Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Туровец

 

Туровец – фамилия, сохранившая в себе информацию о месте жительства основателя рода.

 

 

Фамилия образована от топонима – названия географического объекта – Туров или Туровец. В старые времена при записи данных о личности человека довольно часто его просто приписывали к названию того или иного села или деревни где он родился или где жил долгое время. Также прозвище могло быть связано не только с названием селения, но и реки, леса, какой-нибудь местности, возле которой жил носитель. Кроме того, нередкими были прозвища по фамильному прозвищу или фамилии землевладельца – помещика, которому принадлежала эта земля. В современном мире встречаем следующие сведения о населенных пунктах, носящих похожие названия: Туров - древний город, расположенный в Гомельской области на юге Белоруссии, а также Туровец – местечко близ города Великий Устюг в Вологодской области.

Туров был древней столицей дреговичей — одного из трёх восточнославянских племён, считающихся предками современных белорусов. Впервые город упомянут под 980 годом в «Повести временных лет», где говорится, что город основан неким человеком по имени Туры. Это имя принято производить от древнескандинавского Þórir, современный аналог которому шведское Тоrе. Вместе с тем, название древнерусской церкви близ Киева - Турова божьница – могло быть образовано из древнескандинавского Þórr – «Тор, бог грома в скандинавской мифологии». Таким образом, и современный топоним Туров может быть обязан своему возникновению имени скандинавского божества.

 

Считается, что происхождение топонима Туровец связано с названием Туров. По одной из версий на месте Туровца в старину находилась крепость, построенная пришедшими литовцами. Стало быть название новому селению было дано в память о городе Турове, который до 1793 года принадлежал к Литовскому княжеству и суффикс «-ец» следует рассматривать в этом случае как уменьшительный. Вместе с тем в некоторых говорах России «туровить» означало «торопить, погонять». Прилагательное «туровый» несло значение «быстрый, прыткий, скорый». Также «туроветь, турать» означало «заботиться, быть обеспокоенным чем-либо». Возможно, что и эти диалектные глаголы сыграли свою роль в образовании названия Туровец.

В соответствии с общей схемой украинской ономастики, название жителя города и местности может быть использовано в качестве фамилии без добавления специального суффикса. Эти названия характеризуются различными суффиксами, самым распространенным из которых является «-ец», обычно обозначающий жителя города, в данном случае города Туров. Но, рассматривая вариант происхождения фамилии от топонима Туровец, заметим, что никакие новые патронимы в ее состав не вошли. Следует отметить, что образование бессуффиксальных отчеств также характерно для малороссийских и белорусских земель.

 

Источники: Большой энциклопедический словарь. М., 1998 г.; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1890-1907 г.; Никонов В. А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Унбегаун Б. О. Русские фамилии. М. Прогресс, 1995 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г.; Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта, 2006 г. МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.

 

 

 

Женщины страдают от "праздничного" стресса больше мужчин

Новогодние праздники общепринято несут в себе веселье, вкусную еду, больше времени с семьей, подарки и т.д., однако они также вызывают и стресс, причем у женщин больший, чем у мужчин.

 

Опрос Американской психологической ассоциации показал, что большей частью именно женщины страдают от повышенного стресса - 44% из 417 опрошенных американок по сравнению с 31% из 369 американцев.

 

Обычная реакция на стресс выражается в объедании, повышенном употреблении алкоголя и ленивом лежании на диване. В результате это приводит к ожирению, сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету и высокому кровяному давлению и заканчивается еще большим стрессом.

 

По опросу журнала Hallmark Magazine среди 277 опрошенных дам, самым популярным стресскиллером оказалось… превращение в "диванную картофелину" - 37% говорят, что это их излюбленная стратегия: cпрятаться ото всех, оставаться дома и валяться на диване, смотря телевизор, читая книги и т.д..

 

Среди других способов справиться со стрессом оказались: болтовня по телефону с подругами (22%), поход в спа-салон (6%), составление планов на будущее (5%) и работа над собой (3%).

 

Наиглавнейшими источниками стресса исполнительный директор ассоциации психолог Расс Ньюман считает нехватку времени, недостаток денег и необходимость дарить подарки, или, как называет это Ньюман, "коммерциализация и ажиотаж" вокруг праздников. Также не меньшее влияние оказывает собрание вместе всех родственников и неудачные попытки придерживаться диеты.

 

Но почему стрессу больше подвергаются женщины, чему мужчины?

 

"Женщины несут больше ответственности за покупку подарков, за организацию и проведение праздника, готовку еды и тому подобные вещи, вызывающие стресс от нехватки времени", - говорит Ньюман.

 

Лучший способом избавиться от напряжения, по мнению Ньюмана, - в обязательном порядке выделить время на самих себя и найти здоровые способы справиться со стрессом, например, с помощью упражнений, прогулок с друзьями и семьей, или просто заняться медитацией. Также доктор рекомендует изначально реалистично оценивать траты времени и денег.

Источник: http://www.vovremya.info/news/1231245863.html

 

 

 

В Австралии отмечают православное Рождество

Рождество является одним из самых любимых семейных праздников для русских, живущих в Австралии, временем, когда за одним столом собираются самые родные и близкие. И приятно осознавать, что далеко на чужбине выходцы не только из России, но и Украины, Белоруссии, а также других бывших Союзных республик, считают себя единым народом, нацией с общей уникальной и богатой культурой.

 

Рождество в стране бесконечных пляжей и экзотической природы начинается с посещения церкви. На пятом континенте прекрасно уживаются представители различных религиозных конфессий, по соседству строят мечети и костелы, возводят храмы и синагоги.

 

Одним из таких мест, куда православные люди могут не только прийти помолиться или исповедаться, но также получить помощь и поддержку, найти единоверцев и друзей является Свято-Покровский храм Московского Патриархата, расположенный в пригороде австралийского города Сидней. Его настоятелем на протяжении нескольких десятилетий является протоиерей, отец Владимир Макеев. Как рассказал священнослужитель в интервью ИТАР-ТАСС, рождественские праздники не ограничиваются лишь церковной службой, которая, как известно, является самым красивым и захватывающим зрелищем. По окончанию литургии сам отец Владимир навещает больных, восхваляя Господа нашего Иисуса Христа. Стоит отметить, что подобные мероприятия проходят не только в Сиднее, но и в Ньюкасле, Мельбурне, Брисбене, Хобарте.

 

Как говорят сами русские, заброшенные на далекий континент, Рождество предоставляет им уникальный шанс попасть в сказку и прикоснуться к волшебству, изучая австралийскую экзотику и привнося в нее русский колорит.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=239755

 

 

 

Музей-заповедник "Кижи" представляет выставку "Время заката"

Музей-заповедник "Кижи" представляет заключительную выставку из цикла "Этапы человеческой жизни".

 

26 декабря 2008 года в выставочном зале музея "Кижи" открылась выставка "Время заката" (Старость. Мир крестьянской культуры Заонежья конца XIX - начала XX века). Авторы выставки - нач. отдела истории и этнографии музея С.В. Воробьева, кандидат филологических наук и старший научный сотрудник этого же отдела Л.В. Трифонова.

 

Выставка завершает рассказ об основных возрастных периодах жизни крестьянина Заонежья от детства до старости. Именно о старости в народе говорили "на закат повернуло", "дни заходят", проводя аналогию между последним этапом человеческой жизни и заходом солнца.

 

На этнографической выставке представлено более 100 предметов, документов и фотографий из фондов музея, на основе которых посетители познакомятся с духовными устремлениями, мировоззрением, ежедневными занятиями старшего поколения крестьян.

 

Посетители узнают о том, как дед нянчил детей, присматривал за ними во время уличных игр, плёл лапти, делал игрушки и был для внуков главным источником сведений об окружающем мире, как старухи "пестовали", то есть нянчили, грудных младенцев, ходили с ребятишками в лес за грибами и ягодами, рассказывали сказки, занимались знахарством.

 

Как во все периоды жизни крестьян указателем возраста выступала одежда. На выставке можно будет увидеть отличия в одежде пожилых людей от представителей других возрастных групп. В первую очередь из одежды стариков исчезала вышивка красной нитью, как символ репродуктивных способностей человека. Это сближало одежду старых людей с детской. На выставке представлены образцы одежды заонежских стариков - женский старообрядческий и повседневный стариковский наряд.

 

В Заонежье существовали целые старообрядческие деревни. В Кижском приходе к таким деревням причислялись Кургеницы, Корба, Лахта, Волкостров, Боярщина. В других деревнях старообрядцы жили вместе с православными.

 

Интересно представлен круг чтения старшего поколения заонежан. На выставке можно увидеть Евангелие и Святцы, а также журнал "Душеполезное чтение" 1902 г., Травник, переписанный от руки с оригинала XVIII в семье крестьян Корниловых из д. Кургеницы в начале XX в. Последний документ еще раз подчеркнет роль знахарства в крестьянской среде и его неизменную связь с периодом старости.

 

Чувствуя приближение старости, пожилые люди становились более набожными: усердно соблюдали посты, чаще посещали храм. Старики-старообрядцы ревностно следовали традициям отеческого благочестия. Эта сторона жизни на выставке представлена православной иконой "Спаситель" и литым крестом с распятием XIX в., а также старообрядческими меднолитыми иконами.

 

К самой смерти старые крестьяне относились как к переходу в иную, вечную, жизнь и готовились к ней со всей ответственностью. Этот своеобразный переход в вечную жизнь показан на выставке старообрядческими намогильными столбиками с объемной резьбой. Старообрядческие намогильные столбики являются уникальными произведениями народной объемной резьбы по дереву, разнообразными по форме и иконографии.

 

Композиционным центром выставки является стилизованный угол крестьянской избы, где представлены старики и дети крестьянской семьи за их традиционными занятиями.

 

Привлекут внимание посетителей и родословные древа трех семей - рода Сергиных из д. Мунозера, уходящего корнями в XVIII век, знаменитого заонежского столяра-краснодеревщика из Падмозера Алексея Семеновича Гайдина (1863-1940-е г.), а также заонежских сказителей Рябининых, чей род известен в Заонежье с 1669 г. Крестьянскими родословиями авторы выставки раскрывают тему стариков-патриархов, стоявших во главе больших крестьянских семей.

 

При создании выставки использованы аудио- и видеоматериалы. По сложившейся в течение трех лет традиции научный сотрудник отдела фольклора И. Набокова в соавторстве с сотрудником отдела информации и компьютерных технологий С. Безручко специально для выставки создали фильм, который расскажет о таком непростом периоде крестьянской жизни как старость.

Источник: http://www.museum.ru/N35427

 

 

 

В Сети выложена цифровая копия афроамериканского справочника 1910 года «Эпоха прогресса и обещаний»

 

 

Цифровая копия справочника 1910 года «Эпоха прогресса и обещаний» выложена на сайте Государственной библиотеки Северной Каролины (США).

400-страничная книга — первая в своем роде — была сочинена борцом за права афроамериканцев У. Н. Хартсхорном для демонстрации успехов, достигнутых потомками черных рабов за годы, прошедшие после освобождения. Автор подробно описывает афроамериканские школы, вузы, церкви в Северной Каролине, дает биографии шестидесяти самых выдающихся черных просветителей, священников и бизнесменов второй половины девятнадцатого — начала двадцатого века.

 

Издание имеет важнейшее значение для изучающих историю Соединенных Штатов и копающихся в генеалогиях. Афроамериканская культура оказала огромное влияние на формирование современного облика страны. Сохранилось только 79 экземпляров этой книги.

 

Цифровая копия демонстрирует все потертости справочника, который вот уже сто лет остается востребованным у читателей.

 

Северная Каролина — знаковый штат для истории США. Первый ребенок, родившийся у английских колонистов на американской земле, появился на свет именно здесь. Первый солдат, погибший в Гражданской войне, был родом из Северной Каролины. Последний залп Гражданской войны произвел 75-й полк Северной Каролины.

 

Источник: http://culture.compulenta.ru/393769/?r1=yandex&r2=news

 

 

 

В Ягоднинском районе Колымы подведены итоги конкурса "Твоя родословная"

Семейные летописи, реликвии и родословные на суд жюри представили десятки колымчан

 

МАГАДАН, 11 января, Север ДВ. В 2008 году, который был объявлен Годом семьи,  Ягоднинская центральная районная библиотека организовала районный конкурс "Твоя родословная", основными целями которого стали укрепление семейных связей и приобщение к изучению истории Отечества через познание истории своей семьи. На конкурс были представлены несколько работ жителей  с описанием истории семьи, включая генеалогическое древо, иллюстративные материалы, семейные реликвии, сообщила РИА Север ДВ  главный библиотекарь  Светлана ГУКАЛОВА.

 

Конкурс проводился в нескольких номинациях. В первой из них - "Моя родословная" - была представлена работа участковой медсестры детской консультации Надежды ЛИТВИНОВОЙ, поразившая членов жюри своим серьезным подходом и глубиной охвата материала. Значимость работы в том, что Надежда Александровна составила развернутое, очень подробное генеалогическое древо своей семьи, включающей несколько поколений.

 

Наталья АНИСИМОВА, главный редактор районной газеты "Северная правда", признана победителем в номинации "Семейная летопись". Ею был предложен записанный собственноручно сборник рассказов-воспоминаний своей матери о ее родных и родственниках ее супруга, "дабы помнили дети и внуки, правнуки и праправнуки о корнях своих".

 

Татьяна БОРИСОВА, воспитатель детского сада "Ромашка", представила на конкурс, помимо рассказов о нескольких поколениях своей семьи, своеобразную презентацию предметов, уже ставших реликвиями. Это ордена, медали и грамоты, фотографии, открытки, детские игрушки. различные справки и документы, купюра "Десять червонцев" выпуска 1937 г., двухкопеечная монета 1801 г.,  значки и даже пуговицы. Татьяна Борисовна стала бесспорным лидером в номинации конкурса "Семейная реликвия".

 

Участникам  конкурса  вручены ценные призы.

Источник: http://severdv.ru/news/show/?id=20328

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное