← Декабрь 2008 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Мурахтанов Мурахтанов — фамилия, происходящая от имени основателя рода. Фамилия образована от мусульманского мужского имени Появление фамилий, основанных на именах мусульманского мира, было в России довольно частым явлением. Дело в том, что, хоть православная вера была раньше основополагающей, неотделимой от государства, в России существовали и другие религии. Здесь исповедовали и исповедуют ислам, иудаизм, буддизм, то есть имеются представительства практически всех значимых мировых религий, что отличает многонациональное государство, союз множества народов, чья культура, самобытность порой
неотделима от принятой ими религии, от веры отцов. Соответственно, и религия и культура влияли на выбор имени ребенка, поскольку имя выбиралось в соответствии с народными традициями, верой. Суффикс «-ов-», находящийся в составе фамилии, — великорусская патронимическая частица, которая указывает на образование отчества Мурахтанов в современной форме на территории России не ранее XVI века. Таким образом, фамилии, произошедшие от имени Муратхан и его производных, такие как Муратханов, Моратханин, Мурахтов, Мурахтан, Мурахтин, Муратханский, Муратхан, Муретханов и другие, подобные им, родственны. Надо отметить, что изменение состава фамилии иноязычного происхождения, как в русской, так и вообще славяноязычной ономастике далеко не является редкостью — это доказывает история множества русских фамилий, которые меняли свой состав при неправильной записи, либо
для более легкого, упрощенного звучания. Источники: Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. Уфа, 1973; Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. Этнография имен. М., 1971; Никонов В. А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. М., 1995 г.; Унбегаун Б. О. Русские фамилии. М. Прогресс, 1995 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г. МИГИ Программа «Российские
Династии» www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г. «Декабризма как единого явления не существовало» — Красивый миф о декабристах, существовавший как до революции — В первую очередь в том, что в основе этого мифа лежит реальность, фактическая сторона дела. Все нынешние радикальные опровержения позитивной истории декабризма построены либо на незнании, либо на сознательном искажении. Декабристский миф очень красив, он особенно импонирует молодым. И, кроме того, он корреспондирует с основной христианской идеей — идеей самопожертвования. Действительно, многие из декабристов готовы были принести себя в жертву,
понимая, что восстание грозит если не гибелью, то фатальными неприятностями для них. — Декабристы, насколько я понимаю, не были абсолютно монолитны как в жизненной философии, так и в политических воззрениях — даже в установках на восстание была существенная разница между Северным и Южным обществами, да и внутри каждого из них зачастую не было единодушия. — Нужно учитывать: никакого декабризма как единого явления не существовало. Это видно как по документам тайных обществ, так и по биографиям участников движения. Сюда входили люди очень разные по возрасту и социальному положению, люди, включившиеся в деятельность тайных обществ на разных этапах. Там, безусловно, были и бескорыстные прагматики, и честолюбцы, были и жестокие, и наивные… Одним словом, этих весьма разных, иногда не совместимых,
людей свели обстоятельства и главная идея. — Именно так и происходят революции — благодаря «гремучей смеси» обстоятельств и доминирующей идеи. — Разумеется. Но тайные общества возникли практически за десять лет до восстания 14 декабря 1825 года. Это были по сути кружки, объединявшие людей, видевших, что Россия идет по гибельному пути. Они ожидали катастрофы. — После войны 1812 года общество переживало небывалый подъем, о какой же катастрофе могла идти речь? — Когда рассуждают о декабризме, как правило, забывают об экономической ситуации в Российской империи после победы над Наполеоном. А ведь это очень важно для понимания контекста происходившего. Употребляя знакомые формулировки, скажу: 1825 год был годом финансового кризиса. И все предшествовавшие годы экономика была в предкризисном состоянии. После наполеоновских войн страна была разорена. А Сперанского (Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) —
российский государственный деятель, с — Кроме того, конечно, сказался и победоносный вояж во Францию: крестьяне, ставшие солдатами, увидели, как живет то же сословие во Франции. Ожидать, что сравнения будут забыты, не приходилось. — Русское крестьянство, совершившее подвиг в войне с Наполеоном, было вправе ожидать внимания властей к себе, различных экономических послаблений — улучшения своего положения. Этого не произошло, и глухой ропот крепостных, нараставший после 1812 года, не мог быть не слышен думающей частью российской элиты. И уж конечно декабристы знали об этом не понаслышке — большинство из них имело крепостных. — Отсюда в программе декабристов помимо равенства всех сословий перед законом появился и пункт об отмене крепостного права? Усиливался социальный антагонизм — дворянство опасалось «русского бунта»? — Вы помните диалог Пьера Безухова и Николая Ростова? В конце «Войны и мира» Пьер объясняет Николаю, зачем он вступил в тайное общество. Действие происходит как раз в — Вы имеете в виду мятеж 1831 года? — Да. Военные поселяне Старой Руссы и Великого Новгорода перебили офицеров, чиновников, лекарей и освободились. 30 тыс. вооруженных людей могли двинуться на Петербург, который был абсолютно к этому не готов и никак не защищен. Ведь гвардия в это время находилась в Польше — там усмиряли восстание. Николай I тогда говорил, что старорусские события гораздо опаснее, чем польский бунт: Польша далеко, а многотысячная толпа вооруженных
поселенцев всего в нескольких переходах от столицы. — Среди декабристов было достаточное количество людей, занимавших довольно высокие государственные и военные посты. Логично было бы ожидать попыток мирного диалога с властью, а не планов цареубийства… — С идеей цареубийства все было непросто: она перманентно возникала, но никогда не была одобрена большинством. В частности, на заре декабризма об убийстве императора заговорил Лунин и не был поддержан, чуть позже ту же идею выдвинул Якушкин, и она также была отвергнута. Лидеры самого большого по численности тайного общества — «Союза благоденствия» — делали ставку как раз на диалог с властью, на мирное
давление на нее. Они стремились к тому, чтобы члены общества заняли максимально большое количество важных государственных постов. И таким образом ход развития страны мог бы измениться без насилия. — И — Дело в том, что власть категорически не поддавалась, не сотрудничала. Характернейший пример: когда полковник Генерального штаба Александр Муравьев подал императору Александру I записку о постепенном освобождении крестьянства, царь сказал: «Дурак, не в свое дело вмешался». Этот частный случай, на мой взгляд, очень точно отражает невозможность диалога между властью и реформаторами. Но не случайно ставка делалась на военный переворот,
а не на всенародную революцию. Как образно выразилась академик Милица Нечкина, это была бы «революция, идущая строем». Декабристы, как вы помните, отказались от помощи толпы. Ведь когда они стояли на Сенатской площади, у них горожане просили оружие, обещали «перевернуть Петербург вверх дном». Но вот как раз — Как кричали в толпе на Сенатской: «Да здравствует Константин и жена его Конституция». — Это, конечно, красивый апокриф, но 14 декабря ни о какой конституции не было речи. А была речь как раз о соблюдении присяги. Ведь армия только что присягнула на верность наследнику престола Константину Павловичу. И вдруг ей предлагают присягнуть новому претенденту — Николаю Павловичу — младшему брату Константина. — Нынче в околоисторической среде нередко обвиняют декабристов как раз в нарушении присяги. — Подобные рассуждения — свидетельство исторической безграмотности. Сродни обвинениям в том, что — Упомянутый тезис о срыве конституционного процесса опровергается и документами, знакомыми даже школьнику: в Северном обществе конституцию готовил Никита Муравьев. Но вернемся к теме нарушения присяги — армия присягает императору, а не конкретному лицу, следовательно, после отречения Константина армия обязана была присягнуть Николаю. — Армия присягала Константину, которого считали законным наследником престола. — Но он отрекся от престола. — Но официально об этом не было объявлено, и в армии об этом не знали. И потому присягу Николаю восприняли как измену предшествующей — на верность Константину. Декабристы и планировали поднять войска после объявления о «переприсяге» — не случайно восстание было намечено именно на 14 декабря. Кроме того, надо помнить о политическом контексте русской жизни XVIII — первой четверти XIX века.
К этому времени уже убили трех царей — Петра III, Иоанна Антоновича и Павла I. Их убили люди, которые им присягали. Так что вопрос о легитимности власти вызывал большие сомнения. — Вопрос о легитимности власти вызывал большие сомнения как минимум с Екатерины I, которую посадила на престол гвардия… — Именно! Весь XVIII век — это чрезвычайно условная легитимность. А что касается Александра I, то он, по сути, санкционировал убийство своего отца — Павла I. И именно люди, убивавшие Павла, потом судили декабристов — в прямом и переносном смысле. И говорить о преемственности законной власти весьма затруднительно. — Значит ли это, что в борьбе за самые светлые идеалы можно отринуть само понятие законности? — Беда в том, что никакой законности в деле престолонаследия в России не существовало. Поэтому одним из главных лозунгов 14 декабря было установление законности и справедливого государственного устройства, которое базировалось бы на ограничении абсолютной власти силой закона. — Интересная ситуация получается: военные, которые обязаны быть опорой государственной власти, входят в сговор с целью низложения этой самой власти. И стремятся установить законность путем совершения государственного переворота. — Если власть творит беззаконие, то во имя интересов страны и народа она может быть низложена. Декабристы считали — армия должна быть не опорой конкретной модели государственного устройства, а радеть о пользе отечества. Самодержавная система была губительной для России, и дальнейшие события это подтвердили. Самодержавная модель губительна потому, что не трансформировалась вовремя, существовала в застывшем состоянии. Все попытки Александра
I и затем Николая I приступить к преобразованиям говорят об их ощущении тупика… Но императорам не хватило политической воли для стратегических шагов — они предпочитали тактические, то есть малоэффективные. Собственно, потому и нужные реформы Александра II не принесли ожидаемых результатов — они запоздали. — Декабристы не собирались участвовать в управлении государством, они «расчищали дорогу» тем, кто, по выражению Пушкина, «на обломках самовластья» выстроил бы новую политическую систему. И в эту систему встроились бы их друзья — военные и гражданские чиновники, входившие в тайные общества, но не вышедшие на Сенатскую площадь? — Разумеется, многие старшие гвардейские офицеры, генералы, полковники, знали о планах декабристов, были вхожи в их дома, более того, некоторые посещали собрания тайных обществ на протяжении многих лет. Другой вопрос, что 14 декабря старшие офицеры оказались не готовы выйти на площадь. Но в случае захвата власти многие из них, несомненно, ушли бы под знамена победивших заговорщиков. — А поскольку захват власти не удался, они остались под прежними знаменами? — Увы. У Александра Тургенева в «Записках» сказано: «Ермолов, Киселев, Воронцов — все знали и ждали: «Без нас не обойдутся». Вот вам неисключительный пример: на юге генерал Павел Киселев прекрасно знал о существовании тайного общества, он был личным другом Павла Пестеля. Бывал на встречах членов Южного общества, читал «Русскую правду». И он же потом арестовывал своих друзей после 14 декабря. Ещё пример,
не менее колоритный. Генерал Карл Бистром, командующий гвардейской пехотой, 14 декабря несколько часов не допускал свой полк к присяге — чтобы не присягать Николаю. Кстати, Бистром не получил — В последние годы зачастую можно слышать мнение, что это было «стоячее восстание». На Сенатской 14 декабря царила растерянность — часть полков стояла у Медного всадника с утра, часть пробивалась из казарм. — Так называемого «стоячего восстания» не было. С одиннадцати утра и до четырех дня на Сенатской стояли две с половиной роты солдат Московского полка — вот — План восстания, написанный Трубецким, рухнул 14 декабря, когда сам он, имевший полномочия «диктатора восстания», на Сенатской площади так и не появился, хотя в течение дня был рядом — на Дворцовой, в Главном штабе, а затем ещё в нескольких точках центра города, наблюдая за происходившим. — Этот план, о котором и тогда, и впоследствии весьма позитивно отзывались военные профессионалы, рухнул, когда его отказались выполнять два ближайших помощника диктатора — Александр Якубович и Александр Булатов. Внутри тайного общества вплоть до последних дней перед восстанием шла ожесточенная внутренняя борьба. Она так до конца и не закончилась к — Далее началось следствие, материалы которого практически полностью опубликованы. И несмотря на видимую корректность ведения следствия, на добросовестный поиск смягчающих обстоятельств и на честное изучение обстоятельств и мотивов возникновения «противуправительственного заговора», читать их весьма тяжело. Это неприятное ощущение возникает — Мне тоже было трудно читать материалы следствия по той же причине, что и вам. Я не думаю, что они были запуганы… Но… они были раздавлены неудачей, собственным унижением. Ведь, по сути, они вынуждены были давать показания недавним товарищам по службе, по 1812 году и даже по собраниям тайных обществ. Кроме того, они не считали себя вправе скрывать истинные намерения, полагали невозможным выгораживать себя. И по этой причине
рассказывали все. «Как славно мы умрем!» — воскликнул Александр Одоевский незадолго до восстания. При всем прагматизме, это были люди XIX века, они готовы были к гибели, но не к такому провалу. Им было легче умереть, чем оказаться в столь унизительном положении. — Николай I, который не только лично курировал следствие, но и сам допрашивал заговорщиков, оказался тонким психологом. Он умело играл именно на этой струне: «Вы думаете, вас расстреляют, вы будете интересны. Нет, я вас в крепости сгною». — Этот страх остаться безвестными тоже сыграл свою роль. Но у большинства подавленность исчезла относительно быстро. — «Тюрьма мне в честь, не в укоризну, — за дело правое я в ней. И мне ль стыдится сих цепей, когда ношу их за Отчизну», — эти строки осужденный к повешению Рылеев выцарапал на жестяной тарелке в Петропавловской крепости. А Одоевский писал: «Цепями, своей судьбой гордимся мы, и за оковами тюрьмы в душе смеемся над царями», — в ответ на знаменитое послание
Пушкина «В Сибирь». — В Сибири отчаяние сменилось оптимизмом и даже гордостью за содеянное. Это прослеживается и в воспоминаниях декабристов, и в мемуарах их жен, и в переписке. И в этом духе они воспитывали и детей. Вернусь к тому, что Николай I лично допрашивал декабристов — он делал это во многом для того, чтобы самому разобраться, почему столь уважаемые люди, герои войны, имевшие весьма высокое положение в обществе,
вхожие даже в круг приближенных ко двору, оказались способными на заговор. И не просто для того, чтобы захватить власть, — — Император оказался с точки зрения XX века поразительным гуманистом: к следствию было привлечено около пятисот человек, к смертной казни приговорены лишь пять человек, к каторге и ссылке — сто двадцать один. Женам осужденных было высочайше разрешено, а отнюдь не приказано разделить судьбу мужей. Родственники государственных преступников не только не были никак ограничены в правах, но и, напротив, получили новые посты. Характерный,
но далеко не единственный пример: назначение генерала Николая Раевского, тестя одного из руководителей восстания — Сергея Волконского, в Государственный совет. И последовавшее вскоре после восстания высочайшее заявление о недопустимости — Безусловно, ведь родственные связи, да и дружеские, были очень сильными. Как и влияние дворянских кланов российской элиты. Кроме того, Николай I небезосновательно предполагал, что даже верные ему люди испытывают сочувствие к заговорщикам — если не политическое, то как минимум человеческое. Восставшие сохранили свои связи в обществе. Не забывайте, кроме того, что императору было политически выгодно остаться гуманным и либеральным, как
сказали бы теперь, в глазах европейского сообщества. Ему нужно было карать жесткой рукой, но оставить за собой право на милость. — «Мы погибнем, но пример останется», — сказал Рылеев накануне 14 декабря 1825 года. Примером чего могут оставаться декабристы в XXI веке? — Примером трезвой оценки положения в стране. Примером того, как люди, для которых понятие чести и ответственности за свою страну выше собственного благополучия, готовы пойти на смертельный риск. Что таят фотоальбомы тверских знаменитостей? Подходит к завершению 2008год — Год семьи. Поэтому наш сегодняшний опрос мы решили посвятить таким семейным реликвиям, как фотоальбомы. Они есть почти в каждой семье. Интересно узнать, какие редкие фотографии у их владельцев имеются, в каком состоянии содержатся альбомы, как оформлены… Иначе говоря, хотелось выяснить, как в тверских семьях хранится и чтится память о предках, родственниках, друзьях. — Сохранились фотографии деда, прадеда, прабабушки. Самые старые — дореволюционные студийные снимки 1915–1917 годов. Имеются также фото братьев и сестер деда. Но таких несколько штук. Все остальные — более позднего времени. Фотоальбомы, где хранятся старые фото, фабричного производства, это обычные стандартные альбомы Ольга Боярская, артистка Тверской областной академической филармонии: — Мои дедушка и бабушка живы, и альбомы со старинными фотографиями хранятся у них. Мой дед был профессиональным фотографом, работал в издательстве, в драмтеатре. Он много снимал. На обратной стороне фото имеются пометки, указывающие дату, когда сделана съемка. Старые альбомы трогательно смотреть. Их в нашей семье около 10. На фотографиях запечатлены самые важные события. Что касается моей семьи, то у нас, конечно, тоже есть фотоальбомы.
Самые памятные фото — тех лет, когда родители были молодыми. Много моих фотографий: детских, школьных, с конкурса бальных танцев, когда я занималась в ДК «Металлист». Сейчас все осовременилось. Фото хранятся в электронном виде в компьютерах. Надежда Давыдова, преподаватель ТвГУ: — Семейными фотоальбомами занимается муж. У нас есть фотографии — В семье сохранилось немного фотографий. Но снимки с Борис Ершов, краевед: — У нас в семье несколько старых фотоальбомов с наклеенными фото. Есть дореволюционные, 1914 года, с изображением моего деда — военного, а также бабушки и теток. В первые годы Советской власти снялся на фото мой отец, тогда ещё мальчишка. Имеются предвоенные фото отца — учителя сельской школы, а также несколько его армейских снимков. На послевоенных фото запечатлена вся наша семья: трое детей и родители. Потом по хронологии
идут наши с женой годы: учеба, целина, начало трудовой деятельности после получения диплома Ольга Медведева, исполнительный директор Фонда творческого наследия Михаила Круга, сестра певца: — Самое памятное фото — снимок молодых родителей, стоящих по колено в воде в Каспийском море (г. Баку). Дата съемки — конец Владимир Каминский, предводитель Тверского регионального отделения Российского дворянского собрания: — У нас несколько семейных альбомов. Все они, начиная с самых старых, хранились у отца. В них фото конца ХIХ — начала ХХ века. В других альбомах запечатлены мои студенческие годы, свадьба, фото первой дочери Мой отец родился перед революцией. Впервые он стал сниматься на фото в период, когда познакомился со своей будущей женой. Отец был большим любителем театра. Есть его фото послевоенного периода. Всего у нас в семье 15–20 альбомов. В последние годы уделяю время оформлению современных альбомов. Много фотографий на компьютере: дачных, общественных, детских. Любовь Ковальчук, заведующая поликлиникой № 2 городской больницы № 7: — Есть альбомы с фотографиями родителей. Самые старые — фотографии моей мамы. Имеются фото родителей мужа — довоенные и послевоенные. Есть наш с мужем альбом, фотоальбомы детей. Ну и, конечно, альбомы Ильи с его спортивными фотографиями. Татьяна Любина, председатель Тверского — Фотоальбома как такового у меня нет, семейные фотографии хранятся в специальных коробках, которые родители привезли из Германии. Всего у нас четыре коробки. Самые старинные фотографии из сохранившихся датированы 1914 г. На них молодые дед и бабушка. Эти старые фото — с коричневатым оттенком и названием фотоателье. Более поздние фото — моих родителей, папы с мамой. Есть армейские фотографии отца, запечатлевшие его службу
в Германии. Мама работала воспитательницей в Зубцовском детском доме, остались её фотографии с детьми. Все фото разложены в хронологическом порядке. Абдуллу Гюля заставляют сдать ДНК, чтобы установить его этническую принадлежность Оппозиционеры Турции уверены, что Гюль имеет армянские корни. Президент подал в суд, чтобы добиться извинений за клевету, представив свое генеалогическое древо, но это не доказательство. Как сообщает Bakililar. AZ, настоящий скандал разгорелся в Турции. Оппозиционер Джанан Арытман обвиняет Абдуллу Гюля в предательстве национальных идей Турции, что, по её мнению, связано с армянскими корнями президента. Представитель Арытман заявила о том, что в Османской Турции всем новорожденным детям, которые на самом деле не являлись мусульманами, предоставляли документы, в которых указывалось, что их отцы — мусульмане. По мнению оппозиционера, фамильное древо — вовсе не доказательство. Абдулла Гюль должен будет пройти 25 ДЕКАБРЯ — РОЖДЕСТВО ПО НОВОМУ СТИЛЮ По григорианскому календарю 25 декабря — Рождество. В России, где Церковь сохранила верность юлианскому календарю, его обычно называют «католическим» (хотя в этот же день его празднуют и протестанты, и значительная часть православных) или «западным». Согласно Евангелиям, Иисус Христос родился (воплотился) в правление императора Августа в иудейском городе Вифлееме в семье плотника Иосифа Обручника из Назарета у его воспитанницы Марии (Богородицы и Приснодевы), которые прибыли в Вифлеем для участия в переписи населения во время управления Квириния Сириею (Лк. 2: 1–2). Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод велел провести избиение младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода. Современные историки считают, что на самом деле Христос родился на 5–7 лет раньше той даты, от которой ведется наше летоисчисление. День Рождества тоже не совпадал у разных христианских общин: армяне до сих пор празднуют Рождество и Крещение в один день. У Церквей, сохранивших древние традиции, Рождеству предшествует длительный (хотя и нестрогий) пост — подготовка к празднику. На Западе В списке народов России появилась национальность — тубалары Малочисленные народы Алтая восстановили свою национальность в официальном списке народностей России; в годы советской власти тубалар одним росчерком пера обезличили, при переписи в 1946 году записав в алтайцы В списке народов России официально появилась национальность — тубалары; это коренная малочисленная народность алтайцев, проживающих вдоль берегов Телецкого озера. В советские годы власти, не задумываясь, одним росчерком пера вычеркнули их из истории и записали в алтайцы, и лишь недавно через суд эта несправедливость была устранена. В редкие минуты отдыха женское население поселка Яйлю собираются в местном аиле. Участниц фольклорного коллектива всего четверо, за свое дело они радеют — репетиции не пропускают. — Головной убор обязателен, женщина с непокрытой головой — это большой стыд и позор. Коренных малочисленных народов, проживающих вдоль берегов Телецкого озера — с десяток, но если даже у соседей — теленгитов, кумандинцев и челканцев — сохранились традиции, язык и фольклор, тубаларский язык с давних времен передавался из уст в уста. — А Вы говорите на своем, тубаларском языке? Сергей Князев, тубалар, житель пос. Яйлю: — Нет, я понимаю, что говорят — просят, спрашивают. Для тубалар сама природа — главная кормилица: в тайге — охота, грибы да ягоды, в озере — рыба. На Алтае считается, что сбор кедровых шишек — истинно тубаларское занятие. Иван Кубешев, тубалар: — Идут тубалары на охоту, привязывают ленточку, чтобы кедр принес удачу. Отец семейства Туймешевых был очень удачливым охотником. Человек непосвященный скажет — ему просто повезло; тубалары объяснят — почему. — Вот он, наш красавец, наш дорогой, древний, вечно молодой кедр. В далеких Галина Туймешева, тубаларка: — Он говорит: «Товарищ, да разве у тебя глаз нет, разве ты не видишь красоты? Это же кедр — начало всей жизни!» В годы советской власти тубалар одним росчерком пера обезличили, при переписи в 1946 году записав в алтайцы. Но непокорные были во все времена, по мужской линии Валентины Грищук — сплошь трагедии. За вышивкой одолевают вспоминания. Валентина Грищук, тубаларка: — Среди алтайцев тубалары считались просвещенными людьми, подвергались репрессиям. Пострадали два моих дядьки, а дедушку сразу расстреляли. Справедливость восторжествовала в 2000 году, когда тубаларам вернули статус «коренных малочисленных народов». Никто не мог предвидеть, что трудности только Галина Туймешева, тубаларка: — Проходил суд в Турочакском народном суде, вот такое толстое решение суда, здесь — вся история наша описана, и на основании этого нас признали тубаларами. 17 октября 2007 года стало датой второго рождения большого семейства. Одни радеют за свою истинную национальность, другие поняли, что быть в числе коренных малочисленных народов не только исторически справедливо, но и выгодно. Максим Пыжанкин, тубалар, житель пос. Артыбаш: — 100 кубов леса дали, дом себе построил. — Это только потому, что Вы — тубалар? — Да, коренные малочисленные народы государством поддерживаются. В окрестных поселках проживает около 100 тубалар, они — хранители культуры, которая ещё недавно была никому не нужна. И за эти перемены благодарят тубалары свой священный талисман — Телецкое озеро. У меня младой был муж гнедой Александра Суперанская, профессор Суперанская: Фамилия Щенников происходит от древнерусского имени Щенник. Это одно из имен, образованных от слова щенок. Фамилия Аношин происходит от имени Аноша. Это ласкательная форма таких православных имен, как Онуфрий и Енох. Словообразовательные цепочки идут так: Онуфрий — Онофрей — Онохрей — Оноха — Аноха — Аноша; Енох — Еноха — Оноха — Аноха — Аноша. М. А. Тверитина ( Суперанская: Фамилия Тверитин интересна во многих отношениях. Прежде всего тверитин — это древнейшее название жителя города Тверь. Оно записано в Тверской летописи в 1326 г. Тогда же встретились названия «тверич» и «тверянин». Слово «тверитин» употреблял М. В. Ломоносов. Позже на смену ему пришли названия — «тверяк, тверитянин, тверичанин». Итак, тверитин — обозначение жителя по месту жительства. Такие обозначения часто сопутствовали именам людей в официальных записях. Ко времени становления фамилий ( Что касается фамилии Перекальский, то мы знаем, что фамилии, оканчивающиеся на -ский/-ская, часто происходят от географических названий. Но ни в России, ни в Белоруссии или Польше населенных мест с названиями типа Перекальск, Перекалье, Перекалы нет. В. И. Даль отмечает, что в северных областях перекалье — это промежуток, расстояние, например, между двумя озерами. В таком случае прозвание Перекальский мог получить человек, который
жил или занимался Е. И. Гнедаш (Новороссийск): Интересуюсь происхождением своей фамилии Гнедаш. Суперанская: Фамилию Гнедаш хочется сравнить с названием масти лошади — гнедая — Но форма Гнедаш заставляет вспомнить о производных от личных имен: Петраш, Дмитраш, Осташ, Ромаш. В церковных календарях было непонятное и редко даваемое имя Модест. Оно получило в народных говорах форму Гнедест по Л. И. Носуленко (п. Лососина, Хабаровский край): Интересуюсь своей девичьей фамилией Шамрай. Суперанская: Фамилия Шамрай происходит от имени Шамрай без всяких изменений. Имя впервые фиксируется в исторических документах в 1582 г.: Иван Шамрай, крестьянин Западных губерний. Трудно дать единое объяснение этому имени. В. И. Даль приводит слово шамра со значениями «порыв ветра», «зыбь на воде» и глагол шамрить «шуметь, причинять головокружение». Суффикс -ай используется в словообразовании личных имен, сравните Петрай, Михай,
Грицай. Значит, от шамра или шамрить можно было образовать имя Шамрай. Возможно, так называли неспокойного человека. В польском языке есть имя Шамрай/ Шемрай как производное от имени Шмер от слова шмер «тихий звук, шелест» или глагола шмерать/ шемрать «издавать тихий звук». Таким образом, имя Шамрай может быть польского происхождения. Наконец, имя Шамрай есть в марийском языке как стяженная форма древней фразы шам «сознание, чувство, самообладание» и мари/ маре «человек мари, мариец» плюс суффикс -ай. На современный язык его переводят как «умный человек». О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||