Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Самсонова

 

Самсонова – русская фамилия, восходящая к крестильному имени родоначальника.

 

Фамилия происходит от мирского календарного имени предка-основателя рода – Самсон. Многие имена, существующие сегодня в русском языке, пришли на Русь из Византии вместе с христианством в конце X века. Они давались при крещении основателю рода в память об одном из святых подвижников, которые  были по происхождению греками, иудеями или подданными Римской империи,  поэтому в своей основе большинство христианских имён имеют древнееврейские, древнегреческие и латинские  корни. Данное при крещении имя оберегало православного и связывало его с заступником перед Богом. При образовании фамильного имени от  личного крестильного имени родоначальника, защита его небесного покровителя переходила «по наследству» всему роду.

 

Самсон - каноническое мужское собственное имя, восходящее к своему античному аналогу Σαμσόνος, имеющему несколько версий происхождения. Некоторые исследователи утверждают греческое происхождение имени, связанное с «силач», «могучий», другие придерживаются версии древнееврейского происхождения, от слова, означающего «солнце, солнечный».

 

Незаслуженно забытое ныне, это имя в старину было довольно популярным на Руси, встречалось часто, о чем свидетельствует сегодняшнее распространение однокоренных фамилий. Однако, при всей своей популярности, имя Самсон (Сампсон) практически не создавало производных форм, что может служить редким примером среди популярных имен.

 

Безусловно, самым известным легендарным носителем имени следует считать ветхозаветного Самсона, знаменитого силача, сила и могучесть которого зависела от длины его волос. Но эта легенда вряд ли может служить жизнеописанием святого заступника. Среди христианских святых можно вспомнить святого Самсона Странноприимца, жившего в VI веке в Риме, затем — в Константинополе. Преподобный Самсон получил великолепное по своему времени образование, был сведущ во врачебных науках и посвятил свою жизнь лечению больных, причем делал это абсолютно безвозмездно. Святая жизнь святого и его бескорыстные поступки даровали ему силу чудотворения, он мог лечить прикосновением рук и словом. Память преподобного Самсона Странноприимца отмечается церковью 10 июля.

 

Суффикс «-ов-», находящийся в составе фамилии,  -  великорусская патронимическая частица, которая указывает на происхождение отчества Самсонов на территории России не ранее первой половины XVI века, когда самыми распространенными русскими фамильными окончаниями стали патронимы «-ов-», «-ев-» и «-ин-».

 

Все фамилии, произошедшие от имени Самсон и его производных форм – Самсон, Сампсонов, Самсонин, Сомсонов, Самсенко, Самсонков и другие, подобные им, родственны.

 

Источники: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Жития святых. М.:ЭКСМО, 2007 г.; Никонов В. А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имен. М., 1995 г.; Унбегаун Б. О. Русские фамилии. М. Прогресс, 1995 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г. МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.

 

 

 

 

ЕЛИЗАВЕТА I АНГЛИЙСКАЯ: ПУТЬ ОТ НЕЗАКОННОРОЖДЕННОЙ ПРИНЦЕССЫ ДО СИМВОЛА НАЦИИ

                            



История знает одну «деву нации», и это — Жанна д'Арк. Спасительница. Объединяющая, цементирующая народы, благодаря чему складывается общность, нация. Если в феодальный период люди объединены как подданные своего сюзерена, короля, то в Новое время, наступающее медленно, мучительно, но неотвратимо, они связаны общими интересами, общей культурой, языком и борьбой за свое место под солнцем. Эти процессы во Франции проходили раньше, чем в Англии. Столетняя война им способствовала, их ускоряла. Время Англии подошло как раз в царствование Елизаветы, и она, ощущая необходимость и неотвратимость этих перемен, стремится их возглавить, ими руководить. Именно поэтому она очень своевременно заявляет о себе как о «деве нации». Это мой, сугубо личный взгляд на историческую роль королевы Елизаветы. Возможно, кто-то с ним не согласится, но я попытаюсь его аргументировать. И первый аргумент — это неоднократные заявления самой Елизаветы о своей девственности, о своем венчании с народом. Она делает из этой темы знамя. Свое знамя. 

Во время рождения общности образы, символы и символические события чрезвычайно важны. И я убеждена, что Елизавета ни в коем случае не копировала совершенно уникальную Жанну, просто она пришла к тому же решению, попав в сходную ситуацию. Но чтобы понять, каким блестящим имиджмейкером (self image maker) она стала самой себе, надо припомнить ее жизнь. Чем она прославилась в истории? 

Во-первых, она 45 лет на троне. Это уже заслуживает пристального внимания. На троне страны, которая именно в это время, при ней, а во многом благодаря ей, вышла в первые ряды сильных, цивилизованных, стремительно развивающихся стран на пороге промышленного переворота и Нового времени. Кроме того, именно при ней Англия победила владычицу морей Испанию, разгромив знаменитую Непобедимую армаду. 

Елизавета проделала за время своего долгого правления путь от незаконнорожденной, презираемой, испуганной, вечно дрожащей за свою жизнь принцессы до обожаемой королевы, символа нации. Этот путь, тернистый, часто опасный, мучительный, подчас непереносимый она проходила с великим достоинством, никогда не изменяя разуму и не потакая своим прихотям. 

Она родилась в 1533 году, и рождение ее было трагедией. Ее отец Генрих VIII, жестокий и вздорный тиран, к этому времени уверовал, что может повелевать всем и природой в том числе. И повелел, чтобы его вторая жена Анна Болейн родила мальчика, наследника. И не сомневался, что наследник родится, раз он повелел. К тому же какие-то гадалки предсказали Анне Болейн, что у нее совершенно точно будет мальчик. В связи с этим уже гремели преждевременные торжества, и толпа ликовала по этому поводу. 

Первая жена Генриха VIII родить мальчика не могла. Она была испанкой, Екатерина Арагонская. Эта несчастная женщина рожала постоянно, она родила 11 младенцев, из них 3 были мальчиками, но все жили несколько дней и умирали. Выжила только одна девочка, Мария, будущая страшная правительница, Мария Кровавая. 

И Генрих VIII решает развестись с Екатериной Арагонской, а римский папа в этом разводе ему отказывает. Развод в католической церкви — вещь сложная. В данном случае, против этого развода был Карл V, всемогущий правитель Испании, племянник Екатерины Арагонской. А Папа его боялся, хотя предлог, чтобы принять развод у Папы был. Дело в том, что юридически Екатерина Арагонская сначала была женой старшего, умершего вскоре брата Генриха VIII. Это можно было назвать кровосмесительством, хотя как раз кровосмесительства-то здесь и не было. Но предлог был. А Папа отказал. 

И тогда этот яростный, необузданный Генрих VIII, который считал, что повелевает всем, включая природу, сам возглавил английскую церковь, опираясь на учение Джона Виклифа, английского теолога, и Мартина Лютера. У него был мотив, ему позарез нужен был развод, а это — прекрасный толчок, для того чтобы перевернуть все вверх ногами. Произошел переворот, великий культурный переворот — Реформация. 

После этого он женился на фрейлине Екатерины Арагонской, Анне Болейн. Чего только о ней не написано! Однако вряд ли стоит доверять современникам, объективность не входила в число их добродетелей. Ее старшая сестра, Мэри Болейн уже побывала любовницей короля, Анна пришла ей на смену. Образованная, знающая языки, интересующаяся теологией, прошедшая «придворную стажировку», школу этикета в Париже, с 1528 года она уже фаворитка короля, и активная участница дворцовых интриг. А когда все уверовали, что вот-вот она родит наследника, становится уже не просто женой, женился он на ней сразу — становится королевой. Происходит коронация. 

Наступает 1533 год, и… рождается девочка. Девочка названа Елизаветой. Генрих VIII готов был объявить траур. С большим трудом ему удалось одолеть свое желание. Но гнев так и не оставил его. И через три года, в 1536 году он приказывает казнить Анну Болейн, обвинив в измене сразу с пятью мужчинами. Известны ее предсмертные слова: «Вы, Ваше величество, подняли меня на недосягаемую высоту. Теперь Вам угодно еще более возвысить меня — на эшафоте Вы сделаете меня святой». Ушла горделиво. Такова мать Елизаветы. 

Елизавета почти не видела своих родителей. Маленькая девочка, она не все понимает. Но будет понимать с каждым шагом своей жизни, с каждым днем, с каждым годом. Понимать, что она — отродье Анны Болейн. Потому что акт парламента, объявивший ее незаконнорожденной по воле Генриха VIII, не был отменен. Он существовал. И Папская булла, утверждавшая, что она — бастард, не была Папой отменена. Она росла и зрела, сознавая себя ненужной, нежеланной, чужой при королевском дворе. Трагическое детство. 

Генрих VIII — об этом писали иностранные представители при его дворе — впал в дикую странность: всем и каждому он рассказывал, видимо, стремясь оправдаться, что Анна Болейн изменяла ему с сотнями мужчин. И один дипломат написал своему государю: «Никогда не встречал рогоносца, который бы так гордился своими рогами». 

Он начинал с идей гуманизма и, как казалось, искренне стремился создать образ короля гуманиста, во что гуманисты поверили. Они прославляли его, слагали оды в его честь. Поверил и Томас Мор, затем им казненный и Эразм Роттердамский, умерший от горя вскоре после казни Томаса Мора. Но Генрих быстро трансформировался в абсолютного тирана, жестокого, впадающего в какую-то звериную ярость. Он казнил двух своих жен: Анну Болейн — в 1536-м, Екатерину Ховард — в 1541-м. С двумя другими, Екатериной Арагонской и Анной Клевской, правда, обошлось без казни. Был невероятным обжорой, циником, для него не было ничего святого, абсолютно аморальная личность. 

Но сразу отметим, Елизавета, несмотря ни на что, его образу была предана, не раз говорила и писала о своем пиетете перед отцом. И о том, что хотела бы быть ему подобной. Это звучит страшно, но, думаю, она отбрасывала моральные аспекты, имея в виду то, что считала величием. 

Акт парламента, объявлявший ее незаконнорожденной, был фактом юридическим. Он был принят по требованию короля на основании его заявлений об измене Анны Болейн. Были предъявлены обвинения ее любовникам. Один из них — придворный музыкант, остальные — дворяне высокого ранга. Все они были казнены. Но только несчастный музыкант под пытками признался, гордые аристократы, так и ушли, не опозорив ни ее, ни своего имени. 

Третья жена Генриха VIII, Джейн Сеймур, родила наконец мальчика, которого он так страстно ждал, — принца Эдуарда. Она сама умерла при родах в 1537 году. Есть старшая сестра Мария от первого, узаконенного католической церковью брака Генриха VIII с Екатериной Арагонской. И Елизавета просто не принимается в расчет, она даже не боковая ветвь, а никакая, никому не нужная и неинтересная. Но и это не все. Генрих VIII продолжает неутомимо жениться, что-то искать. 

В 1540 году он — это курьезный брак! — четвертый раз женится на некой Анне Клевской из Германии. Женится, выбрав ее по портрету. Он рассматривал миниатюры, которые ему привезли, и остановился на портрете работы Ганса Гольбейна Младшего. Чудо-портрет ангела красоты! Образ светлый и нежный. Когда же приехал встретить приплывшую к нему на корабле Анну Клевскую, он был в ужасе от того, что увидел. Контраст между образом, созданным гениальным художником, и реальной особой был чудовищным. И иначе, как «немецкой телкой», Генрих ее не называл. 

Участь ее была решена. Правда, он ограничился разводом, не хотел возбуждать международный скандал. Но не снести чью-то голову он не мог, и с плеч слетела голова Томаса Кромвеля, его первого министра, того, кто и устроил это сватовство. 

А где-то рядом Елизавета, ей семь лет, и она очень быстро взрослеет. Ее содержали небрежно и почти нищенски. Как показывают изыскания специалистов, она подчас бедствовала. Ее любимая няня, воспитательница, писала, обращаясь с просьбами к королевскому двору, что девочка выросла, не влезает в прежние платьица, ей малы туфельки, помогите. Но при том Елизавету очень хорошо учили, она получала прекрасное образование. И это, наверное, самое главное. Скоро стало ясно, что она обожает учиться и очень способна. Она отлично изучила латынь, чуть хуже знала греческий и всю жизнь увлекалась языками. Свободно говорила на французском, испанском, итальянском, немецком. Она постигала науки, уходя в них с головой, возможно, уходя от реальности, слишком безжалостной по отношению к ней. Ее учитель, известный ученый, человек широко образованный и гуманистически настроенный, Роджер Эшем, избрал для себя девиз: «Науки — это убежище от страха». Это очень характерно для эпохи и важно для понимания той мрачной, напряженной, тревожной атмосферы, в которой росла Елизавета. 

При казнях должен был присутствовать весь двор, в том числе и дети. Светлая, ярко-зеленая лужайка во дворе Тауэра, милый знак тишины и покоя, становилась местом казни. Сюда ставили плаху, и палач топором отсекал очередную голову, часто женскую, когда-то — ее матери. Надо было как-то с этим справляться. Умная, талантливая натура не могла быть не изломанной. Даже те, кто восхищался ею, признавали в ней черты, не украшавшие королеву, например, лицемерие, гордость своим отцом, необузданным тираном. Во что вылилась эта гордость и стремление к подражанию? «Ни с кем не делить власть» — таков, очевидно, мог быть ее девиз, когда она все-таки оказалась на троне. Это был очень важный вывод, к которому она пришла в результате своей нелегкой жизни. 

В 1548 году умирает Генрих VIII и в своем завещании восстанавливает законность рождения Елизаветы. Была незаконной, стала законной. Как король скажет, так и будет. В завещании он описал порядок престолонаследования, который и был воплощен. Ему, Генриху VIII, наследует его малолетний сын, принц Эдуард. Если вдруг умрет Эдуард, что и случилось, ему наследует старшая дочь короля, принцесса Мария, ярая католичка. 

Шесть лет у власти был безнадежно больной Эдуард. Возможно, здесь были какие-то генетические нарушения, неслучайно дети Генриха в большинстве своем умирали. Вот строчки из письма 12-летнего короля Эдуарда VI: «Распространились слухи о моей смерти, и потому пришлось проехать через Лондон». Через шесть лет он скончался. 

Ему наследовала Мария Тюдор, получившая заслуженное прозвище Кровавая. Она правила всего пять лет, но это были страшные годы. Костры, казни, преследование и уничтожение тех, кто перешел из католичества в протестантство, подозрения в изменах. Эти подозрения коснулись и Елизаветы. Страшная атмосфера была сгущена до предела. Казалось, сам воздух несет погибель. 

И вот в этой обстановке в 1558 году, после смерти Марии Тюдор, в связи с полным отсутствием каких-либо других наследников — у Марии Тюдор не было детей — Елизавета получает право на трон, она становится королевой Англии, Елизаветой I. Ей 25 лет. 

Что значило для нее стать королевой в это время? Королевой маленькой островной страны, которую, словно корабль в бурю, сильно помотало в волнах истории. В XV веке — страшная, самая истребительная война Роз, а до нее — фактическое поражение в войне с Францией. Теперь — эти страшные правления, казни, насильственное принятие реформации сверху при Генрихе VIII и отвержение ее, уничтожение массы людей при Марии Тюдор. 

Наверное, главное, что является истоком будущего величественного образа Елизаветы, — это ее стремление к равновесию. Главное — не броситься ни в какую крайность, не начать истреблять снова католиков, хотя она протестантка, не бороться за то, чтобы вернулось католичество. А со всех сторон кричат, шепчут, призывают — и все во имя блага страны! — казнить одних, расправиться с другими, изгнать третьих. Нет, она не спешит. Даже с Марией Стюарт, своей родственницей, она не торопится расправляться. Вот эта взвешенность, взращенная с детства осторожность, страх вызвать обвал, страх навредить — эти качества станут тем фундаментом, на который впоследствии поднимется выдающаяся личность. Наверное, самым порывистым ее поступком, мгновенной реакцией была пощечина, которую она дала своему любимцу графу Эссексу на заседании Совета. Но это был поступок женщины, а не королевы. 

Хотя Англия ко времени ее правления и была сильно потрепанным в исторических бурях кораблем, она оставалась одной из ведущих стран Европы. Как эта 25-летняя девушка могла управлять столь сложной державой? 

Прежде всего она окружила себя умными людьми, потому что, в отличие от своего отца, она их не боялась, она к ним прислушивалась. Да, у нее был «изъян» — она была женщина. И все ее окружение не сомневалось, что женщина 25 лет должна тотчас же избрать себе мужа. И быть замужем. Но Елизавета ни за кем быть не хотела. Кто только к ней не сватался! Сватовство было постоянным хроническим состоянием двора в течение 20 лет! Двадцать лет она играла в сватовство, никому окончательно не отказывая. И Габсбурги, Филипп Второй Испанский, и герцог Савойский, и кронпринц Швеции, который стал затем шведским королем, принцы Анжу, Алансонский. И даже царь Московии Иван Васильевич Грозный. 

Молодой Иван Грозный решил наладить контакты с Англией, считая, достаточно наивно, что Англия может быть его союзником в Ливонской войне против Литвы и Швеции. И начал переговоры о том, чтобы заключить договор о взаимном убежище. Если оно понадобится ему, он найдет его в Англии, а если Елизавете — она найдет его в Московии. Вряд ли он мог предполагать, что для нее Московия—это дикий, варварский край света, куда иначе как по принуждению, никогда не отправишься. 

Его предложения были столь настойчивы, что, в сущности, договор подписали. И Грозный, и Елизавета. Потом, когда ему пытались объяснить, что договор должен быть утвержден в парламенте, русский царь никак не мог взять в толк, что имеется в виду. Если государь подписал, что еще надо? И написал ей: ты кто там у себя дома-то, царица али какая девица в терему? И надумал свататься к ней. Его намерения были отвергнуты, но, чтобы все было дипломатично, она предложила ему в качестве невесты свою дальнюю родственницу. Иван Васильевич вполне серьезно отнесся к ее предложению и отправил своего посланника, боярина Писемского посмотреть и «проверить, дородна ли». Тот впоследствии сообщал: «Больно руки худы». Эталон красоты был явно другой. 

Итак, двадцать лет Елизавета играет в сватовство. Она делает из этого большую и небесполезную дипломатическую игру. И постоянно говорит о своей девственности, что, конечно, является лицемерием, потому что у нее есть фавориты и все — очень заметные и известные люди. Но Елизавета говорит о том, что она будет вполне удовлетворена, если на ее надгробии напишут, что королева была девственницей, ибо обручена была со своим народом. Вот образ девы, образ, который примиряет и католиков, и протестантов. Образ, совершенно точно найденный ею в период зарождения нации, консолидации народа. Неглупа была королева. В народных преданиях она нашла рассказ о белом пеликане, который вырвал мясо из собственной груди, чтобы спасти своих птенцов от голодной смерти. И носила медальон с изображением белого пеликана. Это было, конечно, широко известно, это вызывало восторг, уважение и гордость — вот она, наша королева! 

Она идет к цели разными путями и не все из них праведные. Например, чтобы пополнить очень скудную казну, она вводит понятие «государственные пираты». Именно Елизавета приласкала, пригрела, приблизила ко двору таких людей, как Дрейк и несколько других могучих капитанов. Именно им стала раздавать королевские патенты и благодарности за то, что они грабили на морях других грабителей — испанцев. Упаси нас Бог от каких-нибудь моральных оценок! Грабители испанцы везут галеоны, набитые американским золотом, а какой-нибудь Дрейк — так оно и было — выслеживает их у берегов Панамы, отнимает эти тонны золота, привозит это немыслимое богатство королеве Елизавете, и она за это посвящает его в рыцари. Это ее изобретение. И оно сыграло немаловажную роль в том великом событии, которое назовут победой над Непобедимой армадой. Где она предстала открыто, официально в обличии Девы нации. 


1588 год. Елизавете 55 лет. Уже пройден долгий путь власти. Есть удачи, победы. И пожалуй, главная — великолепное окружение. Она окружена умными людьми. Это прежде всего лорд Сэсил, любимец и фаворит; Роберт Дадли, друг детства, когда-то помогавший ей материально, человек многосторонне талантливый; ее фаворит Уолтер Рейли, блестящая личность. Ее любимый Робин, «прекрасный граф» Эссекс, казненный 34-летним в 1601 году. Королеве тогда было 64 года, и со смертью Робина она лишилась покоя и сна. Но это через 13 лет. А в 1588-м над Англией нависла угроза. 

Испанский король направляет к берегам Англии громадный, невиданный дотоле в истории Европы флот. Это мощные, тяжелые корабли — испанские галеоны. Корабли, на которых моряки, имеющие огромный опыт, курсировали между континентами. Люди опытные, умелые, бесстрашные. И королева Елизавета повела себя так, как и должна была, готовя себя к этому всю жизнь. 

Она появляется на берегу перед флотом и армией на коне, облаченная в светлые доспехи, в шлеме с плюмажем — удивительные параллели с Жанной д'Арк! — и с удивительными словами обращается к армии, флоту но прежде всего, конечно, к своему народу. «Знаю, выгляжу я слабой и хрупкой женщиной, но у меня сердце и дух короля, короля Англии. Защищая мое королевство, клянусь честью, я сама возьмусь за оружие, стану вашим военачальником». Солдаты кричат, приветствуя в искреннем восторге свою королеву. Речь ее — блестящий образец ораторского искусства. Она говорит много, горячо, и каждое слово доходит до сердца. Умная женщина, английская королева! При этом не забывает пообещать выплатить долги и щедро наградить в случае победы. 

Победа над Армадой — тема отдельного разговора, потому скажу лишь, что, видимо, справедлив господствующий в историографии взгляд — главным полководцем, который одержал победу над гигантским испанским флотом, была природа. Природа и тактическая ошибка испанцев — нельзя было в узкий пролив Ла-Манш загонять флот, состоящий из многочисленных тяжелых кораблей, маневр которых затруднен уже их размером. Внезапно налетевшая буря доделала свое черное дело. 

Есть ли в этой победе заслуга Елизаветы? Конечно. Тот восторг солдат, который она вызвала своими белыми доспехами, хрупкой фигурой, проникновенной, искренней и горячей речью, знаменитыми красивыми руками и главное — своим поступком — появлением перед теми, кому предстояло сражаться не на жизнь, а на смерть, — это все поднимало, укрепляло тот самый дух солдат, о котором когда-то гениально написал Лев Толстой, что это фактор совершенно материальный, нисколько не идеальный. И то, что в эту минуту перед воинами была слабая женщина, но женщина, претендующая на особую судьбу Девы нации, добавляло ей морального капитала, который она копила всю жизнь. А солдатам добавляло силы и уверенности в победе. 

Победа Англии состоялась. Про Армаду говорили, переиначив Юлия Цезаря: «Пришла, увидела, бежала». Такова была воля Божья, так еще говорили, увидев в победе англичан Божье провидение, в которое королева-девственница внесла и свою лепту. 

В конце своего правления королева угасала. Она рано состарилась. Все источники свидетельствуют о том, что к 60 годам стала вдруг абсолютной старухой — и внешне, и внутренне. Из-за плохих зубов, вернее из-за их отсутствия, речь стала невнятной. В характере стали резко проявляться черты отца: безумная вспыльчивость, внезапные вспышки ярости. И для этого, в сущности, были причины. Англия отнюдь не стала процветающей, безоблачной страной. Почему? Одна из причин, очевидно, состояла в том, что правление Елизаветы — последний, прощальный, угасающий триумф абсолютизма. До революции в Англии XVII века остается меньше 50 лет. 

Она умерла собственной смертью. Последнее, что сказала, взглянув на перстень, который надела в день коронации: «Это мое единственное обручальное кольцо».

Источник: http://inauka.ru/history/article92828.html?ynd

 

 

Закодированный научный эксперимент

                            



Исследования показали, что, даже когда слова смешаны, мы все еще можем с легкостью понять текст.

Возможно самая важная работа для редактора это гарантировать, что в тексте нет ошибок правописания. Но - пронизанный ошибками текст, немного менее понятный?

В повторных случаях исследователи обнаружили, что люди все же могут понимать значение предложений, даже если они составлены из букв, составленных в неправильном порядке.

Например: мы мжоем смшеать ткест как удного, ткльло елси парвея и пднеслояя бвкуа в пвилрьаном пдяроке, тскет вёс еж буетд пнтояен.

Вы, возможно, уже видели примеры как тот, что выше, поскольку подобный популярный скремблированный параграф был показан несколько лет назад через электронную почту. Многие будут удивлены, что такой беспорядок может все еще быть понятным с небольшим усилием.

Это явление закодированного понимания слова, как говорят, началось с исследования Кембриджского Университета, хотя есть еще противоречие, относительно его истинного происхождения. Независимо от того, кто начал эксперимент, некоторые исследователи говорят, что эксперимент раскрывает  понимание того, как мы читаем. Согласно ему, наша способность понимать пример выше показывает, что наши умы воспринимают слова в целом, а не только букву за буквой.

 

Разве наша способность интерпретировать эти неправильные написания не показывает, что слова, по крайней мере, для тех, кто уже умеет читать, существуют на подсознательном уровне в нашей памяти?


Нас учат читать быстро через использующие акустику звуки алфавита, чтобы выучивать неизвестные слова. Позже, мы начинаем полагаться всё меньше и меньше на эту фонематическую систему для узнавания слова, поскольку наш лексикон постепенно увеличивается и оседает в памяти. В конечном счете, мы больше не должны произносить слова вслух - за исключением необычных примеров - потому, что наши умы мгновенно распознают слова, с которыми мы знакомы.

Исследователи продолжили проверять эту лингвистическую теорию. Демонстрировалось, что дезорганизованный текст может быть понят, даже если некоторые буквы неправильны. Итто експаруметн - чоень удяивтнлее. Ан пакказывтеа, акк нша му морфулирует савло в пвильаронй фмрое.  

Эта идея, кажется, взята к крайностям, поскольку подобный эксперимент демонстрирует, что текст может быть правильно понят, даже когда расстояние между словами было произвольно применено в тексте.

Например: Это тэкспереме нтбыл сде ланввенге рскомунивер ситете.

Хотя в этом примере буквы находятся в правильном порядке, этот текст, как находят, еще более трудно интерпретировать, чем смешанные примеры письма. Некоторые полагают, что это говорит о том, как работает человеческий ум. Когда буква пропущена или неуместна, ум имеет тенденцию игнорировать ошибки, и сосредоточивает  ресурсы на общем сообщении. Все же, когда основная структура текста, как в последнем примере, изменена - для ума это сравнительно трудная задача восстановить известные слова из нашего объединенного словаря.

Еще один пример показывает, что четные числа могут быть включены в наши слова (подражающие алфавиту), и мы можем все же правильно интерпретировать сообщение.

Следующий текст рассказывает историю двух девочек:

""0Д1Н ДЕ5Ь О6НА7ДЫ Л4ТОМ, Я Б5Л НА П4Я9Е И НА2ЛЮ8АЛ Д9УХ ДЕ3О4еК, ПРЫ5АЮЩ3Х НА ПЕ6КЕ, В УП0РН0Й РАБ04Е П9СТРОЕ8ИЯ 8ЕСО4Н0Г0 ЗАМ7А С БАШ5ЯМ3, СК6ЫТЫМ8 ЛЕСТ7ИЦА2И И МОС6АМ7. КО3Д6 ОН3 ЗА6ОН9ИЛИ, П7ИШ5А ВО7НА И РА7РУШ4ЛА ВС5 Э8О, И В8Ё, ЧТ6 ОСТ7ЛО6Ь, ТОЛЬ7О ПЕ4ОК И 3ЕНА. Я ДУ8АЛ, Ч4О ПО2ЛЕ ТАК1ГО БОЛ4ШОГ2 КОЛ4ЧЕСТВА 8АБОТЫ Д5ВОЧКИ НАЧН7Т ПЛАК3ТЬ, Н6 ВЗА6ЕН, ОН1 ПОБЕ5АЛИ ПО 6ЛЯЖУ ИГР8Я И НАЧ3ЛИ СТ45ИТЬ ДРУ2ОЙ ЗА5ОК.

Я ПО8ЯЛ, Ч6О Я ВЫУЧ2Л БО1ЬШО8 У4ОК. М7 ТР6ТИ2 МН5ГО ВР5МЕНИ 7 НА6ИХ ЖИ2НЯХ Н7 ОД8О ДЕ3О, НО 8ОЗЖЕ В8ЛНА РАЗ4УШ45Т ВСЕ; И ВС3, ЧТО ОС6АЕ7СЯ, - ДР2ЖБА, ЛЮБО7Ь, ЗАБ7ТА, И Р4КИ ТЕ3, КТ5 СПОСОБ6Н ПР4БУД1ТЬ В НА2 УЛЫБ4У".

Несмотря на то, что сначала этот текст может казаться трудным для понимания, ум показывает, что он может правильно интерпретировать этот странный алфавитно-цифровой гибрид:

"Один день однажды летом, я был на пляже и наблюдал двух девочек, прыгающих на песке, в упорной работе построения песочного замка с башнями, скрытыми лестницами и мостами. Когда они закончили, пришла волна и разрушила все это, и всё, что осталось, только песок и пена. Я думал, что после такого большого количества работы девочки начнут плакать, но взамен, они побежали по пляжу, играя, и начали строить другой замок.

Я понял, что я выучил большой урок. Мы тратим много времени в наших жизнях на одно дело, но позже волна разрушает все; и все, что остается, - дружба, любовь, забота, и руки тех, кто способен пробудить в нас улыбку".

Источник: http://www.epochtimes.ru/content/view/25640/5/

 

 

Грозит ли «Ленинке» цифровое будущее?

                            



Директор самой большой библиотеки в стране уверен, что, бумажная книга была, есть и будет

-Виктор Васильевич, когда «Ленинка» будет доступна в электронном виде?

- База полных текстов в цифровой форме увеличивается из года в год. Темпы этого движения зависят от объема финансирования, которые, к сожалению, не велики. К тому же, авторское право резко сужает технологические возможности библиотек. И не надо забывать, что в России 130 тыс. библиотек.

- Какой процент книг в Ваших фондах, попадающих под закон об авторском праве? Пушкин, Дюма, Лермонтов, Кант, Вальтер, Ницше - защищены этим законом?

- Эти авторы не попадают под действие авторского права, и, как правило, они есть практически в любой библиотеке. Осуществляя процесс оцифровки, мы направляем те скудные финансовые средства, которыми располагаем, на оцифровку источников, которые в первую очередь необходимы нашим читателям. И пример этому - Электронная библиотека диссертаций РГБ, содержащая 365 тысяч полных текстов диссертаций и авторефератов по всем отраслям знаний.

- Сколько книг вашей библиотеки уже оцифровано? Можно ли иметь к ним доступ?

- В прошлом году мы оцифровали 18 тысяч русских изданий 19-го века. Эти коллекции в читальных залах библиотеки в свободном доступе.

- Как Вы оцениваете перенос библиотек из физического мира в электронный? Доступность и простота поиска - что для Вас как Библиотекаря?

- Новые информационные технологии - всего лишь способ облегчения доступа читателя-пользователя к нашим фондам. Классические библиотеки были, есть и будут, но их технологии будут совершенствоваться. Электронные книги, с моей точки зрения, - это, прежде всего, помощь читателю. Например, чтение в транспорте. У библиотеки другие задачи. Мы храним текст на традиционных носителях и переводим его в цифру только для сохранности и для облегчения доступа.

- Как Вы считаете - имеет ли кто-нибудь право ограничивать доступ к знаниям, устанавливая свои правила?

- Доступ к знаниям, т.е. к информации, гарантирован нам Конституцией России. Точно так же, как Конституцией гарантированы права автора на интеллектуальную собственность. Проблема заключается в поисках разумного компромисса, и этот поиск сейчас ведется во всем мире национальным законодательством отдельных стран, с колебаниями в ту или иную сторону.

- Когда можно будет искать и заказывать литературу в «Ленинке» через интернет?

- «Ленинка» не выдает книги на дом. Предварительный заказ на книги для просмотра их в стенах библиотеки уже можно делать через Сеть.

- В поездках по стране я часто захожу в библиотеки. И поражаюсь их скудости. Их фонды сформированы еще в советское время. И практически не пополняются. Востребованными у них являются только 1% книг. Почему ничего не делается в решении этой проблемы? Правительство специально отбивает охоту читать?

- Проблема комплектования фондов библиотек чрезвычайно остра. Понятно, что 90-е годы не прошли бесследно, и в ряду проблем, требующих денег, у государства библиотеки явно не на первом месте. Но справедливости ради, надо отметить, что в прошлом году, по инициативе "Единой России" Правительство выделило около 2-х миллиардов рублей на закупку книг для муниципальных библиотек. Что касается удаленного доступа к нашим фондам - еще раз напоминаю об авторском праве.

- На фоне того, что сегодня можно получить в интернете обрывочную информацию о любом произведении, читают ли школьники в том же объеме как раньше? Какова сегодня посещаемость библиотеки?

- К нам в библиотеку приходят не читать, а работать с книгой. К сожалению, читающая публика в стране уменьшается. Причины этого: и костлявая рука рынка, и смена духовных ориентиров, да и Интернет. Но это не вечно. Настоящий читатель всегда элитарен. Конечно, школьники пользуются возможностью прочитать в Интернете краткое изложение "Войны и мира", и от этого никуда не уйти. Проблема может разрешиться тогда, когда в обществе будет неприличным тот факт, что человек не читал Пушкина, Чехова, Есенина, Толстого.

- Существует ли потенциальная угроза исчезновения библиотек как общественных институтов? Очень скоро все необходимые информационные ресурсы скоро будут доступны в электронном виде с помощью Интернета...

- Задумайтесь, откуда берется в Интернете информация. Достоверная или репрезентативная информация пока еще в основном базируется на традиционных документальных источниках. И это будет длиться еще долго.

- Не станет ли электронная книга тем топором, который, вопреки поговорке, замахнётся на написанное пером? Не рискуем ли мы потерять достижения книжной культуры, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий?

- Человечество всегда рискует. С появлением телевидения возник риск исчезновения театра и т.д. Но печатная книга устоит, в этом я уверен.

 Источник: http://er.ru/book/text.shtml?81569,110147

 

 

"Цигель, цигель, ай лю лю"

                            



Александра Суперанская

 

Козяков В.В. (Москва): Род наш идет из села Крутые Луки, Калачинского района Омской области. У нас в селе с фамилией Козяков было больше четырех семей. Чтобы отличать семьи с такой фамилией, нашу семью называли Ионовские. Соседнее село называли "Козяково".

Суперанская: Очень редкая фамилия. В некоторых народных говорах встречаются слова козяк и козяка, которыми обозначали тщедушного человека. Имя и прозвище Козяк встречается также у народов Поволжья. С.Я. Черных объясняет его из марийского хоза или мордовского козя "хозяин, богач" + чувашский суффикс -ях. Общее значение слова козяк "род".

Цыгулева С. (Волгоградская область): Мои предки по материнской линии из казаков второго Донского округа области Войска Донского. Сейчас это - Волгоградская область, Клетский район. Хотелось бы узнать о корнях фамилий: Цыгулев, Харитонов, Бормотов. А Нина Анатольевна Ваулина из Свердловской области интересуется фамилией - Харитонович.

Суперанская: Фамилия образована от прозвища Цыгуль, восходящего к принятому в западных областях слову "цыгель" - "кирпич", сравните польское цегла, немецкое цигель. У поляков имеется много фамилий, образованных от этого слова, в том числе Цегиль, Цегуля, Цыгель, в России встречаются Цигель, Цигулев, Цыгулев, наряду с Кирпичев.

Обе фамилии: Харитонов и Харитонович, образованы от православного имени Харитон. Имя греческого происхождения. Когда-то оно было эпитетом Зевса. Оно образовано от слова харис, харитос "красота, слава, благосклонность".

Разница между указанными фамилиями заключается в том, что в первой к имени отца Харитон прибавлен патронимический (т.е. образующий новое именование от имени отца) суффикс -ов. Получается именование сына Харитона - Харитон-ов. А во второй к имени отца Харитон добавлен двойной патронимический суффикс, типичный для современных русских отчеств, -ов-ич. В Западном крае этот двойной суффикс использовался для образования фамилий.

Чтобы отличать отчества от фамилий, прибегают к разному ударению: отчество Харит'онович, фамилия - Харитон'ович. Таким же образом различаются Сераф'имо вич и Серафим'ович, Ант'онович и Антон'ович и т.д.

Промыслова Е.И. (Челябинская область): Нас давно интересует наша фамилия (всех, кто ее носит). Моя девичья фамилия - Докшина. В Белоруссии есть городок Докшицы, может быть, моя фамилия происходит от этого названия?

Суперанская: Эта фамилия интересна тем, что в нее входит типичный старый новгородский суффикс -ша. Возможно, предки семьи в далеком прошлом жили в Новгороде. Фамилия образована от сокращенного имени Докша, которое может соответствовать полным мужским именам Евдокий, Евдоким, Евдоксий и женскому имени Евдокия.

Бакалов Н.Я. (Тюменская область): Сам я родом из Воронеж ской области. Мне кажется, что моя фамилия не имеет никакого отношения к питьевым сосудам. Так ли это?

Суперанская: Фамилия редкая, но не редчайшая. Она встречается в России и в Болгарии, т.е. в местах, где славянское население контактирует с тюркским. Она образована от прозвания по профессии: Бакал "бакалейщик".

Оказывается, хорошо знакомое русское слово бакалея, известное по бакалейным отделам в продуктовых магазинах, происходит от арабского баккал "продавец съестных припасов (чая, сахара, кофе, муки, крупы, сушеных плодов)". Из арабского языка слово баккал было заимствовано в турецкий, из него - в болгарский, где бакал значит "торговец бакалейными товарами".

Слово "бакал" проникло также в языки народов России, откуда русская фамилия Бакалов.

Источник: http://www.rg.ru/2009/06/18/familii.html

 

 

 

Неразгаданный манускрипт Этель Лилиан Войнич (тайны истории)

                            



Это для нас она – автор "Овода". А на Западе при имени Войнич вспоминают совсем другую книгу – самую таинственную в истории.

"Булочка"

Первый период жизни Этель Лилиан Войнич (урожденной Буль) известен хорошо. Родилась 11 мая 1864 г. - как раз в эти дни было 145 лет со дня ее рождения. Англичанка. Отец - Джордж Буль, великий математик (умер вскоре после рождения дочери), дядя - полковник Джордж Эверест, выдающийся географ (в его честь была названа величайшая вершина мира). В 18 лет в Лондоне, студенткой консерватории, Лили случайно познакомилась с Сергеем Степняком-Кравчинским, русским писателем-эмигрантом - и увлеклась революционной борьбой в России (и Россией вообще). Поехала в Воронежскую губернию гувернанткой. С хозяевами не поладила, но осталась в любимой стране еще года на полтора, связалась с революционной молодежью (народоволец И. Попов вспоминает "англичанку Лили Буль", активистку подпольных кружков). В 1889 г. вернулась домой, работала в "Обществе друзей русской свободы", в эмигрантских антицарских изданиях. Помогала беглецам из России, участвовала в доставке пропагандистской литературы.

...В общем, не биография, а подарок для тех конспирологов, которые истоки нашей революции объясняют происками британских спецслужб. Но какая конспирология! И в наши дни благополучные европейские барышни по уши втрескиваются во всяких палестинских (тибетских, занзибарских) "борцов за свободу" - а дальше принимают их идею как свою. Можно представить, как поразил юную, тоненькую, большеглазую Лили романтический Степняк - кудлатый гигант, волонтер всех тогдашних войн "против тирании", когда-то средь бела дня заколовший в Питере шефа жандармов Мезенцева, неистовый, яркий... Он называл Лили "Булочкой", у них явно был роман. Но Лили не хотела разрушать чужую семью и вышла замуж за товарища Степняка - Михаила-Вильфрида Войнича, революционера польско-белорусского происхождения. В 1895-м Степняк нелепо погиб, попав под поезд. Лили уже писала своего "Овода". Роман вышел в 1897-м - и обессмертил ее имя. Совокупный тираж книги сегодня превышает 10 млн. экз., она переведена на множество языков, не раз экранизирована. Действие происходит в Италии, но в главном герое угадываются и Степняк, и Войнич, и другие персонажи вполне нашей истории.

Просто муж

В СССР Войнич числился просто мужем знаменитой писательницы. Но для всего мира это она - жена "того самого" Войнича. Так что к Михаилу-Вильфриду стоит присмотреться внимательнее.

Странный это был брак. То есть поначалу - все понятно. Войнич в юности - тоже крутой мужик со своим набором революционных приключений: подполье, побеги... Будущую жену впервые увидел когда-то из окна тюремной камеры. Пусть не блистательный Степняк, но увлечься можно. А вот дальше...

Есть глухие упоминания, что у Войнича оказался невыносимый характер. Что Лили не нравилось, как быстро муж обуржуазился в Англии - открыл антикварный магазин, забыл про революцию. Брак формально сохранялся, но, похоже, через пару лет после свадьбы супруги зажили каждый своей жизнью. Лили продолжала писать книги, потом занялась музыкой. На композиторском поприще, однако, не прославилась. Она вообще больше ничем не прославилась. Войнич же...

Помощник антиквара

В 2004 г. в России вышло исследование английского историка Эндрю Кука, посвященное некоему мистеру Розенблюму, одно время служившему у Войнича помощником. Кук подробно рылся в розенблюмовской биографии, приводит массу документов. Работа сродни нырянию в выгребную яму - уж больно грязный оказался тип! "До Войнича", доказывает Кук, в его жизни были, похоже, два убийства, подделка завещания, совращение и обман пожилой вдовы. И около Войнича появился не случайно.

Среди коллег-антикваров тот славился удачливостью, редким нюхом на раритеты. Правда, у Кука своя версия. Ходила молва, что Войничу как-то удалось добыть партию чистой "средневековой" бумаги. Розенблюм же был недоучившимся химиком. Порывшись в библиотеке Британского музея (Кук нашел в архивах соответствующую заявку), он разработал рецепт "средневековых" чернил и красок. На пару антиквар и помощник наладили производство и сбыт "древних" документов.

При этом, доказывает Кук, Войнич с революцией не порывал. Его магазин служил явкой, хозяин помогал старым товарищам деньгами. Англичане в "русские" дела не вмешивались, но держать под контролем считали нужным. Потому и подвели к Войничу своего завербованного на компромате агента (тоже выходца из России) - Розенблюма. Агент справился с заданием получил право сменить имя и продолжить карьеру в британских спецслужбах. Сегодня он известен как Сидней Рейли - соответственно, и книга Кука называется "Сидней Рейли. На тайной службе Его Величества".

Рейли, как известно, - прототип Джеймса Бонда. Но не только. Есть версия, что с него писался и Артур Бертон, герой "Овода". Поскольку по ходу дела жена хозяина стала любовницей мистера Розенблюма - и вставила в свой роман. Правда, известно об этом со слов самого Рейли, а он, мастер самопиара, врал про себя виртуозно...
Но если, говоря о мутноватых играх антиквара Войнича, Кук прав - то отношения супругов выглядят чуть иначе. Может, Вильфрид просто не хотел посвящать жену-идеалистку в то, что ей знать не стоит? С того и начался разлад... А поддалась или нет уязвленная миссис Войнич чарам рокового Розенблюма - в конце концов, ее дело. Мы ведь, собственно, о другом.

Рукопись из Мондрагона

В 1912 г. в итальянском городке Мондрагон монахи-иезуиты решили отремонтировать принадлежавший им замок. Требовались деньги, и они стали тайно распродавать рукописи из замковой библиотеки. Именно так, по официальной версии, антиквар Войнич добыл тот самый загадочный манускрипт.

Дальше возможны два направления разговора. Если "манускрипт Войнича" подлинник - надо говорить, кому он принадлежал, перечислять средневековых алхимиков, врачей, императоров... Беседа отдельная и долгая. Если фальшивка - кто и зачем ее сделал? Сузим тему до одного вопроса - мог ли "манускрипт" сотворить сам Войнич? Особенно в свете версии Кука об их с Рейли махинациях?


К 1912 г. Войнич с Рейли уже расстались. Хотя, допустим, чернила и краски сохранились. Изготовить текст самому (а Вильфрид был человек образованный)? Или найти умеющего молчать художника? В принципе - можно. Правда, столь масштабная подделка потребует десятилетий работы. Но тоже - как сказать. Если использовать "решетку Кардано" (трафарет с прорезями для букв, употребляемый в тайнописи) хватит месяцев трех. Художник сделал рисунки, а ты рядом с ними испещряешь пергаментные страницы ничего не значащими значками...

Однако фальсификатор создает подделку, чтобы нажиться на ней! А Войнич вел себя совершенно иначе. В 1920-м супруги переехали в США. Жили небогато, но "манускрипт" не продавали. Наоборот - все силы, средства и время Михаил-Вильфрид и Этель Лилиан тратили на восстановление "биографии" рукописи, попытки дешифровки. "Манускрипт" стал делом их жизни, заново скрепившим семью.

В 1930-м Войнич умер. Лили пережила его на 30 лет. В 1955-м ее отыскала советская литературовед Евгения Таратута. Это была сенсация. В СССР "Овод" без конца переиздавался, но про автора считалось - давно умер. И вообще Войнич - мужчина, он сам был итальянским карбонарием. К почти столетней старухе стали приезжать советские журналисты (в частности, были Б. Полевой и зять Хрущева А. Аджубей), ее навещали всякие московские делегации. А та смутно припоминала написанную в юности книгу, больше рассказывала про созданные вдогон продолжения "Овода" (никому не нужные), про свою ораторию "Вавилон", намекала на "манускрипт" - но не это интересовало гостей.

В 1960-м Этель Лилиан Войнич умерла. Согласно завещанию, прах ее развеяли над Центральным парком Нью-Йорка. Рукопись (по завещанию же) отошла к подруге-компаньонке. Та перед смертью продала реликвию одному нью-йоркскому антиквару, а он в 1969-м передал в дар Йельскому университету.

В университетской библиотеке "манускрипт Войнича" хранится доныне.

"Манускрипт Войнича"

"Манускрипт Войнича" - свыше 200 переплетенных пергаментных страниц рукописного текста без обложки, начала и конца. Написан на непонятном языке неизвестным алфавитом. Текст исполнен птичьим пером, искусно иллюстрирован. По иллюстрациям книгу делят на шесть условных разделов: "ботанический" (с изображениями растений); "астрологический" (с рисунками зодиакальных созвездий); "биологический" (с изображениями человеческих тел и странных механизмов); "космологический" (нарисованы странные символы, отображающие, возможно, процессы во Вселенной); "фармацевтический" (есть изображения медицинских сосудов); "рецептный" (короткие заметки, которые могут быть рецептами лекарств).

Предположительное время написания "манускрипта" - между 1450 и 1520 годами. Существует обширная литература, посвященная его возможным создателям и обладателям в Средние века. По наиболее распространенной версии, "манускрипт" - древний учебник по медицине. Есть и более экзотические предположения - что это, скажем, наставление по "эндуре" (ритуальному обряду самоубийства голодом у средневековых катаров).

Для криптографов "манускрипт Войнича" - этакая "теорема Ферма", главная профессиональная загадка. Но расшифровать его пока не удалось, хотя за дело брались лучшие специалисты американских АНБ и штаба ВМС. Не отметена и версия о подделке. "Манускрипт" мог изготовить сам Войнич либо это "творчество" средневекового поддельщика. Заказ на фальшивку в те времена мог поступить, например, от богатого врача - книга на таинственном языке должна была производить впечатление на пациентов.

Источник: http://www.centrasia.ru/news.php

 

 

 

В Японии скончался 113-летний Томодзи Танабэ - старейший мужчина планеты

                            



В японской префектуре Миядзаки на южном острове Кюсю вчера на 114-ом году жизни скончался самый старый житель Земли - Томодзи Танабэ.

18 сентября 2008 года в родном городе Мияконодзио Танабэ отметил свое 113-летие. По такому случаю его имя было внесено в Книгу рекордов Гиннесса, сообщает  Associated Press.

По словам мэра Мияконодзио, долгожитель Танобэ был практически символом города, и его смерть стала горем для всех местных жителей, среди которых много его родственников. Это неудивительно, ведь Танабэ оставил после себя восемь детей (5 сыновей и 3 дочери), 25 внуков, 53 правнука и шестерых праправнуков.

На вопрос о секрете своего долголетия Танабэ всегда отвечал, что в течение многих десятилетий он ежедневно выпивал по крайней мере по одному стакану молока. Кроме того, он не курил и не употреблял алкоголь.

Напомним, в начале этого месяца в ЮАР умерла старейшая женщина Земли - 134-летняя Молоко Темо. Она пережила почти всех своих детей, воспитала 29 внуков и бесчисленное количество правнуков.

Источник: http://www.kp.ru/online/news/502035/

 

 

 

Историческая самозащита

                            



После того, как президент Медведев создал Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, реакция определенного рода изданий и публицистов оказалась в общем-то такой, какой она и должна была оказаться у этой группы: мягко выражаясь, крайне эмоциональной и болезненной.

Если отвлечься от не вполне удачного официального названия и ехидства критиков на тему о том, значит ли это, что фальсификации в пользу России будут считаться допустимыми, то суть возражений сводится к тому, что интерпретация исторических фактов – это вопрос научного творчества историков. И что историческая истина не может устанавливаться решениями органов государственной власти.

Вообще, формально, это абсолютно верно. Как верны все общие демократические постулаты и принципы, гарантирующие права и свободы человека.

Но уже здесь есть противоречия между правовой и конституционной трактовкой этих принципов, и той полной и ничем (кроме денег) не ограниченной свободой творчества в сфере истории.

Речь идет о том, что в большинстве случаев всем этим демократическим принципам соответствует формулировка: иначе, как по решению суда. То есть, демократические принципы действуют в той мере, в какой это не ограничено той или иной формой государственного контроля.

А тогда, даже в общей форме, нельзя отрицать права государства на ограничение "свободы творчества художника от истории", если такая свобода одного гражданина наносит ущерб интересам другого.

А вот это именно то, что отечественные защитники всех и всяческих прав никак не хотят признавать.


Исторические фальсификации могут быть использованы в целях реальной политической борьбы


Строго говоря, конечно, ничто не должно ограничивать их право на свои собственные интерпретации истории. Но это, среди прочего, не может не учитывать права большинства граждан на иную точку зрения – как и права не желать обсуждать ту точку зрения, которая рассматривается ими как оскорбительная для себя – в частности, затрагивающую честь предков, а также ущемляющую их национальное достоинство.

Более того, если бы последних было даже меньшинство – их честь, их верования, их точка зрения должны быть также защищены, как и точка зрения большинства.

Можно не верить в Бога и артикулировать точку зрения о том, что Христа не существовало. Но бесстыдно и оскорбительно для верующих писать рассказы на тему его сексуальной ориентации, соответствующих похождений и заболеваний.

Можно и нужно бороться с исламским фундаментализмом и разоблачать религиозные предрассудки – но отвратительно и недопустимо публиковать непотребные карикатуры на Мухаммеда.

Конечно, история – как и любая наука – должна определять, что с научной точки зрения верно, а что неверно не путем юридических запретов, а путем научных дискуссий. Конечно, определять рамки трактования исторических фактов в нормальных условиях должны не государственные инстанции, а институты гражданского общества и специалисты в данной области. Здесь регулирование, в первую очередь, должно быть этическим, а вовсе не правовым и уголовным.

Так должно быть в нормальных условиях. Но сегодня мы живем не так, как "должно", а так как есть. То есть в ненормальных условиях.

А в ненормальных условиях возникает вопрос и об использовании "ненормальных" методов. Потому что "нормальные" – не действуют.

Собственно, нормальные условия – это условия, когда соблюдаются некие нормы. Не только юридические, но и этические, когда действуют некие соглашения о приемлемых и соблюдаемых в обществе ценностях. А, когда в обществе подобные нормы не соблюдаются, – тогда и методы используются иные, "ненормальные".

Было бы очень хорошо, если бы в современной России гражданское общество (то есть совокупность отношений, не опосредуемых государством) было в силах устанавливать те нормы публичного поведения и соблюдения ценностных установок, которые принимались бы обществом и не требовали вмешательства государства для их обеспечения. И хорошо было бы, если бы ответственность и научная добросовестность историков (как и других ученых) были таковы, что не допускали бы их спекуляций на тех или иных вырванных из контекста фразах из документов. Как и удерживали бы их от скандализации тех или иных аспектов реальной политической истории.

Если бы ответственность историков была такова, а гражданское общество настолько развито, то не вставал бы вопрос о государственном вмешательстве в эти отношения. Гражданское общество – вообще по определению выше государства. И государство должно брать под свой контроль и под свое регулирование лишь то, с чем не может справиться гражданское общество. А оно сегодня не может справиться с тем, чтобы остановить людей, подчас не являющихся, а провозглашающих себя историками, от политического и коммерческого спекулирования на исторических темах.


Тем более, что исторические фальсификации, и любая информация, могут быть использованы в целях реальной политической борьбы, в частности, для уничтожения страны: разрушения исторической самоидентификации народа, разрушения государственного устройства.

Общество оправданно старается защитить себя от распространения информации о том, как самому сделать взрывчатку, как создать взрывное устройство, и, тем более – овладеть технологией производства атомного оружия. Но информация историческая может быть не мене разрушительным оружием.

Гордиться человеку историей своей страны или стыдиться ее: это вопрос и о том, защищать ему свою страну или радоваться ее поражениям.

Противники создания комиссии по противодействию фальсификациям истории заявляют, что история – это исторические факты. События, которые были. Но есть и их интерпретации – и каждый имеет право на свою интерпретацию, в зависимости от разделяемой им идеологии.

А раз интерпретация – это вопрос не исторический, а идеологический, то регулирование последнего просто запрещено известной статьей конституции, где утверждается идеологическое многообразие и запрещается установление той или иной идеологии в качестве государственной. Государственная же трактовка тех или иных исторических событий – это форма утверждения государственной идеологии.

Этот довод сознательно оставляет в стороне вопрос о том, что если некая, тем более, меньшая часть общества пытается навязать этому обществу свои трактовки, то есть свою идеологию, то как раз она и нарушает упомянутую статью конституции.

Да и утверждение о том, что трактовки – это вопрос идеологии, а не истории, тоже, в общем-то, несерьезно. В трактовках может быть идеология, а может и не быть. Да, есть идеология. Но есть и историческая правда.

Есть трактовки, которые служат идеологии и политике – а есть те, которые отражают объективную суть дела.

Утверждение же о том, что трактовок может быть сколько угодно, и никто не знает, какая истинна – это лишь воспроизведение в иной форме потмодернистского постулата о том, что истины вообще нет, и каждый имеет право на свою точку зрения, равнозначную всем остальным.

Но, если даже принять подобный поход, то получается, что истины нет, но есть трактовки полезные стране, и есть – вредные. А потому в выборе между ними всегда нужно избирать ту, которая выгодна и полезна – потому что, с одной стороны, она имеет такое же право на существование, как вредная, а с другой – служит интересам страны. Если нет критерия объективного, позволяющего сказать, что есть правда, а что – ложь, то тогда уж точно остается руководствоваться исключительно соображениями политической выгоды и государственных интересов.\

Кроме того, если определенная группа постоянно навязывает обществу трактовки, которые оскорбляют его историческую память и национальное (в гражданском смысле) самосознание – это она не считаются с мнением и ценностями реального общества. Это она, одновременно числя себя в демократах, то есть сторонниках народного суверенитета, заявляет "Народ не с нами! Так что же, бросим ему вызов!". Это она навязывает обществу холодную гражданскую войну.

Виталий Третьяков некоторое время назад предложил такой термин для обозначения подобных групп: "хтомики", ХТМ – "хамящие тоталитарные маргиналы" или "хамящее тоталитарное меньшинство".


Ведь постоянно предлагая вновь и вновь свои трактовки истории, оскорбительные для страны, они не только настойчиво хамят обществу – они вполне "тоталитарно" навязывают ему свою точку зрения, не предполагая за ним права на иную. И делают это именно как маргинальное меньшинство, потому что слушать их "оригинальные трактовки" на тему о "преступном режиме", "неудавшейся стране" большинству давно уже надоело.

При этом все их построения неоднократно опровергнуты. Но их тактика заключается в том, чтобы, будучи опровергнутыми, делать вид, что они никакого опровержения не услышали – и настойчиво твердить свои нелепости. Причем, они все строят именно на стремлении эпатировать и оскорбить большинство.

Их беда в том, что они перепутали время: им кажется, что, настойчиво повторяя фразы и формулы конца 80-х, они смогут как волшебным заклинанием вернуть это свое золотое время, обернувшееся ужасом, голодом и кровью для остальной страны в 90-е годы.

И их вина в том, что они не хотят слушать оппонентов. Они не признают за большинством страны права на другую точку зрения, признавая лишь за собой право безнаказанно оскорблять миллионы тех, кто думает иначе, чем они.

И общество, и государство должны от этого защищаться. Как каждый имеет право защищаться от обрушиваемых на него оскорблений.

И государство такую попытку предприняло. Само по себе – это действительно шаг в правильном направлении. Хотя, возможно, запоздавший на двадцатилетие.

Другой вопрос – что реально может сейчас сделать эта комиссия. Пожалуй, лучшее, что она могла бы сделать – это выработать организационные меры по созданию институтов, которые способны вести борьбу с фальсификациями, унижающими страну. И создать условия для мобилизации настоящих специалистов по истории, которые могли бы осуществлять такое противодействие.

Источник: http://www.novopol.ru/text70013.html

 

 

 

Куликово поле – первое ратное поле России

                            



Куликово поле, символ единства народа и величия русского православного духа, как и прежде, притягивает к себе взоры россиян . Вот только не все наши современники знают, где же находится первое ратное поле России. Поражает разброс вариантов – от Московской области до Монголии. Между тем находится оно в Тульской области, всего в 300 км от Москвы. Именно здесь 8 сентября 1380 года войска Дмитрия Московского нанесли поражение огромной армии Золотой Орды. В начале июня музей-заповедник «Куликово поле» пригласил группу журналистов познакомиться с местом знаменитой Куликовской битвы.

Хотя дорога занимает немногим более трех часов, нелишним будет остановиться и передохнуть в старинном русском городке Епифань, а заодно посетить музей истории русского купечества конца XIX-начала XX веков, созданный в усадьбе местного купца Байбакова.

Здесь гости могут увидеть жилой дом, торговую лавку с подвалом, огород и баню. Для туристов разработана интерактивная программа «В гостях у купца Байбакова» с чаепитием. Любой желающий может стать купцом или покупателем, а потом попить чай из самовара с домашним вареньем и свежей выпечкой . Также в лавке можно приобрести на память замечательные сувениры.

Гостей Епифани, несомненно, удивит необычный герб города – три конопляные былины. Они попали в местную геральдику не случайно – когда-то здесь активно выращивали это растение, чтобы делать из него… пеньку. Петр Первый использовал ее при строительстве флота, ведь канаты и веревки из пеньки практически не изнашиваются, и морская соль ей не страшна.

Есть в городе и своя Красная площадь, на которой до революции проходила знаменитая Епифанская ярмарка. Недавно традицию возродили, и теперь каждую вторую субботу августа на главной площади тихого поселка городского типа возникает шумный базар. Здесь же, на главной площади города высится Никольский собор, первое документальное упоминание о котором относится к 1685 году .

Но, постаринной легенде, этот храм в Епифани известен еще со времен Куликовской битвы. Тогда, в 1380 году на помощь Мамаю спешили литовские отряды. И вдруг их обоз остановился. Ни кони, ни быки, ни люди не могли сдвинуть с места одну маленькую тележку. А под телегой лежал лишь небольшой образ Святителя Николая Чудотворца. Те литовцы, кто посмеялся над образом, были тут же убиты громом. После чего все литовское войско в ужасе бежало восвояси. А в честь Николая Чудотворца был возведен храм.

Во время нападений татар важным оборонительным центром, где противостояли завоевателям епифанские патриоты, был храм во имя Успения Богородицы, что на высоком Федосином городище, в пойме Дона . В последние десятилетия Успенская церковь пришла в запустение, но с 2003 года попечением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры проводятся реставрационные работы, возобновлена богослужебная жизнь, создан Свято-Успенский женский скит.

Куликовская земля и в XX веке просияла своей святостью. Здесь, в селе Себино, родилась и начала свой подвижнический путь святая Матрона Московская (МатренаДмитриевна Никонова, 1881-1952 гг.). Всю жизнь, слепая от рождения, Матрона предсказывала будущее всем страждущим и направляла их на благие дела.

Источник: http://www.ratanews.ru/news/news_17062009_31.stm

 

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное