Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Хамазюк

 

Хамазюк – фамилия, образованная от некрестильного имени предка.

 

Фамилия происходит от мирского некалендарного имени предка-основателя рода – Хамаза. Мирские имена или прозвища были широко распространены в старину на Руси. Как правило, они занимали место современных фамилий и передавались потомкам зачастую в неизменной форме. Но существовали и прозвища, происходящие от крестильных имен. Часто мирские имена давались в связи с боязнью людей попасть под колдовское влияние. Считалось, что имя, данное при крещении, необходимо сохранять в тайне, поскольку колдун, узнавший его, сможет навредить его хозяину, используя имя в заклятиях. Поэтому придумывались мирские прозвища, зависящие чаще всего от качеств человека, его характера, привычек, поведения. Это могло быть название животного, рыбы, птицы, если человек каким-то образом напоминал их. Могло также сыграть роль и название ремесла, которым занимался человек. Также прозвище могло даваться по названию селения или даже местности, где человек был рожден, либо где проживал какое-то время.

 

Происхождение мирского прозвища связано с диалектным понятием «гамаза» или «хамаза», распространенным в старину в некоторых частях России. В разных губерниях страны это слово имело разные значения, наиболее распространенное из которых – «беспокойный, бойкий, суетливый человек, непоседа». На западе России бытовало слово «гамза», «гамаза», происходящее от «гамзать» - «гнусавить». Как видно, эти значения могли указывать на активный, бойкий характер человека, либо на его манеру говорить. Вместе с тем, словом «гомза» или «гамза» назывался кожаный кошелек, отчего произошел глагол «гомзить» - «копить деньги», а Гамзой могли прозвать человека бережливого, зажиточного. Вероятно, это сыграло роль и в возникновении диалектного слова «гамазея» - народной формы понятия «магазея», от которого происходит современное нам «магазин». Магазеей назывался хлебный склад, амбар. Маловероятен, но все же возможен этот способ образования имени Гамаза или Хамаза – владелец амбара, либо работник, приписанный к нему.

 

Патронимический суффикс «–юк», входящий в состав фамилии, представляет собой один из старинных формантов, образующих отчества у восточнославянских народов, что может косвенно указывать на старинное происхождение отчества. Этот патроним восходит к слову тюркского происхождения, которое буквально означало «маленький» или «сын».

 

Фамилии, также образованные от имени Гамаза, Хамаза, такие как Гамазин, Хамасев, Хамазский, Гамазенко, Хамазов, Хамазник, Гамазеев, Гамазинов и другие, подобные им, родственны.

 

Источники: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Никонов В.А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М. Прогресс, 1995 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г.; Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта, 2006 г.;  МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.

 

 

 

Дворцовый переворот

·                            



Потомки старых польских дворянских родов все настойчивее требуют от государства возврата имений своих предков, а также средств на содержание этой недвижимости.

Дворянка по крови Анна Браницкая-Вольская, предкам которой когда-то принадлежал дворцовый комплекс в Вилянуве (ныне в границах Варшавы), в начале 90-х годов прошлого века стала одной из первых, кто в постсоциалистической Польше объявил себя наследницей «фамильного имущества». Она, правда, сразу заявила, что не будет требовать возврата недвижимости, успевшей стать всемирно известным музеем. Такие объекты должны оставаться в руках государства – декларировала дворянка. Многочисленные же туристы продолжали спокойно прогуливаться по бывшей дворянской усадьбе и прилегающему парку, однако ситуация может кардинально поменяться. Браницкая-Вольская, а ей недавно исполнилось 84 года, неожиданно совершила «дворцовый переворот». Недвижимость должна вернуться роду Браницких, заявляет она сегодня. Другой представитель рода – Адам Рыбиньский – уверен, что дворец вернуть будет не очень трудно, если не через национальные инстанции, то уж точно через суд в Страсбурге. При этом речь сейчас идет именно о «стенах», поскольку часть сохранившейся старинной мебели и драгоценностей семье давно уже вернули.

Потомки рода Браницких далеко не единственные, кто вступил в бой в защиту своих имущественных прав. Представители других не менее именитых дворянских фамилий – Любомирских, Радзивиллов, Красиньских, Чарторыйских, Потоцких, Рачиньских и т.д. – сразу после развала Польской Народной Республики тоже заявили об отсутствии у них претензий на парки, дворцы и замки. Тогда они полагали, что все это должно служить обществу. Сегодня все они, как по команде, ринулись отбивать у государства «родовые гнезда». Для потомков Рачиньских, например, это нынешняя резиденция Польской академии искусств в Варшаве. 

По данным местного журнала «Пшеглонд», государство уже вернуло гражданам свыше 20 тысяч владений, национализированных после 1945 года народной властью. Другое дело, что эти объекты не имели статуса исторических памятников. Нет никакой гарантии, что после реприватизации те же музей в Вилянуве или Академия искусств продолжат функционировать в прежних зданиях. Показательно и то, что бьются наследники не за руины и развалины, которые необходимо восстанавливать, а именно за хорошо сохранившиеся (в том числе благодаря государству) здания. Это касается и дворца Потоц-ких в Конецполе, который во время войны был полностью разрушен, а в 1958–1961 годах практически заново отстроен новой властью. 

Ряд польских историков, в частности профессор Варшавского университета и бывший вице-маршал (вице-спикер) Сейма Польши Томаш Наленч, полагают, что здесь и обсуждать нечего, а все несправедливо отнятое у граждан страны властями ПНР необходимо вернуть законным владельцам, закрыв вопрос раз и навсегда. По мнению адвокатов семьи Браницких, тот факт, что государство за полвека вложило в содержание дворцового комплекса в Вилянуве свыше 500 млн злотых (около 170 млн долларов), никакого значения не имеет. Имение должно быть возвращено владельцам без всяких условий. Только после этого государство сможет предъявить новым хозяевам иск на сумму, которую сочтет необходимой. До сегодняшнего дня, правда, подобных прецедентов не фиксировалось. 

Тем временем администрация музея в Вилянуве тоже наняла адвокатов, которые утверждают, что имение Браницких было национализировано согласно существовавшим на тот момент законам в рамках аграрной реформы как хозяйство с сельхозугодиями площадью свыше 100 га. В этом конкретном случае эксперты прогнозируют длительную судебную тяжбу независимо от того, подпишет воевода решение о возврате музейного комплекса в частную собственность или нет.

Источник: http://www.tribuna.ru/news/2009/07/22/news9703/

 

 

Одна буква решает все

·                            



«В 1946 году я пошел в первый класс, большинство учеников в д.Малая Ольшанка Чашникского района были моими однофамильцами, и нас различали по именам. Фамилия Корбан распространена и в окрестных деревнях. В частности, эта фамилия и известного баснописца и сатирика Владимира Корбана, предки которого жили в деревне недалеко от Ольшанки. Так что же обозначает эта фамилия и откуда пошла?


Валерий Корбан, Минск».


Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:


— Курбан (в русской адаптации Корбан) — это имя собственное тюркских народов (башкир, татар и других), которое в переводе означает «жертва, жертвоприношение». Здесь, безусловно, существует связь с названием ежегодного мусульманского праздника жертвоприношения Курбан–Байрам. Но в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля есть слово «карбан» — «человек небольшого роста; коротыш», которое тоже может с полным правом претендовать на образование фамилии Корбан (с переносом ударения на первый слог). Вероятнее всего, что нарицательное имя карбан является переосмыслением тюркского личного имени на русскоязычной почве.


«Моя фамилия — Чечков. Как правило, однофамильцы пишутся через «и» — Чичков. А на окраине Минска я обратил внимание на крохотную деревеньку — Чачкова. Что все–таки лежит в основе данной фамилии, и прав ли я, предполагая связь между Чачкова — Чичков — Чечков?


Олег Чечков, Гродно».


— Фамилия Чечков, вероятнее всего, образована от слова «чечка», которое на севере России означает «избалованный, изнеженный ребенок» (В.Даль). Еще в начале XV века на российской территории оно употреблялось в качестве первого члена наименований человека: Чечка Микулин.


Вторым возможным источником образования могло быть татарское слово «чеч» — «волосы», откуда прозвание Чечко — «человек с густыми волосами» или «волосатый человек». В диалектах белорусского языка татарское «чеч» переозвучено в «чэчкi» — «волосы». Так что прозвание могло произойти и на основе обелорушенного слова.


С вашей фамилией родственно по значению только название деревни Чачкова. Для фамилий Чичко, Чичков основой послужило слово «чичка» — «сорока». По ассоциации с сорокой получил прозвание человек, который любит пострекотать (почичикать).


«Когда я представляюсь по фамилии, многие удивляются: она, наверное, у вас иностранная — Жанжарухин. Я думаю, может, от имени Жан (из французского — Иван).


Петр Жанжарухин, Горецкий район».


— Фамилия Жанжаруха (–ин) (по–русски Женжеруха (–ин) к французскому Жан (Иван) никакого отношения не имеет. «Словарь украiнськоi мови» под редакцией Б.Д.Гринченко зафиксировал слово «дженджеруха» — «человек, который очень следит за своей внешностью; чистюля, щеголь, франт». Возможно, что это слово употреблялось и в белорусском разговорном языке в несколько видоизмененном звучании — жанжаруха (так было более удобно при его произношении). В то же время не исключено, что первый носитель этой фамилии в вашем роду был по национальности украинцем. На территории Украины есть фамилии, родственные вашей: Дженджера, Джинджиристый.


«Давно хотела узнать, откуда произошла моя фамилия, которую я получила в замужестве — Дымская. Буду очень благодарна за ответ.


Зоя Дымская, Минск».


— У истоков фамилии Дымская могли быть прозвания Дым (Дымок) — «человек с волосами дымчатого цвета или с сивыми, мягкими, как пух». Личные наименования Дым, Дымов отмечаются в русских письменных памятниках феодального периода (XV — XVI века): Дым Афоня, Дымов Василий Кривой. Но суффиксом –ск– нередко оформляются фамилии от названий населенных пунктов. Основанием могло служить место рождения, частное владение. На территории Беларуси есть несколько поселений с основой Дым–: Дымск (Дрогичинский район), Дымово (Шкловский район); Дымники (Каменецкий район), Дымановщина (Витебский район). Есть они также в России и в Украине.


Жду ваших писем. До встречи.  Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/88906/

 

 

Украина. Старое средневековье

·                            



Про Украину написано немало, и будет ещё больше. Это удивительное государственное образование, которое появилось на месте УССР, действительно является больной мозолью для нас, и, как ни крути, проблема эта будет вечной. Сколько бы ни сливались «братские народы» в экстазе единения и сколько бы ни расплевывались «навсегда», вопрос русско-украинских отношений будет стоять вечно. Взаимные упреки, насмешки и подлянки не смогут рассорить между собой русских с украинцев так, чтобы уже навсегда. 

Однако тот факт, что проблема эта навечно, вовсе не означает, что её не нужно решать. Нужно. При необходимости можно даже и силовыми методами, поскольку даже война России и Украины не способна сплотить украинское общество в едином порыве ненависти к москалям. Вообще война с Украиной сразу же и неминуемо станет ещё и внутренней гражданской войной на самой Украине. А русские войска на Украине будут встречать как цветами, так и фугасами. В этой войне не будет коллаборационистов и не будет предателей. Все смешается в один большой бардак, появятся новые Мазепы и Махно, Бендеры и Петлюры, Щорсы и Бульбы. 

Посмотрим на Украину во время Гражданской войны — и поймем, что, по сути, ничем эта земля не изменилась со времен Тараса Бульбы. И война шла там абсолютно средневекового типа, навроде какой-нибудь тридцатилетней войны. «Белые приходят грабют, красные приходят грабют». Да что там тридцатилетняя война, война Алой и Белой розы — и та кажется куда более осмысленной, внятной и современной, чем то, что происходило во время Гражданской на Украине. 

Попытка построения на месте УССР национального государства могла бы заслуживать уважения, если бы не тот факт, что никакой украинской нации не существует. Не украинского народа и украинской культуры, а именно украинской нации. Казалось бы, идеологи украинского национализма, люди вовсе не далекие от истории и философии, должны были бы хотя бы рассмотреть историю возникновения национальных государств Европы, изучить предпосылки, понять сам механизм этого. И уж, во всяком случае, знать, что как таковые национальные государства возникли совсем недавно, а сами нации — только чуть раньше. Но почему-то даже самые продвинутые из этих людей считают, что национальное государство возникнет само собой, автоматически приложится к госграницам, банковской системе, демократии, мобильным телефонам и прочим прелестям современной цивилизации. 

Великий эксперимент Советского Союза по собиранию украинских земель в гигантскую республику едва только начал готовить почву для возникновения украинской нации, как Союз развалился, и на земли Украины вернулось обычное средневековое мировоззрение. А националисты ведут себя так, как если бы Украина получила свою юридическую государственную субъектность, пройдя все стадии формирования национального государства. Но национальное сознание и патриотизм куется в войнах, а национальное государство возникает в результате веков борьбы монарха с феодальной вольницей, пока не возникнет абсолютизм. 

Немудрено, что получив независимость, украинцы вовсе не получили государственность и нацию, а остались православными восточными славянами, которые волей судеб оказались в рамках этого государства, а какого-нибудь другого. «Моя хата с краю» — это вовсе не признак равнодушия и эгоизма, это признак до-государственного сознания. За исключением самих националистов, обычный украинец — это патриот своего дома, села, города, райцентра, в лучшем случае — области. Его нисколько не беспокоит, в какой стране окажется его дом, если это не отразится на его жизни. Причем это верно и в отношении Восточной Украины, и Западной. Просто притяжения разные: тех — к Польше, этих — к России. А если лучше жить независимо, то, конечно, надо независимо, но при чем тут «украинская нация»? 

Государственным сознанием обладают исключительно крымчане, и это видно хотя бы потому, что менталитет там русский, люди считают себя русскими и видят смысл в существовании государственных границ и территориальной целостности своего государства, то есть России. И чем больше людей с русским менталитетом и патриотизмом проживает в той или иной области, тем сильнее там государственное чувство. Беда только, что чувство это направлено вовсе не на Украину, а на Россию, и только на неё. И в силу этого, хоть население западных областей более активно и готово бороться «против москалей», но борьба эта не за Украину, а за то, чтобы москалей не было, а государство, как им кажется, является единственной возможностью это обеспечить. 

В принципе, разговоры о развале Украины не вызывают у рядового украинского обывателя никаких особых протестов. Жалко, конечно, но не смертельно. Обидно, что москалям что-то перепадет, но главное, чтобы родной дом оставался целым. Тут в некоторое противоречие входят две пословицы. «Моя хата с краю» борется с «Що не зъим, то понадкусаю». 

То, что называют национализмом, на Украине таковым вовсе не является. Любовь к Родине, своему народу и даже патриотизм, — это ещё далеко не национализм. Желание колонизировать и цивилизовать «дикий восток» Украины, изменить менталитет тамошних украинцев и заставить их стать такими же, как западенцы, больше похоже на зарождение украинского национализма, но оно не разделяется обывателями, а существует только в головах у профессиональных борцов за идею, и это их самая большая трагедия. 

«Майдан» вмиг отодвинул националистов на десятые роли, а «оранжевые», которые, на первый взгляд, казались идущими в струе традиционного украинского национализма, оказалось, совсем не разделяли ценностей национального суверенитета и государственной субъектности Украины. Для «оранжевой» власти не составляет никаких моральных проблем отдать тем же американцам ради своей победы столько суверенитета, сколько она будет стоить. Внешняя политика? Да пожалуйста. Экономика внутри страны? Никаких проблем. Ющенко присягнул в верности Американской империи и считает это своим абсолютным правом. 

Однако «вассал моего вассала не мой вассал», и те, кто, пока шла битва, находились под рукой Ющенко, вовсе не считают себя связанными его обязательствами. Юлия Тимошенко без всяких зазрений совести совершенно открыто выбирает, на кого ей опереться. Почему бы и не на Россию, если она поможет заявить свои права на украинский престол? И в следующем бою её дружина вполне может выступить на стороне, противоположной той, на какой она была в битвах 2004 года, или просто увести свои войска с поля боя в самый решающий момент.  

Вся элита Украины живет именно так, и воспринимает свои вотчины как родовое наследие, которым можно оперировать как угодно. Для неё нет внешних врагов, кроме тех, которые хотят пограбить их земли, вроде того же Дерипаски, который желает установить свой порядок в ленных владениях многих украинских феодалов. Российскую угрозу они воспринимают как нашествие москальских орд, как грабителей и захватчиков их собственности, а вовсе не как цивилизационную экспансию и национальную угрозу. Но если им «белый царь» даст гарантии прав, оставит за ними их земли, то они и пальцем не пошевельнут, чтобы отстаивать «государство Украина». А если царь будет требовать меньше налогов и сохранит право на транзит газа, то любой украинский феодал с радостью назовет его своим сюзереном. 

Однако жить под рукой Москвы — это и опасно, и менее выгодно. Оттого украинские элиты и против. А народ? Да кто о нем когда думал. Дело народа — работать, дело дружины — служить, дело баронов — вовремя налоги слать, а сюзерен от Бога поставлен на правление и право свое в битвах подтвердил. 

На первый взгляд, на Украине те же самые политические институты, что и у нас, но на самом деле в недрах их скрыта все та же Сечь, что была всегда. На Украине есть президент, и, казалось бы, его пост что-то значит, но на самом деле это только игра в политику. Если отбросить все государственные конструкции и описать реальное положение дел, то мы увидим вовсе не всесильного монарха, а сидящего в Киеве князя, влияние которого распространяется только на небольшую территорию вокруг, а власть над отдаленными землями держится только за счет опять же сохранившихся ошмётков советской правоохранительной системы. Приди кому-либо из хозяев регионов мысль подкопить силенок и попросту перестать выполнять приказы из центра, — и весьма вероятно, что ничего с этим киевский князь поделать не сможет, разве что начать войну. 

Вот такой вот у нас сосед, с которым нас призывают обращаться как с суверенным национальным государством в рамках международного права и равноправного партнерства. Смиренно уважать те границы, которые Россия, повинуясь не очень понятной логике и прихоти, для Украины установила. Взаимодействовать на равных с институтами власти, большинство из которых являются слегка видоизмененными институтами, сохранившимися после развала СССР, созданными для удобства управления национальными республиками. Проводить переговоры с политиками, которых сами учили, двигали по партийной линии, давали квартиры и служебные автомобили. А если ты вдруг приедешь на Украину и посягнешь на её «суверенитет», то разбираться с тобой будут люди, которые заканчивали российскую академию госбезопасности и давали присягу Советскому Союзу. 

Абсурд существования полной феодальной вольницы параллельно со старыми советскими государственными институтами, средневековый менталитет, который пытаются выдать за национальный дух украинцев. Всё это не может продолжаться слишком долго, поскольку никому особо не нужно. Государство Украина непременно распадется само, без всякого внешнего вмешательства. Распадется мирно или с войной — это неизвестно, но Восток и Юг отойдут к России, а Западенщина, очевидно, все же станет маленьким государственным образованием, живущим за счет транзита и потихоньку формирующимся в национальное государство. Только едва ли оно будет называться Украиной и едва ли жители его будут называться украинцами. Как французы, которые считают своими предками галлов; венгры, которые ведут свой род от гуннов; так и жители Западенщины будут считать украинцев своими далекими пращурами и вести от них свою генеалогию. Если, конечно, к тому времени национальные государства вообще сохранятся и будут играть такую же роль в сознании людей, как сейчас.

Источник: http://www.rus-obr.ru/discuss/3790

 

 

Романовы напоминают истории о себе

·                            



Члены семьи Романовых, ныне проживающие в эмиграции в разных странах мира, никогда и ни при каких обстоятельствах не собираются просить у правительства России особого статуса, особых условий или каких-либо льгот – об этом сообщил сегодня официальный представитель «Ассоциации членов семьи Романовых» в России Иван Арцишевский. 

Он также огласил заявление князя Димитрия Романовича о статусе Дома Романовых в России – но перед этим он поспешил заверить журналистов, что речь ни в коем случае не идёт о «раздоре» или ссоре среди потомков великой фамилии. 

Напомним, что княгиня Мария Владимировна (называющая себя «Её Императорское Величество, Глава императорского дома Романовых») в интервью агентству «Интерфакс» заявила, что уверена в возвращении царской семьи в Россию. «Ничего просить для себя мы не намерены, – сказала она, – когда в России произойдет то, что уже произошло в большинстве стран, и государство сочтет полезным возвращение Императорского дома и его более активное участие в общественной жизни, я уверена, оно само выработает в данном вопросе правовое и практическое оформление». 

«Императорский Дом хочет вернуться в Россию на постоянное место жительства, мы убеждены, что это произойдет, как это произошло во многих цивилизованных странах: Болгарии, Сербии, Румынии, Венгрии, но как скоро это будет – мы предсказывать не будем, – также заявил Александр Закатов, называющий себя «главой канцелярии Императорского дома Романовых». – Там сохраняется республиканская форма правления, прежде царствовавшие династии вернулись и активно участвуют в общественной жизни государства, никому от этого плохо не стало, это приносит пользу, помогает развиваться национальному самосознанию и помогает упрочнению позиции этих стран на международном уровне». 

После таких заявлений в СМИ появились публикации с различными версиями развития событий и последствий для общества. 

То затухая, то вновь разгораясь, конфликты и недоразумения, связанные с легитимностью титулов императорской фамилии и правовыми нюансами престолонаследия, тянутся в династии Романовых фактически со времён Александра Второго. В нынешних исторических условиях, заметил Арцишевский, реставрация монархии в России невозможна – однако ясность в вопросе статуса семьи Романовых и легитимности тех или иных титулов необходима как для понимания российской истории, так и для того, чтобы избежать возможного раскола среди историков и рядовых граждан страны. 

Сегодня представителей династии Романовых в мире насчитывается около ста человек, из них прямых потомков императорской фамилии – двенадцать (их объединяет «Ассоциация членов семьи Романовых» – общественная организация, зарегистрированная в Швейцарии в 1979 году). Однако Мария Владимировна, именующая себя Великой княгиней (что, по мнению Димитрия Романовича, неверно) называет себя ещё и «главой Императорского Дома», претендуя при этом на какой-то особый статус в России и некие особые привилегии. Это настолько не понравилось Димитрию Романовичу, что он решил выступить с заявлением – несмотря на то, что всегда избегает публичности в обсуждении всех спорных вопросов, касающихся престолонаследия. «Дело в том, что по поведению Марии Владимировны многие судят обо всех Романовых; однако подобное суждение будет неверным и далёким от истины», – сообщил Иван Арцишевский. Он также добавил, что она явно дистанцируется от остальных членов семьи – но и остальные представители императорской фамилии также не разделяют отношения Марии Владимировны ко многим вещам. Именно потому Димитрий Романович и поручил Арцишевскому выступить с заявлением от своего имени, поскольку – по мнению Арцишевского – «молчать более уже не было сил». 

По просьбе «Фонтанки» заявление князя прокомментировал историк и политолог Валерий Островский: 

– Вы знаете, в данной ситуации я бы посоветовал обратиться к бессмертному роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». В частности, во время заседания «Союза меча и орала» Остап Бендер, обращаясь к слесарю Полесову, произносит замечательную фразу: «Вы, надеюсь, кирилловец?». Вот эта пресловутая вражда «кирилловцев» и «николаевцев» – точнее говоря, спор: спор династический, сложный и по сути неразрешимый, тянется уже много лет. Все представители фамилии Романовых прожили в эмиграции не один год, не одно десятилетие. А эмиграция – это всегда споры, раздоры и конфликты. Поэтому, при всём моём безграничном уважении и к Марии Владимировне, и к Димитрию Романовичу, я должен констатировать, что в данной ситуации у каждого из оппонентов – своя правда, как говорится. 

Как пишет Википедия, в своё время Кирилл Владимирович (старший сын великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II, и великой княгини Марии Павловны, а также дедушка Марии Владимировны), оказавшись за границей, претендовал на престол ещё при жизни вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, однако получил отказ с её стороны. Однако ещё к 1905-1909 годам относится его конфликт с Николаем II, связанный со вступлением Кирилла в несанкционированный императором брак (Кирилл женился на своей двоюродной сестре Виктории (урождённой Принцессе Великобританской, Ирландской и Саксен-Кобург-Готской Виктории-Мелите), которая перед этим развелась с родным братом российской императрицы Александры Федоровны Эрнстом-Людвигом). За три дня до заключения брака император Николай II лишил Кирилла всех прав члена императорской фамилии, включая права на наследование Престола, так как этот брак не был разрешён Императором (ст. 183 российского Закона о престолонаследии); невеста не собиралась принимать при заключении брака православной веры (ст. 185 российского Закона о престолонаследии); кроме того, данный брак, заключаемый между двоюродным братом и сестрой, противоречит православным канонам и не допускался гражданским правом Российской империи. Сохранившиеся архивные материалы обсуждения данного вопроса в Государственном совете указывают на то, что Николай решительно настаивал на лишении кузена прав престолонаследия, однако члены Государственного совета предлагали не объявлять этого решения публично, ибо очередь на престол, «по всему человеческому рассуждению, никогда до него не дойдёт», и Николай II так и не подписал никакого указа, лишающего великого князя Кирилла Владимировича прав на престол. Однако 15 июля 1907 года, после того, как Виктория приняла православие, Николай II признал этот брак именным указом, присвоил супруге Кирилла титул «Великой княгини Виктории Феодоровны», а родившейся от этого брака дочери Марии Кирилловне – титул княжны крови императорской. Характерно, что это решение было обосновано уважением к ходатайству отца Кирилла, дяди императора – Владимира Александровича. 14 апреля 1909 года Кириллу были возвращены все права члена императорской фамилии. Противники прав Кирилла и «кирилловской» ветви на российский престол указывают прежде всего на то, что он был лишён последним царствовавшим императором этих прав в полном соответствии с действовавшим законодательством; восстановление его в правах члена императорской фамилии не сопровождалось эксплицитным (то есть, открытым и публичным) восстановлением прав на престолонаследие. Следовательно, его претензии на престол незаконны. Тем не менее, эта точка зрения оспаривается, так как в указе не говорится о каком-либо выборочном восстановлении в правах, следовательно, Кирилл был восстановлен во всех правах, включая право на престолонаследие – тем более, что никакого специального указа о лишении Кирилла прав на престол не было. Нередко противниками «кирилловской» линии указывается и на то, что вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать Николая II, не одобрила принятие титула Императора Всероссийского великим князем Кириллом в 1924 году, так как надеялась, что ее сын и внуки еще живы. Однако именно этот аргумент, в отличие от предыдущих, не имеет юридической силы. Сторонники прав Кирилла утверждают, что всякий член императорской фамилии ipso facto имел права на престол, следовательно, указы 1907 и 1909 годов восстановили Кирилла и в праве престолонаследия. Согласно этой точке зрения то, что царствовавший император признал его брак, сняло все проблемы, связанные с законодательством.

Источник: http://www.fontanka.ru/2009/07/28/105/

 

 

Русские и индусы в поисках общих предков

·                            



В этом году проходит год Индии в России. Уже состоялся ряд культурных мероприятий, а в сентябре в нашу страну приезжает президент Индии Пратибха Патил. Эти мероприятия направлены на то, чтобы пробудить интерес россиян к традиционной духовной культуре дружественной Индии. После перестройки сильно ослаб культурный обмен между нашими странами. Многие истинные ценности культуры Индии оказались под прицелом недобросовестных критиков, которые пытались вбить клин между двумя древними и близкими по духу культурами. О взаимопроникновении двух древнейших культур беседуют Геннадий Климов, писатель, учёный и главный редактор газеты «Караван+Я» и Чхотвал Харминдер Сингх, предприниматель, создатель торговой сети «Тверской купец» и уроженец солнечной Индии, который с 18 лет живёт в России. 


Геннадий Климов: Вы, наверное, уже заметили, что русские люди испытывают совершенно особые чувства к вашей родине. Эти чувства обусловлены генетической памятью. Взять хотя бы фильмы, снятые в Болливуде: по-прежнему они пользуются в нашей стране невероятной популярностью. Есть массовое увлечение йогой, индийскими танцами. Мы полюбили отдыхать на Гоа, женщины украшают дома сувенирами из индийских магазинчиков, а шеи - платками с индийскими национальными орнаментами. Роль «Кама-Сутры» в России тоже сложно переоценить. Но об этом мы говорить, наверное, не будем (смеётся). 


Харминдер: Почему же не поговорить о «Кама-Сутре»? Это один из величайших памятников мировой культуры. 


Г.К.: Уверен, что в ней речь идёт не только о способах достижения наслаждения. В этих изображениях зашифрованы некие знаки, символы, прочесть и правильно истолковать которые ещё предстоит человечеству. Кстати, в России есть река Кама - приток Волги. Существует предположение, что Кама-Сутра зародилась первоначально именно в Приуралье как разновидность письменности и отсюда была занесена ариями в Индию. 


Х.С.: Может быть. Но я склоняюсь к более простой версии: в те времена не было ни телевидения, ни газет, ни Интернета. И секс мои соотечественники воспринимали как серьёзный и ответственный вид спорта (смеётся). 


Г.К. Вы живёте в Твери с 18 лет, если не ошибаюсь? 


Х.С.: Да, я поступил в Калининский мединститут (ныне Тверская государственная медицинская академия - прим. авт.), женился, да так и остался здесь. Русские люди и мои соотечественники очень похожи своей открытостью, эмоциональностью, добротой. Поэтому, наверное, я не испытывал в России дискомфорта. 


Г.К.: Мы похожи потому, что русские (под ними я понимаю собственно русских, украинцев, белорусов, татар, евреев, башкир и другие народы Руси) и индийцы, вероятно, происходят от одного корня. Наши цивилизации разделились всего 3 тысячи лет до н.э. Арии, пришедшие с севера, колонизировали Индостан. Это была вторая волна миграции - 3100 лет до начала летосчисления. Эта волна мигрантов называлась бильсага (отсюда - пеласги), или биштар («пять родов»). Эмблемой этих переселенцев стала пятиконечная звезда. Часть бильсагов поселилась в Средней Азии под именем саков, массагетов и кушан. Потом среднеазиатские волны прошли через Афганистан и Пакистан в Индию и завоевали её. Бильсага осталась в памяти индийцев под именем пятерых братьев - Пандавов. 


Х.С.: О, Пандавы - это часть великого эпоса, Махабхарата! Не исключено, что именно так и было. Небольшая ремарка: полуостров Индостан поперёк пересекает горная гряда. На его южной оконечности жили племена дравиров. Это были смуглые люди. Уже за грядой, ближе к Евразии, поселились арии - светлокожие и светловолосые. Эти люди беспрестанно воевали, по-другому жили, думали. И, конечно же, говорили на разных языках. 


Г.К.: Я готовлю к выпуску новую книгу «Симаргл». В ней я привожу новую трактовку Эпоса Махабхарата («Великий Бхарата», по имени царя Бхараты). Это одно из крупнейших литературных произведений в мире. Махабхарата в индийской традиции считается «пятой Ведой». Эпос посвящён великой битве на Курукшетре, которая знаменует начало Кали-юги - четвёртой и последней эры нынешнего цикла истории человечества. Исследователи считают, что в основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северном Причерноморье в поздневедийский период: войне между союзами племён всадников и речников. Астрологические вычисления средневековых авторов дают дату 3102 г. до н. э. Кстати, в самых древних Ведах часто упоминаются реки, которые встречаются в России. Так, под Тверью впадает в Тверцу река Кава. Эта река упоминается в Ведах как место, где пускают кораблики с едой для богов. Таких совпадений очень много. В эпосе о битве на Курукшетре в сражении сошлись пандавы и кауравы. Это Каурка из русских сказок. Я уверен, что кауравы жили в чернозёмных степях, а пандавы как раз на территории Тверской области и севернее её. Кстати, признаком происхождения от ариев у некоторых народов является сочетание букв «ар» в имени. Вот у вас оно есть - «Х-АР-миндер». 


Х.С.: Да, арии по-индийски (то есть, на языке хинди) называются «ари» - правда, даже слова похожи? Когда я приехал в Россию, меня просто потрясло, насколько похожи наши языки. В индийских школах в образовательную программу входит санскрит. Я его изучал в течение двух лет. И знаете, в нём есть те же самые слова, что и в русском! Иногда мне даже не требовалось заглядывать в словарь. Например? Ну, например, слова «дверь», «брат», «сестра», «чай». Они не просто похожи, они одинаковые - и по звучанию, и по смыслу. 


Г.К.: Санскрит - это что-то среднее между русским и украинским. Этот праязык лежит в основе всех языков индоевропейской группы. Раньше на нём разговаривали наши общие с вами предки. А как переводится ваше имя? 


Х.С.: О, это интересная история. Родители довольно долго не могли родить ребенка и отправились в Золотой Храм - Амритсар, штат Пенджаб. А этот храм особый: он с четырьмя дверями, в него могут заходить представители всех четырёх каст. После этого паломничества мама забеременела и придумала для меня имя. Слово «хар» означает бог Вишну, «мандер» - храм. В Индии это имя почти не встречается. По сути, оно символизирует толерантность. 


Г.К. Четыре двери - это в славянской истории означает четыре церкви - Яра (Ярило), Мары (Луны), Макаши и Рода. Золотой Храм - это аналог древнеславянского храма Рода. В Твери к Индии особенное отношение. Именно в нашем городе родился Афанасий Никитин, который проложил путь в эту страну. Именно благодаря ему у нас с Индией в средние века наладились крепкие торгово-экономические отношения. 


Х.С.: И ведь это произошло отнюдь не из-за того, что Индия была неразвитой страной и не имела флота. Напротив! Знания, которыми обладали индийские брахманы, имели особую ценность. Ими дорожили до такой степени, что человеку, который уходил на корабле в море, было запрещено возвращаться назад. Может, это случайное совпадение, но я родился в 1973 году, то есть ровно спустя 505 лет после того, как тверской купец Афанасий Никитин начал свой путь в Индию. Когда я узнал об этом, был просто потрясён. Подумал: может, не случайно я назвал сеть магазинов «Тверской купец»? Может, не случайно я оказался в Твери? 


Г.К.: Может быть. В это трудное время вы делаете для нашего города очень многое. Взять хотя бы те 5 700 рабочих мест, которые вы предоставляете тверитянам. Не удивлюсь, что в сакральном смысле вы - Афанасий Никитин, вернувшийся на родину. 
Надо сказать, наши очень древние и сложные культуры, исторические процессы нуждаются в тщательном изучении. На Руси очень долго волхвами запрещалось записывать эпос - у нас существовала традиция рунопения. В Финляндии она сохраняется до сих пор. Это традиция устной передачи знаний. Считалось, что это развивает память. Однако волхвы (брахманы), которые с бильсагой ушли в Индию, там записали сказания. В Индии эти книги получили название «Веды». Сравните с русским словом «ведать». У нас после истребления волхвов вся история Руси постепенно превратилась в сказки. Поэтому древнейшую историю нашей страны мы можем изучать только по текстам Вед Индии. Самые древние тексты относятся к нашей общей истории. Так мы можем узнать, что было на Руси 5 тысяч лет назад. 


Х.С.: Кстати, Геннадий, я читал вашу книгу «Рождение Руси». Могу сказать, что она стала настоящим открытием для меня. Если её перевести на хинди и опубликовать в Индии, будет очень много отзывов - ученые заинтересовались бы выводами, которые вы делаете в своих работах. И я полностью согласен с тем, что все мы - братья. Что все мы происходим от одних и тех же людей. Как врач, я могу объяснить, что цвет кожи связан с климатическими особенностями той или иной местности. Он определяется количеством меланина, который защищает организм от вредного воздействия солнечной радиации и придаёт коже смуглый оттенок. На самом-то деле совершенно неважно, кто ты по национальности, у всех людей общие предки. 


Г.К.: Наша христианская религия говорит, что все люди от Адама и Евы. Да, у нас есть идея - перевести книгу «Рождение Руси» на хинди, но пока этот проект находится в стадии разработки. Вообще я думаю, для публикации в Индии мы напишем другую, специальную книгу. И не исключено, что в рамках индийско-российской дружбы напишем её вместе. Как вам такая идея? 


Х.С.: Думаю, что это очень интересная мысль. Я готов всячески содействовать этому проекту. 

Источник: http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=43987

 

 

Никакого особого статуса членам императорской фамилии не надо

·                            



Речи о предъявлении Романовыми особого статуса в России не идет. – Прокомментировал праправнук Николая I князь Дмитрий Романов стремление «местоблюстительницы» российского престола «великой княгини» Марии Владимировны обзавестись в России привилегиями и недвижимостью. – Никаких просьб к правительству России семья делать не будет, никакого особого статуса не будет…Я хотел бы отметить, что называть Марию Владимировну великой княгиней не верно. Последняя великая княгиня императорской фамилии была Ольга Александровна, которая скончалась в Канаде в 1960 году. Сегодня все ныне живущие члены императорской фамилии носят титулы князей и княгинь. Главой семьи является Николай Романович. Как многократно констатировалось ранее, тот факт, что Мария Владимировна именуется главой Императорского дома, является введением в заблуждение… Если она принимает решение так поступить, то она делает это как частное лицо и ее действия совершенно не символизируют «возвращения в Россию Дома Романовых». Ее окружение, которое позиционирует себя как представители, советники, адвокаты или любые другие профессионалы, не действуют от имени Императорского Дома Романовых. 

Комментарий «АПН Северо-Запад»: Абсолютное большинство представителей Дома Романовых - скромные, интеллигентные далекие от политики люди, радующиеся открывшейся возможности приезжать на историческую Родину и старающиеся помогать ей, чем могут. Но именно из-за их скромности на первый план вылезла раздающая липовые ордена, экстравагантная дамочка с замашками торговки одесского привоза.

Источник: http://www.apn-spb.ru/opinions/article5879.htm

 

 

Опустела без тебя земля...

·                            



65 лет назад - 31 июля 1944 года - не вернулся из разведывательного полета Антуан де Сент-Экзюпери


Аристократ высочайшего разлива неожиданно стал у нас национальным героем - благодаря песне, прозвучавшей в кинофильме "Три тополя на Плющихе": "Так же пусто было на земле, и когда летал..." Тут согласно сценарию героиня Дорониной забывает сложное имя: "Летчик один летал, французский...".

Вся страна смотрела этот эпизод, улыбаясь. Многие знали фамилию автора "Маленького принца".

Антуан де Сент-Экзюпери был храбрым летчиком. Этакий французский Чкалов, герой, сорвиголова. Я запутался в версиях его гибели: потерял курс, кончилось горючее, сбили... Больше всего греет сердце версия о похищении инопланетянами и о благополучном переселении на иную планету, где его конечно же встретил Маленький принц со своей розой. Роза - эмблема, восходящая к розенкрейцерам. Но есть еще и барашек, столь милый нашему сердцу. Ведь у Есенина "ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве". 

Экзюпери летал над пустыней. В своих вполне документальных рассказах он пишет, что на Земле жизни почти что нет. Большая часть планеты необитаема. Жизнь теснится вдоль воды тонкой пленочкой и нуждается в защите, как роза на планете Маленького принца. Это космическая сказка, полная тревожных предчувствий о собственной судьбе, которую не трудно было предугадать.

Во времена Экзюпери авиация была не менее рискованной, чем сегодня космонавтика. ХХ век невозможно понять без хрупких, как этажерки, ныряющих самолетиков, которые парили над безжизненными пустынями. "Бак пробит, хвост горит, но машина летит на честном слове и на одном крыле". Именно на таких сооружениях летал и воевал Антуан. Его проза до удивления похожа на тогдашнюю авиацию. Уязвимая - вот-вот рассыплется на множество не связанных единым сюжетом фраз. А ведь летит, да еще и с фигурами высшего пилотажа. Его слово воспламеняет. Вместе с ним взлетаешь, паришь, падаешь...

Экзюпери был одним из последних мужественных рыцарей гуманизма и романтизма. Маленький принц с его игрушечной сабелькой и ныне противостоит свирепому полчищу скинхедов и разного рода неоублюдков. Новые поколения читают совсем не добрые сказки, не буду их называть. Правда, с оптимизмом можно заметить, что те, против кого воевал храбрый летчик и храбрый писатель Экзюпери, тоже не победили.

По-моему, Маленький принц с барашком и розой был тайной и для самого автора. Для меня же навсегда останется тайной, как в одном сердце совмещается любовь к авиамоторам с любовью к розе. 

Троица Антуана - принц, барашек и роза - это он сам. Роза - хрупкая уязвимая жизнь. Принц - это летчик, ее защищающий. Барашек - сказочник, подаривший миру новое утешение. Ответ писателя на людоедские заповеди, модные в его время: падающего подтолкни, жалость унижает, кто не с нами - тот против нас. Заповедь Антуана: "Мы в ответе за тех, кого приручили". 

Экзюпери приручил миллионы читателей. И еще столько же приручит. Но теперь уже не он, а мы перед ним в ответе. Если не будете как дети, не войдете в литературу. Это применимо и к читателям, и к писателям.

Источник: http://www.izvestia.ru/person/article3131248/

 

 

Братец Иванушкин

·                            



Александра Суперанская, профессор 

Ланцова Н.И. (Санкт-Петербург): Уважаемый профессор, очень хотелось бы узнать о происхождении моей фамилии: Ланцова. Мне встречались фамилии аргентинского певца Эриха Марии Ланца и американского певца Марио Ланца, скажите, имеет ли моя фамилия к ним какое-то отношение?

Суперанская: Это одна из древнейших русских фамилий. Она образована от слова, ныне уже не употребляющегося, - лони, лонись, что значит "в прошлом году". Родившегося в прошлом году и перезимовавшего ребенка называли Лонской, или Лонец. С традиционным русским аканьем получалось Ланской, Ланец. В записи 1552 года попало: Ланец Вороневич, мозырский крестьянин. От древнерусского имени Ланец образована фамилия Ланцов.

Оголь Г.Л. (Таганрог): Александра Васильевна, прошу вас разъяснить происхождение нашей фамилии - Оголь. Мы считаем себя переселенцами с Украины, - еще до отмены крепостного права нас привезли в Воронежскую область, а позже из-за безземелья наши предки пришли на Дон.

Суперанская: По-видимому, фамилия связана с глаголом оголеть "обнищать, обеднеть". Тогда оголь означает "беднота"; собирательно: "бедные люди", а также отдельный представитель бедноты.

В.И. Даль отмечает также, что словом "оголь" в некоторых местах называют рыбу голавль (головль) или рыбу голец. Как известно, древнерусские имена могли быть образованы от названий рыб. Тогда фамилия Оголь попадает в ряд Щука, Судак, Окунь.

Ильин Е.Г. (Ильиногорск Нижегородской области): Александра Васильевна, объясните, пожалуйста, происхождение моей, как мне кажется, древней фамилии - Ильин. Также мне хотелось бы узнать, с кем именно связано название местности, в которой я проживаю. Места эти древние и освоение их происходило с рек: Волги, Оки, Клязьмы.

Суперанская: Фамилии от полных форм православных имен - не самые древние. У дворян они появились в XVI-XVII веках, у простых людей - позже. Массовое присвоение фамилий типа Иванов, Петров, Ильин происходило в русской армии в конце XIX - начале XX вв. Обычно такие фамилии производили от имен дедов и давали тем солдатам, у которых не было постоянной, наследуемой фамилии. Фамилии от разнообразных народных разговорных форм имен типа Иванушкин, Ванюшин, Илюхин, Илюшин старше тех, которые образованы от полных форм.

Фамилия читателя не имеет отношения к названию станции "Ильино", поскольку фамилии и географические названия развивались самостоятельно, и сегодня, без серьезной архивной работы, нельзя сказать, в честь какого Ильи или Ильина названа станция. Кстати, название населенного места, по-видимому, образовалось раньше, чем туда пришла железная дорога. Во второй половине ХХ века поселок в отличие от станции стали звать Ильиногорск, причем компонент -горск не имеет отношения к горам, а служит удобной концовкой для искусственно создаваемых названий населенных мест.

Семья Елиферовых (г. Красноярск): Наши предки по отцовской линии носители фамилии Елиферовы, выходцы они из Воронежской области. Редко, но встречаются близкие, можно сказать, однокоренные фамилии (Алиферов, Алферов, Алиференко). Пожалуйста, объясните, что означает и откуда пошла наша фамилия.

Суперанская: Фамилия образована от православного имени Елевферий. Имя греческого происхождения. По-гречески оно звучало Элеутерос, что значит "свободный, достойный быть свободным". В древности оно было эпитетом Зевса, Аполлона, Диониса. Трудное для русского произношения, оно развило массу разговорных вариантов, не похожих на исходную форму: Елифер, Олфёр, Алфёр и др.

Цык Д.: Меня интересует происхождение моей фамилии. Недавно мне сказали, что моя фамилия белорусского происхождения, так ли это?

Суперанская: Если фамилия действительно белорусская, то она должна соответствовать русскому звучанию Тик. В русском языке имя Тик - усеченная форма православных имен Аттик и Евтик.

В белорусском языке фамилии часто образуются от имени отца без специальных суффиксов: Цык. В русском языке фамилии обычно оформляются суффиксами. Поэтому у русских есть фамилии Тиков и Тикин (последнее от Тика - того же усеченного имени Тик, дополненного конечным -а).

Источник: http://www.rg.ru/2009/07/30/superanskaya.html

 

 

В Мексике выявили человека с именем из 41 буквы

·                            



Человек, имя которого состоит из 41 буквы, был выявлен в результате переписи населения в мексиканском штате Коауила, расположенном на северо-востоке страны, сообщают в четверг местные СМИ.

Издания уверяют, что мексиканец Брхадаранякопанишадвивекачудамани Эрре Муньос-Лопес (Brhadaranyakopanishadvivekachudamani Erreh Munoz Lopez), обладающий самым длинным именем в родном штате вполне мог бы попасть в книгу рекордов Гиннеса. Трудновыговариваемое имя жителю Коауила придумал отец, Рефухио Муньос, увлекавшийся чтением индийской литературы, причем часть имени переводится как «подлинный, чистый человек».

Мексиканские СМИ при этом не уточнили, можно ли считать имя Муньос-Лопеса самым длинным в Мексике, где живы традиции древних племен, славившихся необычными именами, и где имена и фамилии, состоящие из нескольких слов - не редкость.

Муньос-Лопес в Мексике стал известен после того, как в штате Коауила стартовала кампания «Мое имя - навсегда», призывающая мексиканских родителей как следует подумать перед тем, как придумывать своим детям непонятные или экстравагантные имена. Для этой кампании, приуроченной к 150-летию местных органов регистрации, специалисты почти полгода изучали книги записей актов гражданского состояния (около 9 миллионов записей).

Так, было выявлено, что в штате, где проживает 2,5 миллиона человек, наибольшей популярностью пользуются такие имена как Мария (почти 385 тысяч человек) и Хосе (238 тысяч), в то время, как в единичном экземпляре выявлены - Мексика, Майкл Джордан, Клеопатра, Эйнштейн, Гитлер, Мадонна, Софи Лорен, Африка, Голландия, Бельгия, Венеция, Ирландия, Европа, Венера, Сатурн и Лимон.

Источник: http://ru.proua.com/news/world/2009/07/30/155025.html

 

 

Англичане оскорбили Аршавина с Жирковым: британцы высмеяли фамилии российских игроков

·                            



Капитан сборной России Андрей Аршавин весьма удивился, когда фанаты его клуба лондонского «Арсенала» принялись сравнивать его не с самыми лицеприятными вещами. В частности, Андрея называли... «бритой з...цей». Оказалось, что во всем виновата фамилия 28-летнего лидера «канониров». Российское «Аршавин» очень напоминает по звучанию английское выражение «arse shaving», что в дословном переводе значит - бритье з...цы.

Юмор

Выяснилось, что английские репортеры решили поиздеваться над фамилиями российских футболистов, выступающих сейчас на туманном Альбионе. Один из журналистов, славящихся своим «английским юмором», искренне уверен, что единственной причиной, которая не позволяет принимать российских игроков всерьез, являются их фамилии.

Теперь российским футболистам придется еще долго расхлебывать плоды воспаленной фантазии британских писак.

Жирков

Однако Аршавину еще повезло. В случае с другим российским англичанином Юрием Жирковым юмор англичан вообще перешел все границы. В фамилии 25-летнего полузащитника «Челси» все англичане как один слышат выражение «jerk off». Дословно эта фраза переводится как «дернуть». Однако на молодежном сленге это означает... заниматься самоудовлетворением (мастурбировать).

Единственный, кому повезло с фамилией - Роман Павлюченко. Англичане попросту не могут выговорить такое длинное и хитросплетенное слово.

Источник: http://life.ru/news/194309/

 

 

Первая мировая война глазами современников

·                            



1 августа 1914 года – один из самых трагических дней мировой истории. Именно в этот день 95 лет назад началась Первая мировая война, названная еще и Великой. Тогда и предположить никто не мог, что именно эта трагедия станет некой точкой отчета для всех последующих мировых событий 20 века, а ее отголоски будут слышны и сегодня, в веке 21. Увы, как сетуют историки, мир не извлек уроков из той мировой войны — и сегодня решение региональных конфликтов с позиции силы, грозит вылиться в трагедию международного масштаба. 

Пороховым погребом Европы называли Балканы в начале 20 века. Все прекрасно осознавали, что если глобальный вооруженный конфликт и возникнет, то начало ему будет положено именно на Балканах. Но вот повод — убийство сербскими радикалами-националистами в Сараево эрцгерцога Фердинанда, наследника престола Австро-Венгрии и его супруги – никак «не тянул» на глобальное противостояние мировых держав. Да, террористы укрылись у себя на родине в Сербии, Вена потребовала их ареста и выдачи. Прождав месяц, решила бомбить Белград с помощью только что появившейся авиации. Но Австрия вряд ли пошла бы на военное противостояние, если бы не была уверена в поддержке Германии. 

Понятно, что к тому времени мир уже был поделен на две воюющие стороны: Антанта — союз России, Англии и Франции против Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии, а также присоединившейся к ним Турции. Толчком к вооруженному противостоянию таких мощных сил стал локальный конфликт между Сербией и Австрией. Но кто был настоящим организатором убийства Фердинанда, сербские радикалы или шпионы Тройственного союза, все еще остается загадкой, говорит Елена Рудая — старший научный сотрудник Института Российской истории Российской Академии наук: 

«Да, историки разных стран, в том числе и стран-победительниц Первой мировой войны, во Франции, в Англии, как раз говорят о том, что существуют определенные проблемы, историографии Первой мировой войны, существуют темы, которые являются неизученными, которые в какой-то степени являются, ну, в общем, скажем, как бы недоговоренными, «белыми». И их надо изучать». 

В войну, начавшуюся с локального конфликта, были вовлечены 38 независимых государств и приняли участие более 73 миллионов человек. Погибло на полях сражений 10 миллионов человек, из которых 2 миллиона – россиян. Россия выполняла все союзнические обязательства, и русская армия участвовала во всех крупных сражениях. Можно утверждать, что победа Англии и Франции над Германией и её союзниками, была завоевана благодаря героическим усилиям русских солдат и офицеров. Однако роли России в Первой мировой войне в европейской историографии уделяется поразительно мало внимания. И этот факт можно констатировать с сожалением, говорит Елена Рудая: 

«Замалчивание роли России в Первой мировой войне, происходит, в общем-то, начиная с далекого 1918 года. Тогда, воспользовавшись трагедией революции и гражданской войны в России, которые отодвинули проблемы Первой мировой войны для российского общества на второй план, у Европы появился шанс замолчать роль России в той войне и не включить ее не только в число победителей, но и, в общем-то, в число участников. Такое поведение кроется в многовековом стремлении отодвинуть Россию от решения международных проблем». 

Отчасти и Россия виновата в сложившейся ситуации. Поскольку сразу после революции 1917 года Первая мировая война была объявлена в стране империалистической и антинародной. В результате Первая мировая стала своего рода «черной дырой» русской истории, а если в литературе и есть упоминание об этом событии, то лишь в качестве эпизода, кульминацией которого будет революция 1917 года. Ведь следом за революцией и окончанием Первой мировой в 1918 году русский народ пережил еще так много бед, что трагические события Первой мировой и на самом деле померкли. И, тем не менее, забывать их нельзя, сетует Елена Рудая: 

«Надо восстанавливать историческую память о Первой мировой войне и о роли России в этой войне. И речь не только о восстановлении какой-то исторической справедливости, а прежде всего о таком факторе, как единение нашего общества. Ведь Первая мировая война для России начиналась, как вторая Отечественная. Так ее назвали, когда прозвучали первые залпы в далеком августе 1914 года. И в этой войне Россия защищала свою многовековую историю. Так что, если мы поймем, что нам стоит восстановить историческую память о Первой мировой войне, значит — это путь к оздоровлению нашего общества и к решению многих, многих, многих проблем, которые перед нами стоят». 

1 августа 2009 года мир вновь будет вспоминать о той далекой войне. И быть может, наконец, начнет извлекать уроки из событий 95-летней давности.

Источник: http://www.ruvr.ru/main.php?&q=123395&cid=22&p=30.07.2009

 

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное