Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

Мурахтанов

Мурахтанов — фамилия, происходящая от имени основателя рода.

Фамилия образована от мусульманского мужского имени предка-основателя рода — Мурахтан. Имя Мурахтан, вероятно, является искаженной формой мусульманского имени Муратхан, изменившего свой состав под влиянием определенных русских говоров. Это имя впервые появилось в России в областях, исповедующих ислам — современные Татарстан, Узбекистан, Башкортостан, часть Кавказа и так далее в те времена, когда в этих областях уже стали широко применяться русские фамильные окончания. Имя Муратхан (Маратхан, Мурадхан, Ханмурат) состоит из двух арабских слов: слова murad — «желание, цель» и слова han, то есть «правитель, властелин» и дословно его можно перевести как «желание хана» или «любимец властителя». Соответственно, подобное имя, в качестве прозвища мог получить человек, приближенный к какому-либо влиятельному лицу — при этом не обязательно к хану. Следует отметить, что имя Муратхан было гораздо менее распространено, чем, к примеру, его корень — Мурат, что также может являться свидетельством его возникновения как, например, придворного прозвища, ставшего именем собственным.

Появление фамилий, основанных на именах мусульманского мира, было в России довольно частым явлением. Дело в том, что, хоть православная вера была раньше основополагающей, неотделимой от государства, в России существовали и другие религии. Здесь исповедовали и исповедуют ислам, иудаизм, буддизм, то есть имеются представительства практически всех значимых мировых религий, что отличает многонациональное государство, союз множества народов, чья культура, самобытность порой неотделима от принятой ими религии, от веры отцов. Соответственно, и религия и культура влияли на выбор имени ребенка, поскольку имя выбиралось в соответствии с народными традициями, верой.

Суффикс «-ов-», находящийся в составе фамилии, — великорусская патронимическая частица, которая указывает на образование отчества Мурахтанов в современной форме на территории России не ранее XVI века.

Таким образом, фамилии, произошедшие от имени Муратхан и его производных, такие как Муратханов, Моратханин, Мурахтов, Мурахтан, Мурахтин, Муратханский, Муратхан, Муретханов и другие, подобные им, родственны. Надо отметить, что изменение состава фамилии иноязычного происхождения, как в русской, так и вообще славяноязычной ономастике далеко не является редкостью — это доказывает история множества русских фамилий, которые меняли свой состав при неправильной записи, либо для более легкого, упрощенного звучания.

Источники: Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. Уфа, 1973; Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. Этнография имен. М., 1971; Никонов В. А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. М., 1995 г.; Унбегаун Б. О. Русские фамилии. М. Прогресс, 1995 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г. МИГИ Программа «Российские Династии» www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.


«Декабризма как единого явления не существовало»

Героико-романтический сюжет восстания 14 декабря 1825 года овеян таким количеством мифов, что порой кажется достоянием литературы, а не истории. Действительно, трудно не поддаться обаянию мужества людей, вышедших тогда на Сенатскую площадь, к Медному всаднику. Беспрецедентное явление в мировой политике — против существующего строя выступили не угнетенные, а представители сословия угнетателей. Государственный переворот во имя «установления справедливости» инициировали не «униженные и оскорбленные», а высокопоставленные военные и владельцы богатых поместий. За равенство всех сословий перед законом ратовали не бесправные рабы — крепостные, а именитые потомственные дворяне. И никто из них не претендовал на участие в государственной жизни в случае успеха восстания — таков был основополагающий постулат декабристской идеологии. В советское время восприятие этого феномена пытались ограничить формулировкой Ленина: «Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию», — что не помешало диссидентствующей интеллигенции слагать стихи о «вышедших на площадь» (которая после 1917 года была переименована в Площадь декабристов). На рубеже 90-х годов ХХ века идеологический маятник качнулся в противоположную сторону, и декабристов стало модно воспринимать как мятежников, задержавших либеральное развитие России почти на сто лет. Поразительно, но ни советское время, ни постсоветское не смогло погасить драматическое очарование той истории. Мифы и правда о событиях на Сенатской стали темой беседы с автором знаменитых монографий по декабризму — «Мятеж реформаторов», «Право на поединок» и «Дуэли и дуэлянты», историком и писателем, главным редактором журнала «Звезда» Яковом ГОРДИНЫМ.

— Красивый миф о декабристах, существовавший как до революции 17-го года, так и после нее, — практически единственная из историко-политических легенд, которую не разрушило постсоветское время. В чем, на ваш взгляд, жизнестойкость этого мифа?

— В первую очередь в том, что в основе этого мифа лежит реальность, фактическая сторона дела. Все нынешние радикальные опровержения позитивной истории декабризма построены либо на незнании, либо на сознательном искажении. Декабристский миф очень красив, он особенно импонирует молодым. И, кроме того, он корреспондирует с основной христианской идеей — идеей самопожертвования. Действительно, многие из декабристов готовы были принести себя в жертву, понимая, что восстание грозит если не гибелью, то фатальными неприятностями для них.

— Декабристы, насколько я понимаю, не были абсолютно монолитны как в жизненной философии, так и в политических воззрениях — даже в установках на восстание была существенная разница между Северным и Южным обществами, да и внутри каждого из них зачастую не было единодушия.

— Нужно учитывать: никакого декабризма как единого явления не существовало. Это видно как по документам тайных обществ, так и по биографиям участников движения. Сюда входили люди очень разные по возрасту и социальному положению, люди, включившиеся в деятельность тайных обществ на разных этапах. Там, безусловно, были и бескорыстные прагматики, и честолюбцы, были и жестокие, и наивные… Одним словом, этих весьма разных, иногда не совместимых, людей свели обстоятельства и главная идея.

— Именно так и происходят революции — благодаря «гремучей смеси» обстоятельств и доминирующей идеи.

— Разумеется. Но тайные общества возникли практически за десять лет до восстания 14 декабря 1825 года. Это были по сути кружки, объединявшие людей, видевших, что Россия идет по гибельному пути. Они ожидали катастрофы.

— После войны 1812 года общество переживало небывалый подъем, о какой же катастрофе могла идти речь?

— Когда рассуждают о декабризме, как правило, забывают об экономической ситуации в Российской империи после победы над Наполеоном. А ведь это очень важно для понимания контекста происходившего. Употребляя знакомые формулировки, скажу: 1825 год был годом финансового кризиса. И все предшествовавшие годы экономика была в предкризисном состоянии. После наполеоновских войн страна была разорена. А Сперанского (Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) — российский государственный деятель, с 1808-го ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного совета. — Ред.), сумевшего перед войной радикально перестроить финансовую систему, уже не было — он находился в ссылке. Напомню, что в 1810–1811 годах Сперанский провел финансовую реформу. Он поступил так, как — не улыбайтесь — поступили Гайдар и Чубайс в 1991–1992 годах. В России к 1810 году существовала избыточная денежная масса и шло резкое обесценивание рубля — инфляция: бумажный рубль отставал от серебряного. А ассигнации продолжали печатать — каждое министерство, обнаружившее дефицит в сфере своих интересов, могло запросить дополнительные ассигнования и их получить. Это усугубляло ситуацию. Сперанский разработал систему мер по ограничению денежной массы. Он фактически впервые в России ввел четкое понятие бюджета. И точной отчетности. Это, кстати говоря, не в последнюю очередь стало фактором, который его погубил: мало кому в министерствах такие нововведения понравились. Сперанский выдвинул идею приватизации государственных земель: землю должны были не раздавать по монаршей воле, а продавать не только дворянству, но и купечеству. И это одни из немногих мер, предпринятых Сперанским. В результате к 1812 году Россия пришла со сбалансированным бюджетом, что дало возможность вести успешную военную кампанию, отразив нападение Наполеона. Декабристы знали, что к 1815 году экономика вновь вернулась в бедственное положение, сравнимое с дореформенным. Они понимали и губительный экономический смысл крепостного права.

— Кроме того, конечно, сказался и победоносный вояж во Францию: крестьяне, ставшие солдатами, увидели, как живет то же сословие во Франции. Ожидать, что сравнения будут забыты, не приходилось.

— Русское крестьянство, совершившее подвиг в войне с Наполеоном, было вправе ожидать внимания властей к себе, различных экономических послаблений — улучшения своего положения. Этого не произошло, и глухой ропот крепостных, нараставший после 1812 года, не мог быть не слышен думающей частью российской элиты. И уж конечно декабристы знали об этом не понаслышке — большинство из них имело крепостных.

— Отсюда в программе декабристов помимо равенства всех сословий перед законом появился и пункт об отмене крепостного права? Усиливался социальный антагонизм — дворянство опасалось «русского бунта»?

— Вы помните диалог Пьера Безухова и Николая Ростова? В конце «Войны и мира» Пьер объясняет Николаю, зачем он вступил в тайное общество. Действие происходит как раз в 20-х годах XIX века. Он говорит: «Мы работаем для того, чтобы не пришел Пугачев и не зарезал наших детей». Толстой не случайно вкладывает в уста своего героя опасения «пугачевщины». Здесь писатель почти цитирует Трубецкого, который говорил о возможности нового пугачевского бунта. Ещё один постоянный источник тревоги — военные поселения (особая организация войск в России в 1810–1857 годах, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. — Ред.). Их уничтожение было одним из главных лозунгов декабристов. Они отлично понимали, какая опасность таится в ненависти военных поселян к тем, кто их туда загнал. Среди членов тайных обществ было достаточное количество офицеров, которые отчетливо представляли себе, чем чреват бунт военных поселенцев. И они оказались совершенно правы.

— Вы имеете в виду мятеж 1831 года?

— Да. Военные поселяне Старой Руссы и Великого Новгорода перебили офицеров, чиновников, лекарей и освободились. 30 тыс. вооруженных людей могли двинуться на Петербург, который был абсолютно к этому не готов и никак не защищен. Ведь гвардия в это время находилась в Польше — там усмиряли восстание. Николай I тогда говорил, что старорусские события гораздо опаснее, чем польский бунт: Польша далеко, а многотысячная толпа вооруженных поселенцев всего в нескольких переходах от столицы.

— Среди декабристов было достаточное количество людей, занимавших довольно высокие государственные и военные посты. Логично было бы ожидать попыток мирного диалога с властью, а не планов цареубийства…

— С идеей цареубийства все было непросто: она перманентно возникала, но никогда не была одобрена большинством. В частности, на заре декабризма об убийстве императора заговорил Лунин и не был поддержан, чуть позже ту же идею выдвинул Якушкин, и она также была отвергнута. Лидеры самого большого по численности тайного общества — «Союза благоденствия» — делали ставку как раз на диалог с властью, на мирное давление на нее. Они стремились к тому, чтобы члены общества заняли максимально большое количество важных государственных постов. И таким образом ход развития страны мог бы измениться без насилия.

— И все-таки в декабристской среде возобладали радикалы.

— Дело в том, что власть категорически не поддавалась, не сотрудничала. Характернейший пример: когда полковник Генерального штаба Александр Муравьев подал императору Александру I записку о постепенном освобождении крестьянства, царь сказал: «Дурак, не в свое дело вмешался». Этот частный случай, на мой взгляд, очень точно отражает невозможность диалога между властью и реформаторами. Но не случайно ставка делалась на военный переворот, а не на всенародную революцию. Как образно выразилась академик Милица Нечкина, это была бы «революция, идущая строем». Декабристы, как вы помните, отказались от помощи толпы. Ведь когда они стояли на Сенатской площади, у них горожане просили оружие, обещали «перевернуть Петербург вверх дном». Но вот как раз этого-то восставшие и не хотели. Они намеревались арестовать императорскую фамилию, взять реальную власть, вынудить Сенат издать манифест о реформах. Обо всем этом есть четкие свидетельства. У них была одна, главная идея: сформировать Временное правление — временное правительство, так сказать, правительство переходного периода, которое собрало бы Учредительное собрание. (Учредительное собрание в воззрениях декабристов — Собор, классически приемлемая для России форма выбора системы управления государством.) И это собрание определило бы политическую систему страны. Вероятно, ею стала бы монархия — конституционная, а не абсолютная.

— Как кричали в толпе на Сенатской: «Да здравствует Константин и жена его Конституция».

— Это, конечно, красивый апокриф, но 14 декабря ни о какой конституции не было речи. А была речь как раз о соблюдении присяги. Ведь армия только что присягнула на верность наследнику престола Константину Павловичу. И вдруг ей предлагают присягнуть новому претенденту — Николаю Павловичу — младшему брату Константина.

— Нынче в околоисторической среде нередко обвиняют декабристов как раз в нарушении присяги.

— Подобные рассуждения — свидетельство исторической безграмотности. Сродни обвинениям в том, что декабристы-де сорвали конституционный процесс в России. Недавно, кстати, на канале «Культура» мне пришлось наблюдать программу «Культурная революция», посвященную декабристам. Так вот там прозвучал буквально ошеломляющий тезис: Александр I со Сперанским разрабатывали конституцию, а декабристское восстание свело на нет её принятие. Опровергается это, я бы сказал, просто арифметически — реальной хронологией событий. Как я уже говорил, первые «преддекабристские» организации возникли в 1815 году, а Сперанского отправили в ссылку в марте 1812 года. Замечу кстати, что ссылка выдающегося и эффективного реформатора Сперанского была для декабристов веским аргументом в пользу радикализации их движения.

— Упомянутый тезис о срыве конституционного процесса опровергается и документами, знакомыми даже школьнику: в Северном обществе конституцию готовил Никита Муравьев. Но вернемся к теме нарушения присяги — армия присягает императору, а не конкретному лицу, следовательно, после отречения Константина армия обязана была присягнуть Николаю.

— Армия присягала Константину, которого считали законным наследником престола.

— Но он отрекся от престола.

— Но официально об этом не было объявлено, и в армии об этом не знали. И потому присягу Николаю восприняли как измену предшествующей — на верность Константину. Декабристы и планировали поднять войска после объявления о «переприсяге» — не случайно восстание было намечено именно на 14 декабря. Кроме того, надо помнить о политическом контексте русской жизни XVIII — первой четверти XIX века. К этому времени уже убили трех царей — Петра III, Иоанна Антоновича и Павла I. Их убили люди, которые им присягали. Так что вопрос о легитимности власти вызывал большие сомнения.

— Вопрос о легитимности власти вызывал большие сомнения как минимум с Екатерины I, которую посадила на престол гвардия…

— Именно! Весь XVIII век — это чрезвычайно условная легитимность. А что касается Александра I, то он, по сути, санкционировал убийство своего отца — Павла I. И именно люди, убивавшие Павла, потом судили декабристов — в прямом и переносном смысле. И говорить о преемственности законной власти весьма затруднительно.

— Значит ли это, что в борьбе за самые светлые идеалы можно отринуть само понятие законности?

— Беда в том, что никакой законности в деле престолонаследия в России не существовало. Поэтому одним из главных лозунгов 14 декабря было установление законности и справедливого государственного устройства, которое базировалось бы на ограничении абсолютной власти силой закона.

— Интересная ситуация получается: военные, которые обязаны быть опорой государственной власти, входят в сговор с целью низложения этой самой власти. И стремятся установить законность путем совершения государственного переворота.

— Если власть творит беззаконие, то во имя интересов страны и народа она может быть низложена. Декабристы считали — армия должна быть не опорой конкретной модели государственного устройства, а радеть о пользе отечества. Самодержавная система была губительной для России, и дальнейшие события это подтвердили. Самодержавная модель губительна потому, что не трансформировалась вовремя, существовала в застывшем состоянии. Все попытки Александра I и затем Николая I приступить к преобразованиям говорят об их ощущении тупика… Но императорам не хватило политической воли для стратегических шагов — они предпочитали тактические, то есть малоэффективные. Собственно, потому и нужные реформы Александра II не принесли ожидаемых результатов — они запоздали.

— Декабристы не собирались участвовать в управлении государством, они «расчищали дорогу» тем, кто, по выражению Пушкина, «на обломках самовластья» выстроил бы новую политическую систему. И в эту систему встроились бы их друзья — военные и гражданские чиновники, входившие в тайные общества, но не вышедшие на Сенатскую площадь?

— Разумеется, многие старшие гвардейские офицеры, генералы, полковники, знали о планах декабристов, были вхожи в их дома, более того, некоторые посещали собрания тайных обществ на протяжении многих лет. Другой вопрос, что 14 декабря старшие офицеры оказались не готовы выйти на площадь. Но в случае захвата власти многие из них, несомненно, ушли бы под знамена победивших заговорщиков.

— А поскольку захват власти не удался, они остались под прежними знаменами?

— Увы. У Александра Тургенева в «Записках» сказано: «Ермолов, Киселев, Воронцов — все знали и ждали: «Без нас не обойдутся». Вот вам неисключительный пример: на юге генерал Павел Киселев прекрасно знал о существовании тайного общества, он был личным другом Павла Пестеля. Бывал на встречах членов Южного общества, читал «Русскую правду». И он же потом арестовывал своих друзей после 14 декабря. Ещё пример, не менее колоритный. Генерал Карл Бистром, командующий гвардейской пехотой, 14 декабря несколько часов не допускал свой полк к присяге — чтобы не присягать Николаю. Кстати, Бистром не получил генерал-адъютантских аксельбантов именно из-за этого эксцесса. Антиниколаевская группировка военных во главе с Милорадовичем в принципе была очень сильной, и её тактические интересы были очень близки к декабристским. Вообще, между заговорщиками, властью и обществом в то время не было водораздела — в том-то и парадокс 14 декабря. По обе стороны на Сенатской площади находились одни и те же люди — друзья и даже родственники.

— В последние годы зачастую можно слышать мнение, что это было «стоячее восстание». На Сенатской 14 декабря царила растерянность — часть полков стояла у Медного всадника с утра, часть пробивалась из казарм.

— Так называемого «стоячего восстания» не было. С одиннадцати утра и до четырех дня на Сенатской стояли две с половиной роты солдат Московского полка — вот они-то как раз были выведены на площадь в соответствии с первоначальным планом Сергея Трубецкого и Кондратия Рылеева. Этот план предусматривал, в частности, что Гвардейский морской экипаж с утра захватит Зимний дворец, возьмет под арест царскую семью и весь находившийся там генералитет и командиров полков. А Московский полк закрепит за восставшими подходы к Сенату. Сенату была отведена ключевая идеологическая роль: туда Иван Пущин и Рылеев как депутаты должны были войти и потребовать издать манифест о реформах, о котором я уже упоминал.

— План восстания, написанный Трубецким, рухнул 14 декабря, когда сам он, имевший полномочия «диктатора восстания», на Сенатской площади так и не появился, хотя в течение дня был рядом — на Дворцовой, в Главном штабе, а затем ещё в нескольких точках центра города, наблюдая за происходившим.

— Этот план, о котором и тогда, и впоследствии весьма позитивно отзывались военные профессионалы, рухнул, когда его отказались выполнять два ближайших помощника диктатора — Александр Якубович и Александр Булатов. Внутри тайного общества вплоть до последних дней перед восстанием шла ожесточенная внутренняя борьба. Она так до конца и не закончилась к 14-му. Именно Булатов и Якубович должны были руководить действиями военных. А они приехали к Рылееву рано утром и отказались участвовать в восстании. И с этого момента события приобрели импровизационно-революционный облик. Пытались как-то вновь координировать действия, назначать замены, посылать связных в полки. Началось замешательство, рассогласованность действий. И это резко уменьшило шансы на успех. Полки прибывали на площадь с огромным опозданием, нередко пробиваясь к Сенатской с уличными боями. К трем часам дня, когда уже начало смеркаться, на площади собралось около трех тысяч человек. Более того, к Зимнему дворцу подошли лейб-гренадерские части, но им преградили путь лично преданные Николаю гвардейские саперы. К четырем часам Николай решился пустить в ход артиллерию, и вскоре все было кончено.

— Далее началось следствие, материалы которого практически полностью опубликованы. И несмотря на видимую корректность ведения следствия, на добросовестный поиск смягчающих обстоятельств и на честное изучение обстоятельств и мотивов возникновения «противуправительственного заговора», читать их весьма тяжело. Это неприятное ощущение возникает из-за, я бы сказала, настойчивой готовности подследственных сознаться во всем и рассказать все подробности не только о своей роли в заговоре, но и о товарищах. Что же их так сломало?

— Мне тоже было трудно читать материалы следствия по той же причине, что и вам. Я не думаю, что они были запуганы… Но… они были раздавлены неудачей, собственным унижением. Ведь, по сути, они вынуждены были давать показания недавним товарищам по службе, по 1812 году и даже по собраниям тайных обществ. Кроме того, они не считали себя вправе скрывать истинные намерения, полагали невозможным выгораживать себя. И по этой причине рассказывали все. «Как славно мы умрем!» — воскликнул Александр Одоевский незадолго до восстания. При всем прагматизме, это были люди XIX века, они готовы были к гибели, но не к такому провалу. Им было легче умереть, чем оказаться в столь унизительном положении.

— Николай I, который не только лично курировал следствие, но и сам допрашивал заговорщиков, оказался тонким психологом. Он умело играл именно на этой струне: «Вы думаете, вас расстреляют, вы будете интересны. Нет, я вас в крепости сгною».

— Этот страх остаться безвестными тоже сыграл свою роль. Но у большинства подавленность исчезла относительно быстро.

— «Тюрьма мне в честь, не в укоризну, — за дело правое я в ней. И мне ль стыдится сих цепей, когда ношу их за Отчизну», — эти строки осужденный к повешению Рылеев выцарапал на жестяной тарелке в Петропавловской крепости. А Одоевский писал: «Цепями, своей судьбой гордимся мы, и за оковами тюрьмы в душе смеемся над царями», — в ответ на знаменитое послание Пушкина «В Сибирь».

— В Сибири отчаяние сменилось оптимизмом и даже гордостью за содеянное. Это прослеживается и в воспоминаниях декабристов, и в мемуарах их жен, и в переписке. И в этом духе они воспитывали и детей. Вернусь к тому, что Николай I лично допрашивал декабристов — он делал это во многом для того, чтобы самому разобраться, почему столь уважаемые люди, герои войны, имевшие весьма высокое положение в обществе, вхожие даже в круг приближенных ко двору, оказались способными на заговор. И не просто для того, чтобы захватить власть, — это-то Николаю было понятно, а наоборот, чтобы дать дорогу другим, устранившись от активной государственной деятельности. Николай I очень внимательно изучал все документы тайных обществ — об этом свидетельствуют и его записки, и воспоминания современников. Надо сказать, что он на протяжении всей жизни неоднократно возвращался к идеям декабристов, правда, по-своему их интерпретируя.

— Император оказался с точки зрения XX века поразительным гуманистом: к следствию было привлечено около пятисот человек, к смертной казни приговорены лишь пять человек, к каторге и ссылке — сто двадцать один. Женам осужденных было высочайше разрешено, а отнюдь не приказано разделить судьбу мужей. Родственники государственных преступников не только не были никак ограничены в правах, но и, напротив, получили новые посты. Характерный, но далеко не единственный пример: назначение генерала Николая Раевского, тестя одного из руководителей восстания — Сергея Волконского, в Государственный совет. И последовавшее вскоре после восстания высочайшее заявление о недопустимости кого-либо «попрекнуть родством». Николай I опасался общественного мнения?

— Безусловно, ведь родственные связи, да и дружеские, были очень сильными. Как и влияние дворянских кланов российской элиты. Кроме того, Николай I небезосновательно предполагал, что даже верные ему люди испытывают сочувствие к заговорщикам — если не политическое, то как минимум человеческое. Восставшие сохранили свои связи в обществе. Не забывайте, кроме того, что императору было политически выгодно остаться гуманным и либеральным, как сказали бы теперь, в глазах европейского сообщества. Ему нужно было карать жесткой рукой, но оставить за собой право на милость.

— «Мы погибнем, но пример останется», — сказал Рылеев накануне 14 декабря 1825 года. Примером чего могут оставаться декабристы в XXI веке?

— Примером трезвой оценки положения в стране. Примером того, как люди, для которых понятие чести и ответственности за свою страну выше собственного благополучия, готовы пойти на смертельный риск.
Источник: http://www.vremya.ru/2008/232/13/219185.html


 Что таят фотоальбомы тверских знаменитостей?

Подходит к завершению 2008год — Год семьи. Поэтому наш сегодняшний опрос мы решили посвятить таким семейным реликвиям, как фотоальбомы. Они есть почти в каждой семье. Интересно узнать, какие редкие фотографии у их владельцев имеются, в каком состоянии содержатся альбомы, как оформлены… Иначе говоря, хотелось выяснить, как в тверских семьях хранится и чтится память о предках, родственниках, друзьях.
Владимир Биберин, заведующий научно-экспозиционным отделом Тверской областной картинной галереи:

— Сохранились фотографии деда, прадеда, прабабушки. Самые старые — дореволюционные студийные снимки 1915–1917 годов. Имеются также фото братьев и сестер деда. Но таких несколько штук. Все остальные — более позднего времени. Фотоальбомы, где хранятся старые фото, фабричного производства, это обычные стандартные альбомы 50-60-х годов прошлого века: широкие, с плотными листами. Они полностью заполнены. Современные фотографии разложены в коробках.

Ольга Боярская, артистка Тверской областной академической филармонии:

— Мои дедушка и бабушка живы, и альбомы со старинными фотографиями хранятся у них. Мой дед был профессиональным фотографом, работал в издательстве, в драмтеатре. Он много снимал. На обратной стороне фото имеются пометки, указывающие дату, когда сделана съемка. Старые альбомы трогательно смотреть. Их в нашей семье около 10. На фотографиях запечатлены самые важные события. Что касается моей семьи, то у нас, конечно, тоже есть фотоальбомы. Самые памятные фото — тех лет, когда родители были молодыми. Много моих фотографий: детских, школьных, с конкурса бальных танцев, когда я занималась в ДК «Металлист». Сейчас все осовременилось. Фото хранятся в электронном виде в компьютерах.

Надежда Давыдова, преподаватель ТвГУ:

— Семейными фотоальбомами занимается муж. У нас есть фотографии 1-й половины ХХ века: в основном это снимки родни по его линии. Его мама собирала фото, была их хранительницей. В общей сложности около 10 альбомов есть. Мы бережно храним альбомы родителей. Сейчас очень много фотографий в компьютере. Пытаемся сканировать, перевести в электронный вид, улучшить качество изображения сохранившихся старинных фото. Все имеющиеся альбомы тематические, хронологический порядок соблюден. Работая со студентами, я убедилась в том, что среди них немало таких, кто дорожит памятью своих предков. Они изучают свои родословные, приносят какие-то материалы, в том числе ксерокопии фотографий, на которых изображены их далекие родственники. Есть родословные, которые относятся к XVIII веку.
Студенты увлекаются своими предками, больше половины их интересуются этим.
Павел Дроздов, кинорежиссер (фильм «Ранняя оттепель»):

— В семье сохранилось немного фотографий. Но снимки с бабушками-дедушками есть. Фото сложены в коробки. Надо посмотреть, что там есть. Один из альбомов хранится у родителей. Помню, там была фотография моего прадеда в военной форме того времени с ромбиками.

Борис Ершов, краевед:

— У нас в семье несколько старых фотоальбомов с наклеенными фото. Есть дореволюционные, 1914 года, с изображением моего деда — военного, а также бабушки и теток. В первые годы Советской власти снялся на фото мой отец, тогда ещё мальчишка. Имеются предвоенные фото отца — учителя сельской школы, а также несколько его армейских снимков. На послевоенных фото запечатлена вся наша семья: трое детей и родители. Потом по хронологии идут наши с женой годы: учеба, целина, начало трудовой деятельности после получения диплома и т.д. Естественно, есть снимки сына. За последние годы накопилась уйма новых фото, все они цветные. Моя мечта — закупить несколько современных альбомов с кармашками для фото, с полями для необходимых надписей и заполнить их снимками, начиная с 80-х годов прошлого века, строго по тематике: семья, путешествия, друзья, семейные события и т.д.

Ольга Медведева, исполнительный директор Фонда творческого наследия Михаила Круга, сестра певца:

— Самое памятное фото — снимок молодых родителей, стоящих по колено в воде в Каспийском море (г. Баку). Дата съемки — конец 50-х годов ХХ века. У нас три альбома со старыми фото. Я сама их оформляла. Каких-то подписей нет. А вот фотографий россыпью у нас наберется альбомов на 10. Это мой рабочий материал, который я постоянно перелопачиваю, предоставляю печатным и электронным СМИ.

Владимир Каминский, предводитель Тверского регионального отделения Российского дворянского собрания:

— У нас несколько семейных альбомов. Все они, начиная с самых старых, хранились у отца. В них фото конца ХIХ — начала ХХ века. В других альбомах запечатлены мои студенческие годы, свадьба, фото первой дочери и т.д. Одна из самых уникальных фотографий — фото прадеда (примерно 1880–1890 годы). Всего сохранилось несколько десятков таких раритетных фотографий. Глядя на деда, я решил: «Буду таким же». С тех пор отращиваю бороду. Сбривал, потом снова отпускал. Девятнадцать последних лет хожу с бородой.

Мой отец родился перед революцией. Впервые он стал сниматься на фото в период, когда познакомился со своей будущей женой. Отец был большим любителем театра. Есть его фото послевоенного периода. Всего у нас в семье 15–20 альбомов. В последние годы уделяю время оформлению современных альбомов. Много фотографий на компьютере: дачных, общественных, детских.

Любовь Ковальчук, заведующая поликлиникой № 2 городской больницы № 7:

— Есть альбомы с фотографиями родителей. Самые старые — фотографии моей мамы. Имеются фото родителей мужа — довоенные и послевоенные. Есть наш с мужем альбом, фотоальбомы детей. Ну и, конечно, альбомы Ильи с его спортивными фотографиями.

Татьяна Любина, председатель Тверского историко-генеалогического общества:

— Фотоальбома как такового у меня нет, семейные фотографии хранятся в специальных коробках, которые родители привезли из Германии. Всего у нас четыре коробки. Самые старинные фотографии из сохранившихся датированы 1914 г. На них молодые дед и бабушка. Эти старые фото — с коричневатым оттенком и названием фотоателье. Более поздние фото — моих родителей, папы с мамой. Есть армейские фотографии отца, запечатлевшие его службу в Германии. Мама работала воспитательницей в Зубцовском детском доме, остались её фотографии с детьми. Все фото разложены в хронологическом порядке.
Источник: http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=39439


Абдуллу Гюля заставляют сдать ДНК, чтобы установить его этническую принадлежность

Оппозиционеры Турции уверены, что Гюль имеет армянские корни. Президент подал в суд, чтобы добиться извинений за клевету, представив свое генеалогическое древо, но это не доказательство.

Как сообщает Bakililar. AZ, настоящий скандал разгорелся в Турции. Оппозиционер Джанан Арытман обвиняет Абдуллу Гюля в предательстве национальных идей Турции, что, по её мнению, связано с армянскими корнями президента.

Представитель Народно-республиканской партии назвала мать турецкого президента армянкой, возмущенный Гюль подал в суд, требуя извинений за клевету. Президент представил генеологическое древо своего рода, в котором, как следует из предъявленного документа, никогда не было армян.

Арытман заявила о том, что в Османской Турции всем новорожденным детям, которые на самом деле не являлись мусульманами, предоставляли документы, в которых указывалось, что их отцы — мусульмане. По мнению оппозиционера, фамильное древо — вовсе не доказательство.

Абдулла Гюль должен будет пройти ДНК-тест, по которому и определят его этническую принадлежность.
Источник: http://news.bakililar.az/news_abdullu_gyulya_zastavlyayut_20388.html


25 ДЕКАБРЯ — РОЖДЕСТВО ПО НОВОМУ СТИЛЮ

По григорианскому календарю 25 декабря — Рождество. В России, где Церковь сохранила верность юлианскому календарю, его обычно называют «католическим» (хотя в этот же день его празднуют и протестанты, и значительная часть православных) или «западным».

Согласно Евангелиям, Иисус Христос родился (воплотился) в правление императора Августа в иудейском городе Вифлееме в семье плотника Иосифа Обручника из Назарета у его воспитанницы Марии (Богородицы и Приснодевы), которые прибыли в Вифлеем для участия в переписи населения во время управления Квириния Сириею (Лк. 2: 1–2). Из-за отсутствия места в гостинице семья была вынуждена переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Во время рождения Христа над пещерой взошла Вифлеемская звезда, по положению которой об этом событии узнали три волхва (мудреца). Первыми пришли поклониться Богочеловеку пастухи, которым об этом событии возвестил ангел, затем волхвы. Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну.

Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод велел провести избиение младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода.

Современные историки считают, что на самом деле Христос родился на 5–7 лет раньше той даты, от которой ведется наше летоисчисление. День Рождества тоже не совпадал у разных христианских общин: армяне до сих пор празднуют Рождество и Крещение в один день.
Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году, эта дата сохранилась в большинстве Церквей, хотя из-за разницы календарей теперь она наступает для них и неодновременно.

У Церквей, сохранивших древние традиции, Рождеству предшествует длительный (хотя и нестрогий) пост — подготовка к празднику.

На Западе мало-помалу Рождество стало главным праздником годового цикла, оттеснив Пасху на второй план. Параллельно оно все более обмирщалось, превращаясь из христианского праздника в семейное торжество, почти или совсем лишенное религиозной принадлежности, так что его стали отмечать и многие не-христиане.
Источник: http://www.regions.ru/news/2188038/


В списке народов России появилась национальность — тубалары

Малочисленные народы Алтая восстановили свою национальность в официальном списке народностей России; в годы советской власти тубалар одним росчерком пера обезличили, при переписи в 1946 году записав в алтайцы

В списке народов России официально появилась национальность — тубалары; это коренная малочисленная народность алтайцев, проживающих вдоль берегов Телецкого озера. В советские годы власти, не задумываясь, одним росчерком пера вычеркнули их из истории и записали в алтайцы, и лишь недавно через суд эта несправедливость была устранена.

В редкие минуты отдыха женское население поселка Яйлю собираются в местном аиле. Участниц фольклорного коллектива всего четверо, за свое дело они радеют — репетиции не пропускают.

— Головной убор обязателен, женщина с непокрытой головой — это большой стыд и позор.

Коренных малочисленных народов, проживающих вдоль берегов Телецкого озера — с десяток, но если даже у соседей — теленгитов, кумандинцев и челканцев — сохранились традиции, язык и фольклор, тубаларский язык с давних времен передавался из уст в уста.

— А Вы говорите на своем, тубаларском языке?

Сергей Князев, тубалар, житель пос. Яйлю:

— Нет, я понимаю, что говорят — просят, спрашивают.

Для тубалар сама природа — главная кормилица: в тайге — охота, грибы да ягоды, в озере — рыба. На Алтае считается, что сбор кедровых шишек — истинно тубаларское занятие. Когда-то кедровый орех был валютой — на него обменивали муку, соль, пиломатериалы, но кедр для тубалар намного больше, чем просто дерево — он их царь и Бог.

Иван Кубешев, тубалар:

— Идут тубалары на охоту, привязывают ленточку, чтобы кедр принес удачу.

Отец семейства Туймешевых был очень удачливым охотником. Человек непосвященный скажет — ему просто повезло; тубалары объяснят — почему.

— Вот он, наш красавец, наш дорогой, древний, вечно молодой кедр.

В далеких 50-х здесь планировали разбить фруктовый сад — пустили под нож почти все вековые кедры и сосны. Когда работник колхоза Туймешев узнал о таком злодеянии, он собой закрыл дерево, за что потом едва не лишился партбилета.

Галина Туймешева, тубаларка:

— Он говорит: «Товарищ, да разве у тебя глаз нет, разве ты не видишь красоты? Это же кедр — начало всей жизни!»

В годы советской власти тубалар одним росчерком пера обезличили, при переписи в 1946 году записав в алтайцы. Но непокорные были во все времена, по мужской линии Валентины Грищук — сплошь трагедии. За вышивкой одолевают вспоминания.

Валентина Грищук, тубаларка:

— Среди алтайцев тубалары считались просвещенными людьми, подвергались репрессиям. Пострадали два моих дядьки, а дедушку сразу расстреляли.

Справедливость восторжествовала в 2000 году, когда тубаларам вернули статус «коренных малочисленных народов». Никто не мог предвидеть, что трудности только начинаются-то, что ты тубалар, — ещё доказать надо.

Галина Туймешева, тубаларка:

— Проходил суд в Турочакском народном суде, вот такое толстое решение суда, здесь — вся история наша описана, и на основании этого нас признали тубаларами.

17 октября 2007 года стало датой второго рождения большого семейства.

Одни радеют за свою истинную национальность, другие поняли, что быть в числе коренных малочисленных народов не только исторически справедливо, но и выгодно.

Максим Пыжанкин, тубалар, житель пос. Артыбаш:

— 100 кубов леса дали, дом себе построил.

— Это только потому, что Вы — тубалар?

— Да, коренные малочисленные народы государством поддерживаются.

В окрестных поселках проживает около 100 тубалар, они — хранители культуры, которая ещё недавно была никому не нужна. И за эти перемены благодарят тубалары свой священный талисман — Телецкое озеро.
Источник: http://www.tvc.ru/showNews.aspx?top=5&id=e7306b53-fa27-49aa-8fd9-a93968ab3692


У меня младой был муж гнедой

Александра Суперанская, профессор
З. И. Щенникова (г. Можайск, Московская область): Интересуюсь своей фамилией Щенникова, а также фамилией Аношина.

Суперанская: Фамилия Щенников происходит от древнерусского имени Щенник. Это одно из имен, образованных от слова щенок. По-видимому, имена с этой основой давались от сглаза, как охранные. Старинные документы фиксируют разнообразные имена, производные от этого слова: Ларивонко Щенко, крестьянин, 1495 г.; князь Данил Васильевич Щеня, воевода московский, 1489 г.; Гаврило Щенок, дьяк московский, 1547 г. От одного из князей по имени Щеня произошли князья Щенятевы. Имя Щенник — производное от Щеня с добавочным суффиксом -ник.

Фамилия Аношин происходит от имени Аноша. Это ласкательная форма таких православных имен, как Онуфрий и Енох.

Словообразовательные цепочки идут так: Онуфрий — Онофрей — Онохрей — Оноха — Аноха — Аноша; Енох — Еноха — Оноха — Аноха — Аноша.

М. А. Тверитина (Санкт-Петербург): Обращаюсь к вам с просьбой о возможности узнать значение фамилий Тверитина и Перекальская.

Суперанская: Фамилия Тверитин интересна во многих отношениях. Прежде всего тверитин — это древнейшее название жителя города Тверь. Оно записано в Тверской летописи в 1326 г. Тогда же встретились названия «тверич» и «тверянин». Слово «тверитин» употреблял М. В. Ломоносов. Позже на смену ему пришли названия — «тверяк, тверитянин, тверичанин».

Итак, тверитин — обозначение жителя по месту жительства. Такие обозначения часто сопутствовали именам людей в официальных записях. Ко времени становления фамилий (XVII—XVIII вв.) развитие прозвания Тверитин пошло двумя путями. В одних семьях к нему добавился традиционный стандартизирующий суффикс -ов, и фамилия стала Тверитинов, соответственно, женская форма -Тверитинова. В других семьях конечное -ин в прозвании Тверитин было воспринято как суффикс фамилии, сравните: Ильин, Фомин. Произошло переразложение основы прозвания: Тверит-ин, хотя слова «Тверит» нет. Появилась новая фамилия Тверитин. Тогда женская форма новой фамилии стала Тверитина.

Что касается фамилии Перекальский, то мы знаем, что фамилии, оканчивающиеся на -ский/-ская, часто происходят от географических названий. Но ни в России, ни в Белоруссии или Польше населенных мест с названиями типа Перекальск, Перекалье, Перекалы нет. В. И. Даль отмечает, что в северных областях перекалье — это промежуток, расстояние, например, между двумя озерами. В таком случае прозвание Перекальский мог получить человек, который жил или занимался каким-нибудь промыслом на перекалье. Г. П. Смолицкая упоминает в бассейне Оки названия водных объектов Перекаль, Перекальная, Перекальское. Любое из этих названий могло стать основой этой фамилии.

Е. И. Гнедаш (Новороссийск): Интересуюсь происхождением своей фамилии Гнедаш.

Суперанская: Фамилию Гнедаш хочется сравнить с названием масти лошади — гнедая — темно-рыжая или коричневая с черным хвостом и гривой. Такое прозвание мог получить человек с неровным цветом волос, переходящим от темно-рыжего к черному. Есть даже шуточная песня: «У меня младой был муж гнедой». В старинных документах за 1651 год числится Ивашко Гнедой, казак Войска Запорожского.

Но форма Гнедаш заставляет вспомнить о производных от личных имен: Петраш, Дмитраш, Осташ, Ромаш. В церковных календарях было непонятное и редко даваемое имя Модест. Оно получило в народных говорах форму Гнедест по какому-то трудно объяснимому созвучию со словом гнедой. Дальнейшее словообразование дает формы Гнедаш и Гнедочка. Форма Гнедаш единожды встретилась в исторических документах: Гнедаш, холоп в Белозерском уезде, 1608 г. В Москве в конце ХХ века жила одна семья с фамилией Гнедаш.

Л. И. Носуленко (п. Лососина, Хабаровский край): Интересуюсь своей девичьей фамилией Шамрай.

Суперанская: Фамилия Шамрай происходит от имени Шамрай без всяких изменений. Имя впервые фиксируется в исторических документах в 1582 г.: Иван Шамрай, крестьянин Западных губерний. Трудно дать единое объяснение этому имени. В. И. Даль приводит слово шамра со значениями «порыв ветра», «зыбь на воде» и глагол шамрить «шуметь, причинять головокружение». Суффикс -ай используется в словообразовании личных имен, сравните Петрай, Михай, Грицай. Значит, от шамра или шамрить можно было образовать имя Шамрай. Возможно, так называли неспокойного человека.

В польском языке есть имя Шамрай/ Шемрай как производное от имени Шмер от слова шмер «тихий звук, шелест» или глагола шмерать/ шемрать «издавать тихий звук». Таким образом, имя Шамрай может быть польского происхождения.

Наконец, имя Шамрай есть в марийском языке как стяженная форма древней фразы шам «сознание, чувство, самообладание» и мари/ маре «человек мари, мариец» плюс суффикс -ай. На современный язык его переводят как «умный человек».
Источник: http://www.rg.ru/2008/12/25/superanskaya.html

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное