Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


ХРАМОВ

 

Эта старинная русская фамилия имеет простую и понятную основу. Храмовы – от слова «храм». Согласно современным словарям,  храм – «архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов». В прежние времена – всего лишь 100 лет назад и ранее - слово «храм» было понятно всем русским  без словаря. С храмом были связаны  главные события человеческой жизни. В храме крестили новорожденных,  заключали браки,  провожали близких в последний путь. В храм приходили в праздники, к храму устремлялись душой в тяжёлые минуты жизни.

 

Каждому православному русскому человеку было понятно, что такое «храмовая икона», «храмовое убранство», «храмовый праздник». Известно было и понятие «храмовые крестьяне». До середины XVIII века Русская Православная Церковь была крупным землевладельцем. Ей принадлежали  пахотные земли с крестьянами. Положение храмового крестьянина выгодно отличалось от положения крестьянина помещичьего. «Храмовые» не зависели от личности своего владельца, не могли быть куплены или проданы, как крепостные. Бремя повинностей на церковных землях было относительно лёгким. Церковные деревни отличались  опрятностью  и полным отсутствием кабаков, а народных школ было куда больше, чем  в помещичьих или государственных сёлах.

Но при Екатерине II Церковь лишилась большинства своих владений. Церковные земли были переданы в собственность государства, и понятие «храмовые крестьяне» постепенно вышло из обихода.

 

Вероятнее всего, далёкие предки Храмовых крестьянствовали на земле, принадлежавшей Церкви.  Для своих соседей, крепостных или государственных  крестьян, они были «храмовы крестьяне», или просто «храмовы».  Прозвище закрепилось за семьёй родоначальника и постепенно, передаваясь из поколения в поколение, превратилось в наследственную фамилию.

 

На Российской земле фамилия Храмовых существует не менее  трёх  столетий. Впервые  она документально зафиксирована на Дону в начале XVIII века. Письменные источники свидетельствуют, что  в числе сподвижников  атамана Кондратия Булавина, в 1708 году поднявшего казаков на восстание, был есаул  Михайла Храмов. Существует гипотеза, что он происходил из семьи старообрядцев, которых в казачьи края привело желание сохранить веру предков. О Михайле Храмове нет точных сведений нет. Однако известно, что в XVIII-XIX века в донских станицах было немало казаков-старообрядцев Храмовых.

Фамилия Храмовых встречалась не только среди донского казачества. В опубликованных источниках XIX-начала XX века отмечены Храмовы – чиновники, почётные граждане, предприниматели. Так, например, в адресно-справочной книге «Вся Москва» за 1901 год упоминается Михаил Иванович Храмов, владелец ювелирного магазина. В справочнике по Санкт-Петербургу за тот же год значатся десять Храмовых, люди разных профессий и разных сословий, например: Елизавета Васильевна Храмова, учительница городского училища; Николай Петрович Храмов, губернский секретарь; Пётр Фёдорович, владелец мелочной лавки; Прокофий Фёдорович, личный почётный гражданин. В столичной адресной книге 1913 года упомянуты уже 15 Храмовых, среди них Алексей Прокофьевич, контролёр Николаевской железной дороги,  Иван Прокофьевич, служащий Крестьянского поземельного банка,  Михаил Васильевич, домовладелец. В Петербурге в начале XX была известна фирма «Братья Храмовы», производившая прохладительные напитки.

 

Предприятие Храмовых было небольшим, но  имело хорошую репутацию: столичные жители отдавали должное качественным  «храмовским» крюшонам, лимонадам, квасу.  

В настоящее время фамилия Храмовых считается редкой в России, хотя и не является уникальной. Например, среди 1 008 742 российских ветеранов Великой Отечественной войны, встретивших 60-летие Победы, 207 Храмовых – мужчины и женщины из разных краёв и областей России.

 

В России существует множество династий Храмовых. Но где бы ни жили современные Храмовы, с какой бы землёй ни связывали своё происхождение – у них есть основания с гордостью носить свою благозвучную, исконно русскую фамилию, несущую глубокий позитивный смысл.

 

Источники: «Вся Москва». Адресно-справочная книга. М., 1901. «Весь Санкт-Петербург». Адресно-справочная книга. СПб., 1901, 1913. www. pobediteli.ru

Литература: Унбегаун Б. Русские фамилии. М., 1989.

 

© Программа "Российские Династии" МИГИ www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru

 

 

 

Ее 6 сотен



Первое русское поселение на Кольском Севере Варзуга отметит 590-летие.

Ее назвали колыбелью Мурманской области, с нее все начиналось. 7 и 8 августа самое старейшее поселение на Кольском полуострове - село Варзуга - отметит 590-летие. В эти дни тут откроют долгожданный многими северянами памятник "Золотой крест Варзуги" и пройдут вторые Феодоритовские чтения, посвященные первому русскому поселению на Кольском Севере.


В Мурманске к громкой дате одна за другой были открыты сразу две выставки об истории поморского села - в научной библиотеке и краеведческом музее. "Моя бабушка родилась в Варзуге, дед - в Кузомене, папа с мамой - в Умбе, потому считаю себя отчасти поморкой, - рассказывает автор одной из них, представленной в научной библиотеке, мурманчанка Светлана Дячок. - В экспозицию "Терский берег - поморская сказка", созданную к 590-летию Варзуги, вложена и часть моей души, ведь история старейшего поморского села - это еще и история моей семьи".

К слову, два года назад именно Светлана стала автором, который завершил создание уникальной в своем роде библиографии "Поморы на Кольском Севере". Уникальность издания определила его исключительность - библиографической литературы о кольских поморах больше не издавалось.


"И этнографы, и историки относили поморов к особому этносу, - продолжает Светлана, - выделяли северо-русскую культуру наряду с украинской, белорусской и русской в особую ветвь. Ведь образ жизни помора, тесно связанного с морем, существенно отличался от образа жизни среднерусского землепашца, крепко стоящего на земле. Помор рассчитывал только на самого себя - свою силу духа. И на Бога".

В экспозиции научной библиотеки представлены фотографии, буклеты, сборники фольклорных песен, исторические и библиографические издания, которые рисуют портрет и самой поморской Варзуги, и ее жителей - варзужан. В его основе свидетельства историков и этнографов - Ивана Ушакова, Сергея Максимова, Татьяны Бернштам, Ивана Меркурьева.

Вот, например, такой факт. В начале XX века Варзуга была самым крупным поселением Кольского Севера. Здесь проживало больше тысячи человек. Это немногим меньше, чем в уездном центре Александровске, то есть Полярном, и в Коле вместе взятых. А жили небедно.


Историк Иван Ушаков в своем очерке о Варзуге пишет, что в среднем на мужскую "душу" приходилось по 67 рублей 84 копейки годового дохода. А налоги были невелики. "В государственную казну со всего общества брали: лесной налог - 98 рублей 41 копейку, подесятинный налог -11 рублей 50 копеек и поземельный налог - 54 копейки. Мирские платежи на содержание выборных должностных лиц, ночных сторожей взимались в размере 1 рубля 77 копеек с мужской "души".

Цена хлеба, по свидетельствам историков, была также невысока: 1 рубль 58 копеек платили за пуд муки. "Пуд соли стоил 40 копеек, сахара - 8 рублей, пряжи для изготовления снастей - 8 рублей 50 копеек".

В письменных источниках Варзуга впервые упоминается в 1419 году, его и принято считать годом основания первого на Кольском Севере поселения. Хотя, согласно некоторым историческим гипотезам, Варзуге гораздо больше, чем "официальных" 590 лет.

Источник: http://www.mbnews.ru/content/view/20033/

 

 

Одна фамилия на всю страну



«Меня интересует фамилия Куксик, именно с «к» на конце. Эта фамилия в свое время была распространена среди жителей Глусского района. Но для Беларуси она довольно редкая. Даже в России не очень много ее носителей. Есть Куксины, Куклики, Куксаки, но вот Куксиков очень мало. Если взять значение корня этой фамилии, то получается, что первые носители этой фамилии были людьми задиристыми, неуравновешенными. Так ли это? И что скрывает в себе моя теперешняя, тоже довольно необычная, фамилия — Джулай. Заранее спасибо.

Анна Джулай, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— В основе фамилии Куксик слово «кукса» в значении «оставшаяся часть искалеченной или ампутированной руки, ноги». От этого слова при помощи уменьшительного суффикса —ик образовано название сына Куксы или иного его потомка по мужской линии, которое затем перекочевало в фамилию.

Фамилия Джулай образована от личного имени тюркского происхождения — Джулай. Характерно для именословов тюркских народов Северного Кавказа.
«Помогите разобраться с корнями одной очень интересной фамилии. У матери моего мужа и у него самого фамилия Гейдан. Причем согласно поисковым системам в Беларуси больше нет людей, носящих такую фамилию. Однако люди с такой фамилией живут в Германии и Латвии, из чего я делаю выводы, что в основе своей она имеет немецкие корни. С огромной признательностью,

Екатерина, Минск».


— Основой для фамилии Гейдан послужило польское слово «гейда» в значении «глухонемой». Возможно, оно в какой–то форме заимствовано из немецкого языка. Фамилия Гейдан в Беларуси, наверное, единичная, но география ее довольно обширная: она встречается в Германии, Литве, Латвии. У белорусов и литовцев засвидетельствованы родственные по корню фамилии: Гейда, Гейдека.

«Мне уже 87 лет. Но я с большим интересом читаю каждый выход рубрики. Я также хотел бы узнать подробно, откуда произошла моя фамилия — Квятковский.

Михаил Квятковский, Минск».

— По форме фамилия Кветковский (бел. Квяткоўскi) соотносится со словом «квет» (в польской огласовке «квят») — «цвет, цветок». Исследователи русских фамилий считают, что фамилии Цветков, Цветаев особенно нравились представителям духовенства, поскольку они напоминали о цветении, преуспевании. Их обычно присваивали семинаристам. Считаю, что белорусские фамилии образованы иным путем. Вероятнее всего, их давали паны, владельцы фольварков, тем, кто ухаживал за кветниками в их владениях. Как правило, люди с такими фамилиями происходят из крестьянского сословия.

«Очень интересует происхождение фамилий моих родителей и предков: Кондратович, Козелько, Кацуро (это очень популярная фамилия в Оршанском районе). А также фамилия

Шарай (выйдя замуж, ее получила моя дочь).

Нина Козелько, Орша».

— Фамилия Кондратович образована от личного имени Кондрат (ий) в переводе из латинского «широкоплечий». Суффикс —ович обозначает родственные связи — «сын, потомок Кондрата (ия)».

Относительно происхождения фамилии Кацуро может быть две версии. От забытого слова «коцур» — «кот», которое фиксирует только «Словарь украiнськоi мови» Б.Д.Гринченко. Или от старобелорусского слова «кацер» — «еретик» (тот, кто отказывается признавать догмы господствующей религии) с присоединением форманта —ура, —уро.

В природе есть такое маленькое насекомое, которое называется козелька, или коник. Оно быстро скачет и громко стрекочет. В переносном смысле это небольшого роста человек, очень подвижный, трудолюбивый. Отсюда и фамилия Козелько.

Шарай сначала было прозванием человека, которое он получил за серые (шэрыя — седые с пепельным оттенком) волосы или за землистый цвет лица. Затем, как и многие другие прозвания, оно закрепилось в качестве фамилии.

«Моя фамилия Мукосей. Есть ли в ней какой–то скрытый, невидный смысл? Откуда она происходит?

Владимир Мукосей, Гродно».

— Фамилия Мукосей восходит к древнему слову «мукосей» — «тот, кто просеивает муку на решето или сито». В основном мукосеи находились на службе у калачников (тех, кто выпекал калачи). Место, заведение, где сеяли муку, называлось мукосейня. В восточнославянских письменных памятниках XV — XVI веков довольно часто встречаются прозвания, присвоенные по роду профессии или занятия. Среди них есть и прозвание Мукосей. Однофамильцев у вас немного, в основном в России.

Жду ваших писем. До встречи.Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/89237/

 

 

В Черновицкой области настоятель монастыря воспитывает 220 детей



Настоятель Свято-Вознесенского монастыря в селе Мольница Черновицкой области протоиерей Михаил Жар воспитывает 220 детей. Среди них - тяжелобольные, от которых отказались матери.

В паспорте отца Михаила хватило места, чтобы вписать имена только 32-х детей - все они носят его фамилию. Над остальными он оформил опекунство. Многим священник дал имена и крестил в храме. 

Первого ребенка отец Михаил усыновил 17 лет назад, в свои 27. К тому моменту у него было трое своих детей. 

Приют существует в основном на пожертвования. Овощи и фрукты выращивают сами, молоко и мясо - тоже свои. Девочки шьют одежду, готовят, мальчики помогают на стройке и огороде. 

Мальчики и девочки живут в разных домах. Еще один дом - для тяжелобольных детей, ВИЧ-инфицированных. 

В планах отца Михаила - достроить дополнительный дом для детей-сирот.

Источник: http://www.mediaport.ua/news/ukraine/65159

 

 

Самые странные и необычные имена



Любящие мамы и папы не щадят собственных детей, давая им странные, нелепые, длинные и неблагозвучные имена. Наверняка, многим детям с такими именами живется несладко, но такова воля их родителей…

О том, как в нынешнем году украинцы нарекли своих отпрысков, сообщает Министерство юстиции Украины со ссылкой на своего главу Николая Онищука. Среди необычных женских имен — Квита, Цвитана, Мелиса, Согдиана, Шахроза, Шахла, Иаоса, Валенсия, Филадельфия, Олимпиада, Афина, Клеопатра, Офелия. Мальчиков в 2009-м называли Ричерд, Тихмур, Ислям, Алладин, Кришна, Эдем, Низами, Платон, Христофор, Одиссей, Нерон, Милан, Добромысл, Братислав. 

При регистрации новорожденных встречались и еще более странные (по крайней мере, для нашей страны) имена. Девочек называли Анастасия-Кьяра, Хана-Фани, Илес Элвис, Мария-Свитозар, Иереем-Карина, Злата Гевал, Жужа, Орианка, Забава, Рябина, Тюльпан, Мрия, Миллианера, Алмаза, Аркана, Радисть, Рика, Милина, Царица, Панна. А некоторым украинским мальчишкам «повезло» получить имя Тео Малколм, Самиддулло, Дисеммиарт, Евгений-Цзихань, Принц, Володар, Самара. 

У украинцев продолжают пользоваться неизменной популярностью и иностранные имена, которые родители, по всей видимости, черпают из сериалов. Наверное, приятно иметь в доме собственного Себастьяна, Рафаэля, Кристиана, Оскара, Ричарда, Рауля или, например, Армандо. А среди сериально-модельных Анит, Наоми, Николетт, Ванесс, Мирабелл, Дженифер и Луиз «затесались» девочки-близнецы Зита и Гита. 

Зовите меня просто: Россия 

Не отстают от украинцев и россияне. В январе нынешнего года ЗАГС города Павловска Воронежской области выдал свидетельство о рождении девочке по имени Россия Киценко. Примечательно, что это не первая россиянка с именем Россия: в Нижнем Тагиле растет ее тезка — семилетняя Россия Шрамкова. 

Судя по всему, нижнетагильцы вообще люди веселые. Одна семейная пара из Нижнего Тагила назвала свою дочку Приватизацией, другая нарекла сына Прахладой, пишет newsru.com. Кстати, в последнем имени нет никакой опечатки: Прахлада в переводе с санскрита означает «духовное блаженство», и таким нехитрым образом родители попытались обеспечить сыну счастливое будущее. 

Не секрет, что после революции некоторые советские родители, стремясь увековечить определенные исторические события, называли своих детей коротко и ясно: Пофистал (Победитель фашизма Иосиф Сталин), Пятвчет (Пятилетку в четыре года!), Урюрвкос (Ура, Юра в космосе!), Ватерпежекосма (Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт), Перкосрак (Первая космическая ракета) и т.д. 

Новые реалии принесли с собой новые имена. В семье петербургских мусульман родился мальчик, которого родители назвали в честь президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Причем родители решили не ограничиваться только именем, назвав ребенка Махмудахмадинеджадом. 

В ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя — Виагра. Счастливые родители утверждают, что у них было целых три причины так назвать ребенка: красота и оригинальность имени, поспособствовавший зачатию одноименный препарат и, наконец, давняя любовь к группе «ВИА Гра». 

После того, как сборная России по футболу вышла в полуфинал Евро-2008, список русских имен пополнился еще одним, пишет rian.ru. Имя главного тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка «увековечили» одновременно в двух российских семьях: в поселке Болотное Новосибирской области родился Гус Городников, а в городе Артемовском Свердловской области — Гус Хмелев. 

Мировые рекордсмены 

Но всем этим Жужам, Виаграм и даже Махмудахмадинеджаду очень далеко до мировых рекордсменов в рейтинге нелепых имен. Так, например, самое «продолжительное» в мире имя состоит из 1478 букв. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена дипломатов, теологов, ученых и других известных людей. Чтобы его прочитать, человеку требуется не менее десяти минут, пишет hrliga.com. 

Жители одного из индийских штатов и вовсе придумали назвать своего сына Два Килограмма Риса — в память о том, что по решению властей именно такое поощрение ждет родителей за каждого родившегося ребенка 

30 лет назад в штате Монтана (США) родилась С. Эллен Джорджиане Сер-Леккен. Вроде бы ничего особенного в этом имени нет, пока не узнаешь, что "С" — это всего лишь первая буква имени, состоящего из 598 букв! 

Надо сказать, что американцы вообще богаты на выдумки. Несколько лет назад психолог Джон Треин проанализировал самые несуразные имена, от которых страдают некоторые американцы. И оказалось, что любовь некоторых родителей, мягко говоря, довольно своеобразна. Так, например, супруги Джексоны из Чикаго назвали своих детей Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит и Тонзиллит. 

Двести лет назад во Франции жила семья, у которой вместо фамилии был набор цифр — 1792. Всех четырех сыновей в этой семье назвали как месяца года — Январь, Февраль, Март, Апрель. Последний представитель этого странного рода, господин Март 1792, умер в сентябре 1904-го. 

Достойная смена 

Далеко не все люди готовы прожить со своим странным именем всю жизнь — многие стараются его поменять при первой же возможности. Согласно исследованию британцев, за последние 120 лет в Великобритании почти исчезли старинные неблагозвучные фамилии, пишет «Новый регион». Все меньше британцев решаются носить фамилии Cock (хрен), Daft (олух), Death (смерть), Smellie (вонючка), а также более замысловатые Gotobed (ложись-в-постель) и Shufflebottom (шаркай-зад). 

Обладатели не вполне стандартных фамилий встречаются и в Украине. По данным телефонной базы «09», в столице есть минимум 13 человек по фамилии Пиндюр, 17 — по фамилии Пиндюра, 9 Пиндиков, 3 Пидорича и один Хероюки. Кроме того, в базе есть абоненты с фамилиями Проказа (1), Краснуха (1), Оспа (3), Могила (68), а также 15 Хреновых и 18 Чертовых. И, судя по всему, многие из них и не думают о том, чтобы сменить фамилию! 

По данным Министерства юстиции, в первом полугодии 2009-го в Украине наблюдалось меньше желающих сменить собственное имя или фамилию. Наиболее распространенной причиной для изменения является неблагозвучие. С начала года Червяк стал Шаманским, Козел — Великаничем, Кривой — Принцевским, Шахрай — Далем. 

Однако вместе с тем министерство продолжает фиксировать неординарные случаи замены. С начала года украинцы поменяли фамилии с Феш на Феш-де-Жур, с Мирошниченко на Максвелл, с Собовый на Райнхард-Штурм, с Ложичко на Ллуусс, с Гаврись на Колайдер. А вполне обычные Саши-Тани-Оли-Маши отныне зовутся Сумейра, Велли, Эндорфина, Деленика и даже Лиирргммииллисс. 

Остается в силе стремление отдельных граждан стать полной тезкой известных людей. Только с начала года в Украине Виктория Павлова превратилась в Анну Ахматову, Олег Русин — в Виктора Ющенко, а Виктор Буковец — во Владимира Кличко. 

О том, что он сменит фамилию в случае победы на выборах, заявил Сергей Тигипко. Правда, он воздержится от кардинальной смены, например, на «Юлию Тимошенко» или «Виктора Януковича». Речь идет лишь о том, чтобы поменять фамилию с неправильно записанной «Тігіпко» на правописную украинскую «Тигипко». 

От имени к домену 

В Швеции живет мальчик по имени Оливер Гугл. Его отец, имеющий кандидатскую степень по поисковому маркетингу, решил назвать так своего ребенка в честь любимого поисковика Google. 

Жительница штата Северная Каролина 19-летняя Дженнифер Торнбург сменила имя на интернет-адрес «по идейным соображениям». Теперь ее зовут CutoutDissection.com, что в переводе означает «положим конец анатомированию», пишет rian.ru. Дженнифер является активисткой организации «Люди за этичное обращение с животными» и выступает за отмену опытов над животными, проводящихся в рамках школьных занятий. 

Примечательно, что это не первый подобный случай — ранее житель Канады также сменил свое имя на название интернет-сайта. Целый год канадца Скотта Макдоналда звали Mr. Freebeestore. За эту услугу владелец одноименного сайта заплатил Макдоналду $37 тыс. 

Cам Макдоналд перенял данную идею «заработка» у Коди Бейкера, который для начала за $5 сменил собственное имя на название известного чистящего средства Mr. Clean. После этого за $10 Бейкер поменял имя на название японского блюда King Taco, а затем ему поступило серьезное предложение от компании Cup’O Joe, продающей кофе. За $26333,31 Бейкер должен был поменить имя на Finest, Freshest, Fastest (Лучший, Свежайший, Быстрейший), однако эта идея сильно не понравилось его матери. К тому же в дело вмешалось руководство корпуса морской пехоты, которое официально запретило своему сержанту менять личные данные.

Источник: http://bayki.com/info/103169

 

 

Почему были канонизированы Борис и Глеб?



Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.


Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом - навсегда раб.

Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб - сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.

Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.

Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.

Великий князь Владимир Святой подавал пример своим поданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.

Старшие дети Владимира были рождены во то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.
Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управлением территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.

Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.


Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.


Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.

Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?
Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. “Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов) Борису было поручено оборонить Киев от печенегов.

После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо - это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлили воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача - избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.


Основной соперник - Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.

И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.


Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.

А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.


У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Свтополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.
Остаётся ещё Ярослав. Победитель.

Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.

Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.

Источник: http://www.pravmir.ru/pochemu-byli-kanonizirovany-boris-i-gleb/

 

 

Американка хочет стать женой аттракциона



Американка из штата Пенсильвания мечтает выйти замуж за аттракцион. 33-летняя женщина утверждает, что именно вагончик, на котором она катается с 13 лет, привлекает ее "как духовно, так и сексуально".

Эми Вулф скромно зарабатывает игрой на органе в церкви и уже 10 лет увлекается ездой на каруселях в местном парке развлечений. За это время она совершила 3000 поездок на своем любимом аттракционе "Тысяча и одна ночь", который представляет собой вагончики, подвешенные на высоте 24 метра.

По словам органистки таких длительных отношений вполне достаточно для вступления в брак, а после замужества она намерена изменить свою фамилию на Уэбэр - в честь производителя аттракциона.

Впервые своего "будущего мужа" американка увидела в возрасте 13 лет. "Он тут же меня привлек как в духовном плане, так и в сексуальном, - говорит женщина. - Я не нашла это странным, так как чувства были очень естественными, но никому не сказала, так как знаю, что женщина, влюбившаяся в аттракцион, выглядит как минимум странной. Я люблю его так же сильно, как женщины любят своих мужей и знаю, что мы будем вместе навсегда".

Между тем, врачей этот случай не удивляет - для подобной влюбленности существует термин "овеществленная сексуальность", передают "Подробностиbeta". По словам Вулф, фотография аттракциона приклеена к потолку у нее над кроватью, а его износившиеся болты и шурупы постоянно лежат в ее кармане, создавая чувство близости.

Источник: http://www.yoki.ru/news/social/07-08-2009/77021-karusil-0

 

 

Первое русское поселение на Вятке



Ровно 828 лет назад на Вятке было основано первое русское поселение. На обрывистом берегу села Никульчино Слободского района, новгородцы воздвигли крепость. С тех пор 6 августа принято считать началом летописи земли Вятской. Под покровительством святых Бориса и Глеба первопроходцы основали храм. Вера и надежда в нем до сих пор объединяет прихожан. 

ГАЛИНА ЧУВСТВИНА: «Хочется немного прикоснуться к истории, что здесь было, какое древнее городище, какой храм. Мне это интересно».

По ощущениям Галины, старинный камень не утратил своего тепла. Восемь веков назад на этом месте прочная кладка Кремля защищала основателей нашего края. Новгородские переселенцы в честь святых покровителей воздвигли первый православный храм на Вятке. Под натиском времени памятник культуры не смог сдержать обороны.

ЛЮДМИЛА БЕЗВЕРХОВА, ДОЦЕНТ ВЯТГУ: «Сам ландшафт хранит тайну. Градостроительная культура Новгорода была на высочайшем уровне, и они принесли ее сюда». 

Возрождение традиций. Рядом с руинами переливом куполов засиял новый храм святых Бориса и Глеба. В знак назидания, ежегодно, 6 августа - дата, когда нога основателей впервые ступила на эту землю, в храме проводят праздничную службу. Тепло свечей, говорят прихожане, нашло свое отражение в лике святых. Со звоном колоколов в крестный ход отправляются все, кому не безразлично духовное наследие. 

Пройти священный путь предков Людмила Крылова сегодня решила вместе со своими детьми. Ледяной ветер и крутая тропа по священной земле для многих паломников, скорее, не испытания, а душевная радость. 

ЛЮДМИЛА КРЫЛОВА: «Мы идем не первый раз, с радостью, с счастьем, с большим желанием».

В день рождения земли Вятской у храма в Никульчино начали отсчет нового времени. Повернуть ход истории вперед с помощью этого "рычага" теперь может любой желающий. Это своего рода благодарность первым поселенцам, когда-то изменившим нашу историю. 

АЛЕКСАНДР БАЛЫБЕРДИН, НАСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА с.НИКУЛЬЧИНО: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю. Точкой опоры для Вятской земли стало Никульчино. Когда-то здесь изменилась история Вятского края, началась история христианской православной Вятки».

Слова Архимеда, безусловно, нашли свое отражение здесь. С каждым годом паломников в Никульчино становится все больше. А вера - крепче.

Источник: http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/7317-pervoe-russkoe-poselenie-na-vjatke.html

 

 

Секретная история бурят станет явной



Ученые-генетики ведут масштабное исследование генеалогии бурят — они хотят провести линию от сегодняшних Баира и Даримы до Адама и Евы, составить портрет типичного бурята, выяснить устойчивость к СПИДу и многое другое 

Исследование ведется в рамках крупнейшего международного проекта «ГЕНОГРАФИЯ» (Genographic) — он стартовал в апреле 2005 года при поддержке общества «National Geographic», компании IBM и частного благотворительного фонда семьи Уэйт.

Исследование проводится десятью научными центрами в десяти географических регионах, охватывающих весь земной шар: Северная Евразия (в нее входят и буряты); Западная Европа; Восточная и Юго-Восточная Азия; Индия; Ближний Восток и Северная Африка; Африка южнее Сахары; Австралия и Океания; Северная Америка; Южная Америка. Еще один центр проводит исследования древней ДНК.

Напомним, российские генетики неоднократно публиковали результаты генетических исследований бурят на предмет их родственных связей с другими народами, присутствия гена Чингисхана и т.д. Однако участники этого проекта под руководством Елены Балановской считают, что на сегодняшний день генофонд бурят — белое пятно на карте Евразии. 

— Изучение генофонда бурят мы начали в Агинском Бурятском округе, — говорит Андрей Букин, директор научно-образовательного центра в области этнологии и антропологии Читинского госуниверситета. — В Бурятии мы отберем пробы генетического материала в Хоринском, Закаменском и Селенгинском районах. Каждый, кто сдал анализ, узнает, где и когда жили его предки, как мигрировали, с каким народом роднились за последние 60 тысяч лет. Особым направлением исследования станет степень взаимопроникновения бурят и хамниган. В Иркутской области мы будем работать во всех шести районах Усть-Орды и на Ольхоне. Результаты исследований будут готовы в будущем году. 

При составлении «генетического портрета» народа ученые обследуют тех людей, все бабушки и дедушки которых относились к данному народу и данной местности. Гены такого человека могут достойно представить генофонд его народа и конкретной популяции. Сравнивая друг с другом несколько популяций, можно с помощью компьютерного анализа построить древо их родства. А потом своими глазами увидеть на картах, как перемещались наши гены (а значит, и наши предки) по странам и континентам.

Самая сложная задача генетиков — правильно отразить все многообразие изучаемого народа в ограниченном числе собираемых образцов. Ведь генетический анализ — очень дорогостоящий. Поэтому его можно провести лишь для нескольких сотен человек из каждого народа. Однако каждому, кто пройдет обследование, бесплатно будут представлены их личные результаты в виде сертификата, рассказа о генетической родословной и карт миграций по планете. 

Генетики работают рука об руку с историками, антропологами, лингвистами, археологами, чтобы определить те группы народа, которые наиболее полно отражают его историю. 

Наука подтвердила, что человек современного типа появился в Восточной Африке около 200 тысяч лет назад. А около 60 тысяч лет назад он начал перебираться на другие континенты планеты. Но тогда почему мы выглядим настолько отличными друг от друга? Как возникло такое разнообразие? Как мы заселяли нашу планету? Генетики всего мира решили, что настало время объединить свои усилия и сообща дать ответ на эти вопросы. В результате будет создана генетическая летопись человечества. Какой она окажется, станет известно через пять лет.

Источник: http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=22131

 

Мурзинец с Мурзинки



Александра Суперанская 

Прокопенко Н.А. (Дальний Восток): Уважаемый профессор, мне бы хотелось узнать о происхождении фамилии моего отца - Гой. Родом он был из Украины.

Суперанская: Как очень короткая, эта фамилия может иметь разные толкования.

Прежде всего было старое календарное имя Гай, которое иногда писалось Гой. Н.М. Тупиков приводит запись 1631 года: Ониско Гой, крестьянин Западных губерний. Он помещает этого Ониску с другими людьми, чье имя пишется Гай.

Фамилия Гой фиксируется в Польше с 1458 года и связывается с глаголом гоить "лечить, заживать, заживлять".

Глагол гоить был и в русском языке, но вышел из активного употребления. Он есть в словаре В.И. Даля со значениями "жить, здравствовать, устроить, приютить, убирать, приготовлять, холить". В.И. Даль приводит также вариант гаить.

Прилагательное гойный "хороший, чистый, красивый" отмечено в северо-восточных говорах русского языка.

Наконец, в еврейском разговорном языке есть слово гой, что значит "не-еврей". В этом значении слово Гой легко становится прозвищем с дальнейшим переходом в фамилию.

Мурзинцев В.К. (Калуга): Уважаемая Александра Васильевна, мне бы хотелось, во-первых, узнать о происхождении моей фамилии и, во-вторых, - откуда в моей фамилии появилось окончание -цев?

Суперанская: Василий Куприянович практически сам ответил на свой вопрос, рассказав, что в разных частях нашей страны есть деревни и села с названиями Мурзино, Мурзинка, Мурзинское и речки с названием Мурзинка. Жители тех мест зовутся мурзинцами. Единственное число мужского рода - мурзинец. От прозвания по местожительству Мурзинец происходит фамилия Мурзинцев. Фамилия не связана ни с каким определенным мурзой; ею могут зваться люди любой национальности, жившие в одном из указанных населенных мест.

Фамилии, оканчивающиеся на -анцев, -енцев, -инцев, -овцев, формировались в XVII - XVIII веках у торговых и служилых людей. В основах этих фамилий лежат названия тех мест, откуда они родом. Так: город Ковров - ковровец - Ковровцев;

Брянск - брянец - Брянцев;

Тюмень - тюменец - Тюменцев;

Мурзино

Мурзинка - мурзинец - Мурзинцев.

Гласная буква "е" из суффикса -ец при образовании фамилий исчезает, как исчезает она и при склонении: тюменец - тюменца, мурзинец - с мурзинцем.

Радайкин А.Е. (Оренбургская область): Уважаемая Александра Васильевна, я уже много лет интересуюсь и собираю свою родословную, но откуда произошла наша фамилия, не знаю. Наш прадед, Радайкин Иван Федорович, приехал со своей семьей в 1888 году из Пензенской губернии. Вот уже больше века наш род живет в Оренбуржье. Мы мордва-эрзя по национальности, и я обратил внимание, что очень много мордовских фамилий заканчивается на -айкин. Я прошу Вас объяснить происхождение нашей фамилии и когда она впервые упоминается в документах.

Суперанская: Александр Егорович абсолютно прав: в мордовских языках очень активен суффикс -(а)й, а следующее за ним "к", возможно, результат русификации, и тем более суффикс -ин. Отсюда Когайкин, Козайкин, Кокшайкин, Ракайкин, Репайкин и многие другие фамилии на -айкин.

Позволю себе высказать предположение, что первоначальная форма данной фамилии могла быть Родайкин и что современное написание ее через "а" - результат сближения с русской основой рад (радость, радовать, радоваться). Основа род в мордовских языках означает "родня, родство, родственник". Далее идет суффикс -ай, получается Родай, русский суффикс -ка - Родайка и, наконец, суффикс русских фамилий -ин - Родайкин.

Фамилия Радайкин, через "а", есть в "Словаре современных русских фамилий" Ирины Михайловны Ганжиной. Она пишет, что фамилии Радаев и Радайкин очень распространены у мордвы. По предположению В.А. Никонова, они восходят к формам канонического личного имени Родион.

От себя добавлю, что имя Радай в прошлом употреблялось как народная разговорная форма таких старых церковных имен, как Арад и Ерадий, позже исключенных из календарей.

Источник: http://www.rg.ru/2009/08/06/superanskaja.html

 

 

Шведский сфинкс Грета Гарбо



Спрашивать о том, сколько в Швеции людей, носящих фамилию «Густафссон», такое же бессмысленное и нелепое занятие, как задаваться вопросом, сколько в России живёт Ивановых - их очень много. Поэтому когда в сентябре 1905 года в семье стокгольмских бедняков Карла и Анны Густафссон родилась девочка, названная Грета Ловиса, конечно, никто не мог и мысли допустить, что на свет появилась одна из величайших звёзд мирового кино, одна из женщин, символизирующих собой XX век. Может быть, выдержанная в лучших традициях «голливудской мечты» история (которая по-русски именуется «из грязи в князи») уже надоела и кажется неправдоподобной, но к Грете Густафссон она имеет прямое отношение. 

Когда девочке исполнилось 13 лет, умирает её отец и семья оказывается на грани нищеты. Так что на Грету волей-неволей возлагается обязанность зарабатывать себе на пропитание. Что она и делает, работая сначала уборщицей в парикмахерской, потом в банке, а затем устраиваясь продавщицей в один из крупнейших стокгольмских универмагов. 

Здесь в 1920 году судьба совершает первый оборот своего волшебного колеса: владельцу магазина нужна была реклама новой коллекции шляпок и он решил использовать в качестве фотомоделей симпатичных продавщиц. Нужно ли говорить, что самой очаровательной, самой фотогеничной, самой естественной в кадре была Грета Густафссон? Ей посоветовали попробовать себя в качестве модели для рекламных кинороликов и уже в 1921 году Грета дебютирует в ролике «Как не нужно одеваться». Её карьера в качестве рекламной модели бурно развивается, в конце концов одна из рекламных ролей даже приносит её своеобразный грант - оплаченный курс обучения в актёрской студии при Королевском драматическом театре Стокгольма. 

Второй оборот волшебного колеса судьбы: симпатичную и запоминающуюся девушку приглашают в кино. Причём, если в первых фильмах она играет в эпизодах и во второстепенных ролях, то в картинах режиссёра Морица Стиллера, который профессиональным чутьём уловил талант актрисы, Грета выходит на первый план. Первой такой лентой стала экранизация получившего Нобелевскую премию романа «Сага о Йесте Берлинге», вышедшей в 1924 году. Кстати, именно тогда у Греты появился псевдоним «Гарбо»: о его происхождении спорят до сих пор, однако наиболее правдоподобной версией является та, в соответствии с которой его придумал Стиллер, справедливо посчитавший, что фамилия «Густафссон» не слишком оригинальная для звезды кино. 

Как бы то ни было, но новоиспечённая Гарбо практически мгновенно стала кумиром для всего населения Швеции, а после выхода в следующем году фильма Стиллера «безрадостный переулок» начала обретать и общеевропейскую известность. После этого представители студии Metro Goldwyn Mayer пригласили Морица Стиллера и его протеже в Америку, попытаться покорить американский кинорынок. 

Однако сказать, что в Америке Стиллера и Гарбо ждали с распростёртыми объятиями и ковровыми дорожками, нельзя - для братьев Майеров режиссёр и актриса из Швеции были лишь одним из множества вариантов упрочить свои позиции в кинобизнесе. У Стиллера отношения с кинобоссами сразу не слишком заладились, а про Гарбо и вовсе почти забыли. Может быть, и не довелось бы ей покорить Голливуд, но исполнительница одной из главных ролей в фильме «Поток» заболела как раз накануне съёмок и продюсеры наспех утвердили на её место «шведскую деревенщину». Показанная в американских кинотеатрах в 1926 году картина произвела настоящий фурор: публика была очарована восхитительной Гретой Гарбо. 

Братья Майеры поняли, что нужно ковать железо, пока горячо, тем более подписанный с Гарбо контракт позволял им это делать на протяжении нескольких лет практически задаром. Тут же были сняты несколько картин, особенный успех сопутствовал двум из них, «Плоть и дьявол» и «Любовь». Партнёром Гарбо в этих фильмах был Джон Гилберт, один из самых знаменитых актёров «немого кино» 1920-х годов. Любовь между актёрами была не только на экране: в 1928 году Гилберт сделал Грете предложение руки и сердца, которое актриса приняла. Однако грандиозная свадьба оказалась расстроена, Гарбо буквально сбежала от самого алтаря. Наиболее вероятной причиной такого шага называют желание отомстить MGM, желающей использовать свадьбу двух звёзд в рекламных целях, за судьбу своего учителя, Морица Стиллера, который ни с чем вернулся в Швецию и вскоре умер. 

Грета Гарбо, ставшая самой загадочной голливудской кинозвездой (после первых же успехов она избрала «незвёздную» манеру публичного поведения - никаких интервью, автографов, визитов на премьеры и банкеты), постепенно начала диктовать свои условия. Её любимым оружием стала фраза «Кажется, я возвращаюсь в Швецию», после которой продюсеры соглашались на новые уступки. В результате в начале 30-х годов Гарбо заняла беспрецедентное положение - помимо огромных гонораров она получила право самой выбирать сценарии, режиссёров и партнёров по фильмам. Кстати, Грета стала одной из немногих звёзд «немого» кино, безболезненно перешедшей в кино звуковое - успех фильмов «Анна Кристи», «Гранд-отель», «Королева Христина», «Анна Каренина», «Ниночка» является красноречивым тому свидетельством. 

Однако Грета Гарбо была самой настоящей, а не придуманной в рекламных целях «женщиной-загадкой» - в 1941 году, в возрасте 36 лет, по окончании контракта с киностудией и на попытки завести разговор о заключении нового соглашения она ответила, что хочет побыть одна и чтобы её не беспокоила. Тем самым одна из популярнейших женщин в мире сама прервала свою блистательную карьеру, больше она нигде не снималась. 

Дальнейшая жизнь Греты Гарбо окутана полулегендами. Из недавно рассекреченных архивов стало известно, что Гарбо играла самую активную роль в создании разведывательной сети антифашистской коалиции в Скандинавии и способствовала бегству физика-ядерщика Нильса Бора в Америку и спасению многих проживающих в Дании евреев. Известно, что после войны и до конца жизни Гарбо жила под вымышленным именем в нью-йоркском отеле, тщательно скрывая свою жизнь и общаясь лишь с весьма узким кругом людей. Известно, что в конце 1940-х годов у неё был роман с известным британским фотографом и художником Сесилом Битоном, но она никогда не была замужем. Известно, что после смерти Греты Гарбо (апрель 1990 года) всё её состояние в более чем 30 миллионов долларов по завещанию отошло к единственной племяннице. Вот, собственно, и всё, что мы доподлинно знаем о жизни одной из величайших актрис в истории. Загадка шведского Сфинкса так и не разгадана.

Источник: http://www.womenclub.ru/showbisness/2071.htm

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное