Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

КАРАПЕТЯН



Фамилия Կարապետյան хранит память о личном имени родоначальника. Далёкий предок рода Карапетян носил древнее, исконно армянское имя Կարապետ («предвестник»). Это имя было известно армянам ещё в языческие времена. В народных преданиях, сложенных в дохристианские времена, Карапет выступал как бог-громовержец, низвергающий на землю молнии. Армяне считали его своим защитником и хранителем. Например, в эпосе «Таронская
война» Карапет помогает армянским героям – благодаря ему они побеждают вражеские войска.

Карапет почитался как покровитель искусств; армяне верили, что именно он одаривает людей способностями к музыке, поэзии, приносит удачу в спортивных состязаниях. «Одарённый святым Карапетом» – так говорили о творческих людях.

После принятия армянами христианства языческий бог Карапет отождествился в народном сознании с Иоанном Предтечей. Этот святой принадлежит к числу наиболее почитаемых в христианском мире. Все христианские народы посвящали Иоанну Предтече храмы и монастыри. Древний монастырь Սուրբ Կարապետ в Западной Армении был общенациональной святыней, духовным центром, хранилищем древних книг и рукописей. Сурб Карапет не существует ныне – разрушен
турками. Построенная в 1220-е годы церковь Святого Карапета в монастыре Нораванк по праву считается архитектурным чудом Армении.

Несколько веков назад имя Карапет было популярным, любимым в народе; оно не забыто и сейчас, но чаще встречается в производных формах – Каро, Карик.
Родоначальник семьи Карапетян был наречён в честь святого Карапета. При помощи патронимического суффикса –յան от имени предка была образована фамилия Կարապետյան, означающая «род Карапета».

В настоящее время фамилия Կարապետյան часто встречается в Армении. Среди обладателей этой фамилии немало известных людей: государственные и политические деятели, лидеры партий и общественных движений, крупные предприниматели, люди искусства. Дважды обладатели этой фамилии претендовали на пост президента: в 2003 году – Арам Рафаэлович Карапетян (р. 1964), предприниматель, председатель партии «Новые времена», в 2008 году – журналист Тигран Карапетович
Карапетян (р. 1945).
Фамилия Карапетян не считается редкой и в России. В недавнем прошлом в СССР был широко известен Артём Яковлевич Карапетян (р.1926), актёр театра и кино. Он снялся в 20 кинофильмах как актёр, 16 кинофильмов дублировал. Мягкий, бархатный голос Карапетяна звучит за кадром в советских фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Табор уходит в небо», «Мимино», «Тегеран-43», «Фронт без флангов».

Самый знаменитый обладатель этой фамилии - Шаварш Владимирович Карапетян (р. 19. 05.1953), семикратный чемпион СССР по плаванию, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, почетный президент российской Ассоциации подводного плавания. В сентябре 1976 года, случайно оказавшись на месте происшествия, он спас 20 человек из троллейбуса, упавшего в Ереванское водохранилище. На глубине 10 метров Шаварш разбил стекло троллейбуса и вытащил по одному всех пассажиров. О его подвиге помнит и Россия, и
родная Армения.

Среди обладателей фамилии Карапетян есть Герой Советского Союза. Этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны был удостоен Асканаз Георгиевич Карапетян (1899-1978), генерал-майор Советской армии. Асканаз Георгиевич воевал на Украинском фронте, командовал 315-й стрелковой дивизией 51-й армии. За личное мужество и умелое руководство боевыми действиями при освобождении от фашистов Донецка и Мелитополя ему было присвоено звание Героя, вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда».

Среди 1008745 российских ветеранов Великой Отечественной войны, встретивших 60-летие Победы, 22 ветерана носят фамилию Карапетян

Источники: Аветисян Т. Словарь армянских фамилий. Ереван, 2000. Ачарян Г. Словарь армянских личных имён, Ереван, 1946. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. М.,1987. Интернет источники: Солдаты Великой Отечественной войны www.pobediteli.ru

МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru




Юные генеалоги Петербурга изучают свои родословные

Юные генеалоги Санкт-Петербурга собрались на конференцию. Школьники с упоением изучают истории своих семей, ищут предков и дальних родственников. Свои труды они представили на городской конференции «Родословные школьников Петербурга в истории России». Рюриковичей среди ребят пока не нашлось. Но некоторые с удивлением узнали, что их род берет начало, например, от почетных граждан города Елец. О том, как самому составить генеалогическое древо - репортаж Ольги Сухопаровой.

Шесть с половиной метров родственников. Вся история рода Светы Сергеевой - на рулоне обоев. За четыре года работы девушка узнала многое о своих прапрабабушках и прапрадедушках. Удалось добраться аж до начала 17 века

«Со стороны мамы все были крепостные, а со стороны дедушки - дворяне. Я нашла грамоту, в которой обозначено, что мы являемся почетными гражданами города Елец», - рассказывает Света.

Мало составить генеалогическое древо, надо еще написать и родословную. В ней, по возможности, история каждого члена семьи, фотографии, копии документов. У Светы Сергеевой получился увесистый том. Пока составляла его, познакомилась со всеми своими дальними родственниками.

Древо Даши Левченко не такое густое, как у Светы - пока всего несколько веточек. Только когда начали составлять родословную, поняли, откуда у Даши любовь к театру и желание стать актрисой - ее двоюродной прабабушкой была известная актриса немого кино.

Беседы с родственниками, работа в архивах, долгие часы в интернете. Составление древа - очень скрупулезный труд. Но ребятам так греет душу осознание того, что в роду были именитые люди, что им совсем не жалко на это своего свободного времени.
Источник: http://mirtv.ru/content/view/46848



Французская ученая утверждает, что обнаружила могилу д'Артаньяна

Французская исследовательница Одиль Борда утверждает, что обнаружила место погребения д'Артаньяна, который впоследствии стал прототипом одноименного персонажа Александра Дюма, пишет газета Times.

По данным ученой, Шарль де Ба де Кастельмор д'Артаньян, погибший при осаде крепости Маастрихт в 1673 году, покоится в нескольких километрах от церкви Петра и Павла в районе Вольдер голландского города Маастрихт.

"След, приведший к этому месту, оказался очень четким", - считает Борда, которая провела пятилетнее расследование истории реального д'Артаньяна. Она отвергла теории, будто бы тело знаменитого мушкетера было перевезено и погребено во Франции.

"Я расцениваю шансы на успех как 50 на 50", - заявила Борда.

Она убеждает власти Нидерландов и католическую церковь, которая владеет землей на месте обнаружения захоронения д'Артаньяна, предоставить ей право произвести эксгумацию французского героя.

Шарль де Ба де Кастельмор д'Артаньян родился в 1611 году. Будучи гасконским дворянином он сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини, выполняя также и поручения и короля Людовика XIV. Служил в Гвардии и позднее стал фактическим командиром мушкетеров, а также губернатором Лилля. Погиб от пулевого ранения в голову 25 июня 1673 года при осаде Маастрихта во время франко-голландской войны.

Преувеличенная фантастическими эпизодами жизнь д'Артаньяна, легла в основу трехтомных "Мемуаров г-на д'Артаньяна", сочиненных писателем Гатьеном де Куртиль де Сандра и изданных в 1700 году. В XIX веке Александр Дюма создал на основе этой книги свой цикл о мушкетерах ("Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет спустя", "Виконт де Бражелон").
Источник: http://www.rian.ru/culture/20081115/155211929.html



Станочница завода "Уралмаш" стала супругой тайваньского президента


В селе Шумово Красноармейского района похоронили женщину, близко знавшую первую леди Тайваня Цзян Фанлян, коренную уралочку


На снимке: семья президента Тайваня: Цзян Фанлян (уроженка Южного Урала Фая Вахрева), Цзян Цзинго с сыновьями на домашнем празднике.


Машу Тувыкину, третью в своей династии целительницу, уроженку села Миасского, судьба свела с Фаиной Ипатьевной Вахревой, станочницей уральского завода «Уралмаш», ставшей в будущем супругой тайваньского президента Цзян Цзинго, еще в 1930 году.
В поисках лучшей доли семья Марии переехала в Свердловскую область к дальним родственникам. Там девушка окончила школу. Несмотря на разное отношение к жизни, Маша и Фая сдружились и были не разлей вода. Но однажды их дружба внезапно закончилась. Что послужило тому причиной, Тувыкина скрывала целых 78 лет.


— Моей мамы не стало в сентябре этого года, — говорит Ираида, дочь Марии Тувыкиной. — За неделю до своей смерти она вдруг ни с того ни с сего вспомнила о старинной приятельнице, скончавшейся в декабре 2004 года на Тайване, которую не видела с 1935 года. И открыла мне, единственной дочери, тайну их разлада.

Исповедь свою родительница начала так: «То, что у тебя, доченька, нет детей, а у меня внуков, — это кара небесная. Сколько я сделала подпольных абортов, не считала, но всегда знала — горем аукнется мне в будущем эта помощь женщинам. Так и случилось».
— Чтобы одеться к зиме, моя бабушка Василиса Федоровна, Машина мама, за 25 рублей сделала первый в своей жизни аборт одной знакомой, — продолжает рассказ Ираида Александровна. — В помощницы бабуля взяла 19-летнюю дочь Марию, мою маму. Несмотря на ее молодой возраст, к ней уже тогда люди приезжали за здоровьем со всей области. Второй их клиенткой-абортницей была мамина приятельница с местного завода, обаятельная Фаечка Вахрева. Избавить ее от нежелательной беременности она упрашивала Тувыкиных буквально на коленях.

По словам мамы, причиной для принятия такого решения послужил банальный факт: в череде любовных романов Фая просто не отследила, от кого забеременела, — говорит Ираида.

Коля Елизаров, иностранец с русскими именем и фамилией, направленный в 1932 году партией из Москвы в Свердловск на должность помощника начальника механического цеха № 1 Уралмашзавода, с первого взгляда влюбился в симпатичную Фаечку. Девушка с новеньким не флиртовала — тогда она носила под сердцем плод грешной любви, который не хотела рожать. Знали об этом только Фая и Мария.

— Со временем у Фаины Вахревой появилась мысль сблизиться с Елизаровым и сообщить ему о беременности, выдав чужого ребенка за его, — продолжает Тувыкина. — Но потом девушка испугалась: вдруг малыш родится со светлой кожей, и Николай бросит ее. Мои бабушка и мама решили проблему станочницы, не взяв с нее ни рубля. Правда, тот подпольный аборт мог стоить Фае жизни, но она выжила. Мария отпаивала ее травами. Оклемавшись, та окунулась с головой в омут новой любви.


Служебный брак


Елизаров души не чаял в своей Фаине. В ней его привлекала в первую очередь не покорность, присущая всем русским женщинам, а страст-ность и непосредственность. Другие работницы завода были либо тихонями-недотрогами, либо гордячками, а Коля — горячим, эмоциональным. Таким, как Вахрева.

В 1935 году Николай женился на станочнице своего цеха, а через год был назначен исполняющим обязанности редактора заводской газеты «За тяжелое машиностроение».
— Через три года после знакомства с Елизаровым Фая снова забеременела, — рассказывает Ираида Тувыкина. — На этот раз моя мама избавлять ее от ребеночка наотрез отказалась. «Ну и что из того, что вы с мужем молоды? Рожай Кольке наследника и больше ко мне не приходи».

Фаина ушла от нее домой вся в слезах. Больше они никогда не виделись. Вахрева не показала приятельнице родившегося сына Эрика — здорового, хорошенького, похожего на папу, а также не пришла проститься с ней, когда навсегда покидала с семьей Россию.
…Мария, так и не дождавшись своего принца на белом коне, в 28 лет родила для себя дочь Ираиду. Тоскуя по подруге, молодая мамочка не раз писала Фае письма — сначала в Китай, затем в Тайвань, куда переехало счастливое семейство Цзяна, но ответа так и не получила.

Замуж Тувыкина так и не вышла. В пятьдесят с небольшим, похоронив мать Василису Федоровну, она с Ираидой вернулась в Челябинскую область. Туда, где родилась, где прошло ее детство. Всю жизнь тетя Маша лечила людей от разных хворей травками да заговорами. Ее сердце, как говорили врачи, работало как часы, но внезапно остановилось во сне. Похоронили 98-летнюю женщину на кладбище в деревне Шумово.

В отличие от родительницы Ираида посвятила себя не целительству, а педагогике. Дважды ходила замуж, но испытать радость материнства ей не довелось. После поведанной ей матерью правды женщина расплакалась:
— Напрасно я мечтала о детях: их отсутствием я сполна расплатилась за грехи своей мамы. Но на все воля Божья.


Метаморфозы с именем


Цзян Цзинго (настоящее имя Коли Елизарова), за которого Фаина выскочила замуж, был тот еще фрукт. В нашу страну он попал благодаря своему отцу Чан Кайши. Китайского юношу, студента Московского коммунистического университета трудящихся Востока и Военно-политической академии РККА, приютила сестра Владимира Ленина — Анна Ульянова-Елизарова.

После того как советские «помощники» спровоцировали восстание в Шанхае по образцу октябрьского переворота в России, а Чан Кайши потопил бунт в крови, две страны стали злейшими врагами. Руководство нашей державы решило наказать Кайши. Как именно, рассказал преподаватель УрГУ кандидат исторических наук Дмитрий Павленов:

— Наши руководители взяли его отпрыска Цзяна в заложники, сделали из него образцового китайского коммуниста и заставили публично отречься от настоящего отца. Кроме того, парня переименовали в Николая Владимировича Елизарова: отчество ему досталось от вождя мирового пролетариата, а фамилия — от мужа Анны Ульяновой.
После окончания Колей-Цзяном двух вузов партия отправила его в Свердловск, пристроив на хорошую должность на «Уралмаше». Обрусевшему китайцу выделили комнату в коммуналке, но тот дневал и ночевал на предприятии, где рьяно боролся с бездельниками и выпивохами. Вскоре у него закрутился роман с Фаиной Вахревой.

— После рождения у них общего ребенка Николай-Цзян написал заявление о приеме его в партию, — продолжает рассказ историк Павленов. — Там были такие строки: «Мой отец Чан Кайши является изменником и предателем великой китайской революции и в настоящее время главой китайской черной реакции. С первого же момента его измены я вел борьбу против него». За смелое высказывание и усердие на работе Елизарова назначили заместителем заведующего орготделом Свердловского горисполкома. На третьи сутки после этого по городу
прокатилась волна арестов партийных сотрудников, и Николай вместе с женой и маленьким сыном от греха подальше уехал в Китай. Причем в родительский дом.


Участь невозвращенки


Чан Кайши, хоть и не держал на отпрыска зла за прошлое, встретил сына и невестку без распростертых объятий. Он быстро привязался к внуку Эрику, но Фаю принимать отказывался, всячески пытаясь рассорить с ней Цзяна. Правда, сделать это ему не удалось. В конце концов Кайши смирился с ее существованием, но поставил сыну условие: немедленно переименовать Вахреву в Цзян Фанлян (в переводе «фан» означает «правильная», а «лян» — добродетельная), а Эрика — в Сяовеня («сяо» — «уважение к родителям», «вень» — «образование»).

— В Китае у Цзяна родился второй наследник, — говорит Дмитрий Павленов. — Чан Кайши семье сына материально не помогал. Чтобы прокормить жену и двоих детей, Цзян работал с утра до вечера. За несколько лет он прошел путь от лидера КНР, министра обороны Тайваня, премьер-министра и президента этой страны. В 1988 году он умер.
Жизнь на чужбине сильно тяготила Фаю. Она неоднократно пыталась вернуться в Россию, однако влиятельный муж отпускал ее, но без детей. Бросить их женщина не могла.
Источник:http://www.up74.ru/rubricks/vektor_zhizni/2008/nojabr/stanochnica_zavoda_uralmash_stala_suprugoj_tajvanskogo_prezidenta.html



Генеалогия позволит избежать ошибок прошлого

Прием персонификации истории поможет строить будущее без ошибок прошлого.


Об этом агентству «Тюменская линия» рассказал председатель уральского историко-родового общества, участник научно-практической конференции «Тюменские родословные чтения — 2008» Михаил Елькин.


«Все люди вовлечены в исторические процессы. Зная их родовые древа, можно структурировать все исторические данные, понять, что было причиной тех или иных событий. Наша работа поможет ответить на вопрос, как избежать ошибок при управлении современным государством», — подчеркнул Михаил Елькин.


Напомним, что в Тюмени проходит научно-практическая конференция «VIII Тюменские родословные чтения — 2008». С результатами своих исследований на ней выступят специалисты из Екатеринбурга, Кургана, Альметьевска, Нижневартовска, Тобольска и других городов. Весь исследовательский материал участников конференции будет опубликован в сборниках «VIII Тюменских родословных чтений».


Отметим, что движение тюменских генеалогов существует уже на протяжении шестнадцати лет. Организаторы чтений — ТюмГНГУ, институт гуманитарных наук, международный институт генеалогических исследований и истории семьи, Российская генеалогическая федерация, Тюменское историко-родословное общество, лаборатория историко-генеалогических исследований семьи ТюмГНГУ (ЛИГИС), управление по культуре администрации города Тюмени.
Источник: http://www.t-l.ru/news/122666019122997.shtml



Ученые обнаружили ген, с которым связана вероятность развития наркотической зависимости.

Исследователями из Германии, Британии, Бразилии и Испании проведена серия экспериментов на мышах. Обнаруженный ген кодирует фермент кальций-кальмодулинзависимую протеинкиназу IV (CaMKIV). Именно на этот фермент, присутствующий в допаминовых нейронах мозга, влияет кокаин.

Ключевой эффект кокаина - подавление действия протеина, который контролирует удаление избытка дофамина при передаче импульса между нейронами мозга. Накопление дофамина в нервных клетках мозга приводит к повышенному нервному возбуждению, эйфории. Ученым удалось «отключить» данный ген у испытываемой группы мышей. Такие мыши значительно быстрее стали зависимыми от кокаина, и чувствительность к наркотику была выше, чем у контрольной группы.

Глобальное обследование наркозависимых в Бразилии подтвердило влияние гена CaMKIV. Было обследовано 670 кокаиновых наркоманов из бразильского города Сан-Паулу и у 726 людей, не принимающих кокаин. Присутствие такого гена повышает риск наркотической зависимости на 25%.

Особенность данного генетического варианта – рецессивный характер передачи. По словам руководителя исследования, профессора психофармакологии Райнера Шпанагеля (Rainer Spanagel) из Центрального института умственного здоровья в Маннхайме, Германия, кокаиновую зависимость можно получить по наследству. Дальнейшие исследования будут направлены на то, чтобы обратить вспять развитие зависимости.
Источник: http://medstream.ru/news/9498.html



В Чехове расскажут историю четырех дворянских родов

Выставка "История семьи - история Отечества" в музее-усадьбе "Лопасня-Зачатьевское" в подмосковном Чехове посвящена истории четырех дворянских родов: Энгельгардов, Боратынских, Путят и Тютчевых.

Все эти семейства были связаны родственными узами и являлись владельцами подмосковной усадьбы Мураново.

Особенностью выставки является попытка отразить историю отдельно взятой усадьбы Мураново и ее владельцев как часть истории России, показать значение и роль мурановских персоналий в истории и культуре.

Посетителям выставки будут представлены наиболее значимые события русской истории и культуры от времени правления Петра Первого до начала XX века через судьбы и творчество владельцев усадьбы Мураново и их родственное окружение, их участие в данных событиях и взгляд на них.

В экспозиции – портреты членов семей Энгельгардов, Боратынских, Путят и Тютчевых, императоров, членов императорской семьи, государственных сановников, известных деятелей истории и культуры. Также будут представлены экспонаты коллекций живописи, фотографий, скульптуры, тканей, мемориальной библиотеки и научного архива.

Часть экспонатов будет представлена впервые. Выставка будет работать до 15 марта 2009 года, передает РИА "Новости".
Источник: http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/11/18/srochno/381639/



Техас: найдена копия знаменитого письма Линкольна


В архивах музея Далласа, штат Техас, найден документ, предположительно являющийся подлинной правительственной копией письма президента Абрахама Линкольна (Abraham Lincoln). Это письмо, написанное 144 года назад, было адресовано матери, которая, как считалось, потеряла в Гражданскую войну пятерых сыновей.


Оригинал знаменитого Письма Биксби не обнаружен. Историки сомневаются, что президент вообще его писал. Считается, что Линкольн написал его по просьбе представителя власти Массачусетса, узнавшего о жительнице Бостона, потерявшей всех своих сыновей. Письмо адресовано «Миссис Биксби, Бостон, Массачусетс». Его называют одним из лучших образцов прозы американских президентов. Сейчас Историческое общество Далласа устанавливает подлинность найденной в архивах копии.


Республиканец Линкольн был президентом США с 1861 по 1865 год. Шестнадцатому президенту страны удалось вывести страну из глубокого внутреннего кризиса и почти закончить Гражданскую войну.
Источник: http://www.americaru.com/news/33357



Потомки декабристов встретились с представителями прессы

В Чите продолжается визит делегации потомков декабристов. 22 ноября участники международной акции «Товарищ, верь!» встретились с представителями прессы.
Героизм женщин – жен и невест декабристов - это стало самой обсуждаемой темой. Одиннадцать женщин поехали тогда, после восстания на Сенатской площади, за мужьями на каторгу. Сегодня по пути декабристов опять едут женщины – их потомки. Они все очень разные: разный возраст, языки, образ жизни – объединяет одно - любовь к России. Самую старшую участницу делегации Нину Барышеву, которой 85, все считают талисманом поездки. Хоть она и не потомок известных дворянских фамилий – все равно уже второй раз садится в поезд
и едет через всю страну.


Нина Барышева, участница делегации: "Я пришла провожать поезд... Взяла на всякий случай кой-чего, а когда мне сказали, что есть место, то я быстренько впрыгнула и поехала! Декабристы – это мужчины будущего!".


Ради таких мужчин, говорили на пресс-конференции любая женщина и сейчас была бы способна на подвиг. Самое главное желание участников международной акции проекта "Товарищ, верь..." напомнить молодежи о героизме, в какой-то степени и их великих предков. Ведь и сами потомки декабристов не так давно смогли открыто унаследовать эту память.


Вероника Лебедева, праправнучка декабриста Сергея Кашкина: "Я же росла в советское время! Когда нам думать запрещалось о наших корнях. Я даже не знала об этом! Я узнала об этом только в 70-е годы, когда отец стал заниматься своей родословной!".


Сейчас каждый наизусть может назвать корни своего родового дерева – пышную крону которого дали именно они – герои-декабристы и их жены. Источник:http://chita.rfn.ru/rnews.html?id=32725&cid=7



Грешники в смаге сидят


Александра Суперанская

П.И. Драка (Гатчина, Ленинградская область): Я хочу узнать о происхождении своей фамилии Драка (согласитесь, фамилия нестандартная, а ее значение вроде бы понятно, но неясно, верно ли лежащее на поверхности значение) и фамилии Смагин.

Суперанская: В одном из прошлых номеров мы писали о фамилии Дракин, происхождение которой то же самое, что и фамилии Драка, только с добавлением стандартизирующего суффикса -ин.

А о фамилии Смагин поговорим отдельно.

Фамилия Смагин происходит от древнерусского имени или прозвища Смага, а то - от слова "смага". Слово это многозначное. Первое и основное его значение - "огонь, жар, пыл". Того же происхождения и сохранившиеся в говорах выражения шмарить или смалить (курицу), то есть обжигать, опалять оставшиеся на плохо ощипанной курице волоски. В старину говорили: "Грешники в аду в смаге сидят, да в смоле кипят".

Дальнейшее развитие значений этого слова: "сухость, горение во рту, жажда"; затем - "сухость губ, когда они шелушатся и трескаются". Человек с такими губами мог получить прозвище Смага.

Развиваясь по другой линии, слово "смага" получило значение "чернота, копоть, сажа, обгорелое место". Прозвище Смага мог получить в этом случае очень загорелый, смуглый человек (кстати, слово смуглый того же происхождения) или человек, работающий в котельной.

Наконец, в псковских говорах слово "смага" приобрело значение "сила, мощь", возможно по ассоциации со словами смога, смочь, мочь, мощь. В таком случае прозвище Смага мог получить сильный человек.

В связи с многообразием значений слова "смага" производные от него имена и прозвища были многочисленны и повсеместны. Они рано попали в актовые записи. Вот некоторые примеры.

Ивашко Смага Сумороков сын, холоп, 1498 г.
Князь Юрьи Смага, 1510 г.
Смага Степанов, донской казачий атаман, 1614 г.
То же касается и фамилии, или прозвания по отцу, Смагин:
Левко Смагин, чернец Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, 1608 г.
Дмитрий Тимофеевич Смагин, губной староста в Переяславле Рязанском, 1647 г.

П.Н. Луков (Чехов, Московская область): Мне непонятно происхождение моей фамилии. Сам я вижу четыре возможности ее объяснения, четыре слова, от которых она могла произойти: лук - растение, лук - оружие, лука - передняя часть седла, от имени Лука.

Суперанская: От слов и имен, оканчивающихся на -а, фамилии образуются с суффиксом -ин, т.е. Лукин. Два первых объяснения возможны. В древних документах встретилась запись Лук Горохов сын Селиванов, помещик, Новгород, 1564 г. Здесь явная семейная традиция именоваться по овощам. Известно также древнее имя Тугой Лук, откуда фамилия Туголуков.

Но с наибольшей вероятностью фамилия Луков происходит от имени Лук - сокращенной формы православных имен Лука, Лукан, Лукий, Лукилиан, Лукьян.

Источник: http://www.rg.ru/2008/11/20/superanskaja.html



Архив известных дворянских родов России продадут на "Кристис"

В Лондоне в рамках недели русского искусства на торги "Кристис" выставят уникальный архив известных дворянских семей России, к которым относятся род Лазаревых и род Абамелек-Лазаревых. Аукцион пройдет 27 ноября. Об этом сообщил эксперт аукционного дома по ценным русским книгам и рукописям Свен Бекер.

По оценкам экспертов, уникальный архив может быть продан за 60-90 тысяч фунтов. Он признан топ-лотом на торгах "Ценные русские книги и рукописи". На торгах также будут выставлены уникальные рукописные документы XVIII-XX веков, которых нет в архивах России.

Свен Бекер отметил, что "архивы такого уровня" очень редко можно найти на рынке. Архив Лазаревых и Абамелек-Лазаревых включает в себя самые ценные исторические документы, которые "появлялись на рынке за последние десять лет и имели отношение к России.

Как считает Бекер, архивные рукописи, которые датируются XVIII веком, дают возможность ближе познакомится с историей "взаимоотношений правящей элиты". Кроме того, они знакомят нас с тем, как развивались экономика и политика "Российской империи во времена правления Екатерины Великой".

Выставляемый на аукцион архив, как пояснил Беккер, принадлежал потомкам в порядке наследования и являлся собственностью "Марии Павловны Демидовой, принцессы Сан-Донато, вышедшей замуж за Семена Семеновича, последнего из рода Абамелек-Лазаревых".
Источник: http://resheto.ru/speaking/news/news6782.php



Владимирские и ивановские поисковики создают совместную базу данных погибших в Великой Отечественной войне

Поисковые отряды Владимирской и Ивановской областей приступили к созданию совместной электронной базы данных о солдатах и офицерах Советской армии, погибших в Великой Отечественной войне.

Как сообщили "Интерфаксу" в комитете по молодежной политике обладминистрации, проект получил название "Книга памяти", в него вошли имена военнослужащих 332-й ивановской стрелковой дивизии имени Фрунзе - в ее составе были уроженцы обоих регионов. В базе данных собраны не только имена и фамилии погибших, но и документы из архива Минобороны. В целом в книге собрана информация о 2,5 тыс. человек.
332-я стрелковая дивизия имени Фрунзе была сформирована в августе 1941 г., а годом позже приняла участие в ожесточенных боях под Смоленском. Именно в Смоленскую область владимирские поисковики чаще всего отправляются на поиски незахороненных останков погибших солдат и офицеров. Только в прошлом году благодаря работе следопытов были перезахоронены останки 121 красноармейца.

Источник: http://www.interfax-russia.ru/r/B/centerObw/493.html?menu=A&id_issue=12190542



Католики и иудеи не могут прекратить споры о личности Пия XII

Католическое информагентство Zenit сообщило 14 ноября, что Ватикан и Израиль решили «замять» скандал вокруг Папы Пия XII. На иудео-католической конференции в Будапеште была принята специальная декларация, в которой есть такие слова: «О разногласиях, время от времени возникающих между нами, надлежит говорить в духе взаимного уважения и ни в коем случае не использовать язык, усиливающий напряжение».

Однако для того, чтобы действительно урегулировать конфликт («НГР» подробно писали о нем в предыдущем номере), недостаточно слов и деклараций. С обеих сторон нужны конкретные шаги – а именно два конкретных шага. Израильтяне должны убрать из экспозиции музея «Яд ва-Шем» в Иерусалиме скандальную надпись, вменяющую в вину Пию XII преступления Холокоста. Ватикан, в свою очередь, должен заморозить процесс беатификации этого Понтифика.

После того как 30 октября Папа Римский Бенедикт XVI принял на аудиенции представителей Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям, в СМИ заговорили, что Святой Престол действительно «притормозит» беатификацию. Иудеи попросили Понтифика предоставлять для независимой экспертизы материалы из ватиканских архивов прежде, чем принимать далеко идущие решения, касающиеся деятелей времен Второй мировой войны. Иудеям нужны доказательства того, что Пий XII активно осуждал Холокост и делал все, что
было в его силах, чтобы помочь евреям.

Вскоре пресс-секретарь Ватикана священник Федерико Ломбарди сообщил, что Святой Престол уже проводит каталогизацию архивных документов времен понтификата Пия XII (1939–1958 годы). Речь идет о 15 430 папках и 2500 досье. Это долгая и сложная работа. Она займет от 6 до 7 лет, и лишь тогда исследователи смогут изучить документы.

Однако слова Ломбарди вовсе не означают, что Ватикан пошел навстречу просьбам Израиля. Святой Престол периодически со времен Папы Льва XIII открывает свои архивы – и сейчас просто-напросто настало время документов, связанных с Пием XII. Кроме того, Ломбарди ни слова не сказал о том, что Ватикан готов ждать результатов независимой экспертизы и на ее основании принимать какие-то решения.

Как сообщают пресс-служба Ватикана и информированные источники, на столе у Бенедикта XVI лежит своего рода «характеристика» на Пия XII. Это результат предварительного изучения биографии Понтифика, проведенного Конгрегацией по делам святых. Одного росчерка папского пера на бумаге будет достаточно, чтобы запустить процесс беатификации.

Иерусалимский раввин Давид Розен, встречавшийся с Бенедиктом XVI в Риме, сообщил прессе, что Папа «всерьез рассматривает вопрос о беатификации Пия XII».

В начале ноября госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне заверил журналистов, что «дело Пия XII» находится в работе и «продвигается успешно». По словам Бертоне, не за горами обнаружение свидетельства о чуде, совершенном благодаря заступничеству покойного Папы. Чудо необходимо для причисления Пия XII к лику блаженных.

В 50-ю годовщину смерти Пия XII Ватикан организовал масштабную PR-кампанию этого Понтифика. На недавней конференции в Риме, например, можно было услышать, что Пий XII любил музыку и спорт (читайте: был человеком прогрессивных взглядов). Сам Бенедикт XVI на той же конференции заявил, что Папа Пий – чуть ли не главный вдохновитель II Ватиканского Собора (1962–1965). Дело в том, что в документах Собора – более тысячи отсылок к его текстам. Имя Пия XII упоминается в соборных документах более 200 раз.

Похоже, для Бенедикта XVI беатификация Пия XII – дело чести. Между тем израильская пресса продолжает «перемывать кости» этой спорной исторической фигуре. Скандальную надпись в «Яд ва-Шем» никто не намеревается убирать – во всяком случае, пока Ватикан не докажет, что Понтифик «открыто» выступал против Холокоста. В этой ситуации Бенедикт XVI принципиально не поедет в Израиль (хотя и давно собирается). Все остаются при своих взглядах, ничего не меняется, ничего не улучшается, миролюбивые декларации бессмысленны
и пусты.

Скандал вокруг личности Пия XII наводит на грустные размышления. Ведь именно религиозные организации с завидной регулярностью претендуют на роль посредников в международных конфликтах, призывая политиков к сдержанности, мудрости и поиску компромисса. При этом сами они демонстрируют полное нежелание и неспособность идти друг другу на уступки, даже когда речь не идет о принципиальных вещах.
Источник: http://religion.ng.ru/events/2008-11-19/3_piyxii.html

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное