← Март 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
||
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Понедько
Понедько – фамилия, происходящая от мирского имени предка.
Фамилия образована от мирского некаледарного имени предка-основателя рода – Понеда, Понедя. Мирские имена или прозвища были широко распространены в старину на Руси. Как правило, они занимали место современных фамилий и передавались потомкам зачастую в неизменной форме. Но существовали и прозвища, происходящие от крестильных имен. Часто мирские имена давались в связи с боязнью людей попасть под колдовское влияние. Считалось, что имя, данное при крещении, необходимо сохранять в тайне, поскольку колдун, узнавший его, сможет навредить его носителю, используя имя в заклятиях. Поэтому придумывались мирские прозвища, зависящие чаще всего от качеств человека, его характера, привычек, поведения. Это могло быть название животного, рыбы, птицы, могло также сыграть роль и название ремесла, которым занимался человек, либо места его жительства или рождения.
Мирское прозвище состоит из предлога «по» и корня «нед», который, в свою очередь, может быть искаженной формой однокоренных слов. Наиболее распространенным вариантом происхождения считают сочетание предлога «по» и искаженной формы понятия «неделя». Слово «неделя» также образовано как словосочетание – от предлога «не» и слова «дело» и первоначально являлось названием выходного дня. Вместе с тем, название следующего дня после выходного произведено уже как сочетание предлога «по» и слова «неделя» - «понедельник», то есть «следующий день после недели». Таким образом, мирское прозвище вполне может быть связано с названием этого дня, но сокращенным, вероятно для более удобного произношения в качестве имени. В этом случае носитель прозвища имел какое-либо отношение к понедельнику, к примеру, одно из важнейших событий его жизни могло произойти в понедельник – рождение, свадьба и так далее. Известны случаи, когда в многодетной семье детей прозывали именно по названиям дней недели – Понедельник, Вторник, Середа и так далее, при этом имя Понедя вполне может быть уменьшительным сокращением от имени Понедельник. Подобным образом можно трактовать и другие, менее возможные значения происхождения корня «нед». Однако каждое из этих значений вполне могло стать основой для происхождения прозвища Понедя, Понеда.
Фамилия связывается с прозвищем предка посредством суффикса «-ко-» – патронимической частицы, принятой в Малороссии, а также в некоторых частях Великороссии до XVI века. Но, возможно, что прозвище трансформировалась в соответствии со звучанием большинства фамилий в тех землях, где проживал человек – так Понедька мог стать Понедько. Похожие фамилии, такие как Понедин, Понедов, Понеделин, Понедельник, Понеделенко, Понеделко, Понидков и другие, подобные им, родственны.
Источники: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1890-1907 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г.; Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта, 2006 г. МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.
Работы поисковикам хватит ещё ни на одно десятилетие · Поисковому отряду "Мончегорец" исполнилось 10 лет. По этому случаю традиционное заседание координационного совета Мурманского областного поискового объединения "Эхо войны" сделали выездным. На нём прошло обсуждение плана работы на предстоящий поисковый сезон. Он открывается с середины мая и длится почти до конца сентября. Отряд "Мончегорец" пользуется огромным авторитетом среди поисковиков Мурманской области.
Источник: http://murman.rfn.ru/rnews.html?id=25685&cid=7
«Две книги, два фото, два древа» · Старые фотографии, уж лучше их не смотреть. Потому что стоит взять в руки эти пожелтевшие листочки, как начинают звенеть щемящие нотки... Вот два мальчика, бескозырки и шортики с проймами, а рядом на лужайке мамы. И смотрят, смотрят в упор на тебя, словно что-то хотят спросить. А это отряд пионеров, наверно, пошли собирать подорожник? Кажется, ещё мгновение - и они шагнут из-за края бумаги. Нет, уж лучше убрать их подальше и не ворошить прошлое, так это нерационально в наше рафинированное, сжатое время.
Про бабушку и про дедушку
- В вашей газете летом была напечатана маленькая заметочка “Загляните в семейный альбом”, - рассказывает Людмила Николаевна СУРЖИКОВА. - Там и сообщалось: высылайте интересные снимки с описанием, кто на них и как сложилась их судьба, создаётся книга-альбом.
Написала и про дедушку, и про бабушку. Я ведь почему послала фотографии: мы четверо остались сиротами, отец нас бросил, а когда мне было четыре года, мама заболела. Воспитывали нас бабушка с дедушкой, и мы хорошо знали их судьбу. Тяжёлая жизнь была, они заслужили, чтобы о них написали...
Людмила Николаевна плачет, потом достаёт солидную тяжёлую книгу “Семейный альбом Челябинской области. 2008 год”. И бережно открывает заложенную страницу.
- Это мой дед, Андрей Петрович Кувайцев, - показывает она на бравого усатого солдата в папахе и хромовых сапогах. - Где-то месяца три назад увидела по челябинскому телевидению - показывали альбом и сказали: кто участвовал в проекте, его получат. И вот меня приглашают в администрацию и вручают эту книгу. Чудо-книга, такое наслаждение её листать и смотреть! Изумительный альбом с историями семей нашей Родины! Видно было, что Виктору Геннадьевичу Пономарёву жалко отдавать мне её, настолько она хороша. Обязательно все посмотрите в редакции!
“На снимке Андрею Петровичу лет 20 или немного более. Он родился в семье лавочника. Воевал в пехотном полку в Первую мировую войну. Оказался в немецком плену в Кёнигсберге. Домой вернулся с больными ногами. Пошёл работать на завод, был столяром-плотником.
Родителей Андрея Петровича в конце 1920-х годов раскулачили, сослали в Сибирь на шесть лет. В лагере он окончательно подорвал своё здоровье. Так как руки у него были золотые, в ссылке занимался отделкой домов и изготовлением мебели для лагерного начальства” - вот такие слова под фотографией в альбоме. Вроде немного, а на самом деле - целая эпоха, наши корни.
Горшочек прапрабабушки
Впервые увидел Вику Кувайцеву во дворе городского музея года два назад. Проходил краеведческий турнир, и Вика запомнилась: она принесла с собой семейные реликвии - цветочный горшочек и ажурную скатерть своей прапрабабушки. И что удивило: прапрабабушка девочки, Мария Васильевна Патрина, была как раз хозяйкой каменного особняка, у стен которого и проходило мероприятие. И вот Виктория, теперь уже восьмиклассница, достаёт из пакета толстенный многокилограммовый “Семейный альбом Челябинской области. 2008 год” и ещё несколько дипломов и грамот - заслуженная награда за многолетний кропотливый труд.
- С пятого класса начала изучать историю своей семьи, - рассказывает Вика, - участвовала в различных конкурсах, которые находила Ирина Юрьевна Зубарева, учитель истории, руководитель научного общества учащихся и мой классный руководитель. Идёт четвертый год, и у меня появилась четвёртая глава в исследовательской работе. Первая о династии Патриных, вторая о Клоковых, третья о моих родственниках, участниках Великой Отечественной войны и последняя о семейных реликвиях. В планах - работа над пятой главой, о родственниках за рубежом, сейчас ведём переписку с Будапештом.
- С чего началось твоё увлечение историей рода? - интересуюсь у своей собеседницы.
- Мы в пятом классе по русскому языку делали генеалогическое древо, и Ирина Юрьевна увидела, что у нас одинаковые родственники. С этого всё и началось. Ну а самая моя большая помощница - бабушка Римма Дмитриевна Кувайцева. Это она сохранила старые вещи, письма, фотографии.
- Какие планы на будущее? - спрашиваю Вику.
- Не знаю, буду поступать на исторический факультет или нет, но мне нравится искусство, я хотела бы стать визажистом. А сейчас занимаюсь в музыкальной школе, заканчиваю седьмой класс по фортепьяно. Если в девятом классе ещё больше заинтересуюсь историей, буду поступать на исторический факультет, а визаж останется голубой мечтой.
Виктория открывает альбом на “своей” странице: “На снимке большая семья усть- катавского фельдшера Василия Александровича Клокова и его жены Александры Степановны (они в центре). У них родилось двенадцать детей, на фотографии только семь: Елизавета, Валент, Мария, Сергей, Александр, Иоанн, Михаил...”
- Мне нужно сделать твой портрет. На каком фоне тебя сфотографировать, назови любимое место? - пытаюсь выяснить у Виктории.
- Конечно, у дома моей прапрабабушки, - сразу предлагает она.
Старые фотографии, листочки застывшей памяти. И всё же не часто, но надо их ворошить, иначе как осознать кто мы, что мы? А как только маленький человечек научился говорить, читать, ему надо рассказывать о своих родителях, о родителях родителей. И попробовать нарисовать с ним первое родословное древо.
Источник: http://ukn.oblast74.ru/news/society/2009/03/17/doc11421
Привязное свидетельство · 290 лет назад, в 1719 году, в российском законодательстве впервые появилось упоминание о паспорте. С самого начала своего существования этот документ служил не столько для идентификации владельца, сколько для того, чтобы ограничить его отлучки с места постоянного жительства. Получать паспорт обязывались не только крестьяне, но и дворяне и лица духовного сословия. Чтобы обрести право на передвижение, приходилось пройти непростую процедуру, а во времена Екатерины II за выдачу документа требовалось уплатить солидный паспортный сбор. Многие из созданных паспортной системой ограничений действовали даже в начале XX века, из-за чего в Российской империи, как нигде в мире, процветала подделка паспортов.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1138118
Алиев поздравил дагестанцев с Наврузом · Президент Дагестана Муху Алиев поздравил жителей республики с праздником весеннего равноденствия Навруз-Байрам. Источник: http://www.yuga.ru/news/149540/
Минобороны предоставит точные данные о погибших во время Великой Отечественной войны ·
Министерство обороны РФ планирует создать специальную комиссию, которая уточнит информацию о потерях советской армии во время Великой Отечественной войны, сообщает портал «Русский обозреватель». Для уточнения данных будет использована информация, накопленная в Обобщенном электронном банке данных, который создан в Минобороны России. Во время работы над ОБД было обработано более 10,2 млн. страниц документов из 32 428 архивных дел Центрального архива Минобороны России и 30 590 паспортов воинских захоронений. В банк данных включено 23 млн записей. География пользователей – 7 897 городов из 165 государств.
По словам генерала-майора Кирилина, комиссия займется подсчетом потерь среди вооруженных сил. Напомним, ранее Минобороны сообщало, что количество погибших на фронте составляет 8 млн 860 тыс. 400 человек. Всего же за годы Великой Отечественной войны погибло около 26,6 миллиона человек. Источник: http://www.historyfoundation.ru/news_item.php?id=203
Что за птица этот Жар? ·
Шлепнев А.П. (Пенза): Уважаемый профессор, расскажите, пожалуйста, о происхождении моей фамилии. Ни мой дед, ни мой отец за свою жизнь так и не узнали, что она означает.
Суперанская: Фамилия не редкая, но территориально ограниченная. В Западной Украине и Польше слово "слепой" произносится с очень мягким шепелявым с, напоминающим русское ш. При русской записи фамилий, содержащих этот звук, такое с писали через ш. Отсюда фамилия Шлепнёв. Эту фамилию, как и общепринятую Слепнёв, можно объяснить двояко. 1. Кто-то из предков был слабовидящим или незрячим. 2. От прозвища Слепень "кровососная муха" (В. Даль) по какому-либо сходству человека с этим насекомым, сравните поговорку: Слепень толст, да прост. Сравните другие фамилии с ш вместо ожидаемого с: Шлепаков, Шлепин, Шлепов, Шлепотин.
Мандраков М.В. (Ульяновская обл., Новоспасский р-н, п. Фабричные Выселки): Я человек эрудированный, прочитал много книг, газет, журналов, показывал кино в местном клубе про сельскую жизнь, но нигде мне не встретилась моя фамилия. Хотелось бы узнать истоки происхождения моей фамилии.
Суперанская: Фамилия Мандраков - редчайшая. Ее нет ни в одном словаре, хотя фамилии с тем же корнем: Мандрик, Мандриков, Мандрикин, Мандрыкин, Мандрыгин встречаются с XVI века. Они образованы от той же основы мандр- с суффиксом -ик /-ык/-ыг. Все эти слова областные, не представленные в литературном языке. В интересующей нас фамилии задействован другой именной суффикс -ак, сравните Ивак, Степак, Кузмак. Остается выяснить значение основы мандр и образованного от нее прозвища Мандрак. В.И. Даль приводит северное, олонецкое значение слова мандра "земля, берег, материк" и новгородское "человек тяжелого нрава", а также юго-западный глагол мандровать - "странствовать, преимущественно пешком". От всех перечисленных слов возможно образование мандрак в разных значениях: "человек, живущий на берегу", "человек тяжелого нрава", "путешественник, странник".
Герцев Н.А. (Мосальск): Уважаемая Александра Васильевна, мне бы хотелось узнать происхождение фамилии моих родителей - Герцевы. Мы коренные жители Калужской области, ни в своем городе, ни в городах, в которых я училась, мне не встречались однофамильцы. Также мне хотелось бы узнать происхождение фамилии моего мужа - Жариков.
Суперанская: Фамилия не самая редкая. В Москве в конце ХХ века было 20 семей Герцовых. Фамилия может быть истолкована по-разному: 1. Из немецкой фамилии Gertz, образованной из родительного падежа имени Gert (h), которое является сокращенной формой имени Герхард Gerhard. 2. Из белорусского имени Герц - сокращенной формы имени Герцений, соответствующего русскому Арсений. 3. Из еврейского имени Герц от немецкого Herz "сердце". 4. Из старобелорусского герцать "плутовать", откуда герц "плут". В разных семьях происхождение основы фамилии Герц может быть разным. Оформленная русским суффиксом -ев фамилия Герцев встречается в Смоленской области и Белоруссии. Что касается фамилии Жариков, было древнерусское имя Жар, откуда распространенная фамилия Жаров. Жарик - это сын человека по имени Жар, маленький Жар. Имя Жар могли дать человеку с огненно рыжими волосами или очень смуглому, будто поджаренному, или человеку с горячим нравом.
Источник: http://www.rg.ru/2009/03/19/superanskaja.html
Назад в будущее · В краевом архиве отмечают, что ставропольцев, желающих восстановить историю семьи или рода, в последнее время становится все больше. На помощь в этом нелегком деле теперь приходят не только старинные рукописные материалы, но и современные технологии. Как достижения настоящего помогают разобраться в прошлом, выясняла Лейла Лайпанова.
О том, что место рождения далеких предков определило его фамилию, Григорий Тимофеевич Машкин узнал несколько лет назад. Выяснилось, что род его берет начало в Курской губернии, Суджинская округа, деревня Машкина Ивница.
Источник: http://www.atvmedia.ru/?report=15284
Наследный хранитель · Владимир Толстой, праправнук Льва Толстого, является директором музея-заповедника "Ясная Поляна". Своей задачей считает сохранение и воссоздание родового имения, восстановление в нем атмосферы русской усадьбы XIX века Так и хочется написать: "Ему в буквальном смысле на роду было написано стать хранителем Ясной Поляны". Но фамильная причастность к великому русскому классику сама по себе прав на директорство в яснополянском музее-заповеднике не дает. У Льва Толстого более 250 живых потомков, разбросанных по всему свету, - и что с того? Да и Владимир Ильич не имел притязаний на эту хоть и видную, но беспредельно хлопотную должность. По образованию он журналист. Двенадцать лет проработал в журнале "Студенческий меридиан". В 1992 году напечатал в "Комсомольской правде" статью о бедственном положении толстовской усадьбы. А именно - об освоении ухватистыми русскими нуворишами - нет, не культурного, а хозяйственного наследия Льва Толстого: от прилегающей к усадьбе территории отрезались куски земли, в охранной зоне шла незаконная вырубка леса, вырастали особняки... Статья наделала шума, обсуждение поднятых в ней проблем было вынесено на коллегию министерства культуры. Через два года ее автор получил предложение стать государственным управляющим толстовского имения, или, официально говоря, директором музея-заповедника "Ясная Поляна".
"Он был для меня почти мифологическим персонажем"
- Когда вы впервые осознали свою причастность к толстовскому роду? - С той поры, как себя помню. В нашей семье это было настолько естественно... Мой дед вернулся из эмиграции в 45-м году. Смелое было решение, даже безрассудное. Но ему очень хотелось на родину, и, когда появилась такая возможность, он и его брат, оба с семьями, приехали в Советский Союз. Поселился дед в Подмосковье, начал строить там домик. Но жизнь нашей семьи была как-то отделена от жизни вокруг. Это был микромир. - Вы ощущали свою особость? Или, может, наоборот, ее отмечали простые советские люди, видя в вашем семействе графских потомков? - Сейчас мне трудно это оценить. В те времена я был еще ребенком. Могу лишь сказать, что мой дед был очень общительным, открытым человеком, никакого превосходства над людьми иного происхождения он не демонстрировал. Хотя быстро понял, что Россия, в которую он стремился, и та, в которую попал, это не одно и то же. Он ехал на родину с огромным запасом идей, предложений по части сельского хозяйства. Он был в этой сфере специалистом широкого профиля - занимался животноводством, растениеводством, садоводством... В результате устроился в Наркомзем, несколько месяцев проработал и ушел - почувствовал, что его идеи мало кому интересны. - На него смотрели с подозрением? - Ну еще бы! Граф, социально чуждый элемент, находился в эмиграции... Вдобавок белый офицер. Если бы не личное вмешательство Сталина, приказавшего семью Толстых не трогать, нам не удалось бы избежать репрессий. Короче, дед уволился из Наркомзема и пошел в подмосковный колхоз рядовым колхозником. Надел телогреечку, сапоги и стал работать наравне с другими деревенскими жителями. - Вы в Ясную Поляну когда впервые приехали? - Лет в семь-восемь. Может быть, тогда и появилось ощущение причастности ко Льву Толстому. - Ощущение прямого с ним родства? - Нет, он был для меня почти мифологическим персонажем. Да и кем еще он мог быть, если на уроках литературы мы проходили его произведения. Мои одноклассники и учителя всегда обращали внимание на тождество наших фамилий. - Но в школе-то знали, что вы потомок Толстого, а не однофамилец? - Конечно, знали. И не упускали случая это как-нибудь подчеркнуть. В такие моменты во мне пробуждалась гордость за принадлежность к великому роду. Хотя в нашей семье этим никто не кичился. Наоборот, считалось, что если ты продолжатель толстовского рода, то не должен совершать дурных поступков. - А среди ныне живущих потомков Толстого есть люди, позорящие славную фамилию? Лев Николаевич проповедовал сближение позиций. Вот и мне хотелось создать атмосферу дружелюбия и внутри самого музея, и в его отношениях с внешним миром - Я таких не знаю. Хотя, конечно, мы не ангелы. Все Толстые - очень страстные, влюбчивые натуры. Семейные катаклизмы, бурные перемены в личной жизни - все это с нами происходило. Но я не припомню, чтобы кто-нибудь из Толстых совершил откровенную подлость или какой-то поступок с душком. У меня четверо детей. Я вижу, как они ведут себя со сверстниками, в какие ситуации попадают и как из них выходят. Это достойное поведение. При том, что с родительской стороны - никакой накачки, никакого морализаторства. Этого и в моем детстве не было. Я просто видел, как живет мой отец, как жил мой дед, и для меня это было естественным поведением. Хотя, повторяю, Толстые отнюдь не ангелы. Они очень живые люди, с такими же слабостями, как у многих других. Ну, может быть, с особенными слабостями - толстовскими.
"Перво-наперво я убрал заборы"
- Вы первый директор "Ясной Поляны" из рода Толстых? - Нет, третий. Но это если иметь в виду официальную должность. А вообще к толстовским музеям в Москве и Ясной Поляне были деятельно причастны дети Льва Николаевича - Сергей Львович и Татьяна Львовна. Это было во многом семейное дело. - При вашем назначении какую-то роль сыграло то обстоятельство, что вы потомок Толстого? - Я думаю, оно сыграло не последнюю роль. - С чего вы начали свое директорство? - Перво-наперво я убрал в усадьбе внутренние заборы и разрешил детям купаться в яснополянском пруду. Там прямо напротив входа в музей находится детский дом, в котором полсотни ребятишек. Что страшного случится, если летом они придут, разочек искупаются, а зимой наденут коньки и прокатятся по льду? У яснополянской природы проблемы огромные, но эти проблемы созданы не местными жителями. - Как сотрудники музея отнеслись к вашему приходу в Ясную Поляну? - По-разному, но в целом довольно настороженно. Кто-то считал даже, что Толстые все растащат, приватизируют, вернут Ясную Поляну в свою собственность. Абсурд. Тем не менее такие слова звучали. Атмосфера в коллективе была нездоровая. Мало того, усадьба еще занимала позицию обороны от внешнего мира. Она враждовала с местным населением, она враждовала с прессой. Поэтому одной из моих главных задач было снять, как говорил Лев Николаевич, невидимые барьеры, которые люди выстраивают между собой. Он имел в виду барьеры межэтнические, межконфессиональные, межсословные. Лев Николаевич проповедовал, как сейчас бы сказали, сближение позиций. Вот и мне показалось необходимым создать атмосферу дружелюбия и внутри самого музея, и в его отношениях с внешним миром. Чтобы вернуться к нормальному общению, нормальной совместной работе, потребовалось несколько лет.
Место рождения - Ясная Поляна
- Для яснополянских крестьян Лев Толстой был совершенно своим, но - своим барином, своим помещиком. А вас здешние обитатели кем считают? Вы кто для них? - Ну не барин, конечно. Скажем так - радетель. Потому что музей в каком-то смысле выполняет функции муниципальной власти, разумеется, не подменяя ее. Чуть что - бегут в музей. Вышел из строя насос на водокачке, возникли какие-то другие бытовые неполадки - народ сразу сюда: помогите! Как-то так считается, что музей отвечает за все происходящее вокруг него. Я и в самом деле стараюсь помогать, когда есть возможность. - Вы там и живете, в Ясной Поляне? - Да, и я, и вся моя семья. Наш дом стоит на окраине деревни. Здесь у меня родилось двое сыновей. И я страшно горжусь, что в свидетельстве о рождении старшего и младшего написано: "Место рождения - Ясная Поляна".
"Музей стал меньше зарабатывать"
- Директором "Ясной Поляны" вы стали, не имея ни административного, ни хозяйственного опыта. За почти пятнадцать лет руководства музеем вы на нужды его научились зарабатывать? - В какой-то мере, наверное, да. Хотя в последнее время делать это становится все сложнее. - Кризис виноват? - Кризис тут ни при чем. Мы стали меньше зарабатывать, потому что два года назад по воле министерства финансов из уставов музеев, в том числе и музеев-заповедников, были исключены виды деятельности, приносившие основную долю дохода. - Например? - Например, ведение гостиничного хозяйства, организация общественного питания и еще целый ряд жизненно важных для нас видов деятельности. В результате музеи-заповедники не только лишились главных источников пополнения внебюджетного фонда, но и встали перед лицом практически неразрешимых проблем в использовании государственной собственности, находящейся у них на балансе. - А законодательство благоприятствует хозяйственной деятельности музеев? - К сожалению, действующее законодательство не только не способствует защите заповедных территорий и зон их охраны, но и прямо создает конфликт интересов между администрациями музеев-заповедников и органами местной власти. - В чем этот конфликт? - В том, что региональные и муниципальные власти вынуждены рассматривать мемориальные ландшафты как источники пополнения своих бюджетов. - Пополнения за счет чего? - За счет средств от аренды, продажи земель. За счет налоговых платежей за пользование земельными угодьями. В условиях экономического кризиса эта проблема стала еще острее.
"Лев Толстой до конца жизни оставался глубоко верующим"
- Восемь лет назад вы обратились в Московскую патриархию с предложением осмыслить акт отлучения Льва Толстого от Церкви. И получили отказ. Чем он был мотивирован? - Мое обращение в Московскую патриархию имело повод - в тот год исполнилось ровно сто лет с момента опубликования определения Св. Синода об отпадении графа Л.Н. Толстого от лона Православной церкви. И я написал Патриарху письмо. Оно было очень коротким и чрезвычайно деликатным. И не содержало просьбы отменить решение Священного Синода. Я ведь прекрасно понимаю, что не вправе давать какие-то рекомендации Церкви. Единственное, о чем я просил: не проходите мимо! Есть некая дата, существенная для российской истории. Прошел век, и век суровый для России. Поэтому мне показалось полезным по прошествии этих ста лет вернуться к осмыслению и самого акта отлучения, и его последствий для жизни русского общества, русского человека, в том числе православного. Я изучал документы, читал газеты того времени, знакомился с материалами общественных дискуссий вокруг отлучения. И у меня возникло ощущение, что этот акт дал сигнал к тотальному расколу российского общества. Раскололись и царствующая семья, и высшая аристократия, и поместное дворянство, и интеллигенция, и разночинские слои, и простой люд. Трещина прошла по телу всего русского, российского народа. Больше того, такая же трещина прошла внутри если не каждого, то очень многих людей, посеяв душевную смуту. Поэтому я был абсолютно убежден в важности обсуждения и осмысления этого явления. - К новому Патриарху вы с этой же просьбой намерены обратиться? - Пока не знаю. По крайней мере я не буду с этим спешить. Патриарху, не так давно заступившему на этот чрезвычайно важный и ответственный пост, есть чем заниматься, а у Православной церкви имеются и более насущные дела.
"Толстовство" - это в некотором смысле сектантство"
- Что значит сегодня жить по толстовскому моральному уставу? Так называемое "толстовство" - это что в сегодняшнем понимании? - Вообще говоря, "толстовство" - это в некотором смысле сектантство. Это попытка неких групп людей выстроить свою жизнь по принципам, которые они вычитали у Толстого. Сам же Толстой весьма скептически относился к "толстовцам", всегда подчеркивал, что он не изобретает никакую религию, не навязывает людям "толстовского" понимания бытия. Он просто высказывался по главным человеческим вопросам - вопросам жизни и смерти. Да, у него появились последователи, продолжатели, но сам он не стремился стать для кого-то духовным наставником, непререкаемым моральным авторитетом. Он считал, что любая мысль живет и развивается, и нет ничего страшнее, чем заковать ее в какую-то мертвую схему. Как только идея закована, она умирает. Да и к самому Толстому нельзя подходить как к явлению застывшему, окаменелому. Для меня он - олицетворение вечного движения, вечного поиска, вечной жажды жизни. В нем глубина и широта такая, что постигнуть ее все равно невозможно.
Вернуть толстовские места
Директор "Ясной Поляны" сейчас стремится превратить в музей бывший уездный город Крапивну, в котором Лев Николаевич когда-то служил мировым посредником. Это старинный город (впрочем, уже потерявший статус города, сейчас там чуть более трех тысяч жителей), где самые старые и самые красивые дома теперь стоят бесхозные, с выбитыми стеклами. "Один из таких домов, - рассказывает Владимир Толстой, - мы уже получили в качестве филиала, на очереди два других". Праправнук великого русского классика хочет, как он говорит, "отвоевать у времени все толстовские места". Источник: http://www.rg.ru/2009/03/19/tolstoy.html
МУЗЕЙ ИСТОРИИ НЕВЬЯНСКОГО КРАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ РОДОСЛОВНУЮ СТАРИННЫХ СЕМЕЙ. · Невьянский государственный историко-архитектурный музей приглашает посетить экспозицию "Невьянский край в XVII-XVIII веках" в музее истории Невьянского края.
Источник: http://orthodox.etel.ru/2009/11/18/18muzei.htm
Казаки: этнос или сословие? · Хорошо, что в средствах массовой информации публикуются материалы на казачьи темы. Плохо, что иногда приходится сталкиваться с невежеством и незнанием темы. Более того, иногда казачий фольклор выдается за исторические истины.
Припоминаю случай, как однажды на праздновании Дня Ставрополя один из артистов, играя роль Петра I, произнес фразу: «Казаки, я дарую вам свободу». Но историкам хорошо известно, что именно Петр I после Булавинского восстания казнил несколько тысяч казаков. Многие, в т. ч. казаки-некрасовцы, бежали из России. Он же отменил выборность войсковых атаманов и т. д. В ряде информационных сообщений неправильно трактуются традиции казачьего самоуправления, воинской службы, вопросы о причислении казаков к сословию. Хотелось бы на страницах газеты ознакомить читателей, хотя бы кратко, с некоторыми вопросами, которые касаются казачества.
24 января 2009 года, как известно, исполнилось 90 лет со времени принятия Оргбюро ЦК ВКП(б) циркулярного письма «Об отношении к казакам». В протоколе заседания не отмечены фамилии присутствующих. Не осталось и подлинника постановления. Лишь в Центральном партийном архиве бывшего института марксизма-ленинизма сохранилась копия документа. По всей вероятности, тот, кто составлял и принимал этот зловещий документ, побоялся проклятий потомков.
Маховик репрессий на местах был раскручен так, что его не могли остановить окончательно в течение многих десятилетий. До сих пор вряд ли кто-либо укажет точную цифру уничтоженных, выселенных, умерших от голода казаков.
Прошло уже почти двадцать лет с того времени, когда казачество вновь заявило о себе, стали создаваться общественные организации по его возрождению. За это время написано множество научных статей, учебных пособий, монографий, в которых рассматривались вопросы казачества с различных точек зрения, иногда прямо взаимоисключающих друг друга. Самой злободневной являлась тема о том, являются ли казаки народом или сословием. Разумеется, эта тема сложна и требует научного подхода.
В газетной статье вряд ли возможно полностью раскрыть вопрос о казачестве как культурно-этнической общности — народе. Постараемся кратко остановиться лишь на некоторых архивных и исторических материалах, чтобы с их помощью понять, о чем идет речь, и высказать свое личное суждение.
В 1807 году вышла книга Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи», которая была издана для Московского государственного университета. В ней перечисляются славянские народы России. Это «россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».
В учебнике «Русская история» Устрялова, изд. 1845 г., сказано: «Народ казацкий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки древних половцев, черкесов, переселившихся с Кавказа, русские удальцы, для которых были тягостны законы, беглые поляки, молдаване, татары, не терпевшие самовластия ханов. Чудесная смесь племен отразилась в чертах казаков, их языке, в самом образе жизни. Лица их доселе выражают нечто азиатское. Язык их состоит из слов русских, татарских, польских и др. …Бесстрашие их напоминает детей Кавказа». Очень интересную трактовку слова «казак» дал известный донской историк начала ХХ века Е. П. Савельев. В своем знаменитом труде «История казачества» за 1915-1916 гг. он отмечал: «Казаки прежних веков, как это ни странно, не считали себя русскими, т. е. великороссами или москвичами: в свою очередь, и жители московских областей, да и само правительство смотрели на казаков как на особую народность, хотя и родственную с ними по языку и вере». Не случайно вплоть до XVIII века общение с донскими казаками русские цари осуществляли через Посольский приказ (читай — Министерство иностранных дел. — П. Ф.).
Великий русский писатель Л. Н. Толстой, прожив некоторое время в терской станице Новогладковской, в своей повести «Казаки» отметил значительную разницу между казаками и русскими людьми. Он писал: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе их обычаи, образ жизни и нравы горцев… Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими… Влияние России выражается (для казака. — П. Ф.) только с невыгодной стороны: стеснением в выборах (имеется в виду атаманов и руководящих органов. — П. Ф.), снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там… Казак по влечению менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защитить его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата».
В русском языке слово «казак» некоторое время употреблялось как «бездом-ник», «бродяга», или в узком смысле — «одинокий вольный человек, не имеющий своего крова и родины» (читай — бомж. — П. Ф.). Какое же число преступлений надо было совершить, чтобы образовался народ, который сразу же заявил о себе многочисленными положительными качествами?! Невозможно представить, чтобы где-то случайно встретилась громадная масса людей, увидевших впервые друг друга, сговорившись бежать в какие-то неведомые края, чтобы жить воровскими шайками, бродягами. Появившись на Дону, эти «беглые люди» вдруг неожиданно сумели проявить свой ум, смекалку, создать справедливое общество, управляемое самим народом, стать не только защитниками своей территории, но покорителями и стражами новых неизведанных земель. На примере Российского государства можно проследить, какой неоценимый вклад внесли казаки не только в его стабилизацию, но и расширение границ, которые до сего времени остаются самыми большими во всем мире. Так что споры об истинном значении слова «казак» и времени появления его в русском языке, времени появления казачества можно продолжить до бесконечности.
Значительную часть своего существования казачество боролось со степью. Прошло много веков, пока оно стало на путь объединения. К этому времени следует отнести организацию больших общин, появление постоянных поселений. Условия жизни требовали защиты и самообороны околиц своих населенных пунктов.
Запорожские и донские казаки создали самые оригинальные и неповторимые формы казачьей жизни и быта. устройство внутреннего быта и традиций у донских казаков было в духе древнего новгородского вече. Войсковой круг на Дону напоминал и Запорожскую раду. На войсковом кругу каждый казак имел право голоса наравне со всеми. Кругу принадлежала административная, законодательная и судебная власть, он назначал походы и производил межевание земельных угодий и водных ресурсов, ему принадлежало утверждение судебных приговоров и смертной казни. На кругу избирались казачьи начальники, а главным исполнителем решений войскового круга был войсковой атаман.
Многолик и многонационален был казачий народ, но все с воодушевлением пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова». Во время прохождения действительной службы казаков учили: «Не выпячивай грудь, ты не солдат», «Не топочи, ты не в пехоте», «Подбери брюхо, ты не мужик». Все это способствовало умению носить «казачью осанку», а это — широкая и твердая поступь, ловкость движений, смелый глаз.
Казаки, появившись на Кавказе, жили рядом с горскими народами на правом берегу Терека — «на гребнях». Только в начале XVIII века они перешли жить на левый берег, чтобы предотвращать свободные набеги крымских татар не только на самих себя, но и на ставших для них близкими и родными горцев.
Часть ученых отвергает гипотезу «о казаках как о народе» и заявляет, что это военное сословие, пользующееся определенными льготами и привилегиями. Возможны ли они сегодня? А вот этого как раз и не следует делать: в условиях развития демократического общества любые привилегии могут спровоцировать недовольство многих народов России и даже социальный взрыв в обществе.
На мой взгляд, казака следует определять по природному (потомственному) происхождению, по соблюдению им выработанных предками традиций, культуры, обычаев, а не по тому, принял ли он на себя обязанности несения государственной службы. К сожалению, за многие годы советской власти слово «казак» стало почти нарицательным, и многие возмущаются, когда казаки причисляют себя к этносу. И зачастую даже сами природные казаки не имеют смелости открыто заявлять о себе, что принадлежат к казачьему этносу. Последняя перепись служит тому подтверждением.
Для того чтобы возрождать казаков как этническую общность, необходим закон о казачестве, в котором должно быть четко определено, кто такой казак. В этом случае отпадет необходимость определять казака как принявшего обязанность несения государственной службы. К сожалению, по этому закону «казаками» стали представители многих народов. Но ведь никакому представителю чеченского народа не придет в голову стать черкесом или карачаевцем, а вот казаком — пожалуйста. Действительно, в ранние века казаками становились представители других народов. Но на это уходило не одно поколение и при условии принятия казаком веры, традиций, культуры, обычаев, которые становились родными. В свое время, когда казаки-гребенцы стали переселяться на левый берег Терека, часть из них не пожелала этого делать. Они ушли в горы и там приняли ислам, а через несколько поколений стали чеченским родом «гуно», т. е. гуноевцами. Голубоглазость и славянский тип лица до настоящего времени сохранились у многих.
Считаю, что вопрос о казачестве не должен сниматься с повестки дня. И если реестровое казачество (реестр в переводе с польского языка означает список. — П. Ф.) практически согласилось с вариантом служивых казаков, то представители общественных организаций, особенно природных (потомственных) казаков, обязаны продолжать работу по принятию закона о казачестве. Казачество выжило, должно жить и будет жить, пока будут жить казаки. Источник: http://www.stapravda.ru/20090318/kazaki_etnos_ili_soslovie_36422.html
Дата. Умер первый царь Всея Руси · Иван Грозный (25.08.1530 - 18.03.1584) вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. В день смерти царь Иван Васильевич долго парился в бане, после чего сел играть в шахматы, но внезапно упал навзничь. Агония была недолгой, и через несколько минут 50-летнее царствование ИВАНА IV кончилось. Смерть царя вызвала страшную суматоху. Опасаясь волнений, бояре попытались скрыть правду от народа и приказали объявить, будто есть надежда на выздоровление государя. Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном
Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются существенные вопросы землевладения. В частности, принимаются постановления, затрудняющие дальнейшее существование вотчинных земель. Особое место занимают статьи о частновладельческом населении. В целом право перехода крестьян в Юрьев день по ст. 88 сохранялось, но несколько увеличилась при этом плата за "пожилое". Ст. 78 определяла положение другой значительной группы населения - кабальных холопов. Запрещалось, к примеру, превращать в холопов служилых людей, ставших должниками.
Однако главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей - дворян. В 1551 году на Стоглавом соборе Иван IV заявил о необходимости перераспределения ("переверстания") земель между землевладельцами: "у кого лишек, ино недостаточного пожаловати". Под "недостаточными" подразумевались служилые люди. Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В процессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. На основных территориях вводилась новая единица обложения - "большая соха". Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца: на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись также интересы церкви, зато в привилегированном положении оказывались помещики.
Размеры земельных владений обусловливали и прежние службы дворян. "Уложение о службе" (1555) устанавливало правовые основы поместного землевладения. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не меньше 100 четвертей земли (150 десятин, или примерно 170 га), так как именно с такой земельной площади должен был выходить на службу "человек на коне и в доспехе полном". Таким образом, с первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих - его вооруженные холопы. Согласно "Уложению", вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях,что и помещики.
Изменения в положении служилых людей тесно связаны также с отменой наместничьего управления (кормлений). Вместо "кормленичего дохода", шедшего в основном в руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог "кормленый откуп". Этот налог поступал в государственную казну, откуда раздавался служилым людям в качестве жалования - "помоги". Денежную "помогу" давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискацию владений и телесное наказание. Источник: http://www.personalmoney.ru/txt.asp?rbr=205&id=1106805
О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||