эксперименты на детях Случай с БОЧем, пожалуй, единственный скандал подобного рода, происшедший в России, где, так же как в нашей стране, некоторые родители довольно «хитры на выдумку». Самые необычные имена, данные малышам в последние годы, это: Каспер Ненаглядный, Север, Дельфин, Ветер, Ангел, Авиадиспетчер, Латук (Чипполино?), Просто Герой, Приватизация и Прохлада. Но первое место в этом необычном хит-параде, занимает, несомненно, нежное женское имя Виагра. Мало кто не слышал о забавных именах, вошедших в обиход в советские времена. К примеру, звучащее весьма задорно имя Даздраперма (вполне себе благозвучно, правда?), означающее «Да здравствует Первое Мая!». Любопытно, как себя чувствовала женщина с нелепым именем Ивстала (Иосиф Виссарионович Сталин), а такие имена как Трактор, Колхоз, Комсомол и Конституция, Коммунар, Союз вообще вошли в ту пору в моду и встречались довольно часто. Имена-курьезы часто встречаются и в США. Там живут девочки с именами: Кеннеди Джонсон, Президент Линкольн и Рейган (по фамилии президента, разумеется). Кроме того, одной американской малышке посчастливилось носить русское мужское имя Ваня. Особенно изобретательные пары называли своих сыновей: Живи Долго, Мемориал Дэй (День Поминовения) в честь национального праздника США, Гефилте Фиш (Фаршированная рыба), Джонни Дурачок, Стронг Бузер (Strong Boozer), что в переводе значит «записной пьяница». Нарушаются права людей? Несмотря на все эти факты, ни в одной стране мира не было введено запретов на нелепые имена. Почему? «Да потому, что подобные запреты являются нарушением прав человека!», - считает директор Института по правам человека НАНА Айтен Мустафаева. По ее словам, ограничения такого рода являются ничем иным, как вмешательством в личные дела людей. «Нелепые и смешные имена – это проблема культуры общества, и решать ее нужно иными способами. Подобные замечания могут носить исключительно рекомендательный характер. А воспитывать в людях вкус необходимо посредством СМИ. Я поражаюсь тому, что в то время как в мире происходит столько важного и интересного, наши ученые исследуют имена и составляют какие-то непонятные списки», - говорит А.Мустафаева. Будет ли применена в Азербайджане система «светофор», вопрос весьма занятный. К каким выводам придут азербайджанские ученые, пока не известно. Очень может статься, что и ваше имя попадет в ближайшее время в список нежелательных, поскольку означает что-нибудь нелицеприятное на одном из множества языков мира, и на «зеленый» его пропускать перестанут... Источник: http://1news.az/analytics/socium/20100719050738613.html
Двадцать юных британцев получили имя Адольф
Только двадцать младенцев, родившихся в Великобритании после 1945 года, получили имя Адольф. По данным сайта Findmypast.co.uk, в последний раз это случилось в 2005 году. До второй мировой войны в Англии и Уэльсе жили 320 Адольфов, но потом, по естественным причинам, это имя стало непопулярным. В США, как утверждает Telegraph, нравы более свободные. В прошлом году один из кондитерских магазинов в Нью-Джерси отказался надписывать торт словами: «С днем рождения, Адольф Гитлер!». Оказалось, что родители по фамилии Кэмпбелл именно так назвали сыночка. Его сестренка удостоилась имени Арийская Нация. Сайт Findmypast.co.uk содержит и другую информацию об экзотических и странных именах. Так, в 19 веке десять младенцев в Ланкашире получили имя Рыба Рыба. А одному и вовсе повезло. Его нарекли Рыба Рыба Рыба. В 60-е годы XXвека мальчиков иногда называли Ринго в честь участника ансамбля «Битлз». После того, как Бразилия выиграла мировой чемпионат по футболу в 1970 году, восемь малышей нарекли Пеле. А после победы Аргентины в 1986 году появились четыре младенца по имени Марадона. Видимо, в честь памятного эпизода, когда решающий мяч был забит «рукой Бога». Источник: http://culturavrn.ru/page/1951.shtml
Открылся первый в России памятник жертвам эвакуации
17 июля 69 лет назад на станцию «Котельнич» прибыл эшелон. Из его вагона вынесли умерших эвакуированных. Это были первые вестники страшной войны. 17 июня 2010 года к этой же платформе подошел поезд. Две медсестры и два паренька в военной форме забрали из вагона полевые цветы и поднялись на красивую, мощеную брусчаткой площадку. Так началось торжественное открытие Мемориала - единственного в России памятника жертвам эвакуации. Более 3000 человек из разных уголков России остались лежать в котельничской земле. «Они не были солдатами, но их жизни унесла война» - такая надпись сделана рядом с колоколом. А дальше списки - фамилии и возраст тех, кто нашел свой последний приют на вятской земле. Построен, кстати, памятник не на бюджетные средства, а на те деньги, которые собирали кировчане, жители других регионов и даже других стран. На открытие Мемориала приехали из Латвии и Эстонии. Жители этих стран тоже лежат в котельничской земле. Только теперь не безымянными. И любой, кто чтит память жертв войны, может поклониться, вспомнить. - Мы благодарны вам и вашему губернатору за ту память, которую вы оставили, - сказала советник-посланник Посольства Эстонской республики в РФ госпожа Яна Ванамельдер. На открытие приехали блокадники. Их посадили на почетные места. И, пожалуй, для них, это настоящее событие. Ветеранам не хочется, чтобы люди забывали, что пришлось им пережить. - Я не могла пропустить это событие, - рассказала блокадница Дина Губина. - Здесь лежат мои земляки. И теперь все, кто будет приезжать в Котельнич, проезжать мимо, будут помнить. Источник: http://kirov.kp.ru/daily/24524.5/671678/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||