Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Понедько

 

 

Понедько – фамилия, происходящая от мирского имени предка.

 

 

Фамилия образована от мирского некаледарного имени предка-основателя рода – Понеда, Понедя. Мирские имена или прозвища были широко распространены в старину на Руси. Как правило, они занимали место современных фамилий и передавались потомкам зачастую в неизменной форме. Но существовали и прозвища, происходящие от крестильных имен. Часто мирские имена давались в связи с боязнью людей попасть под колдовское влияние. Считалось, что имя, данное при крещении, необходимо сохранять в тайне, поскольку колдун, узнавший его, сможет навредить его носителю, используя имя в заклятиях. Поэтому придумывались мирские прозвища, зависящие чаще всего от качеств человека, его характера, привычек, поведения. Это могло быть название животного, рыбы, птицы, могло также сыграть роль и название ремесла, которым занимался человек, либо места его жительства или рождения.

 

Мирское прозвище состоит из предлога «по» и корня «нед», который, в свою очередь, может быть искаженной формой однокоренных слов. Наиболее распространенным вариантом происхождения считают сочетание предлога «по» и искаженной формы понятия «неделя». Слово «неделя» также образовано как словосочетание – от предлога «не» и слова «дело» и первоначально являлось названием выходного дня. Вместе с тем, название следующего дня после выходного произведено уже как сочетание предлога «по» и слова «неделя» - «понедельник», то есть «следующий день после недели». Таким образом, мирское прозвище вполне может быть связано с названием этого дня, но сокращенным, вероятно для более удобного произношения в качестве имени. В этом случае носитель прозвища имел какое-либо отношение к понедельнику, к примеру, одно из важнейших событий его жизни могло произойти в понедельник – рождение, свадьба и так далее. Известны случаи, когда в многодетной семье детей прозывали именно по названиям дней недели – Понедельник, Вторник, Середа и так далее, при этом имя Понедя вполне может быть уменьшительным сокращением от имени Понедельник. Подобным образом можно трактовать и другие, менее возможные значения происхождения корня «нед». Однако каждое из этих значений вполне могло стать основой для происхождения прозвища Понедя, Понеда.

 

Фамилия связывается с прозвищем предка посредством суффикса «-ко-» – патронимической частицы, принятой в Малороссии, а также в некоторых частях Великороссии до XVI века. Но, возможно, что прозвище трансформировалась в соответствии со звучанием большинства фамилий в тех землях, где проживал человек – так Понедька мог стать Понедько. Похожие фамилии, такие как Понедин, Понедов, Понеделин, Понедельник, Понеделенко, Понеделко, Понидков и другие, подобные им, родственны.

 

Источники: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1890-1907 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г.; Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта, 2006 г. МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.

 

 

Работы поисковикам хватит ещё ни на одно десятилетие

·                            



Поисковому отряду "Мончегорец" исполнилось 10 лет. По этому случаю традиционное заседание координационного совета Мурманского областного поискового объединения "Эхо войны" сделали выездным. На нём прошло обсуждение плана работы на предстоящий поисковый сезон. Он открывается с середины мая и длится почти до конца сентября. Отряд "Мончегорец" пользуется огромным авторитетом среди поисковиков Мурманской области.


В Заполярье в годы Великой Отечественной войны полегло около ста тысяч советских солдат и офицеров, а по некоторым данным и того больше. В прошлом сезоне поисковыми отрядами "Эхо войны" были найдены и с почестями захоронены на мемориальном кладбище Алакуртти и в Долине Славы останки 162 бойцов. Работы хватит ещё ни на одно десятилетие.


Командир поискового отряда "Мончегорец" Игорь Глазков сообщил: "Начинается всё с поиска в архивах, архивных документах. Город Подольск, Московская область. Выезжаем туда, смотрим, в каком районе всё происходило. Определяем место работы, время, сроки и работаем".


Поисковый отряд "Мончегорец" проводит работы в Мурманской области по двум направлениям: северное, включающее в себя Заполярный, Никель, и южное - Алакуртти. В прошлом году получен областной грант на сумму в 90 тысяч рублей за проект "Звезда", связанный с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Это справедливо, ведь на протяжении многих лет поисковики совместно с коллегами из Полярного и Видяево организуют летний патриотический лагерь для молодёжи в разливах реки Западная Лица.
Координатор поискового отряда "Мончегорец" Алим Бидненко сказал: "10 лет - это гигантский труд. Это 5600 фотографий, сделанных нами, десятки поездок, сотни новых друзей. 10 лет - это терпение моей жены".

Источник: http://murman.rfn.ru/rnews.html?id=25685&cid=7

 

 

«Две книги, два фото, два древа»

·                            



Старые фотографии, уж лучше их не смотреть. Потому что стоит взять в руки эти пожелтевшие листочки, как начинают звенеть щемящие нотки... Вот два мальчика, бескозырки и шортики с проймами, а рядом на лужайке мамы. И смотрят, смотрят в упор на тебя, словно что-то хотят спросить. А это отряд пионеров, наверно, пошли собирать подорожник? Кажется, ещё мгновение - и они шагнут из-за края бумаги. Нет, уж лучше убрать их подальше и не ворошить прошлое, так это нерационально в наше рафинированное, сжатое время.

 

Про бабушку и про дедушку

 

- В вашей газете летом была напечатана маленькая заметочка “Загляните в семейный альбом”, - рассказывает Людмила Николаевна СУРЖИКОВА. - Там и сообщалось: высылайте интересные снимки с описанием, кто на них и как сложилась их судьба, создаётся книга-альбом.

 

Написала и про дедушку, и про бабушку. Я ведь почему послала фотографии: мы четверо остались сиротами, отец нас бросил, а когда мне было четыре года, мама заболела. Воспитывали нас бабушка с дедушкой, и мы хорошо знали их судьбу. Тяжёлая жизнь была, они заслужили, чтобы о них написали...

 

Людмила Николаевна плачет, потом достаёт солидную тяжёлую книгу “Семейный альбом Челябинской области. 2008 год”. И бережно открывает заложенную страницу.

 

- Это мой дед, Андрей Петрович Кувайцев, - показывает она на бравого усатого солдата в папахе и хромовых сапогах. - Где-то месяца три назад увидела по челябинскому телевидению - показывали альбом и сказали: кто участвовал в проекте, его получат. И вот меня приглашают в администрацию и вручают эту книгу. Чудо-книга, такое наслаждение её листать и смотреть! Изумительный альбом с историями семей нашей Родины! Видно было, что Виктору Геннадьевичу Пономарёву жалко отдавать мне её, настолько она хороша. Обязательно все посмотрите в редакции!

 

“На снимке Андрею Петровичу лет 20 или немного более. Он родился в семье лавочника. Воевал в пехотном полку в Первую мировую войну. Оказался в немецком плену в Кёнигсберге. Домой вернулся с больными ногами. Пошёл работать на завод, был столяром-плотником.

 

Родителей Андрея Петровича в конце 1920-х годов раскулачили, сослали в Сибирь на шесть лет. В лагере он окончательно подорвал своё здоровье. Так как руки у него были золотые, в ссылке занимался отделкой домов и изготовлением мебели для лагерного начальства” - вот такие слова под фотографией в альбоме. Вроде немного, а на самом деле - целая эпоха, наши корни.

 

Горшочек прапрабабушки

 

Впервые увидел Вику Кувайцеву во дворе городского музея года два назад. Проходил краеведческий турнир, и Вика запомнилась: она принесла с собой семейные реликвии - цветочный горшочек и ажурную скатерть своей прапрабабушки. И что удивило: прапрабабушка девочки, Мария Васильевна Патрина, была как раз хозяйкой каменного особняка, у стен которого и проходило мероприятие. И вот Виктория, теперь уже восьмиклассница, достаёт из пакета толстенный многокилограммовый “Семейный альбом Челябинской области. 2008 год” и ещё несколько дипломов и грамот - заслуженная награда за многолетний кропотливый труд.

 

- С пятого класса начала изучать историю своей семьи, - рассказывает Вика, - участвовала в различных конкурсах, которые находила Ирина Юрьевна Зубарева, учитель истории, руководитель научного общества учащихся и мой классный руководитель. Идёт четвертый год, и у меня появилась четвёртая глава в исследовательской работе. Первая о династии Патриных, вторая о Клоковых, третья о моих родственниках, участниках Великой Отечественной войны и последняя о семейных реликвиях. В планах - работа над пятой главой, о родственниках за рубежом, сейчас ведём переписку с Будапештом.

 

- С чего началось твоё увлечение историей рода? - интересуюсь у своей собеседницы.

 

- Мы в пятом классе по русскому языку делали генеалогическое древо, и Ирина Юрьевна увидела, что у нас одинаковые родственники. С этого всё и началось. Ну а самая моя большая помощница - бабушка Римма Дмитриевна Кувайцева. Это она сохранила старые вещи, письма, фотографии.

 

- Какие планы на будущее? - спрашиваю Вику.

 

- Не знаю, буду поступать на исторический факультет или нет, но мне нравится искусство, я хотела бы стать визажистом. А сейчас занимаюсь в музыкальной школе, заканчиваю седьмой класс по фортепьяно. Если в девятом классе ещё больше заинтересуюсь историей, буду поступать на исторический факультет, а визаж останется голубой мечтой.

 

Виктория открывает альбом на “своей” странице: “На снимке большая семья усть- катавского фельдшера Василия Александровича Клокова и его жены Александры Степановны (они в центре). У них родилось двенадцать детей, на фотографии только семь: Елизавета, Валент, Мария, Сергей, Александр, Иоанн, Михаил...”

 

- Мне нужно сделать твой портрет. На каком фоне тебя сфотографировать, назови любимое место? - пытаюсь выяснить у Виктории.

 

- Конечно, у дома моей прапрабабушки, - сразу предлагает она.

 

Старые фотографии, листочки застывшей памяти. И всё же не часто, но надо их ворошить, иначе как осознать кто мы, что мы? А как только маленький человечек научился говорить, читать, ему надо рассказывать о своих родителях, о родителях родителей. И попробовать нарисовать с ним первое родословное древо.

 

Источник: http://ukn.oblast74.ru/news/society/2009/03/17/doc11421

 

Привязное свидетельство

·                            



290 лет назад, в 1719 году, в российском законодательстве впервые появилось упоминание о паспорте. С самого начала своего существования этот документ служил не столько для идентификации владельца, сколько для того, чтобы ограничить его отлучки с места постоянного жительства. Получать паспорт обязывались не только крестьяне, но и дворяне и лица духовного сословия. Чтобы обрести право на передвижение, приходилось пройти непростую процедуру, а во времена Екатерины II за выдачу документа требовалось уплатить солидный паспортный сбор. Многие из созданных паспортной системой ограничений действовали даже в начале XX века, из-за чего в Российской империи, как нигде в мире, процветала подделка паспортов.


"Полиция есть душа гражданства"


Какую сферу русской жизни ни возьми, обязательно окажется, что полный или почти полный переворот в ней в начале XVIII века устроил Петр I. Иногда складывается ощущение, что царь-реформатор стремился преобразовать Россию не столько по образцу своей любимой Голландии, сколько сделав ее похожей на четко работающие заморские механизмы, поразившие его в юности. Правда, русский быт и русский характер с большим трудом поддавались упорядочению и четкому регулированию. Однако царь неустанно продолжал шаг за шагом продвигаться к намеченной цели. Особое недовольство у него вызывала известная издревле страсть, которую Петр именовал праздношатанием. Именно при нем на Руси началась борьба с непоседами, отправлявшимися из родных мест куда глаза глядят, за лучшей долей, в длительные поездки к родственникам или на богомолье, а также с нищенствующими странниками.

Попытки закрепить подданных в местах их постоянного проживания предпринимал еще отец Петра I Алексей Михайлович, в царствие которого в 1649 году составили Соборное уложение, где крестьянам под страхом сурового наказания запрещалось покидать деревни и села, к коим они были приписаны по писцовым книгам. Тот же свод законов запрещал без особого разрешения покидать свои дома и жителям городских посадов — торговцам и ремесленникам. Но, как обычно, суровость русских законов компенсировалась необязательностью их исполнения. И потому через семь десятков лет царь Петр Алексеевич столкнулся с серьезнейшими проблемами при формировании регулярной армии. При объявлении рекрутского набора, не дожидаясь прибытия рекрутских команд, крестьяне и горожане массами сбегали с насиженных мест. А те из них, кого все-таки умудрялись забрить в солдаты, при первом же удобном случае пускались в бега. В 1718 году беглыми из армии числилось до 20 тыс. человек. Чтобы представить себе масштабы этого дезертирства, достаточно сказать, что одним из самых благополучных петровских полков считался Бутырский, где в бегах числился каждый четвертый солдат.

Повсеместное бегство крестьян и горожан порождало и другие проблемы. Царь нередко по делам государственным переселял целые села и даже городки в новые места, которые, согласно его задумкам, нужно было населить и освоить. Но перспектива переезда, к примеру, на болотистые берега Невы явно не радовала жителей среднерусских равнин. Так что царские задумки нередко оказывались неисполненными. Но главное, отсутствие подданных в местах их постоянного жительства страшно затрудняло сбор налогов и податей. А без сбора задуманной Петром I подушной подати трудно было представить регулярное пополнение казны.

Понятно, что передвигаться по стране и находить себе кров и пропитание без ведома и попустительства мелкого чиновничества беглые не могли. И потому Петр I, устав издавать многочисленные указы о поимке и возврате "гулящих людей", взялся именно за эту категорию своих подданных. В марте 1719 года он объявил, что каждый государев служилый человек должен принести клятву, что ничего не ведает о беглых людях. И тем же указом повелел иметь каждому пришлому человеку поручительные записки, подписанные высоким начальством мест, откуда он прибыл.

В отличие от многих других начинаний царя-реформатора письменные свидетельства о человеке, удостоверяющие его личность, отнюдь не были новым словом в русском законодательстве и быте. С древнейших времен разного рода грамоты выдавались воеводами и князьями отправлявшимся в дальние страны купцам. А по Соборному уложению письменное свидетельство об отбытии срока наказания выдавалось выпущенным из тюрьмы татям, которых высылали в отдаленные места или города.

Однако, судя по всему, внедрение в жизнь поручительных записок проходило не слишком успешно. Поэтому в ноябре 1719 года Петр I обнародовал новый указ, где беглым солдатам и матросам предписывалось добровольно явиться в свои полки и на корабли и разъяснялось, что в противном случае они будут перевешаны. Одновременно власти всех уровней были обязаны задерживать всех праздношатающихся. Причем главным критерием для ареста отныне считались не обоснованные подозрения в том, что пойманный человек — беглый солдат, а отсутствие у такового специального документа — паспорта. Чтобы каждый чиновник понял значение нового слова, царь упоминал новый термин вместе с эквивалентами — проезжее или прохожее письмо. С тех пор на русских дорогах, в особенности на окраинах больших сел и городов, стали множиться заставы, где солдаты расквартированных в этих местах полков проверяли у всех прохожих и проезжих наличие паспортов.

В 1724 году после официального введения подушной подати Петр усовершенствовал паспортную систему и ввел оригинальный способ выдачи документа, дающего право передвижения по стране. Крестьянин должен был получить от своего владельца или управителя поместьем отпускное письменное разрешение с точным указанием цели поездки, ее маршрута и сроков отсутствия в родных местах. Затем он отправлялся к земскому комиссару, отвечавшему за исполнение всех указов и распоряжений императора, и тот, решив, не создаст ли отсутствие собравшегося в поездку крестьянина каких-либо препятствий для исполнения монаршей воли, выписывал паспорт, где указывались все те же подробности поездки. Однако это отнюдь не означало, что путешественник может отправляться в путь. Ему следовало посетить командира расквартированного в данной местности полка, на чье содержание и собиралась подушная подать. Лишь после того, как воинский начальник убеждался в том, что проситель не имеет налоговых недоимок, он ставил на паспорт полковую печать, и крестьянин мог отправляться в путь по указанному маршруту. Причем закон указывал, что двигаться можно было исключительно по проезжим дорогам, чтобы на заставах будочники из солдат или только что начавших появляться полицейских могли проверять и регистрировать паспорта проезжающих, дабы контролировать всю поездку каждого снявшегося с места подданного Российской империи. "Полиция есть душа гражданства",— говаривал царь.

Положение горожан отличалось от крестьянского лишь тем, что отпускное разрешение требовалось брать в городском управлении. А дальше следовало проделать все те же телодвижения. Затруднения при этом, правда, испытывали не только просители, но и хозяйственные дела провинций. Процесс получения паспорта мог занять больше времени, чем поездка на ближайшую ярмарку. Но царь-реформатор предусмотрел и этот нюанс. Для ездок не далее 30 верст от дома он счел достаточным письменного отпускного свидетельства от помещика, управителя или городского управления. В результате в следующие полтора века подавляющее большинство жителей империи отродясь не отъезжали от своих городов и деревень даже на это разрешенное свыше расстояние.

Серебряный сбор в золотой век Екатерины


Реформаторская деятельность Петра I потрясла не только основы русской жизни, но и привела в большое смущение его близких и дальних преемников. Все последующие императоры и императрицы боялись показать себя в глазах подданных менее сильными правителями, чем Петр Великий. Ввиду чего если монархи и не решались на дальнейшие преобразования, то, во всяком случае, даже наименее волевые из них не соглашались на настоятельные просьбы окружения об отмене петровских установлений и законов.

Паспортная система нравилась далеко не всем. Но ограничения на передвижение касались главным образом податных сословий — крестьян и горожан неблагородного происхождения, а широких слоев дворянства и духовенства не затрагивали. И жалобы касались главным образом затруднений в наборе крестьян на те или иные фортификационные, строительные или портовые работы. Так что ни взошедшая на престол супруга первого российского императора Екатерина I, ни его внук Петр II, давая отдельные послабления, не стали отменять паспортный режим. Но вот его племянница императрица Анна Иоанновна внесла неоценимый вклад в ужесточение паспортного контроля над подданными. Особое внимание она обратила на духовенство, которое в то время имело, мягко говоря, дурную славу. Монашествующих и священство обвиняли в пьянстве и разгуле, а за пристрастие к прихожанкам именовали "жеребячьим племенем".

Спустя год после восшествия на престол, в 1731 году, императрица начала борьбу с праздностью и праздношатанием духовенства, подписав указ о запрещении священнослужителям принимать в свои дома странствующих монахов. В 1732 году императрица запретила духовенству отлучаться с мест, к которым они были приписаны, без паспортов. А также приказала выдавать монахам паспорта лишь на короткий срок, с точным указанием маршрута и карать за отклонение от него. Но поскольку и после этого в столичных кабаках не стало меньше духовных пастырей, Анна Иоанновна наложила строгие ограничения на въезд духовенства в Петербург и потом еще не раз требовала от него соблюдать приличия и благочиние. По сути, она приравняла священнослужителей и монахов к податным сословиям. Но и это отнюдь не было окончанием ужесточения паспортного контроля.

Следующий шаг на этом пути сделала Екатерина II, считавшая себя прямой наследницей Петра Великого, хотя и не по крови, но по реформаторской деятельности. Во время ее правления появились особые полковые паспорта, которые выдавались полковыми командирами дворянским недорослям, записанным с рождения в гвардейские полки. Документ удостоверял, что числящийся на службе младенец отпущен в отпуск для домашнего воспитания. Но это было скорее отклонением от установлений Петра I, требовавшего, чтобы дворяне начинали службу рядовыми солдатами. А вот для затруднения передвижения подданных по стране строго в соответствии с петровскими заветами она сделала максимум возможного.

О ситуации в стране и финансовом ведомстве — штатс-конторе — на момент своего воцарения Екатерина II писала:

"28 июня 1762 г. армия была еще за границею и не получала осьмой месяц жалованья. На штатс-конторе было 17 млн долгу, ни единый человек в государстве не то чтоб знал, сколько казне было дохода, ниже не ведал званий доходов разных. Повсюду народ приносил жалобу на лихоимство, взятки, притеснения и неправосудия разных правительств, а наипаче приказных служителей... Тюрьмы были так наполнены колодниками, что хотя при смерти своей императрица Елизавета Петровна освободила до 17 тыс. колодников, однако при коронации моей 22 октября 1762 г. оных еще до 8 тыс. было. К заводам приписных крестьян я нашла 49 тыс. в явном ослушании и открытом бунте против заводчиков и, следовательно, власти той, которая их приписала к заводам. Монастырских крестьян и самих помещичьих почиталось до полутораста тысяч, кои отложилися от послушания и коих всех усмирять надлежало. Доверенности же к правительству никто не имел, но всяк привык был думать, что иное учреждение не могло выходить, как вредное общему благу. Жестокие пытки и наказания за безделицу как за тяжкое преступление ожесточили так умы, что многим казалося, что тот и самый порядок правосудия, а не иной какой. Политические же обстоятельства были таковы, что сверх сего еще мы ожидали пришествия татар на Украину".

Поэтому волей императрицы с 1 января 1764 года вступило в силу нововведение, существенно осложнившее малоимущим подданным передвижение по стране. Для пополнения казны и средств на содержание судебной системы была введена плата за выдачу паспортов — паспортный сбор. За документ, действовавший в течение года, просителем выплачивалось десять копеек серебром, за двухгодичный — пятьдесят, а за трехгодичный — рубль.

Из строгих паспортных правил делалось только одно исключение — для солдатских жен. Крестьянин, попадая на военную службу, автоматически переставал быть крепостным, что касалось также его жены и детей (именно поэтому землевладельцы предпочитали сдавать в армию холостяков и бобылей). Так что жены могли выбирать — оставаться в родном селе и продолжать, по существу, быть крепостными или отправляться вслед за мужем в полк. Командиры присылали солдаткам особое отпускное письмо, на основании которого им выдавали специальные паспорта для следования к месту службы мужа. Дальнейшее зависело от выбора места жительства солдатской семьи. Если она соглашалась жить в казарме, ей выделялось место, семья ставилась на довольствие, однако за это солдатские жены обязывались помогать в хозяйственных нуждах полка. А если армия выступала в поход, солдатские семьи из-за отсутствия другого способа найти пропитание следовали за отцами семейств в полковом обозе. Бывали, правда, и исключения. Если женщина обладала какими-то умениями (к примеру, шила) или находила себе место прислуги за пределами полка, то семья жила в съемном углу и имела более радужные перспективы на будущее.

Однако исключение лишь подтверждало общее правило. Как только наступили очередные финансовые трудности, в 1794 году плата за выдачу паспортов была существенно повышена. Годичный паспорт стал стоить рубль ассигнациями, двухлетний — три, трехлетний — пять. Но еще дороже начала обходиться возможность передвигаться по стране во времена сына Екатерины II — Павла I. Через год после воцарения, в 1797 году, он повысил паспортные сборы, оставив прежней лишь плату за годичный паспорт, использовавшийся крестьянами, которые отправлялись на отхожий промысел — в город на стройки или в иные ремесленные дела, что император считал полезным для страны и вполне допустимым. Сбор же за трехлетний паспорт был увеличен вдвое — до десяти рублей.

Другие ужесточения коснулись прежде самого привилегированного сословия — дворянства. Павел исключил со службы как в армии, так и в гражданских ведомствах числившихся там, но не бывавших в присутственных местах чиновников или покинувших полк офицеров. Теперь для перемещения по стране (к примеру, для поездки в собственные имения) служилому дворянству требовалось оформлять паспорт. Мало того, о времени отпуска уведомлялось местное начальство, и просрочившего момент возвращения из поместья дворянина предписывалось с полицией доставлять в ближайший город, откуда под конвоем отправлять к месту службы. А для получения отпуска всем офицерам вплоть до младших и на самый короткий срок требовались личное разрешение императора и приказ по армии — фактически тот же паспорт. Озлобление дворянства достигло такого накала, что некоторые из участников заговора против Павла I и убийства императора признавали, что были подвигнуты к этому необходимостью получать паспорта наравне со своими крестьянами.

"Смастерили два фальшивых документа"


Ужесточение правил и повышение паспортных сборов вполне объяснимым образом привели к повсеместному распространению подделки паспортов. Стоили подделки дешевле подлинников, а при тогдашнем уровне криминалистической техники и связи между городами и весями обладатели фальшивых документов могли почти ничего не опасаться. В итоге в начале XIX века поддельных паспортов стало так много, что новому императору Александру Павловичу пришлось обнародовать специальный указ о выдаче паспортов, написанных на специальных печатных бланках. Но это лишь ненадолго остановило подделку главного проездного документа. Как только было разрешено открытие частных типографий, страждущие смогли вновь получать паспорт в обход закона. Мало того, в самом законодательстве содержалась лазейка, помогавшая беглым обладателям фальшивок: с рукописными паспортами по-прежнему можно было ездить, но нельзя было останавливаться на ночлег, что в общем-то было решаемой проблемой.

Чтобы оценить масштабы явления, достаточно сказать, что из присоединенной к Российской империи Бессарабии, куда предпочитали переправляться во времена Александра I беглые, за несколько лет выслали обратно около 50 тыс. человек, по всей видимости воспользовавшихся на долгом пути на юг фальшивыми паспортами. Сравнимое число беглых, чьи документы не вызывали явных сомнений, в Бессарабии тогда же легализовались.

Во всем цивилизованном мире в это время на фоне разворачивающейся индустриальной революции шло ослабление ограничений на передвижение людей. А вот в Российской империи времен Александра I, считавшегося либералом и реформатором и именовавшегося подданными Благословенным, ограничения постоянно ужесточались. В 1805 году, например, чиновникам снова указали, что они могут оставлять службу для поездки на отдых или по личным делам только с разрешения начальства и получив паспорт. А губернаторы, чтобы уехать за пределы губернии более чем на два-три дня, получали паспорт от самого императора.

В 1809 году власти решили упорядочить пребывание крестьян-отходников и прочих ремесленных и торговых людей в Петербурге. Отныне каждому из них по приезде в столицу вменили в обязанность являться в специальное адресное бюро, где паспорт обменивали на особую адресную карточку. Мера позволяла следить за временными жителями, фиксируя место, куда они нанялись на работу, их новый адрес, а также выявлять лиц с просроченными паспортами.

И все же на фоне своего брата и преемника Николая I Александр I выглядел и либералом, и Благословенным. В 1832 году при деятельном участии Николая Павловича был составлен Свод уставов о паспортах и беглых. Этим законом получение паспортов предписывалось всем сословиям без исключения: "Никто не может отлучиться от места своего постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта". Не менее строгие порядки устанавливались и относительно сроков действия паспортов. Любое лицо с просроченным паспортом приравнивалось к беглым. Единственное исключение царь-солдат сделал для вышедших в отставку, причем вне зависимости от их прежнего чина и звания. Отставные солдаты, как и отставные офицеры и чиновники, вместе с женами и детьми получали бессрочные паспорта и могли путешествовать, покуда позволяли средства, и выбирать любое место для жительства.

Существовала и категория подданных империи, которым выдавать паспорта запрещалось при любых обстоятельствах: члены секты жидовствующих. Этих русских крестьян, предпочитавших христианству иудаизм, Николай I счел более опасными, чем все вольнодумные враги престола и самодержавия. И именно для пресечения дальнейшего развития секты установил это строгое ограничение.

Кроме того, император ввел обязательное правило для регистрации приезжих в полиции. Любой хозяин гостиницы или домовладелец обязан был без промедления сообщить о госте в полицию. Правда, для удобства жизни привилегированных сословий потом были сделаны некоторые послабления в применении этой нормы. Регистрировать в гостиницах позволялось не сразу, а по истечении трех дней пребывания гостя. Так что снимавшие номер на ночь для развлечений могли не опасаться регистрации своих имен и имен своих спутниц. Можно было не регистрировать и крепостных, привозивших в городские дома своих хозяев съестные припасы из деревни, если срок их пребывания в городе не превышал недели. В остальных же случаях на лиц, виновных в несообщении полиции о приезжих, накладывался штраф — пять рублей за каждый день просрочки.

Однако стройную конструкцию николаевской паспортной системы грозил разрушить технический прогресс. Для того чтобы не отстать от всего мира, России требовались железные дороги. Но быстрое передвижение людей по рельсам, на которых не предусматривалось полицейских застав, противоречило всем представлениям о контроле за перемещениями подданных империи. Именно поэтому, как утверждают некоторые мемуаристы, а вовсе не из-за отсутствия опыта и средств задерживалось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Даже после ее сооружения в окружении Николая I продолжались споры о том, как сделать поездки пассажиров более контролируемыми. В качестве главной меры надзора решили оставить правила, действовавшие для пассажиров курсировавших между столицами дилижансов. У них помимо паспорта проверяли наличие специального документа из полиции, в котором говорилось, что власти не имеют к имярек никаких претензий и знают о его намерении отправиться в путь.

Но применение этого правила на железной дороге привело к непредвиденным осложнениям. Для записи и проверки паспортов и разрешений, без чего невозможно было купить билет, требовалось огромное количество служащих, что приводило к убыткам для железнодорожных компаний. А с точки зрения самих пассажиров процесс занимал столько времени, что до некоторых пригородных мест легче было добраться в экипаже. Так что выдачу специальных разрешений полиции пришлось отменить. Собственно, с этого момента, с 1851 года, задуманная Петром I паспортная система стала разрушаться.

После поражения в Крымской войне и воцарения Александра II начались разговоры о паспортной реформе и заседания многочисленных комиссий по ее осуществлению. Как водится, в ожидании перемен полиция ослабила контроль. В результате, когда возникла необходимость бороться с отечественным революционным терроризмом, оказалось, что никакие паспортные правила, по существу, не соблюдаются. Хозяева гостиниц не сообщают полиции о приезжих, а самих полицейских это не слишком заботит. Но главное, поддельные паспорта получили такое распространение, что все враги престола и отечества беспрепятственно путешествуют по стране и с абсолютной липой умудряются без проблем покинуть места ссылки. К примеру, известный большевистский публицист Ю. Стеклов вспоминал о своем побеге из Сибири в 1899 году:

"С помощью отыскавшегося в колонии и состоявшего из нескольких фальшивых печатей "паспортного бюро", заключенного в круглую жестяную коробочку из-под монпансье и несколько лет провалявшегося без употребления, мы смастерили два фальшивых документа: проходное свидетельство, якобы выданное мне якутской полицией по окончании ссылки для свободного следования в Херсон, и паспорт — книжку на имя мифического инженера-технолога II разряда (существуют ли такие, мы, впрочем, не знали) какого-то Ивана Алексеева. Недостающие печати вырезал для нас шлиссельбуржец Мартынов, в то время находившийся в Якутске. Кроме того, один чиновник дал мне свой настоящий паспорт, которым я мог пользоваться лишь в случаях крайней необходимости, например при прописке в больших центрах Европейской России. Проходное свидетельство на мое имя было сделано настолько удачно, что Темников, увидевши его, пришел в восторг и просто ахнул от изумления, до того ловко была подделана подпись полицеймейстера. Это свидетельство я имел в виду предъявлять, если бы меня узнали по дороге".

Собственно, после таких эпизодов борьбу за контроль над страной власти проиграли полностью. Правительство выдвигало и обсуждало новые паспортные правила, позднее в Думе дебатировался вопрос о предоставлении жителям России свободы передвижения. Но никакого особого смысла это уже не имело. Окончательно царская паспортная система рухнула не в 1917, а в 1914 году — после начала Первой мировой войны, с появлением огромного числа беженцев, чьи передвижения невозможно было контролировать.

Однако эра свободы передвижений продлилась сравнительно недолго. Стоило большевикам полностью и окончательно взять власть в свои руки, как они вновь вспомнили о паспортной системе, прописке и ограничении на передвижения граждан. Вот только опирались они, вводя в 1932 году паспорта, не столько на царскую, сколько на германскую систему. Но смысл и цели остались вполне в духе преобразователя Петра I.


Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1138118

 

 

Алиев поздравил дагестанцев с Наврузом

·                            



Президент Дагестана Муху Алиев поздравил жителей республики с праздником весеннего равноденствия Навруз-Байрам.

"Пусть этот традиционный народный праздник, символизирующий возрождение природы и знаменующий пробуждение весны, послужит дальнейшему укреплению взаимопонимания и согласия в дагестанском общества, принесет в каждую семью счастье и благополучие",
– отметил М. Алиев.

Навруз (Новруз) – праздник весны и начала нового года у иранских, кавказских и тюркских народов. Название в переводе с персидского языка означает "новый день".
Отмечается в День весеннего равноденствия и в ряде стран является государственным праздником: 21 марта в Иране, республиках Средней Азии и Азербайджане, а 22 марта в Таджикистане и Казахстане

Источник: http://www.yuga.ru/news/149540/

 

 

Минобороны предоставит точные данные о погибших во время Великой Отечественной войны

·                            

 



Министерство обороны РФ планирует создать специальную комиссию, которая уточнит информацию о потерях советской армии во время Великой Отечественной войны, сообщает портал «Русский обозреватель». Для уточнения данных будет использована информация, накопленная в Обобщенном электронном банке данных, который создан в Минобороны России.

Во время работы над ОБД было обработано более 10,2 млн. страниц документов из 32 428 архивных дел Центрального архива Минобороны России и 30 590 паспортов воинских захоронений. В банк данных включено 23 млн записей. География пользователей – 7 897 городов из 165 государств.


Необходимость подобного уточнения, по словам начальника управления Минобороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерала-майора Александра Кирилина, связана с большим количеством недостоверных данных о потерях СССР во время войны. Как подчеркнул Кирилин, будет подсчитываться, «сколько человек были отправлены из военкоматов, сколько вернулись, с учетом тех, кто попал в плен, дезертировал и так далее. То есть не только ежесуточные потери в войне или данные о потерях в каком-либо бою».

По словам генерала-майора Кирилина, комиссия займется подсчетом потерь среди вооруженных сил. Напомним, ранее Минобороны сообщало, что количество погибших на фронте составляет 8 млн 860 тыс. 400 человек. Всего же за годы Великой Отечественной войны погибло около 26,6 миллиона человек.

Источник: http://www.historyfoundation.ru/news_item.php?id=203

 

 

Что за птица этот Жар?

·                            



Александра Суперанская

 

Шлепнев А.П. (Пенза): Уважаемый профессор, расскажите, пожалуйста, о происхождении моей фамилии. Ни мой дед, ни мой отец за свою жизнь так и не узнали, что она означает.

 

Суперанская: Фамилия не редкая, но территориально ограниченная. В Западной Украине и Польше слово "слепой" произносится с очень мягким шепелявым с, напоминающим русское ш. При русской записи фамилий, содержащих этот звук, такое с писали через ш. Отсюда фамилия Шлепнёв. Эту фамилию, как и общепринятую Слепнёв, можно объяснить двояко.

1. Кто-то из предков был слабовидящим или незрячим.

2. От прозвища Слепень "кровососная муха" (В. Даль) по какому-либо сходству человека с этим насекомым, сравните поговорку: Слепень толст, да прост.

Сравните другие фамилии с ш вместо ожидаемого с: Шлепаков, Шлепин, Шлепов, Шлепотин.

 

Мандраков М.В. (Ульяновская обл., Новоспасский р-н, п. Фабричные Выселки): Я человек эрудированный, прочитал много книг, газет, журналов, показывал кино в местном клубе про сельскую жизнь, но нигде мне не встретилась моя фамилия. Хотелось бы узнать истоки происхождения моей фамилии.

 

Суперанская: Фамилия Мандраков - редчайшая. Ее нет ни в одном словаре, хотя фамилии с тем же корнем: Мандрик, Мандриков, Мандрикин, Мандрыкин, Мандрыгин встречаются с XVI века. Они образованы от той же основы мандр- с суффиксом -ик /-ык/-ыг. Все эти слова областные, не представленные в литературном языке. В интересующей нас фамилии задействован другой именной суффикс -ак, сравните Ивак, Степак, Кузмак. Остается выяснить значение основы мандр и образованного от нее прозвища Мандрак.

В.И. Даль приводит северное, олонецкое значение слова мандра "земля, берег, материк" и новгородское "человек тяжелого нрава", а также юго-западный глагол мандровать - "странствовать, преимущественно пешком". От всех перечисленных слов возможно образование мандрак в разных значениях: "человек, живущий на берегу", "человек тяжелого нрава", "путешественник, странник".

 

Герцев Н.А. (Мосальск): Уважаемая Александра Васильевна, мне бы хотелось узнать происхождение фамилии моих родителей - Герцевы. Мы коренные жители Калужской области, ни в своем городе, ни в городах, в которых я училась, мне не встречались однофамильцы. Также мне хотелось бы узнать происхождение фамилии моего мужа - Жариков.

 

Суперанская: Фамилия не самая редкая. В Москве в конце ХХ века было 20 семей Герцовых. Фамилия может быть истолкована по-разному:

1. Из немецкой фамилии Gertz, образованной из родительного падежа имени Gert (h), которое является сокращенной формой имени Герхард Gerhard.

2. Из белорусского имени Герц - сокращенной формы имени Герцений, соответствующего русскому Арсений.

3. Из еврейского имени Герц от немецкого Herz "сердце".

4. Из старобелорусского герцать "плутовать", откуда герц "плут".

В разных семьях происхождение основы фамилии Герц может быть разным. Оформленная русским суффиксом -ев фамилия Герцев встречается в Смоленской области и Белоруссии.

Что касается фамилии Жариков, было древнерусское имя Жар, откуда распространенная фамилия Жаров. Жарик - это сын человека по имени Жар, маленький Жар. Имя Жар могли дать человеку с огненно рыжими волосами или очень смуглому, будто поджаренному, или человеку с горячим нравом.

 

Источник: http://www.rg.ru/2009/03/19/superanskaja.html

 

 

Назад в будущее

·                            



В краевом архиве отмечают, что  ставропольцев, желающих восстановить историю семьи или рода, в последнее время становится все больше. На помощь в этом нелегком деле теперь приходят не только старинные рукописные материалы, но и современные технологии. Как достижения настоящего помогают разобраться в прошлом, выясняла Лейла Лайпанова.

 

О том, что место рождения далеких предков определило его фамилию, Григорий Тимофеевич Машкин узнал несколько лет назад. Выяснилось, что род его берет начало в Курской губернии, Суджинская округа, деревня Машкина Ивница.


К первому посещению архива пенсионера, сами того не подозревая, подтолкнули внуки: любящий дедушка вместо сказок предпочитал рассказывать им реальные истории о прежней жизни. Григорий Тимофеевич рассказал, что у внуков периодически возникали вопросы, как звали бабушку, как дедушку. Оказалось, что знания своей родословной невелики. Это и стало стимулом к генеалогическим «раскопкам».


Для хорошей подготовки понадобилось время, терпение и более 300 архивных документов. Не уже, а только три года, подчеркивает исследователь, он каждый будний день как на работу, ходит в архив, и к капризам своих источников информации давно привык. Написанные от руки документы 200-летней давности разбирать не очень-то легко, да и не каждый автор мог похвастаться четким почерком. За годы архивной работы Григорий Тимофеевич, не будучи архивистом по профессии, научился разбирать чужие каракули, и даже помогает молодым сотрудникам архива.


В поисках информации о своей семье Григорий Тимофеевич побывал в архивах МВД, познакомился с документами из ростовских архивов. И за время кропотливой трехлетней работы добрался в своей родословной до 1720 года. Однако, по его мнению, этот срок слишком мал, чтобы окончить столь глобальное исследование.


Сроки работы можно сократить, уверяют в краевом комитете по делам архивов. За упрощение работы над родословной они взялись пару месяцев назад. Результатом их работы стало методическое интернет-пособие.


Заместитель начальника комитета Ставропольского края по делам архивов Елена Долгова объяснила, что по сути, это подсказка для тех людей, которые хотели бы провести эту работу, но не знают как это сделать, потому что работать с архивными документами достаточно сложно.


С чего начать работу и как сориентироваться в огромной массе материала – ведь только в этом архиве более миллиона документов! Электронный справочник готов ответить на эти вопросы, а, значит, существенно облегчит труд исследователей. И если вы твердо решили составить свою родословную, не спешите с головой окунаться в документы. Для начала загляните в интернет, пройдите по ссылке www.tr.stavkomarchiv.ru.

Источник: http://www.atvmedia.ru/?report=15284

 

 

Наследный хранитель

·                            



Владимир Толстой, праправнук Льва Толстого, является директором музея-заповедника "Ясная Поляна". Своей задачей считает сохранение и воссоздание родового имения, восстановление в нем атмосферы русской усадьбы XIX века

Так и хочется написать: "Ему в буквальном смысле на роду было написано стать хранителем Ясной Поляны". Но фамильная причастность к великому русскому классику сама по себе прав на директорство в яснополянском музее-заповеднике не дает.

У Льва Толстого более 250 живых потомков, разбросанных по всему свету, - и что с того? Да и Владимир Ильич не имел притязаний на эту хоть и видную, но беспредельно хлопотную должность. По образованию он журналист. Двенадцать лет проработал в журнале "Студенческий меридиан". В 1992 году напечатал в "Комсомольской правде" статью о бедственном положении толстовской усадьбы. А именно - об освоении ухватистыми русскими нуворишами - нет, не культурного, а хозяйственного наследия Льва Толстого: от прилегающей к усадьбе территории отрезались куски земли, в охранной зоне шла незаконная вырубка леса, вырастали особняки... Статья наделала шума, обсуждение поднятых в ней проблем было вынесено на коллегию министерства культуры. Через два года ее автор получил предложение стать государственным управляющим толстовского имения, или, официально говоря, директором музея-заповедника "Ясная Поляна".

 

"Он был для меня почти мифологическим персонажем"

 

- Когда вы впервые осознали свою причастность к толстовскому роду?

- С той поры, как себя помню. В нашей семье это было настолько естественно... Мой дед вернулся из эмиграции в 45-м году. Смелое было решение, даже безрассудное. Но ему очень хотелось на родину, и, когда появилась такая возможность, он и его брат, оба с семьями, приехали в Советский Союз. Поселился дед в Подмосковье, начал строить там домик. Но жизнь нашей семьи была как-то отделена от жизни вокруг. Это был микромир.

- Вы ощущали свою особость? Или, может, наоборот, ее отмечали простые советские люди, видя в вашем семействе графских потомков?

- Сейчас мне трудно это оценить. В те времена я был еще ребенком. Могу лишь сказать, что мой дед был очень общительным, открытым человеком, никакого превосходства над людьми иного происхождения он не демонстрировал. Хотя быстро понял, что Россия, в которую он стремился, и та, в которую попал, это не одно и то же. Он ехал на родину с огромным запасом идей, предложений по части сельского хозяйства. Он был в этой сфере специалистом широкого профиля - занимался животноводством, растениеводством, садоводством... В результате устроился в Наркомзем, несколько месяцев проработал и ушел - почувствовал, что его идеи мало кому интересны.

- На него смотрели с подозрением?

- Ну еще бы! Граф, социально чуждый элемент, находился в эмиграции... Вдобавок белый офицер. Если бы не личное вмешательство Сталина, приказавшего семью Толстых не трогать, нам не удалось бы избежать репрессий. Короче, дед уволился из Наркомзема и пошел в подмосковный колхоз рядовым колхозником. Надел телогреечку, сапоги и стал работать наравне с другими деревенскими жителями.

- Вы в Ясную Поляну когда впервые приехали?

- Лет в семь-восемь. Может быть, тогда и появилось ощущение причастности ко Льву Толстому.

- Ощущение прямого с ним родства?

- Нет, он был для меня почти мифологическим персонажем. Да и кем еще он мог быть, если на уроках литературы мы проходили его произведения. Мои одноклассники и учителя всегда обращали внимание на тождество наших фамилий.

- Но в школе-то знали, что вы потомок Толстого, а не однофамилец?

- Конечно, знали. И не упускали случая это как-нибудь подчеркнуть. В такие моменты во мне пробуждалась гордость за принадлежность к великому роду. Хотя в нашей семье этим никто не кичился. Наоборот, считалось, что если ты продолжатель толстовского рода, то не должен совершать дурных поступков.

- А среди ныне живущих потомков Толстого есть люди, позорящие славную фамилию?

Лев Николаевич проповедовал сближение позиций. Вот и мне хотелось создать атмосферу дружелюбия и внутри самого музея, и в его отношениях с внешним миром

- Я таких не знаю. Хотя, конечно, мы не ангелы. Все Толстые - очень страстные, влюбчивые натуры. Семейные катаклизмы, бурные перемены в личной жизни - все это с нами происходило. Но я не припомню, чтобы кто-нибудь из Толстых совершил откровенную подлость или какой-то поступок с душком. У меня четверо детей. Я вижу, как они ведут себя со сверстниками, в какие ситуации попадают и как из них выходят. Это достойное поведение. При том, что с родительской стороны - никакой накачки, никакого морализаторства. Этого и в моем детстве не было. Я просто видел, как живет мой отец, как жил мой дед, и для меня это было естественным поведением. Хотя, повторяю, Толстые отнюдь не ангелы. Они очень живые люди, с такими же слабостями, как у многих других. Ну, может быть, с особенными слабостями - толстовскими.

 

"Перво-наперво я убрал заборы"

 

- Вы первый директор "Ясной Поляны" из рода Толстых?

- Нет, третий. Но это если иметь в виду официальную должность. А вообще к толстовским музеям в Москве и Ясной Поляне были деятельно причастны дети Льва Николаевича - Сергей Львович и Татьяна Львовна. Это было во многом семейное дело.

- При вашем назначении какую-то роль сыграло то обстоятельство, что вы потомок Толстого?

- Я думаю, оно сыграло не последнюю роль.

- С чего вы начали свое директорство?

- Перво-наперво я убрал в усадьбе внутренние заборы и разрешил детям купаться в яснополянском пруду. Там прямо напротив входа в музей находится детский дом, в котором полсотни ребятишек. Что страшного случится, если летом они придут, разочек искупаются, а зимой наденут коньки и прокатятся по льду? У яснополянской природы проблемы огромные, но эти проблемы созданы не местными жителями.

- Как сотрудники музея отнеслись к вашему приходу в Ясную Поляну?

- По-разному, но в целом довольно настороженно. Кто-то считал даже, что Толстые все растащат, приватизируют, вернут Ясную Поляну в свою собственность. Абсурд. Тем не менее такие слова звучали. Атмосфера в коллективе была нездоровая. Мало того, усадьба еще занимала позицию обороны от внешнего мира. Она враждовала с местным населением, она враждовала с прессой. Поэтому одной из моих главных задач было снять, как говорил Лев Николаевич, невидимые барьеры, которые люди выстраивают между собой. Он имел в виду барьеры межэтнические, межконфессиональные, межсословные. Лев Николаевич проповедовал, как сейчас бы сказали, сближение позиций. Вот и мне показалось необходимым создать атмосферу дружелюбия и внутри самого музея, и в его отношениях с внешним миром. Чтобы вернуться к нормальному общению, нормальной совместной работе, потребовалось несколько лет.

 

Место рождения - Ясная Поляна

 

- Для яснополянских крестьян Лев Толстой был совершенно своим, но - своим барином, своим помещиком. А вас здешние обитатели кем считают? Вы кто для них?

- Ну не барин, конечно. Скажем так - радетель. Потому что музей в каком-то смысле выполняет функции муниципальной власти, разумеется, не подменяя ее. Чуть что - бегут в музей. Вышел из строя насос на водокачке, возникли какие-то другие бытовые неполадки - народ сразу сюда: помогите! Как-то так считается, что музей отвечает за все происходящее вокруг него. Я и в самом деле стараюсь помогать, когда есть возможность.

- Вы там и живете, в Ясной Поляне?

- Да, и я, и вся моя семья. Наш дом стоит на окраине деревни. Здесь у меня родилось двое сыновей. И я страшно горжусь, что в свидетельстве о рождении старшего и младшего написано: "Место рождения - Ясная Поляна".

 

"Музей стал меньше зарабатывать"

 

- Директором "Ясной Поляны" вы стали, не имея ни административного, ни хозяйственного опыта. За почти пятнадцать лет руководства музеем вы на нужды его научились зарабатывать?

- В какой-то мере, наверное, да. Хотя в последнее время делать это становится все сложнее.

- Кризис виноват?

- Кризис тут ни при чем. Мы стали меньше зарабатывать, потому что два года назад по воле министерства финансов из уставов музеев, в том числе и музеев-заповедников, были исключены виды деятельности, приносившие основную долю дохода.

- Например?

- Например, ведение гостиничного хозяйства, организация общественного питания и еще целый ряд жизненно важных для нас видов деятельности. В результате музеи-заповедники не только лишились главных источников пополнения внебюджетного фонда, но и встали перед лицом практически неразрешимых проблем в использовании государственной собственности, находящейся у них на балансе.

- А законодательство благоприятствует хозяйственной деятельности музеев?

- К сожалению, действующее законодательство не только не способствует защите заповедных территорий и зон их охраны, но и прямо создает конфликт интересов между администрациями музеев-заповедников и органами местной власти.

- В чем этот конфликт?

- В том, что региональные и муниципальные власти вынуждены рассматривать мемориальные ландшафты как источники пополнения своих бюджетов.

- Пополнения за счет чего?

- За счет средств от аренды, продажи земель. За счет налоговых платежей за пользование земельными угодьями. В условиях экономического кризиса эта проблема стала еще острее.

 

"Лев Толстой до конца жизни оставался глубоко верующим"

 

- Восемь лет назад вы обратились в Московскую патриархию с предложением осмыслить акт отлучения Льва Толстого от Церкви. И получили отказ. Чем он был мотивирован?

- Мое обращение в Московскую патриархию имело повод - в тот год исполнилось ровно сто лет с момента опубликования определения Св. Синода об отпадении графа Л.Н. Толстого от лона Православной церкви. И я написал Патриарху письмо. Оно было очень коротким и чрезвычайно деликатным. И не содержало просьбы отменить решение Священного Синода. Я ведь прекрасно понимаю, что не вправе давать какие-то рекомендации Церкви. Единственное, о чем я просил: не проходите мимо! Есть некая дата, существенная для российской истории. Прошел век, и век суровый для России. Поэтому мне показалось полезным по прошествии этих ста лет вернуться к осмыслению и самого акта отлучения, и его последствий для жизни русского общества, русского человека, в том числе православного. Я изучал документы, читал газеты того времени, знакомился с материалами общественных дискуссий вокруг отлучения. И у меня возникло ощущение, что этот акт дал сигнал к тотальному расколу российского общества. Раскололись и царствующая семья, и высшая аристократия, и поместное дворянство, и интеллигенция, и разночинские слои, и простой люд. Трещина прошла по телу всего русского, российского народа. Больше того, такая же трещина прошла внутри если не каждого, то очень многих людей, посеяв душевную смуту. Поэтому я был абсолютно убежден в важности обсуждения и осмысления этого явления.

- К новому Патриарху вы с этой же просьбой намерены обратиться?

- Пока не знаю. По крайней мере я не буду с этим спешить. Патриарху, не так давно заступившему на этот чрезвычайно важный и ответственный пост, есть чем заниматься, а у Православной церкви имеются и более насущные дела.

 

"Толстовство" - это в некотором смысле сектантство"

 

- Что значит сегодня жить по толстовскому моральному уставу? Так называемое "толстовство" - это что в сегодняшнем понимании?

- Вообще говоря, "толстовство" - это в некотором смысле сектантство. Это попытка неких групп людей выстроить свою жизнь по принципам, которые они вычитали у Толстого. Сам же Толстой весьма скептически относился к "толстовцам", всегда подчеркивал, что он не изобретает никакую религию, не навязывает людям "толстовского" понимания бытия. Он просто высказывался по главным человеческим вопросам - вопросам жизни и смерти. Да, у него появились последователи, продолжатели, но сам он не стремился стать для кого-то духовным наставником, непререкаемым моральным авторитетом. Он считал, что любая мысль живет и развивается, и нет ничего страшнее, чем заковать ее в какую-то мертвую схему. Как только идея закована, она умирает. Да и к самому Толстому нельзя подходить как к явлению застывшему, окаменелому. Для меня он - олицетворение вечного движения, вечного поиска, вечной жажды жизни. В нем глубина и широта такая, что постигнуть ее все равно невозможно.

 

Вернуть толстовские места

 

Директор "Ясной Поляны" сейчас стремится превратить в музей бывший уездный город Крапивну, в котором Лев Николаевич когда-то служил мировым посредником. Это старинный город (впрочем, уже потерявший статус города, сейчас там чуть более трех тысяч жителей), где самые старые и самые красивые дома теперь стоят бесхозные, с выбитыми стеклами. "Один из таких домов, - рассказывает Владимир Толстой, - мы уже получили в качестве филиала, на очереди два других". Праправнук великого русского классика хочет, как он говорит, "отвоевать у времени все толстовские места".

Источник: http://www.rg.ru/2009/03/19/tolstoy.html

 

 

МУЗЕЙ ИСТОРИИ НЕВЬЯНСКОГО КРАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ РОДОСЛОВНУЮ СТАРИННЫХ СЕМЕЙ.

·                            



Невьянский государственный историко-архитектурный музей приглашает посетить экспозицию "Невьянский край в XVII-XVIII веках" в музее истории Невьянского края.


          Музей истории Невьянского края расположен в историческом центре Невьянска, рядом с наклонной башней, в кирпичном здании бывшей заводской электростанции, памятнике промышленной архитектуры начала XX века. Предшественником здания электростанции, возведенного в 1914-15 годах, были заводские ворота, построенные в 1905 году в виде двух симметричных павильонов.


          Экспозиция музея охватывает период с начала XVII по XVIII века. Начинается с рассказа об истории местного населения: охотников, рыболовов, крестьян. Рудознатская лоза, железная руда, археологические находки, документы рассказывают о зарождении кустарного "железного" дела на Урале и о создании завода Дмитрия Тумашева - предшественника Невьянского завода.


          Построенный по указу Петра I, Невьянский завод 15 декабря 1701 года получил первый чугун. В 1702 году предприятие было передан промышленнику Никите Демидову. Демидовы сформировали в Невьянском крае настоящую промышленную "державу", включавшую в себя заводы, селения, пристани, рудники, лесные дачи.


          В экспозиции музея представлены генеалогические таблицы известных невьянских фамилий: священнослужителей, приказчиков, мастеровых и торговых людей, внесших свой вклад в создание завода и формирование поселения.


          В центре каждого заводского поселка ставили храм или часовню. Храмы строили добротные, в основном каменные: Казанский и Николаевский храмы в Быньгах, Воскресенский и Николаевский в Верх-Нейвинском заводе, Сретенская церковь в Киприно и Георгиевская в Северо-Конево, каменный Александро-Невский храм в селе Шурала… Многие из этих уникальных памятников уральской архитектуры были закрыты и перестроены в советское время.


          Невьянский завод в XVIII веке являлся настоящей кузницей уральских кадров и центром технических и технологических новшеств. Здесь в 1743 году была построена самая большая в мире "царь-домна".


          Вместе с заводом рос заводской поселок, который постепенно превратился в крупный торговый центр, стал средоточием многочисленных народных ремесел. Панорама "Вид Невьянского завода", изготовленная по рисунку 1742 года, наглядно показывает облик Невьянска середины XVIII века.


          Экспозиция "Невьянский край в XVII-XVIII веках" начинает работу с 21 марта по адресу: Невьянск, Сквер Демидовых, 3а. (рядом с наклонной башней.


          Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника, с 9-00 до 17-00.
          Телефон для справок:               (34356) 2-25-01       , 2-20-56.

Источник: http://orthodox.etel.ru/2009/11/18/18muzei.htm

 

 

Казаки: этнос или сословие?

·                            



Хорошо, что в средствах массовой информации публикуются материалы на казачьи темы. Плохо, что иногда приходится сталкиваться с невежеством и незнанием темы. Более того, иногда казачий фольклор выдается за исторические истины.

 

Припоминаю случай, как однажды на праздновании Дня Ставрополя один из артистов, играя роль Петра I, произнес фразу: «Казаки, я дарую вам свободу». Но историкам хорошо известно, что именно Петр I после Булавинского восстания казнил несколько тысяч казаков. Многие, в т. ч. казаки-некрасовцы, бежали из России. Он же отменил выборность войсковых атаманов и т. д. В ряде информационных сообщений неправильно трактуются традиции казачьего самоуправления, воинской службы, вопросы о причислении казаков к сословию. Хотелось бы на страницах газеты ознакомить читателей, хотя бы кратко, с некоторыми вопросами, которые касаются казачества.

 

24 января 2009 года, как известно, исполнилось 90 лет со времени принятия Оргбюро ЦК ВКП(б) циркулярного письма «Об отношении к казакам». В протоколе заседания не отмечены фамилии присутствующих. Не осталось и подлинника постановления. Лишь в Центральном партийном архиве бывшего института марксизма-ленинизма сохранилась копия документа. По всей вероятности, тот, кто составлял и принимал этот зловещий документ, побоялся проклятий потомков.

 

Маховик репрессий на местах был раскручен так, что его не могли остановить окончательно в течение многих десятилетий. До сих пор вряд ли кто-либо укажет точную цифру уничтоженных, выселенных, умерших от голода казаков.

 

Прошло уже почти двадцать лет с того времени, когда казачество вновь заявило о себе, стали создаваться общественные организации по его возрождению. За это время написано множество научных статей, учебных пособий, монографий, в которых рассматривались вопросы казачества с различных точек зрения, иногда прямо взаимоисключающих друг друга. Самой злободневной являлась тема о том, являются ли казаки народом или сословием. Разумеется, эта тема сложна и требует научного подхода.

 

В газетной статье вряд ли возможно полностью раскрыть вопрос о казачестве как культурно-этнической общности — народе. Постараемся кратко остановиться лишь на некоторых архивных и исторических материалах, чтобы с их помощью понять, о чем идет речь, и высказать свое личное суждение.

 

В 1807 году вышла книга Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи», которая была издана для Московского государственного университета. В ней перечисляются славянские народы России. Это «россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

 

В учебнике «Русская история» Устрялова, изд. 1845 г., сказано: «Народ казацкий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки древних половцев, черкесов, переселившихся с Кавказа, русские удальцы, для которых были тягостны законы, беглые поляки, молдаване, татары, не терпевшие самовластия ханов. Чудесная смесь племен отразилась в чертах казаков, их языке, в самом образе жизни. Лица их доселе выражают нечто азиатское. Язык их состоит из слов русских, татарских, польских и др. …Бесстрашие их напоминает детей Кавказа».

Очень интересную трактовку слова «казак» дал известный донской историк начала ХХ века Е. П. Савельев. В своем знаменитом труде «История казачества» за 1915-1916 гг. он отмечал: «Казаки прежних веков, как это ни странно, не считали себя русскими, т. е. великороссами или москвичами: в свою очередь, и жители московских областей, да и само правительство смотрели на казаков как на особую народность, хотя и родственную с ними по языку и вере». Не случайно вплоть до XVIII века общение с донскими казаками русские цари осуществляли через Посольский приказ (читай — Министерство иностранных дел. — П. Ф.).

 

Великий русский писатель Л. Н. Толстой, прожив некоторое время в терской станице Новогладковской, в своей повести «Казаки» отметил значительную разницу между казаками и русскими людьми. Он писал: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе их обычаи, образ жизни и нравы горцев… Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими… Влияние России выражается (для казака. — П. Ф.) только с невыгодной стороны: стеснением в выборах (имеется в виду атаманов и руководящих органов. — П. Ф.), снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там… Казак по влечению менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защитить его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата».

 

В русском языке слово «казак» некоторое время употреблялось как «бездом-ник», «бродяга», или в узком смысле — «одинокий вольный человек, не имеющий своего крова и родины» (читай — бомж. — П. Ф.). Какое же число преступлений надо было совершить, чтобы образовался народ, который сразу же заявил о себе многочисленными положительными качествами?! Невозможно представить, чтобы где-то случайно встретилась громадная масса людей, увидевших впервые друг друга, сговорившись бежать в какие-то неведомые края, чтобы жить воровскими шайками, бродягами. Появившись на Дону, эти «беглые люди» вдруг неожиданно сумели проявить свой ум, смекалку, создать справедливое общество, управляемое самим народом, стать не только защитниками своей территории, но покорителями и стражами новых неизведанных земель. На примере Российского государства можно проследить, какой неоценимый вклад внесли казаки не только в его стабилизацию, но и расширение границ, которые до сего времени остаются самыми большими во всем мире. Так что споры об истинном значении слова «казак» и времени появления его в русском языке, времени появления казачества можно продолжить до бесконечности.

 

Значительную часть своего существования казачество боролось со степью. Прошло много веков, пока оно стало на путь объединения. К этому времени следует отнести организацию больших общин, появление постоянных поселений. Условия жизни требовали защиты и самообороны околиц своих населенных пунктов.

 

Запорожские и донские казаки создали самые оригинальные и неповторимые формы казачьей жизни и быта. устройство внутреннего быта и традиций у донских казаков было в духе древнего новгородского вече. Войсковой круг на Дону напоминал и Запорожскую раду. На войсковом кругу каждый казак имел право голоса наравне со всеми. Кругу принадлежала административная, законодательная и судебная власть, он назначал походы и производил межевание земельных угодий и водных ресурсов, ему принадлежало утверждение судебных приговоров и смертной казни. На кругу избирались казачьи начальники, а главным исполнителем решений войскового круга был войсковой атаман.

 

Многолик и многонационален был казачий народ, но все с воодушевлением пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова». Во время прохождения действительной службы казаков учили: «Не выпячивай грудь, ты не солдат», «Не топочи, ты не в пехоте», «Подбери брюхо, ты не мужик». Все это способствовало умению носить «казачью осанку», а это — широкая и твердая поступь, ловкость движений, смелый глаз.

 

Казаки, появившись на Кавказе, жили рядом с горскими народами на правом берегу Терека — «на гребнях». Только в начале XVIII века они перешли жить на левый берег, чтобы предотвращать свободные набеги крымских татар не только на самих себя, но и на ставших для них близкими и родными горцев.

 

Часть ученых отвергает гипотезу «о казаках как о народе» и заявляет, что это военное сословие, пользующееся определенными льготами и привилегиями. Возможны ли они сегодня? А вот этого как раз и не следует делать: в условиях развития демократического общества любые привилегии могут спровоцировать недовольство многих народов России и даже социальный взрыв в обществе.

 

На мой взгляд, казака следует определять по природному (потомственному) происхождению, по соблюдению им выработанных предками традиций, культуры, обычаев, а не по тому, принял ли он на себя обязанности несения государственной службы. К сожалению, за многие годы советской власти слово «казак» стало почти нарицательным, и многие возмущаются, когда казаки причисляют себя к этносу. И зачастую даже сами природные казаки не имеют смелости открыто заявлять о себе, что принадлежат к казачьему этносу. Последняя перепись служит тому подтверждением.

 

Для того чтобы возрождать казаков как этническую общность, необходим закон о казачестве, в котором должно быть четко определено, кто такой казак. В этом случае отпадет необходимость определять казака как принявшего обязанность несения государственной службы. К сожалению, по этому закону «казаками» стали представители многих народов. Но ведь никакому представителю чеченского народа не придет в голову стать черкесом или карачаевцем, а вот казаком — пожалуйста. Действительно, в ранние века казаками становились представители других народов. Но на это уходило не одно поколение и при условии принятия казаком веры, традиций, культуры, обычаев, которые становились родными. В свое время, когда казаки-гребенцы стали переселяться на левый берег Терека, часть из них не пожелала этого делать. Они ушли в горы и там приняли ислам, а через несколько поколений стали чеченским родом «гуно», т. е. гуноевцами. Голубоглазость и славянский тип лица до настоящего времени сохранились у многих.

 

Считаю, что вопрос о казачестве не должен сниматься с повестки дня. И если реестровое казачество (реестр в переводе с польского языка означает список. — П. Ф.) практически согласилось с вариантом служивых казаков, то представители общественных организаций, особенно природных (потомственных) казаков, обязаны продолжать работу по принятию закона о казачестве.

Казачество выжило, должно жить и будет жить, пока будут жить казаки.

Источник: http://www.stapravda.ru/20090318/kazaki_etnos_ili_soslovie_36422.html

 

 

 

Дата. Умер первый царь Всея Руси

·                            



Иван Грозный (25.08.1530 - 18.03.1584) вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. В день смерти царь Иван Васильевич долго парился в бане, после чего сел играть в шахматы, но внезапно упал навзничь. Агония была недолгой, и через несколько минут 50-летнее царствование ИВАНА IV кончилось. Смерть царя вызвала страшную суматоху. Опасаясь волнений, бояре попытались скрыть правду от народа и приказали объявить, будто есть надежда на выздоровление государя.

Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном

 

Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются существенные вопросы землевладения. В частности, принимаются постановления, затрудняющие дальнейшее существование вотчинных земель. Особое место занимают статьи о частновладельческом населении. В целом право перехода крестьян в Юрьев день по ст. 88 сохранялось, но несколько увеличилась при этом плата за "пожилое". Ст. 78 определяла положение другой значительной группы населения - кабальных холопов. Запрещалось, к примеру, превращать в холопов служилых людей, ставших должниками.

 

Однако главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей - дворян. В 1551 году на Стоглавом соборе Иван IV заявил о необходимости перераспределения ("переверстания") земель между землевладельцами: "у кого лишек, ино недостаточного пожаловати". Под "недостаточными" подразумевались служилые люди. Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В процессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. На основных территориях вводилась новая единица обложения - "большая соха". Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца: на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись также интересы церкви, зато в привилегированном положении оказывались помещики.

 

Размеры земельных владений обусловливали и прежние службы дворян. "Уложение о службе" (1555) устанавливало правовые основы поместного землевладения. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не меньше 100 четвертей земли (150 десятин, или примерно 170 га), так как именно с такой земельной площади должен был выходить на службу "человек на коне и в доспехе полном". Таким образом, с первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих - его вооруженные холопы. Согласно "Уложению", вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях,что и помещики.

 

Изменения в положении служилых людей тесно связаны также с отменой наместничьего управления (кормлений). Вместо "кормленичего дохода", шедшего в основном в руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог "кормленый откуп". Этот налог поступал в государственную казну, откуда раздавался служилым людям в качестве жалования - "помоги". Денежную "помогу" давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискацию владений и телесное наказание.

Источник: http://www.personalmoney.ru/txt.asp?rbr=205&id=1106805

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное