Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

САДЫКОВ

Фамилия хранит память о далёком предке, носившем имя Садык. Это имя встречается у всех тюркоязычных народов. В дословном переводе с арабского Садык (Садиг, Sadiq) означает «искренний, верный, преданный». В мусульманском мире имя получило известность благодаря имаму Садыку. Хазрат Имам Джафари Садык (VIII в. н.э) распространял исламское учение, воспитал множество учеников, отвечал на многочисленные вопросы об исламских науках, нравственности и истории. Его учениками и последователями написаны
сотни книг и собраны хадисы о высказываниях имама и его научных лекциях. Имама Джафари Садыка называют основоположником шиитского учения, которое в его честь было названо джафаризмом. Неудивительно, что имя Садык распространено среди шиитов. Но и в православном мире это имя тоже не было редкостью. Несколько столетий назад на Руси имя Садык воспринималось как своё, привычное. Русская фамилия, образованная от имени Садык, отмечена в древних письменных источниках. Впервые она документально зафиксирована в
1538 году: в московских писцовых книгах упоминается боярский сын Борис Андреевич Садыков.
По документам XVI-XVII веков известны: Константин Садыков, земский староста в Зубцовском уезде (1575 год); Пимен Садыков, игумен Николо-Угрешского монастыря в 1562 – 1571 годах; Богдан Садыков, воевода в Юрьеве-Польском (1659 год).
Славянские и тюркские народы, испокон веков проживавшие по соседству, обменивались элементами культуры. Из башкирского или татарского именослова русскими было позаимствовано благозвучное, легко произносимое имя Садык; мусульманские народы переняли у своих православных соседей фамилии на –ов, образованные по русской патронимической модели.

Татарская фамилия Садыков отмечена в письменных источниках XIX века. Например, в «Адрес-календаре служащих в Казанской губернии лиц» за 1871 год значатся шесть Садыковых - люди разных званий и сословий, жители разных городов Казанской губернии: потомственный почётный гражданин Исмаил Исхакович Садыков – директор мусульманского приюта в Казани; Сафифула Садыков - офицер казанской полиции; Павел Рустамович Садыков – архивариус Казённой палаты в Чистополе; Хабибула Садыков - почтмейстер
в Тетюшах; купец I гильдии Ишмухамед Садыков - председатель Биржевого комитета в Чебоксарах; мещанин Ахмет Файзуллович Садыков - староста Городового общественного управления в Лаишеве.

В настоящее время фамилия Садыков не считается редкой в России. Так, например, среди 1008746 российских ветеранов Великой Отечественной войны, встретивших 60-летие Победы, 237 Садыковых.

В «Российском энциклопедическом словаре» отмечены два обладателя этой фамилии: Фагим Беньяминович Садыков (1928-1998), башкирский учёный с мировым именем, и Сара Гарифовна Садыкова (Sara Ğarif qızı Sadıyqova, 1906- 1986), татарская актриса, певица, композитор. Фагим Садыков - социолог, политолог, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Башкортостана, академик Российской академии социальных наук, профессор Башкирского государственного университета. Исследует противоречия
социалистической системы, профессор Садыков за 20 лет до появления на политической арене М.С. Горбачёва обосновал ряд идей перестройки, за что подвергался критике. Михаил Горбачев в книге «Жизнь и реформы» признал правоту Ф.Б. Садыкова.
В Татарстане помнят и любят Сару Садыкову. Её песни отличаются проникновенностью и народностью. Сара Гарифовна известна далеко за пределами своей родины. В России её называют «татарским соловьём».

Фамилия Садыков встречается во многих странах «постсоветского пространства». Кем бы ни были по национальности обладатели этой фамилии, их объединяет память о предке, носившем имя Садык – простое, красивое имя с глубоким позитивным смыслом.

Источники: Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979. Безертинов Р.Н. Тюркско-татарские имена. Казань, 2005. Российский энциклопедический словарь. М., 2007.
Интернет-источники: Солдаты Великой Отечественной войны www.pobediteli.ru
Программа "Российские Династии" МИГИ www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru





Фамильное древо Чкалова растиражировали

В Нижнем Новгороде в пресс-центре «Росбалта» впервые презентовано фамильное древо легендарного летчика-испытателя Валерия Чкалова.

Фамильное древо состоит из 11 поколений Чкаловых и более, чем 300 персоналий. Презентация приурочена к 70-летию со дня гибели знаменитого летчика. Как заявил автор работы, писатель Леонид Рязанов, многие историки, занимающиеся родом Чкаловых, считают, что его фамилия пошла из деревни в Чкаловском районе Нижегородской области. Однако главный «чкалововед» уверен в том, что знаменитая фамилия зародилась в поселке Высоково (ныне Сормовского района Нижнего Новгорода) в 1687 году. По словам писателя, начинается
родословная с Игнатия Ивановича Чкалова. Именно в отношении этого родоначальника имеются первые метрические записи.

«Долгое время была загадкой для историков и для меня лично дата смерти дедушки Валерия Чкалова — Григория Михайловича. Однако стало известно, что он умер в 1921 году», — сказал Рязанов.

Он уточнил также, что практически все представители рода Чкаловых были трудовыми людьми, отличавшимися особой физической и моральной силой, которую унаследовал и сам Валерий Павлович.

«Люди, связанные с авиацией с интересом наблюдают за нашими исследованиями», — заметил писатель.

Надо отметить, что фамильное древо будет представлено в новой книге о летчике «Неизвестный Чкалов», которая выйдет в свет уже 2 февраля – ко дню рождения героя. Пока же готов только сигнальный экземпляр издания, предполагаемый тираж которого составит 2 тыс. книг.
Источник: http://www.rosbalt.ru/2008/12/15/603279.html



Долголетие передается по наследству, уверены медики

Родственники людей, которые прожили, по крайней мере, 97 лет или больше, тоже живут дольше и обладают сильной защитой от сердечно-сосудистых болезней.

Врачи Американского общества гериатрии засвидетельствовали, что потомки долгожителей имеют на 78% меньший риск сердечных приступов, на 83% ниже риск инсульта и на 86% - сахарного диабета. Вероятность преждевременной и ранней смерти у родственников долгожителей была также на 81% меньше.

Учёные считают, что такие данные укрепляют представления о физиологической и генетической наследственности долголетия и хорошего здоровья. Медики заметили, что "по наследству" защиту от сердечно-сосудистых проблем в большей степени получали дети долгожителей, причём эти защитные свойства сохранялись на протяжении всей их жизни. Родственные связи также позволяли людям в большинстве случаев проживать долгую и здоровую жизнь.

По мнению специалистов, способность предотвращать старение и болезни, скорее всего, является врождённой и передаётся организму благодаря генам. Предполагается, что открытие этих генов позволит продлить жизнь и тем, у кого в роду не было долгожителей.
Источник: http://www.sibnovosti.ru/articles/64122



Секретные страницы о туляках времен Великой Отечественной


Выставку "Опаленные войной" представляет музей "Тульский некрополь".

Герои выставки - обычная тульская семья Кривоноговых. Отец и сын ушли на фронт. Они не получили наград. Они не вернулись домой. Они не стали героями, но они были в числе миллионов людей, которые совершали каждодневный подвиг. Они боролись за жизнь, за свободу, они любили, они боялись, они писали письма. Письма домой.

Именно архивные документы, в основном личная переписка, а также официальные документы из ЗАГСа, выписки из трудовых книжек, приказы, похоронки легли в основу этой необычной выставки.

Семейный архив Кривоноговых сохранялся у младшей дочери Тамары Костюхиной: пожелтевшие от времени испещренные текстом листы бумаги, фотографии, памятные вещи любимых.

Впервые выставка была экспонирована в декабре 2005 года в этом же зале. После этого она объехала много как выставочных залов, так и воспитательных колоний, следственных изоляторов, где стенды "Опаленные войной" показывали подросткам. И, как ни странно, у этих молодых людей выставка неизменно находила отклик: ведь практически в каждой семье дедушки, бабушки безвестно погибли сражаясь на фронтах, работая в тылу. И таких семей, прошедших через войну, тысячи.

- Этой выставкой мы хотим еще раз пробудить память о нашем прошлом, а то мы зачастую думаем об этом только 9 мая, - рассказывает исполняющая обязанности директора музея "Тульский некрополь" Ирина Червякова, автор концепции выставки. - При подготовке выставки, при знакомстве с материалами меня очень тронуло бесконечное упоминание в письмах отца с фронта имени супруги, в письмах сына - забота о матери, понимание того, что несчастье случилось, что они не могут и не имеют права убежать, спрятаться. Кстати, один
из членов семьи Кривоноговых дезертировал. Остальные же очень стыдились этого, им было очень больно вспоминать об этом.

Документальные материалы начинаются с момента регистрации брака супруг Кривоноговых, а обрываются с приходом похоронки на сына с фронта.

"Мы победим, и я вернусь домой", - писал сын матери. А потом пришло другое письмо.

"Мы, группа товарищей вашего сына, с прискорбием сообщаем, что сын ваш погиб сегодня смертью храбрых в борьбе с немецкими оккупантами. Выражаем вам свои соболезнования."

Материалы для выставки предоставлены историко-литературным краеведческим объединением средней школы №1 г. Тулы. Помимо подлинных документов на выставке представлены и предметы вооружения, и котелки, каски, саперские лопатки.

Идет показ хроник Великой Отечественной войны, воспоминаний ветеранов. Выставка работает ежедневно, с 10 до 17 часов, кроме воскресенья и понедельника.

Выставочный зал расположен по адресу: Тула, пр. Ленина, 31, 2-й этаж, тел. 36-73-09
Источник: http://www.tula.rodgor.ru/news/tkult/22883/



Наши люди в Голливуде

В 1697 году князь Тимофей Шаховской стал первым русским, попавшим на Атлантическое побережье Америки. Сегодня русскоязычное население США превышает 10 миллионов человек. Между тем русская диаспора до сих пор не имеет ни одного представителя в конгрессе: выходцы из России вносят свой вклад в экономику Америки поодиночке.

Русские принцессы

У доктора философии Патриции Томпсон есть имя в научных кругах, она читает лекции в Lehman Collage и университетах Нью-Йорка, она автор десятков книг и влиятельная феминистка. При знакомстве она упорно предпочитает представляться как «дочь Владимира Маяковского». Высокий лоб, крупное лицо с волевым подбородком и твердо очерченным ртом. С первого взгляда вы мгновенно признаете удивительное сходство Патриции с портретом Маяковского из школьного учебника.

Русский перевод ее книги «Маяковский на Манхэттене, история любви» мгновенно разошелся в Нью-Йорке. Уже в пожилые годы Патриция доверила бумаге историю, услышанную от матери: о романе советского поэта и его переводчицы – русской эмигрантки.

Патриция называет себя наследницей ярко вспыхнувшей и недолгой страсти прославленного русского поэта, прибывшего в обитель «его препохабия капитализма», и Элли, дворянки из башкирского Давлеканова, бежавшей от революции за океан.

«Мы, русские эмигранты первой волны в Нью-Йорке, с трудом переходили с французского на английский, мы были бедны, но каждая девчонка называла себя принцессой. Эта аура, царская корона нашего прошлого помогала нам всю жизнь высоко держать голову», – рассказывает Томпсон корреспонденту «России».

Может быть, поэтому в свои «за 80» она не утратила ни величественной стати, ни цепкой памяти, ни чувства юмора. Патриция Томпсон больше всего в жизни жалеет о том, что не знает русского языка и что отец так и не прочел ни одной из ее книг.

За исключением незнания русского языка Томпсон – довольно типичная представительница первой волны эмиграции. Ее цвет отступал с белой армией, унося с собой знамена своих полков, иконы, святыни и реликвии. В США существуют десятки организаций, основанных первым поколением русских американцев. Раз в году потомки белой эмиграции собираются на традиционный ежегодный благотворительный бал «Петрушка», все средства которого идут на поддержку сирот в России.

История этого бала началась в 1926 году, когда представители первой волны русской эмиграции организовали Общество помощи русским детям за рубежом. Париж, Стамбул, Рига, Харбин – таковы были первые адреса помощи россиянам, бежавшим от преследований «диктатуры пролетариата».

После распада СССР основные спонсорские средства направляются на медицинское обслуживание, социальные и образовательные программы в детские дома России. Только в Псковской области 14 сирот получают стипендии Общества помощи русским детям за рубежом.

Белая эмиграция удачно вписалась в среду американской профессуры, наука стала главным делом жизни многих из них. Русский язык, как правило, сохранен в семьях этого поколения американцев, хотя нередко звучит с явным американским акцентом.

На Брайтоне хорошая погода

Когда в 70-е годы на Брайтон-Бич прибыли новые поселенцы из Советского Союза – сияющие золотозубыми улыбками и «шикующие» в одинаковых шерстяных спортивных костюмах, аналитики ЦРУ решили, что это происки советского КГБ. Столь высок был уровень преступности новых американцев. Посланцам Одессы, Харькова и Мелитополя США поначалу показались «страной дураков»: въехав в супермаркет с детской коляской, ее втихаря загружали дорогой обувью и, нежно агукая и покачивая, вывозили под умиленные
улыбки секьюрити.

В 70-е годы преступления первых поселенцев в Нью-Йорке были немудреными – кражи, подделка продовольственных талонов на бесплатный паек, вождение машины в пьяном виде да поножовщина. Бывшим карманникам приходилось даже ездить на заработки в Европу – ньюйоркцы уже не носили получку в карманах, пользуясь пластиковыми карточками.

Брайтонские легенды гласят, что первый «крестный отец» русской мафии в США Евсей Агрон под видом контрабандных золотых царских червонцев «впаривал» местным ростовщикам сумки с картошкой. Пуля достала его в 1986 году.


Только цифры:

200 тысяч русских проживают в Нью-Йорке. Это самая крупная русскоязычная община Америки.

Исследователь нравов русской преступности, автор книги «Красная Мафия» Роберт Фридман тоже убежден, что Брайтонская мафия – это спецоперация КГБ, решившего таким хитроумным образом изнутри разрушить мощь Америки. Моню Эльсона, известного как Моня Кишиневский, он назвал «монстром» всех времен и народов, утверждая, что тот убил по меньшей мере сотню человек.

Сейчас Моня, честно называющий себя «уголовным элементом», сидит в досудебном заключении по обвинению в попытке заказного убийства неких граждан, фигурирующих под кличкой Братья Карамазовы. И так как родни у него нет, от скуки он названивает русскоязычным криминальным репортерам. В итоге на страницах эмигрантской газеты «Новое русское слово» иногда появляются его клятва «Будь я сука» и крылатая фраза «Жадность фраера сгубила».

Русская мафия на Брайтоне, однако, не стала следовать примеру итальянской и взращивать целые кланы себе подобных. Русскоязычные «крестные отцы», из тех, что уцелели и отсидели тюремные сроки, теперь стали бизнесменами. Их дети получили профессии докторов, юристов, адвокатов и даже судей.

Правда, в американских СМИ нередко проскакивают сообщения о консолидированных схемах мошенничества с участием всех выше названных профессий, за исключением, может быть, судей. Теперь русские «грабят» не с пистолетами, а опираясь на законы США. Самая последняя схема, выявленная на Брайтоне, – выкачивание денег из страховых компаний с помощью оформления несуществующих травм и тяжелых увечий, якобы полученных в автоавариях.

Большинство представителей брайтонского преступного мира так и не освоили английский за три десятилетия, но в их багаже осело слово «кейс», но не в смысле чемодана для денег, а в значении судебного делопроизводства, и «депозишн» вместо длинного «дача показаний под присягой». Неустанно обогащается и словарный запас прочих брайтонских обитателей – в русских магазинах торговки любезно спрашивают при покупке колбасы: «Вам слайсиком или писиком?» (нарезать или
одним куском).

Вышедший несколько лет назад на свободу еще один «крестный отец» русской мафии Марат Балагула, отсидевший 17 лет за разработку схемы ухода от налогов, подался в литераторы. В тюрьме он составил собственный вариант всемирной истории и надеется заинтересовать Голливуд своими мемуарами.

Молва приписывает Балагуле миллиардное состояние, сколоченное на разбавлении бензина, наркотиках и «кровавых алмазах». А официально ему принадлежит известный ресторан «Одесса» на брайтонской набережной. Там по деревянному настилу гуляют яркокрашенные пенсионерки в сверкающих люрексом нарядах, в закусочных, по советской традиции, наливают из-под стола, на улицах с лотка торгуют чебуреками.

Впрочем, Брайтон дал путевку в жизнь многим ныне процветающим бизнесменам и даже политикам – бывший москвич Алек Брук-Красный стал первым русскоязычным депутатом парламента штата Нью-Йорк от этого пестрого района, сохранившего экзотику времен СССР.


Только факты: Исследования, проведенные Global Advertising Strategies, и статистика по переписи населения США показали, что русские – одна из самых активных групп населения, постоянно проживающих в США. Ее совокупная покупательная способность составляет 600 миллиардов долларов с ежегодным приростом 6–8 процентов. Эта динамика заметно выше динамики роста ВВП США – 3–4 процента в год (данные приведены на начало прошлого года, до того как США официально вошли в рецессию). Русские американцы
согласно исследованиям – группа, обладающая рядом особенностей. Не желая стопроцентно ассимилироваться на новой родине, они по-прежнему читают российские газеты и журналы (55 процентов русскоязычных американцев читают только русскоязычную прессу, 17 процентов – и русскоязычную, и американскую), смотрят русскоязычные телепередачи и больше доверяют русскоговорящим врачам (67 процентов русских американцев консультируются с врачами – выходцами из России и СССР). Средний доход домохозяйств русских
американцев составляет 55 тысяч долларов США в год, выводя эту группу в одну из самых платежеспособных в США.В Нью-Йорке русскому языку недавно придали статус рабочего – власти мегаполиса отныне обязаны переводить на русский свои решения, законы, рабочие документы. Впрочем, и до этого по горячей телефонной линии русскоязычный человек мог заказать себе бесплатного переводчика для общения с городскими службами.

Акулы капитализма

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, входящий в десятку богатейших людей мира, на последних празднованиях русской общины мегаполиса отметил, что она достойно вписала свою страницу в жизнь американского «плавильного котла».

«Русскоязычная община самых разных вероисповеданий оказала огромное влияние на культуру мегаполиса – от Стэтен-айленда до Брайтон-Бич. Русские подарили Америке вертолет, телевидение и Google», – отметил Блумберг на торжественной церемонии в прославленном музее Метрополитен. Он напомнил о том вкладе в развитие мирового прогресса, который внесли выходцы из России: Игорь Сикорский, запатентовавший в Нью-Йорке в 1910 году вертолет, Владимир Зворыкин и Давид Сарнов, создавшие и запустившие
в 30-е годы в производство телевизор.

Блумберг признал русской даже империю Google, которую основали в 1998 году студенты Стэнфордского университета Ларри Пэйдж и Сергей Брин, попавший в Америку ребенком, но не забывший русский язык. К слову, журнал Forbes недавно назвал Google компанией с самой уважаемой репутацией в бизнесе. Влиятельный политик и бизнесмен, вероятно, забыл упомянуть о том, что русские также создавали нью-йоркский балет, оперу, кинематограф, музыку и живопись. А выходец из глубинки Российской империи Ирвин Берлин настолько сумел
в своем гимне God bless America выразить дух и мечты страны эмигрантов, что сделал ее главной песней США.

Русских в Америке много и они разные. Последняя волна – компьютерщики, ученые, профессора, нефтяники – «прописываются», как и русские первопроходцы, вовсе не на Брайтон-Бич. Сегодня их можно найти в университетах самых разных штатов, в Силиконовой долине, в нефтедобывающем Техасе. Российские власти называют их трудовыми мигрантами и детьми глобализации.

Есть наши люди и среди акул американского бизнеса – компания уроженца Одессы Наума Гузика значится на карте Силиконовой долины среди фирм, являющихся мировыми лидерами в области компьютерных технологий.

На вопрос, как советские люди вписывались в американскую бизнес-среду, Гузик отвечает просто: «Мне не пришлось меняться, я всегда был таким – просто много работал».
Идеалом предприятия для него навсегда останется Новосибирский академгородок, которому физик-изобретатель отдал немало лет жизни. Там нормой были работа до полуночи, авралы до утра, а уважительной причиной неявки на работу считался только запой. «Сейчас так не работают», – огорченно вздыхает ветеран Силиконовой долины. Он много сил и финансов отдает на благотворительность, поддерживая русскоязычную общину и культурные проекты в России и на постсоветском пространстве. Вместе с Константином Орбеляном
Гузик проводит конкурсы молодых российских музыкантов, выделяет стипендии юным дарованиям. Его спонсорство измеряется миллионами долларов. «Но что бы я ни делал, для Одессы я всегда буду сыном Гузика – мой отец был выдающимся портным», – признается основатель и владелец компании Guzik
Источник: http://russianews.ru/newspaper/20273/20339/



Пол ребенка зависит от генов отца

Генетические особенности мужчины могут влиять на то, какой пол будет у будущего ребенка, полагают британские специалисты.

Ученые исследовали несколько сотен генеалогических деревьев. Оказалось, что у мужчин вероятнее всего родится мальчик, если в роду было больше мальчиков, и наоборот. В исследовании было изучено 921 древо - это 556387 человек из Северной Америки и Европы, живших с 1600 года. Однако у женщин связь между тем, кого было больше в роду, и полом будущего потомства не была обнаружена.

Точные принципы влияния генов на пол ребенка выяснить не удалось, сообщили исследователи. В то время как от женщины ребенку передается Х хромосома, пол ребенка зависит от того, передаст мужчина Х хромосому и родится девочка, или передаст У хромосому и родится мальчик. Причины могут быть различными, но точно ясно, что пол ребенка зависит в большей степени от отца, утверждают эксперты.
Источник: http://www.medicinform.net/news/news10851.htm



Ученые выяснили, где находится Бог


Нейропсихологии университета Миссури нашли новое местонахождение Бога, выяснив, что все духовные опыты мировых религий имеют общий источник и являются процессами, происходящими в голове человека.

В качестве примера духовных процессов, сходных во всех религиях, было рассмотрено трансцендентальное состояние, когда человек отчасти утрачивает чувство себя в процессе медитации или молитвы и осуществляет коммуникацию с божеством. Ученые выяснили, что такое состояние достигается путем понижения активности в правой теменной части головного мозга.

Ранее подобные исследования уже проводились нейропсихологами в сфере медитаций у буддистов и францисканских монахов. Тогда было замечено, что независимо от религиозной принадлежности, люди используют одинаковые нейропсихологические функции, например, переход в трансцендентное состояние, чувство единения с универсумом.

Исследователи миссурийского университета расширили спектр своих наблюдений примерами над людьми с травмами головного мозга. Оказалось, что при повреждении его правой теменной части люди легче входят в контакт с Богом.

«Мозг выполняет определенные функции при совершении духовных опытов, - сказал профессор миссурийского университета Брик Джонстон. – Изучая людей с мозговыми травмами, мы обнаружили, что с люди с поврежденной правой теменной частью мозга намного быстрее достигают такого состояние, как трансцендентность».

Как пишет Zygon, люди с такими самоотверженными духовными опытами обладают крепким психологическим здоровьем, особенно если их вера в существование божественного положительна.
Источник: http://vz.ru/news/2008/12/18/239802.html



Памятник няне Пушкина установлен в Калужской области

Скульптурная композиция, посвященная Арине Родионовне торжественно будет открыта 20 декабря на территории культурно-образовательного центра «ЭТНОМИР» в Боровском районе. Устроители мероприятия рассматривают памятник самой знаменитой няне России как дань любви и уважения тысячам безымянных русских сказительниц. Также, в рамках праздника состоится фестиваль «Мамины колыбельные и потешки «Семейный лад»».
Источник: http://www.radio.kaluga.net/index.htm?cont=long&id=6885&year=2008&today=19&month=12



Новое здание Исторического архива на 1,5 млн документов открыто в Омской области

19 декабря в Омской области открыто новое здание Исторического архива. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе администрации региона, в торжественной церемонии принял участие губернатор Леонид Полежаев.

По мнению губернатора, новое специализированное здание с уникальными техническими возможностями стоит относить к самым значимым культурным и социальным объектам региона. "Введение в строй Исторического архива стало важным шагом сохранения и изучения исторических документов. Это здание, расширяющее общественный интерес к памятникам истории, подтверждает высокий культурный и образовательный уровень омичей. Для студентов и ученых, наравне с библиотекой имени А.С. Пушкина, Исторический архив станет главнейшим источником
мудрости и знаний, даст новый импульс научным исследованиям и разработкам", - сказал он.

Строительство Исторического архива велось с июля 2006 года в рамках реализации целевых программ "Развитие архивного дела в Омской области до 2008 года" и "Подготовка и проведение празднования 300-летия основания г. Омска на 2008-2016 годы". Девятиэтажное здание спроектировано специально для размещения в нем архива регионального масштаба и оснащено по самым современным требованиям, предъявляемым к хранению документов и работе с гражданами.

На первом этаже размещен читальный зал, реставрационная мастерская, мини-типография, лаборатории сканирования и дезинфекции документов. На втором этаже расположен выставочный зал, кабинеты сотрудников архива. Семь этажей, с 3-го по 9-й, займут хранилища документов. На мобильных стеллажах сможет храниться до 1,5 млн дел.

В новом здании будут размещены исторические материалы, связанные с историей региона: книги, справки, документы деятельности организаций, фотографии, аудиозаписи выступлений различных деятелей, видеофильмы. Сегодня в Историческом архиве завершены все строительные работы, здание полностью оснащено оборудованием, компьютерной техникой и мебелью. Уже в самом начале января специалисты начнут перевозить документы.

Для посетителей архив будет открыт с 1 марта 2009 года. В читальном зале нового корпуса одновременно смогут работать до 40 исследователей: школьников, студентов, историков, краеведов. Он полностью компьютеризован. Многие документы уже сканированы и занесены в 40 баз данных. Кроме того, архив подключен к отраслевой программе "Архивный фонд", которая связывает омское учреждение с архивами всех регионов страны.

Новое здание станет головным корпусом Исторического архива Омской области. Единый архивный комплекс составят еще два здания - Государственного архива Омской области и Центра документации новейшей истории, на основе которых в 2008 году и было создано госучреждение "Исторический архив Омской области". Теперь в помещении на улице Третьяковской, 1 будут размещены документы по личному составу ликвидированных организаций и открыта Общественная приемная для обращений граждан. Срок исполнения запросов, независимо от
того, в каком здании находится документ, составит один месяц. В помещении на улице Певцова, 9 будут комплектоваться документы партий и общественных движений.

Исторический архив Омской области по ценности находящихся на хранении документов занимает одно из ведущих мест среди государственных архивов России. Он содержит свыше 1,5 млн дел. Для работы в омский архив приезжают исследователи со всей России и зарубежных стран: Казахстана, США, Италии, Германии, Англии, Канады.
Источник: http://www.regnum.ru/news/1102218.html



Фома - это тот же Хома


Александра Суперанская, профессор

И.А. Ченцов (г. Уссурийск, Приморский край): Мне кажется, что моя фамилия уходит далеко в старину. Слово "ченец" я встретил в историческом романе, где действие происходит во времена Василия III.

Суперанская: Фамилия Ченцов получилась в результате упрощения из Чернецов, через Чернцов. Чернецами на Руси звали людей, носивших черные одежды, преимущественно монахов. Но было и имя Чернец: Чернец Иванович Паюсов, Новгород, 1493 г. Семейное прозвание Черн(е)цов рано фиксируется документами: Чернцовы дети Вешняк да Палка, в Нижегородском княжестве 1410 - 1417 гг.; Иван Ченцов, московский подьячий, 1632 г.; Дементий Чернецов, московский переводчик, 1651 г.

Н.Г. Масленникова (г. Волгореченск, Костромская область): Я интересуюсь фамилией Яковлев - мне сказали, что она имеет чувашские корни, а также фамилиями Романенков, Капустин, Зеленов.

Суперанская: Фамилия Яковлев происходит от православного имени Яков. В ней появляется вставное -ль, с которым в прошлом образовывались притяжательные формы: Яковль, Ярославль (от Ярослав). Чуваши и многие другие народы Поволжья были православными, и фамилию Яковлев могли получить наряду с русскими представители всех православных христиан. Информация о том, что эта фамилия чувашская, связана, по-видимому, с тем, что Иван Яковлев был первым из чувашей, получившим хорошее образование, первым представителем чувашской
интеллигенции.

Фамилия Романенков интересна своими суффиксами. Она происходит от имени Роман. На Украине от него образована фамилия Романенко, что значит "сын человека по имени Роман". С переездом в Россию человек с фамилией Романенко иногда мог получить к ней русифицирующий суффикс -ов: Романенков.

Фамилия Капустин образована от древнерусского имени Капуста. Это было имя, а не прозвище, потому что в тех же семействах были люди с именами Редька, Горох, данными по названиям огородных культур.

Фамилия Зеленов образована от древнерусского имени Зелёной / Зелёный. Были имена и от других цветообозначений: Синий, Жёлтый. Имя Зелёной известно с XV века: Сенка Зеленой, холоп в Полищ ском погосте, 1495 г.; Зеленой Артемов сын, прикащик в Городецком уезде (князей Прозоровых), 1563 г. От имен, имевших форму прилагательных, первоначальные прозвания по отцу образовывались с суффиксами -ово/-ова: Родивон Иванов сын Зеленово, помещик, 1485 г., и лишь позже появились традиционные фамилии на -ов: Зеленов.

Г.А. Симутина (Москва): Объясните, пожалуйста, происхождение моей фамилии Симутина.

Суперанская: Фамилия Симутин происходит от имени Симута. Это ласкательная форма таких мужских православных имен, как Симон, Серафим и женского Серафима.

В.Б. Труханов (г. Бугульма, Татарстан): Откуда произошла фамилия Труханов, мой отец рассказывал, что наш род вышел с Украины, откуда там ханы?

Суперанская: Фамилия Труханов не связана с ханами. Она происходит от имени Трухан, которое получилось в результате преобразований православного имени Трифон в русских народных говорах. Современная церковная форма Трифон не изначальна. В древних церковных книгах имя писалось Труфон. В некоторых говорах согласные ф и х легко заменяют друг друга (Фома - Хома, Федя - Хедя). Так произошло и с именем Труфон, которое превратилось в Трухон, а затем - в Трухан.

Н.Г. Монченко (с. Крупец, Курская область): Хотелось бы узнать о происхождении моей фамилии Монченко, а также моей девичьей фамилии Князева.

Суперанская: Фамилия Монченко образована от имени Моня. Это сокращенная форма многих православных имен, включающих звуковую последовательность -мон: Артамон, Симон, Аммон, Филимон и др. Фамилия содержит украинский суффикс -ченко.

Фамилия Князев происходит от древнерусского именования Князь, часто встречавшегося у новгородских крестьян: Васко Князь, крестьянин Городенского погоста, 1495 г. Встречались также формы Князик и Князец. По-видимому, князьями звались те крестьяне, которые получали жалованье от князей за службу у них.

Князьями называли также татарских ханов и мурз, служивших русскому государю. Их потомки также могли получить фамилию Князевы.
Источник: http://www.rg.ru/2008/12/18/family.html



История семьи в архивных документах

2008 год был объявлен в России Годом семьи. Под занавес уходящего года в ГАНО решили еще раз вспомнить об этом событии и рассказать о семье языком документов.
Вниманию посетителей представлены подлинные документы начиная с XVIII века — ревизские сказки, метрические книги, «брачные обыски», справочники по переписи населения, личные анкеты; автобиографии, книги актовых записей, фрагменты личных дел…

Составь свою родословную

В последнее время заметно возрос интерес к истории своей семьи, своего рода. Большинство людей уже не устраивает осознание себя «иванами, не помнящими родства своего». Поэтому все чаще в Государственный архив Новосибирской области идут люди, желающие составить свою родословную. Некоторые исследователи добрались уже до седьмого колена. Иногда в архив приходят запросы из-за рубежа. Недавно сотрудники ГАНО помогли в составлении генеалогического древа семье из Израиля.

«Но лучше всего, — заметила архивист первой категории Государственного архива Новосибирской области Татьяна Некрасова, — когда люди самостоятельно проводят историко-архивные исследования по своей семье, роду. Иногда сотрудник архива просто не обращает внимание на какие-то косвенные упоминания, порой очень важные для исследования».

Недавно открытая экспозиция продемонстрировала многообразие документов, хранящихся в архиве, с помощью которых можно заглянуть в прошлое своих прапрабабушек и прапрадедушек, если, конечно, они проживали приблизительно в пределах Новосибирской области. Бывает, что наши предки жили в населенных пунктах, которых уже и на карте-то нет. Не беда: в архиве хранится список населенных мест Томской губернии на 1911 год, список населенных мест Сибкрая, Алтайского края. Очень много метрических книг, где записывались даты
рождения, бракосочетания и смерти каждого человека. Самая старая из них датируется 1754 годом — она из Бердского поселка. Даже если в деревне не было церкви, надо искать близлежащие села, где церковь была. Что касается вероисповедания, то существуют метрические книги православные, католические, старообрядческие, единоверческие и даже из синагоги.

Порой очень забавно современному человеку листать эти книги. В них обязательно указывалось социальное происхождение людей. Либо это солдат, либо крестьянин, либо мещанин. Это было очень важно. Женщины значились как жена крестьянская, солдатская, вдова, девка, если есть внебрачный ребенок, или девица 90 лет, если не вышла замуж.

Обязательно в метрических книгах писали причину смерти. Один дедушка умер в 115 лет с пометкой — «от древности». Если случалось отойти в мир иной лет в 90, то указывали: «от дряхлости».

А может быть, новосибирцы смогут найти имена и фамилии своих родственников в списке солдат, призванных на Первую мировую войну, или в списке купцов, или среди пожарных Новониколаевска. Есть даже послужные списки священноцерковнослужителей вместе с их семействами. На выставке представлена лишь малая часть уникальных документов. Было бы желание отыскать свою родню…

«Обыск брачный»

Так в дореволюционной России назывался документ, разрешающий молодым людям вступить в брак. Согласно указу правительствующего сената от 28 ноября 1830 года священникам воспрещалось венчать браки, если жених и невеста не достигли еще: первый восемнадцати, а последняя — шестнадцати лет.

В обязательном порядке до венчания составлялся особый документ, где помимо возраста указывались и другие данные. Например, «жених — гражданин деревни такой-то, православного вероисповедания, у исповеди и святого причастия бывает». То же самое касалось и невесты. Далее: «оба находятся в здравом уме». И один из главных пунктов — что между ними нет «духовного или плотского родства». С этим было строго. Еще до процедуры венчания в церкви троекратно объявлялось о предстоящем
браке. И если кто из крестьян знал даже о дальнем родстве брачующихся, то обязан был сообщить священнику.

В «Обыске брачном» говорилось, что «к бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на что имеют благословение своих родителей и обоюдное согласие». После вынесенного вердикта — «По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви, препятствий к сему браку никакого никем не выявлено» — молодые могли венчаться. Документы о разводе, по словам Татьяны Некрасовой, встречаются очень редко.

— Это была сложная процедура. Местный священник развести не мог. Он должен был подать прошение в вышестоящие инстанции. И если там сочтут нужным развести мужа и жену, то брак будет расторгнут. На это должны быть очень веские причины. Мне встречался только один раз документ о расторжении брака из-за прелюбодеяния. В качестве наказания была наложена епитимия на семь лет. Но бумаги «ходили» годами. И все это время священник должен был увещевать, чтобы муж и жена остались вместе.

«Так и жила, мучилась»

На выставке есть очень интересный раздел, рассказывающий о семьях людей, оставивших след в социально-экономической, политической и духовной жизни нашего региона. Это династия Мышей, братья Шамшины, семьи Евдокии Ковальчук, Елизаветы Стюарт. В архиве сохранилась выписка из метрической книги, в которой сообщается, что известная поэтесса была потомственной дворянкой.

Но, пожалуй, больше всего удивил рассказ об известных революционерах-большевиках Новониколаевска. С помощью документов сотрудникам архива удалось показать их личную жизнь, ведь революционеры — это тоже люди, которые любили, страдали, растили детей, мечтали о будущем. Оказывается, в браке Евдокия Ковальчук была очень несчастна. Ее муж — ярый монархист — не разделял политических убеждений жены. Работал он машинистом паровоза. Евдокия «очень тяготилась материальной зависимостью от мужа,
но уйти не смогла из-за детей, так как сама обеспечить их была не в состоянии. Воспитать же хотела по-своему». А детей у нее было четверо. Шамшин вспоминал: «Она боялась мужа… Ушла бы от него — детей жалко. Так и жила, мучилась».

Евдокия Ковальчук была энергичной, никогда не видели ее унывающей. Расстреляна она была в 1919 году в 38 лет.

«Люби и ласкай наших деток»

В отличие от Евдокии Ковальчук Федор Горбань был очень счастлив в семейной жизни. Он безумно любил свою Надечку и троих детей.

Его жена — Надежда Иосифовна — вспоминала: «…Мы с Федором поселились в небольшой комнатушке на втором этаже в многодетном семействе четы Григорьевых, платили за жизнь три рубля в месяц… За короткое время моя супружеская жизнь с Федором ознаменовалась рождением троих детей. В апреле 1912 г. родилась Татьяна, в августе 1913 г. — дочь Екатерина, а в июне месяце 1915 г. в г. Томске — сын Виктор… Несколько дней он ухаживал за мной и ребенком, выполнял все женские обязанности.
Когда Федор выходил на речку стирать пеленки, некоторые соседки громко кричали: «Что же это за мужик, который делает бабьи дела!» Федор добродушно смеялся и отвечал: «Человеку всякая работа должна быть приятной…»

Часто в морозные дни мы всей гурьбой шли в тайгу. Пели там песни, резвились, как дети, водили хороводы, играли в салки и прочие игры. Сколько красоты было в этих простых дружеских встречах. Когда возвращались домой и дети были уложены спать, Федор любил помечтать о жизни. Он говорил: «Жить людям будет радостно и светло. Дети наши будут образованными. Танюся будет доктором, очень серьезное у нее лицо, а «котеночек» — Катя — писателем, задумчивые у нее глазки. И будут у нас еще детки,
хотя бы целая хата. Когда я, смеясь, отвечала: «Слишком уж много», Федор отвечал: «Ничего, краше в свите буде житися». Об отношении и к детям он постоянно мне твердил: «Люби и ласкай наших деток«. При этом такой добротой и теплом светились его глаза, что нельзя было не проникнуться глубоким уважением к этому милому, хорошему человеку».
Источник: http://vn.ru/17.12.2008/history/95963/



Позабуду мать родную!

Почему волгоградцы решаются на изменение имени и фамилии.

Сегодня изменить имя, отчество и фамилию может каждый, кто пожелает. Для этого необходимо лишь написать заявление в районный отдел ЗАГС, обосновать причину такой перемены и заплатить 500 рублей. Правда, впоследствии придется за каждый документ с измененными данными раскошелиться на 100 рублей.

Прохоровы ближе к олигархам

По словам заведующей отделом ЗАГС администрации Волгоградской области Галины Калибарды, современное законодательство значительно упростило процедуру переименования. Закон «Об актах гражданского состояния» не закрепляет какого-либо перечня причин для изменения имени, как это было, скажем, лет тридцать назад. Поэтому сменить имя сегодня легко и просто. Главное — захотеть. Среди волгоградцев, желающих сменить фамилию, — те, чьи родственники когда-то допустили ошибку в документах. Бывает,
что одна сестра Асинкина, другая — Осинкина. Понятно, что близкие родственники желают объединиться под одной фамилией. Смена фамилии во многих случаях — дань уважения… отчиму. Юноши или девушки решают отказаться от фамилии родного отца ради человека, который фактически их воспитал. И это желание вполне законно, если пасынку или падчерице исполнилось 18 лет.

С неблагозвучными фамилиями жители нашей области также расстаются без сожаления. Причём неблагозвучной для кого-то может быть такая фамилия, как Сидоров. И желание обменять её на Прохорова не всегда понятно работникам отделов ЗАГС. Это можно объяснить разве что стремлением быть поближе к однофамильцам-олигархам. Хотя бы фамилией.

С днем рождения, Селицата!

Люди меняют не только фамилии, но и имена, отчества. Среди них — наши соотечественницы, которых депортировали из Турции, Греции, Испании. С новым именем женщины решают начать новую жизнь. Бывает, что Андреи вдруг возжелают быть Эдуардами, и наоборот. Почему — одним им понятно. Иногда волгоградцы выбирают себе необычные имена. Так, на днях в нашей области появилась Селицата, единственная в своем имени.

Что касается изменения отчества, на это решаются также в знак признательности и уважения к отчиму. Часто с такой просьбой обращаются те, кто имеет русскую мать и таджика, туркмена — отца. В числе аргументов — желание жить по законам русскоязычного населения и труднопроизносимое отчество. Так, вместо Андрея Бигбуллатовича появляется Андрей Борисович.

— Отрадно, что в последнее время волгоградцы стали благоразумны в этих вопросах, — замечает Галина Николаевна.

Это в девяностые годы, в пору дворянских собраний, многие желали стать Нарышкиными или Голицыными. Стоит признать, ни о каких Хуанах, или Карлосах речи никогда не заходило, впрочем, как и о других сериальных персонажах. Политические деятели также не вдохновляли волгоградцев на креативные поступки. Правда, однажды фанат одного футболиста настоял на своём и взял фамилию своего кумира. Конечно, не обходилось и без странных просьб. Одна немолодая женщина, например, возжелала называться Марией Христовой Божией. Причиной,
побудившей её к такому решению, было явление ей Богородицы (!)

«Я понимаю Вырвиглаза»

отец Олег Кириченко, настоятель храма Иоанна Предтечи: — Изменить своё имя могут только безбожники. Наречение имени — таинство, которое предваряет таинство крещения. Нарекают человека в честь того или иного святого. А отказаться от этого имени значит оскорбить своего святого. Ко мне часто обращаются с иной просьбой. Изабеллы, Жанны, Дианы, Владлены, Эдуарды, Русланы не помнят, какие имена им давали при крещении. Крестились давно, свидетелей этого таинства не осталось. Тогда мы подбираем новые имена
по «святцам», учитываем день рождения или день крещения, если он остался в памяти. Так и появляются вместо Руслана — Рустик, вместо Эдуарда — Элизбар. Отчество менять тоже неприемлемо для верующих. Родителей не выбирают. Чем-то не угодил отец — молись за него. Через отчество к тебе цепь веков тянется. А в отношении фамилий я более мягок. У нас много неблагозвучных фамилий, типа Вырвиглаз, фамилий оскорбительного содержания. Человека, желающего её сменить, я могу понять.
Источник: http://np.aif.ru/issues/760/19_02

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное